Вы здесь

Защитная магия дома. Глава 2. Обустраиваем дом (Алевтина Корзунова, 2013)

Глава 2. Обустраиваем дом

Существует ряд советов и практических рекомендаций, как очистить дом от негативной разрушающей энергии. Прежде всего давайте избавимся от старых ненужных вещей, а попросту говоря, от хлама: от пустых подарочных или из-под бытовой техники коробок, поскольку пустоты заполняются отрицательной энергией (здесь действует вселенский закон – любая пустота должна быть обязательно заполнена), от сухих цветов со времен прабабушки (их необходимо сжечь вне дома, а пепел желательно закопать), от пыли и грязи в труднодоступных углах, от спертого и душного воздуха – проветрите всю квартиру или дом, выбейте все ковры и почистите их влажной тряпкой или губкой. Все эти процедуры делайте со следующими словами: «Как эта грязь уходит, так и все мои проблемы и невзгоды уйдут. Аминь». То же самое проделайте и со своими негативными мыслями, которые загрязнили не столько вашу голову, сколько душу, сердце. Для такой процедуры сильно потрите друг о друга ладони, чтобы ощутить сильное тепло, и «умойте» свою ауру: проведите ладонями, не касаясь при этом тела, по своему силуэту от макушки до пяток. По окончании такого незамысловатого упражнения тщательно вымойте руки с мылом, смывая таким образом с себя энергетическую грязь. После этого уйдите из дома на какой-то промежуток времени, погуляйте, сходите в магазин.

После прогулки обратите внимание на расположение вещей, мебели, т. е. на весь свой интерьер в целом. Сделайте объективный вывод, словно вы не хозяин этого дома, а пришедший с улицы человек. Задайте себе вполне закономерный вопрос от третьего лица: хорошо ли ему в таком доме живется? Скорее всего ответ будет отрицательным, потому что привычное расположение вещей выстраивает в памяти своеобразную ассоциативную цепочку, звенья которой состоят из негативных моментов, которые вам пришлось пережить. И получается, что вы в любое время сможете пойти прогуляться, искусственно уйдя от насущных или давно не решенных проблем, но возвратитесь-то вы опять в свой замкнутый мир, в свой дом-вакуум с отрицательной энергией.

В маленьком помещении, которое к тому же может быть покрашено в темные цвета, человеку будет неуютно, может появиться ощущение давления на психику и, как следствие, – раздражительность… Да мало ли что может раздражать! Можно сделать такой опыт: взять карандаш и, постепенно приближая, направить к переносице. Ощущения в этом случае будут не из лучших. Между прочим, с точки зрения фэн-шуй вы таким образом испытываете на себе явное воздействие отрицательной энергии, которая называется ша-ци.

Существует такое направление в науке, как психологическая экология. Это направление изучает влияние окружающего мира на психику человека. Многие, наверное, наслышаны о холодных и теплых цветовых оттенках, о том, как разные оттенки цвета влияют на настроение человека, а также о том, что расположение стола относительно окна может влиять на аппетит или эффективность работы и учебы, о том, что расположенная не в том месте лестница в двухэтажном особняке может создать семейные проблемы, о влиянии на спокойный сон расположения вашей кровати? Причем удивительным образом некоторые современные исследования подтверждают правоту древних геомантов.

Многие люди, у которых вошло в привычку спать в одном положении относительно сторон света, как будто направляют свою нервную систему по каналам магнитного поля земли. В случае резкой смены положения ориентировка изменяется. Несколько изменяется работа нервной системы человека, итогом чего могут стать бессонница, кошмары и т. д.

Очень часто в особняках спальни располагаются на втором этаже. Когда лестница поднимается на второй этаж из прихожей, тем самым являясь продолжением дороги входящего в дом, то она как бы приглашает каждого идти дальше… Это влияние может быть и незаметным, но такая первая мысль при входе в дом уже служит разобщению жильцов, отдаляет их друг от друга и от общих дел. Не думаю, что семья, в которой нет внутреннего единства, будет счастливой.

С окном тоже все просто. Вид за окном, какое-то движение всегда будут отвлекать человека, а тем более ребенка. Даже самые усидчивые дети, если их посадить заниматься уроками лицом к окну, время от времени будут отвлекаться, хотя бы на несколько секунд, но и от этого усвоение материала может нарушиться.

Законы фэн-шуй складывались из длительных наблюдений за тем, как человек реагирует на различные особенности окружающих его вещей. Даже если мы заняты другими делами, наш мозг запомнит что-то нехорошее и будет поддерживать нас в состоянии необъяснимой тревоги. Эти рефлексы помогали нашим предкам вести себя настороженно в местах засады на хищников, опасных для прохода и ночлега, и т. п. Между прочим, не так уж мало мы от них унаследовали, и те же «научные» правила фэн-шуй тому подтверждение.

Вот одно из них. Если над вашим домом возвышается какое-либо здание, то это очень плохо. Конечно, в большинстве случаев современные дома стоят довольно прочно, но живущий в нас пещерный человек оценивает многоэтажный дом как огромную нависающую скалу. «Ходить под ней опасно – еще камень на голову свалится; а уж пещеру рядом занимать – нет уж!» Если случится обвал, то вход будет засыпан. Если перед входом было какое-то препятствие, то считалось, что в нем скрыта опасность. Это может удивить многих, но такими первобытными рефлексами обладают многие люди. Это можно обнаружить, понаблюдав за человеком при возникновении опасности. Существует даже гипотеза, что по той или иной реакции можно определить, в каких условиях наши предки жили десятки тысяч лет назад: резко прыгают вперед или в сторону потомки степных жителей (надо добежать до укрытия), потомки горцев замирают на месте (один неверный шаг – и упал в пропасть, нужно прочнее закрепиться), а обитатели лесов мечутся с места на место (предки пытались укрыться от хищника за деревьями).

Человек тоже лучше всего себя чувствует, когда, проснувшись, может осмотреть всю комнату и увидеть входную дверь. И вообще, иногда человеку бывает слишком много свободного места.

Если с вашего места не видно входную дверь, нужно повесить зеркало так, чтобы входящий был виден.

Вполне объяснимо и классическое благоприятное расположение возвышенностей вокруг дома. Согласно древнекитайской философии так называемая черная черепаха с севера (большой холм или гора) защищает от холодных ветров, «зеленый дракон с востока» и «белый тигр с запада» (два холма пониже, причем «дракон» должен быть несколько выше «тигра») создают оптимальный микроклимат с равномерным освещением, прогревом почвы и т. д. Ну а объяснять такой неблагоприятный символ, как «вода на горе» (водоем выше по склону), наверное, нет необходимости.

Символика, родившаяся в деревнях, перешла и в современные города. Роль холмов взяли на себя высокие здания. Они тоже заслоняют от ветра и солнца, создают вид из окна и способны угнетающе воздействовать на психику. Давно отмечено, что улицы между однотипными высотными зданиями создают такой же микроклимат и так же подавляют человека, как и узкие горные ущелья. А жить на верхнем этаже небоскреба не соглашается практически никто – люди чувствуют негативный эффект «вершины холма» и ощущают подсознательный страх упасть.

Вы когда-нибудь видели дом под голубой или синей крышей? А хотели бы в нем жить? На храмах, магазинах и ином голубая краска или черепица привлекает внимание; на жилом доме создает то самое ощущение «воды на горе» – нависшего водоема.

Не рекомендуется (ни дизайнерами, ни мастерами фэн-шуй) голубая отделка потолка, даже светлых оттенков. Человеку в доме нужно чувство защищенности, а не «небо» над головой. И совсем не рекомендуются «модные» зеркальные потолки, особенно в спальне и гостиной. Они нарушают баланс стихий и начал, искажают потоки ци, способны вызвать самые непредсказуемые негативные последствия, с их помощью происходит зрительный эффект слияния потолка с полом, возникает хаос. С точки зрения психологов, зеркальный потолок зрительно увеличивает высоту помещения и искажает нормальное освещение, а это в большинстве случаев отрицательно влияет не только на здоровье человека.

Потолок, находящийся слишком высоко (выше 4,5–5 м), уместен в спортзале, кинотеатре или соборе, но уюта он не создаст. Вообще, наши далекие предки оставили нам в наследство свои понятия о том, какого размера должна быть хорошая пещера, – не более 20 м2 на одного человека. Сейчас строители и проектировщики учитывают эту норму даже в огромных и богатых особняках, а вот в королевских замках и дворцах их высокопоставленным обитателям приходилось весьма неуютно. Различного рода балдахины, альковы и прочие приспособления над кроватями служили именно для того, чтобы создать относительно небольшое пространство, в котором человек чувствовал бы себя защищенным.

Точно так же может подействовать избыток окон. Установить, утекает через них ци или нет, довольно сложно. Однако представьте себя в стеклянном доме, и вы поймете, что жить в витрине могут только манекены (вспомните роман-антиутопию Е. Замятина «Мы»). Большие окна уместны только на веранде или лоджии, где мы пытаемся, как бы выйти из дома. Если вам показалось, что в том или ином помещении есть лишние окна, их можно занавесить. Но если это сильно ухудшит освещенность помещения (например, если комната глубокая, а окно расположено в торце), в фэн-шуй найдутся другие способы (например, можно расположить около окна растений или создать яркие пятна на стенах, отвлекающие взгляд и внимание в глубину помещения).

Каменный пол плох во всех отношениях; единственные места, где он допустим, – это ванная, туалет и участок перед камином или другим источником открытого огня. Некоторые западные дизайнеры пытались ввести моду на мраморные (или пластиковые под мрамор) полы в античном стиле. Однако камень всегда, даже со специальными системами подогрева, будет нарушать микроклимат комнаты, холодить ноги и в итоге способствовать появлению различных заболеваний. В Китае на пол стелились бамбуковые циновки, в Европе – слой камыша или травы, ковры, половики и т. д. Однако и ковровыми покрытиями увлекаться не следует – полностью ворсистый пол не только собирает больше пыли, но и нарушает баланс стихий. Лучше всего, когда углы, участки под мебелью и хотя бы несколько видимых мест на полу остаются открытыми. В первую очередь это касается деревянных полов.

Дерево – практически идеальный материал для пола. Однако если вы настилаете паркет, предпочтительнее будет квадратный узор. Если паркетины выкладываются «елочкой», следите за тем, чтобы углы не были направлены в сторону входной двери и против прохода от нее, к духовному центру дома. Вообще, любые «стрелки» должны приглашать входящего (в том числе и ци, разумеется) внутрь дома, а не указывать на дверь. Поскольку дерево – это одна из пяти стихий, обозначающая жизнь вообще, существует только один вариант, когда его присутствие в доме следует ограничивать: если хозяин или кто-либо из семьи относятся к стихии Земля, избыток дерева будет действовать на них угнетающе. Для уравновешивания в этом случае нужно ввести заметное присутствие огня, лучше всего настоящее пламя (камин, свечи) или его имитацию (огонь поглощает дерево). Резкий контраст создадут дерево и металл в больших количествах, в этом случае фэн-шуй будет неблагоприятным для всех.

К какой стихии отнести современные отделочные материалы, прежде всего синтетические? Как влияет их присутствие на фэн-шуй? На этот вопрос классические школы, естественно, не могут дать прямого ответа, а современные обычно уделяют ему мало внимания. Однако вопрос этот представляется чрезвычайно важным, особенно в связи с широким распространением в нашей стране различных синтетических тканей и моды на них.

В фэн-шуй многое зависит от тех или иных символов, и даже деревянная или каменная фигурка может обозначать огонь, если она имеет соответствующую форму и окраску. Поэтому при помощи пластика можно внести в обстановку присутствие любого элемента, однако сами материалы, видимо, занимают промежуточное положение между водой и деревом с определенным влиянием земли. Чего в них обычно нет, так это огня и металла. Но учитывать в фэн-шуй только эти свойства синтетики недостаточно. Не будем забывать, что синтетика по ряду своих свойств существенно отличается от привычных материалов. Прежде всего это касается выделения различных химических веществ (особенно при нагреве) и влияния на электромагнитные поля. В результате создаются условия, непривычные или даже неприемлемые для человеческого организма. Поэтому большое количество синтетики и пластика нежелательно в принципе (это искусственный, неживой материал), в первую очередь надо стремиться к применению натуральных материалов в детской комнате и спальне. Кроме того, большинство пластмасс и изделий из них напоминают нам о своем происхождении, о деятельности человека (это всего лишь артефакт). Этим привносится активное начало ян (мужское начало); оно вполне уместно и даже необходимо на рабочем месте, но не там, где вы собираетесь расслабиться и отдохнуть.

Впрочем, и в кабинете избыток ян может навредить, если он не сбалансирован (например, при популярном ныне евроремонте). Вообще, модные материалы и способы не обязательно лучшие именно для вас. Сами европейцы постепенно отказываются от рекламируемого ими стиля, там пластиковые обои и сверхсовременные светильники используются весьма ограниченно (по необходимости) и не считаются престижными, скорее наоборот.

С точки зрения фэн-шуй многие особенности так называемого русского евроремонта просто ужасны. Обилие прямых линий и углов, господство одной-двух стихий, два-три цвета или тона, подавляющие все остальное, – это еще не самое худшее. Хуже всего воздействует обычно мебель и ее расположение. Строгий деловой стиль может быть даже изящным, как гоночная машина или абстрактная скульптура. Однако ци здесь просто неоткуда взяться и негде задержаться. А размещение мебели в кабинете обычно диктуется производственными потребностями (изредка – вкусом начальства). В результате получаются неуравновешенные, несбалансированные кабинеты. Ничего лишнего, ничто не отвлекает от работы, ничто не позволяет расслабиться, постоянное напряжение всех сил, а притока энергии нет. Недаром работники пытаются хоть как-то украсить такие офисы – приносят из дома картины, цветы, игрушки, иначе «евроремонтизированный» офис вымотает их за несколько дней, выдавит все силы и будет действовать угнетающе.

В домах и квартирах обычно наблюдается другая крайность: комнаты заставляются престижными вещами и мебелью из лучших салонов. Однако люди не удосуживаются при этом спросить себя, а нужен ли вообще им этот евроремонт? Не следует стремиться быть, как все, и чтобы все было, как у всех. Главное значение имеют вкус и чувство прекрасного и у хозяина, и у хозяйки – это помогает более или менее уравновесить жилье и приспособить его к потребностям обитателей. Следует слушать или хотя бы прислушиваться либо к собственной интуиции, либо к подавляющему мнению большинства членов вашей семьи, поскольку вы не один (или не одна) живете в доме.

Как вам понравится, например, комната отдыха в полуподвале? Уже само такое расположение с точки зрения фэн-шуй недопустимо. Но это еще не все: неправильная форма создавала две негативные линии ша-ци, сходившиеся в центре. Дверь помещалась в углу; почти прямо перед ней, боком к входящему, расположился огромный камин. Это нагромождение кубов (основной очаг и две дополнительные полки) было сделано из дорогого мрамора – темно-зеленого, с черными прожилками. Место перед камином было несколько приподнято и выложено тем же мрамором. Освещение создавалось несколькими матовыми настенными светильниками (треугольными, остриями вниз), рассеивавшими свет по низкому потолку. Все напоминало скорее склеп, и кто мог бы там хорошо отдохнуть, неясно. В фэн-шуй есть средства, помогающие найти выход и из такого положения: улучшить освещение, повесить «музыку ветра» с пятью трубочками (именно с пятью, такое устройство не привлекает ци, а обезвреживает ша), расставить хотя бы искусственные растения (а лучше, конечно, живые), повесить светлые пейзажи, а еще лучше – наклеить фотообои, сделать фальшивое окно. Но все-таки лучше было бы выделить для комнаты отдыха другое помещение. Под землей стены не «дышат», при любой гидроизоляции в комнате будет сыро, и даже камин не решит проблему: будет просто повышенная температура и такая же влажность – баня, одним словом. Отделка вашего дома должна быть светло-серых тонов, окна расширены (за счет создания перед ними ниш). В доме должны преобладать светлая мягкая мебель, большое свободное пространство. Светильники и люстра из золотистого металла в старинном стиле с хрустальными подвесками создают обилие ци, вполне компенсировавшее недостаточный приток этой энергии из центра дома. Статуэтки на каминных полках, ковры, шторы до пола – все изящное, соответствующее вкусам хозяина и хозяйки, в едином стиле, гармонично сочетающееся друг с другом. Все дело не в дороговизне материалов, а в правильном подборе и использовании. Для улучшения фэн-шуй остается только поместить несколько комнатных цветов и подвесить «музыку ветра» у двери в подсобное помещение. Но о растениях поговорим чуть позже.

Если вы следите за фэн-шуй своего дома, то одного лишь правильного размещения всех предметов будет мало. Имеет значение многое: материал, цвет, фактура поверхности, такие научные свойства, как теплопроводность и гигроскопичность. Покрыв стены некоторыми видами моющихся обоев, вы лишаете ваш дом важного свойства: способности регулировать влажность в помещениях. Закрывая поры стены, мы лишаем строение возможности впитывать влагу из сырого помещения или отдавать ее, если в комнате слишком сухо. В подвалах это может, конечно, принести пользу, но вот на верхних этажах стены должны «дышать». Жидкие обои и некоторые другие материалы очень удобны, но заключают квартиру в плотную оболочку, словно в полиэтиленовый пакет. Дом таким образом перестает «дышать», избыточная влага не испаряется, а скапливается за обоями (из-за чего обои могут отстать от стены), на потолке и т. п.

Слишком сырые стены нуждаются в гидроизоляции, но лучше всего проводить ее с наружной стороны. Тогда стена будет продолжать регулировать влажность в помещении, и в то же время сырость не будет попадать в нее снаружи. Самый сложный случай, когда высокая влажность в помещении возникает из-за испарения воды в нем самом, особенно если стены холодные (в нашем климате это чаще всего внешние стены). Ванные комнаты, кухни и помещения для стирки белья должны выдерживать оседание конденсированной воды на стенах, быть достаточно теплыми (особенно ванные и бани) и в то же время отводить избыток пара. Для этого необходимы хорошая вытяжная вентиляция и обогрев.

С точки зрения фэн-шуй сырость способна создать избыток инь и воды. Кафель и другие керамические материалы привносят землю, которая ограничивает распространение воды, дерево способно поглотить воду, поэтому деревянная отделка влажных помещений – это не худший выход, однако нужно либо подбирать устойчивые к влажности сорта древесины (лучше дуб, в условиях высокой температуры хвойные породы выделяют смолу), либо пропитывать доски специальным составом. Лакировать дерево в этом случае нельзя, так как водоотталкивающий слой уменьшит возможности древесины, к тому же при нагреве многие лаки выделяют опасные для здоровья вещества. Огонь почти не поможет в этом случае, так как он подавляется водой, но для его достаточного количества в общем балансе присутствие символов огня обязательно. Это могут быть яркое освещение, красные или оранжевые цвета в интерьере (они будут вполне уместны, если не использовать их чрезмерно), треугольные (обязательно вершиной вверх!) элементы и узоры и т. п. Металл порождает воду, к тому же его обычно вполне достаточно в таких помещениях, поэтому специально вносить его в обстановку не следует. Не нужно и привлекать в ванную или туалет положительную энергию из других комнат, так как здесь они будут «смываться» в канализацию и ухудшать общий фэн-шуй.

Очень важно правильное использование материалов в интерьере и мебели. Диваны и кресла, обтянутые гладкой кожей, уместны в офисах и кабинетах, где нужно повысить присутствие ян (т. е. мужского начала) для более активной работы. Если вы хотите хорошо отдохнуть, материя на мебели должна быть теплой на вид и мягкой, бархатистой или ворсистой на ощупь. Можно застилать мебель ковровыми покрывалами, но их цвет и вид опять-таки воздействуют на человека по-разному: переплетенные восточные узоры с большим количеством красного, белого и черного хороши в гостиной или столовой, где они будут стимулировать общение и помогать размышлениям, но в спальне лучше использовать плавные линии, простые и крупные узоры и спокойные тона.

Если вы хотите использовать жалюзи, то для офиса подойдут светлые пластиковые, а вот в доме лучше всего использовать дерево или его имитации. Лучшими жалюзи и занавесями в фэн-шуй считаются бамбуковые с каким-либо пейзажем (особенно с журавлями или водопадом) или другими картинами. В классических школах фэн-шуй и сама картина имеет значение и оказывает определенное воздействие (например, часто встречающееся изображение журавля служит пожеланием долгих лет жизни), но и сам по себе бамбук достаточно сильное средство. Он символизирует жизненную силу, быстрый рост, удачу и успех; считается, что бамбуковые шторы и ширмы способны нейтрализовать ша и другие отрицательные влияния, даже защитить вас и ваше жилье от злобы врагов. С экологической точки зрения бамбук также является прекрасным материалом, особенно в городских квартирах: он поглощает из воздуха массу вредных веществ. Однако это его свойство имеет и обратную сторону: старые бамбуковые шторы время от времени нужно менять. В условиях современного города через пять-шесть лет их пластинки впитают в себя столько «отравы», что сами могут стать источником заражения. Картины должны вызывать положительные эмоции. Так, не рекомендуется вешать в спальнях или гостиных «Черный квадрат» К. Малевича, поскольку в ходе экспериментов было установлено, что эта картина отнимает положительную энергию, при этом не компенсирует ее, обмена не происходит. Также не рекомендуется у себя в доме вешать картины с изображениями военных действий или самой войны, извержений вулкана (например, «Последний день Помпеи»), портретов известных исторических личностей, писателей, особенно тех, кто умер загадочной или насильственной смертью, сцены насилия, пыток, убийств, природных катаклизмов, т. е. всего того, что и в нашей реальной жизни несет негативную энергию и от чего мы испытываем страх, ужас. Фэн-шуй рекомендует размещать картины с изображениями текучей прозрачной воды, голубого неба, закатов, рассветов, морского прибоя и т. д. Все, что напоминает вам о смерти, увядании и разрушении, должно быть немедленно убрано, даже некоторые вполне классические картины с изображениями стариков, полуразрушенных домов, упавших деревьев и т. д. Репродукция знаменитого «Девятого вала» Айвазовского способна безнадежно испортить идеальный в остальных отношениях фэн-шуй своей скрытой угрозой и мрачностью. Мастера фэн-шуй рекомендуют использовать спокойные, величественные пейзажи без резких контрастов и острых углов, с мягкими красками. Изображения гор вешают за спиной хозяина или за рабочим местом, морские и озерные пейзажи – перед глазами, что соответствует правильному расположению дома с «черной черепахой» за ним и спокойной водой неподалеку. Хорошее воздействие оказывают натюрморты с цветами (в китайской традиции предпочтение отдается хризантемам, пионам и орхидеям, так как считается, что они приносят удачу). В столовой или на кухне уместны изображения фруктов, накрытого стола и вообще натюрморты с чем-либо съедобным: считается, что они улучшают аппетит и пищеварение, а также способствуют росту благосостояния семьи.

В гостиной принято помещать семейные портреты. Если у вас есть несколько картин или фотографий, изображающих ваших предков и других родственников, размещать их нужно с осторожностью: не следует помещать изображения тех, кто умер молодым или насильственной смертью (это делается только в дни траура и поминовения), а также дряхлых стариков, лучше выберите более ранние фотографии, если они есть, или поместите фотокарточку в семейный альбом.

Отдельно стоит поговорить об экологии психологической. Не секрет, что от душевного состояния человека зависят и его здоровье, и служебные успехи, и личная жизнь. Так же как и во всем, здесь нужны равновесие, баланс, иначе нервная система не выдержит перегрузки. Коварство психологического воздействия на человеческий мозг состоит в том, что вредные эмоции могут не проявлять свое разрушительное воздействие сразу же при возникновении, а способны накапливаться в подсознании человека. При этом определить источник, постепенно, день за днем отравлявший вашу психику, иногда бывает очень трудно, вы срываетесь на то (или тех), что (или кого) считаете непосредственной причиной стресса. На самом же деле это могла быть просто последняя капля, а чаша вашего терпения по капле наполнялась из-за чего-либо «безобидного».

В наше время много говорится и пишется о возросшем психологическом давлении, напряжении, о росте агрессивности в обществе. Однако к стрессу вас могут подтолкнуть не только программы новостей, фильмы с потоками крови и оживающими мертвецами или раздражающая вас музыка, но и привычные для вас вещи, которые вы ежедневно видите у себя дома.

В этом-то все и дело: воздействие оказывается постоянно, вы не обращаете на него внимания и не пытаетесь сопротивляться. Но тревожные сигналы могут исходить от любого предмета, например от стула, который вам по каким-либо причинам не нравится или перестал нравиться, или от узора на ковре, вызывающего смутное беспокойство. Основное правило в этом случае одно: прислушивайтесь к себе, к своему внутреннему голосу! То, что незаметно раздражает сейчас, – это причина серьезных неприятностей в будущем. В вашем мозгу будет постоянно звучать «сигнал тревоги».

Классический фэн-шуй уделяет этой проблеме огромное внимание. Точно так же китайцы относятся к изображениям, напоминающим о ярости, злобе, опасности. Например, поместить у себя дома изображение злобного хищника (статуэтку леопарда, фотографию оскалившегося тигра и т. д.) означает «пригласить» этих зверей к себе в дом. Ярость зверя на фотографии будет постоянно действовать вам на нервы, даже если вы сами этого не замечаете. Точно так же ухудшают фэн-шуй оленьи рога, африканские маски с различными страшными рожами, шкуры тигров, медведей и других опасных зверей: такие охотничьи трофеи способны принести в ваш дом не только следы злобы и силы зверя, но и воспоминания о его насильственной смерти, ша уничтожения и разрушения. То же действие будут оказывать модные сейчас у части молодежи плакаты различных «тяжелых» рок-групп с черепами, кровью, ожившими мертвецами и прочими потусторонними силами и их символами и различной «нечистой» атрибутикой.

По возможности избегайте помещения на видном месте предметов, связанных с неприятными воспоминаниями или трагическими событиями. Не держите на виду лекарства, если нет необходимости ими немедленно воспользоваться, лучше сразу же убрать их в шкафчик или аптечку. Это правильнее и с медицинской точки зрения: большинство лекарственных препаратов рекомендуется хранить в темном месте, а на свету они постепенно теряют свои свойства.

А вот вещи, напоминающие вам об успехе, процветании, каких-либо приятных моментах вашей жизни, должны быть на виду. Причем не нужно устраивать отдельную полочку для сувениров – своего рода семейный музей – воздействие при этом снижается. Гораздо лучше, когда ваш взгляд повсюду сможет остановиться на чем-нибудь, создающем хорошее настроение. Однако некоторые закономерности в размещении таких предметов тоже есть: скажем, в кабинете все должно напоминать об успехе в делах, романтические сувениры будут гораздо уместнее в спальне, а напоминания о делах и приключениях всей семьи – в гостиной.

Один из сложных вопросов в фэн-шуй – отношение к антиквариату и старым вещам. С одной стороны, старость всегда почитаема, нам необходимо чувствовать свои корни, ощущать поддержку предыдущих поколений и эпох, с другой – вещи могут помнить и нечто для нас совершенно лишнее, накопить следы негативного воздействия и стать его источником. Поэтому часто в различных книгах по фэн-шуй можно встретить противоречивые рекомендации.

Проще всего, наверное, разделить вещи по их воздействию на вас лично, по вашему впечатлению от них. Если вас тянет к чему-либо старинному, вы понимаете, что вам нужна или приятна та или иная вещь, – спокойно считайте, что «вы нашли друг друга», и не мучайте себя вопросами о ее происхождении и прошлой истории. Если что-то настораживает, не берите, так как это станет источником постоянной подсознательной тревоги. Кроме того, опять-таки имеет значение, с чем или с кем в вашей памяти связана та или иная вещь.

При покупке или находке чего-либо следует проявлять осторожность в основном с кристаллическими, металлическими и деревянными предметами. Общеизвестное предостережение: не покупайте кровать, если на ней кто-то умер или долго болел. То же самое относится к предметам из археологических раскопок и тем более потревоженных могил – им место в музее, а не в доме! В последнее время в России распространилась мода на коллекционирование наград, оружия и прочих предметов времен Великой Отечественной войны. Помнить о нашем прошлом – прекрасно, но поинтересуйтесь, не был ли тот или иной экспонат добыт «черными следопытами» из братской могилы или снят с останков незахороненного солдата: счастья вам и вашим близким подобная коллекция явно не принесет! Кроме духовной стороны, у такого коллекционирования есть и санитарная сторона: споры многих микробов способны дремать десятки и даже сотни лет, прежде чем попадут в благоприятные условия. Ряд тяжелых болезней стал проклятием грабителей могил и археологов.

Вход с улицы

Прежде чем попасть в квартиру, нам (а также положительной энергии ци) приходится пройти через входную дверь. Этот путь в многоквартирных домах может быть достаточно сложным: через дверь подъезда, лестницу, лифт, еще одну, а то и две двери… Если в частном доме мы еще можем как-то изменить этот маршрут для улучшения фэн-шуй (вплоть до того, что пробьем новую дверь или замуруем старую), то на общественной территории мы чаще всего бессильны.

Старшее поколение, возможно, еще помнит те времена, когда многие наши подъезды были светлыми, чистыми, постоянно убирались и ремонтировались (в том числе самими жильцами); на подоконниках не сидели шумные компании, а стояли комнатные цветы, и никто не использовал их горшки как пепельницу… Это было, честное слово! Но давно и не везде; а теперь ци пытается пройти в наши дома по таким местам, которые зачастую больше похожи на декорации для голливудского триллера.

Если вам удастся убедить всех жильцов поставить кодовый замок на двери, ввернуть все лампочки, то положение несколько улучшится: по крайней мере, в разрушении будут принимать участие только местные жители. Грязь и разруха порождают ша и препятствуют ци – действительно, какая живительная энергия способна приходить в подъезд, в который вам самому страшно или противно заглянуть?

Но даже сверкающий парадный вход дворца способен причинять неприятности. Если сразу от входа наверх поднимается лестница, ци пойдет наверх, не «посетив» первый этаж, а это очень важно. В классическом фэн-шуй считается, что подъем ци по дому должен осуществляться постепенно, и без равномерного потока ци на первом этаже дом лишается основы. Красный цвет лестницы или ковровой дорожки на ней еще хуже: вообще-то этот цвет благоприятный, но в данном случае он ускорит и нейтрализует движение ци и образует ша. Это чревато самыми различными неприятностями, прежде всего нестабильностью положения и даже будущими трагедиями для хозяев дома.

Лестница может унести ци и в том случае, если располагается напротив двери квартиры. Расположение двери рядом с лестницей оценивают в зависимости от того, куда ведет эта лестница: если в подвал или на верхние этажи, плохо, если подходит к вашей двери с нижних этажей, хорошо, по ней ци будет прибывать к вам. Такое же воздействие оказывают лифты: если дверь находится напротив или рядом с лифтом – это неблагоприятно, но на самом верхнем этаже убыль ци будет не столь ощутима. На лестничной площадке ци несколько задерживается, и ваша задача не упустить его. Захламленная и темная площадка, как вы понимаете, не привлекает никого, поэтому постарайтесь поддерживать чистоту и сделать ремонт. Не помешает и яркая лампочка, желательно в плафоне.

С площадки поток ци должен устремляться в ваш дом. Какая у вас при этом дверь, бронированная или из ДСП, не имеет большого значения. Гораздо важнее то, насколько красиво, опрятно и гостеприимно она выглядит. Вход очень важен для фэн-шуй всего дома, от него зависит очень многое. Отделанная деревом или под дерево дверь предпочтительнее, чем покрашенная масляной краской металлическая плита с крохотным глазком. Кстати, неповторимый колорит даже скромной двери могут придать относительно недорогие накладные украшения для глазка и замочной скважины, подобранные им в тон ручка и табличка с номером квартиры. Не забывайте и о «рамке» для вашего входа – косяки и стена около них должны быть чистыми, без выбоин и других повреждений.

При установке стальных дверей часто оставляют вторую, деревянную: считается, что это надежнее. Это, возможно, и так, но только в том случае, если вы боитесь нападения бандитов с тараном и топорами. Взломщик, одолевший ваш «сейф», вряд ли будет поставлен в тупик деревянной дверью, зато вы лишите себя возможности слышать и видеть происходящее на площадке, не выдав своего присутствия. Для лучшей тепло– и звукоизоляции можно утеплить и обить тканью или кожей (можно с войлочной, суконной или пенопластовой прокладкой) внутреннюю сторону стальной двери. Еще лучше (причем во всех отношениях!), чтобы ваши гости (как приглашенные, так и незваные) не догадывались по внешнему виду о «начинке» двери. Проверено: «сейф» вызывает гораздо большее желание добраться до содержимого квартиры, чем стандартная дверь по соседству с ним. В фэн-шуй же вторая дверь может сыграть роковую роль: ци может заблудиться и выйдет обратно, отразившись от второй двери.

Прихожая и дверь

Прихожая как бы вбирает в себя циркулирующую вокруг дома положительную энергию, которая входит в дом, попадает в дальние комнаты, во внутренние помещения. Если ваша прихожая маленькая, темная, захламленная совершенно ненужными вещами, то положительная энергия ци отскакивает от препятствий, плохо циркулирует и норовит скорее выйти из дома, чем в него войти. Вы при этом можете ощущать недостаток жизненных сил, недомогание (как физическое, так и душевное) вплоть до болезни, даже успех и удача могут отвернуться от вас. Я вам советую использовать зеркала и хорошее освещение, чтобы расширить пространство визуально, привлечь таким образом в свой дом Жизненную Силу Космоса. Распространенный в зарубежных книгах по фэн-шуй совет повесить на двери туалета зеркало и тем самым символически уничтожить его, увы, в условиях России зачастую невыполним: по требованиям фэн-шуй зеркало должно быть большим, а значит, довольно дорогим, трудно устанавливающимся и легко бьющимся (последнее, как известно, дурная примета).

Зал должен быть расположен недалеко от главного входа. Здесь я вам порекомендую расположить вещи, которые бы отражали ваши интересы или же интересы ваших домочадцев. Если же вы одиноки и такое состояние вам в тягость, следует присмотреться к обстановке: вероятнее всего, вы увидите вокруг себя множество одиночных, непарных предметов и вещей. Ваша теперь первостепенная задача заключается в том, что вы должны сами лично генерировать так называемую парную энергию. Это значит, что вы должны использовать двойные подсвечники, парные фигурки, портреты и мягкие, ненавязчивые романтические пейзажи, навевающие на вас только приятные воспоминания и вызывающие только положительные эмоции и чувства. Обычно пол в зале покрывают ковром. Я считаю (как космоэнергет), что энергетические свойства ковра во многом зависят от его формы, от его внешней оболочки. Так, круглый ковер символизирует мир и духовность, гармонию внешнего и внутреннего, духовного и физического. Такой ковер идеально подходит как для зала, так и для спальни, где должна царить благоприятная, главным образом спокойная обстановка. Ковры и паласы квадратной и прямоугольной формы ассоциируются с интеллектуальной и материальной сферой, поскольку именно в этих областях необходимы четкость, продуманность, уверенность в принятых решениях, железная логика. Такие ковры подходят больше для рабочих кабинетов, библиотек, офисов и прихожих. Ковры овальной формы, в отличие от круглых и прямоугольных, являются универсальными и потому везде, в любых комнатах будут к месту. С целью «притянуть» денег я вам посоветую положить под ковер маленький кусочек мха или морских водорослей или положить на диван в зале три подушки пурпурного или красного цветов.

Такая уж сложилась традиция в не столь давние времена, что кухня – это и столовая, и курительная комната, и духовный центр квартиры, где собираются самые близкие друзья и ведутся беседы до поздней ночи, когда многие домочадцы уже легли спать. Так что думайте сами, решайте сами. Естественно, что во время приготовления пищи дверь на кухню должна быть закрыта, да и многим гостям незачем видеть, что и как там делается. Если напротив входной двери расположена еще одна, это не слишком хорошо, но если это запасной выход или балконная дверь, то фэн-шуй будет крайне неудачным, попавшее в дом ци сразу же выйдет. То же самое произойдет, если напротив входной двери будет окно. Однако еще хуже, если прихожая представляет собой длинный коридор или если точно напротив входной двери располагаются последовательно две двери смежных помещений. В этом случае поток ци разгоняется и превращается в ша.

Для того чтобы избежать негативного влияния ша-ци, нужно поставить между двумя из трех дверей ширму с каким-либо приятным рисунком или повесить занавесь, лучше всего бамбуковую штору. Однако и слишком ограничивать пространство перед дверью не следует – от двери до стены или другой преграды должно быть не менее 2,5–3 м. В некоторых случаях нет возможности поставить ширму или повесить штору из-за малых габаритов помещения. В такой ситуации могут помочь (хотя и не столь эффективно) подвешенный под потолком в прихожей кристалл, «музыка ветра» или какое-нибудь подвижное украшение – ци будет отклоняться в их сторону и снижать скорость.

Такие же подвески понадобятся, если три двери в одном помещении расположены треугольником. Считается, что такое расположение приводит к конфликтам и противостоянию в доме. Для их предотвращения нужно рассеять вихрь между дверями, повесив «музыку ветра» в центре треугольника или создав яркое пятно несколько в стороне так, чтобы его легко можно было увидеть из всех трех дверей.

Расположение двух дверей точно напротив друг друга менее опасно, но все-таки считается неблагоприятным, в первую очередь в том случае, если это двери двух жилых комнат: их жильцы будут находиться в конфронтации. При этом имеют большое значение размер дверей и взаимное расположение косяков. Наименее опасный вариант – две одинаковые двери точно напротив друг друга. Если одна из дверей меньше, то ее обязательно нужно дополнить зеркалом или картиной до размера другой. Наихудший вариант, приводящий к конфликтам, – неполное смещение дверей относительно друг друга, когда при распахнутых дверях из одной комнаты одновременно видны часть другой и стена коридора. Такая ситуация вызывает психологический дискомфорт и вредна для зрения: глазам приходится приспосабливаться к одновременному разглядыванию объектов, находящихся на разных расстояниях, что утомляет глазной нерв и зрительный центр мозга. То же самое происходит, если в поле зрения человека попадает угол близко расположенной стены, за которым открываются большое пространство или длинный коридор. В фэн-шуй при этом рекомендуется прежде всего отвлечь внимание или зрительно увеличить расстояние до ближайшей стены при помощи зеркала на ней.

Для отвлечения взгляда используются пятна света, яркие картины, цветы, подвески под потолком – главное, чтобы предмет был хорошо заметен на окружающем фоне и находился приблизительно на том же расстоянии от глаз, что и вредный угол, а в случае с дверью – сразу же за ней или на стене рядом.

Немалое значение имеет и размер дверей. В классике фэн-шуй дверь символизирует рот, который поглощает ци, и распределение энергии (соответственно, влияния, удачи и т. д.) зависит от того, насколько широко этот «рот» может распахнуть та или иная комната. Общее правило: у больших помещений должны быть большие двери, у маленьких и особенно таких, как ванная и туалет, – поменьше. Дверь детской комнаты должна быть чуть меньше, чем спальни родителей, иначе трудно будет добиться послушания. Двери гостиной должны быть самыми большими в доме, особенно если именно в ней находится духовный центр вашего жилья.

Вообще, дверь является своего рода визитной карточкой того помещения, которое за ней находится. Маленькая дверь выглядит менее гостеприимно, за узкой и низкой мы ожидаем увидеть скорее кладовку, чем уютную гостиную или столовую. И наоборот, вы будете заметно разочарованы, если за огромной и роскошно отделанной дверью окажется крохотная комнатушка. Если несколько одинаковых дверей выходят в один коридор, то даже хозяева дома иногда тратят секунду-другую на мысли о том, что же именно за каждой из них. Поэтому лучше всего, если у каждой комнаты будет свое лицо.

В большинстве наших квартир двери рассчитываются и устанавливаются не по желанию жильца, а по типовому проекту, и изменить размер проема в железобетонной панели нет никакой возможности. Конечно, можно поменять отделку косяков или самой двери, даже дверное полотно в целом, несколько уменьшить размер за счет более высокого порога (при этом пожертвовав удобством), но коренные изменения вряд ли возможны. Умельцы делают и в типовых домах и проемах сдвижные, двустворчатые или складывающиеся конструкции, но большинству все-таки приходится довольствоваться тем, что установили строители. Однако фэн-шуй можно улучшить. Например, зрительно увеличить дверь могут яркий коврик перед ней или луч света, направленный на порог. Того же эффекта можно добиться, если дверь будет светлее и ярче, чем окружающая ее стена. Слишком большую дверь можно уменьшить, поставив рядом шкаф или другую высокую мебель.

Сама дверь должна напоминать о том, какая комната находится за ней. Ванную и туалет иногда обозначают забавными рисунками или табличками, на кухонную дверь можно повесить натюрморт с фруктами, а вход в детскую комнату разрисовать яркими красками. Один из вариантов, вполне подходящий для многокомнатной квартиры, заключается в расцветке внешней, обращенной в коридор стороны двери, где должны присутствовать основные цвета интерьера комнаты. При этом дверь станет не отделять комнату от всего жилья, а, наоборот, будет приглашать зайти. Это способствует не только лучшей ориентировке, но и сплочению всех живущих в этой квартире.

Особое отношение существует к дверям со стеклянными вставками или целиком выполненным из прозрачного материала. С одной стороны, они улучшают освещение, позволяют видеть происходящее за дверью, с другой – уменьшают защищенность комнаты, открывают ее взгляду из-за двери. Поэтому в спальнях и кабинетах, где важно уединение, лучше не устанавливать таких дверей. В детской тоже лучше обойтись без лишних стекол, зеркал, которые могут разбиться во время подвижной игры и поранить ребенка; к тому же ребенок гораздо больше, чем взрослые, нуждается в относительно небольшом, закрытом и защищенном пространстве, которое он может считать своим и чувствовать себя в безопасности.

Конец ознакомительного фрагмента.