Возничий, или Возница
Ты ослабил узды коней и, тревожась, их бьешь по бокам,
Но куда и зачем ты спешишь, мраком скрыто, неведомо нам.
Будто ветер бушует во мраке, загремело твое колесо,
Черным светом кружится над миром, взвывая с высот.
Это крупное созвездие, протянувшееся на север поперек Млечного Пути от звезды у, которая отмечает одновременно и рог Быка до ног Жирафа. С юга на север его протяженность составляет около 30°, а с востока на запад – около 40°. Возничего изображают в виде молодого человека с хлыстом в правой руке, но без колесницы. На левом плече у него Коза, а на запястьях Козлята. Так, с небольшими изменениями, с самых древних времен рисовали Возничего. В те времена, как и сейчас, это созвездие славилось красотой своей главной звезды, Капеллы, и тем, что весной, на закате, его звезды ярко сияли на северо-западе, а ранней осенью – на северо-востоке. Тем не менее в «Гигине» 1488 года Возничий был изображен в виде кучера, управляющего странной четырехколесной повозкой с козой и козлятами на их привычных местах. В повозку были впряжены два быка, лошадь и зебра (!). В «Гигине» Мицилла 1535 года Кучер управлял двухколесной повозкой, которые влекли две лошади и два быка. На турецкой планисфере это созвездие называлось Мулом; так же называли его и арабы, которые ничего не знали о Кучере, Козе и Козлятах – во всяком случае, никогда их не изображали. Байер назвал его по-латыни Мулус Клителлатус (Мул с Корзинами).
Иделер полагал, что исходная фигура Возничего состояла из пяти звезд: α, β, ε, ζ и η. Возница, представленный звездой а, стоял на античной наклонной колеснице (звезда β), а другие три звезды обозначали вожжи. Однако позже колесницу изображать перестали, а вожжи приняли свое нынешнее положение. Козу добавили по ошибке, спутав слово Αιγις (штормовой ветер) со словом Αιξ. Звезды α, η и ζ, во время своего гелиакического восхода или исчезновения в тумане, предвещали наступление периода штормовых ветров. Еще позднее к звезде α (обозначавшей козу) были добавлены звезды η и ζ, ставшие ее козлятами. В «Гигине» утверждалось, что это было сделано Клеорстратом.
Но результаты более поздних исследований дают нам основание полагать, что это созвездие выделяли на небе шумерские астрономы почти в той же форме, в какой мы знаем его сейчас, так что оно было хорошо известно несколько тысяч лет назад. На скульптуре из Нимрода изображен Возничий с Козой на левой руке. В греко-вавилонское время границы созвездия Рубуки (Колесницы) совпадали с нашим Возничим, а быть может, немного заходили в пределы Тельца.
Эниоксос (Держащий Вожжи) был преобразован латинскими авторами в Хениохуса, а Германик и другие отождествляли его с Эректеусом, или, правильнее, Эриктонием, сыном Вулкана и Минервы, который, унаследовав от отца хромоту, придумал удобный способ передвижения – колесницу, влекомую четырьмя лошадьми. Благодаря этому он не только стал четвертым по счету царем Древних Афин, но и попал на небо. Эту историю рассказывает нам Манилий.
Вергилий в своей «Третьей георгике» описывал нечто похожее.
Греко-латинское название созвездия сохранилось до XVII века – его употребляют Буллиалд, Лонгомонтан и Риччиоли.
Другие видели в этом созвездии Миртилия, возницу Эпомауса, который предал своего хозяина, отдав его в руки Пелопса, или Силласа, кучера последнего, или Пелефрония, фессалийца, или Трефона. Еврипид и Паусоний отождествляли Возничего с несчастным Ипполитом, еврейским Йосифом классической литературы. Были и другие греческие названия Возничего колесницы: Армелатес, Дифрелатес, Ипполатес и Еласиппос. Лаланд называл его Белерофоном и Фаэтоном, а также Трохилом (от слова «Троксалос», бегущий). Однако трудно понять, почему он именовал это созвездие Абсиртом (правильнее Апсиртос), именем младшего брата Медеи.
Хотя римляне и называли это созвездие Возничим, их поэты присваивали ему имена Ауригатор, Агитатор Куррус Ретинене Хабенас, Хабенифер и Тененс Хабенас (Колесничий и Держатель Вожжей). Некоторые из этих названий встречались лишь в «Таблицах» и «Альмагестах» до XVI века. Нигидий и Варрон называли созвездие Возничего или Боотеса Аратором (Пахарем). Это название сохранилось до сих пор у тевтонских крестьян, которые называют Капеллу и Козлят Пахарем с его Волами. Грим пишет, что группу именовали еще Волуярой – под таким называнием она была известна у пахарей. Иногда вместо Аратора (Пахаря) по ошибке писали Акатор.
Коза и Козлята именовались Кустос Капр арум, Хабенс Капеллас, Хабенс Хедос и Хабенс Хиркум. Хабенс алениам капрам и Оленис сидус плювиале Капелле в «Метаморфозах» Овидия произошли от слова «Оленинен Аратоса». Полагают, что это название произошло от греческого слова «олене» (запястье), на котором располагались Козлята. Однако другие исследователи считают, что это название произошло от Оленуса, места в Древней Этолии, где родилась нимфа Амальфея, и от имени ее отца.
Иосиф Гиспалитский[49] – святой Иосиф – называл это созвездие Маворсом – поэтическим именем Марса, отца Ромула и бога пастухов. Нониус, португальский астроном XVI века Педро Нуньес, называл Возничего Мафуртием; Байер обнаружил название Мафорте, однако откуда он взял другое название – Офиултус (вероятно, нижнелатинское), которым также обозначали звезду α, не знает никто.
Некоторые исследователи полагают, что египтяне называли Возничего Хорусом, однако Скалигер утверждал, что Хора из Птолемеева перевода «Четверокнижия» – это Роха или байеровский Рох (Кучер). Бейгель же считал, что это опечатка и Роха – на самом деле это Лора (Вожжи).
Варварские названия Альхайор, Альхайот, Альхайсет, Алль-хатод, Альхаджот, Альхдоф, Альходжет, Аланак, Аланат и Ам-кок – и это еще не полный список, – применявшиеся и к самому созвездию, и к самой яркой его звезде, произошли, вероятно, от искаженных арабских слов «аль-анз» и «аль-айюк». Последним обозначали Капеллу (Козочку). Арабы считали ее каменным козлом, обитающим в пустыне, по-арабски Баданом; Иделер полагал, что это было, возможно, древнейшее арабское название Капеллы.
В «Альмагесте» 1515 года говорится: et nominatin′ latine autarii… id est collarium – этот коллариум, вероятно, относится к хомуту в упряжке колесничего, однако никто не мог понять, что означает слово «Аутарии». Профессор Янг высказал предположение, что это могут быть вожжи, находящиеся в руках Возницы, словно корабельные ванты. Такое значение придавал этому слову Витрувий, описывая ворот для подъема тяжестей, который используют строители.
Арабы переводили классические названия Держатель Вожжей как Аль Дху аль Инан, Аль Масик аль Инан и Аль Мум-сик аль Инан. Чилмед передал эти названия как Мумассих Альханам, но раввин Эзра[50] все спутал, назвав созвездие Пастором in cujus manu est frenum.
Некоторые называли Возничего святым Иеронимом, но Цезий отождествлял его с Яковом, обманувшим отца с помощью мяса его козлят. Сейсс утверждал, что созвездие олицетворяет доброго пастуха, который отдал жизнь ради спасения своей овцы. Колесница и Коза изображены на консульских монетах Рима, а Коза – на монетах Пароса – быть может, она имеет отношение к этому созвездию.
Аргеландер насчитывал в созвездии Возничего 70 звезд, видимых невооруженным глазом, а Хейс – 144.
Эту звезду называли Капеллой (Козочкой) уже со времен Манилия, Овидия и Плиния. Вслед за Аратосом эти авторы именовали ее Сигнум Плювиале, как и спутников Геды, подчеркивая этим то, что в классические времена она предвещала начало сезона дождей. Холланд перевел название Плиния как Дождливая Звезда Коза. Плиний и Манилий считали ее созвездием, называя ее Капрой, Капером, Хиркусом и другими именами.
Наше название – это уменьшительное от слова «Капра», иногда превращавшееся в Крепу, и более определенно передаваемое как Олениа, Оления, Капра Оление. В Heroides Овидия α названа Олениум Аструм. В наши дни испанцы называют ее Кабрилья, а французы – Шевр.
Название Амалфея произошло от имени критской козы, кормилицы Юпитера и матери Геды, которую она оставила, чтобы вскормить приемного сына. Манилий писал, что
Кормилицу-козу вознаградили Боги.
В связи с этим Капеллу иногда называют еще Кормилицей Юпитера.
Однако, если верить более древним мифам, кормилицей Юпитера была нимфа Амалфея, которая, вместе со своей сестрой Мелиссой, вскормила божественное дитя козьим молоком и медом на горе Ида. Иногда вместо Амалфеи или Мелиссы называют нимфу Айге или Адрасту с сестрой Идой. Все они были дочерьми критского царя Мелисея. Другие утверждают, что звезда α олицетворяет рог Козы, который младенец Юпитер сломал во время игры и который был перенесен на небо в виде Рога Изобилия. В современном литовском это название звучит как Приносящая Пищу. В этой связи созвездие Возничего называлось Амалфейас Керас. Это название попало в Septuagint как перевод выражения Рог Красок или Рог Противоречий (Антимоний), которые упоминаются в Книге Иова, 13: 14. В Вульгате – это Корнус Тибии. Птолемеево название Айз превратилось, вероятно, в арабо-греческое имя Айоук из грекоперсидской книги Хризококки, а также в Айюк, Альхайок, Альхайаф, Алафад, Алкатод, Алатудщо, Атуд и другие. Этими названиями именовали не только звезду α, но и все созвездие в целом. Однако Иделер полагал, что Айюк – это исконно арабское имя Капеллы. От слова «Капелла» могло произойти название Алькакела, которое приводит Ассемани. Тирийцы называли эту звезду Йюта, но это имя носил также Альдебаран и, возможно, некоторые другие звезды. Раввины считал, что арабы называли словом Айюк свою небесную Козу, хотя и размещали ее в разных местах – в созвездиях Возничего, Тельца,
Овна и Ориона. Тем не менее «коза, висящая на руке» – название, позаимствованное Аратосом у жрецов Зевса, – располагалась там, где она находится и сейчас. Этому важному (!) вопросу Гайд посвятил целых три страницы критических замечаний, настаивая на том, что эту звезду надо называть арабским и еврейским словом Аш.
Совместно со звездами ζ и η (Козлятами) α образует группу, которую Казвини называл Аль Иназ (Коза).
Древние арабы называли Капеллу Аль Ракиб (Кучер), ибо, располагаясь далеко на севере, она становится заметной в вечернем небе еще до того, как появятся другие звезды, и поэтому руководит ими. Аналогичным образом Аль Хади из созвездия Плеяд, находящаяся на широте Аравии, восходит одновременно с этим созвездием. Вецштейн, критик Библии, которого часто цитировал Делиш, объясняет этот термин так: «Это – певец, едущий во главе каравана, который подгоняет верблюдов криком «хадва» – здесь Плеяды рассматриваются в качестве каравана верблюдов. Древний арабский поэт называли Хади человеком, следящим за игрой в Мейзир, сидя позади других игроков, то есть звезд.
Байер приводит название Офиултус, но что оно означает, не знает никто.
Место Капеллы в дендерском зодиаке занято мумией кошки, которая сидит на вытянутой руке мужчины, увенчанного перьями. Капелла всегда была очень важной звездой в храмовом культе великого египетского бога Пта (Открывателя) и, по-видимому, носила имя этого бога. Ее закат наблюдали с храма бога Пта начиная с 1700 года до н. э. Этот храм был сооружен в Карнаке, недалеко от Фив. Это бог Но Амон из книг пророков Иеремии и Нахума. Недавно было обнаружено еще одно святилище бога Пта – в Мемфисе, которое тоже было ориентировано на заход Капеллы. Этот храм был сооружен около 5200 года до н. э. Локьер полагает, что на заход этой звезды ориентировано не менее пяти храмов.
Этой звезде поклонялись и в Греции. На ее заход ориентирован храм Дианы Пропилейской в Элеусе и еще один в Афинах.
В Индии Капеллу называли священной звездой Брахма Ри-дайя (Сердце Брахмы), а Хьюитт считал, что именно Капелла или Арктур являлись Арьяманом или Айрьяманом Ригведы.
У китайцев Капелла совместно с β, θ, κ и γ входила в состав созвездия, которое они называли Воо Чжау (Пять Колесниц), – единственное напоминание о европейском названии, хотя Эдкинс утверждает, что это созвездие называлось Колесницы Пяти Императоров.
Многие считают, что аккадийская звезда Дил-гон И-ку (Посланец Света) или Дилган Бабили (Звезда, покровительствовавшая Вавилону) – это наша Капелла, известная в Ассирии как И-ку (Руководитель Года), ибо, согласно Сейду, во времена аккадийцев начало года определялось положением Капеллы по отношению к Луне во время весеннего равноденствия. Это было до 1730 года до н. э., поскольку в течение предыдущих 2150 лет весна начиналась в тот день, когда Солнце входило в созвездие Тельца. В связи с этим Капеллу называли еще Звездой Мардука, но после 1730 года до н. э. некоторые из этих названий стали относить к Гамалю, Веге и иным звездам, которые из-за прецессии лишились положения звезд, обозначавших начало весны. Одну клинописную надпись, в которой, по-видимому, говорится о нашей Капелле, цитирует Йенсен. Здесь она называется Аскар (Бог Бури). В «Табличке тридцати звезд» ее называют Ма-а-ту. Это объясняет значение Капеллы в классические времена и является доказательством того, что истоки греческих знаний о созвездиях надо искать в долине Евфрата. Древние жители Перу, Квихуа, на языке которых до сих пор говорят их потомки, как выяснилось, уделяли много времени наблюдениям за звездами. Хосе де Акоста, испанский иезуит и натуралист XVI века, писал, что все птицы и звери имели у них своих тезок на небе. Он приводит названия нескольких звезд; Капеллу древние перуанцы называли Колка. Колка была также популярна среди пастухов Перу, как и Капелла среди пастухов Средиземноморья в древности. Позднее английские поэты называли ее Пастушьей звездой, хотя чаще этим именем обозначали Венеру.
В астрологии Капелла предвещает гражданские и военные почести и богатство.
Теннисон в своем стихотворении «Мод» называет ее «короной славы».
Что касается ее яркости, то тут астрономы расходятся во мнении – Смит считал ее ярко-белой, профессор Янг – желтой, а другие – голубой или красной. Красной называли Капеллу Птолемей, аль-Фергани и Риччиоли. Такой же считают ее и те, чьи глаза особенно восприимчивы к красному цвету.
Возможно, что яркость Капеллы в течение XIX века возросла; но какой бы яркой она ни была, ее параллакс, равный 0,095″ и определенный Элкином, свидетельствует о том, что она находится на расстоянии 34[51]/ светового года от Солнечной системы. Если это так, то Капелла испускает в 250 раз больше света, чем наше Солнце.
Ее спектр очень похож на спектр Солнца; специалисты по спектроскопии утверждают, что физические свойства Капеллы идентичны свойствам нашего светила. Ее спектр является образцовым спектром солнечного типа[51], желтым по своему оттенку с бесчисленными темными линиями.
Фогель полагал, что Капелла удаляется от Солнечной системы со скоростью 15¼ мили в секунду. Это самая северная из всех звезд первой величины. Она восходит на широте Нью-Йорка на закате солнца примерно в середине октября и кульминирует в 9 часов вечера 19 января. Поэтому в течение года в очень ясные ночи в определенный час ее можно видеть на небе.
Название этой звезды – Манкалинан, Менкалинам или Менкалина – произошло от арабского Аль Манкиб дил Инан (Плечо Держащего Вожжи). Точка солнцестояния располагается в 2° от нее к востоку, а сама звезда β находится примерно в 10° восточнее Капеллы. Предполагается, что это – двойная звезда, удаляющаяся от нашей системы со скоростью примерно 17,5 мили в секунду. Ее две практически одинаковые по величине звезды располагаются всего в 7,5 миллиона миль друг от друга и обращаются с периодом в четыре дня с относительной скоростью 150 миль в секунду. Это обнаружил Пикеринг во время своих спектроскопических наблюдений в 1889 году. Каждые два дня линии на спектре β удваиваются и разделяются.
Ее арабское название – Аль Каб дил Инан (Пятка Держащего Вожжи) обозначает положение звезды на фигуре Возничего. С древнейших времен существования описательной астрономии ее отождествляли со звездой Аль Наф, β созвездии Тельца, которая находится на кончике его правого рога. Туда же помещал у и Аратос. Однако Витрувий называл ее Рукой Возничего, ибо думал, что Возничий держит ее в руке. Если бы это было так, то рисунок созвездия у римлян, греков и наш собственный был бы совсем другим. Астроном Хеш в 1769 году совершенно справедливо отнес это название к звезде θ. Более поздние арабские астрономы тоже считали, что она находится в созвездии Тельца, и называли ее Аль Кары аль Тхаур аль Шамалийя (Северный Рог Быка), но Казвини отнес ее в Возничему, назвав «две на лодыжках» Аль Таваби аль Айтюк (Помощника Козы). Иделер отождествил обе эти звезды с γ и ι.
Эта звезда располагается на голове Возничего. Сейчас она не имеет своего названия, но индусы называли ее Прайя-пати (повелитель сотворенных существ). Это название носили (причем с гораздо большим основанием) Орион и Ворон. В книге «Судья Сиддханта» этой звезде посвящено много места, но «трудно понять, почему столь слабая и незаметная звезда оказалась среди тех немногих [звезд], которым индусы уделяли так много внимания».
Китайцы включали звезду δ, вместе с ξ, h, к, ί и другими, расположенными вблизи Кассиопеи, в созвездие Ба Ку (Восемь Злаков).
Хайд считал, что арабы одно время называли эту звезду Аль Ма’аз (Козел), и под таким названием она появилась в одном из комментариев к трудам Улугбека, но Казвини именовал ее Аль Анз, хотя она и не относилась к его группе Козлят (Аль Иназ), куда входили α, ζ и η. В некоторых современных списках ε относят к Козлятам.
Ее переменный характер с нерегулярным периодом заподозрил Фрич в 1821 году, а Шмидт в 1843 году подтвердил это. Независимо от него Хейс в 1847 году тоже установил переменный характер ε. Звезды ζ и η располагаются в 5° юго-западнее Капеллы.
Это – самая западная звезда в группе Козлят Гиппарха и Птолемея или Геди римлян. Плиний выделил эти звезды в отдельное созвездие.
Поэт Каллимакс в 240 году до н. э. написал в своей эпиграмме на «Антологию»:
Жди ветров разрушительных, когда
Козлята засияют в небесах.
Вергилий, приводя в своих «Георгиках» наблюдения своих соседей-землевладельцев, сделал особый упор на ветра, дующие в ту пору, когда на небе видна звезда Геди. Гораций и Манилий называли их штормовыми.
Гораций называл их также horrida et insana sidera и indsns Caprae sidera, а Овидий – Дождливыми. Таким образом, Козлята, как и Капелла, пользовались у моряков дурной славой, их боялись, поскольку они предвещали начало сезона штормов на Средиземном море. Их восход октябрьскими ранними вечерами означал конец навигации. Все авторы классической эпохи отмечали опасное влияние этого созвездия, и, когда оно заканчивалось, жители Средиземноморья устраивали праздник Natalis navigationis (Начало навигации). Проперций называл созвездие Козлят Гедой; Альбумасар – Агни (Ягнятами), арабы – Аль Джадьайн (Двумя Козлятами), Байер – Капеллами (Козочками).
ζ в первом и здании «Альфонсовых таблиц» названа Садатони, но в более поздних и в «Альмагесте» 1515 года – Саклатени. Оба эти названия произошли от искаженного слова «Аль Дхай аль Инан» (Держащий Вожжи) или, скорее, от «Аль Саид аль Тхани» (Вторая Рука). По-видимому, ζ была перепутана со звездой β, которая расположена в этом месте, или потому, что на ранних рисунках фигуры Возничего ζ располагалась именно здесь.
Звезда η на полвеличины ярче ζ, но не имеет собственного имени.
Именно эту звезду аль-Тизини называл Аль Ка’б д’ил Инан; другие же авторы считали, что это название относится к γ. Казвини включал ι с γ в свое созвездие Аль аль Таваби аль Айюк.
Три этих звезды, располагающиеся в центре фигуры Возничего, входили состав созвездия Аль Х’иба (Шатер) Казвини; но он размещал свой Шатер в созвездиях Водолея, Южного Креста и Ворона, ибо у арабов это было в порядке вещей.
Быть может, именно эта звезда и называлась Аль Хурр (Молодой Олень) на глобусе Борджиа.
У китайцев звезды 5-й величины μ, р и σ составляли созвездие Цзээнь Хуан (Небесный Водоем), а звезды ν, т, φ, χ вместе с одной неопознанной звездой – созвездие Чоо (Колонна).
В 2° южнее χ 24 января 1892 года астроном-любитель Томас Д. Андерсон из Эдинбурга обнаружил с помощью театрального бинокля желтоватую новую звезду 5-й величины, называемую сейчас Т Возничего. Спектр этой звезды вызвал в астрономическом мире огромный интерес. Незадолго до своего оптического открытия эта звезда была запечатлена на фотографическом снимке, сделанном 10 декабря 1891 года. Однако на снимке, сделанном 8 декабря 1891 года, ее не было – таким образом, она появилась на небе между 8 и 10 декабря. Другая фотография показывает, что ее максимум, 4,4, пришелся на 20 декабря. Однако полагают, что она зажглась более сотни, а может быть, и несколько сотен лет назад, поскольку она находится на огромном расстоянии от Солнечной системы. К концу апреля 1892 года она исчезла из вида, но 19 августа ее вновь обнаружили с горы Гамильтон, но уже как планетарную туманность. Это второй случай в истории астрономии, когда звезда изменила свой характер – первой была новая в созвездии Лебедя, обнаруженная в 1877 году. Она была видна еще в 1895 году, ее спектр по своему характеру неизменно оставался спектром туманности. Следует отметить, что история обнаружения двух других новых звезд с помощью спектроскопа, изучавшего астрономические объекты, почти одинакова. Шейнер, подробно описавший это явление в своей книге «Спектральный анализ», утверждает, что скорость этих двух небесных тел составляет 400 или более миль в секунду, если, конечно, – в чем некоторые сомневаются, – необычное разделение ярких и темных линий водорода в спектре туманности было вызвано движением газовых масс относительно друг друга.
Звезды 5-й величины от ψ1 до ψ10 входили когда-то в созвездие Кнут. По-латыни их называли Долонес, а Тибуллус именовал их Стимулус. Байер писал о созвездии Кнут так: «Из десяти ярких звезд состоящее». Дюрер изображал эти звезды в виде нескольких плетей кнута в руках Возничего.