Вы здесь

Защита прав владельцев 6 соток и другой загородной недвижимости. Глава I. С чего начать, или как составить план приватизации земельного участка (М. В. Власова, 2007)

Глава I

С чего начать, или как составить план приватизации земельного участка

Если вы владеете шикарным коттеджем в престижном районе, или индивидуальным жилым домом поскромнее, или пятистенкой в деревне, которую построил еще ваш прадед, или дачным домиком на пресловутых 6 сотках, вам необходимо произвести оформление прав на земельный участок под имеющимся строением или даже без него.

Приватизация земельного участка (передача в частную собственность) – трудоемкий и длительный процесс, поэтому те, кто желает сэкономить время, а может быть, и нервы, обращаются в посреднические структуры, которые за определенную плату вместо них занимаются подготовкой документов, необходимых для приватизации земельного участка, получают приказ МУГИСО о продаже земельного участка, регистрируют право собственности на земельный участок в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и даже получают свидетельство о регистрации права собственности владельца, которое в итоге и вручают ему в руки. Но если вы не хотите обращаться к посредникам, придется пройти весь путь самостоятельно.

Термин «приватизация» по отношению к земельным участкам (садовым и дачным) употребляется нечасто, поскольку передача земель в собственность граждан происходит не на основании Закона о приватизации (ст. 217 ГК РФ. Но такой закон так и не был принят в нашей стране), а в соответствии с нормами статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Поэтому, как правило, говорят о так называемом «переоформлении прав граждан на земельные участки» или «передаче земельных участков в собственность граждан». Мы все же будем употреблять именно термин «приватизация» в связи с проведением «дачной амнистии».

До октября 2001 года государство передавало землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Если в прошлом (до 2001 года) вы (садовод) добровольно отказались от приватизации, получив индивидуальный акт на право бессрочного пользования землей, то уже в 2001 году в силу нового Земельного кодекса снова обрели возможность бесплатно приватизировать свой участок.

На сегодняшний день право постоянного (бессрочного) пользования за гражданами сохраняется, т. е. государство никого не обязывает приватизировать либо арендовать земельный участок, которым гражданин владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования. Но если вы все-таки хотите стать собственником, то имеете право однократно и бесплатно приобрести участок в собственность, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Стать собственником участка, пожалуй, стоит: отсутствие оформленных прав на земельный участок будет препятствием для его продажи или залога, а оформление прав на земельный участок станет необходимым не только при его продаже, но и после получения участка в наследство. После регистрации права собственник участка может заключать любые сделки по продаже, дарению и иным видам перехода прав на данный земельный участок.

NB! Часто можно услышать, что, став собственником земельного участка, вы станете и плательщиком земельного налога. Но сегодня, имея участок на праве бессрочного пользования, вы оплачиваете и этот налог, причем в том же размере.

Условия и категория лиц, имеющих исключительное право на приватизацию земельных участков, установлены Земельным кодексом (в частности, п. 1 ст. 36) и иными федеральными законами. Процедурные особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков предусмотрены в статье 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или иных вещных правах, предусмотренных Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», предоставлено право их приватизировать, за исключением определенных законом случаев запрета приватизации.

NB! Приватизация земельных участков может осуществляться бесплатно (либо за установленную законом плату) в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом приватизировать участок можно только один раз.

Приватизация проводится по решению органа местного самоуправления в соответствии с заявлением гражданина, в котором должно быть указано, на каком праве гражданин хочет переоформить земельный участок: в индивидуальную собственность, в общую совместную или общую долевую собственность (собственность супругов). В последних двух случаях распорядиться участком можно будет лишь с согласия всех собственников.

NB! Принудительно заставить гражданина приватизировать находящийся в его пользовании земельный участок нельзя. Приватизация возможна только по желанию самого пользователя.

При обращении гражданина с заявлением о приватизации земельного участка органы местного самоуправления (местная администрация) обязаны принять решение в двухнедельный срок при условии подачи заявления в письменной форме с приложением документов в подтверждение своих прав на земельный участок и кадастровой карты (плана).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления оказывает содействие в ее изготовлении и определении границ земельного участка на местности с отнесением расходов на заинтересованных лиц. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. В этом случае для принятия решения исполнительному органу местного самоуправления отведен двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка (п. 7, 8 ст. 36 ЗК РФ).

По своему содержанию бесплатная приватизация земельных участков состоит в перерегистрации (переоформлении, трансформации) одного права на другое. Если земельный участок находится в пользовании нескольких лиц, речь идет о передаче его в общую долевую собственность, как правило, соразмерно долям в праве собственности на строение. Но возможен и другой вариант: стороны сами определяют долевое соотношение в праве на общий земельный участок, в том числе с отступлением от размера долей в праве собственности на строение.

Оба варианта не противоречат положениям пункта 3 ст. 36 ЗК РФ, посвященным приватизации неделимых участков, находящихся в пользовании нескольких лиц, т. е. это означает, что в административном порядке не может быть принято решение о приватизации земельного участка или части его по заявлению одного из сособственников строения на участке, то же в случае, когда стороны не пришли к соглашению по любому из вопросов, связанных с приватизацией земельного участка.

Разрешение такого рода споров возможно через определение порядка пользования земельным участком в судебном порядке. На основании состоявшегося решения суда с учетом выделенных в исключительное владение и пользование каждому из совладельцев частей земельного участка администрация вправе принять положительное решение по заявлению заинтересованного лица независимо от согласия или возражения других лиц. Таким образом, если вы совместно с другими собственниками долей в жилом доме не определите порядок пользования земельным участком, то проблему придется решать в судебном порядке.

Рассмотрим, как проходила трансформация прав на земельные участки в период с 1991 по 1998 год на примере Московской области. Все садоводы Московской области (в случае, если земли были выделены после 25 апреля 1991 года), которые не пожелали приватизировать свои участки или перевести их на право пожизненного наследуемого владения в соответствии с Положениями о порядке и основаниях приватизации земельных участков в Московской области, содержащимися в законе Московской области от 7 июня 1996 г. № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», получили свидетельства об индивидуальном праве бессрочного пользования на свои участки. Исключение составили лишь земли общего пользования, которые выделялись товариществам на праве бессрочного пользования. Если же садоводческое товарищество (в любом из субъектов Федерации) возникло позже 25 апреля 1991 года (но до 20 апреля 1998 года), в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» основания для приватизации земельных участков по всей России одинаковы.

Перед переоформлением прав на землю (приватизацией) членам садоводческого товарищества следует прежде всего определиться с категорией существующего на данный момент права на землю (на каком основании был получен участок – праве частной собственности или ином вещном праве).

В зависимости от года возникновения права на земли садоводческого товарищества и юридического состояния дел товарищества можно выделить следующие случаи:

1) если товарищество возникло до апреля 1991 года и не было приватизировано на основе решения местного органа власти, то земли могли быть переданы на основании акта о праве бессрочного пользования землей на товарищество или предприятие. До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» земли таких СНТ приватизации не подлежали, так как в прошлом была нарушена предусмотренная законом процедура, и это нарушение на время лишило садоводов возможности законного переоформления прав на землю;

2) если товарищество возникло после апреля 1991 года[1], индивидуальные участки, принадлежащие садоводам, могли быть оформлены на праве пожизненного наследуемого владения, которое подлежит переоформлению в собственность на основании статьи 21 ЗК РФ и может быть осуществлено в любое время в соответствии с Федеральным законом от «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», либо находиться в собственности садоводов. В этом случае должен быть оформлен акт о праве бессрочного пользования садоводческого товарищества на земли общего пользования, так как в апреле 1991 года вместе с принятым предписанием государственных органов приватизировать землю (согласно Закону РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374–1 «О земельной реформе») действовала норма Земельного кодекса 1991 г. о передаче земель общего пользования садоводам в коллективную собственность, т. е. земли общего пользования также подлежали приватизации.

Таким образом, все земли садоводов, находящиеся в пользовании на 25 апреля 1991 года, должны были быть переданы в собственность граждан вне зависимости от того, по чьему желанию это происходило: самих садоводов или предприятий, за которыми были закреплены их земли. Эти процедуры «насильственной» приватизации отличались от норм, установленных современным земельным законодательством, где, как было сказано выше, закреплено, что приватизация садоводческих участков – дело добровольное.

Но с другой стороны, нельзя не отметить, что нарушение этого принципа при приватизации 1990–1993 гг. в какой-то мере защитило права садоводов, так как местные администрации чаще всего передавали земли в собственность садоводов не индивидуально, а коллективно. Такие действия были направлены даже не на отдельные коллективы садоводов (товарищества и кооперативы), а на целые муниципальные территории (например, постановление администрации Орехово-Зуевского района Московской области о передаче земель в собственность садоводов, в соответствии с которым все товарищества на территории Орехово-Зуевского района, возникшие до 28 октября 1992 года, приватизированы).

После 1998 года в связи с принятием Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земли вначале выделялись садоводческим товариществам в срочное пользование, и лишь потом мог быть оформлен последующий переход индивидуальных участков в собственность членов садоводческого товариществ. Право собственности граждан на земли общего пользования в таком случае может быть признано только после выкупа предоставляемых земель (т. е. на возмездной основе). В остальных случаях земли общего пользования передаются СНТ безвозмездно на основании статьи 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

На практике встречаются следующие правоустанавливающие документы на землю:

1) акт о коллективно-совместной собственности на земли общего пользования с различными видами права собственности (совместная собственность, долевая собственность) на земли общего пользования, выданный товариществу; в таком товариществе граждане имеют индивидуальные свидетельства на свои участки (в основном на праве собственности, возможно право бессрочного пользования);

2) акт о праве бессрочного пользования на земельный надел целиком, выданный предприятию;

3) акт о праве бессрочного пользования только на земли общего пользования, выданный предприятию; в таком случае граждане имеют индивидуальные акты о праве бессрочного пользования на индивидуальные земельные участки;

4) акт о праве бессрочного пользования на земельный надел целиком, выданный садоводческому товариществу;

5) акт о праве бессрочного пользования только на земли общего пользования, выданный садоводческому товариществу; в данном случае граждане имеют индивидуальные акты на свои участки (право собственности или пожизненное наследуемое владение);

6) акт о праве бессрочного пользования на земельный надел целиком, выданный садоводческому некоммерческому товариществу;

7) акт о праве бессрочного пользования только на земли общего пользования, выданный садоводческому некоммерческому товариществу; граждане в таком СНТ имеют индивидуальные акты на свои участки (право собственности, пожизненное наследуемое владение или право бессрочного пользования).

Если у членов садоводческого товарищества нет отдельных актов на бессрочное пользование индивидуальным участком, то их право на землю удостоверяется фактом членства (членская книжка). Садоводы-индивидуалы, граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, могут существовать лишь на территории садоводческих некоммерческих товариществ (и только при условии, что все его земли еще не приватизированы). Общее собрание садоводов обязательно должно принять решение и о праве собственности на подъездные дороги. (В любом случае следует поднять документацию и поинтересоваться, на каком праве СНТ пользуется землей под подъездной дорогой и другими инженерными коммуникациями.)

Для оформления права собственности на земельный участок в товариществе в соответствии с нормами законодательства потребуются:

● кадастровый план участка;

● документ (акт), подтверждающий право на участок: право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком и др. (в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»);

● документы, подтверждающие членство в садоводческом товариществе;

● генеральный план организации и застройки садоводческого товарищества[2].

Документ (акт), подтверждающий право на участок, должен быть у землепользователя на руках. А для получения кадастрового плана (в Кадастровой палате) необходимо пройти всю предусмотренную законами процедуру.

Сама процедура переоформления прав на земельный участок включает несколько стадий:

1) подачу заявления о приватизации земельного участка;

2) принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданина;

3) подготовку документов для государственной регистрации прав, включая изготовление кадастрового плана;

4) государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пример

Итак, вы решили приватизировать участок под своим домом в деревне Васильково Ромашкинского района. Приготовьтесь сделать следующее:

– взять адресную справку на земельный участок в правлении садоводческого товарищества и произвести размежевание с соседями (для этого специалисты-землеустроители создадут межевое дело, соберут все технические данные о земельном участке, произведут его замеры, скорректируют его размеры, определят точки координат, выяснят, есть ли претензии к границам земельного участка у соседей, и т. д. и т. п. Эту работу проводят, как правило, фирмы, имеющие специальную лицензию. Данные о них можно получить, например, в земельном комитете районной администрации (в данном случае – в Ромашкинской, так как землеустроители из соседнего района могут уже и не иметь лицензии для работы в Ромашкинском районе);

– затем необходимо обратиться в кадастровую палату (земельный кадастр – единый по Российской Федерации банк данных о землях), где земельному участку присвоят кадастровый номер, составят план участка. Имея на руках кадастровый план участка (формы B1-B4) и акт уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в собственность, можно приступать к регистрации права собственности на земельный участок. Представительство земельного кадастра вы также найдете при Ромашкинской районной администрации;

– после этих процедур следует обратиться в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (у него также есть филиал в Ромашкинском районе) и для начала зарегистрировать свое право бессрочного пользования. Тогда у вас на руках будет свидетельство о регистрации права бессрочного пользования земельным участком;

– со свидетельством о регистрации права бессрочного пользования нужно обратиться в МУГИСО (Министерство по управлению государственным имуществом) и там оформить заявление о получении земельного участка в собственность. Представительство МУГИСО вы также сможете найти при администрации Ромашкинского района; получить после совершения всех вышеперечисленных действий (примерно через полгода после того, как было подано заявление в МУГИСО) решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданина, оформленное приказом министра по управлению государственным имуществом (его заместителей) о передаче участка вам в собственность, что и требовалось. Федеральный закон № 66-ФЗ установил срок принятия решения уполномоченным органом о предоставлении участков в собственность граждан: месяц со дня подачи соответствующего заявления[3]. Не забудьте проверить

правильность личных данных и данных об участке – если в них закралась ошибка, тогда будет неизбежно ожидание нового приказа министра (еще полгода);

– подать после получения приказа МУГИСО все необходимые документы в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» – теперь уже для регистрации своего права собственности. И через три недели можно будет получить Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Теперь вас можно поздравить – вы стали собственником земельного участка!


ПРИМЕЧАНИЕ. Формирование землеустроительного дела – самый дорогостоящий этап оформления прав на землю. Поэтому более выгодно совместное одновременное межевание земельных участков, которое позволит снизить затраты отдельных садоводов и дачников на регистрацию (перерегистрацию) их земельных наделов.

Землеустроительные работы и постановка на кадастровый учет являются независимыми процессами, регулируемыми разными нормативными актами, но при приватизации они тесно связаны. Поэтому можно рекомендовать в договоре с землеустроительной организацией (землемером) предусмотреть сдачу межевого дела в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или, что лучше, получение кадастрового плана участка (участков).

В целях экономии средств на приватизацию ответственность за подачу документов в территориальный орган ФГУ ЗКП может быть возложена на представителя (комиссию по приватизации).

Отдельный представитель или комиссия по приватизации подготавливают заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков от каждого садовода (или представителя от его имени) и передают заявления вместе с правоустанавливающим актом (актами) на землю землемеру.

Кадастровый учет земельных участков на территории СНТ в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» состоит из:

– кадастрового дела (кадастровый номер и кадастровая карта)

и

– межевого дела (землеустроительные работы).

Государственный кадастровый учет земельных участков – зто описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Межевание земельного участка – это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.

Хронологически сначала выполняется межевание земель, и лишь потом комплектуется кадастровое дело, выполненное по итогам межевания.

Землеустроительные работы – это лицензируемый вид деятельности, который необходимо заказать в специализированной организации; осуществляются как специализированными организациями, так и индивидуальными предпринимателями на основании договора (в случае приватизации земель СНТ).

В исключительных случаях землеустроительные работы могут быть проведены на основании решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или судебных решений о проведении землеустройства.

Межевое дело

Межевание земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального строительства, согласно нормам Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» выполняется в соответствии с техническим проектом, в котором обосновываются содержание, объемы, трудовые затраты, необходимые материалы, сметная стоимость, сроки выполнения и техника безопасности работ. Технический проект межевания земель составляют на каждый дачный поселок или садоводческое товарищество, утверждает этот документ муниципальный (районный или городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

Для минимизации расходов при землеустройстве в индивидуальном порядке СНТ (в качестве представителя будущих участников общей собственности и от их лица) и садоводы должны заключить договор на землеустроительные работы с лицом, имеющим право на такую деятельность. В обязанность же СНТ (или другого представителя, избранного общим собранием садоводов) вменяется только сбор с садоводов заявлений в Земельный комитет на межевание индивидуального участка. Заявление на межевание земель общего пользования подает председатель правления СНТ.

Статья 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обязывает членов СНТ лично писать такие заявления, однако в силу норм гражданского законодательства разрешается и иной порядок: заявление на межевание земель в Земельный комитет может написать как сам гражданин, так и его представитель (законный или по доверенности). Согласно той же статье 28 на органы СНТ (комиссию по приватизации или иного представителя) возлагается обязанность содействовать землемерам в проведении согласования границ.

Собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков в соответствии с нормами указанного Федерального закона и на основании договора на проведение землеустроительных работ заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в двух экземплярах, один из которых подшивается в межевое дело и хранится там постоянно.

Наличие расписок в деле резко снижает возможность возникновения конфликтов в будущем и судебных разборок, так как закон позволяет представителю местной администрации (и председателю правления СНТ в этом качестве) согласовывать границы участков при длительном отсутствии пользователя смежного с размежевываемым участка.

Согласование общих границ СНТ обеспечивают правление и его председатель (комиссия по приватизации или избранный общим собранием собственников представитель). Для этого они должны предоставить землеустроителям адреса соседей (граждан и соседних СНТ, имеющих межную границу) и содействовать доставке извещений и дату проведения межевания и согласования границ. Если земли СНТ граничат с государственными, то от лица последнего выступает представитель ОМС (местной администрации) в соответствии с действующим законодательством.

Общее собрание СНТ должно решить, в каком порядке будет происходить согласование границ индивидуальных участков. Если участок граничит с землями общего пользования, то согласие на такую границу в акте подписывает председатель правления СНТ.

NB! Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации и включает следующие работы:

– определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

– закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

– изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем, производящим работы. Акт утверждается Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города). Помимо акта согласования в итоге межевания должны быть получены чертеж границ участка и акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.

NB! Существуют стандартные расценки и расчетные формулы за межевание земель, принимаемые разными субъектами Российской Федерации.

Если отдельные участки уже были кадастрированы ранее (присвоен кадастровый номер), то руководство СНТ не имеет права требовать с владельцев таких участков перемеривания участка. Землемеры обязаны взять все необходимые сведения по таким участкам из сведений Кадастра (или такие сведения могут предоставить собственники таких участков).

NB! Средний срок работ по межеванию, производимых на основании договора, составляет один календарный месяц.

В процессе и по завершении межевания земельных участков производитель работ по договору осуществляет текущий контроль и приемку работ. При выполнении работ физическим лицом, имеющим лицензию на выполнение межевых работ, текущий контроль и приемку осуществляет Земельный комитет или уполномоченная им проектно-изыскательская организация по землеустройству. Срок проверки землеустроительного дела составляет один календарный месяц. Результаты проверки оформляют актами установленной формы. Если в результате межевания обнаружились несоответствия площадей участков старым документам, то они на основании пунктов 2.6 и 3 ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» решаются следующим образом:

1) в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади данных участков, указанной в проекте организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в данный проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;

2) в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.

По завершении межевых работ исполнитель формирует и сдает в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое (землеустроительное) дело для утверждения. Землеустроитель отражает в документах и прочно связанные с землей объекты (недвижимость), что влечет необходимость их регистрации.

Межевое дело регистрируется и постоянно хранится в межевом архиве Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

Кадастровое дело

Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков на основании норм Федерального закона «О государственном земельном кадастре» в территориальный орган ФГУ ЗКП (Федеральное государственное управление Земельной кадастровой палаты Российской Федерации) подаются (из расчета на каждый регистрируемый участок):

● заявление с просьбой поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, которое пишет сам будущий собственник или его представитель. Заявление о постановке на учет земель общего пользования пишет представитель СНТ и прикладывает список будущих собственников и копию протокола общего собрания граждан с решением о виде собственности на такие земли;

● правоустанавливающие документы на земельный участок. Для садоводов это акт об отводе земель садоводческому товариществу и членская книжка (для садоводов-индивидуалов – договор с СНТ о пользовании землей);

● межевое дело.

Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов и включает проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.

Если объекты недвижимости на земельных участках до данного момента еще ни разу не регистрировались, они вносятся в дело с пометкой «право не зарегистрировано».

Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.

В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителю выдается удостоверенные в установленном порядке кадастровый план (планы) земельных участков в виде форм B1-B6 (B1-B4). Образцы форм B1-B6 представлены в Правилах оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденных приказом Росземкадастра от 10 апреля 2001 г. № ГЗК-1-Т. О-04–01–01. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.

NB! Примерные сроки землеустроительных работ

1. Срок выполнения межевания участка определяется в договоре с землеустроителем. В частности, срок исполнения может зависеть от стоимости услуг землеустроителя.

2. Как правило, оформление и проверка межевого дела занимают примерно 1 месяц (входит в стоимость услуг землеустроителя).

3. Оформление и проверка кадастрового дела осуществляются в течение 1 месяца бесплатно.

4. Оформление акта о передаче земли в собственность занимает также 1 месяц, выполняется бесплатно.

5. Регистрация права собственности и оформление свидетельства о праве собственности осуществляются в течение 1 месяца, за что взимается установленная законом госпошлина.

Генеральный план застройки садоводческого некоммерческого товарищества

Следует помнить, что права на землю и на строения оформляются и удостоверяются разными свидетельствами о праве собственности на недвижимое имущество. Однако садоводческое некоммерческое товарищество – это зона комплексной организации и застройки. И план на разграничение земельных участков и на застройку территории СНТ (если он существует) – общий. Поэтому при изменении границ участков внутри самого товарищества требуется согласовать измененный проект не только в земельных органах, но и в органах архитектуры.

Генеральный план застройки СНТ является основанием определения размера и положения каждого участка, отдаваемого садоводу в собственность, в пределах общего землеотвода садоводческого товарищества[4].

Садоводческие товарищества, организованные в период с 1989 по 1992 год, могут на законных основаниях не иметь генерального плана застройки (о чем свидетельствует статистика), так как нормативными актами этого периода такой план для садоводческих товариществ не был обязателен.

В соответствии с нормами современного законодательства территория комплексной застройки (в том числе территория садоводческого товарищества) может осваиваться только после утверждения генерального плана застройки.

С точки зрения закона наличие или отсутствие генерального плана застройки формально не имеет определяющего значения, так как все индивидуальные участки на территориях таких товариществ давно находятся в индивидуальном владении граждан. Однако там, где процедура передачи не состоялась, т. е. гражданам не предоставили индивидуальные права на землю, отсутствие плана застройки до последнего времени[5] очень сильно осложняло процесс передачи индивидуальных участков в собственность граждан. Практика показывает, что даже суд испытывал затруднения с установлением права собственности на такие земельные участки: в связи с тем, что для установления прав на земельный объект сначала было необходимо доказать существование самого объекта и прав на добросовестное владение им с помощью трех правоустанавливающих документов, подтверждающих право члена товарищества на земельный участок на территории товарищества:

● документ на общий землеотвод товариществу;

● документ, подтверждающий членство в товариществе;

● план участка товарищества (выкопировка из генерального плана застройки товарищества), определяющий положение и размер индивидуального участка внутри общего землеотвода.

Одно из самых употребляемых в настоящее время слов, особенно по отношению к садоводам, – самозахват, который в соответствии с нормами нового Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» может быть легализован в упрощенном порядке, но только для добросовестных пользователей (формально основываясь на нормах приобретательной давности). Если фактический размер общего земельного участка СНТ превышает размеры землеотвода на бумаге, садоводы и органы, имеющие юридическое право на распоряжение землей садоводов, могут достичь мирного соглашения о порядке оформления прав на такую землю.

Даже до введения в действие закона о «дачной амнистии» у садоводческих товариществ была возможность для узаконивания подобных самозахватов. Для этого представитель садоводов не только был должен написать заявление о предоставлении «лишних» участков в собственность садоводов – общую или индивидуальную, но и провести довольно длительные согласования с соответствующими структурами: органами землеустройства, архитектуры, Санэпиднадзора, пожарниками и т. д. Формально и до введения в действие «дачной амнистии» каждый гражданин мог самостоятельно ходатайствовать о предоставлении «излишнего» куска в его собственность или аренду; в этом случае проект СНТ подтверждался в старых границах и не подлежал дополнительным согласованиям, а гражданин получал в собственность или аренду (если орган местного самоуправления принимал положительное решение) два участка с разными кадастровыми номерами, не подлежащие слиянию (во время существования данного СНТ).

При наличии излишних земель и гражданам, и СНТ как юридическому лицу до принятия нового закона, упрощающего подобную легализацию для добросовестных землевладельцев, излишняя земля не переоформлялась, а выделялась заново по правилам статей 13–18 для СНТ и статьи 28 ЗК РФ для всех лиц (включая граждан). Хотя, конечно, из общего правила всегда существовали и будут существовать определенные исключения.

В частности, при наличии излишних земель у СНТ очень важное значение имеет то, какие это категории земель (если, конечно, они не изъяты из оборота). Часто бывает, что СНТ, земли которого относятся к сельскохозяйственным, самостоятельно «захватывает» смежные участки, имеющие иное целевое использование или даже иное назначение. В случае иного целевого использования решение о предоставлении земли могут принять органы местного самоуправления. А вот в случае изменения категории земель (ее назначения) или превышения размеров приватизируемых земель свыше определенного лимита (как, например, в Московской области – в среднем 3 га) органы местного самоуправления не вправе принимать решения о предоставлении земель. В таком случае заинтересованные лица (граждане-садоводы или СНТ в целом) должны подать заявление в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в Московской области это Министерство имущественных отношений и губернатор Московской области).

Вся недвижимость России должна пройти перепись к 2007 году, что подтверждается созданием в 2004 году Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (ФАКОН), в ведении которого находятся как земельный кадастр, так и остальные реестры недвижимости. Теперь зарегистрировать землю без строений уже не получится в силу того, что комитеты по землеустройству и БТИ как отдельные структуры существуют непосредственно под руководством ФАКОНа.

Исходя из этого, садоводческим и дачным объединениям одновременно придется регистрировать права на все объекты инфраструктуры: электросетевое хозяйство, водокачку и водопровод, дороги, общий забор, сторожку и другие объекты недвижимости, не считая домов и сооружений на личных участках граждан. Но нельзя забывать, что регистрируются не все объекты на участках, а только те, что признаются по закону недвижимостью, т. е. строения и сооружения, имеющие прочную связь с землей. Хотя нередко на практике встречаются случаи, когда землемеры вносят в план и опись участков сараи и садовые домики, не имеющие фундамента.

Недвижимостью считаются (регистрируются):

– капитальные дома (установленные на фундамент);

– бани, сараи, гаражи и другие строения хозяйственно-бытового назначения (установленные на фундамент);

– колодцы;

– стационарные теплицы (установленные на фундамент);

– электрические столбы и ТП (имущественный комплекс);

– водонапорная башня (имущественный комплекс);

и т. п.

Не считаются недвижимостью (не регистрируются):

– садовый домик, поставленный на шины;

– садовый домик[6], который можно перенести на другое место без ущерба его функциональному назначению, даже если он поставлен на бетонные блоки, свободно лежащие на земле (или аналогичное основание);

– переносные парники и теплицы;

– летний душ;

и т. п.

Как собрать и подать необходимые для приватизации земель садоводческого некоммерческого товарищества документы

Право на переоформление земли у землепользователей в СНТ возникает именно в силу факта пользования землей, а не в силу наличия строений на земельных участках, так как в СНТ присутствует главный положительный аспект целевого использования – садоводство, т. е. садоводы оформляют права на землевладение, а не на землю под строениями (домовладение). Однако при перерегистрации прав на свои 6 соток садоводы могут одновременно в упрощенном порядке в соответствии с новым Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» зарегистрировать и права на строения на своих участках.

Та же самая ситуация – и с общим имуществом СНТ, если общее собрание членов СНТ решит, то можно совместить приватизацию земель и оформление прав собственности на общее имущество (помимо земли). При этом необходимо помнить, что все объекты недвижимости на территории СНТ строились на целевые взносы членов СНТ и поэтому составляют общую собственность граждан.

До начала процедуры приватизации СНТ следует выяснить, в чьей собственности находятся земли, на которых расположено садоводческое товарищество. Это может быть как муниципальная, так и государственная собственность. В зависимости от результата подается заявление о предоставлении земли либо в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в Московской области это Министерство имущественных отношений Московской области), если земля государственная, либо в органы местного самоуправления, если земля муниципальная.

Ну а если вы намерены изменить категорию земель, то с таким заявлением можно обращаться исключительно в Министерство имущественных отношений субъекта Федерации.

Затем СНТ следует определиться с процедурой сдачи документов на переоформление – распределить, кто и за что отвечает, а также порядок проведения согласования границ участков. Правление (или комиссия по приватизации, избранная общим собранием) перед собранием должно подготовить реестр граждан, имеющих участки на территории СНТ, и сведения (член/нечлен), право пользования/собственности, номер и размер участка по генеральному плану, другие известные сведения. Решением общего собрания может быть предусмотрен централизованный порядок изготовления нотариально заверенных копий и установлен определенный день (дни) сдачи документов, для чего будет целесообразно обеспечить копировальный аппарат на этот день (дни) и пригласить нотариуса для заверения копий, а также оформления доверенностей на ведение дел представителем. Садоводы должны будут централизованно, в оговоренный собранием срок сдать документы для регистрации их прав.

Практика показала, что в целях соблюдения требований законодательства и при наличии отказников (тех, кто по каким-либо причинам отказался от участия в приватизации) на общем собрании садоводов требуется принять следующие дополнительные решения.

1. Все граждане, не подавшие документы на приватизацию в установленный срок, считаются исключенными из членов товарищества на основании подпунктов 4 и 10 п. 2 ст. 19 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Правлению поручается во исполнение решений данного общего собрания членов СНТ разослать всем не предоставившим в установленный срок документы на приватизацию письмо-уведомление об исключении из членов товарищества и обеспечить ознакомление исключенных с протоколом общего собрания членов СНТ.

2. Общее собрание членов СНТ признает конституционное право отказников на долю в общем праве собственности на земли общего пользования. Поэтому каждому отказнику предоставляется возможность в любое время выкупить причитающуюся ему долю в общей собственности СНТ на земли общего пользования по заявлению на имя общего собрания участников общей собственности. Вновь принимаемый участник обязан возместить затраты остальных участников общей собственности на оформление его

доли в праве общей собственности, включая кадастровый учет и иные затраты (соответствующая доля затрат). Затраты на переоформление прав участников общей собственности вследствие изменения долей также ложатся на вновь принимаемого участника общей собственности. Порядок возмещения затрат определяется договором об общей собственности.

3. После истечения срока на предоставление документов на приватизацию представитель садоводов (комиссия по приватизации) определяет долю каждого участника с учетом «отказных долей» (доли в праве общей собственности, образовавшиеся вследствие отказа части садоводов от участия в приватизации земель общего пользования). «Отказные доли» распределяются поровну на всех участников общей собственности. Правление СНТ обязано осуществить поддержку работе представителя садоводов (комиссии по приватизации).

4. После оформления прав на земли общего пользования правление СНТ обязано провести общее собрание членов СНТ по итогам приватизации. Данное собрание проводится одновременно с общим собранием участников общей собственности на земли общего пользования и иного общего имущества.

Правление (комиссия по приватизации) должно осуществить подготовку документов, относящихся ко всему товариществу, – свидетельство о регистрации, акт о праве на земли, генеральный план застройки (если он есть) и т. д. Правлению предстоит также обеспечить своего представителя заверенной печатью СНТ, выпиской из протокола общего собрания о его полномочиях в дополнение к доверенностям граждан. Все участвующие в приватизации граждане должны дать представителю доверенность на ведение дел, даже если это будет председатель правления СНТ, и сообщить, участвовали ли они ранее в приватизации (государство позволяет бесплатно переоформить (приватизировать) только один участок). Если такое переоформление уже имело место, гражданин может приобрести нужный участок в собственность только на платной основе (по кадастровой стоимости). Представитель под расписку будет принимать документы или нотариально заверенные копии (вначале сличать оригинал и копии, потом отдавать оригиналы, оставляя копии), а затем – заполнять реестр сведений о будущих собственниках.

NB! Для оформления права собственности гражданин обязательно должен иметь ИНН, так как с момента оформления права собственности он автоматически становится налогоплательщиком.

Кроме самого решения о приватизации и членстве в товариществе общее собрание членов СНТ не вправе принимать решения по общему имуществу физических лиц, даже если состав участников общей собственности полностью совпадает с составом членов СНТ.

Те граждане, которые уже приватизировали свои участки, также должны подать все документы, включая свидетельства о собственности и ИНН, так как речь идет и о приватизации общих земель товарищества.