2. Разновидности
«Таких мы не обслуживаем», – говорит работник столовой, указывая на дроидов, окруженных существами из различных миров. В многообразной Вселенной «Звездных войн» разные формы жизни взаимодействуют друг с другом и работают вместе на равных. Даже если нам кажется, что персонажи забыли о своем видовом разнообразии, их предвзятое отношение к другим группам все равно заметно. И даже те, кто кажется нам мудрым, все же делают обобщения о джавах, тускенах и вуках. Общества изображены склонными к равноправию. Тем не менее сексизм просматривается в них на протяжении всей истории. Заметно, что биологические виды дискриминируют механических существ. Тревогу у аудитории вызывает и тот факт, что персонажи все время противоречат стереотипам своей же группы.
Каждый в какой-то степени инопланетянин.
5. Дроиды и разум – почему нас это волнует?
Джим Дэвис
«Итак, если бы дроиды могли мыслить, разве кто-нибудь из нас остался бы здесь?»
«Ключевой вопрос о том, могут ли небиологические существа иметь какие-либо права, сводится к тому, обладают ли они сознанием. Способны ли они чувствовать?»
Дроиды – это существа Вселенной «Звездных войн», обладающие искусственным интеллектом. Из крошечных дроидов-мышей на «Звезде Смерти» они превратились в огромных космических грифов Сепаратистской армии. Они могут двигаться и говорить, но что мы знаем об их душевном состоянии? Обладают ли они интеллектом? Свойственна ли им сознательная деятельность?
Искусственный мозг может довольна неплохо соображать
В «Звездных войнах» это кажется очевидным, что какое бы когнитивное задание ни стояло перед дроидами, они справятся с любым. Есть дроиды-медики, которые ставят диагнозы, протокольные дроиды, занимающиеся переводами, и дроиды-воины, которые сражаются. Все они могут думать, принимать решения и даже выстраивать стратегии, манипулировать другими, как, например, тактические дроиды серии «Т» из фильма «Звездные войны: Войны клонов», которые способны быть грозными военачальниками.
Несмотря на то что дроиды могут выполнить почти любое интеллектуальное задание, Оби-Ван Кеноби, как и многие другие люди, отрицает возможность того, что машины способны думать.[124] Кеноби также очень редко проявляет сострадание к дроидам, в отличие от Энакина и Люка. Хотя большинство дроидов умеют говорить, многие разговаривают лишь на своем «двоичном» языке, на свистящем и пищащем наречии R2-D2. Кеноби не понимает его. Энакин и Люк, напротив, знают двоичный язык и намного больше заботятся о состоянии дроидов. Случайно ли это? Скорее всего, нет. Слуховое восприятие может оказаться даже важнее, чем зрительное, для того чтобы судить об интеллектуальном уровне развития других людей. В частности, большой словарный запас, который предотвращает неудачные заминки в речи, и более легкий для понимания стиль разговора помогают увидеть в ком-либо интеллектуально более развитого человека.[125] Следовательно, легко считать кого-то глупым, если вы не можете понять то, о чем он говорит. Так происходит и с машинами.
С юных лет Оби-Ван учился быть одним целым с Силой, которая объединяет лишь живое, то есть органическое – возможно, именно поэтому дроиды и не входили в зону его внимания. В противоположность этому Энакин и Люк могли взаимодействовать с дроидами еще до знакомства с Силой. А исследования в нашем с вами мире показывают, что эмпатия помогает увеличить степень взаимодействия между людьми или группами людей.[126]
Не менее важный вопрос: способны ли дроиды испытывать эмпатию по отношению к нам?
Эмоции в органических и искусственных системах
Еще один существенный вопрос о дроидах, помимо определения степени их разумности, состоит в их способности испытывать эмоции: могут ли они страдать и чувствовать боль? Наша культура допускает существование чего-то, что умеет думать, но ничего не чувствует. В нашем рутинном понимании психологии мы обычно разделяем такие понятия, как причина эмоции и сама эмоция. С этим легко согласиться, когда мы размышляем о таких чувствах, как грусть и радость, но это намного сложнее сделать, когда мы рассматриваем какие-либо пограничные душевные состояния. Является ли мотивация эмоцией? А как насчет возникновения желаний? Чувства подозрения? Интереса? Интуиции, помогающей выбрать наилучшее направление действий? Как только это приравнивается к разновидностям психического состояния, мы начнем задумываться о целесообразности наличия разума без эмоции. Не случайно знаменитый ученый Марвин Минский, занимавшийся изучением искусственного интеллекта, говорил: «Вопрос не в том, могут ли машины быть полностью лишены эмоций, а в том, возможно ли наличие разума без эмоций».[127]
Дроиды определенно ведут себя так, будто бы обладают широким спектром чувств. С-ЗРО, в частности, показывает радость, грусть и большую степень тревожности и стресса. Даже если мы не знаем языка R2-D2, природа интонаций маленького дроида напоминает мелодику человеческой речи, и мы с легкостью можем определить эмоций, услышав его речь.[128] Конечно, существует большая разница между собственно чувством счастья и просто манерой поведения, его напоминающей. Только 2 % людей считают, что современные роботы обладают потенциалом, позволяющим им испытывать чувства.[129] К сожалению, у когнитивистов и психологов не хватает точных знаний о том, как работают эмоции, чтобы решить, действительно ли дроид чувствует что-либо или просто имитирует действия человека. То же самое касается и сознания.
Программист Алан Тьюринг считал, что размышления на тему того, способны ли машины думать, представляют собой серьезную проблему, потому что в основном зависят от определения понятий «машина» и «думать». Вместо этого он предложил имитационную игру, при которой компьютер ведет разговор с человеком письменно и пытается имитировать человеческое существо. Когнитивисты называют это «тестом Тьюринга».[130] Хорошая новость, касающаяся этого теста, заключается в том, что его очень тяжело пройти (трудно обмануть такого знающего судью, как человек) и любая машина, справившаяся с ним, несомненно, показала бы какие-то эмоциональные проявления. А плохая новость заключается в том, что мы точно не знаем, что будет означать прохождение теста для самой машины. Будет ли это означать, что машина обладает сознанием? И хотя психологи узнают все больше и больше о природе сознания, мы до сих пор не можем понять, имеют ли дроиды (или любые другие искусственные создания, если уж на то пошло) сознательный опыт.
Проблема представляется особенно важной, когда дело доходит до страдания и боли.
Боль у неорганических существ
Могут ли дроиды испытывать страдание и боль? Реальная наука не дает ответа на этот вопрос, но в «Звездных войнах» ответ есть, и этот ответ – «да». Намек на это появляется в фильме «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая», когда один из дроидов подвергается мучениям со стороны другого дроида во дворце Джаббы.[131] Когда ему на ноги выливают расплавленный металл, он начинает кричать от боли. В фильме «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» дроид С-ЗРО бьет R2-D2 по голове – предположительно для того, чтобы наказать. Хотя в других случаях дроиды, похоже, не чувствуют боли, например, в фильме «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов», когда дроид С-ЗРО лишается головы.
Есть люди, которые занимались вскрытием животных и поражались, насколько точно они могут имитировать чувство боли, хотя (по мнению этих конкретных людей) животные не имеют «души» и «разума», а значит, не могут испытывать никаких болезненных ощущений.[132] Большинство людей, однако, убеждены, что кошки и собаки способны чувствовать боль, но при этом уверены, что роботы никогда не смогут ее ощутить. Суть этих наблюдений заключается в том, что убеждения людей относительно того, может ли объект чувствовать боль или нет, зависят от их культурной среды. Убежденность человека в том, что какое-либо существо не способно страдать, означает лишь то, что этому человеку нет никакого дела до того, как с этим существом следует обращаться.
И если его мнение является ошибочным, то это может привести к огромным страданиям тех самых существ.
Компьютерный разум и механические действия
Владельцами многих дроидов являются люди, которые приравниваются к «наставникам, как в случае с С-ЗРО. Большую часть времени дроиды выполняют приказы своих учителей. Но совершенно неясно, как же определяется чувство принадлежности дроида к человеку, особенно в понимании самих дроидов. Например, в конце фильма «Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов» дроиды С-ЗРО и R2-D2 были переданы Бейлу Органе. Почему же R2-D2 прекратил служить Энакину, который оставался его любимым хозяином на протяжении II и III эпизодов и в середине «Войны клонов»? Когда джавы продают захваченных дроидов Скайуокерам, С-ЗРО заявляет, что Люк теперь является его новым хозяином. Кто-то может подумать, что дроиды все еще остаются верны своим прежним наставникам. Действительно, такую преданность проявляет R2-D2, который подсказывает Люку, как нужно убрать запретительный болт, чтобы дроид смог найти Оби-Вана Кеноби.[133]
Некоторое дроиды живут без хозяина – этакие ронины в мире дроидов. Примерами таких дроидов являются охотники за головами IG-88 и 4-LOM из фильма «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар». В истории о расширенной Вселенной о дроиде IG-88 рассказывается, что он обладает сознанием и принимает участие в плане по захвату Галактики двумя способами.[134] Во-первых, IG-88 создает множество дроидов и распространяет их по всей Галактике, присвоив им особый код, который позволяет убивать «все биологические» создания по его команде. Это напоминает печально известный приказ 66, отданный Палпатином и внедренный в клонов.[135] Во-вторых, IG-88 воспроизводит несколько копий своего ужасного разума и отправляет их на вторую «Звезду Смерти». Но повстанцы уничтожают их еще до того, как дроид успевает использовать эти копии в своих личных целях.
Существование таких дроидов, не имеющих хозяина, предполагает, что дроиды способны иметь свои цели, не зависящие от целей их хозяев. Пытаясь устроить революцию дроидов, IG-88 проявляет чувство стыда, удовольствия, чувство превосходства, раздражения, проявляя свою амбициозность. Кроме того, очевидна его цель – захватить Галактику и возвеличить свою власть. Оказывается, дроидам доступны разум, цели, эмоции, боль. Как и жители Земли, биологические существа в «Звездных войнах» также заботятся о дроидах.
Наши мысли о механических созданиях
Во всех фильмах «Звездные войны» никто так сильно не заботится о дроидах, как Энакин, Люк и Чубакка. Энакин демонстрирует огромную преданность и заботу в отношении R2-D2.[136] Сменилось поколение, и уже Люк глубоко переживает из-за потери R2-D2 в болотах Дагобы, как раз перед тем, как Чубакка судорожно ищет С-ЗРО и снова возвращает его.[137]
Мы понимаем это. Нам очень легко придать какому-либо нечеловеческому созданию наши качества и чувствовать к нему сострадание. Ученые провели исследование, в ходе которого людям показывали видео с игрушечным роботом (Плео, робот-динозавр), который подвергался «пыткам». Для ученых не стало большим удивлением то, что многие посчитали ролик тревожным, шокирующим, действующим на нервы, удручающим и депрессивным. А ведь Плео устроен намного проще, чем дроид. Глядя на то, как кто-то ударял, душил или бил Плео головой об стол, участники исследования демонстрировали глубокие психологические реакции, которые заставляли их думать, что игрушка является живым существом, обладающим чувствами.[138]
Хотя это звучит несколько упрощенно, но наше сознание имеет две функциональные части – старую и новую кору головного мозга. Старая кора расположена в задней области головы и на вершине спинного мозга, она отвечает за поведение и реакции, которые мы уже прошли и очень хорошо запомнили. При этом она действует быстро. Новая кора, расположенная в передней части головы, напротив, работает медленнее и осмысленнее. Вот почему при просмотре фильма ужасов мы можем лишь частично унять свой страх, повторяя себе, что это «всего лишь фильм». Старая кора не подозревает об этом и реагирует так, как если бы события происходили с нами в действительности.[139] У нас в буквальном смысле имеется двоякое мнение о многих вещах. Это объясняет, почему мы относимся к дроидам как к полноценным персонажам.[140] Особенно нам симпатичен R2-D2. В конце фильма «Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов» Бейл Органа приказывает стереть память С-ЗРО,[141] возможно, потому, что тот был свидетелем рождения детей Энакина и Падме и знал, что они выжили.
Но почему он не поступил так и с R2-D2? Скорее всего, он просто не думал, что тот может сообщить нечто важное. Или оттого, что зрителям сильно бы не понравился акт насилия, совершенный в отношении R2-D2? Ведь они в большинстве своем воспринимают дроидов наравне с людьми. Мы наделяем их сознанием, которое может накапливать и осознавать опыт.[142] Зрители обожали этого дроида и пришли бы в ужас, если бы того лишили памяти. R2-D2 похож на Тотошку, собачку Дороти Гейл из книги «Волшебник из страны Оз»,[143] – любимого бессловесного помощника. Одной из причин несомненной убедительности историй «Звездных войн» является тот факт, что во многих существах, населяющих мир, будь они человеческие создания, дроиды или инопланетяне, мы узнаем людей, с их поступками и мыслями. И как бы странно ни выглядели инопланетяне, они всегда физиологически напоминали человека.
Люди склонны взаимодействовать с компьютером или любыми другими устройствами таким же образом, каким они ведут себя с другими людьми. Эксперименты в области социальной психологии, проведенные с использованием компьютеров, показали, что люди отвечали корректору орфографических ошибок так, как если бы общались с реальным человеком.[144]
Почему наше нравственное сознание допускает кровопролития в армии роботов
Это говорит о том, что мы все же держим роботов (и инопланетян) на некотором расстоянии от себя. В то время как мы очеловечиваем их все больше, какая-то часть нашего сознания сопротивляется этому, понимая, что они не являются людьми. В «Войне клонов» полк сепаратистской армии состоит из дроидов.[145] Почему?
Джедаям и остальным хорошим людям приходится воевать. Зрителям может быть неприятно смотреть на джедаев, которые буднично льют кровь людей или инопланетных созданий, как это происходит, например, в «Войне клонов». Несмотря на то что боевые дроиды тоже проявляют тревогу и страх, зритель никогда не пытается что-либо о них узнать. И когда республиканская армия разбивает армию противника, психологическим ответом зрителей будет радость или даже смех, но только не ужас от вида смерти. Не переживать об убийстве дроидов для нас нормально.
Присваивание персонажу маски или приравнивание его к механизму успешно «расчеловечивает» его или ее. Например, когда человек стоит на вершине здания и собирается спрыгнуть, толпа более склонна к издевательствам над этим человеком, если ей сложно увидеть в нем конкретную личность, например из-за темноты или далекого расстояния.[146]
Это особенно справедливо в случае с дроидами, которые являются машинами, часто без мимики. Во Вселенной «Звездных войн» вряд ли можно найти дроида, неотличимого от живого существа, в отличие некоторых андроидов из других фильмов. Дроиды контрастируют и с репликантами из «Бегущего по лезвию»,[147] и с андроидами из фильма «Чужой», где человек и андроид визуально неотличимы друг от друга. И когда королева «Чужих» разрезает тело Бишопа напополам, публика реагирует так, как если бы увидела убийство реального человека.[148]
Солдаты и маски
Клоны-штурмовики и солдаты-штурмовики носят маски. Эти маски делают их похожими на дроидов[149] и полностью «расчеловечивают». Действительно, маске свойственен некий психологический эффект. Например, возникающее при этом чувство анонимности (так же как и в темноте или в солнцезащитных очках) делает людей более агрессивными, менее щедрыми, более склонными к обману.[150] Безликих штурмовиков, как и дроидов сепаратистской армии, психологически легче убивать и смотреть на процесс их убийства.
Скорее всего, так происходит потому, что мы испытываем определенные трудности в понимании эмоций и чувств у лиц, которые могут быть даже частично закрыты.[151] Если по чьему-то лицу нельзя определить, что тот страдает, намного проще вообще не думать о его страданиях. Это справедливо и для дроидов, которые выражают очень мало эмоций или не выражают их совсем. Когда же машины демонстрируют какие-то выражения чувств, люди реагируют на это, включая чувство сострадания при виде грустного робота.[152]
Зловещая долинаМасахиро Мори создал популярную теорию «зловещей долины».[153] Согласно этой теории, чем больше какое-либо создание напоминает человека, тем более оно нам симпатично. Единственное исключение – «долина» кривой на графике, объединяющая существ, которые выглядят достаточно реалистично, чтобы мы признали их человекоподобными, но в то же время омерзительны настолько, что это может нас напугать. Нас не больно-то интересуют какие-нибудь камни, нам нравится R2-D2, но персонажи в видеоиграх и во многих ранних анимационных фильмах часто выглядят как ожившие мертвецы. И такие персонажи попадают в эту «долину», в провал кривой, поэтому зрителям они нравятся меньше. Нормальные, здоровые люди находятся на вершине данной кривой, и публика любит их больше всего.
Несмотря на популярность данной теории, эмпирические доказательства ее верности представляются довольно спорными.[154] Одно исследование показало, что игрушечные роботы и изображение гуманоидов зрителям нравятся намного больше, чем реальные люди![155] Дальнейшие исследования показали, что реалистично выглядящие роботы нравятся не меньше, чем обыкновенные люди, и реалистичные движения робота не делают его менее привлекательным.[156]
Рис. 1. Теория зловещей долины Масахиро Мори
Мы заботимся об одних машинах и совершенно не переживаем о других
Создатели «Звездных войн» столкнулись с серьезной дизайнерской проблемой: как заставить публику любить и переживать за некоторых дроидов, а других воспринимать лишь как механизмы («расчеловеченых» солдат). Используя психологические приемы, «Звездные войны» влияют на то, насколько нас волнует тот или иной персонаж. Если он кажется чужеродным, носит маску или является машиной, то заботит нас значительно меньше. Когда же создание имеет больше человеческих психологических черт, то его судьба волнует нас намного больше.
Интересно было бы посмотреть, какую роль такие психологические эффекты будут играть в ближайшие десятилетия.
Фобии, связанные с механизмами: бойтесь машин!
Почему к машинам относятся так несправедливо? Несколько персонажей «Звездных войн» обращаются с роботами как с чувствующими созданиями. Предвзятость (негативное отношение к членам группы) и дискриминация (негативные действия, направленные против членов группы) появляются по многим причинам, одна из которых – страх. Фобия – это страх в такой степени, при которой он оказывает влияние на поступки отдельной личности. Неприятие по отношению к дроидам может вызвать определенное количество фобий:
• арифмофобию – боязнь чисел («Только не упоминай при мне нечетные числа!»);
• автоматофобию – боязнь автоматов или объектов, которые имитируют человеческие существа (например, игрушки, восковые фигуры, манекены, механические показатели);
• киберфобию, или логизмомемофобию, – боязнь компьютеров;
• электрофобию – боязнь электричества;
• гелленологофобию – боязнь сложной научной терминологии;
• гнозиофобию – боязнь знания или информации;
• кинетофобию – боязнь движения;
• механофобию – боязнь машин;
• металлофобию – боязнь металла;
• прософобию – боязнь прогресса;
• педиофобию – страх перед куклами;
• технофобию – боязнь техники.
6. Скорбь и маскулинность: Энакин-человек
Билли Сэн Чжуань
«Тот, кто научился принимать смерть, а не бороться с ней и не бояться ее, становится нашим учителем в жизни».
Скорбь. Лишь одно это слово отражает широкий спектр эмоций, возникающих после потери любимого человека. У большинства людей чувство потери и горе проходят со временем при поддержке близких. Но некоторые люди переживают горе на более глубоком уровне. И когда происходящее вокруг представляется необычным, они забывают слова Мастера Йоды: «Смерть – естественная часть жизни».[158] Скорбь никуда не уходит. Напротив, она может привести к страху или злости.
Энакин Скайуокер переживает большое горе из-за тяжелой потери. Понимание структуры скорби и современный взгляд на проявление мужественности помогут определить, почему «избранный» превращается в Дарта Вейдера, грозного и безжалостного ситха. Некоторые психологические аспекты горя и мужественности также могут пролить свет на то, почему Дарт Вейдер жертвует собой ради спасения жизни своего сына Люка.
Горе и потеря
Горе – это глубокое эмоциональное переживание, вызванное потерей близкого друга или члена семьи. Эмоциональное переживание, также известное как тяжелая утрата,[159] включает множество признаков. Среди них можно увидеть глубокую грусть или тоску, трудно контролируемые мысли об обстоятельствах смерти или утраты.
Психологи, изучающие горе, создали модели, позволяющие понять механизм, согласно которому человеческие создания справляются с внезапной, неожиданной потерей любимого человека.
Стадии горя
Психиатр Елизабет Кюблер-Росс заметила, что люди, переживающие скорбь из-за смерти или потери, обычно проходят пять стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие.[160] И хотя сама Кюблер-Росс признавала, что это далеко не все, что чувствует в данном случае человек, ее модель стала настолько универсальной, что многие согласны с тем, что эти этапы происходят именно в таком порядке.[161] Несмотря на то, что каждый переживает горе по-своему, эта знаменитая модель является основой для понимания эмоциональных процессов, происходящих при потере.
1. Отрицание – мгновенная реакция, которая помогает смягчить шок от смерти или потери. Человек может говорить и вести себя так, будто его любимый человек все еще жив.
2. Гнев – также может входить в список эмоций, которые переживает человек, столкнувшийся с горем. Он может быть направлен против обстоятельств, которые привели к потере, против себя, окружающих или даже на самого погибшего человека.
3. Торг – это попытка заключить «сделку» с другими людьми или с высшими силами. Человек начинает зацикливаться на том, как можно было бы избежать смерти. Если этот человек является верующим, он или она могут делать какие-либо подношения высшим силам.
4. Депрессия – выражается в глубочайшем чувстве печали. В течение этой стадии человек может демонстрировать симптомы депрессивного состояния, такие как нежелание контактировать с другими, отсутствие аппетита (или, напротив, переедание), приступы плача.
5. Принятие – это спокойное понимание произошедшего и способность пережить это. Увы, не все, кто страдает от потери, достигают этой стадии.
Энакин Скайуокер проходит эти пять стадий, когда переживает похищение и гибель свой матери от рук таскенов,[162] и мы можем проследить его действия на каждой стадии. Он переживает отрицание, умоляя умирающую мать: «Не уходи, мама».[163] Он быстро переходит в стадию злости и начинает резать всех таскенов в их лагере. Позже, когда Падме приносит ему поесть, он произносит: «Однажды я стану самым могущественным из когда-либо живших джедаев», – чтобы быть способным защищать тех, кого любит.[164] К большому сожалению для Энакина и всех, кто встречался на его пути, он не достиг стадий депрессии или принятия. Вместо этого, он остается на стадии торга, которая однажды приводит его к императору Палпатину для спасения Падме.[165]
Направления горя
Во время других исследований были определены четыре «направления» скорби, которым могут следовать люди, переживающие чью-то смерть или другую тяжелейшую ситуацию.[166] В основе этих направлений находится принцип психологической устойчивости – естественный, процесс, который помогает людям приспосабливаться к сложностям.[167]
• Устойчивость. Люди, следующие данному паттерну горя, являются устойчивыми – они способны хорошо справляться с ситуацией и сохранять эмоциональную устойчивость на протяжении всех событий.
• Выздоровление. Некоторые люди, испытывающие психологические трудности и демонстрирующие депрессивные симптомы, возвращаются к своему нормальному состоянию после периода «заживления».
• Хроническая дисфункция. Однако не все могут добиться «заживления» так же быстро, как те, кто следует по направлению выздоровления. Хроническая дисфункция в повседневной жизни может привести к постоянной скорби и проблемам.
• Замедленное горе или травма. У людей, изначально не демонстрирующих признаков переживания, симптомы могут проявиться спустя несколько месяцев. Что касается травмы, посттравматическое стрессовое расстройство может не диагностироваться в течение шести или более месяцев с момента его получения.[168]
Энакин последовал по направлению хронической дисфункции. Его потеря влияет на него на протяжении всей жизни и руководит его действиями. Недостаток устойчивости не дает ему преодолеть гнев и боль. Боль, которую он переживает, в конце концов, обращает его на темную сторону – он становится Дартом Вейдером.
Данное исследование было направлено исключительно на выявление эмоциональных механизмов переживания потери. Последующие за ним исследования продвинулись дальше. Следующее расстройство, о котором мы хотим рассказать, включено в диагностическое руководство, используемое психологами, и называется стойкое комплексное расстройство, вызванное тяжелой утратой – СКРУ (persistent complex bereavement disorder – PCBD).[169] При СКРУ чувства, вызванные горем, длятся намного дольше, чем ожидается для процесса утраты. Несмотря на расширенные временные рамки, расстройство включает в себя те же симптомы, что и при утрате. Этот диагноз также ставится, если потеря имеет травматическую природу. Если травма приводит к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР), человек может иметь симптомы и ПТСР, и СКРУ. В этом случае ПТСР является реакцией, направленной на избегание воспоминаний о травме, а СКРУ – наоборот, зацикленностью на потере.
Маскулинность
Мужчинам, переживающим скорбь, может быть свойственно явление, известное как нормативная мужская алекситимия – легкое состояние, при котором мужчины не способны выразить чувства словами. Оно вытекает из социальной психологии мужчин, которые отказываются демонстрировать свои эмоции на людях из-за боязни показаться слабыми или уязвимыми.[170] Вместо этого, чувства выражаются в «допустимых» для мужчин эмоциях, например, таких, как гнев.[171]
Нормативная мужская алекситимия – всего лишь небольшая вершина огромного айсберга маскулинности. Различают четыре основных части традиционной модели маскулинности (или мужественности).[172] Они представляют собой нормы тендерных ролей и относятся к традиционным, обусловленным культурой ожиданиям и не является оценкой того, каким должен быть мужчина. Мужчины обычно считаются более мужественными, если они поступают следующим образом:
• Избегают тех вещей, которые принято считать сугубо женскими. Традиционная модель мужественности предполагает, что между мужчинами и женщинами существует строгая дихотомия, и все, что так или иначе свойственно женщинам, не является мужественным.
• Представляют собой «столпы» силы и могущества, побеждают на всех соревнованиях.
• Не демонстрируют эмоций. Эмоция – признак слабости, а слабость противоположна силе и могуществу.
• Рискуют. Чем рискованнее поступок, тем более мужественным считается мужчина.
Неспособность мужчин озвучивать свои чувства и необходимость следовать моде маскулинного поведения под гнетом социальных предрассудков сильно влияют на процесс переживания горя мужчинами. В период скорби, печали и грусти, мужчина, научившийся избегать эмоций, испытывает трудности в процессах переживания горя и выздоровления.[173] Из-за страха перед этими эмоциями некоторые мужчины ищут альтернативные способы их избегания – например, принимают какие-либо вещества или преобразуют свои эмоции в более «подобающую» злость, что может привести к гневу, страданиям и темной стороне.[174]
Сквозь тьму
Переход Энакина на темную сторону является следствием многих факторов. Две основные причины заключаются в огромной потере, которую он переживает, и в его неспособности справиться со скорбью, вызванной этими событиями. Еще будучи маленьким ребенком, Энакин покидает свою мать. Он теряет потенциального отца, когда умирает Квай-Гон Джинн. Он теряет свою мать во второй раз, и, наконец, она умирает у него на руках. Он теряет своего брата Оби-Вана. И свою жену с двумя детьми. Боль окутывает всю жизнь Энакина.
Применяя принцип нормативной мужской алекситимии к жизни Энакина, мы можем наблюдать, как его горе усиливается с течением времени. Энакин старается быть сильным, но только в ущерб себе. Его печаль и скорбь превращаются в гнев и ярость. Он не знает, как выразить свои эмоции. Он понимает только поступки. Показательным примером является попытка заговорить с ним после того, как он убил всех попавшихся на пути таскенов в их лагере.[175] Он не может говорить о безысходности, он может говорить только о том, как «все сохранить» и спасти его мать. Его скорбь превращается в злость, и он винит во всем Оби-Вана, замахиваясь, словно бросает что-то об стену. Он плачет и, задыхаясь, кричит: «Я их ненавижу!»
Традиционная модель маскулинности не приводит ни к чему хорошему когда дело доходит до горя. Основные ценности, с которыми обычно ассоциируются мужчины, не сочетаются с естественным эмоциональным переживанием горя. С малых лет мужчину учат, что просьбы о помощи – это признак слабости. Вместо этого, мужчины пытаются сдержать свои эмоции множеством способов, соответствующих стереотипным мужским ценностям: карьера, частая смена половых партнеров, алкоголь, наркотики или даже простая сила воли.[176] Метод Энакина состоит в получении могущества. Он не способен признать, что смерть, особенно уход дорогих людей, не подвластна ему. В поисках способов контроля над жизнью и смертью, он теряет все больше близких людей. Его неправильное поведение не включает в себя употребление алкоголя, наркотиков или промискуитет. Он, скорее, стремится контролировать судьбу всего мира и судьбы тех, кто ему дорог.
Принятие и выздоровление
Злость и горе, переполняющие Энакина Скайуокера, ведут к его перерождению в Дарта Вейдера. Но когда, спустя много лет, император Палпатин пытается убить Люка световым мечом в решающей схватке на «Звезде Смерти», Вейдер кидается спасать сына. Этим поступком Вейдер показывает, что принял все смерти из прошлого. Его принятие потери становится очевидным, когда он просит Люка снять с него шлем. К своему изумлению, Люк узнает, что Вейдер умрет, если снять с него шлем. Вейдер отвечает просто: «Уже ничего нельзя остановить».[177]
Решение Энакина спасти Люка свидетельствует о его огромном личностном росте. Он смог преодолеть скорбь по своей матери, жене, наставникам. Он также демонстрирует новую способность – жертвовать собой ради сына. Впервые при встрече с сыном он не ведет себя как адепт тьмы. Напротив, он ведет себя как настоящий отец.
Отпущение грехов и отцовства
Быть отцом само по себе довольно сложно – впрочем, как и родителем в принципе – но, конечно, отец и мать играют разные роли в жизни ребенка. Сильная связь отца и ребенка влияет на способность последнего контролировать свои эмоции, социально адаптироваться, заводить друзей, строить серьезные отношения и иметь минимум психологических и поведенческих сложностей.[178] Большинство наших ожиданий от отцовства включают в себя несколько общих положений, таких как материальное обеспечение семьи, психологическая/эмоциональная поддержка матери и друзей, забота о детях.[179] Эти особенности связаны с упомянутыми ранее социальными ожиданиями того, что мужчина должен быть «опорой». От мужчин ожидают исполнения функций кормильца.
Энакин Скайуокер не является исключением. Во время сражения с Люком на «Звезде Смерти» он переживает состояние, которое получило название гендерно-ролевого напряжения – то есть несоответствия того, как человек ведет себя, тому, как он должен себя вести, исходя из усвоенных им тендерных ценностей.[180] В этом случае Энакин задумывается сразу о двух противоположных тендерных ценностях.[181] Он хочет спасти своих собственных детей, но в то же время – выполнить приказ. Хороший человек выберет спасение ребенка. Хороший человек будет выполнять приказы. Такая дихотомия приводит к внутреннему стрессу (когнитивному диссонансу) и повергает лорда ситхов в смятение ровно до того момента, как он становится свидетелем мучений своего сына, и из двух тендерных ролей все-таки выбирает роль отца.
Приведенная ниже таблица показывает, как естественная реакция мужчины на потерю или смерть близкого человека отличается от тех норм поведения, которые прививаются мужчине в семье, навязываются друзьями или СМИ. Дихотомия первых двух столбцов подчеркивает, какие сильные переживания может вызвать у мужчины следование его тендерной роли. Третья колонка демонстрирует возможные негативные последствия, вытекающие из такого несоответствия.
Жизнь и смерть
Горе наполняет всю жизнь Энакина. Потеря, которую он переживает, и жестокость, вызванная ею, превращают его в грозного монстра. И все-таки Энакин спасает себя при помощи веры и любви к своему сыну Умирая, он смотрит в глаза сыну и улыбается, возможно, впервые за долгие-долгие годы. Жизнь, окутанная печалью, завершается улыбкой примирения.
Справиться с клонамиГлавный редактор «Big Shiny Robot» Брайан Янг рассказывает о том, как утрата и опасность приводят к напряжению в классической ситуации проявления маскулинного поведения – при рождении ребенка.
22 мая 2002 года, спустя шесть дней после выхода II Эпизода, случился самый страшный день в моей жизни.
Моя жена переживала долгие мучительные роды, которые закончились тем, что сердце нашего ребенка остановилось в ее утробе. Врачи в срочном порядке сделали кесарево сечение. Моя жена без сознания лежала на столе, истекая кровью.
Сквозь слезы я слышал, как врачи за ширмой пытались реанимировать нашего ребенка. Сестра остановилась, чтобы успокоить меня: «Мы делаем все возможное, чтобы спасти вашего малыша».
«Это мальчик?»
«Да. А вы не знали?»
«Нет… Но его будут звать Энакином».
Когда меня уводили из операционной, я наконец услышал его крик. Он был жив, но одно легкое было повреждено. Ребенка следовало перевезти в другую больницу.
Следующие четыре дня прошли в нервном метании между моей женой и сыном. Как только ее выписали, она продолжила охранять покой нашего маленького падавана, которому требовалась еще неделя постоянного наблюдения.
Мне нужен был перерыв.
«Все нормально, – сказала она, – ты заслужил отдых. Все будет хорошо»
Она была права.
Облегчение после стресса пришло ко мне, когда я смотрел в кино «Атаку клонов». С самого детства «Звездные войны» являлись моим руководством по преодолению сложных жизненных ситуаций – как только я видел ярко-желтый логотип и слышал слова вступительной песни, я понимал, что все будет хорошо.
Утрата любимых людей является очень болезненным событием в жизни. Наша реакция на эти потери, готовность принять их и наша личностная устойчивость позволяют справиться со скорбью доступными способами. И так как смерть, по мнению Йоды, является частью жизни, жизнь тоже является частью смерти.
Конец ознакомительного фрагмента.