Вы здесь

Звезда по имени Алголь (сборник). Горизонт. Рассказ (Андрей Неклюдов, 2012)

Горизонт

Рассказ

«Горизонт (от греч. ограничивающий) – линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью».

Географический энциклопедический словарь, 1989 г.

Мать Коли Сечкина попросила Колиного отца проверить, как их сын подготовился к природоведению.

– Тема – горизонт, – вполголоса предупредила она мужа и, наклонившись к его креслу, шепнула: – Сам-то ты знаешь этот вопрос?

– Ну, а как же! – отозвался тот. – Помню еще со школьных лет.

– Коленька! – окликнула мать Колю и ушла на кухню.

Борис Семенович сложил газету и повернулся к дверям комнаты, где уже появился, не переставая нажимать на кнопочки электронной игры, маленький Сечкин.

– Что ж, ответь мне, пожалуйста, что такое горизонт, – обратился Борис Семенович к сыну.

Коля вскинул голову и бойко произнес:

– Горизонт – это видимое вокруг нас пространство!

Отец задумался.

– Неверно, – сказал он после паузы.

– Так в учебнике написано! – возмутился мальчишка.

– Прости, но такое не могли написать. Ты сам посуди: видимое вокруг нас пространство – это и вот эта комната, и небо за окном, и двор. Двор – это горизонт?

– Не знаю, – хмуро ответил Коля. – Может, и горизонт.

– Вот так знания! – рассмеялся отец. – Двор стал горизонтом! Коля, – уже серьезно проговорил он, – ты же видел горизонт. Горизонт – это линия. Линия, а не пространство!

– Линия, – повторил мальчишка и, полагая, что вопрос решен, сделал шаг к дверям.

– Погоди, это не все. Линий всяких много. Горизонт – линия особая. Вот ты и подумай, в чем же ее особенность?

Коля не понимал, чего добивается от него отец. Похоже, он просто вздумал его помучить.

– Что это за линия?

– Это линия неба, – ляпнул Коля наугад.

– То есть, эта линия проходит по небу? Над нашими головами? Коля, ты не думаешь! Ты ленишься думать. Ведь так?

Коля и вправду не думал, однако признаваться в этом ему не хотелось, и он принялся усиленно тереть лоб.

– Может, линия атмосферы?

Борис Семенович отрицательно покачал головой.

– Я не знаю, чего ты от меня хочешь! – Коля готов был разреветься. – Нас в школе так не спрашивают. Нас не заставляют придумывать то, что и так есть в учебнике.

– А зря, – сказал отец. – Зря вас не учат размышлять. Ладно, давай размышлять вместе. Представь себе, что ты стоишь посреди ровного поля. Где, по-твоему, будет проходить эта линия – линия горизонта?

– По земле, – буркнул Коля, не глядя на отца и чувствуя себя незаслуженно наказанным.

– Скорее, по краю земли, – уточнил отец. – А есть ли вообще у Земли край?

– Нету.

– А нам кажется, что есть? Ведь так?

– Так.

– Значит, горизонт – это край земли, который нам только кажется. Верно? Или: горизонт – это линия, которая словно бы разделяет небо и землю. Сложно?

– Нет, – признался Коля, заметно повеселев.

– Ну, теперь ты сможешь объяснить, что такое горизонт?

– Горизонт – это линия земли… то есть, это линия края земли.

– Ладно, хоть так, – согласился отец.

Мальчишка убежал, но через минуту вернулся и положил отцу на колени раскрытый учебник.

«Видимое вокруг нас пространство называют горизонтом», – прочел Борис Семенович жирным шрифтом отпечатанные строки.

– Странно, – пробормотал он и взглянул на обложку. – «Природоведение. Учебник для третьего-пятого классов… Издательство «Просвещение», девяносто второй год. Авторы: Мельчаков Л. Ф., Скаткин М.H….» Да не может быть! – воскликнул он, снова заглянув внутрь книги.

Коля с интересом наблюдал за родителем.

– Коля, – проговорил наконец Борис Семенович. – Вот тебе пример, что ничего нельзя принимать бездумно. Это неудачное определение. Ты сам убедился в этом. Мы с тобой нашли более точное и более понятное определение. Ты согласен?

Коля согласился, тем более что ему приятно было сознавать, что он участвовал в выведении правила – не такого, как в книжке, а даже лучшего. То-то он завтра удивит одноклассников и учительницу. И он лег спать с этой задорной мыслью.


Борису Семеновичу снилось в эту ночь, будто он школьник и должен ответить, что такое горизонт.

– Горизонт – это… – повторял он в десятый раз, стоя перед классом. – Горизонт – это…

Он помнил во сне, что знал верное определение, однако на языке крутилась лишь всякая чепуха, вроде: «горизонт – это линия атмосферы».

– Так что же такое горизонт? – послышался грозный голос, и Борис Семенович увидел, что за учительским столом сидит его сын Коля.

– Это… – вновь безнадежно промямлил он во сне и неожиданно для себя вдруг выпалил: – Это видимое вокруг нас пространство!

– То-то же, – погрозил пальцем Коля-учитель.


Утром, собираясь на работу, Борис Семенович имел такой вид, будто он всю ночь учил уроки.

А Коля, прекрасно выспавшись, отправился в школу, и когда на уроке природоведения учительница сказала: «Кто ответит, что такое горизонт?» – он смело вытянул руку и, вскочив с места, отчетливо произнес:

– Горизонт – это край земли, который нам кажется!

Никто не захлопал в ладоши, и даже учительница не ахнула от радостного изумления.

– Как-то не очень… – поморщилась она. – Лучше послушай, как будет правильно: «Горизонт – это видимое вокруг нас пространство». Повтори, пожалуйста.

– Горизонт – это видимое вокруг нас пространство, – повторил Коля и задумчиво посмотрел в окно – в пространство пустого школьного двора.

«Выходит, двор – это все-таки горизонт», – подумал он.