Вы здесь

За гранью земной жизни. Доказательство Рая, подтвержденное очевидцами. Глава 5. Представляют ли ОСП убедительные доказательства существования Бога и Царствия Небесного? (Стив Миллер, 2012)

Глава 5

Представляют ли ОСП убедительные доказательства существования Бога и Царствия Небесного?

Как я написал в предисловии, принимая судьбоносные решения, мы обычно взвешиваем все доводы за и против, ищем удовлетворяющие нас свидетельства, а не просто настаиваем на своей убежденности. Абсолютные доказательства можно встретить лишь в таких науках, как математика. Я могу точно доказать, что 1 + 1 = 2, но только потому, что мы заранее согласились с определением каждого из этих знаков, и потому, что мое маленькое уравнение в настоящее время никак не соотносится ни с чем в реальном мире.

Но представьте, что жена попросила меня: «Осмотри-ка дом перед тем, как мы ляжем спать.

Сколько здесь сейчас народу?» Я, возможно, загляну во все комнаты и отвечу: «Я насчитал только нас двоих» (применив мою арифметику, Чери плюс я – итого нас получается двое). Но, поразмыслив и введя в уравнение не абстрактные цифры, а реальные вещи, я начинаю сомневаться. В конце концов, проверил ли я все до одного шкафы и чердак? И даже если я тщательно осмотрел весь дом, откуда мне с абсолютной уверенностью знать, что кто-то из наших детей не влез в окно сразу после того, как я заглянул в его комнату?

Что я хочу этим сказать? Всегда найдутся свидетельства за и против любого принимаемого нами решения, и любое явление можно объяснить с разных точек зрения. Когда мы принимаем самые важные решения в жизни, касаются ли они нашей личной жизни («Жениться на ней или нет?»), науки («Верна ли теория относительности?») или в зале суда («Виновен ли он?»), мы взвешиваем доказательства, решая, какая версия больше соответствует тем данным, которые мы наблюдаем. Некоторые называют данный метод «умозаключениями на основе лучшего объяснения».

Несмотря на то что существует множество гипотез, которые пытаются объяснить ОСП с материалистической точки зрения, не позволяйте количеству предложенных объяснений затенить суть.

Мы можем целый день обсуждать новые гипотезы82. Но в конце дня нашей задачей будет решить, которое объяснение лучше подходит к имеющимся данным.

Простоты ради сведем все многообразие объяснений к двум, которые можно толковать в широком смысле.


Объяснение № 1, сверхъестественное. Во время околосмертных переживаний человек на самом деле жив и сознание его, находясь вне тела, функционирует в полную силу в потустороннем мире.


Объяснение № 2, естественное. ОСП можно объяснить только в привязке к мозговым функциям. Возможно, подобные переживания возникают в результате нехватки кислорода, психологических ожиданий или в силу других естественных причин. Если явление можно адекватно объяснить естественными причинами, нет необходимости предполагать независимо функционирующего сознания и Царствия Небесного.

Выше мы рассмотрели основные доводы, выдвигаемые в защиту естественного подхода. Давайте рассмотрим доводы в пользу сверхъестественного подхода. Читая эти строки, задайте себе вопрос: «Какая из двух гипотез лучше объясняет известные факты?»


Вещественное доказательство № 1. Описания, данные пациентами, которые находились вне своего тела, больничных палат или места происшествия, служащие подкрепляющими доказательствами.

По словам Моуди, «несколько врачей признались… что они крайне потрясены, потому что их пациенты, не имеющие медицинских знаний, подробнейшим образом и совершенно правильно описывали процедуры, которые применялись в ходе их реанимации, хотя во время происходящего врачи были уверены в том, что пациенты, которых они реанимируют, «мертвы»83.

Вот пример: в парке нашли человека в коматозном состоянии; прохожие пытались сделать ему непрямой массаж сердца. Его доставили в отделение кардиореанимации; он по-прежнему находился в коматозном состоянии. Медсестра извлекла у него зубные протезы и положила их на тележку. Прошло около полутора часов, давление и сердечный ритм пациента стабилизировались, но он оставался в коме, и его перевели в блок интенсивной терапии. Через неделю пациент вышел из комы, и его снова перевели в отделение кардиореанимации, где он увидел ту самую медсестру и сказал: «…Вы знаете, где мои протезы». Он описал тележку, на верхней полке которой стояли флаконы, с выдвижным поддоном, куда положили его протезы. По его словам, он наблюдал за всем происходящим сверху, находясь вне своего тела. Далее он точно описал операционную и всех присутствовавших, отметив: он очень боялся, что они перестанут его оживлять. Медсестра все подтвердила, в том числе и то, что во время реанимации они «не испытывали оптимизма относительно прогноза для данного пациента»84.

И это вовсе не исключительный случай. В книгах и статьях, которые я читал, приводится множество подобных случаев с подробными подкрепляющими доказательствами85. В число доказательств ясного восприятия в то время, как респондент пребывал вне своего тела, входят рассказы о местонахождении предметов, которые считали потерянными, точное воспроизведение разговоров медиков в то время, когда пациенты находились под общим наркозом, узнавание неожиданных или необычных для них предметов, рассказы о людях в других комнатах, которые, например, молились, яркие, подробные описания хода операции, встречи «на той стороне» с людьми, о чьей смерти респонденты еще не могли знать, встречи с людьми, которых респонденты никогда не видели и о чьем существовании не подозревали (например, с мертворожденными братьями, сестрами, с биологическим отцом, которого позже узнавали на фотографиях) и т. д.86

Случаи, в которых встречаются подкрепляющие доказательства, разбросаны по всей специальной литературе87. К счастью, профессор Дженис Холден, глава консультативного отдела в Университете Северного Техаса, выделила свыше 100 таких случаев, подкрепив их ссылками на публикации с номерами страниц. На самом деле ОСП с подтверждением гораздо больше, но Холден исключила из их числа, например, ОСП из автобиографий, из книг, не связанных с систематическим изучением ОСП, и «отдельные случаи, которые невозможно отрецензировать». Она включила в свой перечень только такие ОСП, когда респонденты в самом деле находились на пороге смерти (если вас интересуют ОСП, подкрепленные доказательствами, см. выборку Холден в приложении 8).

Будь я атеистом, подобное привело бы меня в замешательство. Такое трудно объяснить с естественно-научной точки зрения. Если все перечисленное – просто удачные догадки, как предполагают некоторые88, сторонникам естественного происхождения ОСП следует выдвинуть разумное объяснение, почему люди так хорошо что-то угадывают именно во время ОСП. А может быть, великие отгадчики по какой-то непонятной, но вполне естественной причине склонны к ОСП? Пусть попробуют свои силы в телевикторине. Судя по состоянию дел на сегодняшний день, объяснение, включающее удачные догадки, не выдерживает критики. Достаточно лишь прочесть подробное изложение таких ОСП89.

Доктор Сартори, проводя проспективное исследование ОСП, которое продолжалось пять лет, проверила «гипотезу удачных догадок». Она просила пациентов, перенесших остановку сердца, но не испытавших внетелесного опыта, угадать, что происходило во время реанимации. Вот что пишет Сартори: «Двадцать восемь из этих пациентов не могли даже приблизительно угадать, что с ними делали. Трое стали описывать сценарий, основанный на том, что они видели в популярных телесериалах про врачей, а двое кое-что угадали. Все они ошибались и неверно называли процедуры и аппаратуру. Многие предполагали, что при реанимации использовался дефибриллятор, тогда как на самом деле его не было. <…> Их догадки служат разительным контрастом с подробными и точными отчетами пациентов, которые, по их словам, во время реанимации находились вне своего тела и наблюдали за происходящим»90.

Кардиолог Майкл Сейбом проделал замечательный опыт, опросив своих пациентов, переживших ОСП, о ходе операции. Настроенный вначале скептически относительно их заявлений о том, что они вылетали из тела, он постепенно изменил свое мнение после того, как понял, насколько подробно и точно они описывали все, что происходило в операционной. Сейбом замечает, что в каждом отдельном случае восстановление жизненных функций идет по-разному и маловероятно, что пациенты могли угадать, какие процедуры и в каком порядке применялись именно к ним. Относительно одного пациента Сейбом пишет: «Когда я попросил рассказать, что именно он видел, он описал ход реанимации в таких подробностях и так точно, что позже я мог бы использовать его рассказ для обучения врачей»91.

Представьте, что вас отобрали присяжным и вам предстоит вынести вердикт по делу одной пациентки. Врач приказал перевести ее в психиатрическое отделение после того, как она, придя в себя после остановки сердца, утверждала, будто побывала на небе и беседовала с ангелами. Защита утверждает, что пациентка совершенно здорова психически и на самом деле побывала на небесах. Обвинение возражает: это невозможно и все, кто утверждает подобное, бредят. В течение восьми часов прений представители защиты приводят к присяге 100 человек, переживших ОСП, и все они показывают, что тоже побывали в потустороннем мире. Каждого пациента, испытавшего ОСП, сопровождают врачи, медсестры и члены семьи, которые подтверждают все, что те видели или слышали, находясь вне своих тел. Убедительны ли такие доказательства для непредвзятых присяжных?


Вещественное доказательство № 2. Люди, испытавшие ОСП, сообщают об усилении мыслительных способностей в то время, как их мозг был серьезно поврежден.

ОСП невозможно объяснить процессами, происходящими в мозгу, если мозг не функционирует настолько хорошо, чтобы обеспечить яркое сознание. Вот что первоначально смущало ван Ломмеля в отношении его первых пациентов, испытавших ОСП. Все происходило в такое время, когда их мозг, судя по всему, не действовал92. Чтобы подробнее разъяснить это положение читателям, ван Ломмель написал несколько глав, посвященных тому, что происходит в мозгу при внезапной остановке сердца, и тому, что нам вообще известно о функциях мозга93.

В самом деле, бывают атипичные случаи сохранения сознания под наркозом или во время остановки сердца. Крайне небольшой процент людей (0,18 процента, или менее чем двое из тысячи)94 сообщали о кратких эпизодах прихода в сознание под общим наркозом. Те, кто в самом деле находился в сознании (иногда из-за неправильного введения наркоза), отмечали, что им было неприятно95. Отмечены случаи, когда люди ненадолго приходили в сознание во время кардиореанимации96, перед тем как восстанавливается сердечный ритм. Но подобные случаи описаны в специальной литературе именно благодаря тому, что они встречаются очень редко.

Намного чаще встречаются типичные описания, приведенные людьми, которые находились под общим наркозом или перенесли остановку сердца. Они ничего не помнят. В подобных обстоятельствах мозг не способен ни поддерживать сознание, ни формировать воспоминания97. И все же в такое время люди, пережившие ОСП, сообщают не о смутных, спутанных воспоминаниях, но о ярком сознании, «живее, чем в жизни». Их мозг как будто находился в гипервозбужденном состоянии. Перед некоторыми за короткий отрезок времени проходила вся их жизнь.

И их воспоминания, как мы видели, совсем не туманны и не мимолетны (как можно было бы ожидать при поврежденном мозге) и сохранились настолько хорошо, что и несколько десятилетий спустя такие люди, по их словам, помнят все до мельчайших подробностей, как будто это было вчера.

Подкрепляющие доказательства, приведенные пациентами, которые наблюдали за происходящим в операционной или в больничной палате, находясь вне своего тела, подтверждают, что многие ОСП нельзя считать просто яркими снами, которые случились непосредственно перед потерей сознания или на ранних стадиях реанимации. Другие медицинские данные выступают против того, что пациенты собирали по крупицам какие-то сведения, пока были еще в сознании. За те краткие промежутки, когда мозг теряет или заново обретает сознание, из-за оттока крови от мозга (например, во время остановки сердца) или под наркозом деятельность мозга спутанна и туманна. Память также серьезно повреждена98.

Вот пример, который мы вкратце излагали в предисловии.

Памела Рейнольдс, тридцатипятилетняя певица, перенесла сложную операцию по поводу крупной артериальной аневризмы, расположенной рядом с мозговым стволом. В связи с труднодоступностью аневризмы решено было провести операцию с остановкой сердца. По сообщению кардиолога Майкла Сейбома и нейрохирурга Роберта Спецлера, во время операции тело пациентки охлаждалось примерно до 50 °F (10 °C), принудительно останавливалось дыхание и сердцебиение, а кровь отводилась от головы. Глаза пациентки были заклеены лентой, в уши вставлялись наушники с динамиками. Динамики издавали щелчки громкостью около 100 децибел, позволяющие убедиться, что электроэнцефалограмма плоская, то есть мозг не реагирует. Все ее тело, кроме небольшого операционного поля на голове, было закрыто простынями. Во время операции Рейнольдс испытала яркие ОСП, при которых она наблюдала за ходом части операции и позже сообщила врачам, что видела, описав в точнейших подробностях специальный инструментарий, который применялся в ходе операции. Например, она обратила внимание, что для трепанации черепа доктор применил дрель, больше похожую на электрическую зубную щетку, чем на обычную пилу, как ей представлялось прежде. «Отдельные ее детали хранились в чемоданчике, похожем на тот, в котором мой отец хранил торцевые гаечные ключи, когда я была маленькая… И я отчетливо помню, как женский голос сказал: «У нас проблема. У нее слишком узкие артерии». А потом мужской голос ответил: «Попробуйте с другой стороны». Позднее подтвердилось, что сначала врачи пытались подсоединить аппарат искусственного кровообращения к правому легкому, однако артерии оказались слишком маленькими, и им пришлось подсоединяться к левому легкому. До операции все инструменты были накрыты, так что пациентка никак не могла видеть их заранее.

Далее Рейнольдс рассказала, что летела по туннелю, беседовала с умершими родственниками, которые выглядели как в расцвете жизни. Потом ей напомнили, что пора возвращаться, и она вернулась в свое тело. Важное замечание: Рейнольдс описывала все, что с ней происходило во время ОСП, последовательно и связно, начиная с начала операции и до того, как ее проводили «с другой стороны» и к ней вернулось сознание.

Доктора Сейбом и Спецлер (директор Неврологического института Барроу) подтвердили верность всех наблюдений Рейнольдс в операционной. Даже если отдельные части ее предсмертного переживания имели место до принудительной остановки сердца, это яркое и подробное переживание она перенесла под действием общей анестезии, когда ее мозг был отключен. Перед откачкой крови ее глаза закрыли. На ее слух воздействовали громкие щелчки с частотой от 11 до 35 кликов в секунду. Громкость в районе 100 децибел примерно равна шуму поезда метро, свисту чайника или стрекоту газонокосилки. Даже если успокаивающие лекарства не до конца подействовали на нее, щелчки должны были помешать ей слышать, а лента на глазах не давала ей видеть. Откуда она могла знать такие подробности, если не наблюдала за происходящим извне своего тела?99

Если в то время, как мозг не реагирует, сознание остается поразительно ясным, четким и даже расширенным100, гипотеза о жизни после смерти (сознание может существовать независимо от мозга), похоже, объясняет произошедшее лучше, чем материалистическая гипотеза (сознание – продукт исключительно деятельности мозга).


Вещественное доказательство № 3. Присутствие поразительно последовательных, связных и вместе с тем неожиданных элементов – совсем не то, чего можно было бы ожидать в случае психологически индуцированного сна или видения.

Поразительная последовательность

Сны у всех людей сильно отличаются. Если ОСП – просто сны или видения, почему они настолько повторяемы и последовательны?

Подумайте о произвольности снов. Если 20 человек заснут взволнованными, у некоторых во сне в самом деле отразится их волнение, но у каждого сны будут, скорее всего, совершенно разными. Одному приснится, что он общается с каким-то неприятным, отталкивающим типом. Другому – что он ставит палатку в зарослях ядовитого плюща.

Если мы опросим несколько сот человек, заснувших во взволнованном состоянии, и окажется, что 95 процентов из них приснился один и тот же сон – например, что они очутились в огромном городе, населенном зомби, – мы будем потрясены и озадачены. Мы будем еще больше озадачены, если все наши информанты одинаково опишут этих зомби, причем совершенно не так, какими их показывают в фильмах ужасов, например: «Все зомби у меня во сне общались между собой с помощью азбуки Морзе, которую они выстукивали друг у друга на плечах». Так как никто не ожидал таких неожиданных последствий, скорее всего, одинаковые сны невозможно будет объяснить101.

Вот почему есть что-то очень необычное в том, что Моуди называет «поразительным сходством» в сообщениях об ОСП102. То, что ощущают люди «по ту сторону», складывается в довольно последовательную картину жизни в другом измерении. Откуда такая последовательность, если речь идет всего лишь о состоянии сна? С одной стороны, каждое сообщение об ОСП индивидуально (это касается, например, содержания разговоров и знакомых, которых встречают в другом измерении). С другой стороны, отзывы на удивление последовательны в том, что касается специфической, часто неожиданной природы этой потусторонней жизни.

Как пишет доктор Ролингс, «примечательная повторяемость событий и сходные ощущения в совершенно непохожих случаях… исключает вероятность совпадения или связанных обстоятельств во время этого внетелесного существования»103.

Неожиданные подробности

Если бы ОСП были просто яркими снами, которые стали бы порождением неких ожиданий, связанных со смертью, можно было бы предположить, что они будут более-менее соответствовать этим ожиданиям.

Однако многое из того, что сообщают испытавшие ОСП, оказывается совершенно неожиданным. Кто бы мог подумать, что в ОСП чаще всего общаются мысленно, то есть напрямую, без помощи речи? Кто бы мог подумать, что в другом измерении время и пространство перестают существовать и все предметы можно видеть одновременно вблизи и издали с одинаковой четкостью, а за один миг перед глазами проходит вся жизнь? Возможно, кто-то и ожидает увидеть яркий свет, но неожиданными становятся признания в том, что на этот ослепительно-яркий свет можно смотреть не щурясь.

Если бы такие последовательные элементы были связаны с человеческими ожиданиями, люди, испытавшие ОСП, наверняка признавались бы, что пережили именно то, что они и ожидали. Но дело обстоит совершенно по-другому. Да и кто заранее мог бы ожидать такого, кроме тех, кто изучал специальную литературу об ОСП?

43 процента пациентов ван Ломмеля ранее даже не слышали об ОСП, тем более не верили в них104. Те, кто осведомлен об ОСП, верит в их реальность и ожидает, что нечто подобное случится, похоже, составляют крайне малый процент населения, особенно в Нидерландах, где более половины населения «более-менее уверены в том, что смерть – конец всего»105. Таким образом, средний пациент-голландец, скорее всего, ожидает, что после смерти он не увидит совершенно ничего.

Кроме того, не забывайте, что до выхода книги Моуди об ОСП почти не говорили. Маловероятно, что кто-то из его пациентов слышал об ОСП. Более того, именно Моуди первым ввел термин «околосмертные переживания».

Моуди первым выделил 15 характерных общих элементов, о которых люди сообщают на удивление последовательно (позднее его выводы подтвердили другие ученые). Одиннадцать элементов, о которых я упоминаю ниже, на самом деле имеют место во время ОСП. Изучая эти общие элементы, я пришел к выводу: во всех них имеются черты, которые значительно отличаются от того, чего я ожидал бы от смерти. Смею предположить, что я – типичный представитель так называемых средних религиозных американцев; я во многом похож на тех, с кем беседовал Моуди.

Еще раз повторюсь: не забывайте, что мои ожидания, как и ожидания почти всех, кто находится при смерти, относятся к смерти окончательной, а не к околосмертным переживаниям. Вряд ли кто-то, находясь на пороге смерти, думает: «Я скоро умру и вернусь к жизни!»

Итак, вот некоторые из общих элементов ОСП, выделенных Моуди, которые расходятся с тем, чего бы ожидал я:

Невыразимость, невозможность передать свои ощущения словами. До того, как я начал изучать ОСП, я предполагал, что, случись со мной нечто подобное, я бы без труда описал все, что со мной произошло.

Врач или кто-то другой говорит, что я умер, – такого я не ожидал.

Ощущение мира и покоя. После смерти и перед Страшным судом я, наверное, ожидал бы невероятного волнения и даже страха, но ни

как не полного умиротворения, о котором рассказывают испытавшие ОСП.

Неприятный шум – жужжание или звон. Этого я не ожидал.

Темный туннель – слышал об этом, но не ожидал.

Ощущение выхода из тела. Да, я ожидаю, что окажусь за пределами земного тела, но не в больничной палате, не рядом с теми, кто еще жив, и не буду смотреть на собственное тело с потолка.

Встреча с умершими родственниками и близкими. Да, я ожидаю, что увижу тех, кто умер до меня, но после какой-то встречи с Богом. Я не жду, что буду общаться с другими существами непосредственно, мысленно. Я представляю, как говорю по-английски и слышу, как мне отвечают, так как английский – мой родной язык.

Существо света. Я жду встречи с Богом, но представляю Его в телесном облике (с лицом, руками), а не просто светом.

Обзор жизни. Я ожидаю некоей награды за поступки, совершенные в земной жизни, но не такого обзора жизни, о котором сообщают люди, – без чувства времени, когда прошедшие события почти проживаешь заново, а не просто наблюдаешь за ними со стороны, когда заново испытываешь все чувства, которые я переживал, когда совершал те или иные поступки. Кроме того, я ожидаю, что это наступит после слов Бога об искуплении

Иисуса. (На самом ли деле мне прощаются грехи?)

Черта или граница – я не ожидаю, что достигну такого места, где, перейди я некую границу, мне уже не удастся вернуться назад.

Возвращение – я не надеюсь после смерти вернуться в свое тело. Иными словами, я жду последнего экзамена, а не экзамена в середине семестра.

Так что я никак не могу согласиться с теми, кто утверждает: «ОСП – всего лишь яркий сон, порожденный определенными установками, связанными с тем, что люди слышали о потустороннем мире». Все оказывается совсем не соответствующим моим ожиданиям и не согласуется с тем, чего ждет подавляющее большинство. Моуди приходит к выводу: «…в целом сообщения содержат совсем не то, что, по нашим традиционным представлениям, происходит с мертвыми»106.

И поскольку многие даже не понимают, что умирают, как можно считать, что их ощущения внушены некими психологическими ожиданиями?107

Представления о том, что происходит после смерти, довольно широко различаются. В нескольких научных трудах показано, что представления о загробной жизни до ОСП не влияли на возникновение ОСП. На их возникновение не влияли ни предварительные знания о них, ни религиозные убеждения, ни уровень образования108. Многие из тех, кто испытал ОСП, ранее вообще не верили в жизнь после смерти. По словам ван Ломмеля, «религиозные убеждения или их отсутствие у неверующих и атеистов оказалось несущественным…»109.

Люди склонны неоднократно сообщать, как изумило их то, что они ощущали, и подчеркивать, насколько неожиданными оказались многие их ощущения110.

• Ван Ломмель говорит о «крайнем изумлении», с которым пациенты сообщали о таких элементах, как нахождение в больничной палате вне своего тела, когда окружающие не видели и не слышали их111.

• Один испытуемый сообщил: «Все случившееся меня просто ошеломило, застало меня совершенно врасплох»112. Сочетание ошеломляющей логичности и связности происходящего с неожиданными подробностями гораздо больше убеждает в том, что некоторые люди на самом деле побывали в потустороннем мире (сверхъестественная гипотеза), чем в том, что они видели яркие сны, порожденные их ожиданиями (естественная гипотеза).


Вещественное доказательство № 4. ОСП завершаются логично, а не прерываются резко, вдруг, что отличает их от снов и галлюцинаций.

Данное доказательство неразрывно связано с предыдущим, но, наверное, заслуживает особого рассмотрения. В течение примерно недели старайтесь сразу после пробуждения вспоминать свои сны. Как они обычно заканчиваются – как фильмы, с концом сюжета, или прерываются на середине?

Проанализировав собственные сны, которые я видел в течение нескольких месяцев, я обнаружил, что все они прерывались как-то вдруг, часто на середине фразы. Никакого «конца фильма» не было. Развивался какой-то сюжет, происходил какой-то разговор, но вдруг, когда я просыпался, все резко обрывалось. И если вдуматься, именно этого мы ждем от снов и галлюцинаций. Они обрываются, когда мы просыпаемся или приходим в сознание, независимо от того, на каком месте они прерываются, потому что сны не рассчитаны на продолжение после того, как мы просыпаемся.

Если ОСП – сны или галлюцинации, разве не логично предположить, что они тоже будут резко обрываться после окончания действия лекарства или восстановления сердечной деятельности?

Однако ОСП заканчиваются последовательно и логично – как фильмы, а не как сны. Мег Райан находит идеального парня. Они влюбляются друг в друга и переезжают в дом своей мечты. Конец. Мы были бы шокированы, если бы фильм вдруг резко оборвался на середине сюжета, на середине фразы. Почему? Потому что сюжетные линии в кино выбраны не наугад – они спланированы, записаны в сценарии, где предусмотрен именно такой конец.

Моуди называет «возвращение» одним из общих элементов ОСП113. Большинство пациентов Лонга, испытавших ОСП, сообщают о том, что сами приняли решение вернуться в тело114. Сейбом пишет, что «решение о «возвращении» было принято либо под влиянием, либо по указанию сверхъестественного существа»115.

Эти замечания показались мне важными. И все же, думал я, как быть с ОСП, в которых не было вопроса, возвращаться или нет? Может быть, они оборвались на середине фразы и их обладатели вдруг, неожиданно для себя, снова очутились в своих телах? Хотя я никогда не читал ни о чем подобном, может быть, такие случаи нередки, просто ученые о них не пишут? Я решил сам исследовать этот вопрос. Я внимательно перечел 50 ОСП, начав с самых недавних и последовательно двигаясь назад, и еще более 50 ОСП жителей незападных стран, представленных на сайте доктора Лонга116. Я ожидал, что хотя бы в некоторых будет упоминаться о внезапном окончании ОСП, поскольку в большинстве исследований есть ссылки на аномалии и отдельные случаи. Однако ни в одном из ОСП не сообщалось о внезапном окончании. Наоборот, большинство респондентов упоминали о беседе, окончившейся их решением вернуться, или просто осознанием того, что настало время вернуться. Но даже в тех случаях, когда сознательного решения вернуться не было, я не нашел упоминания о том, что ОСП обрывались резко, на полуфразе.

Конец ознакомительного фрагмента.