Вы здесь

Защита прав водителя 2018. Водитель и сотрудник ГИБДД (Е. И. Давыденко, 2018)

Водитель и сотрудник ГИБДД

Кто имеет право остановить ваш автомобиль?

Как только вы сели за руль своего автомобиля, вы должны знать: вы можете торопиться по своим делам, опаздывать на работу, спешить, чтобы встретить своих близких в аэропорту. Тем не менее, даже в этой ситуации вас могут остановить на дороге люди, имеющие на это право:

сотрудники органов внутренних дел, сотрудники Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны;

регулировщики.


Сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны. Право останавливать ТС предоставлено им в соответствии с законодательством. Они не только могут остановить ТС в связи с каким-то проводимым мероприятиям, но и воспользоваться остановленным автомобилем в целях преследования преступников, проведения оперативно-разыскных мероприятий («План «Перехват» и др.), и т. д.

Предоставление ТС сотрудникам полиции, органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности осуществляется на основании подпункта 37 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2001 № 3-ФЗ «О полиции»; пункта «ж» статьи 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; подпункт 8 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране».

При этом сотрудники полиции, в том числе сотрудники ГИБДД, при обращении к гражданам обязаны:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (пункт 4 статьи 5 Закона о полиции).

Сотрудники государственной охраны и ФСБ сообщать подобную информацию не обязаны.

Также и в случае обращения к нему гражданина сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Эти требования изложены в Административном регламенте МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном приказом МВД России от 02.03.2009 № 185, в котором указывается, что взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Регулировщики. Право останавливать ТС предоставлено им в соответствии с Правилами дорожного движения. Задача регулировщика – регулировать движение ТС и пешеходов на перекрестках, пешеходных переходах, железнодорожных переездах, паромных переправах, при проезде военных механизированных колонн, при производстве дорожных работ, при разборке дорожно-транспортных происшествий. Регулировщик вправе остановить ваше транспортное средство или изменить направление его движения (даже независимо от вашего желания).

Регулировщиком может быть:

инспектор ДПС (дорожно-патрульной службы),

военный регулировщик (Военная автомобильная инспекция),

дежурный по железнодорожному переезду или переправе,

дорожный рабочий.

Регулировщика всегда можно отличить по его внешнему виду. Он должен быть одет в специальную форму с обязательными световозвращающими деталями одежды и снабжен средством для регулирования движения: полицейским жезлом (в темное время суток с подсветкой), диском с красным световозвращателем, красным флажком, свистком для подачи звуковых сигналов.

Все водители, в том числе и водители автомобилей спецслужб, обязаны подчиняться сигналам любого регулировщика (неподчинение сигналам регулировщика наказывается штрафом по ч. 1 статьи 12.12 КоАП РФ).

Есть и другие должностные лица, которым предоставлено право останавливать транспортные средства на дороге. Это, например, работники Транспортной инспекции (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), которые могут останавливать грузовые автомобили и автобусы с целью проверки путевых листов и товарно-транспортных накладных на перевозимый груз. Водители, осуществляющие международные перевозки, также обязаны по требованию представителей Транспортной инспекции остановиться в специально обозначенных знаком 7.14 контрольных пунктах.

С какой целью и на каких основаниях может быть остановлено ТС?

В новой редакции Административного регламента существенно расширилось количество пунктов – оснований остановки ТС (с 9 до 14), но при этом указанные пункты были существенно конкретизированы, что позволяет надеяться на более объективные подходы сотрудников ГИБДД к остановке ТС.

В соответствии с Административным регламентом снованиями для остановки ТС теперь могут быть:

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

6) необходимость использования транспортного средства;

7) необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;

8) необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

9) оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;

10) необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

11) проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;

12) угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;

13) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;

14) проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.


1. Наличие признаков нарушения в области безопасности дорожного движения (БДД). Любое нарушение ПДД и других нормативных документов в области обеспечения БДД на глазах сотрудников ГИБДД следует исключить из повседневной водительской практики. Это не только деньги, выброшенные на уплату штрафов, но и непредусмотренная, а оттого и вдвойне неприятная, потеря времени на разбирательства. Требований для соблюдения в ПДД много – вот всех их и надо соблюдать.

С принятием нового Административного регламента, вновь разрешившего сотрудникам ГИБДД проверку документов вне стационарных постов, бдительность и законопослушание водителям ТС следует увеличить на порядок. На обычных маршрутах движения («работа – дом – работа», «дом – дача», «шопинг выходного дня», «кафе или ресторан») следует проанализировать возможные места появления сотрудников полиции для проверки документов и проявить там необходимую бдительность, а на новых маршрутах – никогда ее не ослаблять.

Во всех случаях в соответствии с Административным регламентом сотрудник органов внутренних дел должен давать разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов. При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник обязан разъяснить порядок обжалования своих действий.

Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, сотрудник обязан дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц.

В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Если остановивший ТС сотрудник полиции ведет себя не в соответствии с требованиями Административного регламента – грубо разговаривает, возбужденно реагирует на обоснованные замечания, то у водителя появляется возможность использовать это обстоятельство для защиты в своих интересах.

Прежний Административный регламент содержал норму, запрещавшую сотруднику полиции препятствовать проведению съемки, новый Административный регламент отдает этот вопрос на решение самого сотрудника полиции: он не имеет права препятствовать видеозаписи, но ограничение такого права возможно в рамках проведения охранных либо оперативно-разыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан и организаций. Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить его выключить камеру. Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на свой мобильный телефон.


2, 3, 11. Наличие данных о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП или преступления, о нахождении ТС в розыске; проведение специализированных мероприятий по повышению БДД.

При наличии подозрения использования ТС или груза в противоправных целях в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 13 Закона о полиции сотрудникам полиции предоставлено право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.


4, 5, 10, 12. В связи с произошедшим ДТП или правонарушением – привлечение в качестве свидетеля, понятого, для оказания помощи. Следует помнить, что в этом случае отказ в оказании помощи, если речь идет о пострадавших в ДТП, может квалифицироваться по статье 124 Уголовного кодекса Российской Федерации как «неоказание помощи больному» или статье 125 «Оставление в опасности».

6. Необходимость использования вашего автомобиля сотрудниками правоохранительных органов.

В соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 13 (подпунктом 3 пункта 3 статьи 28) Закона о полиции сотрудники полиции вправе использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях – транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

Временное изъятие ТС для государственных нужд осуществляется вместе с водителем или без него.


7, 8, 9. Нужды регулируемого движения. К сожалению, на дороге часто происходят события, не вызывающих положительных эмоций. Случаются ДТП, иногда с участием нескольких автомобилей, сложные заторы и пробки, которые для «рассасывания» требуют ручного регулирования и т. д. Вы можете оказаться в числе тех, кому регулировщиком указано остановиться на обочине и ждать дальнейших указаний. При этом никаких других действий в отношении вас и вашего автомобиля инспектор ГИБДД не осуществляет. Это – неприятная, но вполне законная ситуация, о которой можно сказать только одно: «не повезло». Конечно, при первой возможности продолжить движение вам разрешат это сделать.


13, 14. Проверка документов. До недавнего времени проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, могла осуществляться только на стационарных постах ДПС.

С 20.10.2017 остановка ТС для проверки документов разрешена вне стационарных постов ДПС (в соответствии с новым Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 23.08.2017 № 664).

В разъяснениях ГИБДД по этому вопросу указывается, что количество постов ДПС за последние годы сократилось втрое, а количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло, и для обеспечения общественной безопасности необходимо усилить контроль. Теперь останавливать транспортные средства для проверки документов можно и вне стационарных постов при несении службы сотрудниками полиции, как в пешем порядке, так и на патрульном транспорте – автомобиле, мотоцикле.

К проверяемым документам относятся:

водительское удостоверение;

свидетельство о регистрации ТС (СТС)/паспорт транспортного средства (ПТС);

полис ОСАГО (кроме тех, кто купил автомобиль менее 10 дней назад);

товарные накладные (при перевозке груза).

В соответствии с Административным регламентом документы для проверки должны передаваться инспектору без обложек и удерживающих устройств (ранее водители даже подавали документы на цепочках). В документах не должно быть никаких вложений.

СТС – главное удостоверение для водителя, оно всегда должно быть у водителя с собой. Это главнейший документ, доказывающий право владения ТС. Если свидетельство о регистрации при проверке будет отсутствовать, инспектор наложит на водителя штраф в 500 рублей и запретит передвигаться на автомобиле. ТС эвакуируют на штрафстоянку, откуда его еще придется забирать. Свидетельство о регистрации ТС подлежит замене при каждой смене собственника владельца ТС.

ПТС – главное удостоверение для автомобиля, его не обязательно возить с собой постоянно. Владельцы ТС, взятых в кредит, как правило, отдают ПТС в банк до тех пор, пока не погасят кредит, и спокойно ездят на машине без него. Поэтому совсем не обязательно иметь ПТС всегда с собой. Этот документ понадобится только для совершения какие-либо регистрационных действий в отношении вашего ТС.

Также правила устанавливают для некоторых категорий водителей обязанность иметь дополнительные документы. Например, таксисты должны иметь путевой лист и разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, а водители, на ТС которых установлен знак «инвалид», должны иметь документ, подтверждающий факт установления инвалидности.

Законодательство не предусматривает возможности предъявления копии любого из вышеперечисленных документов вместо оригинала. В случаях, когда двум водителям необходимо пользоваться одним автомобилем, а возможности передавать каждый раз свидетельство о регистрации нет, один из водителей может иметь при себе… (обрыв текста в оригинале).

Если водитель забыл документы дома, то инспектор может разрешить подвезти их, отстранив при этом водителя от управления, но такое разрешение не является его обязанностью. Он может и не разрешить это.

«Некоторые считают, что имеют полное право подвезти забытые дома права на пост ГИБДД в течение нескольких часов. На самом деле законодательство прямо не содержит такой возможности, поэтому все будет зависеть от усмотрения инспектора. Вы имеете право на приписку в протоколе о том, что оставляете машину на определенный срок с указанием причины. Чисто теоретически вы можете не ехать сами, а попросить кого-то привезти вам права, но опять же прямой обязанности идти навстречу у инспектора нет, поэтому остается только объяснить ситуацию и надеяться на понимание. Правда, вы имеете право сделать приписку в протоколе и о том, что документы впоследствии быстро подвезли».

Если водитель по невнимательности оставил удостоверение дома, то штраф за езду без прав составит 500 рублей.

Согласно статье 12.7 Кодекса об административных правонарушениях, управление транспортным средством водителем, вообще не имеющим прав, влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей.

Как снизить вероятность остановки ТС сотрудниками ДПС?

Каждому водителю, сталкивающемуся с сотрудниками ДПС на дороге, в голову наверняка приходил вопрос о том, почему остановили именно его. При этом инспектор ГИБДД не может просто так взять и остановить ваш автомобиль, для этого у него должны быть основания. Однако на деле оказывается, что рамки принятия такого решения весьма размыты и основания оказываются крайне субъективными.

По мнению экспертов, надо привлекать как можно меньше внимания к своему автомобилю. Обычно первое, на что обращают внимание сотрудники ГИБДД, это ТС с многочисленными внешними «аксессуарами»: отсутствие глушителя, огромные выхлопные трубы, «кенгурины», антикрылья, «глухая» тонировка, которые «помогают» обратить внимание в потоке и выделить именно ваш автомобиль. Создание «оригинального имиджа» своего автомобиля и свобода самовыражения ведут к тому, что на вас чаще обращают внимание не только собратья-автомобилисты, но и сотрудники ГИБДД. Лишняя остановка для проверки документов и даже самой машины – неизбежная цена оригинальности.

Профессиональный интерес полиции на дорогах вызывают грязные автомобили, особенно – грязные номера. За «нечитаемые номера» предусмотрен штраф в размере пятисот рублей в соответствии с ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ. С точки зрения «непривлечения внимания» автомобиль должен быть не чище и грязнее своих соседей в транспортном потоке даже в дождливое время года.

Кто вправе наказывать водителя за нарушение правил дорожного движения?

С целью пресечения нарушения ПДД РФ ТС может остановить любой сотрудник полиции, а вот наказать за нарушение ПДД может только инспектор ГИБДД (ДПС), если быть очень точным – должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации ТС соответствующего вида. Сотрудник полиции может останавливать и наказывать водителей любых ТС, в том числе военных. Работник военной автоинспекции (ВАИ) может останавливать для проверки документов только военные ТС.

Если вас остановили полицейские патрульно-постовой службы (ППС), проверили документы и выявили нарушение (не все документы были в наличии), то сотрудники ППС обязаны сопроводить водителя в ближайший отдел ДПС или вызвать ДПС на место и передать вас сотрудникам ДПС для вынесения наказания. То же самое сотрудники ППС обязаны сделать и при пресечении правонарушения (сочли вас нетрезвым, «поймали» за грубое нарушение ПДД и т. п.). Следует отметить, что сотрудники ППС крайне редко останавливают водителей за нарушения ПДД, а вот для проверки документов и досмотра автомобиля останавливают гораздо чаще, особенно если автомобиль или состав пассажиров вызывают у них какие-либо подозрения.

За нарушение ПДД инспектор ДПС должен выписать протокол-квитанцию (постановление) для оплаты штрафа в банке. Полицейские не имеют права принимать денежные средства (наличные или электронный платеж с карты) в уплату штрафа. Оплатить штраф водитель может в течение 60 суток после получения протокола-квитанции (постановления). Если оплата штрафа предполагается не в том регионе, где выписано постановление, то внимательно смотрите на указанные для оплаты реквизиты. Они могут быть отображены на специальном штампе и плохо пропечатаны. Главное, чтобы были четко различимы цифры расчетного счета получателя (обязательно 20 цифр), ОКАТО получателя (11 цифр), ИНН получателя (10 цифр), иначе к оплате в другом регионе постановление могут не принять, придется звонить или искать соответствующие цифры в Интернете.

В случае неуплаты штрафов в течение указанного времени информация о неплательщике может быть передана в службу судебных приставов. В этом случае штраф будет взыскан с водителя в двойном размере, либо описано какое-то имущество, либо водителя могут быть подвергнуть административному аресту на срок до 15 суток. В случае проведения рейдов по неплательщикам и выявления таковых ТС неплательщика может быть отправлено на штрафстоянку до уплаты штрафа (при превышении суммы неуплаченных штрафов более 10 000 рублей). В этом же случае информация о неплательщиках может быть передана на пограничные переходы РФ, и неплательщик не будет выпущен за границу.

Если автомобиль явно неисправен: не горят фары, бросается в глаза коррозия кузова, повышен шум выхлопных газов, повышенное дымление из выхлопной трубы, тонированные стекла, то останавливать вас инспекторы будут часто (есть к чему придраться), к этому следует быть готовым.

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

Информация об этом приведена в Таблице административных мер взыскания на страницах 49–91 этой книги. В целом можно сказать, что такие права принадлежат всем аттестованным сотрудникам ГИБДД, имеющим специальные звания. Причем, если сотрудники ДПС могут рассматривать и принимать решения только в отношении ограниченного круга нарушений, то руководители ГИБДД и патрульных подразделений действуют в пределах всего круга полномочий и могут рассматривать все дела, отнесенные к компетенции ГИБДД.

При этом также необходимо учитывать, что в ряде случаев для обеспечения исполнения административного наказания водитель может быть отстранен от управления ТС.

Меры обеспечения административного производства

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ):

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Досмотр ТС. Досмотром является обследование автомобиля, проводимое без нарушения его конструктивной целостности.

Досмотр не должен проводиться безосновательно. Цель досмотра – обнаружение орудий (предметов) совершения преступления или административного правонарушения (ст. 27.9 КоАП РФ).

Досмотр автомобиля может проводить любой сотрудник полиции, в том числе инспектор ДПС. Досмотр проводится в присутствии владельца и двух понятых (либо с применением видеозаписи). Фото – и киносъемка, используемые для фиксации вещественных доказательств, не запрещены законом.

Во время досмотра водитель имеет право привлечь свидетелей, в том числе и своих пассажиров. Открывать двери салона, крышки багажника и капота, передвигать вещи инспектор сам не должен, он может только попросить водителя сделать это, тем более не может ничего откручивать, снимать детали и т. п.

Если сотрудник полиции передвигает вещи сам, а то и снимает какие-то детали, то сие однозначно квалифицируется, как обыск. А обыск может быть произведен только по постановлению суда (прокурора).

Сотрудник полиции, проводивший досмотр обязан составить протокол досмотра, один экземпляр которого вручается водителю. Досмотр без протокола и понятых (видеозаписи) квалифицируется, как самоуправство по статье 19.1 КоАП РФ.

Личный досмотр – это тоже обследование вещей без нарушения их целостности (ст. 27.7 КоАП РФ), который может быть произведен с той же целью, что и досмотр автомобиля. Но личный осмотр может проводиться только лицом одного пола в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при вас, делается тоже в присутствии двух понятых (либо с применением видеозаписи), но в исключительных случаях (при наличии достаточных оснований полагать, что при вас находится оружие) досмотр может проводиться и без понятых.

Порядок проведения досмотра транспортного средства регламентируется статьей 27.9 КоАП РФ. В частности, при проведении досмотра ТС:

1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.

4. В случае необходимости применяются фото – и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.

7. В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото – и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото – и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

Отстранение от управления транспортным средством и задержание ТС. Водитель будет не только оштрафован, но и отстранен от управления транспортным средством на основании ст. 27.12 КоАП РФ в следующих случаях:

Не имеет при себе водительского удостоверения или свидетельства о регистрации ТС (ст. 12.3 ч. 1 КоАП РФ). Если при себе нет свидетельства о регистрации и никаких заменяющих его документов (например, ПТС), то водителя могут задержать на три часа до выяснения обстоятельств (вдруг автомобиль в угоне).

Водитель управляет транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой (кроме стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством в составе автопоезда (ст. 12.5 ч. 2 КоАП РФ). За это отстраняют от управления редко. Критерии, по которым определяются вышеуказанные неисправности, оговорены в ГОСТе Р 51709-2001. В ПДД есть перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, однако дальнейшее движение разрешается до места стоянки или ремонта. Пункт 2.3.1 ПДД запрещает дальнейшее движение при неисправной рабочей тормозной системе, рулевом управлении и неисправности сцепного устройства автопоезда, а какие именно неисправности не уточняет – это явный спорный момент.

Водитель не имеет права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) (ст. 12.7 ч. 1 КоАП РФ).

Водитель лишен права управления транспортным средством (ст. 12.7 ч. 2 КоАП РФ).

В отношении водителя имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения. В этом случае до установления факта опьянения наказание к водителю не применяется.

В любом случае отстранение от управления ТС осуществляется инспектором ДПС в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи. Отстранение от управления ТС проводится до устранения причины отстранения.

Во всех вышеперечисленных случаях может быть задержано и ТС путем эвакуации, буксировки методом частичной погрузки или посредством блокировки колес (при невозможности эвакуации или буксировки) (ст. 27.13 КоАП РФ).

ТС отправляется на специализированную охраняемую платную стоянку. Забрать его со стоянки можно только после устранения причины задержания, оплаты штрафа и стоянки, «услуг» эвакуатора. Система оплаты стоянки зависит от региона, где произошло задержание ТС. При задержании ТС составляется протокол задержания уполномоченным лицом (чаще всего инспектором ДПС).

Эвакуировать автомобиль законом разрешено и в отсутствии водителя при нарушении требований дорожных знаков или разметки, запрещающих остановку и стоянку. Причем в ст. 12.16 ч. 4–5 КоАП РФ сказано именно так: «знаками, запрещающими остановку или стоянку». К таким знакам относятся не только запрещающие знаки 3.27–3.30, но и информационные знаки 6.4 «Парковка» с табличками 8.4.1–8.4.14, 8.5.1–8.5.7, 8.6.2–8.6.9, 8.7, 8.9, 8.11, 8.17, которые разрешают стоянку только по некоторым дням недели, только определенным ТС, ограничивают время стоянки и т. п. Нужно внимательно смотреть на знаки, оставляя автомобиль.

Эвакуация разрешается и при нарушении правил стоянки, оговоренных в п. 12.4 ПДД, но не всех, а только следующих (в случае стоянки):

– на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним (за переходом по ходу движения стоять можно);

– на тротуаре в запрещенных случаях;

– в местах остановки маршрутных ТС или ближе 15 м от них (в обе стороны);

– на трамвайных путях;

– далее первого ряда от края проезжей части (первый ряд справа);

– в тоннеле;

– в любом месте при создании препятствий движению.

В иных случаях, оговоренных в п. 12.4 ПДД, эвакуация не разрешена, ее можно оспаривать и не оплачивать, хотя последний пункт будет оспаривать очень тяжело без фотографий машины, отображающих реальные условия движения и стоянки. Но при опасении эвакуации сделать такую фотографию на мобильный телефон не сложно.

В случае вынужденной остановки эвакуация не разрешена даже при создании препятствий. Но при этом надо правильно обозначить вынужденную остановку (аварийная сигнализация плюс знак аварийной остановки, выставленный не менее чем на 15 м, хотя бы на 10 м) и желательно тоже сфотографировать обстановку вынужденной стоянки.

Задержание ТС обязательно:

– при отказе от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

– при оставлении водителем места ДТП, участником которого он являлся (если водитель со своим ТС был задержан позже).

Согласно ст. 14.38 КоАП РФ, машину могут задержать и поставить на штрафстоянку за использование ее в рекламных целях. Конечно, за одну надпись на заднем стекле не задержат, но если в целях рекламы будет изрисован весь кузов машины, то задержание вполне ожидаемо.


Порядок освидетельствования водителя на состояние опьянения. Если у инспектора ДПС или сотрудников ППС есть основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, то остановить ТС сотрудники полиции могут для освидетельствования водителя (на основании постановления Правительства РФ от 26.07.2008 № 475).

На законный вопрос водителя: «Какие основания у вас полагать, что я нахожусь в состоянии опьянения?», инспектор обязан ответить четко и вразумительно, согласно п. 3 этого постановления. Но для опытного инспектора изложить основания не составит никакого труда (достаточно обратить внимание на формулировку: «поведение, не соответствующее обстановке»; даже громкая речь может «не соответствовать обстановке»), но и освидетельствовать водителя безосновательно опытный инспектор тоже не будет. Для него достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;

д) поведение, не соответствующее обстановке.

Могут проводиться два вида освидетельствования на состояние опьянения. Первый – «Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения», второй – «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения». Первый тест имеет право провести работник ГИБДД на основании п. 4 постановления Правительства РФ от 26.07.2008 № 475, второй – только медицинский работник (врач-нарколог или фельдшер).

Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения инспектор ГИБДД обязан проинформировать водителя о порядке проведения освидетельствования. Освидетельствование проводится на поверенном приборе (обязательно должен быть сертификат поверки) в присутствии двух понятых, которыми не могут быть сотрудники полиции, либо с применением видеозаписи. По результатам освидетельствования составляется акт утвержденной формы, к которому приобщается бумажный носитель (в виде чека) с результатами обследования. Копия акта выдается водителю.

Факт алкогольного опьянения определяется наличием абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в количестве, превышающем 0,16 мг на 1 л выдыхаемого воздуха (около 0,3 промилле).

Отказ от первого теста вполне возможен, равно, как и несогласие с его результатами. В случае отказа, несогласия с результатами, при подозрении, что водитель находится в состоянии наркотического опьянения, при участии водителя в ДТП с пострадавшими (вынесено определение по ст. 12.24 КоАП РФ) инспектор ГИБДД имеет право направить водителя в ближайшее медицинское наркологическое учреждение для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Направление осуществляется тоже в присутствии двух понятых, при этом составляется протокол в утвержденной форме, копия которого вручается водителю. Последний не имеет права отказаться от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Отказ наказывается штрафом в размере 30 000 рублей и лишением «прав» на срок от полутора до двух лет (ст. 12.26 КоАП РФ).

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения должно проводиться в медицинских организациях, имеющих лицензию на подобный род деятельности. Водитель имеет полное право увидеть эту лицензию или ее копию с синей печатью, утвержденную руководителем данной организации. Освидетельствование может проводиться в стационарах или в специально оборудованных передвижных медицинских пунктах врачом-психиатром-наркологом, а в сельской местности – фельдшером (при невозможности освидетельствования врачом). Обследование проводится путем забора биообъекта (моча, кровь, потовыделения, слюна, волосы, ногти) в соответствии с нормативными документами Минздрава РФ (приказ Минздрава РФ от 27.01.2006 № 40). Водителю выдается справка по форме 454у/-06, по результатам обследования составляется акт (форма акта утвержденная) в трех экземплярах, который подписывается врачом и заверяется печатью медицинского учреждения. Один экземпляр акта вручается водителю под роспись, второй – доставившему водителя инспектору ДПС, третий остается в учреждении. До составления акта результаты всех анализов даются водителю под роспись.

Прежде, чем принимать какие-либо решения по поводу прохождения теста на алкогольное опьянение, следует разобраться в ситуации, никому не грубить, не высказывать необоснованные претензии, нужно вести себя спокойно, вежливо, с улыбкой на лице. Если вы отказываетесь от услуг инспектора ГИБДД по освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения и вам предлагают оформить отказ в письменной форме, очень внимательно читайте, какой именно отказ вы оформляете, иначе совсем неожиданно для себя можно лишиться и прав на управление ТС.

В соответствии с новым Административным регламентом сотрудник полиции обязан, в случае если освидетельствование происходит на ближайшем посту ДПС или в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате и отсутствии оснований для направления на медосвидетельствование препроводить лицо к месту отстранения от управления транспортным средством либо к его машине.

Старый регламент обязывал инспекторов возвращать водителей только после медосвидетельствования из больницы к автомобилю.

Технические средства автоматической фиксации правонарушений на дорогах

По данным ГИБДД, в 2014 году с помощью стационарных и передвижных комплексов, работающих в автоматическом режиме, зафиксировано 40,5 миллионов нарушений (в базовом 2012 году – 27,0 млн. нарушений), в 2015 году – 50 миллионов, а за первое полугодие 2016 года – уже 26,2 миллиона, что на 17 % больше, чем за тот же период годом ранее. И процесс автоматизации работы ГИБДД продолжается. В целом, по данным ГИБДД, число ДТП в местах установки технических средств автоматической фиксации снижается на четверть, а число погибших в ДТП – на треть.

В 2016 году по распоряжению главы МВД России Владимира Колокольцева использование ручных радаров сотрудниками ДПС было запрещено (в число запрещенных моделей вошли «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и другие). Это решение было связано с тем, что приборы часто использовались инспекторами для вымогательства взяток с водителей, после чего записи с приборов стирались.

В настоящее время инспекторам ГИБДД снова вернули ручные радары для измерения скорости (модернизированные «Бинары» и «Визиры»). Полторы тысячи таких приборов используются почти в половине регионов РФ на особо аварийных участках, без учета Москвы и Московской области. Новый софт не позволяет сотрудникам ДПС стирать видеозаписи на приборах и каким-либо образом вмешиваться в их работу. При попытке несанкционированного доступа к сформированным записям, включая и механическое извлечение карты памяти, работа комплекса блокируется и может быть разблокирована только руководителем подразделения. Также в целях исключения доступа к памяти предусмотрено опечатывание прибора.

Около 3,5 тысяч приборов остаются на складах в подразделениях ГИБДД в ожидании модернизации.

Кроме того, новый Административный регламент расширяет возможности использования технических средств автоматической фиксации правонарушений на дорогах. Предыдущим приказом не допускалось применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками. Теперь комплексы автоматической фотовидеофиксации будут применяться и на участках дорог с временными дорожными знаками. По мнению ГИБДД МВД России, это позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети. При этом устанавливаться там камеры будут владельцами дорог по особым требованиям.

Наиболее распространенные «уловки» недобросовестных инспекторов ГИБДД по отношению к водителям

Если заглянуть в Конституцию, то в статье 19 записано, что Российская Федерация – социальное государство. Если не рассматривать частности, а перейти к главному, то это означает, что российское государство вмешивается и будет вмешиваться в жизнь своих граждан с целью наведения порядка и перераспределения имеющейся у них денежной массы в интересах менее обеспеченных социальных групп. Установленная система штрафов, в том числе и на дорогах России – способ пополнения бюджета для решения социальных задач.

В средствах массовой информации частенько вниманию водителей предлагаются «страшилки» о недобросовестных инспекторах ДПС, которые делают из ни в чем неповинных водителей «наркоманов». Водители пишут на радио и в газеты, что их останавливают просто так, без причины, везут на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в результате лишают «прав» за наркотическое опьянение, что является своеобразным очень неприятным клеймом для водителя. Насколько это возможно?

Вы едете по дороге без превышения скорости, не нарушая других пунктов ПДД, спокойно, правильно, на исправной машине. Вдруг вас останавливает инспектор ДПС и говорит: «Есть основания полагать, что вы находитесь в состоянии опьянения, так как ваше поведение не соответствует обстановке. Вы направляетесь на медицинское освидетельствование в наркологическое учреждение». То есть вас отстраняют от управления, выписывают направление и доставляют в наркологическое учреждение или на специальный передвижной медицинский пункт для обследования. И там неожиданно для вас появляется акт освидетельствования с утверждением, что вы находитесь в состоянии «наркотического опьянения/отравления». Вы, естественно, ставите везде подпись с расшифровкой: «С результатом обследования не согласен». Но, тем не менее, дело передается в суд для лишения вас права управления ТС. Если вы будете сидеть в ожидании суда, ничего не предпринимая, то вас, скорее всего, лишат «прав».

Не будем разбираться, в чем корысть и интерес участников этого дела, находящихся по «ту сторону баррикады». Очевидно, что цель – выманить деньги. Напугать, принудить к даче взятки.

Первое ваше действие после проведения подобного «освидетельствования» – обратиться сразу же в независимую экспертизу и получить результаты анализов у них (в виде того же акта). Тогда у судьи будут очень веские причины не лишать вас «прав»: перед ним окажутся два взаимоисключающих акта результатов освидетельствования. В случае лишения вас прав управления ТС обращайтесь с апелляцией в установленном порядке в вышестоящую судебную инстанцию, вплоть до Верховного Суда РФ.

Есть и более изящные и понятные по мотивировке «разводы» или «наказания» водителей инспекторами.

Например, вас может остановить инспектор ДПС на трассе и сказать, что вы на таком-то километре дороги выезжали для обгона на встречную полосу, а обгон был в этом месте запрещен знаком 3.20 и сплошной линией разметки, имеется видеозапись ваших действий с камеры наблюдения. Для пущей важности инспектор обращается по рации к кому-то и просит подтвердить факт выезда вашего автомобиля на встречную полосу. Вы сами слышите это подтверждение: есть видеозапись, называют модель машины, государственный номер, цвет. Инспектор задает вопрос: «Поедем в отдел смотреть запись? Это 30 километров в обратную сторону». Вы начинаете вспоминать, где же выехали на встречную… Подтверждение есть, вы своими ушами его слышали. Конечно, можно и посмотреть видеозапись, но 30 км тащиться… Попробуем решить вопрос на месте. И вопрос решается. На самом деле вы не выезжали ни на какую встречную полосу, вас просто «развели», а по рации отвечал инспектор из патрульной машины, стоящей метрах в десяти от вас.

Конец ознакомительного фрагмента.