Вы здесь

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность. Глава 3. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и действия при их возникновении (С. П. Сивакова, 2015)

Глава 3. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и действия при их возникновении

3.1. Организация предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения и объектов при их возникновении

В настоящее время отношения в области предупреждения ЧС, а также защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера регулирует Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Во исполнение данного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2001 г. № 495 в стране была создана и функционирует государственная система по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

Она представляет собой систему, включающую в себя республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы, организации, обеспечивающие планирование, организацию, исполнение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и подготовку к проведению мероприятий гражданской обороны (ГО).

Построение ГСЧС осуществляется по административно-территориальному и отраслевому принципам.

Территориальные подсистемы ГСЧС создаются местными исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в Республике Беларусь административно-территориальному делению.

Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь для организации и осуществления работы по защите подчиненных организаций от ЧС и участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Выделяют четыре уровня:

• республиканский (охватывает всю территорию страны);

• территориальный (охватывает территорию каждой из областей и г. Минска);

• местный (охватывает территорию района, города, района в городе);

• объектовый (охватывает территорию конкретной организации или учреждения).

Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, органы управления по ЧС, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов.

Координирующими органами ГСЧС являются:

• на республиканском уровне – Комиссия по ЧС при Совете Министров Республики Беларусь и комиссии по ЧС республиканских органов государственного управления объединений (учреждений), подчиненных СМ РБ;

• на территориальном уровне, охватывающем территорию области и г. Минска, – комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска;

• на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссия по ЧС при исполнительных органах районов (городов);

• на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – комиссия по ЧС организации (объекта).

Комиссии по ЧС на республиканском, территориальном и местном уровнях возглавляют заместители соответствующих руководителей, на объектовом уровне – руководитель объекта.

Органами повседневного управления по ЧС являются:

• на республиканском уровне – МЧС, отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;

• на территориальном уровне – областные и Минское городское управления МЧС;

• на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;

• на объектовом уровне – структурные подразделения, организации (объекта) – отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами ЧС.

Руководство всей системой ГСЧС повседневно осуществляет МЧС Республики Беларусь.

В состав сил и средств ГСЧС входят:

• силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС;

• силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.

Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС состоят:

• из подразделений по ЧС;

• территориальных и объектовых гражданских формирований ГО;

• организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Беларусь;

• организаций ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

• аварийно-спасательных служб республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС;

• территориальных и объектовых аварийно-спасательных служб;

• специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные службы, предназначенные для ликвидации ЧС.

Аварийно-спасательные службы должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее 3 суток.

По плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также других войск и воинских формирований.

В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства ликвидации ЧС, система мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера.

К средствам ликвидации ЧС относятся специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, информационные базы данных и иные средства.

Система мониторинга и прогнозирования ЧС функционирует на республиканском, территориальном и местном уровнях.

Данная система предназначена для наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников ЧС. В этой системе Министерство здравоохранения Республики Беларусь осуществляет мониторинг возникновения эпидемических инфекционных заболеваний среди населения, а также совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства – аварии систем жизнеобеспечения.

Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

• ГУ «Республиканский центр управления и реагирования на ЧС МЧС Республики Беларусь»;

• центры оперативного управления областных и Минского городского управлений МЧС;

• центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС;

• информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;

• дежурно-диспетчерские службы районов, городов и организаций.

В зависимости от обстановки выделяют 3 режима функционирования ГСЧС:

• режим повседневной деятельности: функционирование системы при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий. В этом режиме осуществляется планомерная реализация мероприятий по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

• режим повышенной готовности: функционирование системы при ухудшении обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме создаются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и выработке предложений по ее нормализации, уточняются планы защиты населения и территорий от ЧС, усиливаются дежурные и диспетчерские службы. Проводится мониторинг и прогнозирование ЧС, приводятся в состояние готовности и при необходимости выдвигаются в предполагаемый район ЧС сил и средств ликвидации ЧС и др.;

• чрезвычайный режим: функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий ЧС различного характера. При введении этого режима до населения доводится порядок его действий с использованием всех средств оповещения и принимаются меры по его защите, при необходимости проводится эвакуация населения, вывоз материальных и других ценностей, вводится в действие планы защиты населения и территорий от ЧС (частично или полностью), в районы возникновения ЧС высылаются оперативные группы, проводится разведка, организуется ликвидация ЧС, определяются границы зоны ЧС, непрерывно проводится мониторинг и прогнозирование ЧС и т. д.

3.2. Отраслевая подсистема государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Отраслевая подсистема (ОП) государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь является составной частью ГСЧС и предназначена для:

• организации и осуществления работы по защите государственных ОЗ от ЧС;

• предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• подготовки к проведению мероприятий ГО в системе здравоохранения.

Отраслевая подсистема развернута на четырех уровнях: республиканском, территориальном, местном и объектовом. Каждый уровень имеет координирующие органы, органы управления по ЧС, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов.

Отраслевая подсистема включает Министерство здравоохранения, управления здравоохранения облисполкомов (УЗО) (комитет по здравоохранению Мингорисполкома), государственные организации, подчиненные Министерству здравоохранения, и государственные ОЗ, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам (звенья ОП).

Основными задачами ОП являются:

• организация и оказание медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;

• обеспечение готовности сил и средств ОП для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при ЧС;

• координация работ по эвакуации пострадавших из зон ЧС;

• сбор, обобщение, анализ и представление органам управления по ЧС данных о пострадавших в зонах ЧС;

• организация функционирования отраслевых элементов информационно-управляющей системы ГСЧС;

• организация и осуществление прогнозирования, оценки и контроля за санитарно-эпидемической обстановкой в стране и в зонах ЧС, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий;

• проведение наблюдения, анализа, оценки состояния, прогнозирование инфекционных заболеваний людей и эпидемии;

• создание, восполнение и освежение в государственных ОЗ резервов лекарственных средств, медицинской техники и изделий, донорской крови и ее компонентов, резервов материальных ресурсов, необходимых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• обеспечение готовности государственных ОЗ к проведению йодной профилактики при угрозе или возникновении радиационных аварий на объектах использования атомной энергии;

• поддержание в постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;

• организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий ГО в системе здравоохранения;

• методическое обеспечение, участие в подготовке, координация и контроль деятельности гражданских формирований ГО;

• участие в разработке методических основ обучения, подготовке населения к навыкам оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС;

• осуществление мероприятий по социальной защите работников государственных ОЗ, непосредственно участвовавших и пострадавших при оказании медицинской помощи в ЧС;

• прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС с участием МЧС Республики Беларусь;

• международное сотрудничество в пределах своей компетенции в области защиты населения и территорий при ЧС.

Координирующими органами ОП являются:

• на республиканском уровне – комиссия по ЧС Министерства здравоохранения Республики Беларусь;

• на территориальном уровне – комиссии по ЧС УЗО (комитета по здравоохранению Мингорисполкома);

• на местном уровне – комиссии по ЧС центральных (головных) ОЗ;

• на объектовом уровне – комиссии по ЧС ОЗ.

Рабочим органом комиссии по ЧС соответствующего уровня является орган управления по ЧС ОП данного уровня. В целях организации устойчивого управления ОП органы управления по ЧС оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой, поддерживаемыми в постоянной готовности к использованию.

Конец ознакомительного фрагмента.