Вы здесь

Звезды. Легенды и научные факты о происхождении астрономических имен. Жертвенник, или Алтарь (Р. Х. Аллен, 1963)

Жертвенник, или Алтарь

А его ты увидишь немного позднее,

Ибо напротив Боота восходит оно,

Путь его в небе проходит высоко.

И вскорости в море ныряет оно.

Аратос. «Феномены»

Это созвездие располагается там, где и указывал Аратос:

Под Скорпиона сияющим жалом

К небу поближе воздвигнут Алтарь.

В классические времена он был тесно связан с Центавром и Волком, с которым соединялся на западе до появления созвездия Норма.

Древние римляне называли его так же, как и мы, часто указывая, чей это Жертвенник – Жертвенник Центавра, Жертвенник Тимиаматиса или Тимель (Алтарь Диониса), но иногда употреблялась уменьшительная форма Арула. У него были и другие названия: Алтарь, Анта Алтария, Алтариум, Сакрариум и Сакрис; Ассера – небольшой жертвенник, на котором курили благовония во время похорон; Батиллус, Жаровня для благовоний; Прунарум Консептакулум (Жаровня); Фокус Дар и Игнитабулум (все три слова означают очаг), а также Веста, богиня Очага.

До XVIII века Жертвенник называли Турибулумом (Курильницей).

Встречается также название Фарус (Маяк). Алтари часто размещали на вершине храмовых башен, и они служили маяками – прекрасным примером этого является Александрийский маяк.

В «Альфонсовых таблицах» встречаются названия Путеус (Яма), Сакрариус или Темплум (Святилище), но созвездие изображали в виде типичного алтаря. В «Лейденской рукописи» оно было изображено в виде треножника с жаровней, в которой горят благовония; в иллюстрированном издании «Гитина» 1488 и 1535 годов – в виде алтаря, над которым курится дымок, а по обе стороны стоят демоны. В одном иллюстрированном немецком манускрипте XV века мы видим Яму, в которую крупные демоны бросают мелких. Это напоминает нам миф о том, как Юпитер наказал побежденных им гигантов, после того как он, по словам Манилия,

Воздвиг Алтарь, и появилась Форма,

Вся в звездах и с горою благовоний.

Все это появилось во время войны с титанами – богам нужен был небесный алтарь для своих клятв. Дым, подымавшийся над жаровней, уносило на север, где он терялся за Млечным Путем. По другой версии, этот Путь сам состоял из пламени и дыма. Древние были уверены в этом и изображали Млечный Путь именно в таком виде. Подобные изображения мы встречаем и на арабских глобусах, и в средневековых рукописях. Но со времен Байера до наших дней его показывают в перевернутом положении, что больше подходит для этого южного созвездия.

Аратос называл его Футерион (Алтарь), Прокл и Птолемей – Фумиатерион (Курильница); у Байера встречаем Эксару (Жаровню), а также Либанотис, или Курильницу, на которой сжигали растения, приносимые в жертву по обету. Эрастофен писал о Нектаре и Футерионе; Иделер и Шаубах не поняли этих слов и решили, что они неправильно написаны.

Такое обилие названий говорит о том, что древние представляли себе облик этого созвездия по-разному, хотя и хорошо знали, какие звезды в него входят. Для астрономов Греции и Рима оно имело очень большое значение, поскольку предвещало изменение погоды и направления ветра. Аратос в своей книге «Феномены» посвятил описанию характера Жертвенника целых двадцать восемь строк – довольно большое число для такого созвездия!

У арабов это созвездие называлось Аль Миймара (Курильница), других имен у него не было. Это говорит о том, что до того, как арабы познакомились с греческой астрономией, они этого созвездия просто не знали. Производные от этого слова можно найти в трудах Риччиоли, который приводил форму Альмергамитх, и у Цезия (Альмугамра).

Цезий утверждал, что созвездие Жертвенник олицетворяет собой один из алтарей, воздвигнутых Моисеем, а именно золотой алтарь в Иерусалимском храме; однако другие авторы библейской школы полагали, что речь идет о жертвеннике, сооруженном им после потопа. Астрономы долины Евфрата, как показывают результаты исследований, помещали небесный Жертвенник совсем в другом месте, чем теперь. Браун утверждает, что это, вероятно, был утраченный зодиакальный знак, позже представленный Клешнями, а потом – Весами. Он же отождествляет Жертвенник с 7-м месяцем аккадийцев и знаком Тул-Ку (Священный Алтарь, или Сверкающий Насыпной Холм). Возможно, под этим подразумевается алтарь в виде насыпного холма Вавилонской башни. Когда эти перемены были осуществлены, древний зодиакальный Жертвенник переместился на свое нынешнее место, а его изображение в виде алтаря-курильницы сохранилось с евфратовских времен. Рассказ о древнем Жертвеннике позволяет объяснить то большое значение, которое придавалось небольшому созвездию в классические времена и которое кажется нам весьма странным. Манилий называл его Мировым Храмом; это название в древности имело другой смысл – им Варрон обозначал разделение неба.

О других особенностях Жертвенника долины Евфрата мы расскажем в главе, посвященной Весам.

Целиком созвездие Жертвенника можно увидеть только южнее 23° с. ш., а над горизонтом оно появляется лишь на четыре часа. Этим и объясняются слова Аратоса в отрывке, приведенном в начале главы. Его горизонт примерно такой же, как и у города Нью-Йорк.

Гулд отмечает в своем каталоге 85 звезд этого созвездия, от 2,8-й до 7-й величины, но ни одна из них не имеет своего названия, только лишь в Китае звезда α, 2,9-й величины, называется Чжоо (Дубинка), а β, γ и ι носят название Лоу (Задние).

Вершину Жертвенника отмечает θ, которая кульминирует 24 июля, как раз над горизонтом на широте Нью-Йорка – 40°42′43″, там, где стоит городская ратуша.

На карте Байера эта звезда отнесена на несколько градусов к юго-западу; аналогичные ошибки можно найти у него и в отношении древних фигур южного неба.

Звезды β, 2,8-й величины, γ, δ, ε и ζ обозначают пламя, относимое к югу.

В Китае δ, 3,7 с ζ назывались Цзээнь Инь (Темное Небо); ε, 4-й величины, Цзо Ган (Левая Стража), а е 602 Ривза – Цин О (Небесный Хребет).

Лаланд утверждал, что в древности на этом месте располагалось другое созвездие, включавшее в себя звезды Жертвенника. Это созвездие было изображено на египетской сфере Петосириса и называлось Киноцефал.