Вы здесь

За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме. Как вести себя в храме? (В. А. Измайлов, 2014)

Как вести себя в храме?

Разговаривающим в храме посылаются скорби.

Преподобный Амвросий Оптинский

В Православной Церкви множество традиций и правил, которые необходимо соблюдать. Многие вопросы зачастую ставят новоначальных прихожан в тупик. Какую одежду лучше надеть в церковь? Можно ли женщине быть в брюках? Обязательно ли ей покрывать голову? Как креститься? Куда и кому ставить свечи?

Итак, старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов, чтобы во всем, что делаете, благоуспевать плотью и духом, верою и любовью, в Сыне и в Отце и в Духе.

Священномученик Игнатий Богоносец

У людей, далеких от веры, подобные вопросы всегда вызывают затруднение, но любой человек, желающий посетить место Божие, должен знать, как предстать перед Господом в доме Его. Правила достаточно просты.

Как правильно одеваться?

Правила для женщин

Конечно, в церковь нужно надевать лучшие вещи, но при этом выглядеть скромно и ни в коем случае не вызывающе. Строгая одежда ко многому обязывает и с хорошей стороны характеризует моральный облик человека.

Для храма предпочтительнее одежда однотонных цветов, и ни в коем случае не пестрая, не цветастая. При посещении храма важно сохранять достоинство внешнего облика, избегать спортивных костюмов, платьев с глубоким вырезом, неуместны также брюки или джинсы, а тем более лосины или шорты, хотя в наше время многие женщины предпочитают носить брюки или брючные костюмы. Если другого варианта нет в силу сложившихся обстоятельств, то брюки должны быть обязательно классического плана и однотонного цвета, но ни в коем случае не обтягивающие джинсы или любимые многими леггинсы. Лучше избегать коротких юбок, а также кофт и блузок без рукавов, оставляющих руки обнаженными. Одеваться нужно скромно, избегая обтягивающих одежд.

Кроме того, необходимо избегать и различных украшений, будь то серьги, бусы или браслеты. Не стоит привлекать к себе внимание нескромными нарядами.

Женщины должны входить в храм Божий с покрытой головой. Естественно, что головным убором не должна служить какая-нибудь новомодная шапочка с рожками или изображением бесовских образов. Лучше, если это будет скромный платок или покрывало однотонного цвета. Но не нужно впадать в другую крайность и появляться в церкви одетым во все черное, стремясь внешне походить на монахинь или послушниц.

Понятно, что в храме также недопустима косметика. Женщины не должны иметь яркий и вызывающий макияж. Ведь разрисовывание лица берет начало из древних колдовских ритуалов и свидетельствует о поклонении отнюдь не Богу, а каким-то своим страстям и обуревающим душу демонам. Лучше, если лицо будет чистым и ненакрашенным. Можно лишь слегка подкрасить ресницы, но ни в коем случае не губы.

Правила для детей и мужчин

Есть некоторые правила для детей и мужчин. Только мальчикам младше десяти лет разрешено одевать в церковь шорты, и при этом только классического покроя и однотонного цвета. Спортивные или стрейчевые шорты недопустимы.

Следует избегать футболок с надписями, тем более яркого цвета. Лучше надеть рубашку или, в крайнем случае, однотонную футболку. Девочкам следует надевать однотонные платьица неяркой расцветки и не слишком короткие по длине. Обувь обязательно должна быть чистой.

Мужчины тоже должны быть одеты очень скромно и опрятно. Лучше всего – чистые и выглаженные брюки и рубашка неяркого тона, застегнутая на все пуговицы. Джинсов лучше избегать, но если нет другого варианта, то они должны быть строгого кроя и лучше однотонного неяркого цвета. Шорты непозволительны.

Парфюмерией лучше совсем не пользоваться. Главное – не привлекать к своей персоне излишнего внимания – ни поведением, ни одеждой, ни рез ким запахом. И всегда нужно помнить о том, что вышесказанное относится не только к храму. В любом месте истинный христианин должен соблюдать определенный минимум правил, через который нельзя переступать. Вы интуитивно почувствуете, что будет лишним и где необходимо остановиться. Помните, что Господь видит не только лица и внешний облик, а зрит в самое сердце.

Перед входом в храм…

Внутри церковной ограды (а также, разумеется, на паперти и внутри самого храма) нельзя курить. Перед входом в храм мобильный телефон следует выключить или отключить звук.

В храме недопустимо громко разговаривать, смеяться, есть или пить, жевать жвачку, говорить по мобильному телефону. Оставляйте все скорби за воротами храма, помня слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).


В.М. Васнецов. Христос-Вседержитель. 1885–1896


Входить в святой храм всегда нужно с духовной радостью, со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь. При вхождении в храм, видя святые иконы, нужно помнить о том, что сам Господь и все святые смотрят на тебя, и в этот момент важно испытывать благоговейный трепет и страх Божий.

Перед входом в храм мужчинам следует снять головной убор. Женщин это не касается – они пребывают в храме только с покрытой головой.

Подходя к храму, верующий совершает крестное знамение. Поднявшись на паперть, к самым дверям, нужно снова перекреститься.

Нельзя входить в храм с животными или птицами.

На богослужение в храм необходимо прийти за 10–15 минут до его начала. Расписание служб служб, как правило, указывается в объявлении у дверей храма.

Небо находится внутри тебя – если ты чист, в самом себе ты увидишь Ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку их.

Преподобный Исаак Сирин

Когда собираетесь в храм Божий, еще дома приготовьте деньги на свечи, просфоры и церковные сборы, чтобы не мешать богослужению и молящимся. Придя за 10–15 минут до начала службы, можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Если вы опоздали к началу службы, то вести себя нужно так, чтобы не помешать молитве других.

Войдя в храм, нужно сотворить три поясных поклона, мо лясь про себя: «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя», «Боже, милостив буди мне, грешному», «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного», «Вси святии, молите Бога о мне, грешном».

Еще русский поэт Ф. Глинка говорил:

Если хочешь жить легко

И быть к небу близко,

Держи сердце высоко,

А голову низко.

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше вас, нужно стоять на месте и внимательно слушать псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не произносить иных молитв и обращений к Господу.

Если вы вошли в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после «Херувимской» на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), лучше постоять у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Если в храме есть место, где вы привыкли обычно стоять, нужно пройти к нему тихо и скромно, а перед царскими вратами остановиться, благоговейно перекреститься и поклониться. Если же такого места пока нет, то, не мешая другим, необходимо встать на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

Поведение во время богослужения

Православный храм, без сомнения, является местом особенного присутствия Бога на нашей земле, поэтому вести себя в храме нужно благоговейно, чтобы не принизить величия святынь и тем самым не навлечь на себя гнев Божий. Соответственно, в храме нельзя громко говорить, тем более кричать, нельзя держать руки в карманах, нельзя жевать резинку.

Не следует ходить по храму без нужды, как будто вы находитесь на экскурсии. Это не музей, это – храм Божий, священное место. Делать что-либо в храме – ставить свечи либо прикладываться к иконам – нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

В храме не стоит проявлять излишнего любопытства и пристально глядеть на окружающих, нужно сосредоточиться на молитве, молясь с неподдельным, искренним чувством. Любой, кто пришел в храм, должен молиться как принимающий участие в богослужении, а не просто посторонний свидетель его совершения. Молиться нужно так, чтобы молитвы и песнопения исходили от самого сердца, при этом важно помнить, в каком порядке идут службы, и не забывать об их смысле.

Лучше в храме вообще не разговаривать. Если встретили знакомых, приветствуйте их молчаливым поклоном. Не разрешайте детям бегать, смеяться и баловаться, проведите с ними перед посещением святого места предварительную беседу, объясните, как нужно себя вести. Если священники в храме раздают благословенный хлеб, никогда не позволяйте ребенку есть его в святом храме.

Если дитя расплакалось и закапризничало, не слушается и начинает противоречить вам, нужно его сразу же вывести или вынести из храма.

Когда хор исполняет церковные песнопения, разрешается подпевать, только очень тихо, незаметно для присутствующих.

Сидеть в храме разрешается лишь в единичных случаях, во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо почитаемых святых), либо по причине серьезной болезни или сильного утомления. О подобных случаях правильно сказал еще святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». При этом категорически запрещается сидеть, закинув ногу на ногу.


И.Н. Крамской. Молитва Моисея


Если все молящиеся во время богослужения встают на колени, необходимо к ним присоединиться.

Во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от «Символа веры» до «Отче наш») нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам, тем более ходить и разговаривать. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него, или же в установленное время, к примеру, на всенощной вслед за елеопомазанием.

Если вы решили сделать замечание тому, кто нарушает правила поведения в святом месте, говорите деликатно и негромко, а лучше вообще воздержаться от замечаний и делать их лишь в том случае, если человек ведет себя по-хамски. Еще более недопустимым считается осуждение и осмеивание невольных ошибок служащих или присутствующих в храме. Не следует также осуждать и одергивать новичка, который еще не знаком с церковными правилами. Лучше помогите ему добрым словом, сосредоточьтесь на собственных недостатках и попросите Господа простить вам грехи.

Если вы пришли в храм ради беседы со священником, то обращайтесь к нему лишь после богослужения. Если вы предварительно не договаривались о встрече, можно передать просьбу через алтарника, который время от времени выходит из алтаря через северную дверь, расположенную слева от царских врат. При этом нужно стоять как можно ближе к двери, не заходя на солею[1].

Как во время богослужения располагаются мужчиныи женщины?

Согласно старинным русским обычаям, мужчины становятся в правой части храма, а женщины – в левой. К причастию и елеопомазанию они проходят отдельно: первыми подходят мужчины и лишь затем – женщины. При этом никто не должен занимать прохода от главных дверей к царским вратам.

Помните, что креститься и преклонять голову нужно только тогда, когда осеняют крестом, святым Евангелием, образом либо святой чашей. Только преклонять голову, не крестясь при этом, можно, когда осеняют свечами, благословляют рукой либо кадят. Свечку ставить можно любой рукой, а креститься – только правой. Если что-нибудь хотите спросить, обращайтесь к священнику.

Благость и правда – две руки Господа, простертые над каждым. Одна наказывает, чтобы другой представить случай помиловать.

Преподобный Ефрем Сирин

Оставаться в церкви нужно, конечно, до полного окончания богослужения. Разрешается уходить раньше времени лишь немощным или тем, кто испытывает в этом серьезную потребность. Если вам все же пришлось уйти до окончания богослужения, покайтесь об этом на исповеди. И помните, что главным для всех остается взаимная любовь и понимание содержания службы. Если мы будем посещать храм Божий с благоговением и искренним желанием приобщиться к служению Богу, то, не сомневайтесь, Господь исполнит все наши прошения.

Поклонение святыням

В традиции православия входит поклонение православным святыням: святым мощам, кресту, иконам. Поклонение святым мощам основывается на Священном Писании. Сам Господь Бог предназначил человеческое тело к нетлению, о чем свидетельствует и святой апостол Павел: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

В священных православных текстах говорится: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5:8); «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс. 98:5); «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131:7); «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою» (Пс. 137:2); «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11:21).

Многие тела святых и в древности сохранялись нетленными. Об этом говорят слова евангелиста Матфея: «И гробы отверзлись, и многие тела святых воскресли» (Мф. 27, 52). Здесь речь идет именно о воскресших телах святых, а не о прахе, о телах святых, которые лежали в земле нетленными. В Ветхом Завете говорится: «Погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 21).

Всем известно, что и от одежды Спасителя многие получали исцеления (Мф. 14, 36; Мк. 5, 25–29), и от предметов, служивших частью облачений святых угодников (к примеру, милоть[2] пророка Илии, платки и опоясания апостола Павла), происходили чудеса. Таких примеров в истории православия великое множество.

Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более, тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. От мощей святых сила Божия, сила исцеления оказывается еще действеннее, еще сильнее. Ведь люди, которые при жизни своей приблизились к Богу, всем своим духовным подвигом, ежедневной молитвой, постом, очищением сердца действительно достигли уподобления Господу, покорив плоть духу.

Крест является символом спасения и воскресения, а не позорным орудием казни, как считают иноверцы. Известны и чудес ные знамения от святых икон. Совершая молитву перед чудотворными образами Спасителя, Божией Матери или святых угодников Божиих, человек получал удивительное исцеление даже от неизлечимых болезней, избавлялся от тяжких бед и скорбей.

Поклоняясь святыням, мы воз носим молитвы прежде всего не материальному их изображению, а первообразу, тем святым, лики которых видим на иконе или другой святыне, или духу того святого, мощи которого лежат перед нами.

Таким образом, почитание православными и святых мощей, и креста, и святых икон имеет древнюю историю и вполне веские основания. Православные святыни выступают как бы осязаемыми накопителями всепроникающей и вездесущей благодати Божией, и без нее человек не может обрести спасительного пути и мира своей душе.

Вспомните строки русского поэта В. Бенедиктова:

Над нами те ж, как древле, небеса,

И так же льют нам благ своих потоки,

И в наши дни творятся чудеса,

И в наши дни являются пророки.

Для понимания Священного Писания нужна не человеческая мудрость, но откровение Духа, чтобы мы, узнав истинный смысл написанного, могли получить великую пользу.

Святитель Иоанн Златоуст

Как правильно прикладываться к иконам?

Прежде всего нужно зажечь и поставить свечу, затем обратиться с молитвой, дважды перекреститься.

К иконам нужно подходить, оставив объемные сумки в стороне, лучше под чьим-то присмотром, подходить степенно и не торопясь, с благоговеньем и терпеньем, тогда мы получаем благодать Божию. Ни в коем случае нельзя прикладываться к иконе накрашенными губами!

Перед и после прикладывания к иконе необходимо сделать поясные поклоны: два поклона перед прикладыванием и один после. При каждом поклоне обязательно нужно перекреститься. Однако если у святыни находится священник, благословляющий или помазующий верующих, то третий поклон с крестным знамением необходимо выполнить не после целования святыни, а уже после принятия благословения.

При этом нельзя целовать святых в лицо. Господу, изображенному в полный рост, нужно целовать ноги, в других случаях – руку. Руку принято целовать и на иконах Божией Матери и святых. А если на иконе изображена только голова, целовать следует только волосы.

В случае изображения на иконе нескольких святых целовать икону следует один раз, дабы не задерживать других верующих и не создавать в храме Божием столпотворения и неразберихи.

Во время прикладывания к святым иконам можно произносить про себя молитвы. Например, перед образом Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас»; перед иконой Пресвятой Богородицы: «Пресвятая Богородица, спаси нас»; перед иконой Честному Животворящему Кресту Господню читают молитву: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святoе Воскресение Твое славим», делая при этом поклон. Прикладываясь же к Святому Евангелию, мысленно произносят молитвы: «Со страхом и любовью приступаю Ти Христе, и верую словесем Твоим», «Христе Боже, помози ми и спаси мя».

Поклоны и крестное знамение – как правильно креститься?

Как и для чего в церкви необходимо совершать поклоны и крестное знамение? Что означают для православных эти действия?

Начнем с креста, имеющего для Церкви особое значение, ведь он является орудием смерти, сделавшимся впоследствии орудием спасения. К примеру, святитель Василий Великий сравнивает «знамение Сына Человеческого» (об этом упоминает Христос, когда говорит о Своем втором пришествии (Мф. 24:30) с крестом, обращенным четырьмя концами к четырем краям Вселенной). Таким образом, крест является символом самого Христа, он наделен чудодейственной силой. Все православные уверены, что в кресте присутствует энергия Христа. Поэтому крест не только изображается и помещается в церкви наравне с иконами, но его также носят на груди, им же благословляют друг друга, а себя осеняют крестным знамением.


Христос с предстоящими Симоном Петроми Иоанном Богословом. Мозаика. Церковь святых Иммануила и Бенедикта. Мадрид.

Конец ознакомительного фрагмента.