Глава 2
Принудительная ликвидация юридических лиц при нарушениях порядка государственной регистрации. Исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ
2.1. Общие положения
Выше говорилось о том, что непосредственно в п. 2 ст. 61 ч. 1 ГК РФ предусмотрен такой случай принудительной ликвидации юридического лица, как допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Данное основание принудительной ликвидации юридического лица предусмотрено также в п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ): регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В ранее действовавшей редакции п. 2 ст. 61 ГК РФ предусматривалось, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (т. е. в добровольном порядке), в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Однако нормативное регулирование последствий признания регистрации юридического лица недействительной отсутствовало, что явилось наряду с прочим одной из причин принятия Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». Соответственно, Федеральным законом от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»[15] внесены изменения и в п. 2 ст. 61 ГК РФ, предусматривающие в качестве основания принудительной ликвидации юридического лица допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Такое основание добровольной ликвидации юридического лица, как признание судом недействительной его регистрации, из п. 2 ст. 61 ГК РФ исключено.
Согласно разъяснениям, данным в п. 2 информационного письма Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. № 84, отсутствие судебного решения о признании недействительной регистрации юридического лица не препятствует ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В пункте 5 постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 28 февраля 1995 г. № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[16] разъяснялось, что при разрешении споров, связанных с учреждением и регистрацией юридических лиц после 7 декабря 1994 г., необходимо руководствоваться гл. 4 ГК РФ, имея в виду, что после указанной даты коммерческие организации могли быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных данной главой ГК РФ. Там же указано, что создание юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, после официального опубликования части первой ГК РФ в иных организационно-правовых формах рассматривается как нарушение установленного законом порядка их образования; акты о регистрации таких юридических лиц в силу закона должны признаваться недействительными.
Следует привести также разъяснения, данные в п. 26 постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. № 6/8:
при разрешении споров о признании недействительными актов о регистрации юридических лиц суд исходит из того, что акты о регистрации созданных после 7 декабря 1994 г. хозяйственных обществ и товариществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать хозяйственные общества предоставлено соответствующим государственным органам или органам местного самоуправления федеральным законом, а также иными правовыми актами, изданными до введения ГК РФ в действие (п. 4 ст. 66);
недействительными признаются также сделки, связанные с приобретением после введения в действие ГК РФ государственными органами или органами местного самоуправления, не уполномоченными на то в соответствии с законом, акций акционерных обществ либо доли в уставном капитале иных хозяйственных обществ (ст. 168);
в случаях, когда учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества, созданного и зарегистрированного до 8 декабря 1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие ГК РФ его учредителем (участником) признаются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
В отношении принудительной ликвидации юридического лица по основанию допущенных при его создании грубых неустранимых нарушений закона полностью применимы разъяснения, данные в п. 3 информационного письма Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. № 84: при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица; юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
В качестве примера Президиум ВАС России указал, что не может быть ликвидировано по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», юридическое лицо, которое хотя и после предъявления иска о его ликвидации, но до вынесения решения судом первой инстанции сообщило регистрирующему органу сведения, предусмотренные подп. «а»—«д», «л» п. 1 ст. 5 названного Федерального закона (см. ниже).
Соответственно, при обращении в суд регистрирующего органа с требованием о ликвидации юридического лица по мотиву нарушения закона при его создании необходимо обосновывать два момента:
во-первых, что либо нарушения, допущенные, по мнению налогового органа, при создании юридического лица, не являются грубыми и не носят неустранимый характер, либо при создании юридического лица нарушения допущены вообще не были;
во-вторых, что после обращения регистрирующего органа в суд организацией предприняты меры к устранению нарушений, допущенных, по мнению налогового органа, при создании юридического лица.
Примерная форма отзыва на исковое заявление налогового органа о ликвидации юридического лица (по мотиву нарушения закона при его создании) приведена в приложении 1 к настоящей книге.
2.2. Органы, уполномоченные предъявлять иски о ликвидации юридического лица
Как говорилось выше, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является ФНС России.
Право налоговых органов предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, закреплено также в п. 11 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 8 июля 1999 г. № 151-ФЗ и от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ). Следует отметить, что там же предусмотрено право налоговых органов предъявлять в судах иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
В то же время в ст. 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ и от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ) устанавливает специальный порядок государственной регистрации кредитных организаций. В частности, согласно ст. 12 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом (т. е. территориальным органом ФНС России) на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Иски о ликвидации кредитных организаций в арбитражный суд имеет право предъявлять Банк России и его территориальные органы (см. гл. 1 настоящей книги). Следует отметить, что в силу ст. 3 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» союзы и ассоциации кредитных организаций ликвидируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[17] установлен специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций. Кроме того, установлен специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций соответствующих видов Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[18], Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[19], Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»[20], Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[21], Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».[22]
На основании указанных законодательных актов в п. 1 Положения о Федеральной регистрационной службе, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» (в ред. Указов Президента РФ от 23 декабря 2005 г. № 1521 и от 2 мая 2006 г. № 450)[23], установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, является Росрегистрация.
Согласно подп. 4 п. 6 названного Положения Росрегистрация принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В подпункте 5 п. 6 Положения также предусмотрено, что Росрегистрация принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решение о государственной регистрации религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций.
Таким образом, решение о государственной регистрации некоммерческой организации (регистрация при создании; регистрация при реорганизации; регистрация изменений и дополнений в учредительные документы; регистрация ликвидации) принимает Росрегистрация или ее территориальный орган (т. е. уполномоченный орган), а непосредственно государственную регистрацию (внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ) осуществляет территориальный орган ФНС России (т. е. регистрирующий орган).
Соответственно, возникает неопределенность с тем, какой орган – уполномоченный или регистрирующий – имеет право обращаться в суд с иском о принудительной ликвидации некоммерческой организации.
Росрегистрация в п. 4.4 письма от 22 марта 2005 г. № 11/1-48-СМ «О некоторых вопросах, возникающих в практике деятельности территориальных органов Федеральной регистрационной службы»[24] доводило согласованную с налоговыми органами позицию, согласно которой Росрегистрация и ее территориальные органы вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Наличие у Росрегистрации и ее территориальных органов права на обращение в суд с иском о принудительной ликвидации некоммерческой организации подтверждается также правовой позицией, выраженной в определениях ВС России от 1 сентября 2003 г. № 78-Г03-48 и от 11 сентября 2003 г. № 86-Г03-10.[25]
Тем не менее право уполномоченного органа (Росрегистрации и ее территориальных органов) на обращение в суд с таким иском должно быть предусмотрено законодательным актом, регулирующим деятельность некоммерческой организации определенного вида (см. гл. 5 настоящей книги). Это также следует из правовой позиции, выраженной в указанных выше определениях ВС России.
ФНС России в письме от 7 августа 2006 г. № ШТ-6-09/770@ «Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации»[26] указала, что именно ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и процедуры, предусмотренные ст. 21.1 названного Федерального закона, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.
2.3. Исключение из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность
Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ[27] в целях установления механизма упрощенной ликвидации недействующих юридических лиц, обеспеченный последующим судебным контролем, внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в ст. 49 части первой ГК РФ, предусматривающие исключение юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ) правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. В ранее же действовавшей редакции устанавливалось, что правоспособность юридического лица прекращается в момент завершения его ликвидации.
Соответственно, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» дополнен новой ст. 21.1, предусматривающей исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Данный порядок согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ распространяется также на юридических лиц, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (т. е. до 1 июля 2002 г.) или до вступления в силу вносимых Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (т. е. до 6 июля 2005 г.).
В пункте 1 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (по тексту Федерального закона именуется как недействующее юридическое лицо).
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ указанный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в силу указанного Федерального закона (т. е. до 6 июля 2005 г.) или в течение года со дня вступления его в силу (т. е. до 6 июля 2006 г.).
В пункте 1 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также установлено, что недействующее юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», т. е. по решению регистрирующего органа.
Как разъяснено в п. 1 информационного письма Президиума ВАС России от 17 января 2006 г. № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[28], по смыслу указанной нормы для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них.
В соответствии с п. 1.1 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации», направленных письмом ФНС России от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/668@[29] (далее – Методические рекомендации по организации работы регистрирующих (налоговых) органов), доказательством, свидетельствующим о фактическом неосуществлении юридическим лицом деятельности, является одновременное наличие в регистрирующем (налоговом) органе:
документа соответствующего структурного подразделения налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт непредставления юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
документа банка, в котором открыт счет недействующего юридического лица, подтверждающего отсутствие операций по банковскому счету, или документа налогового органа по месту нахождения юридического лица, подтверждающего факт отсутствия в налоговом органе информации о наличии у юридического лица открытых банковских счетов.
Приказом Минфина России от 28 февраля 2006 г. № 32н[30] утверждены:
форма справки налогового органа, подтверждающей непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
форма справки налогового органа, подтверждающей отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающей отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов.
В пункте 2 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что при наличии одновременно всех указанных в п. 1 этой статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 1.2 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов в связи с разграничением законодательством Российской Федерации механизма ликвидации отсутствующих должников, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и процедуры исключения недействующего юридического лица из государственного реестра по решению регистрирующего органа решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ может быть принято при наличии в регистрирующем (налоговом) органе документов, подтверждающих отсутствие у недействующего юридического лица задолженности по обязательным платежам в бюджеты. Там же установлено, что указанные документы по запросу регистрирующего (налогового) органа по месту нахождения недействующего юридического лица представляются соответствующим структурным подразделением каждого налогового органа, в котором недействующее юридическое лицо состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ.
Однако в п. 2 упоминавшегося выше информационного письма от 17 января 2006 г. № 100 Президиум ВАС России при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом предписал арбитражным судам проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Там же Президиум ВАС России указал, что соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа; соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом (см. гл. 6 настоящей книги).
В соответствии с п. 3 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Приказом ФНС России от 1 июня 2006 г. № САЭ-3-09/320@[31] установлено, что ФНС России учредила средство массовой информации – журнал «Вестник государственной регистрации», в котором подлежат публикации сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц. В свою очередь, приказом ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»[32] установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
Направленные регистрирующим (налоговым) органом сведения о решении публикуются в специальном разделе журнала «Вестник государственной регистрации» согласно приложению 4 к Методическим рекомендациям по организации работы регистрирующих (налоговых) органов:
Во исполнение положений ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующие органы публикуют принятые решения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц.
Юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, могут в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении.
В случае направления указанного заявления решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Республика Адыгея
Регистрирующий орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 Республики Адыгея
Адрес: 385009, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Привокзальная, 335
Сообщает о решениях о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, принятых в отношении следующих юридических лиц:
1. Общество с ограниченной ответственностью «Адыгея-спелстр»; ОГРН: 10377000000; дата присвоения ОГРН: 20.08.2002; ИНН: 7700000001; решение № 1 от 28.06.2005.
2. Общество с ограниченной ответственностью «Интерьер»; регистрационный номер: 1234567890; дата регистрации: 11.11.2001; ИНН: 0215000008; решение № 2 от 28.06.2005.
3. АОЗТ «Барьер»; регистрационный номер: 125.033; дата регистрации: 05.07.1996; ИНН: 0201007586; решение № 3 от 28.06.2005.
4. ИЧП «Свобода»; регистрационный номер: 11.05—93; дата регистрации: 01.08.1993; решение № 4 от 29.06.2005.
В пункте 4 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из пункта 4 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что в заявлении юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, излагать обстоятельства, свидетельствующие об осуществлении деятельности юридическим лицом, не обязательно. Для недопущения процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ достаточно самого факта подачи заявления. Примерная форма заявления юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, приведена в приложении 2 к настоящей книге.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если в течение указанного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
2.4. Оспаривание исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ
В пункте 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Исходя из процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ могут быть оспорены:
решение (т. е. ненормативный правовой акт) налогового органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;
действия налогового органа по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В силу п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» лицами, имеющими право на обращение в суд с заявлением об оспаривании исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, являются:
кредиторы недействующего юридического лица;
иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Определение понятия кредитора следует из данного в п. 1 ст. 307 ч. 1 ГК РФ определения понятия обязательства: в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Из этого следует, что по смыслу п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» кредиторами юридического лица являются его контрагенты по гражданско-правовым обязательствам.
К кредиторам не относятся органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по публично-правовым обязанностям лица (уплата налогов и сборов, иных обязательных платежей, санкций по этим платежам, административных штрафов и т. п.) и работники лица по обязательствам общества, вытекающим из трудовых отношений. Именно эти лица подразумеваются в качестве «иных» в п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Кроме того, к иным лицам, нежели кредиторы, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, следует отнести учредителей (участников) такого юридического лица.
Как представляется, право на оспаривание исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ имеет и само недействующее юридическое лицо. Такой субъект оспаривания прямо не указан в п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», да и в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ) правоспособность такого юридического лица уже прекращена. Однако отсутствие у юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ как недействующего, права на оспаривание такого исключения противоречило бы самой концепции последующего судебного контроля исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно п. 9 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ. В силу данной нормы арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании исключения из ЕГРЮЛ недействующей некоммерческой организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. № 6/8 также разъяснялось, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Соответственно, при обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и при рассмотрении заявления судом налогоплательщику необходимо обосновывать одновременное наличие двух обстоятельств:
несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту. Следует указать, что оспариваемое решение налогового органа или оспариваемые действия налогового органа не соответствуют требованиям п. 1 и 2 ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ). Если решение налогового органа о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не опубликовано или не соблюден порядок такой публикации, следует указать также на нарушение п. 3 ст. 21.1 названного Федерального закона. Соответственно, необходимо обосновать и доказать отсутствие признаков недействующего юридического лица;
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Если заявителем является юридическое лицо, которое исключено из ЕГРЮЛ как недействующее, целесообразно указать, что нарушение его прав и законных интересов выражается в том, что оспариваемым решением налогового органа или в результате оспариваемых действий налогового органа в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ) прекращена правоспособность заявителя как юридического лица.
В части 2 ст. 197 АПК РФ установлено, что производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными установлены в ст. 199 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, т. е.:
заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление подписывается истцом или его представителем;
в заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин – его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов;
в заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц;
заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Частью 1 ст. 199 АПК РФ установлено, что в заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 АПК РФ к заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.
Исходя из положений ст. 126 АПК РФ к заявлению прилагаются:
уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.
В подпункте 3 п. 1 ст. 3332[33] гл. 25.3 «Государственная пошлина» части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ1) установлено, что при подаче в арбитражный суд заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается государственная пошлина в размерах:
для физических лиц – 100 руб.;
для организаций – 2000 руб.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Там же предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пункт 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает специальный срок для оспаривания исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ: заявление может быть подано в течение года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Следует иметь в виду, что данный срок, в отличие от ч. 4 ст. 198 АПК РФ, установлен как пресекательный, т. е. этот срок в случае его пропуска не может быть восстановлен судом.
Примерная форма заявления в арбитражный суд об оспаривании исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ приведена в приложении 3 к настоящей книге.
2.5. Несообщение юридическим лицом сведений, которые должны содержаться в ЕГРЮЛ
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу названного Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу этого Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подп. «а» – «д», «л» п. 1 ст. 5 этого Федерального закона, а именно:
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. Если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование юридического лица на этих языках;
организационно-правовая форма;
адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ИНН при его наличии.
В пункте 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ) также установлено, что невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
В силу п. 4 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для недопущения исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего достаточно в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении направить в налоговый орган заявление. Такое заявление может быть направлено как юридическим лицом, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, так и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.
В случае направления заявлений согласно п. 4 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, т. е. путем подачи уполномоченным органом иска в суд о ликвидации юридического лица.
Как говорилось выше, согласно разъяснениям, данным в п. 3 информационного письма Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. № 84, не может быть ликвидировано по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», юридическое лицо, которое хотя и после предъявления иска о его ликвидации, но до вынесения решения судом первой инстанции сообщило регистрирующему органу сведения, предусмотренные подп. «а» – «д», «л» п. 1 ст. 5 названного Федерального закона.
Представляет интерес правовая позиция ВС России, выраженная в определении от 14 ноября 2003 г. № 58-Г03-35:[34]
по смыслу нормы п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица по основаниям непредставления им в регистрирующий орган необходимых сведений возможна вследствие фактического прекращения деятельности юридического лица либо противоправного уклонения его органов и должностных лиц от выполнения этой обязанности. В этой связи юридически значимым для данного дела обстоятельством являлись причины, по которым отделение общественного движения не выполнило требования п. 3 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»;
при рассмотрении настоящего дела это обстоятельство также не было учтено судом, хотя при наличии возможности до принятия судом решения по делу о ликвидации юридического лица по этим основаниям устранить нарушение порядка регистрации юридического лица его ликвидация обоснованной быть признана не может.
О ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных организаций (объединений), в случаях непредставления ими в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, см. гл. 5 настоящей книги.