Вы здесь

Звезды. Легенды и научные факты о происхождении астрономических имен. Водолей (Р. Х. Аллен, 1963)

Водолей

Покуда год не вышел из малюток,

И солнцу кудри греет Водолей,

И ночь все ближе к половине суток,

И чертит иней посреди полей

Подобье своего седого брата,

Хоть каждый раз его перо хилей.

Данте. «Божественная комедия» (пер. М.Л. Лозинского)

Это созвездие практически на всех языках носит одно и то же название – Водолей (Аквариус). Иделер объясняет это тем, что Солнце бывает в нем в сезон дождей. В связи с этим хочется упомянуть и другие «водные» названия: Кит, Дельфин, Эридан, Гидра, Рыбы и южная Рыба – всем им в древности придавали очертания этих животных. А рядом с ними располагались Арго и Чаша. Некоторые звезды в этих созвездиях, по словам Аратоса, «называли Водой» – и вправду, астрономы, жившие в долине Евфрата, именовали эту область неба Морем и считали, что она находится под властью Водолея.

Водолея неизменно изображали, даже на самых древних вавилонских камнях, в виде мужчины или мальчика, льющего воду из ведра или чаши, с полотенцем в левой руке. Впрочем, человеческую фигуру иногда опускали. Арабы, не осмеливавшиеся изображать человека, рисовали мула, несущего две бочки с водой, или просто ведро с водой. Идею ведра подал Улугбек, а название, придуманное им, Хайд передавал как Ситула, то есть Римское Ведро для Колодца, однако аль-Бируни на своих астрономических картах называл это созвездие Амфорой (Кувшином для Вина с Двумя Ручками). Вероятно, он позаимствовал это имя у Аусония, поэта, жившего в IV веке н. э. Говорят, что даже Версингеторикс, воевавший в 52 году н. э. с Цезарем в Галлии, поместил на своих монетах, статерах, аналогичную фигуру – сосуд с двумя ручками – под именем Диота.

В римском зодиаке это был Павлин, символ Юноны, греческой Геры. В месяце Гамелионе – январе-феврале – солнце находилось в этом созвездии. Иногда Водолея изображали в виде гуся – другой священной птицы этой богини.

Новый Завет христиан в XVI и XVII веках связывал это созвездие с Иоанном Крестителем и апостолом Иудой Тагейским, хотя некоторые предпочитали относить его к Нааману в водах реки Иордан и даже к Моисею, вытащенному из реки.

Список названий созвездия обширен, но всегда посвящен одной и той же теме. В греческой литературе его называли Гидроксоосом, или Водолеем; Катулл транслитерировал это называние как Гидрохоус, а Германик – как Гидрохоос. Последний также называл это созвездие Aquitenens и Fundenens latices, объясняя, что оно олицетворяет Девкалион – греческий всемирный потоп 1500 года до н. э. Для Аусония это был Urnam qui tenet, для Манилия – Юноша Водолей или просто Юноша, и Ганимед, прекрасный фригийский юноша, сын Троса и виночерпий Юпитера, о котором Статий писал в своей поэме «Тебайс»:

Но тут орел Юпитера взмахнул

Крылами золотыми и фригийца

В мгновенье ока на небо унес.

Ганимедом называли это созвездие Цицерон, Хитин и Вергилий, а Овидий в «Фастах» приводит названия Юный Ганимед, Мальчик Идеуса и Илиец, по месту его рождения, а также Юноша, Льющий Воду. Однако в более широком смысле это созвездие олицетворяло Юпитера-творца, который поливает землю водой.

Мы встречаем также название Аристей, который даровал дождь жителям Геи – земли, и Кекроп, от цикады, которая питалась росой, а ее личинки проклевывались после ливня. Аппиан, историк II века н. э., называл это созвездие Гидродурусом; это имя вновь появилось в 1515 году в «Альмагесте» в форме Идрудурус и Hauritur aquae. Великий греческий поэт-лирик Пиндар утверждал, что это название символизирует гений Нила, то есть воды, оплодотворяющей землю. Гораций прибавил к современному названию слова Водный Тиран, говоря, что от него «вывернутый наизнанку год становится еще мрачнее». Ему вторит Джеймс Томпсон (1700–1748) в той части своей поэмы «Времена года», которая посвящена Зиме: «Свирепый Водолей пятнает вывернутый год», а Вергилий, называя его фригидным, высказывает похожую мысль – когда Водолей совпадает с Солнцем, то год завершается дождями.

В Вавилонии Водолей связывали с 11-м месяцем Шабату (Дорогой Дождя), январем-февралем, а в 11-й книге «Эпоса творения» описывается Всемирный потоп, связанный с 11-м созвездием. Все номера книг этого эпоса совпадают с номерами созвездий зодиака. В Вавилоне Урна Водолея, по-видимому, называлась Гу, а кувшин, из которого вытекает вода, носил аккадийское название Ку-ур-ку (Вместилище Текущих Вод). Водолея еще называли Рамман или Рамману, или Богом Грозы, от более древнего бога Иммы, которого изображали льющим воду из вазы. Впрочем, изображение бога очень часто опускалось. Некоторые считают, что аккадийское название Водолея, переводившееся как Властелин каналов, появилось 15 000 лет (!) назад. Оно обозначало время, когда Солнце находилось в созвездии Водолея, а разлив Нила был в самом разгаре. Это утверждение отодвигает начало астрономии на более длительный срок, чем раньше считалось, однако в течение многих лет мы наблюдаем, как история Египта и народов долины Евфрата непрерывно отодвигается во тьму веков. Эта теория поможет ответить на многочисленные вопросы о том, в какой стране и как появились знаки зодиака и какие времена года и сельскохозяйственные работы дали им свои имена.

Абен Эзра называл Водолея Египетским Мониусом, от слова «муау» или «мо», что означает Вода; Кирхер утверждал, что это было Место Удачи, которое Браун, однако, ограничивал звездами α, γ, ζ и η в качестве коптских лунных станций, а Сервисе писал, что «древние египтяне считали, что заход Водолея вызвал разлив Нила, поскольку он погружал свою огромную чашу в реку, чтобы наполнить ее водой».

Арабы называли это созвездие Аль Далв (Колодезное Ведро), а Казвини – Аль Сахиб аль Ма (Водолей). От первого названия образовалось Эделеу Бауэра и Элделис Чилмеда. Персы называли его Дол и Дул; евреи – Дели (Делле у Риччиоли), сирийцы – Дауло, подобно латинскому Долиум, турки – Кугха. Все эти слова означали «ведро воды». На персидском диалекте бундехеш – это Вахик.

В Китае Водолей вместе с Козерогом, Рыбами и частью Стрельца входил в состав древнего созвездия Змеи или Черепахи, Дянь Юэнь; позже его стали называть Хиуэнь Ин (Темный Воин или Герой), которое Дюпюи назвал Хивен Мао. Он был символом императора Чунь Хиня, в годы правления которого произошло гигантское наводнение, но после прихода иезуитов это созвездие стало называться Бао Бин, или Драгоценная Ваза. В его состав входило три sieu (Дома); это созвездие возглавляло список знаков зодиака и обозначалось иероглифом Рат, что на Дальнем Востоке означает воду. Этим иероглифом его обозначают в календарях Центральной Азии и Японии.

Часть менее крупных звезд Водолея – ι, λ, δ и φ – со звездами из созвездий Козерога и Рыб образуют созвездие Люи Пейх Чин, или Лагерь, окруженный стенами и рвами.

На Ганге, как и в Китае, с Водолея начинался зодиакальный цикл. Аль-Бируни утверждал, что когда-то в Индии это созвездие называлось Кхумбо или Кхумбаба, что напоминает нам об эламитском божестве с похожим именем, Комбе или Боге Грозы Гехиохиса. Так же называлось это созвездие и по-тамильски – Лаланд передает его как Коумбум. Вараха Михира под влиянием греческой астрономии называет его Хридрога и Удрувага – в этих словах угадывается греческое Гидрохоос.

У магов и друидов Водолей олицетворяет всю науку астрономию.

Англосаксы называли его se Waeter-gyt, Льющий Воду; но через несколько веков в 1398 году, Джон из Тревизы, английский переводчик, напомнил своим читателям о классическом названии созвездия: «Водолей служил дворецким у богов и наливал им воду».

Английские книги немедленно подхватили это название и стали писать его как Aquary и Aquarye. Появилось даже странное название Скинкер (Разливающий Напитки). Оно было обнаружено в очень редкой книге «Метеорология мистера Кока, любителя математики», и многие комментаторы ломали себе голову, откуда Кок его взял: «Юпитер [находясь в созвездии] Скинкера, противостоящего Сатурну во Льве, порождает сильные юго-западные ветры».

Этот отрывок все и объясняет, но его почему-то не замечали исследователи. Мы знаем, что Водолей и Лев находятся друг напротив друга, а словари сообщают нам, что архаичное или диалектное слово «лео» означало «кабатчик, буфетчик», который разливает спиртные напитки, чем Водолей и Ганимед занимались всю свою жизнь.

Древние авторы приписывали двенадцать знаков зодиака двенадцати племенам Израилевым, каждый автор – разным племенам, однако Водолей всегда олицетворял племя Рейбен, «изменчивое, как вода». Однако источники всех этих еврейских историй (обращение Якова на смертном одре к своим сыновьям и предсмертная песнь Моисея на горе Небо) толкуют этот вопрос весьма туманно, не позволяя определить, какому племени соответствовал какой знак зодиака, если израильтяне вообще занимались этой символикой. То немногое, что нам известно по этому вопросу, взято из Иосифа и «Халдейских пересказов».

Данте в 19-й песне «Чистилища» пишет:

А геомантам, пред зарей, видна

Большая Фортуна там, где торопливо

Восточная светлеет сторона.

Лонгфелло, который перевел поэму Данте на английский язык, в примечании к этому отрывку поясняет, что «геомансия – это гадание по точкам на земле или по камешкам, изображающим определенные фигуры с необычными именами. Среди них есть фигура по имени Большая Фортуна. Если напрячь воображение, то ее можно увидеть в последних звездах Водолея или первых звездах Рыб».

В астрологии Водолей вместе с Близнецами и Весами – Воздушный Тритон, и «этот знак весьма значителен, поскольку никто не будет спорить с тем, что его звезды обладают влиянием, добродетелью и силой, ибо они изменяют воздух и времена года чудесным, необычным и тайным образом».

В иллюстрированном рукописном календаре за 1386 год, вероятно в самом первом, который был опубликован, об этом знаке говорится вот что: «Это знак – крупных замков и вступающих в брак». Совместно с Козерогом он образует Дом Сатурна и отвечает за состояние ног и лодыжек у человека. Когда он стоит над горизонтом вместе с Солнцем, всегда льет дождь. Когда же в него входит Сатурн, человек попадает в его когти головой и телом; Юпитер же оказывает влияние на грудь, ноги и телесные жидкости человека.

В качестве звезды Юноны это был знак повседневной жизни. Его хранителями были Юнона и Юпитер, которые властвовали над Сицилией и Тиром, а позже Аравией, Данией, Россией, Нижней Швецией, Вестфалией, Бременом и Гамбургом.

В книге Проктора «Мифы и чудеса астрономии» приведен список астрономических цветов всех знаков зодиака – Водолею соответствует голубой, цвет воды. Луций Амнелий, живший во II веке н. э., описал в своей «Памятной книге», какому знаку соответствует тот или иной ветер. Водолей является покровителем Евра и Нота, то есть восточных, юго-восточных и южных ветров.

Астрономический знак Водолея – две параллельные волнообразные линии, изображающие волны, – являлся, как утверждают, иероглифом для слова «вода». Этот титул Водолей носил в долине Нила; вполне возможно, что он был связан с измерительной рейкой. Так, Буррит нарисовал подобный знак в руке своей фигуры Нормы Нильской. По-видимому, именно так он представлял себе древний Нилометр.

Браун в 47-м томе своей «Археологии» приводит интересные замечания, касающиеся символики знаков: «Уважая все это, С.В. Кинг отмечает: «Хотя планеты очень часто обозначаются с помощью символов, в древних источниках мы нигде не встречаем ни этих символов, ни знаков, столь привычных нашему глазу. Если [эти символы и знаки] высечены в камне, то можно безо всяких колебаний датировать их эпохой Чинк-веченто или следующим за ней веком… Что же касается источника этих значков, то я так и не смог его обнаружить. Их можно найти только в старых средневековых манускриптах». Кинг, не находя более древних изображений, склонен «приписывать их изображение арабским мудрецам» – но я не разделяю его мнения. Происхождение символов и знаков и вправду теряется во тьме веков, и даже профессор Сейс недавно сообщил мне, что так и не смог выяснить, когда зодиакальные символы впервые появились в западной литературе. Мисс Кларк пишет, что их можно найти уже в манускриптах X века, а высеченными из камня – не ранее XV или XVI веков. Таким образом, происхождение зодиакальных знаков неизвестно, но некоторые из них, если не все, появились в глубокой древности.

В «Розикрушианах» Харгрейва приведено изображение предмета с египетским крестом и кружком, которые в наше время являются символом созвездий Льва и Девы или Скорпиона. Предполагается, что эти символы были изображены на груди мумии, которая хранится в музее Лондонского университета. Если это утверждение соответствует истине, то зодиакальные символы появились гораздо раньше, чем предполагалось.

Изучив архаические астрономические символы на классических монетах, монументах и других древностях, Томпсон пришел к выводу, что большой барельеф Азиатской Сивиллы, хранящийся сейчас в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, олицетворяет собой древние тропики Водолея и Льва и что Водолей, Орел – или, скорее, Лира – Лев и Бык появляются на аналогичном изображении в Иезекииле в главах 1: 10, и 10: 14 и в Апокалипсисе в главе 4: 7.

Водолей не виден; его определяют главным образом по звездам γ, ζ, η и π, образующим Урну, привычную нам У. По-гречески ее называли Калпе, Калпис, Калпейс, а по-латыни – Ситула или Урна. Более мелкие звезды λ, φ, χ, ψ, ω и другие образуют струю воды, вытекающую изо рта южной Рыбы. На некоторых изображениях эта струя впадает в реку Эридан. Спенс, комментируя фигуру на глобусе Фарнезе и ее описание, сделанное Манилием, писал: «Ганимед, виночерпий Юпитера. Он держит в руке чашу или небольшую урну, наклоненную вперед, из которой непрерывно льется вода. И конечно же он способен из маленького ручейка создать реку, которая вытекает из-под его ног и совершает длительное путешествие, огибая эту часть глобуса».

Манилий заканчивает свой рассказ о Водолее словами: Sic profluit urna, которые Спенс перевел так: «И поток этот никогда не иссякает», добавив: «У древних, очевидно, была такая поговорка, означавшая, что из Урны всегда течет; ее вполне можно употребить и сейчас в отношении болтливых дам или некоторых адвокатов».

Геминос в своей «Эйдагоге», написанной около 77 года до н. э., выделил этот поток в отдельное созвездие, которое назвал Вытекающей Водой; Аратос тоже называл его так и еще просто Водой, хотя в последнее он включал β Сети и звезду Фомальгаут. Цицерон называл это созвездие Аквой (Водой), а комментатор Германика – Выливаемой Водой. Выливаемая Вода и Текущая были распространенными названиями. Буррит называл его Водным Потоком, или Каскадом.

Звезды, образующие ребра фигуры Водолея, на некоторых картах сливаются со звездой ς и другими звездами Козерога.

Астрономическое значение Водолея объясняется главным образом его положением в зодиаке и обилием двойных звезд, звездных скоплений и туманностей, однако он интересен еще и тем, что одна из его трех звезд ψ 1 октября 1672 года была заслонена планетой Марс. Это явление было предсказано Флемстидом и, по его предложению, французские астрономы и Ричер в Кайенне организовали наблюдение за ним. Данные, полученные независимо друг от друга, но согласующиеся между собой, считаются достоверными, хотя и были получены более двух веков назад. Благодаря этим данным современные астрономы, особенно Леверье, смогли точно вычислить среднюю орбиту Марса и уточнить массу Земли и ее расстояние от Солнца.

Водолей находится между Козерогом и Рыбами, Солнце входит в него 14 февраля и выходит 14 марта.

В каталоге Аргеландера в нем указано 97 звезд, видимых невооруженным глазом, а в каталоге Хейса – 146.

Лаланд ссылаясь на Фирмика и египетскую сферу Петосириса[38], писал в своей «Астрономии»: «Водолей, вместе с другим созвездием, которое называется Малый Водолей вместе с Faulx, Лапой, Весами и l’Autel», но я нигде не встречал упоминания о созвездии Малый Водолей, да и другие созвездия Лаланд называет неправильно. Faulx совершенно неизвестно современным астрономам.

α, 3,2, бледно-желтая

У арабов эта звезда называлась Садалмелик, от арабского выражения Эль Са’д аль Малик, «Счастье царства». Иногда его пишут Эль Са’д аль Мулк. Под этим названием Казвини и Улугбек соединяли α Водолея со звездой о. У астрологов она называлась Сидус Фаустум Регис, а Буррит именовал ее Аль Меликом и Пфардом, но последнее название совершенно непонятно.

Рукбах в «Энциклопедии века» спутал эту звезду с α Стрельца.

Садалмелик расположена на правом плече фигуры Водолея, на 1° к югу от небесного экватора, и имеет далекий серый спутник.

Вместе с ε и θ Пегаса эта звезда образует 23-й Дом Обрыва или Опасности, в древности называвшимся Гуи, однако Браун утверждает, что это слово означает Основание, а была определяющей звездой этой лунной станции.

Гулд считал ее красной звездой 2,7-й величины. Она кульминирует 9 октября. Между α и η сияют Аквариды, метеоры, видимые с 29 апреля по 2 мая.

β, 3,1, бледно-желтая

Название этой звезды, Садалсууд – а не Сунд или Сауд, как часто пишут, – произошло от выражения Аль Са’д аль Су’уд, которое означает нечто вроде «Счастливейшая из счастливых». Такое имя звезда получила потому, что она поднимается вместе с Солнцем, когда зима уже закончилась и начинается сезон постоянных слабых дождей. Это название также относится к 22-му манзилу, который включает в себя звезду с ξ Водолея и с Козерога.

Звезды β и ξ также составляют персидскую лунную позицию Бунда и аналогичную коптскую Упуинейти, или Основание; по β в одиночку отмечает Дом Ху (то есть пустоту), в древности носившую имя Гэ. Это – центральный из семи домов, которые, взятые вместе, были известны как Хеун У, или Черный Воин, который находится в северной части неба. В индуистских списках это Калпени, однако никто не знает, что это означает. В долине Евфрата это был Каккаб Наммах, или Звезда Великой Судьбы, от которой, вполне возможно, образовалось слово «манзил», а также астрологическое название этой звезды – Фортуна Фортунатум.

Аль-Физурабади из Хорасана, редактор «Аль Камуса», большого арабского словаря XIV века, называл некоторые более мелкие звезды под β Аль Ау’а – множественное число от Нау’ (Звезда), но никак не объясняя, что это за звезды, и они конечно же не видны.

γ, 4,1, зеленоватая

Располагается на правой ручке внутреннего края Урны и является самой западной звездой в Υ. Ее название – Садах-биа, от выражения «Аль Са’д аль Алибийа», которое толковали как «Счастливейшее из сокровищ или спрятанных вещей». Говорят, что ее назвали так потому, что, когда она появляется в закатных лучах, все черви и рептилии, зимовавшие в своих норах, выползали наружу! Однако слово «Ахбийах» является просто-напросто формой множественного числа слова «Х’иба» (Шатер), поэтому, скорее всего, звезду назвали так потому, что, когда она появилась в весенних сумерках после зимнего голода и нужды, устанавливалась хорошая погода, и на зеленеющих пастбищах кочевники разбивали свои шатры. Это напоминает нам о прекрасном переводе этого названия профессором Уитни – «Праздник шатров». Это название дал γ и ζ, η и π Улугбек. ζ находится в центре, образуя вершину шатра. Однако Казвини называл эту звезду Аль Са’д, а три звезды вокруг нее – ее шатрами.

Все эти звезды вместе с α образуют 23-й Дом под указанным выше названием. γ, ζ, η, π и τ составляли созвездие Фун Мо (Могила).

Именно рядом с у монах из ордена капуцинов Шираэлус де Рейта[39] обнаружил, как ему показалось, пять новых спутников Юпитера, которые он назвал звездами Урбана Восьмого, в честь тогдашнего римского папы. Лобковиц написал об этом открытии трактат «Новые звезды вокруг Юпитера». «Планета, впрочем, скоро покинула свои спутники, и они оказались просто маленьким скоплением звезд перед Урной».

δ, 3,4

Эта звезда у Тихо Браге называлась Шеат, у Риччиоли – Шеат Эделец, в современных каталогах это Скат. Происхождение этого названия объясняют по-разному: либо от Аль Ши’ат (Желание), которое эта звезда носила на арабских глобусах; либо от Аль Сак (Большеберцовая Кость), потому что эта звезда расположена на фигуре Водолея рядом с его бедром. Однако Хайд, вероятно, вслед за Гроцием заявлял, что это название произошло от Аль Са’да предыдущих звезд.

В долине Евфрата, по-видимому, эту звезду связывали с Хасисадром или Ксасисадром, десятым по счету царем, правившим до Всемирного потопа и ставшим героем этого потопа. Вместе с β, к и другими соседними звездами δ составляла лунную станцию Апин, или Канал, а отдельно от них была звездой Основания. Соответствующие станции: Кхатсар в Персии, Шавшат в Согдиане и Маштаванд в Хорезме также определялись по этой звезде.

Китайцы называли δ, совместно с τ, χ, тремя звездами ψ и некоторыми из Рыб, созвездием Юй Линь Кэюнь, или Императорская Гвардия.

С 27 по 29 июля мимо δ проходит поток метеоритов, который носит название Дельта Акварид. 25 сентября 1756 года Мейер заметил неподалеку от δ объект, который он принял за звезду. Почти двадцать пять лет спустя Уильям Гершель назвал этот объект кометой, однако потом ученые пришли к выводу, что это новая планета, Уран.

ε, 3,4

Называлась Аль Бали и была самой яркой звездой в 21-м Доме, который назывался Аль Са’д аль Була, или Удача Глотателя. В этот Дом входили еще μ и ν — эти звезды известны как Аль Булаан. Казвини утверждает, что это странное название появилось потому, что эти две внешних звезды были более открыты, чем α и β Козерога и поэтому глотали или поглощали свет друг друга! Соответствующий Дом Мо, Му, Ниу, Ню или Воо Неу, Женщина, который в древности назывался Нок, был составлен из этих звезд с добавлением еще одной, никак не обозначенной, причем ε была определяющей. Те же самые три звезды входили в лунное созвездие Мунакса или Барабулька, которое выделяли астрономы долины Евфрата, и в коптское созвездие Упеуритос, или Открыватель.

Байер говорил о его Мантеллуме или Мантии, отмечая Салфетку или Полотенце в руках юноши – Водолея; но на некоторых древних рисунках вместо полотенца он держит пучок стеблей пшеницы.

Гроций упоминал названия Анча (Бедро) и Пиксис, но присваивал их не тем звездам. В наши дни первое название относится только к θ, а последнее никто, кроме Лакайля, не считал названием звезды. Лакайль выделял Пиксис Наутику в созвездии Арго.

Восточнее ε, около ν, располагается туманность Сатурна, N.G.C. 7009.

ζ, двойная, 4 и 4,1, очень белая и белая

Хотя эта звезда не имеет названия, она очень интересна, поскольку располагается в центре Υ Урны и почти строго на небесном экваторе.

Ее двойственность заподозрил Мейер в 1777 году, а двойной характер первым отметил в 1804 году Гершель. Он был подтвержден его сыном в 1821 году.

Расстояние между составляющими эту звезду компонентами равно 3,3″, а позиционный угол достигает 322°.

θ, 4,3

Это Анча или Бедро, хотя в современных атласах эта звезда находится на поясе фигуры спереди. Это слово существовало в латинском языке Средних веков и сохранилось во французском языке – hanche.

Ривз утверждает, что в Китае она называлась Лэи, или Слеза.

χ, 5,5

Эту звезду называют Ситула, от слова классической латыни, обозначающего кувшин или ведро воды. Более позднее арабское название похоже на латинское – Сатл, а до этого звезда называлась Аль Далв.

Гассенди, однако, считал, что слово «Ситула» произошло от «Ситис» (Жажда), а некоторые считали Урну Водолея Овном!

Феон Младший, отец знаменитой Ипатии, жившей в V веке н. э., называл эту звезду Струей Вина, которую льет Ганимед; другие – Урной, которая отмечает южный край струи.

В Китае эта звезда называлась Хэу Лэан (Пустой Мост).

λ, 3,8, красная

Это самая заметная из первых звезд Струи.

Прокл, вслед за Аратосом, называл ее Водой, а другие – Изменением. Аратос описывал их так:

Словно вода, текущая здесь и там,

Звезды рассеяны, яркие, но небольшие.

Эти имена, которыми Байер называл λ, первоначально относились к целому скоплению звезд, входивших в состав Струи.


λ, с целой сотней окружавших ее звезд, составляла 23-ю накшатру Катабхишай, или Сотня Врачевателей, главной в которой была Варуна, богиня воды и руководительница Адитий, многочисленных древних божеств индуистской мифологии. Все они были детьми Адити, Неба и Небес.

Совместно с ι, δ и φ эта звезда составляла китайское созвездие Луи Пей Чин (лагерь, окруженный стенами и рвами), но в него входили также звезды из Козерога и Рыб.

Звезда ο, 4,7, находящаяся немного юго-западнее α, вместе с ней составляла созвездие Аль Са’д аль Мулк. В Китае это созвездие называлось Гаэ У (Крыша). Звезду π, 4,8, Гротий называл Сиденьем. Она входила в группу Аль Са’д аль А’бийя.

Другие четыре или пять небольших звезд Водолея Ривз относил к созвездию Фу Юэ (Топор Вождя).