Вы здесь

Звездные войны. Психология киновселенной. 1. «Давным-давно, в далекой-далекой стране…» ( Коллектив авторов, 2015)

1. «Давным-давно, в далекой-далекой стране…»

Каждый фильм о Звездных войнах начинается с научно-фантастического варианта этой освященной временем фразы. Там есть ковбои, пираты и рыцари с их старой тягой к приключениям, особенно у рыцарей. И так ли уж это важно, что их мечи заставляют сиять современные технологии или то, что рыцарские доспехи движутся самостоятельно – не волей призраков или магией, а благодаря мозгу компьютера?




1. Белое, черное и серое: Как мы различаем добро и зло?

Трэвис Лэнгли

«В некоторых случаях мы все готовы на дикость. И в такой ситуации разницу между хорошим человеком и плохим определяет выбор».

Психолог Уильям Джеймс[6]




Сага «Звездные войны» рассказывает нам о повстанцах, восставших против угнетения, о героях, сражающихся со злодеями, и о лучших качествах отдельных людей, борющихся со злом внутри самих себя. Когда джедай характеризует Силу как дихотомию темной и светлой сторон без оттенков серого, является ли это упрощенной моделью добра и зла для всех? И делает ли джедаев ощущение Силы исключительно уязвимыми перед искушением их собственной могущественности?

Что такое добро и зло?

В нескольких главах этой книги рассматривается вопрос о том, как хорошие люди избегают дурных поступков. Но каков он, хороший человек? Могут ли сами люди, а не их поступки быть злыми? Определение добра и зла во многом попадает в сферу философии и теологии, оно находится вне эмпирического изучения, и до сих пор этим занимались психологи. Даже если они избегают использования слова «зло», многие из них смотрят не только на добрые и злые проявления человеческого поведения, но и на личные порывы, которые заставляют совершать хорошие или плохие поступки. Когда обстоятельства складываются так, что многие люди показывают свои самые темные стороны, находятся те, кто все еще пытается поступать, как велит им совесть. И конечно, есть такие, которые опускаются до жестокости и разрушения в любой ситуации. Почему?

Определяя тьму

«Зло – это когда ты знаешь, что такое добро, но все равно поступаешь плохо».

Психолог Филипп Зимбардо[7]

Под психопатией понимают совокупность признаков, во многом определяющихся отсутствием эмпатии или эмоциональных аспектов совести. Психопаты могут знать о чувствах других людей, но не разделять их. Они также могут понимать разницу между хорошим и плохим, но совершенно не заботиться о том, в каком моральном состоянии находятся окружающие их люди. Этот пожизненный личностный недуг является крайне важным из-за присущей ему черствости и отсутствия страха, а также низкого уровня эмпатии, угнетения и раскаяния, что представляет патологическую опасность для окружающих психопата людей.[8] Смежный термин социопатия был определен нечетко и непоследовательно. Сравнивая ее с психопатией, профессионалы склонны считать психопата человеком, который, прежде всего, не способен сопереживать или чувствовать раскаяние. А социопатом – того, кто напоминает человека с выраженной психопатией, но чьи эмоциональные и моральные представления о других людях перестают развиваться при каких-то личных потрясениях, обычно в раннем детстве. Вопрос о том, полностью ли умирает хорошая сторона социопата или же просто бездействует, является центральной темой эпизода «Возвращение джедая»: в то время как Оби-Ван Кеноби считает, что все хорошее в Энакине Скайуокере умерло, когда он стал Лордом ситхов Дартом Вейдером, Люк уверен, что джедай в его отце может возродиться.[9]

Диагнозы «психопатия» или «социопатия» не отображены в «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM) (классификация психических болезней Американской ассоциации психиатров). Согласно этой классификации сходный диагноз антисоциальное расстройство личности характеризуется «всеобщим игнорированием и нарушением прав других людей, начинающимся в 15 лет» с очевидными частыми, связанными с этим диагнозом поступками в ранее указанном возрасте.[10] Несмотря на то что беспощадность включена в перечень симптомов, диагностические критерии, как правило, основаны на индивидуальном поведении, а не на укоренившихся личностных качествах. За исключением нескольких маленьких детей, персонажи «Звездных войн», особенно злодеи, уже взрослые, и они не склонны распространяться о своих юношеских годах. Энакин Скайуокер не предпринимал никаких действий, нарушающих чьи-либо права, во времена своего отрочества (в промежутке между эпизодами «Скрытая угроза» и «Атака клонов»). Если выбирать между психопатией, социопатией и антисоциальным расстройством личности, социопатия лучше всего описала бы состояние Энакина, когда он превратился в Дарта Вейдера: у Лорда ситхов есть психопатические проявления, но они не так сильно развиты.

Однако чтобы причислить кого-либо к стороне зла, только психопатических качеств явно недостаточно. Простой недостаток сочувствия не означает, что социопат будет причинять всем вред. Некоторые психопатические личности (как психопаты, так и социопаты) могут стать нормальными членами общества, используя свое бесстрашие и отсутствие торможения в конструктивных целях. Так называемая «личность Джеймса Бонда» относится к прогрессирующему поведению с психопатическими проявлениями, ей свойственны субклинический нарциссизм (с эгоистическими чертами, но не ярко выраженными) и макиавеллизм (прагматичность и склонность к манипуляции).[11] Так пытается вести себя Хан Соло. Возможно, для того, чтобы защититься в этой полной опасностей галактике. Несмотря на все его плутовские хитрости и случайные антиобщественные действия, он слишком сильно заботится о других, чтобы считаться психопатом. Дарт Вейдер, напротив, показывает слишком много психопатических проявлений, будучи эгоистичным, манипулируя людьми и совершая сделки, где он поступает так, как считает нужным. У Вейдера встречаются сразу три критерия темной триады, особенно опасного сочетания психопатии, нарциссизма и макиавеллизма в самых крайних, неадаптивных формах.[12]

У Императора Палпатина все еще хуже. Он человек, который способен хладнокровно использовать окружающих, не испытывая никакого удовольствия от манипулирования и причинения боли другим. Темная триада недостаточно описывает злокачественный нарциссизм Палпатина, поразительный порочный эгоизм, который психолог Эрих Фромм назвал «квинтэссенцией зла».[13] Некоторые исследователи, которые первыми начали изучать темную триаду, рассматривали садизм (причинение боли другим и ощущение удовольствия при этом) как четвертый компонент темной тетрады.[14]

Так как же могут основные человеческие эмоции, такие как страх и гнев, каждая из которых должна служить лишь для адаптации и выживания в опасных окружающих условиях, обратить кого-либо ко тьме? Хорошие люди могут потерять свои моральные ориентиры по многим независящим от них причинам.

• Несмотря на то что многие писатели-фантасты придают своим злодеям трагические черты, единственная трагедия не превратит доброго, сочувствующего человека с богатым внутренним миром в беспринципного, «безумного» монстра. Это скорее может сделать их более уязвимыми к чужому влиянию. Посттравматический стресс может привести к эмоциональному онемению, ограничив круг эмоций, которые склонен был испытывать человек.[15]

• Злоупотребление алкоголем или наркотиками, особенно в стадии зависимости, также может свести на нет всякие эмоциональные проявления и усилить уровень эгоизма у зависимых.[16]

• Травмы, связанные с нарушением мозговой деятельности, также могут изменить действия, чувства или мысли человека.[17] В некоторых случаях черепно-мозговая травма может привести к состоянию, известному как приобретенная психопатия, когда ранее здоровый человек теряет такие качества, как сдержанность, чувствительность и способность заботиться о том, что происходит с другими.[18]

Сила, которая может поднять космический корабль из болота[19] или заставить штурмовика искать других дроидов, потенциально меняет когнитивные и эмоциональные процессы своего владельца намного больше, чем стресс, наркотики, черепно-мозговая травма или магнитное поле.

Экстрасенсорные способности, которые дают чувствительным к Силе людям преимущество над остальными, также делают их уязвимыми к влиянию других. Нормальный человек, которому свойственно чувство сопереживания, склонен испытывать печаль, когда всем остальным вокруг него грустно, страх – когда другие боятся, или счастье – когда у окружающих все хорошо. Представьте, как же сверхспособности могут увеличить все это. Джедаи, использующие гнев для управления Силой, рискуют окунуться в гнев всех живых существ. Рыцарем-джедаем может руководить кажущиеся опыт и уверенность, когда он или она убеждены, что имеют достаточную силу воли, чтобы совершенно безопасно использовать эмоции для доступа к Силе. Такой джедай может контролировать себя не более, чем человек, который пошатывается после девяти выпитых бокалов и заявляет при этом: «Я не пьян». «Стероидная ярость» вряд ли сможет зажечь даже свечу, в то время как ярость, подогреваемая темной стороной, способна разжечь пожар.

В поисках света

«Противник героя не злодей; его противник – наблюдатель».

Преподаватель Мэтт Лэнгдон[20]

Хан Соло пытается оставаться сторонним наблюдателем, не вмешиваться в противостояние между повстанческим Альянсом и Империей ни как герой, ни как злодей. Но ему это не удается. В тот момент, когда его друзья и остальные люди нуждались в нем больше всего, он показывает, что, несмотря на собственное отрицание этого факта, все же является героем. Почему же он стал помогать им? Понимание причин героизма Хана может быть не менее важным, чем попытка понять, почему некоторые встают на сторону зла. Особенно это важно в случае с Дартом Вейдером – героем, ставшим злодеем, но снова превратившимся в героя, а не стороннего наблюдателя, когда Император нападает на его сына. Так откуда берутся героизм и другие положительные качества?

Хотя термин позитивная психология появился со времен выхода книги Абрахама Маслоу «Мотивация и личность» в 1954 году, позитивная психология стала отдельным направлением психологии только после того, как в 1998 году президент Ассоциации американских психологов Мартин Селигман со своими коллегами осмелился «создать науку прочности и добродетели», которая определила бы «природу лучшего, что в нас есть».[21] По его словам, психология, до сих пор требующая исследовать самые худшие черты человеческой натуры, должна перестать игнорировать хорошее. Селигман, получивший известность благодаря своей новаторской работе о потенциально инвалидизирующих эффектах травм и выученной беспомощности,[22] решил заняться чем-то более приятным. И остальные последовали за ним. Социальный психолог Филипп Зимбардо прославился как организатор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента. Это исследование показало, насколько жестокими могут стать люди, когда они получают власть, и как сильно могут страдать те, кто находится в статусе заключенных.[23] Потратив несколько десятилетий на наблюдение за человеческим злом, результатом которого стала вышедшая в 2007 году книга «Эффект Люцифера», Зимбардо создал «проект героического воображения» и начал заниматься исследованием героизма.[24]

В то время как классификация психических болезней Американской ассоциации психиатров (DSM) определяет и описывает душевные заболевания, «позитивные» психологи разработали Руководство сильных сторон и добродетелей (CSV)[25] для научного определения лучших человеческих качеств. Список добродетелей напоминает путь превращения в джедая:

• мудрость и знание;

• мужество;

• человечность;

• справедливость;

• целомудрие;

• преодоление себя.

Каждой добродетели свойственны свои сильные стороны. Например, человечность включает в себя такие сильные качества, как храбрость, упорство, честность и стойкость. Конечно, некоторые из этих свойств могут пригодиться и героям, и злодеям. Что же тогда является добродетелью?

Делать правильные вещи с большим риском для себя или с большими затратами кажется нам более героическим, чем совершать добрые дела с выгодой. Поездка Соло в страшный мороз ради спасения Люка, несмотря на то что он сам мог не вернуться из этого путешествия живым, доказывает нам, что Соло является героем.[26] Его появление в тот самый момент, когда Люка требовалось спасти во время атаки повстанцев на «Звезде Смерти»,[27] – не «одноразовое» доброе дело. А борьба со злом, которую Лэндо Калриссиан начинает вести только после того, как понимает, что Дарт Вейдер предал его, не убеждает зрителей в том, что Лэндо Калриссиан является хорошим парнем.[28] Иначе говоря, люди судят о героизме с точки зрения альтруистичности поступка, когда ради помощи другим приходится наступать на собственный эгоизм.

Члены Ордена джедаев считают, что их рыцари должны заботиться обо всех одинаково, так как проявление большей заботы в отношении конкретных личностей слишком эгоистично и поворачивает джедая на темную сторону. Кажется, что Энакин подтверждает их убеждения, когда он совершает плохие поступки из-за чувства привязанности: преданность своей матери побуждает его убивать таскенов,[29] а страх потерять свою жену толкает его к достижению большей силы.[30] Как бы то ни было, его сын Люк доказывает их неправоту, совершая великие дела из-за своих чувств к другим. Даже когда Йода и Оби-Ван ожидают худшего, видя, как Люк покидает Дагобу, чтобы спасти своих друзей,[31] и затем пытается обратить Дарта Вейдера[32] к свету, он всегда добивается успеха благодаря надежде, вере, преданности и состраданию. Осуждение действий из-за страха возможных последствий может быть ошибкой, если мы при этом начинаем пересматривать причины этих действий глубоко внутри, а именно сделал ли человек добро ради служения себе или ради служения другим.[33]

Метка альтруизма

«Чтобы получить метку альтруизма, Вы должны самоотверженно помогать нуждающейся душе».

Хермит[34]

В онлайн-игре «Галактики Звездных войн: разделенная империя» метка альтруизма – это скульптура, которую персонаж игрока получает после помощи бедному фермеру. Чтобы стать героем Татуина, персонажу нужно собрать метки мужества, чести, интеллекта и альтруизма. Прохождение всех этих испытаний ради получения статуса и награды вряд ли кажется нам эгоистичным.

Вместо того чтобы дискутировать с теми, кто считает любое полезное действие эгоистичным (полезным для самого делающего[35]), некоторые специалисты разделяют понятия внутренней мотивации и внешней (поощрения). Внутренняя мотивация подразумевает наличие побуждения и желания совершить действие для собственных нужд, в то время как внешняя мотивация подразумевает получение какой-либо награды извне. Получение вожделенной метки за помощь фермеру относится к внешней мотивации; это придает названию метки ироничный оттенок, потому что люди (даже сами помогающие) считают взаимопомощь более эгоистичной и видят в ней мало альтруизма, когда за доброе дело человек получает свидетельство своих альтруистических действий.

Циничные люди часто считают, что истинного альтруизма не существует, потому что каждое благожелательное действие предполагает потенциальную выгоду для себя, даже если эта выгода заключается в простом осознании того, что вы помогли человеку.[36] Этот аргумент – игра слов, где никто не может победить. Альтруизм существует, если мы считаем его намерением помочь другим, не обращая внимания на собственный риск или цену, которую способны за это заплатить. И его не существует в случае, если мы дадим ему более узкое определение. В этом термине люди пытаются обобщить намного больше, чем может уместиться в одном слове. В «Скрытой угрозе» Джа-Джа Бинкс и девятилетний Энакин – персонажи, которые больше всего стремились помогать людям, не стараясь понять, какую это может принести выгоду им самим, так как услужливость без видимых причин требует наивной невинности.[37] Стремление помогать может происходить от природной необходимости взаимодействовать с другими.[38]

Эмпатия, тот глубокий эмоциональный интерес, отсутствие которого может указать на психопатию, является одной из важнейших причин альтруистического поведения.[39] Эмпатия намного более сложна, чем может показаться на первый взгляд. Аффективная эмпатия включает в себя чувства сопереживания, сострадания или даже страдания на том же уровне, на котором его ощущают окружающие.[40] Когнитивная эмпатия означает знание и понимание чувств других, подразумевая реальных людей или вымышленных персонажей. Чувства и знание прокладывают путь для поступков, которые мы именуем альтруистическими. Хорошие люди стремятся делать хорошие дела.

Ложная дихотомия?

Мы считаем хорошим отрицание себя самого ради других. Мы считаем плохим использование других для достижения личных целей. Терзание окружающих для получения эгоистического удовлетворения мы называем злом. Эмпатия занимает важное место в альтруистическом поведении, и ее отсутствие сильно влияет на психопатизацию личности, но мы склонны видеть величайшее зло, когда злодеи вроде Императора Палпатина и Джаббы Хатта наслаждаются своей жестокостью.

Орден джедаев и Империя оперируют своими собственными методами – приказами. Повстанцы и многие из криминальных элементов Галактики разрушают привычный порядок, что приводит к хаосу. Приказы и хаос отделены от правильного и неправильного. Возможно ли, что свет и тьма точно так же не являются добром и злом по своей сути? Джедаи испытали смятение, почувствовав те эмоции, которые испытывал Люк, совершавший великие дела только потому, что заботился о других. Ведь это выбивало их из привычной жизненной колеи. Отрицая положительные эмоции, такие как любовь и радость, рыцари джедаев лишают себя истинного света.

2. Итак, вы решили стать джедаем! Поиск путей силы с помощью терапии принятия и ответственности

Дженна Буш и Джанина Скарлет

«Мастер Йода говорит, что я должен помнить о будущем».

Оби-Ван Кеноби

«Но не за счет настоящего».[41]

Квай-Гон Джинн

«Полнота осознания – это направление внимания на происходящее в настоящий момент, свободное от оценок и суждений».

Ученый-биомедик Джон Кабат-Зинн[42]




Разумеется, очень круто, орудуя световым мечом, сражаться против штурмовиков Империи, но что же действительно требуется для того, чтобы стать джедаем? Напоминает ли путь джедая современные методы психотерапии, помогающие людям бороться с душевными расстройствами? Каковы главные различия между джедаем и ситхом и какое отношение они имеют к психическому здоровью?

Рыцари джедаев всю жизнь изучают и служат Силе – загадочной энергии, которая связывает все вокруг. Они сражаются не на жизнь, а на смерть. Ими движет Сила и управляют принципы бесстрастности и самодисциплины. Джедаи точно так же ценят осознание, принятие и сострадание, которые помогают людям при различных психологических проблемах, таких как раздражительность, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), хронические боли, алкогольная и наркотическая зависимость и другие недуги.[43] Психологические практики, специализирующиеся на таких «умениях джедаев», известны как терапии, основанные на полноте осознания (Mindfulness-based therapies), и включают в себя терапию принятия и ответственности (Acceptance and Commitment Therapy), когнитивную терапию и диалектическую поведенческую терапию.[44]

Обучение психологической гибкости

Полнота осознания (Mindfulness)

Каждый джедай учится управлять Силой и оставаться с ней один на один на протяжении всей его жизни. Сила является разновидностью метафизической мощи, которая руководит джедаем. Она находится во всем и повсюду. Мастера джедаев начинают обучать своих падаванов с самого раннего возраста до тех пор, пока их сознание не будет способно взаимодействовать с Силой. Эта связь с Силой является формой той самой полноты осознания, которая означает намеренное концентрирование внимания на настоящем, свободное от оценок и не отвлекающееся на внешние факторы.[45] Получается, что джедаи должны быть над происходящим. Наличие у вас полноты осознания имеет много психологических и физических преимуществ[46] – независимо от того, являетесь ли вы джедаем или нет. Фактически регулярная практика по достижению полноты осознания поможет снизить уровень тревоги и депрессии,[47] уменьшить проявления симптомов ПТСР,[48] улучшить настроение,[49] повысить умственную активность[50] и потенциально увеличить продолжительность жизни.[51]

Многие люди тратят слишком много своего времени, тоскуя о прошлом, совсем как Энакин Скайуокер, который осознает, что больше никогда не увидит свою мать, и сожалеют о будущем – тоже как Энакин, когда он боится потерять Падме.[52]

При полноте осознания мы концентрируемся на настоящем моменте.[53] Эта практика может включать в себя фокусирование внимания на звуках окружающего мира, наблюдение за эмоциями, концентрацию на собственном дыхании или других естественных процессах в нашем организме. Ключевой момент – не дать вниманию переключиться на посторонние моменты и немедленно вернуть его в прежнее состояние, запоминая, как мы это делаем.[54] Иногда, когда человек полностью занят каким-нибудь неприятным делом, например моет холодильник или испытывает болезненные эмоции, такие как грусть или гнев, сконцентрироваться может быть довольно трудно. Как бы то ни было, исследования показали, что люди, которые более осознанно относятся к своему опыту и не теряют связь со своими чувствами и задачами, даже если те не совсем приятны, в целом значительно счастливее тех, кто пытается отвлечься или сосредоточиться на чем-то более приятном.[55]

В эпизодах «Звездных войн» чем лучше кто-то помнит о своем опыте, приятном или нет, тем проще ему установить связь и использовать Силу. Например, когда Йода начал учить Люка Скайуокера на Дагобе, юноше было тяжело поднять в небо звездный истребитель «X-wing» из-за недостаточной концентрации.[56] Может показаться странным, что концентрация внимания на чем-то неприятном, например на чувстве гнева или страха, является более действенной практикой, чем отвлечение от тяжелых мыслей. Данные исследования полноты осознания говорят о том, что это может привести к увеличению «ощущения счастья» в мозгу вследствие выделения нейротрансмиттеров, таких как эндорфины[57] и дофамины.[58] К тому же практика по достижению полноты осознания может улучшить физическое здоровье, особенно когда дело касается длины теломеров. Теломеры – это концевые участки хромосом, которые есть в каждой клетке нашего организма. Чем длиннее эти теломеры, тем больше продолжительность жизни и тем более здоровым может быть человек. Теломеры естественным образом укорачиваются в течение жизни из-за стресса и болезней. Люди с хроническим стрессом, тревожными расстройствами и болезнью Альцгеймера склонны иметь короткие теломеры. Как бы то ни было, практика по достижению полноты осознания может замедлить процесс укорачивания теломеров и существенно улучшить психологическое и психическое здоровье.[59]

Терапия принятия и ответственности

Терапия принятия и ответственности (Acceptance and Commitment Therapy, ACT) – это терапия, в которой используются те же навыки, которым обучают джедаев. Основная идея ACT заключается в том, что душевные расстройства возникают вследствие отсутствия психологической гибкости и «абсолютизма» мышления[60] (свойственного ситхам) – «если ты не со мной, то ты мой враг».[61] Чтобы помочь людям преодолеть психологические догмы, ACT обращает особое внимание на шесть аспектов, которые помогут повысить психологическую гибкость:

1. Полнота осознания – концентрация внимания на настоящем моменте, этой практикой долгое время занимался Йода и остальные джедаи. Например, Йода побуждает Люка быть внимательным, когда он пытается помочь ему установить баланс и поднять в воздух звездный истребитель «X-wing» с болота на Дагобане.[62]

2. Принятие – готовность принимать как данность любые чувства и испытания. Оби-Ван принимает свою судьбу, когда сражается с Дартом Вейдером и позволяет ему нанести удар на «Звезде Смерти».[63]

3. Я-как-контекст – концентрация на отсутствии привязанности к конкретному результату или личности. После войн клонов Оби-Ван перестал ассоциировать себя с джедаем и даже сменил имя, став Беном. Но он остался верен себе, демонстрируя, что не обязательно быть джедаем, чтобы оставаться благородным человеком.[64]

4. Разъединение – отделение собственного Я от своих мыслей. Люди могут «свыкнуться» с мыслью, что все, о чем они думают, верно. Разъединение относится к осознанному пониманию того, что мысль – это всего лишь еще одно переживание. Например, «я думаю, что Падме может умереть» звучит более точно, чем «Падме умрет».

5. Ценности ограничивают наиболее важные жизненные ориентиры определенного человека. Джедаи ценят свою связь с Силой так же, как благородство и образование.

6. Приверженность к действиям – действия, совершенные с учетом своих ценностей. Джедаи ценят чужую безопасность. Защищая невинных людей, они остаются верными своим ценностям.

В «Звездных войнах» стойкое взаимодействие с Силой (через достижение полноты осознания) увеличивает продолжительность жизни джедая. Джедаи, которые имеют особенно тесную связь с Силой, в какой-то момент способны даже преодолеть смерть, воплотившись в качестве духа Силы, как произошло с Оби-Ван Кеноби[65] и Йодой.[66] Если это происходит, джедаи могут продолжать направлять своих падаванов даже после физической смерти.

Непривязанность

Один из главных уроков, который джедай получает от мастера, – ни к чему не привязываться. Джедаям запрещено жениться или иметь сильные привязанности, так как они верят, что любая эмоция может обратить их на темную сторону Силы. Непривязанность означает, что вы позволяете вещам оставаться такими, какие они есть. Например, Энакин желает стать мастером джедаев, и когда совет джедаев отказывается признать его таковым, он приходит в ярость.[67] В этом примере жажда Энакина обладать определенным статусом вызывает гнев, порожденный темной стороной.

Привязанность означает ожидание чего-то приятного (например, близости с родными людьми) и нежелание каких-либо перемен.[68] Привязанность к людям или жажда обладания статусом может привести к дополнительным личным страданиям.[69] Избавление от привязанности практикуется при помощи принятия. Принятие подразумевает готовность в полной степени ощутить любые эмоции, а также принять любое событие, на которое по каким-то причинам нельзя повлиять.[70] Это вовсе не означает, что от этого события следует получать удовольствие, но при этом человек не пытается бороться с неприятными обстоятельствами. Очень часто борьба, которой не получилось изначально избежать (эмпирическое избегание), в конечном итоге только увеличивала психологический дистресс.[71]

Принятие – то качество джедая, с которым Энакин боролся больше всего. Неудачные попытки научиться принятию, невозможность контролировать свою судьбу и судьбы близких приводят его к нарастающему страху потерять дорогих людей. Нежелание Энакина испытывать чувство страха ведет его к попыткам избегать или контролировать эти эмоции, как поступают ситхи. Эмпирическое избегание и отрицание ценностей наблюдается при многих психологических расстройствах, таких как зависимость и импульсивность,[72] депрессия и тревожные расстройства,[73] ПТСР[74] и даже суицид.[75] Люди, которым свойственно эмпирическое избегание, часто становятся вспыльчивыми, гневливыми и даже жестокими, что делает жестокими и действия джедая. Например, когда таскенские рейдеры убивают мать Энакина, тот мстит не только виновным, но и переносит свой гнев на весь народ таскенов.[76] Неудачная попытка научиться принятию, о которой свидетельствует страх потерять Падме, заставляет его контролировать свою и ее судьбу, именно это обращает Энакина на темную сторону.[77]

Самодисциплина

Для того, чтобы стать одним целым с Силой, джедаи должны перебороть высокомерие, самоуверенность и научиться принимать поражения. Помимо всего прочего, джедай должен достичь высокого уровня самодисциплины, чтобы научиться остальному. Некоторые из принципов самодисциплины включают терпение, сдержанность и доверие к Силе. Терпение особенно важно, поскольку его отсутствие, как и недостаточная степень принятия, может привести к злости, вспыльчивости и, как случилось с Энакином, неправильному выбору – верному пути к тьме.

В психологии под самодисциплиной иногда понимают следование собственным ценностям, под которыми подразумеваются личные жизненные стремления, такие как проведение времени с друзьями и близкими, получение образования, доброе и сострадательное отношение к другим.[78] Многие из этих принципов совпадают с принципами джедаев.

Джедаи – благородные воины, которые должны использовать Силу только ради получения знаний и защиты от врагов, но ни в коем случае не для нападения. Они обязаны использовать свои знания и возможности для спасения других, и им следует сострадать живым существам, даже заключенным. Несмотря на малый срок обучения, Люк Скайуокер не только понимает эти принципы, но и руководствуется ими. Даже когда его собственная жизнь оказывается в опасности, он отказывается добить своего злейшего врага – Дарта Вейдера. Когда смертельно раненный Вейдер умирает, Люк испытывает сострадание.

Под состраданием понимают осознание страданий другого существа, потребность смягчить эти страдания и выполнение каких-либо действий, которые могли бы их прекратить.[79] Люк видит, что Дарт Вейдер испытывает боль, и он старается помочь ему, он утешает его и выполняет последнее желание – снять шлем.

Иногда ошибочно полагают, что сострадание к другим является слабостью. В действительности оно требует огромной силы характера и даже может уменьшить психологическую боль. Например, практика сострадания в течение всего лишь нескольких месяцев существенно снижает выраженность симптомов при ПТСР и депрессии у ветеранов войны, что доказывает его пользу для душевного здоровья.[80]

Джедаи против ситхов: психологическая гибкость против догм

В целом различия между джедаями и ситхами можно свести к различиям между гибкостью и догматизмом. Согласно шести принципам терапии принятия и ответственности психологическая гибкость вытекает из практики принятия, полноты осознания, избавления от навязчивых мыслей и навешивания ярлыков (т. е. диффузии и самоактуализации), а также следования своим ценностям, таким как защита других и сострадательное отношение – то есть из всего того, чему учат джедаев. Например, в видеоигре «Рыцари Старой Республики» джедаем Бастилой Шан движет сострадание, поэтому она сохраняет жизнь лорда ситхов Дарта Ревана, после того как он предал своего ученика. Фактически этот акт сострадания снова поворачивает его к свету.[81]

С другой стороны, ситх, который не практикует способность к принятию и отрицает привязанности, скорее всего, будет использовать Силу для дальнейшего удовлетворения своих личных потребностей. Ситхи стереотипно склонны к «абсолютизму»,[82] недостаточной привязанности и импульсивности. Они пытаются управлять жизнью и смертью, так же как судьбой и своими действиями, и обычно им не хватает сострадания. Ситх, как правило, готов совершить убийство, чтобы получить выгоду или завоевать власть. Император Палпатин, например, готовит графа Дуку как своего ученика, несмотря на то что планирует его убийство Энакином. И все это – часть плана по обращению Энакина к тьме.[83]

В целом кажется, что большинство навыков, которым обучаются джедаи – полнота осознания, сострадание, принятие и помощь другим, могут помочь в преодолении и, возможно, в предотвращении психологических расстройств. В то же время такие качества ситхов, как стремление к личной выгоде, неумение сострадать и принимать, могут быть вызваны психологическими расстройствами. Пребывание на темной стороне порой кажется более заманчивым, но путь джедаев и светлая сторона имеют больше преимуществ – только они ведут к душевному здоровью и психологической устойчивости.

3. От скрытой угрозы к фантомным болям: рассуждения об ампутации, невропатологии и сознании Дарта Вейдера

Е. Пол Зер

«И эта механическая рука – отвратительна. Настоящий джентльмен должен был научиться драться и одной рукой».

Граф Луку[84]

«В какой-то момент каждому живущему человеку потребуется какое-нибудь вспомогательное устройство медицинского характера… Нас окружает протезированное поколение».

Американский атлет Айми Муллинс[85]




На фоне адовых потоков лавы на планете Корусант Энакин терпит поражение в схватке с Оби-Ван Кеноби. В этой борьбе он теряет обе ноги выше колена и левую руку выше локтя. Тот, кого мы вскоре будем знать под именем Дарта Вейдера, лорда ситхов и мастера темной Силы, все еще состоит из плоти и крови и имеет человеческий мозг. Какие же процессы происходили в его мозгу при получении травмы? Энакину сделают операцию с использованием передовых кибернетических технологий работы с невропатологической системой и превратят его в настоящее олицетворение зла – Дарта Вейдера. Какие положительные и патологические изменения могли произойти в психологическом поведении Дарта Вейдера, обусловленном функциями мозга? Для исследования процессов, происходящих с Дартом Вейдером, необходимо обратиться к прошлому, чтобы проследить развитие его тела с младенчества.

Еще до своего рождения, когда крохотный Энакин находился во чреве своей матери Шми на Татуине, его развивающиеся ручки и ножки, двигаясь, уже обменивались импульсами с его мозгом. Этот процесс будет продолжаться в течение всей жизни и сформирует опыт, в результате которого будут образованы свободные формы «направляющих» клеток головного мозга (нейроны) в той его части, которая отвечает за чувствительность частей тела (соматосенсорные зоны коры головного мозга) и управляет нейронами, отвечающими за движение мышц (двигательные зоны коры головного мозга). У Дарта Вейдера эти направления в организме влияют на его самоощущение и «образ» его тела – задумчивый, темный, угрожающий.

Во время взросления Энакина на Татуине изменения в его мозге идентифицировали эти сенсорные и моторные процессы, исходя из его действий и получаемого опыта, включая гонки на подах. После битвы Энакина и Оби-Вана в «Мести ситхов»[86] потеря сразу трех конечностей, скорее всего, вызвала целый каскад изменений по всему телу, трагически повлияв и на его мозг. В этой главе мы подробно рассмотрим, какое именно влияние этот эпизод мог оказать на тело и мозг Дарта Вейдера.

Как ампутация могла повлиять на мозг Дарта Вейдера?

Потеря конечности вызывает крупные изменения в сенсорных и моторных картах человеческого тела. Мы можем предположить, что это справедливо и для лорда ситхов Дарта Вейдера. Возможный вид карты его мозга до травмы представлен на рис. 1. Ампутация снижает действие сенсорных и моторных процессов для потерянных конечностей. Это приводит к пробелам в картах, которые позднее занимают клетки мозга из близлежащих областей. Области, чьи входы и выходы для утраченных частей тела внезапно оказываются бесполезными, меняют свое назначение. Это инициирует процесс функциональной реорганизации головного мозга, в результате которой области, находящиеся на карте рядом (например, лицо), могут взять на себя функции и топографическое расположение областей утраченных органов. Когда часть тела (например, рука Люка) оказывается утраченной в результате ампутации, нейроны мозга, ответственные за нее, в основном замедляют свою работу. Другие области мозга создают иные и более сильные связи и занимают ту часть, которая отвечала за потерянную конечность.


Рисунок 1: Кортикальная карта областей тела Дарта Вейдера до травмы (по Пенфилду и Расмуссену[87]). Нарта является видоизмененной, так как размер части тела на карте представляет количество нейронов, ответственных за данную область, а не физический размер самой части тела. Даная карта показывает приблизительное число нейронов, имеющих отношение к области мозга Дарта Вейдера до его поражения и потери конечностей. Обратите внимание, насколько близко расположены области руки и лица, и на то, что область большого пальца проходит как раз через область лба. Изобретение предоставлено Челси Кауп.


Потеря сразу трех конечностей под ловкими взмахами светового меча Оби-Вана Кеноби представляется самой сильной травмой, когда-либо полученной телом Энакина Скайуокера. Существовавшие с рождения сенсорные входы внезапно исчезли, и мышцы, которые с легкостью работали под влиянием нервной системы, перестали существовать. Поскольку нейроны в мозге все еще активны и готовы отправлять и получать информацию и сигналы, отсутствие частей тела приводит к дисбалансу ожиданий сенсорной и моторной систем. И вот к чему это приводит (см. рис. 2).

Возможно, в теле Дарта Вейдера происходят странные процессы, потому что нервная система не умеет быстро «забывать» о внезапно исчезнувших частях тела. Связи между нейронами и рецепторами в соматосенсорной зоне коры головного мозга Энакина, ответственные за действие утраченного указательного пальца на левой руке Энакина, внезапно исчезли. Несмотря на это, эти нейроны в соматосенсорной коре все еще продолжают существовать и находятся в ожидании информации от тела.

Когда такой информационный вход исчезает и пропадает возможность его дальнейшего появления, может начаться «расширение» карты. Области рядом с уже не функционирующими участками строят новые связи и начинают использовать те нейроны, которые отвечали за работу утраченной конечности. Все это приводит к «ошибочному действию» нейронов старой области на карте. Когда вы прикоснетесь к лицу Дарта Вейдера (если, конечно, осмелитесь это сделать и успеете до того, как погибнете), то у него возникнет ощущение в той области, где раньше была его левая рука, но она теперь отвечает за восприятие ощущений щекой.


Рисунок 2: Схема возможных пластических изменений, которые могли произойти в соматосенсорной коре Дарта Вейдера после потери им трех конечностей в схватке с Оби-Ваном Кеноби. Показано расширение областей мозга, произошедшее вследствие использования Дартом Вейдером приспособлений [оружия и шлема), и области фантомных конечностей. Изображение предоставлено Челси Кауп.


Нейропластическое восстановление – сокращение одних и расширение других видов связей между нейронами – в мозге Дарта Вейдера возникает как в сенсорной, так и в моторной области коры и демонстрирует попытку его тела приспособиться к потребностям нервной системы. Однако довольно часто могут иметь место намного более неприятные адаптации, которые оказывают влияние на сенсорные карты и сенсорное восприятие. Вспомните, например, фантомные конечности и синдром фантомной боли.[88]

Такие симптомы могут возникнуть, когда представления о конечности на уровне коры головного мозга не исчезают, и их функции распространяются на другие области. Вместо этого возникает ложное убеждение, что конечность все еще существует (фантомная конечность), а значит, возможны сильные болевые ощущения (фантомные боли). При синдроме фантомной боли люди очень правдоподобно ощущают уже отсутствующую часть тела. Сохраняется и восприятие веса конечности, а также зуд и покалывание в ней.

Дарт Вейдер чувствует фантомные боли в ногах и левой руке. Эти части тела уже потеряны, но мозг продолжает снабжать его информацией об их «состоянии». Подобная ситуация является очень неприятным опытом, который никому не хотелось бы пережить, и, возможно, способствует его частому скверному настроению и вспыльчивому нраву. Кроме того, все это трудно вылечить в госпитале на «Звезде Смерти». В качестве наиболее эффективного метода лечения Дарту Вейдеру можно посоветовать попытаться обмануть свой мозг, убедив его, что потерянные части тела продолжают существовать лишь в воображении.[89]

В силу травматического характера ампутаций Дарта Вейдера, а также в силу того, что операции, по-видимому, выполнялись без анестезии (что еще больше увеличивает болезненность травмы), он может испытывать фантомные боли. Давным-давно, далеко-далеко отсюда врачи Империи использовали разделительное зеркало, чтобы помочь Дарту Вейдеру. Разделительное зеркало позволяло ему видеть другую, здоровую часть его тела, отраженную в зеркале со стороны, где должна была находиться потерянная конечность. Внимательное исследование его движений при выполнении различных заданий здоровой рукой во время наблюдений за этим процессом в зеркале, позволяло Дарту Вейдеру ощущать, как движется и что чувствует его ампутированная рука. Спустя некоторое время фантомные боли постепенно утихли или исчезли вовсе, потому что мозг Дарта Вейдера, как и мозг любого человека, больше опирается на визуальную информацию. И единственный способ разрушить иллюзию – позволить мозгу заключить, что существует настоящая, живая рука, и поэтому никакой боли быть не может. Возможно, ощущение фантомной конечности и фантомные боли у Дарта Вейдера были намного более неприятные, чем в иных случаях, потому что он обладал весьма незаурядным мозгом. Все его обучение искусству джедаев натренировало нервную систему быстро приспосабливаться к изменениям, даже если это и является, фактически, неадаптивным.

Дарт Вейдер выходит далеко за рамки своей стальной хватки

Если мы вернемся к тому времени, когда Дарт Вейдер обучался искусству быть джедаем, мы обнаружим глубокие изменения в его сенсомотроной карте. Использование оружия – а световой меч, безусловно, является оружием – вносит существенный вклад в эти карты мозга. Люди применяют оружие только тогда, когда это необходимо, но для этого им нужно тело. Оружие, даже то, которым он пользовался очень часто, например тот же световой меч, все же не является частью его тела и не находится с ним постоянно. По крайней мере физически.

Представление о световом мече, возможно, остается и в мозге Вейдера. Сенсорные карты человеческого тела в мозге, включая способы обращения с оружием, могут видоизменяться. Все тренировки джедаев изменяют функциональные возможности тела Энакина, что меняет организацию нейронных карт его мозга.

На нейропластические процессы, происходящие в мозге Дарта Вейдера во время работы со световым мечом и Силой, могли сильно повлиять физические ощущения взаимодействия с оружием и визуальные сигналы, которые он получает, видя себя в действии. А процессы оперирования какими-либо объектами при помощи Силы позволяли создать перцепцию функционального «достижения» за пределами своего тела.

На Земле ученые, работающие без всякой возможности обратиться к светлой или темной Силе (хотя кто знает наверняка?), установили, что гибкость нашего мозга связана с использованием орудий. Они провели простое, но занимательное исследование, в котором рассматривались сенсомоторные изменения, связанные с использованием светового меча.[90] Участники эксперимента носили длинный ручной «хвач» – такой, который используют для уборки мусора на улицах и в коридорах «Звезды Смерти», когда не нужно наклоняться. После использования «хвача» для поднятия и перемещения окружающих предметов участникам начинало казаться, что их руки стали длиннее! С функциональной точки зрения для мозга их руки действительно увеличились в длине, как только они обрели способность доставать удаленные от них предметы при помощи «хвачей». Использование данного приспособления привело к изменениям в характере движений, которое на некоторое время сохранилось и после его использования. Это указывает на стойкую и пластичную адаптацию мозга, которая была вызвана применением «хвачей». Сравнение с наблюдениями за нечеловекообразными приматами позволило предположить, что пластичность была вызвана изменениями сенсомоторных карт тела в мозге в результате использования орудия.[91] Различные приспособления, будь то «хвач», хоккейная клюшка, оружие для боевых искусств или световые мечи, дают возможность выходить за пределы возможностей своего тела.

Настоящая причина победы Люка: Дарту Вейдеру нужно чувствовать сипу

«Протез – удивительная вещь, он делает все то же самое, что и живая плоть. И если бы он не требовал обслуживания, то был бы идеальной ее заменой».

Рыцарь джедаев Вэлин Хорн[92]

Если Дарт Вейдер желает вести себя как настоящий лорд ситхов, он должен очень профессионально контролировать свои нейропротезированные конечности. Сенсорный ответ является естественной и крайне важной частью каждого движения. Он также улучшает процесс запоминания в интерфейсе нашего мозгового компьютера и увеличивает эффективность нейропротезирования. Чтобы информация от протеза по максимуму поступала в мозг, необходимо наличие искусственных датчиков, благодаря которым будет возможно ее передавать. Если мы ненадолго вернемся на Землю, то вспомним про «чувствительные рукава», которые надевались обезьянам на руки, чтобы научить их пользоваться курсором компьютера при помощи мозговой активности.[93] Дарт Вейдер использовал свой передовой нейропротез во время постоперационной адаптации, в результате чего визуальная и соматосенсорная обратная связь могли помочь ему оптимизировать процесс обучения.

Ключевую роль в этом сыграли электроды, отвечающие за запись моторных команд мозга Дарта Вейдера, а также электроды, которые посылали сенсорные сигналы напрямую в мозг, стимулируя сенсорную кору во время точных движений. Это обеспечивало формирование структуры электрической стимуляции в его мозге, которая имитировала сенсорные сигналы при движении здорового тела. В итоге его мозг получал такие же сигналы, которые получал бы при движении настоящих конечностей.

Но все это работает только до определенного момента, и в действии этих карт мозга Дарта Вейдера по отношению к Силе есть один нюанс. Кажется, что правильное применение Силы (как на светлой, так и на темной стороне) в определенной степени совпадает с использованием возможностей тела. Определенные движения и позы помогают сконцентрироваться при управлении Силой вне зависимости от того, кто ею управляет: Дарт Вейдер, Люк Скайуокер или Йода. Поэтому можно предположить, что интактная функция мозга, вызванная травматическим повреждением (утратой конечности), влияет на точность управления Силой.

Это означает, что Дарту Вейдеру, потерявшему сразу три конечности, чьи карты мозга уже видоизменены, намного сложнее осуществлять тонкий контроль Силы. Однажды он убивает намного больше повстанцев и их приспешников, чем планировал. Это также ослабляет его при сражении со своим сыном Люком в фильме «Возвращение джедая».

Люк Скайуокер теряет правое предплечье в схватке с Дартом Вейдером в Облачном городе в эпизоде «Империя наносит ответный удар». Как бы то ни было, Вейдер потерял три конечности, в отличие от Люка, поэтому хуже оперировал Силой. Это стало определяющим фактором, который привел к победе Люка и ампутации еще одной конечности Дарта Вейдера.

Такие изменения в функциональных возможностях применения орудий вызывают нейропластические адаптации мозга. Однако стойкость и направление такой пластичности изучены недостаточно. Могут ли изменения стать достаточно направленными, для того чтобы стать действительными воспоминаниями или алгоритмом сражения на световых мечах? И что особенно важно для Дарта Вейдера? Может ли его мозг принять функциональные качества, со всеми различными свойствами, отличными от настоящих, его трех новых «чужих» конечностей?

Новая надежда нейропротезирования

Когда Дарт Вейдер хочет совершить движение правой стороной своего тела, например достать горло противника с использованием Силы или без нее, сложные нейронные команды, относящиеся к планированию и организации моторных действий, посылают сигналы в моторные выходы мозга. Затем эти команды перемещаются вниз по спинному мозгу до уровня действия мышц, которые должны произвести движение: выше – для движений рук и ниже – для ног.[94]

Как только сигнал достигает соответствующей зоны, нейроны активируют нужные мышцы. Эта цепь событий, хотя и происходит очень быстро, все же требует времени. Когда дело касается головного и спинного мозга, периферической нервной системы, сенсорные и моторные сигналы могут передаваться крайне быстро, со скоростью от 290 до 350 км/ч. Нервная система Вейдера передает такие сигналы за десятые доли секунды, изменения происходят за десятки и сотни миллисекунд.

После хирургического вмешательства на Корусанте Дарту Вейдеру требовалась практика, чтобы научиться контролировать свои нейропротезы при помощи команд мозга, которые воспринимаются как электрическая активность мышц. Для того чтобы эффективно использовать искусственную конечность, нервная система Вейдера должна контролировать конечность напрямую при помощи интерфейса мозговой «машины». Ситх и машина являются одним целым, но для внедрения электродов в головной и спинной мозг Дарта Вейдера требовалась хирургическая операция.

Иллюзия, известная под названием «резиновая рука», показывает способность мозга включать инородные части в карты тела и восприятия.[95] Ее можно продемонстрировать следующим образом. Участник эксперимента прячет одну руку за непрозрачным экраном, а на ее месте помещают резиновую. Затем его просят сосредоточить внимание на этой «чужеродной конечности». В течение десяти минут экспериментаторы одновременно дотрагиваются до чужеродной и своей руки (последняя находится за непрозрачным экраном), а после взаимодействуют только с резиновой.

Получается, что при виде касания к резиновой руке, ощущение возникает в настоящей! Иллюзию «резиновой руки», возникающую также при ампутациях,[96] мог бы испытать на себе и Дарт Вейдер. Это было бы отличной новостью для него – ведь он смог бы научиться использовать нейропротезы так, как если бы они были настоящими конечностями, но это, скорее всего, мало обрадует все остальное население галактики.

4. Диспут о личности Дарта Мола: Интервью с Сэмом Уитвером об антитезисе самореализации

Дженна Буш и Трэвис Лэнгли

«Человек обязан стать тем, кем он способен быть. Эту потребность мы назовем само актуализацией».

Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу[97]




Джедаи и ситхи, являющиеся олицетворением Силы, связывающей все живое в «Звездных войнах», – все они стремятся стать чем-то большим, чем уже являются. Но просветления они ищут каждый по-своему, поэтому у них, как и у людей, понятия Силы или всеохватывающего добра сильно отличаются. И даже если общая система ценностей ордена джедаев приоритетом считает безграничную преданность, не все джедаи переносят ее в свою личную систему ценностей.[98] Они продолжают работать и взрослеть. Они могут посвятить жизнь странствиям и прожить лучшие свои годы в пути. Они могут потерпеть поражение. В «Звездных войнах» путешествие джедая обычно представлено как особенная черно-белая аллегория той борьбы, которую должен претерпеть каждый человек на пути к совершенству.

Эгоцентризм против самореализации

Те, кто идет по самоотверженному пути джедаев, могут раскрыть свой потенциал при помощи самореализации, превращая возможности в реальность. А что же способен сделать ситх, которому свойственен эгоцентризм?

Актуализация потенциала: стремление стать лучше

Несмотря на то что именно Абрахаму Маслоу принадлежит трактовка самоактуализации как вершины личностного роста,[99] впервые данную концепцию предложил невролог и психиатр Курт Гольдштейн.[100] Он считал, что актуализация врожденного потенциала мотивирует человека и все живые существа развиваться настолько, насколько это возможно. С его точки зрения, именно такое врожденное побуждение помогает Энакину Скайуокеру, а затем и его сыну Люку добиться намного большего, чем они могли бы сделать на Татуине.

Основываясь на идеях Гольдштейна о самоактуализации и ранее сделанном утверждении основателя индивидуальной психологии Альфреда Адлера о заложенном природой стремлении человека к достижению большего,[101] Абрахам Маслоу разработал собственную теорию мотивации. Он утверждал, что неудовлетворение основных физиологических и психологических потребностей удерживает человека от становления самоактуализирующимся. Маслоу говорил, что тем людям, чьи физиологические потребности и потребность в безопасности не удовлетворены, будет трудно двигаться дальше по иерархии потребностей, чтобы почувствовать любовь и принадлежность, повысить самооценку и реализовывать свой потенциал.[102] Любой, кем движут дефицитарные потребности, зацикливается на том, чего он не имеет (например, Палпатин жаждет больше власти), или боится потерять то, что у него есть (как Энакин боится потерять Падме). Независимо от того, реальны эти потребности или воображаемы, личностный рост такого человека будет ограничен по сравнению с людьми, которые замотивированы ценить и улучшать мир, принадлежащий каждому (бытийные потребности или потребности роста). Человеку, которого мотивирует дефицит чего-либо (дефицитарная мотивация, или Д-мотивация), будут свойственны зависть, ревность и собственнические настроения. Тогда как человек, замотивированный на улучшение общества в целом (бытийная, или Б-мотивация), будет более щедрым, благодарным и доверчивым.[103]

Прогресс ситхов: мотивация эгоцентристов

Дарт Мол, с его красно-черным лицом и световым мечом с двумя лезвиями, является одним из самых узнаваемых персонажей Вселенной «Звездных войн». И хотя впервые оживил этого героя Рэй Парк, сыграв его в первом эпизоде «Звездных войн» – в «Скрытой угрозе», именно актер Сэм Уитвер много раз озвучивал Дарта Мола в анимационных сериях «Звездные войны: Войны клонов». В дополнение ко многим его очным ролям, включая вампира Эйдана в американской версии «Быть человеком» и суперзлодея Думсдэя в сериале «Тайны Смолвиля», он также озвучивал персонажей из видеоигр и мультфильмов. Среди его многочисленных ролей в «Звездных войнах» – несколько злодеев на темной стороне: Император Палпатин,[104] тайный ученик Дарта Вейдера Старкиллер[105] и загадочный Дарт Мол.[106]

Уитвер любезно согласился обсудить с нами то, как развивался характер Дарта Мола от фильма к фильму. Мы также поговорили о его одержимости и о том, почему же ситхи так управляемы.

Буш: Сэм, вы можете немного рассказать нам о становлении личности Дарта Мола, начиная с его первого появления в приквелах?

Уитвер: В фильме «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» он предстал перед нами прекрасным учеником с большим потенциалом. Он чувствовал тревогу, но был уверен в себе. Он контролировал себя и желал выделиться перед своим мастером. Но в дальнейшем его дела пошли не так хорошо, как он надеялся. Его лишили половины тела и сбросили в пропасть, что не очень-то приятно. Но он выжил. Выжил, потому что обладал абсолютной одержимостью, которая свойственна всем ситхам. Они не верят в существование жизни после смерти и поэтому стремятся остаться в живых любой ценой. Взгляните на Императора, на Дарта Вейдера – существует множество примеров. Итак, он был юношей, который действительно обладал потенциалом и который затем действительно все испортил.

Он выжил и попытался вернуться к своей прежней жизни и к себе прежнему, но проблема была в том, что он не мог пережить и отпустить то, что с ним произошло. Он не мог взять на себя ответственность за это. Все, чего он желал, – это предать позору и уничтожить того, кто с ним так поступил. Но он был недостаточно умен, для того чтобы сообразить, что его собственный наставник был не так уж непричастен ко всему случившемуся и что он был виноват гораздо больше, чем Оби-Ван Кеноби. Он не видел этого. Ему нужен был реванш, и в конце концов он его получил. Но даже после этого ему не стало легче. Он нарисовал у себя на спине мишень и в результате оказался на том самом месте, где и начались все его проблемы с Императором.

Успешная самоактуализация в представлении Маслоу требует самоанализа. Некоторые нарциссические личности могут очень много думать о своей персоне, но при этом глубоко не анализируют самого себя. Маслоу считал, что люди, которые ежедневно ведут борьбу за свое существование, люди с неудовлетворенными физиологическими потребностями никогда не будут чувствовать себя настолько хорошо, чтобы стать высокомерными (либо же на это у них просто не будет времени). Те же, кто не испытывает подобных проблем, концентрируются на потребностях, стоящих выше по иерархической лестнице: любви и принадлежности, самоуважении и в конечном итоге – на самоактуализации. Однако всегда существует опасность, что удовлетворив свои естественные потребности, человек может стать слишком тщеславным, чтобы продолжать развиваться дальше.[107]

Буш: Как вы считаете, какая сила движет Дартом Молом? Что удерживает его на плаву, несмотря на все трудности?

Уитвер: Его уровень самоодержимости требует многочисленных зрителей, которым можно было бы себя показать. Это антитеза идее самоактуализации, когда ты счастлив тем, что у тебя есть. Вечная потребность показать себя перед другими людьми – это настоящая беспомощность, зияющая дыра, которую ничем нельзя заполнить.

Такая «антитеза самоактуализации» сведет на нет любой потенциал и оставит возможности нереализованными. Эгоцентричный Мол не смог справиться с этим самостоятельно. Он не смог достичь самотрансценденции, необходимой для самоактуализации.[108] До тех пор, пока он не научится любить и не разовьет в себе здоровую самооценку, он не сможет подняться вверх по иерархии потребностей Маслоу. И хотя джедаи запрещают себе любить кого-то конкретного, они могут испытывать это чувство ко всему живому в принципе. У них также сильно развито чувство привязанности внутри ордена джедаев, где каждый поддерживает другого. Ситхи, напротив, ограничиваются отношениями наставник-ученик. И даже эта связь не является сильной, поскольку многие ученики и наставники предают друг друга. Поскольку Дарт Мол относится к Дарту Сидиусу более трепетно, чем тот этого заслуживает, эгоцентризм и неуверенность Мола мешают развитию самооценки, необходимой для достижения самоактуализации.

Буш: Многие актеры говорят, что восхищаются своими персонажами, даже если это отрицательные герои. Вам нравится что-нибудь в Дарте Моле?

Уитвер: Нет, нет. Он все-таки немного трус. Ему нужно отказаться от очень многого, если он хочет выйти за рамки того, что имеет сейчас. И я не думаю, что это когда-нибудь произойдет. Мне кажется, он слишком далеко зашел. Мол не является примером для детей, и нам нужно было создать ужасного злодея, чтобы это показать. Он не просто воин, он убийца. Это вовсе не то, к чему следует стремиться!

Переломный момент

Свойственна ли джедаям предвзятость? Между собой они признают разнообразие характеристик других джедаев, демонстрируя явление внутригрупповой дифференциации. Некоторые из них имеют обобщенное мнение обо всех ситхах, так как считают, что все лорды ситхов одинаковы (однородность группы «других»). Как бы то ни было, такое предвзятое отношение может помешать любому росту джедая, который придерживается таких узких взглядов. Согласно Маслоу, те, кто достиг самоактуализации, видят мир и самих себя без каких-либо предубеждений.[109]

На протяжении всей истории «Звездных войн» мы наблюдаем за синими призраками Силы – в моем понимании, это те, чьи жизни стоят того, чтобы их помнить. Как мы узнали из фильма «Войны клонов», ситхи лишены возможности существования после физической смерти. Они получают от жизни только то, чего способны добиться именно в этой жизни.

Все джедаи – самоотверженны. Они стремятся вдохновлять других и совершают великие дела, помогают людям и учат их. Это единственный путь к бессмертию, который нам доступен. Прожить стоящую жизнь, чтобы ее запомнили. В моем понимании, это одна из основных тем «Звездных войн».

Основываясь на исследовании эмоционально здоровых людей, Маслоу пришел к выводу, что самоактуализация включает в себя то, что джедаи ценят больше, чем ситхи: отсутствие предвзятого восприятия действительности, принятие себя и окружающих, простоту, общественный интерес, полагание на себя при решении собственных проблем, глубокие межличностные отношения, креативность и высокую толерантность. Когда они «стремятся вдохновлять других», они делают это только ради нужд других, а не для собственного возвеличивания.[110]

Власть предает обещания

У лордов ситхов есть потенциал, благодаря которому они могут превзойти себя и стать кем-то большим, но эгоизм и концентрация на своих недостатках мешают им перерасти себя и стать лучше. И хотя большинство джедаев до сих пор не достигли самоактуализации, многие уже находятся на пути к ней. Каждый джедай развивается лучше любого ситха и внутренне растет в том направлении, которое Маслоу считал идеальным.




Файлы силы

Далекий-далекий океан

I. Открытость против замкнутости

Трэвис Лэнгли

У каждой отдельной личности индивидуальных качеств мы насчитаем больше, чем звезд на небе. Эти качества, или особенности личности, взаимосвязаны. Они пересекаются и оказывают влияние друг на друга. Некоторые образуют комбинации, которые выглядят связанными, хотя на самом деле не являются таковыми, – это иллюзорные корреляции. Другие же стремятся объединиться, чтобы образовать собственные кластеры.

Кластер личностных черт – это группа признаков, которые обычно проявляются совместно, они известны как факторы личности, так как их определяют путем анализа факторов. Многие личностные психологи пытались найти наименьшее число факторов, которые могли бы обобщить все проявления личности, и при этом были бы достаточно далеки друг от друга. Часто их число колеблется от двух[111] или трех[112] (при таком количестве получить исчерпывающее описание личности человека практически невозможно, так как за рамками остается слишком многое) до шестнадцати[113] (что тоже нехорошо, так как группы данных факторов коррелируют друг с другом и объединяются в малые части больших кластеров). Наиболее оптимальным оказалось количество из пяти факторов, известных под названием «Большая пятерка».[114] Различные теоретики дают этим факторам разные названия в зависимости от их личной интерпретации. Но большинству эти факторы знакомы по английской аббревиатуре OCEAN, где О – это открытость новому опыту (openness), С – сознательность (conscientiousness), E – экстраверсия (extraversion), A – приятность в общении (agreeableness), N – нейротизм (neuroticism).[115]

Открытость новому опыту

Люк Скайуокер стоит на песке, вглядываясь в двойной закат на планете Татуин.[116] Он стремится постичь тайны Вселенной, готов к открытиям и желает получить от жизни намного больше, чем мог бы найти дома, но его мучает вопрос: что ждет его впереди и что он может там потерять? Он любопытен. Он открыт всему новому.

Открытость включает в себя понимание вещей, которые другие могут посчитать бесполезными, и готовность воспринимать новый, необычный опыт. Обычно качества, из которых образуется этот фактор, видятся нам более тайными, чем качества, образующие другие факторы. Они меньше основаны на открытом поведении (действиях, которые можно пронаблюдать) и больше – на скрытом поведении (на том, что невозможно увидеть прямо – мыслях, чувствах, отношении, убеждениях). Достаточно открытая личность лучше воспринимает субъективную или абстрактную реальность.[117]

Примеры качеств, свойственных открытости

Абстрактное мышление

Готовность к переменам

Богатое воображение

Чувство прекрасного

Принятие чужой культуры

Принятие чужого интеллекта

Вызов устоявшимся нормам

Любознательность

Жажда приключений

Фантазия

Независимое мышление

Изобретательность

Интеллектуальная гибкость

Новизна

Непредубежденность

Оригинальность

Любовь к разнообразию

Богатый словарный запас

Символическое мышление

Способность оценивать свои эмоции

Нетрадиционные убеждения

Люк мог и не обладать всеми перечисленными в этом списке качествами. Например, мы мало знаем об эстетической стороне его личности – что он думает о музыке, искусстве и поэзии. У человека может быть развит определенный фактор, даже если у него не хватает какого-то отдельного качества: так, созвездие Большой Медведицы продолжает сохранять свою форму, даже когда облака закрывают несколько его звезд. Люк обладает достаточной практичностью, поэтому не бросается в схватку с Кеноби немедленно. Тем не менее, когда Люк говорит Оби-Вану, что не сможет принять участие в сражении, так как ему нужно поработать на ферме, тот понимает, что сердце юноши лжет, ведь он уже слишком хорошо его знает. «Это в тебе говорит твой дядя», – отвечает Оби-Ван.[118] Более высокий уровень духовности коррелирует с сильно выраженной открытостью, что согласуется с восприимчивостью Люка к Силе, тогда как религиозный фундаментализм коррелирует с низким уровнем открытости.[119]

Дядя Оуэн Ларс демонстрирует качества, которые характерны для низкого уровня открытости, т. е. высокого уровня замкнутости. Задолго до того, как у него появились серьезные основания бояться, что однажды его племянник пойдет по темному пути отца, он уже был реалистом, которого его мачеха Шми описывала как «прагматичного и уверенного в своем пути, способного быть счастливым простыми радостями жизни и своей влагодобывающей фермой».[120] Среди черт замкнутости можно обнаружить конкретное мышление, практические интересы, мелочность. Предпочитая привычную рутину, человек, закрытый для нового опыта, не любит перемен, неопределенностей и двусмысленностей. Такой личности, скорее всего, будут свойственны малая глубина, отсутствие воображения, конформизм, склонность к антиинтеллектуальным взглядам и презрительное отношение к эстетике.

Оуэн совсем не трус. Он помогает собрать группу более чем из тридцати местных поселенцев, чтобы вызволить свою мачеху из плена песчаных людей.[121] Но тот факт, что его миссия провалилась и живыми вернулись всего четыре человека, оттолкнул его от поиска дальнейших приключений. Оуэн и Беру любили своего племянника как родного ребенка и давали ему все, что могли, но жажда приключений мальчика заставляла их, особенно Оуэна, беспокоиться о его судьбе.