Зельма Курц – сопрано
Имя замечательной австрийской певицы Зельмы Курц известно, конечно же, только узкому кругу профессионалов. К сожалению, конечно. Как-то в одной из передач я говорил о том, что многих великолепнейших вокалистов мы не знаем, многих узнаем с опозданием, но есть и такие, которых мы уже и не вспоминаем, и не потому, что забыли – мы их просто не знали. Многих ли мы знаем вокалистов, которые не любили записываться?
Я не знаю, была ли популярна на Западе Зельма Курц. Так была она популярна или нет? Вряд ли кто ответит на этот вопрос. Впрочем, так ли это сейчас важно? Тем более, после строк, которые я вам процитирую: «Популярность не определяет меру таланта артиста». Достойные слова. Принадлежат они гениальному русскому певцу Ивану Васильевичу Ершову. А ведь многие считают: популярен, значит лучший из лучших. Это не так, и далеко не так! Но вернемся к Зельме Курц. Судя по записям, которые мне посчастливилось слушать и отзывам современников, она была одной из звезд на оперном небосклоне первой трети прошлого столетия. Признаюсь честно, не помню, как диск-гигант этой выдающийся певицы попал мне в руки. Но послушав несколько записей, я понял, что певица незаурядная, и о ней обязательно надо сделать передачу. Ответом, и положительным, были ваши письма. Напоминаю, что Курц записывалась на заре звукозаписи и, естественно, эти записи не идут ни в какое сравнение не только с современной записью, а даже с записью середины прошлого столетия.
Есть певцы, одни лишь воспоминания о голосе которых заставляют восторженно трепетать сердца многих любителей вокала. Именно таким голосом обладала Зельма Курц. Ее уникальные трели, ферматы, филировка высоких нот являются доказательством высочайшего уровня вокальной школы и исполнения!
Где бы ни выступала Зельма Курц, везде ее виртуозная, свободная и, одновременно, задушевная манера пения вызывала восторг слушателей.
Однако, в отличие от Амелиты Галли-Курчи и других обладательниц колоратурного сопрано, известных нам на рубеже позапрошлого и прошлого столетий, имя Зельмы Курц сегодня, к сожалению, несколько стерлось в нашем сознании. Так давайте хотя бы кратко коснемся ее биографии.
Родилась певица в 1874 г. в австрийском городе Билице. Первым, кто обнаружил ее уникальное дарование, был кантор местной синагоги, где Зельма пела в хоре. Искусство трели было, видимо, у нее природным явлением. Будучи совсем еще маленькой, Зельма разговаривала с птицами на их языке, т. е выводила трели и рулады, да так, что соловьи на время замолкали, как бы прислушиваясь к голосу, доселе им неизвестному. Я слушал запись Зельмы Курц, где она поет произведение композитора Тауберта «Птица в лесу». Ну, один к одному – соловей и соловей! Такое пение забавляло девочку и, естественно, она продолжает совершенствовать язык птиц. Кантор синагоги понимал, что Зельме необходимо серьезно учиться пению, и он советует ей ехать в Вену. И вот 15-летняя девочка предстала перед профессором Иоганном Рессом. Под руководством маститого профессора Зельма делает большие успехи. Сразу замечу, что платил за уроки богатый меценат, который был покорен вокальными и внешними данными будущей выдающейся певицы. Однако случилось непредвиденное – Зельма Курц бросает все и едет в Париж. И это несмотря на успехи. В Париже она продолжает занятия по вокалу, но уже у женщины по имени Матильда Мариезе. Не здесь ли секрет перехода к другому педагогу? Замечу, что женщинам, обладающим легким сопрано, все же лучше иметь педагогом женщину и, желательно, обладательницу сопрано.
Вскоре Зельма Курц была готова к дебюту. Но в какой партии дебютировать? Было подготовлено несколько партий, лучше всего голос певицы звучал в опере А. Тома «Миньон». Теперь необходимо было выбрать театр, где была в репертуаре именно эта опера. И вот Зельма Курц уже в Гамбурге. Дебют прошел успешно. Шел 1895 г. Началась счастливая оперная карьера. Великолепный театр. Сильная труппа! Хорошие условия контракта. Отличный репертуарный план. Но опять что-то не устраивало Курц. Она бросает театр и едет во Франкфурт-на-Майне. Здесь на оперной сцене она с триумфом поет Джильду в опере Джузеппе Верди «Риголетто».
В начале своей артистической карьеры Курц пела преимущественно лирические партии, но уже в конце 90-х гг., т. е. более ста лет назад, ей все чаще поручают колоратурные партии. Именно на них раскрылся уникальный талант певицы. До 1899 г. Курц поет во Франкфурте-на-Майне, а затем ее приглашают в Вену, в город, где она начала обучаться сложному искусству пения. И вот здесь-то ее заметил и помог ей сам Густав Малер, великий австрийский композитор и дирижер.
Ну, а что же писали критики? Читаем: «Зельма Курц оставалась признанным членом труппы Венской королевской оперы до середины 20-х годов». Как вы поняли, так писали несколько позже, но сами видите, что Зельма Курц надолго задержалась в Вене. Не обошел вниманием певицу и другой великий дирижер – Бруно Вальтер, а он был в 20-х гг. директором Зальцбургских фестивалей. Именно Зельма Курц была приглашена петь Констанцу в опере В. Моцарта «Похищение из Сераля». Естественно, эту запись я дал в эфир в момент передачи о выдающейся певице.
Зельма Курц в период своего расцвета довольно много гастролировала. Ей аплодировали в Лондоне и Париже, Праге и Будапеште. За океаном певица была только раз – в 1921 г. Выступив в Нью-Йорке и затосковав по родине, она взяла билет и отплыла в Европу. Мы знаем многих певцов, которым Новый свет был не мил. Достаточно вспомнить короля баритонов М. Баттистини, который предпочитал Америке Украину.
Свою родную Австрию Зельма просто обожала и позже практически не покидала ее.
Но что за голос был у знаменитой певицы? Такие голоса характеризуются как легкие сопрано. Ну, а если это расшифровать, то получается лирико-колоратурное сопрано. Голос довольно редкий, особенно сейчас. Голос Курц не отличался особой силой. Да надо признать, что легкие сопрано и не должны быть сильными. Легкость звукоизвлечения и яркость тембра подобных голосов дает им большую полетность, а это лучше всякой силы. Согласитесь, ведь флейта не отличается силой звука, а слышна в любом уголке зала. Я слышал певцов со стенобитными голосами, которые в классах и небольших помещениях пели так, что дрожали стены. Однако в больших помещениях они теряли свою стенобитность и зрительный зал не наполняли звуком. Почему? Думаю, вы поняли. Высокие голоса, да еще с хорошо настроенной высокой формантой, имеют преимущество благодаря их полетности. И все же главным достоинством Курц была подвижность ее голоса и феноменальная техника.
Знаю, из ваших же писем, что многих интересует семейное положение звезд. По возможности, я всегда об этом рассказываю. В двух словах поведаю и сейчас. Муж Зельмы Курц был известным в Вене врачом-гинекологом. Его имя Йозеф Курц. Так что Курц – это по мужу. Их дочь Таисия стала певицей и обладала красивым сопрано. Сама Зельма Курц скончалась в Вене в 1933 г. Я говорил, что голос Курц не отличался особой силой, но он отличался редкой кристальной чистотой, а ее пение сравнивали с пением соловья. Поэтому удивительно, что она записала арию Леоноры из оперы Д. Верди «Трубадур». Однако более чем уверен, что на сцене она эту партию не пела. Как говорится, – не по голосу.
Зельма Курц обожала петь в операх Д. Россини, В. Беллини и Г. Доницетти. Благородная лирика, присущая всем операм В. Беллини, нашла в лице Зельмы Курц свое гениальное воплощение. Все, кто слушал запись Сомнамбулы, сходились в одном – гениальное исполнение!