Вы здесь

Звезды мировой оперы и мастера вокального искусства. На волнах радиопередач. Маттиа Баттистини – баритон (Г. Е. Голубин, 2014)

Маттиа Баттистини – баритон


Вечером 11 декабря 1879 г. на сцене римского театра «Арджентина» давали «Фаворитку» Гаэтано Доницетти. Афиши, расклеенные по городу, извещали о том, что партию Альфонса будет исполнять некий Баттистини. Из постоянных посетителей театра мало кто знал, что на сцену в этот вечер выйдет 22-летний баритон и что этот спектакль запомнится им на всю жизнь. Едва ли кто из собравшихся в театре ожидал чего-то необыкновенного от дебютанта, исполнявшего короля Альфонса. Однако уже после первого акта в антракте можно было услышать следующее: «Какой роскошный звук!», «Какая необычайная техника!», «Что за блестящие высокие ноты!», «Какая мягкость и эластичность голоса!» Я бы еще отметил редкую кантилену певца. Впрочем, это почувствует любой, послушав хоть одну запись великого певца. Певца, которого до сегодняшнего дня называют «королем баритонов».

Маттиа Баттистини родился в местечке Контильяно, близ Риети, 8 февраля 1857 г. Сын знатных родителей, Баттистини получил прекрасное образование, окончив медицинский факультет Римского университета. Все думали, что Маттиа пойдет по стопам отца, но получилось иначе. Непреодолимое желание петь и любовь к опере привели его к маэстро Орсини, который с огромным удовольствием занимался с Баттистини, как бы чувствуя, что из него может что-то получиться. Занятия шли успешно, но вскоре Маттиа переходит к другому педагогу – маэстро Персикини. Чем был вызван такой переход, доподлинно никому не известно, но всем стало ясно, что Баттистини всерьез решил посвятить себя оперной карьере, о которой он уже думал днем и ночью и мечтал как можно скорее дебютировать на оперной сцене и не где-нибудь в провинции, а в столице Италии, родине бельканто.

Вы спросите: «А где же консерватория или хотя бы училище?» А Маттиа это не нужно было – он Баттистини. В чем же секрет такого успеха? Так вот. Помимо феноменальных природных данных и двух педагогов, поставивших ему голос, был еще труд, причем каждодневный и каторжный. Баттистини занимался по нескольку часов в день, причем практически ежедневно до изнурения. Мало того, он занимался своим голосом в течение всей своей карьеры. Баттистини считал, что как бы ни были блестящи результаты, достигнутые в период обучения, настоящий художник не может ими удовлетворяться, ибо никакая, даже самая совершенная подготовка не в состоянии учесть изменений, которые с течением времени происходят в человеческом голосе. Сам Баттистини говорил: «Хорошая школа – это не талисман, неизменно приносящий удачу его обладателю, а фундамент, опираясь на который, певец в упорном ежедневном труде, постоянно шлифуя свое мастерство, наконец, полностью познает возможности голосового аппарата и достигает вершин вокального искусства!»

И все же вернемся к дебюту певца на сцене театра «Арджентина». Он был удачным, но это еще не предопределяло немедленного широкого признания. Баттистини пришлось приложить еще немало сил, прежде чем ему удалось достигнуть большего. Следующим театром, на сцене которого Баттистини блеснул, был Римский театр «Аполло». Через пару месяцев ему уже рукоплещет Турин, а летом 1881 г. его уникальный голос звучит в Буэнос-Айресе и Рио-де Жанейро. Надо признать, что Баттистини не любил дальние и длительные поездки, а тем более на другие континенты, так что поездка в Америку была для него первой и последней.

На родине Баттистини долго не задержался. В Мадриде его ждали завсегдатаи театра «Реал». Восторгам не было конца. В 1883 г. «король» баритонов уже в Лондоне. Далее были три крупнейших театра Италии: римский «Констанци», неаполитанский «Сан Карло» и миланский «Ла Скала». К сказанному добавлю, что лондонскую публику Баттистини не очень любил, так как считал что участие его в спектаклях «Ковент-Гардена» не вызвали того восторга к которым он уже привык. В какой-то степени певец был прав. Знаменитый в то время Жан Решке, чуть раньше покорил Лондон и, естественно, британцы были у его ног. Восемнадцать лет Баттистини не пел в Лондоне, пока все же не внял просьбам обиженных англичан и не явился к ним – уже в ореоле мировой славы!




Баттистини очень любил Россию. Каждый сезон в течение более чем двадцати лет он бессменно поет в Петербурге и Москве. Первое знакомство с русской публикой состоялось в опере Тома «Гамлет», в которой М. Баттистини пел заглавную партию. Постоянная итальянская труппа к тому времени прекратила свое существование в России, и выдающиеся певцы с мировыми именами приглашались богатыми меценатами зачастую в созвездии таких же мировых звезд. Так, Маттиа Баттистини был приглашен в 1893 г. в Петербург вместе с М. Зембрих, А. Котоньи и Ф. Маркони. Именно Марчелла Зембрих в спектакле «Гамлет» исполняла партию Офелии. К концу кратковременных гастролей Баттистини называли «большим артистом», умеющим очаровывать самых капризных, самых искушенных поклонников оперного искусства. Петербуржцы были покорены искусством Баттистини, особенно после его участия в спектаклях Мариинского театра, я имею в виду «Фауста» и «Риголетто». Именно петербуржцы признали в нем подлинного художника оперной сцены. После исполнения артистом Риголетто пресса писала: «Успех г. Баттистини имел громадный. Почти каждая фраза, сколько-нибудь значительная и выдающаяся в его исполнении сопровождалась громкими аплодисментами. Он нашел в своем сердце и уме несколько тонких и вместе с тем глубоких штрихов, которые выставили еще рельефнее и трагическую личность и трагическое положение Риголетто. Голос и вокальное искусство, превосходная дикция г. Баттистини тоже способствовали его успеху, превратившемуся, в конце концов, в истинный и заслуженный триумф». С удовольствием добавлю, что великий итальянский баритон любил петь русский репертуар. Он был очень элегантным Онегиным, мужественным Русланом и неповторимым Демоном. В России Баттистини приобрел необычайную известность. Вплоть до 1914 г. он владел сердцами поклонников оперы, которые пришли в театр С. И. Зимина проститься с величайшим мастером. В том году Баттистини покинул Россию, но творчество его продолжалось на сценах европейских театров. Артистические турне выдающегося мастера приводят его в Вену, Берлин, Варшаву, Бухарест, Монте-Карло, Мадрид, Париж и Лондон, где в постановке театра «Ковент-Гарден» он поет Евгения Онегина.

Очень любил Баттистини и Украину. Трудно сказать, в какую сторону склонялись весы. Но, прочитав книгу С. Левика «Записки оперного певца», я осмелюсь сказать, что все же чаша весов склоняется в сторону Украины. Украину Баттистини считал чуть ли не своей второй родиной. Климат для него был, как он говорил сам, очень подходящий. «Это вторая Италия», – говорил прославленный певец. Были годы, когда Баттистини безвыездно жил на Украине, выезжая петь отдельные спектакли. Именно на Украине с Баттистини произошел случай, с которым ознакомлены те, кто читает книги о великих певцах. На спектакль с участием великого баритона был приглашен русский царь. Я не могу сказать – было это в Киеве или в Одессе, но главное, что было. Спектакль задерживали – царь запаздывал. Прошел час, за ним другой, все ждут. В двенадцать часов ночи царь прибыл. Решили начинать. А где Баттистини? А он в начале двенадцатого уехал в гостиницу. Послали за «королем» баритонов. Что он ответил? Посмотрите на часы. Глубокая ночь – голос спит.

Что же за голос был у величайшего певца? Вне всяких сомнений Маттиа Баттистини обладал лирическим баритоном необычайно красивого тембра. В отношении красоты тембра, думаю, надо верить очевидцам, так как судить о его голосе по несовершенным в то время записям просто нельзя. И все же не зря называли его «королем» баритонов. Лично мое мнение, что у него на высочайшем уровне была все же техника владения голосом. Что касается его нижнего регистра, то он не был звучным, и это на записях отчетливо слышно. В верхнем же регистре ему не было равных. Вы, конечно же, обратили внимание, что Баттистини пел и партии, предназначенные для драматического баритона. Надо, кстати, помнить, что раньше не было таких уж жестких разделений на лирические и драматические голоса. Обладатель баритона или тенора должен был петь все партии, предназначенные для его голоса.

До сегодняшнего дня многие, особенно обучающиеся пению, хотят знать, как же занимался Баттистини голосом, что стал величайшим вокалистом? Пишут, что его домашние занятия строились по определенной системе. Сначала главное внимание уделялось упражнениям для дыхания, сглаживания регистров, подвижности голоса, кантилене, mezza voce и, конечно, филировке. Дирижер А. М. Пазовский, знавший артиста по опере С. Зимина, отмечает, что на подобные упражнения Баттистини отводил ежедневно в общей сложности полтора часа. За такой разминкой следовало повторение некоторых наиболее трудных отрывков из его оперного репертуара, и лишь после этого Баттистини брался за партию, которую предстояло вечером исполнять. Сколько же часов длились его занятия? И это в день спектакля. Чудо, да и только! С годами его голос продолжал звучать легко и свободно, казалось, он будет так петь вечно. Подвело сердце, но об этом чуть позже.

Сколько же спетых партий было у Баттистини? Репертуар артиста охватывал восемьдесят опер самых различных авторов. Назову самых его любимых: Д. Россини, В. Моцарт, Д. Пуччини и Р. Вагнер. С удовольствием пел он в «Травиате» Д. Верди, в «Марии ди Роган» Г. Доницетти, в «Отелло» Верди и в его же «Дон Карлосе», «Бале-маскараде» и «Эрнани». Не поверите, но я слышал запись, где Баттистини поет теноровую арию Вертера. Не подумайте только, что пел он в той же тональности. Точнее скажу, в тональности он пел той же, но арию было не узнать – сплошные пунктиры. Горячий почитатель Батистини, Жюль Массне специально изменил мелодию арии, чтобы «королю баритонов» было удобно петь. Честно вам признаюсь, и вы со мной согласитесь, если послушаете этот вариант, что ария ни только не выиграла – она просто потерялась.

В 1927 г. в Будапеште завершился творческий путь великого певца. Похоже, Баттистини решил покинуть сцену в год своего семидесятилетия. Через два года он собирался отметить «золотой юбилей» своего первого выхода на сцену, но… болезнь сердца давала о себе знать. 8 ноября 1928 г. Маттиа Баттистини скончался почти там, где родился, т. е. близ города Риети.

С. Ю. Левик в своей книге «Записки оперного певца» дает яркую характеристику Батистини как вокалисту и актеру, сравнивая его с лучшими представителями русской певческой школы. В начале прошлого века Баттистини сделал довольно много записей. И хотя они не дают должного представления о красоте голоса певца (старые записи не могли улавливать все обертоны человеческого голоса), но они дают известное представление об исключительной мягкости и эластичности голоса Баттистини, вписавшего одну из самых блестящих страниц в историю итальянского бельканто.