Вы здесь

Защита интеллектуальной собственности и патентоведение. ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ, СМЕЖНЫХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ (Ю. И. Толок, 2013)

ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ, СМЕЖНЫХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ

2.1 Авторское право

*ИБ
* Основные понятия и термины

Авторское право, авторские права; личные права; объекты авторских прав; необходимые признаки норм авторского права; знак охраны авторского права; срок действия авторского права; передача авторских прав; общественное достояние.

*ИБ* Как отмечалось ранее (раздел 1.1) российское законодательство об авторском праве имеет глубокие исторические корни и соответствует мировым тенденциям в этой области. В сегодняшнем законодательстве Российской Федерации в области охраны интеллектуальной собственности авторское право трактуется в статьях 1255 – 1302 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть IV, 2008 г. (глава 70. Авторское право).

Итак, что такое авторское право?

Авторское право – это составная часть гражданского права, регулирующая отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Авторское право формирует авторские права.

*АБ* Авторские права – это интеллектуальные права автора на произведения науки, литературы и искусства. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается автором, если не доказано иное.

В статьях ГК законодатель уклонился от четкого деления представляемых авторам прав на две категории: имущественные права и личные неимущественные права, что позволяет всю совокупность предусмотренных ГК РФ авторских прав разделить на несколько групп.

Схематично авторские права представлены на рис. 5.


Рис. 5. Авторские права


Авторские права включают:

1) Личные неимущественные права автора (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения).

2) Исключительное право на произведение.

3) Право на вознаграждение.

4) Право доступа.

5) Право на обнародование произведения.

6) Право использования изданий.

7) Право на отзыв.

Право авторства – это право признаваться автором произведения. В случае любого отрицания авторства или присвоения кем-то авторства автор вправе требовать признания того факта, что он действительно является автором.

Право автора на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или без указания имени (анонимно).

Право на неприкосновенность произведения – это право не допускать без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжать произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями;

Исключительное право на произведение – это право использовать свое произведение по личному усмотрению, но не противоречащим закону способом (право разрешать или запрещать использование произведения). Правообладатель может по своему усмотрению распоряжаться исключительным правом (передать другому лицу по договору об отчуждении исключительного права или право использования произведения по лицензионному договору).

Право на вознаграждение, устанавливаемое в случаях, когда ГК РФ предусматривает, что произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (ст. 1245 ГК), а также в иных случаях, когда ГК специально предусматривает выплату дополнительного вознаграждения авторам, например, за использование служебных произведений.

Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (ст. 1292 ГК).

Право на обнародование произведения – это право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Право использования изданий. Под использованием понимаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели (п. 7 ст. 1260 ГК):

– воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко – или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.

– распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

– публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно, либо на экране, с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. А также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих обычному кругу семьи;

– импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

– прокат оригинала или экземпляра произведения;

– публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств). А также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

– сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой;

– сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

– перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

– практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

– доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

7) Право на отзыв – это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Данное право не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект.

Что является объектами авторского права?

*АБ* Объектами авторских прав являются (рис. 6) произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (п.1 ст. 1259 ГК). К ним относятся:

– литературные произведения;

– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

– хореографические произведения и пантомимы;

– музыкальные произведения с текстом или без текста;

– аудиовизуальные произведения;

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

– произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

– фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

– географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

– другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. К объектам авторских прав относятся также:

– производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

– составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.


Рис. 6. Объекты авторских прав


Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

*АБ* Нормами авторского права охраняются только те произведение, которые являются результатом мыслительной деятельности автора и имеют следующие признаки:

– творческий характер произведения;

– объективная форма выражения.

Показатель творческого характера произведения – это оригинальность, новизна идеи, концепции, содержания, формы.

Объективная форма выражения – это образы (форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника) и язык произведения (свойственные автору средства и приемы создания художественных образов).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным выше.

*АБ* Авторское право не охраняет (рис. 7) идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п.5 ст. 1229 ГК).

Таким образом, просто «идеи», « концепции», «методы» и прочее (см. рис. 7) не охраняются. Охрана предоставляется «идеям», имеющим конкретное воплощение. Например, в виде статьи, книги и т. д. Кроме того, законодательством выделена группа объектов, исключенных из сферы охраны авторского права.

*АБ* Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;


Рис. 7. Авторское право не охраняет


4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Перечень объектов, которые не являются в соответствии с ГК объектами авторское право, схематично представлен на рис. 8.

Как возникают авторские права?

*АБ* Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение какихлибо иных формальностей (п.4 ст. 1259 ГК).

В тоже время законодательство предусматривает добровольную (по желанию правообладателя) регистрацию произведений для целей защиты авторских прав. Согласно п. 4 ст. 1259 ГК это распространяется на программы для ЭВМ и базы данных. Порядок такой регистрации осуществляется в соответствии со ст. 1262 ГК.


Рис. 8. Не являются объектами авторских прав (указание ГК)


Программа для ЭВМ – это представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

База данных – это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Регистрация программ для ЭВМ и баз данных осуществляется путем подачи правообладателем заявки на государственную регистрацию. На основании заявки федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проверяет наличие необходимых документов и материалов, их соответствие требованиям. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.

*АБ* Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК). Например:

«© Толок Ю.И., 2012» или

«© Знание, 2005».

Знак охраны авторского права не является основой для установления факта обладания какими-либо правами на произведение, а свидетельствует только о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Авторские права подтверждаются наличием необходимых для обладания авторскими правами договоров и содержащихся в них условия.

*АБ* Срок защиты (действия) авторских прав установлен (рис.9):


Рис. 9. Срок действия авторских прав


– на исключительные права на произведение – в течение всей жизни автора и семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора;

– на право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора – бессрочно;

– на авторское право, обнародованное анонимно или под псевдонимом, – 70 лет после даты его правомерного обнародования;

– на произведение, созданное в соавторстве – в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора.

– на произведение, выпущенное в свет после смерти автора – 70 лет после выпуска произведения.

– для репрессированных и посмертно реабилитированных авторов, срок действия исключительного права – 70 лет с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения;

– для авторов, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней – срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

*АБ* Передача авторских прав осуществляется в порядке наследования (за исключением права авторства, права на имя, права на защиту репутации) и по авторским договорам. Наследники автора вправе осуществлять защиту всех прав.

*АБ* По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

*ИБ* Подводя промежуточные итоги вышеизложенного об авторских правах, их охране, зададимся вопросом, а как быть потребителю объектов интеллектуальной собственности, как не нарушить законодательство о них? Для ответа на эти вопросы сформулируем наводящие вопросы и ответим на них.

1) В каких случаях можно использовать произведение без получения согласия от правообладателя и без выплаты ему вознаграждения?

*АБ* Законодательством (ст. 1273 ГК) установлена возможность использовать произведение без получения согласия от правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Это возможно, если воспроизведение произведений осуществляется гражданами в личных целях только в отношении правомерно обнародованных произведений. Итак, это ограничение исключительных прав действует только в отношении случаев, когда воспроизведение осуществляется физическим лицом в своих собственных интересах. Воспроизведение физическим лицом при исполнении служебных обязанностей или для других физических лиц и тем более за плату требует выплат автору вознаграждения.

*АБ* Кроме того, установлен ряд случаев, когда свободное воспроизведение в личных целях не допускается:

– воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

– воспроизведение баз данных или их существенных частей (ст. 1333 – 1336 ГК);

– воспроизведение программ для ЭВМ (ст.1280 ГК);

– репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов (даже частично);

– видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении, где присутствуют лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи (ст. 1273 ГК);

– воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

*АБ* Законодательством (ст. 1274 ГК) установлен ряд ограничений исключительных прав, когда можно использовать произведение без получения согласия от правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, но при соблюдении требований об указании:

– имени автора, произведения которое заимствуется;

– источника заимствования.

К этим ограничения относятся следующие случаи:

– цитирование в научных, полемических, критических, информационных целях правомерно обнародованных произведений, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

– использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций, радио-телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;

– воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно обнародованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

– воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

– воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

– воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

2) В каких случаях можно использовать произведение без получения согласия от правообладателя, но при этом существует механизм выплаты ему вознаграждения?

*АБ* Произведение можно использовать без получения согласия от правообладателя, если при этом ГК предусматривает выплату правообладателю дополнительного вознаграждения, которое никак не связано с выдачей разрешений на использование произведений.

К таким случаям относятся следующие:

– при любом показе (публичном исполнении) аудиовизуального произведения в кинотеатрах, по эфирному или кабельному телевидению авторам музыкальных произведений (композиторам), чьи произведения вошли в аудиовизуальное произведение, должны выплачиваться дополнительные вознаграждения, предусмотренные законом;

– в случаях публичной перепродажи произведений изобразительного искусства их авторам должны выплачиваться дополнительные вознаграждения, предусмотренные законом;

– при воспроизведении в личных целях аудиовизуальных произведений и фонограмм (домашнее копирование) правообладателям должно выплачиваться вознаграждение в порядке, установленным ст. 1225 ГК.

Итак, мы изучили основные положения авторских прав. А как осуществляется передача авторских прав на использование произведения и исключительных прав на произведение?

*АБ* Передача авторских прав на использование произведения осуществляется на основании следующих договоров:

1) договор об отчуждении исключительного права на произведение в полном объеме;

2) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия);

3) лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (неисключительная лицензия).

Рассмотрим, что собой представляют эти договора.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение в полном объеме. По данному договору автор (правообладатель) передает (обязуется) передать приобретателю исключительное право на произведение в полном объеме (ст. 1285 ГК). Государственная регистрация договора не требуется. Исключением является регистрация договоров, заключенных в отношении зарегистрированной программы на ЭВМ или базы данных (ст. 1262 ГК).

*ИБ* Основные требования к договору:

– заключаться в письменной форме;

– должен обязательно содержать либо условия о размере вознаграждения, либо указания на безвозмездную передачу исключительного права по договору.

*АБ* Исключительная лицензия. По данному договору автор (лицензиар) предоставляет права использования произведения приобретателю (лицензиату) без сохранения за собой права выдачи лицензии другим лицам.

Неисключительная лицензия. По данному договору автор (лицензиар) предоставляет права использования произведения приобретателю (лицензиату) с сохранения за собой права выдачи лицензии другим лицам.

*ИБ* Лицензионный договор должен включать следующие сведения:

– произведение, в отношении которого представляется лицензия;

– способы пользования;

– характер лицензии (исключительный или неисключительный);

– срок действия;

– территория;

– возможность сублицензирования (дальнейшего представления прав использования);

– вознаграждение (или указание на безвозмездность договора).

*АБ* Передача исключительных прав на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК). Наследоваться могут и иные имущественные права, входящие в состав понятия «авторское право». Права наследника должны подтверждаться наличием у него надлежащим образом оформленного свидетельства о праве на наследство.

*ИБ* Управление авторскими правами в Российской Федерации осуществляет негосударственная некоммерческая организация Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО). РАО – крупнейшая общественная организация России, объединяющая композиторов, авторов текстов, драматургов, сценографов, переводчиков, хореографов, художников, авторов произведений декоративно-прикладного искусства, ученых, а также правопреемников авторов.

История авторско-правовых обществ в России насчитывает уже более 130 лет. Первым российским авторско-правовым обществом, управляющим авторскими правами на коллективной основе было «Общество русских драматических писателей», учрежденное великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским 21 октября 1874 года.

С течением времени Общество не раз трансформировалось в новые организации, названия которых менялись, но цели и задачи по защите интересов авторов у всех организаций, независимо от их названий, не менялись.

Общество заключает лицензионные договоры и договоры о выплате авторского вознаграждения с различными категориями пользователей: театрами, концертными площадками, магазинами, ресторанами, телерадиокомпаниями и другими организациями.

РАО в своей деятельности руководствуется принципом строгого соблюдения норм международного и российского законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности.

Управление правами авторов и иных правообладателей РАО осуществляет на основании договоров о передаче соответствующих полномочий и в силу государственной аккредитации.

РАО заключило договора о взаимном представительстве интересов со многими иностранными авторско-правовыми организациями во многих странах мира. Благодаря этому на территории России в области музыки РАО представляет интересы практически всех российских авторов и более 2 миллионов зарубежных правообладателей.

С 1993 года РАО является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК) – международной неправительственной организации, объединяющей большинство зарубежных организаций по управлению правами на коллективной основе.

2.2 Смежное право

*ИБ
* Основные понятия и термины

Смежные права, объекты смежных прав, знак охраны смежных прав, исполнитель, изготовитель фонограммы, организатор эфирного или кабельного вещания, организатор эфирного или кабельного вещания, изготовитель баз данных, публикатор, права исполнителя, права изготовителем фонограммы, права организатора эфирного или кабельного вещания, права изготовителя баз данных, права публикатора, срок охраны смежных прав, передача смежных прав, общественное достояние.

2.2.1 Общие положения. Смежное право – это составная часть гражданского права, регулирующая интеллектуальные права тех, кто воплощает авторские права. Смежное право формирует смежные с авторскими права (смежные права).

*АБ* Смежные с авторскими права (смежные права) – это интеллектуальные права (ст. 1304 ГК):

– на результаты исполнительской деятельности (исполнения);

– на фонограммы;

– на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);

– на содержание баз данных;

– на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Смежные права схематично представлены на рис. 10.

*АБ* Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;


Рис. 10. Смежные права


2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Объекты смежных прав схематично представлены на рис. 11.


Рис. 11. Объекты смежных прав


*АБ* Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта.

Обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:

– латинской буквы «P» в окружности,

– имени или наименования обладателя исключительного права (исполнителя, изготовителя фонограммы, или любого лица, считающего себя обладателем исключительных прав на фонограмму или исполнение),

– года первого опубликования фонограммы.

Знак охраны смежных прав не является доказательством наличия прав. Он носит только информационную роль, указывая на то, что какоето лицо по каким-то основаниям считает себя обладателем смежных прав.

Реальные смежные права подтверждаются только:

– специальными договорами,

– разделительными и передаточными балансами,

– свидетельствами о праве на наследство и т. д.

2.2.2 Права на исполнение (ст. 1315 ГК РФ).

*АБ* Исполнитель (автор исполнения) – это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение,

– артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также

– режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Права, принадлежащие исполнителю, графически представлены на рис. 12.

*АБ* Исполнителю принадлежат следующие права:

1) исключительное право на исполнение (ст. 1317 ГК РФ);

2) личные неимущественные права:

– право авторства;

– право на имя;

– право на неприкосновенность исполнения.

1) Исключительное право на исполнение. Исполнением считается:

– сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой;


Рис. 12. Права, принадлежащие исполнителю


– сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

– запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

– воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;

– распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

– доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

– публичное исполнение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

– прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Право авторства – право признаваться автором исполнения.

Право на имя – право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, право на указание наименования коллектива исполнителей;

Право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

*АБ* Срок охраны (действия) смежных прав на исполнение установлен:

– на авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения – бессрочно;

– на исключительные права на исполнение – в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права продлевается на четыре года.

*АБ* Передача смежных прав допускается в порядке наследования (физические лица), правопреемства (юридические лица) и по договорам. *АБ* По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

2.2.3 Право на фонограмму (рис. 13). Изготовитель фонограммы – это лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков (ст. 1322 ГК РФ). При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

*АБ* Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права (ст. 1323 ГК РФ):

1) исключительное право на фонограмму;

2) право на указание на экземплярах фонограммы и их упаковке имени или наименования изготовителя фонограммы;

3) право на защиту фонограммы от искажения;

4) право на обнародование фонограммы.


Рис. 13. Права, принадлежащие изготовителю фонограммы


1) Исключительное право на фонограмму – это право использования фонограммы, а именно:

– публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

– сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

– сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

– доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

– воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

– распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

– импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

– прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

– переработка фонограммы.

2) Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

3) Право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

4) Право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения.

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Сбор с пользователей вознаграждения, распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (статья 1244 ГК РФ).

Вознаграждение распределяется между правообладателями в следующей пропорции: пятьдесят процентов – исполнителям, пятьдесят процентов – изготовителям фонограмм.

*АБ* Срок охраны (действия) исключительного права на фонограмму установлен 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы – 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

*АБ* Передача прав на фонограмму допускается в порядке наследования (физические лица), правопреемства (юридические лица) и по договорам. По истечении срока действия исключительного права на фонограмму это право переходит в общественное достояние.

2.2.4 Право организаций эфирного и кабельного вещания.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (ст. 1329 ГК РФ).

Смежные права возникают у организаций эфирного и кабельного вещания только в случаях сообщения их собственных передач. В случаях, когда вещательная организация осуществляет ретрансляцию чужых передач, смежные права на такие передачи не наступают.

*АБ* Смежные права организации вещательных организаций сводятся только к исключительному праву на сообщение радио или телепередач (ст. 1330 ГК РФ) следующими способами:

1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радиоили телепередачи либо ее части. При этом запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Использованием сообщения радио- или телепередачи организации эфирного вещания считаются как ретрансляция его в эфир, так и сообщение по кабелю.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях – обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.

*АБ* Срок охраны (действия) исключительного права на сообщение радио- или телепередачи установлен – 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.

По истечении срока действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи оно переходит в общественное достояние.

2.2.5 Право изготовителя базы данных. Изготовитель базы данных – это лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

*АБ* Изготовителю базы данных принадлежат следующие права:

1) исключительное право изготовителя базы данных;

2) право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

1) исключительное право изготовителя базы данных – это право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом;

2) право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования – это право использовать на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени;

Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.

Использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания.

*АБ* Срок охраны (действия) исключительного права изготовителя базы данных установлен – 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

2.2.6 Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. Публикатор – это гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Эти положения не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.

*АБ* Публикатору принадлежат следующие права:

1) исключительное право на обнародованное произведение;

2) право на указание своего имени на экземплярах.

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение – право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом;

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

*АБ* Срок охраны (действия) исключительного права возникает – в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Итак, выше мы рассмотрели сущность авторских и смежных прав и сроки их действия. А что бывает за не соблюдения этих прав? Ответ на этот вопрос вы получите, изучив следующий параграф.

2.3 Ответственность за нарушение авторских и смежных прав

*АБ* За совершенное правонарушение в области авторских и смежных прав нарушители могут подвергаться следующим видам ответственности:

1) гражданско-правовой ответственности;

2) административной ответственности;

3) уголовной ответственности.

1) Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских и смежных прав схематично представлена на рис. 14.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение может наступить в случае предъявления требований:

– от обладателей исключительных имущественных авторских прав;

– от лиц, ими уполномоченных;

– от организаций по управлению имущественными правами на коллективной основе.

При нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Кодекса принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершаетгражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда.


Рис. 14. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских и смежных прав


В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

– в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда;

– в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

– в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда;

– в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

*АБ* 2) Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав схематично представлена на рис. 15.

Ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными или на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;

– на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;

– на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.


Рис. 15. Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав


*АБ* 3) Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена ст. 146 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) и схематично представлена на рис. 16.


Рис. 16. Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав


I. Уголовная ответственность за присвоение авторства с нанесением крупного ущерба (более 50 тыс. руб.) автору (правообладателю) наказывается:

– штрафом до 200 тыс. руб.,

– или в размере заработной платы,

– или иного дохода за период до 18 месяцев,

– или принудительными работами на срок от 180 до 240 часов,

– или арестом от 3 до 6 месяцев.

II. Уголовная ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются:

– штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

– либо обязательными работами на срок от 180 до д240 часов;

– либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Незаконное использование объектов авторского и смежного права могут являться:

– изготовление одного (нескольких) экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера,

Конец ознакомительного фрагмента.