Вы здесь

Звезды. Легенды и научные факты о происхождении астрономических имен. Корабль Арго (Р. Х. Аллен, 1963)

Корабль Арго

Его называют просто Арго или Корабль.

Это созвездие находится в Южном полушарии, восточнее Малого Пса, южнее Единорога и Гидры, почти полностью в пределах Млечного Пути. Над Нью-Йорком можно увидеть только несколько самых незначительных его звезд, хотя размер его огромен – почти 75° в длину.

Манилий называл его Благородный Арго. Созвездие состоит из 829 звезд, видимых невооруженным глазом. Его центр кульминирует 1 марта.

Лакайль использовал для обозначения его звезд 180 букв, многие по два раза, поэтому, хотя корабль Арго и занесен в каталог Британской ассоциации, астрономы для удобства делят его на несколько частей: Киль с 268 звездами, Корма – 313 звезд и Парус – 248 звезд.

Лакайль выделял в этом созвездии две части: Мачту и Морской Компас. Некоторые астрономы до сих пор выделяют созвездие Компас.

Из других звезд Боде составил Лозхиум Фунис (Лаг и Линию), которое тоже появляется на картах.

У небесного Корабля нет носа – так же как и у Коня, Пегаса и Тельца. Так обычно его и изображают на карте. Об этом же писал и Аратос:

Большой Пес тащит корабль «Корабль Арго»

Кормой вперед; это не обычный корабль.

Он движется задом наперед

В тех случаях, когда корма повреждена.

Тогда корабль вводят в порт

Кормой вперед и вытаскивают на берег.

Корму у «Арго» оторвало, когда он проходил через пролив Босфор (Симплегады), и ему едва удалось проскочить между двумя сходящимися скалами – Лазурными скалами у входа в Черное море. Однако Аратос, по-видимому, думал, что корма была не оторвана, а лишь повреждена, ибо он писал:

Весь «Арго» высится в небе

И часть его теряется в тумане,

От носа и до самой мачты; все ж другое

Сияет в ярком свете.

Многие художники и писатели таким именно его и изображали. В «Альфонсовых таблицах» он показан в виде двухмачтового судна с веслами, а Лубьеницкий в своей книге «Театр комет» 1667 года изобразил его как большое торговое трехмачтовое судно с одним рядом портов, летящее по морю на всех парусах.

Если верить мифам, то его построил Глаук или Арго для Ясона, который был руководителем пятидесяти аргонавтов. Число равнялось количеству весел. Им помогала Афина Паллада, которая собственноручно установила на носу кусок говорящего дуба Додоны – так «Арго» получил возможность «предупреждать и направлять вождей, которые входили в его команду». Судно совершило плавание из Иолка в Фессалии в Колхиду и привезло домой золотое руно, после чего Афина подняла его на небо.

По другому греческому мифу, изложенному Эратосфеном, созвездие олицетворяет самый первый корабль, отправившийся в морское путешествие задолго до Ясона. На нем Данай вместе со своими пятьюдесятью дочерьми уплыл из Египта в Родос и Аргос. Данте пишет об этом так:

Он напугал Нептуна с помощью Арго.

Египтяне считали, что созвездие олицетворяет ковчег, в котором Изида и Озирис спаслись от потопа, а индусы утверждают, что он сыграл ту же роль для Изи и Исвара, индийских аналогов этих богов. В индийских доисторических мифах это был корабль «Арга», на котором путешествовало Солнце. Кормчим на нем была Агастья, или звезда Канопус. В санскритском слове «арга» легко угадывается слово «арго» – однако Линдсей считает, что название «Арго» произошло от семитского «арек», которое употребляли финикийцы. Оно означает «длинный», и, по мнению Линдсея, «Арго» назвали так потому, что это был самый крупный корабль из всех спущенных на воду к тому времени.

Много внимания уделил кораблю аргонавтов Исаак Ньютон – он утверждал, что это судно было построено около 936 года до н. э., через сорок два года после царя Соломона.

Римляне всегда называли это созвездие Арго или Корабль. У Витрувия это «корабль, который зовется «Арго». Однако Цицерон называл его Корабль Аргонавтов или Корма Аргонавтов; Германик – Корма Арго. Пропертий, поэт, писавший элегии в I веке до н. э., называл его Ясонов Киль, Овидий – Пегасов Киль и Пегасова Корма, по названию порта в Фессалониках, где был построен «Арго». У Манилия – это Плот Героев, «что среди звезд теперь».

Другие авторы называли это созвездие Ясонов Корабль, Озирид Ясонов, Целокс, Корма Арго, Плот Арго и даже Пиратский Корабль. Сходны с этим названием и Морская Колесница и Колесница Волитан Катулла, который утверждал, что в Египте это созвездие звалось Лунной Колесницей.

Его также называли Конь Нептуна – Птолемей утверждал, что жители Азании, современного Айана (на северо-восточном побережье Африки, южнее мыса Гардафуй) знали это созвездие под именем Коня.

У арабов это был Аль Сафина (Корабль) и Маркаб – приспособление, на котором можно ездить. Два или три века назад оба этих названия писали в Европе как Альсефина и Меркеб.

Гроций упоминал о Гаутеле, названии Кормы, взятом из «Таблиц», но добавлял, что и теперь о нем ничего не знают.

В библейской школе это судно, разумеется, было Ноевым ковчегом; однако Якоб Брайант, английский исследователь мифов, живший в XVIII веке, считал, что это был другой корабль, а не ковчег Ноя. И вправду, в XVIII веке популярным названием созвездием был ковчег.

В «Эссе» Хьюитта мы находим упоминание о «четырех звездах, которые отмечали четыре части неба в Зендавесте, четырех Лока-паласах или кормильцах мира», в которых верили индусы. Хьюитт утверждал, что к ним относятся Сириус на востоке, семь звезд Большой Мерведицы на севере, Ворон на западе и Арго – на юге. Он привел название последнего – Сата Ваеса (Сотня Творцов). Все эти четыре созвездия образовывали, по мнению индусов, огромный крест на небе. Персидская версия этого поверья приводится в абзаце, посвященном Регулу – звезде α Льва.

Китайское созвездие Дянь Мэаоу, возможно, состояло из отдельных частей Арго.

Созвездие видимо в южных широтах и знаменито не только своими огромными размерами и великолепной звездой Канопус, но и тем, что в его состав входит весьма загадочная по изменению блеска, звезда η Аргус.

Около звезды Ζ (Киль) между 5 марта и 8 апреля появилась сверхновая, спектр которой аналогичен недавно обнаруженным сверхновым в созвездии Возничего и Нормы.

α созвездия Киль – 0,4, белая

Первоначально Эратосфен назвал эту звезду Канобос; позже Гиппарх стал звать ее Канопус. Птолемей использовал первое название, Галлей и Флемстид переделали его в Канобус, но теперь повсеместно употребляется название Канопус. Переводчик труда аль-Суфи преобразовал его в Канупус – это арабская адаптация греческого слова.

Аратос, Евдокс и Гиппарх также называли эту звезду Рулем, а Цицерон Губернакулумом. Аратос писал:

Ослабший Руль был помещен

Под задней лапой Пса.

Древние корабли имели руль по обеим сторонам от кормы – звезду Канопус обычно и изображали на одном из этих рулей. На современных же картах мы видим ее на скамье гребцов.

Страбон, географ, живший в I веке до н. э., говорил, что название этой звезды появилось «совсем недавно», – и это, наверное, справедливо для имени, под которым мы знаем ее сейчас. Египетский поэт-жрец фараона Тутмеса III, жившего за 1500 лет до Страбона, назвал ее Карбаной.

Звездой,

Что посылает огненный свой взгляд,

Когда на землю падает роса.

Тысячу лет спустя, во времена Ашурбанапала, эта звезда продолжала называться Кабарнит.

Канопусом звали главного лоцмана флота Минелая, который, возвращаясь из-под стен разрушенной Трои в 1183 году до н. э., остановился в Египте. Здесь в двенадцати милях северо-восточнее Александрии Канопус умер, и, по словам Ски-лакса, благородный Менелай воздвиг памятник, присвоив его имя городу[42] и яркой звезде, которая в то время поднималась над горизонтом на 7,5°.

Объяснение происхождения названия звезды Канопус является древним и наиболее распространенным, однако Аристид приводил другое, не менее древнее, но, скорее всего, более вероятное. Название Канопус произошло от коптского или египетского Кахи Нуб (Золотая Земля). Иделер утверждал, что от этих же слов произошли и другие названия Канопуса: арабское Вазы (Вес) и Хадар (Земля), а также иногда употреблявшиеся в более поздние времена названия Пандерсус и Террестрис. Хотя я так и не понял, как появились эти имена, можно объяснить их тем, что эта звезда очень велика и располагается низко над горизонтом. Последний факт, несомненно, объясняет, почему Эратосфен называл ее Перигейос.

У арабов эта звезда называлась Сухайль. На Западе ее писали как Сухель, Сухиль, Сухилон, Сохайль, Сохель, Сохиль, Сохейль, Сахиль, Сихель и Сихиль – все это производные от слова «аль-сахль» (Равнина), согласно Батману.

Это слово в Аравии было также личным титулом и, по утверждению Делиша, символизировало все самое яркое, славное и красивое. И в наши дни кочевники называют красивого человека аль-сахль. Название Канопус тоже, видимо, употреблялось авторами в этом смысле. Приведем отрывок из описания третьего путешествия Америго Веспуччи и его книги «Южный полюс и звезды над ним»: «Среди прочих, я видел три звезды под названием Канопи, две из них были исключительно яркими, а третья – чуть темнее».

И снова приводя описание «четырех звезд над полюсом», Веспуччи замечает: «Когда их нет, на небе видна яркая Канопус, выделяющаяся из всех трех звезд своей величиной; она находится в центре небес, представленной фигурой из трех звезд».

Эти слова можно отнести к самой туманности, ибо описание Канопуса у Веспуччи больше подходит как раз для нее. Но я нигде больше не встречал такого объяснения названия звезды, которое приводит Веспуччи, – но ведь и славу свою он заслужил вовсе не знанием звездного неба. В большом «Новом словаре английского языка» ошибочно утверждается, что приведенное выше описание относится к звезде а в созвездии Киля, и, странным образом, игнорируется ее другое название.

У персов Сухайль – синоним мудрости, и в этом смысле оно употребляется в хорошо известном названии Аль Анвар и Сухайли (Свет Канопуса).

В примечании к книге Гумбольта «Космос» говорится о том, что этим именем называли и другие звезды в созвездии Арго, а Хайд отмечал этот же факт и по отношению к звездам соседних скоплений. Так, он нашел Сухель Альфард, Сухель Альдебаран и Сухель Сириус; последняя звезда, по словам Карстена Нибура[43], была широко известна в Аравии под таким названием сто лет назад или даже раньше.

В «Альфонсовых таблицах» приводится название Сухель Пандрозус, а современной им хронике – Сихиль пандероза. Так было переведено название Аль Сухайль эль Вазы. В «Алмагесте» 1515 года это Субхель, а в «Греко-персидских таблицах» Хризококки эта звезда именуется Соаиль Джамане. Хри-зококка был греческим астрономом, писателем и врачом, жившим в XIV веке в Персии. Эти таблицы были приведены Буллиалдом в отредактированном виде в его «Филологической астрономии». Это перевод арабского названия Аль Сухайль Джаманийя (Южная Сухайль) или, возможно, ссылка на древнее предание, относящееся к современному Проциону. В нем говорится, что Сухайль, раньше располагавшийся вблизи Про-циона, которого арабы называли Аль-Джаузой, вынужден был бежать на юг после женитьбы на ней, да так там и остался. Другая легенда гласит, что Сухайль лишь ухаживал за аль-Яузой, но она не только отказала ему, но и бесцеремонно дала ему пинка, и он очутился в южной части неба.

Другим древним названием, употреблявшимся довольно редко, было Аль Фахл (Верблюд). Частое упоминание этой звезды во все времена говорит о том, что она имела огромное значение для ориентирования, особенно в пустыне. У арабов это была самая любимая звезда, которая породила много пословиц, преданий и суеверий. Считалось, что именно ей арабские драгоценные камни обязаны своей несравненной красотой и способностью оберегать от болезней. По ее солнечному восходу арабы исчисляют свои года; она помогает созревать фруктам; ее восход завершает жаркое лето и говорит о том, что пришло время отнимать молодых верблюдов от матери. Об этом писал Томас Мур в своих «Греческих вечерах»:

Верблюд тот спал – совсем еще малютка,

Как будто только что взошла звезда Канопус,

И он лишился матери своей.

В целом Канопус служил для арабов южной полярной звездой.

Этой звезде поклонялись тайские племена. Возможно, что дикие племена бадавийя до сих пор сохранили этот культ. Об этом писал Карлайль в своей книге «Герои и культ героев»: «Канопус, звезда, сияющая над пустыней, своим алмазно-голубым светом проникала в сердца всякого дикого исмаэлита, для которого она служила в пустынном пространстве путеводной звездой. Этому дикому сердцу, хранящему в себе все чувства и не имеющему слов для выражения этих чувств, она, эта звезда, казалась, наверное, глазом, подсматривающим за ним из бездонной глубины Вечности, демонстрируя ему свое внутреннее великолепие».

Можем ли мы понять, как эти люди боготворили Канопус; можем ли стать сабинами, поклонниками звезд?

И если мы тоже откроем свои умы и глаза, не увидим ли мы Бога в каждой звезде, в каждой травинке?

Мы теперь уже поклоняемся совсем не так; но разве мы не считаем до сих пор достоинством видеть в каждом предмете божественную красоту, не говорит ли нам это о том, что такой человек обладает поэтической натурой? Ибо для таких натур каждый предмет является окном, через которое мы можем взглянуть в глаза самой Вечности.

Томас Мур в своей поэме «Лалла Рук» писал:

Звезда Египта, чей прекрасный свет

Не падал никогда на тех людей, что обитают в западных краях.

В той же самой поэме он снова говорит о звезде Канопус, которая наградила жителей села Зинг[44] неиссякаемым жизнелюбием.

На берегах Нила созвездие Арго было связано с именем великого Озириса, поэтому его самая крупная звезда называлась звезда Озириса, позже Капелла, а комментатор Германика назвал ее звездой Птолемея, в честь великого царя Египта Птолемея Лагоса. Иногда ее называли Субилон, но я так и не смог выяснить почему. Хайд, ссылаясь на Кирхера, приводит еще одно древнее название Канопуса – Сампилос. Предполагается, что это коптское название, но значение его не известно никому.

Все эти названия очень древние, но если мы вспомним о том, как поклонялись Канопусу жители долины Нила, то они покажутся нам совсем не старыми. Локьер рассказывает нам о целом ряде храмов в Эдфу, Филах, Амаде и Самне, которые во время своего строительства, то есть в 6400 году до н. э., были ориентированы туда, где в день осеннего равноденствия Канопус возвещает о восходе солнца. Тогда эта звезда являлась символом Хонса или Хонсу, первого южного звездного бога. Позже были сооружены и другие храмы с такой же ориентировкой. В Карнаке два больших храма, построенные 2100 и 1700 годах до н. э., смотрят на точку ее заката. То же самое можно сказать и о Hare, и о храме Хонса в Фивах, который был построен фараоном Рамзесом III около 1300 года до н. э. и реставрирован и расширен при Птолемеях. Вероятно, Канопус был важным объектом религиозного культа в Южном Египте, где он считался олицетворением бога воды.

Некоторые раввины утверждали – а в наши дни их примеру последовал Делиш, – что именно Канопус, а не Орион и являлся той звездой, о которой говорится в Библии. Они объясняют это сходством названия Хасил с Сухайль, а также другими причинами, которые подробно изложены Ид ел ером, хотя он и не разделял эту точку зрения. Ряд комментаторов полагает, что название «Кеслим» из Исайи, 13: 10, которое теперь переводят как «Созвездия», означает «самые яркие звезды», а именно это и подразумевают сейчас, употребляя слово «Сухайль». Делиш, в своем комментарии к Книге Иова, часто цитирует Вецштейна и других авторов, утверждающих, что Канопус – это и есть звезда Хасил, иллюстрируя свой рассказ преданиями о звездах и пословицами современных арабов, живущих в Хауране, традиционном доме патриарха.

Индусы называли эту звезду Агастья. Это был один из Риш или вдохновенных мудрецов, а также кормчий на корабле Арга. Он был сыном Варуны, богини воды. В санскритской литературе мы находим много описаний солнечного восхода Агастьи, который сопровождался религиозными церемониями. В «Авесте» говорится, что эта звезда «толкает вперед воды» – может быть, управляет приливами (?).

Джордж Бертин отождествлял Канопус с Суги (Упряжью Колесницы) жителей долины Евфрата, однако другие утверждали, что это название относилось к некоторым звездам зодиака, только неизвестно к каким, скорее всего, к самой яркой звезде Весов.

В Китае эта звезда носила имя Лаоу Жинь (Старик) и по крайней мере до 100 года до н. э. была объектом поклонения.

С VI века это была звезда Святой Катерины, которая указывала греческим и русским паломникам путь к монастырям и раке этой святой, когда они шли из Газы на гору Синай.

В древних германских астрологических книгах Канопус называлась Корабельной звездой.

Вместе с Ахернаром и Фомальгаутом, звездами из созвездий Эридан и южная Рыба, Канопус входил в состав трех Факелов из Дантова «Чистилища», которые символизировали Веру, Надежду и Милосердие.

Гиппарх наблюдал Канопус с острова Родос на широте 36°30′, а до него Посидоний из Александрии, в середине III века до н. э., использовал ее в своей попытке измерить протяженность одного градуса на поверхности Земли по линии, соединяющей Александрию с Родосом. Он проводил свои наблюдения на старой сторожевой башне Евдокса в Книдосе в Азиатской Карии. Вероятно, это была первая попытка геодезических измерений, поскольку это была первая обсерватория, о которой упоминалось в классическое время. Манилий практически пошел по следам Посидония[45], используя Канопус и Медведицу для доказательства шарообразности Земли.

Иногда Канопус путают с Волосами Вероники.

Расположенный на 52°38′ к югу от небесного экватора, около 35° ниже Сириуса, Канопус недоступен для наблюдения севернее 37-й параллели; в 9 часов вечера в феврале он поднимается над горизонтом и становится видным в Джорджии, Флориде и в странах Мексиканского залива. Примерно через двадцать минут после этого наступает кульминация Сириуса.

Канопус такая яркая звезда, что наблюдатели из Чили в 1861 году решили, что она ярче Сириуса, а Теннисон в своей «Мечте о прекрасной женщине» сделал ее эталоном яркого света. Клеопатра у него произносит такую фразу:

Лампы, что превзошли Канопус.

Однако Элкин определил, что ее параллакс равен всего лишь 0,03″ – то есть практически нулевой. Это говорит о том, что она отстоит от Солнечной системы в двенадцать раз дальше, чем ее более крупная соседка. Спектр Канопуса аналогичен спектру Сириуса.

Си в 1897 году обнаружил в 30″ от Канопуса голубоватого компаньона 15-й величины с позиционным углом 60°.

β, 2

Миапласидус – так названа эта звезда в «Географии» Бурритта 1856 года. Но в его «Атласе» 1835 года это название было написано как Майяпласидус. Я так и не смог выяснить, как оно появилось и что означает. Гитин в своей краткой работе, посвященной названиям звезд, высказывает предположение, что этот имя произошло от слова «Мийя» – множественного числа арабского слова «Ма», вода. Правда, арабское слово правильнее произносить как Миа.

β находится в созвездии Киля и является звездой α созвездия Робур Каролинум, выделенного Галлеем. Она располагается в 25° от Канопуса и в 61° южнее Альфарда из созвездия Гидры. Однако Бейли говорил, что не смог найти соответствующую ей звезду, изображенную на карте Арго Бауэра.

γ, тройная, 2,6 и 8, белая, зеленовато-белая и фиолетовая

Эту звезду арабы называли Аль Сухайль аль Мухлиф (Су-хайль Клятвы). Вместе с ς и λ она входила в одну из групп Аль Мухлифайн, Мухталифайн и ли Мухнитхайн. Об этих звездах говорили, что некоторые, увидев их восход, принимали их за Сухайль, и последующие аргументы в защиту того, что это и вправду Сухайль, свидетельствуют лишь о большом невежестве споривших об этом арабов. Трудно поверить, чтобы Канопус можно было спутать с какой-нибудь из соседних звезд. К тому же истинное положение Мухлифайна неизвестно, поскольку это название присваивали не только звездам сощвездия Арго, но и звездам из Большого Пса, Центавра и Колумбы.

γ находится в созвездии Паруса и видна со всех точек южнее 42° с. ш. Подобно β, ее положение в «Уранометрии» Бауэра было указано неверно, поскольку Бейли писал, что не мог найти γ Бауэра на небе.

Это единственная крупная звезда, которая имеет непрерывный спектр Вольфа – Райета, который пересекают яркие линии. Эдди назвал γ Спектральной жемчужиной южного неба.

δ 2,2 и ω вместе со звездами из Большого Пса входили в состав китайского созвездия Лук и Стрелы.

ς 2,5, расположенная на юго-восточной оконечности египетского X, носила название Сухайль Хадар, о которой писал Аль Суфи, и Наос (Корабль) в Атласе» Бурритта. Вместе с у и λ она составляла созвездие Мухлифайн.

Ее южное склонение в 1880 году составило 39°40′, поэтому она хорошо видна на широте штата Мэн. Она проходит через меридиан 3 марта.

η, нерегулярная переменная, > 1 до 7,4, красноватая

Расположена в созвездии Киля, но не видна севернее 30° с. ш.

Это одна из самых примечательных звезд, и была ею, возможно, уже в доисторические времена, ибо вавилонские надписи говорят о звезде, яркость которой время от времени уменьшается. Йенсен полагал, что это одна из храмовых звезд, связанных с богом Эа или Я города Эридху[46]. Эа (Повелитель Волн) известен и как Оаннес[47], таинственный человек-рыба. Он был верховным божеством царства.

В Китае η называлась Небесным Алтарем.

Изменения ее блеска замечательны не только своей нерегулярностью, но и силой. Первые наблюдения η, произведенные, как утверждают, Галлеем в 1677 году (хотя он и не включал ее в свой «Южный каталог»), показали, что это звезда 4-й величины, но с тех пор она не раз изменяла свою величину и в ту и в другую сторону, причем промежутки были и длинными, и короткими. Она становилась то почти полностью невидимой невооруженным глазом, то обретала яркость, чуть ли не равную Сириусу. Такой ее видел в 1837 году Джон Гершель, а другие астрономы – в 1843 году; с тех пор ее яркость постепенно уменьшалась, и в марте 1886 года достигла своего минимального значения – 7,6. Сейчас она увеличивается – 13 мая 1896 года она достигала 5,1, то есть почти на половину величины больше, чем в предыдущем году.

Туманность N.G.C. 3372, окружающая эту звезду, получила название Замочная Скважина, которую она напоминает своими очертаниями, но ее самая яркая часть, изображенная Джоном Гершелем, исчезла, по-видимому, в промежутке между 1837 и 1831 годами. Этот великий астроном отметил 1203 звезды, рассеянные по поверхности туманности.

Рядом с η находится пустое место неправильной формы, которое Аббот назвал Кривой Палкой. В непосредственной близости от нее располагаются два замечательных звездных скопления.

ι, 2,9, бледно-желтая

По-латыни эта звезда именовалась Скутулум, или Маленький Щит. Арабы звали ее Турайе, вероятно, в честь Фонаря на корме Корабля в созвездии Киля. Гайд приводил название, встреченное им у Тизини, – Турьеш, добавляя, что происхождение этого слова неизвестно, и предлагал другим догадаться о том, что оно означает. Смит писал, что эта звезда «находится в созвездии Фонарь Птолемея», сам Птолемей помещал ее в Акростолионе (Планшире). Он относил к Фонарю только звезды к, ξ, о, п, р, σ и τ, где они находятся и сейчас. «Атлас века» вслед за Смитом называл Йоту Аспидиске. Она видна на широте Нью-Йорка.

к, 3,9 – это Маркаб или Маркеб. Возможно, это название было взято из «Альфонсовых таблиц» 1521 года, где последнее слово использовалось как название звезды. Ее тоже можно увидеть на широте Нью-Йорка. Она кульминирует 25 марта.

λ, 2,5 в созвездии Парус является звездой Аль Сухайль аль Вазн (Сухайль Веса) – такое название дал ей Аль Суфи. Вместе с γ и ζ она входит в созвездие Мухлифайн.

ξ (кси), 3,4 называется Асмидиск. Это неправильное написание названия Аспидиск, где она и находится вместе со звездой Йота.

ψ (пси), 3,7 находится в созвездии Парус. Ривз отождествлял ее с Цын Ке (Небесной Записью). Звезда, которую он пометил буквой А, называется Морской Камень, а звезда под номером 1931 – Небесный Пес.

Гроций называл одну из звезд Корабля Альфардом, не отметив, однако, ее местоположения, и очень справедливо добавлял, что это, возможно, самая яркая звезда Гидры. Это объяснение справедливо, поскольку вершина Мачты на некоторых картах находится очень близко от Альфарда.

Бейли писал, что 13-я звезда Арго у Флемстида, странным образом перемещенная на 20° от Арго в созвездии Единорога, – это на самом деле 15 F1. Малого Пса.

Из звезд Арго, находящихся за спиной Большого Пса, Бартш создал небольшое созвездие Петуха, но теперь о нем никто не вспоминает.