Вы здесь

Зачем переплачивать? Как сэкономить при покупке ноутбуков, смартфонов, комплектующих и другой техники. Часть II. Покупаем новое (Н. А. Андрианов, 2013)

Часть II

Покупаем новое

Глава 3

Офлайн-покупки в Москве и Питере

«У меня жена по магазину передвигается со скоростью 300 долларов/час»

фольклор

Каким образом можно совершать офлайн-покупки техники в Москве и Питере?

Рассмотрим ситуацию в Москве, как наиболее крупном объекте для исследований. Думаю, что в Питере ситуация не сильно отличается, хотя игроки на рынке немного другие.

Классические варианты, которые появились на заре постперестроечных времен, – рынки. Как тут не вспомнить знаменитую «Митьку», с которой пошли многие магазины, торгующие комплектующими.

Помимо Митинского рынка есть: Буденовский, Савеловский и Царицинский, ВВЦ (ВДНХ) и «Горбушка». Возможно, в Москве есть еще рынки, ориентированные на продажу технологических товаров, но я их не знаю.

Обычно, если на рынке торгует магазин, не принадлежащий к сети, которая регламентирует цены для всех своих магазинов, то цены совершенно не привязаны ни к чему, и на рынках цены, откровенно говоря, высокие.

Это несерьезно, когда ты приходишь на рынок и смотришь на кулер, который стоит 2 тысячи рублей, а в соседнем магазине, который расположен не на рынке, уже 1,4 тысячи рублей.

Хороший вариант сэкономить при покупках на рынке – попросить одного продавца порекомендовать другого продавца.

Случай из моей жизни. Мне нужно было купить картридеры для статьи Три картридера на Плющихе: тестирование картридеров Kingston, Silicon Power, Transcend.

Один картридер мне прислали из Silicon Power, еще один из Kingston и не хватало третьего популярного картридера – от Transcend. Я как раз проезжал мимо Савеловского рынка и зашел туда за ним. Зашел в первую палатку, спросил картридер, во вторую палатку… Картридера Transcend не оказалось. Тогда я попросил их рекомендовать палатку, где он есть.

Ребята совершенно спокойно сказали «посмотри в этой палатке». И действительно, я пришел в рекомендованный магазинчик и спрашиваю: «Есть ли у вас картридер?» Они говорят: «Да, есть, он стоит 500 рублей». Я говорю: «Я пришел к вам не просто так, а по рекомендации ваших коллег из другой палатки. Думаю, было бы неплохо предложить мне скидку». И мне сделали скидку в 10 % от стоимости картридера, т. е. вместо 500 рублей я заплатил 450.

Экономия небольшая, но она не требует ни физического напряжения, ни эмоционального. Нужно просто попросить одних продавцов рекомендовать других продавцов, если у них нет нужного товара – это нормально. При этом, конечно, не нужно врать и говорить, что магазинчик рекомендовали его коллеги, если вы не просили рекомендаций на самом деле. По вашему голосу будет понятно, что это неправда, и вы можете получить негатив в ответ. Только правда и вежливость помогут вам получить положительные эмоции от покупки на рынке.

Это действительно работает! Здесь нет никакого NLP или еще какого-то особенного метода получения скидок. Попробуйте, когда окажетесь на рынке! Это вполне может сработать и у вас.

Однако, если у вас есть возможность выбора, и вы заранее не резервируете товар через интернет и не получаете за это скидку от офлайновых цен магазина, базирующегося на рынке, то на рынок ехать я, честно говоря, не рекомендую.

Обычно там базируются небольшие магазинчики с очень бедным ассортиментом и высокими ценами. Старайтесь обходить их стороной, если только вы точно не знаете, что вам там дадут хорошую цену. Чтобы не получилось так, что вы на сайте увидели одну цену, приехали на рынок, а она значительно выше. Такие финты бывают и не только на рынках. Эта проблема встречается и у Stand-alone офлайн-магазинов, имеющих свой сайт.

Вторая часть мест, где можно приобретать технику розничные сети, такие как «Эльдорадо», «MediaMarkt», «М.Видео», «Техносила», «Белый Ветер. Цифровой» и т. д.

Обычно все розничные сети обладают интернет-сайтами, где можно зарезервировать товар. За счет того, что вы не тратите время консультантов в магазинах, вы можете получить скидку.

Скидка действует не на все товары, а на некоторые.

Например, диктофон, на который была наговорена первая версия книги, был приобретен через интернет. Я заказал его в «Белом Ветре. Цифровом» и получил за онлайн-заказ скидку 300 рублей от розничной цены магазина (около 15 % от стоимости диктофона). Скидка небольшая в абсолютном эквиваленте, но приятная. При этом я выбрал, в каком магазине для меня этот товар зарезервируют и где смогу его забрать, не платя за доставку. Это действительно удобно.

Если же вы приходите в сетевой магазин напрямую, то никакой скидки за самостоятельное оформление у вас не будет. Цены в сетях обычно выше, чем в обычных Stand-alone (несетевых) магазинах. При этом в сетях регулярно проходят акции, которые позволяют сэкономить.

Разумеется, есть розничные сети, которые специализируются не только на бытовой технике, в которых компьютерная составляющая представлена слабо. Я говорю о торговых сетях, выросших из компьютерных магазинов – «Юлмарт», «DNS», «Ф-Центр», «Электрозон». Если вы знаете больше таких примеров – напишите, пожалуйста, в комментариях. Я забыл упомянуть о магазине «Ситилинк», в который вложили немало ресурсов, и он набрал популярность. Конечно, они продают не только компьютеры, но и другую технику, но корни их лежат в компьютерной индустрии.




В этих магазинах цены на технику могут быть ниже, чем в розничных сетях, и с очень большой вероятностью ниже, чем на рынках. Не стоит сбрасывать со счетов то, что ассортимент этих магазинов огромен и легко переваливает за 10000 позиций, и обязательно какая-то часть товаров будет продаваться с минимальной маржой, для того чтобы притягивать клиентов. И этим нужно пользоваться.:)

Для этого нужно анализировать предложения через интернет, а не просто приходить в офлайн в расчете на авось.




Третья часть – небольшие магазинчики шаговой доступности. Они обладают базовым ассортиментом товаров, таким как диски, флешки, другие расходники, несколько простых видов мышей и клавиатур. При этом цены на товары высокие, так что приобретать там не рекомендуется, если только вам срочно не понадобился диск, сетевой фильтр или другая мелочовка, за которой ехать в большой магазин смысла нет – больше времени потеряете. Лучше купить это рядом, пусть даже в 2–3 раза дороже.

Глава 4

Офлайн-покупки в регионах

Сергей Травкин

«Дорогая, я, конечно, хотел купить тебе бриллиантовое кольцо, но ювелирные были закрыты, поэтому я купил тебе йогурт»

фольклор

Про офлайн-покупки в регионах мы опирались на рассказы наших читателей, которые помогали нам писать эту книгу – огромное вам спасибо! Мы планируем звать вас в другие наши проекты, потому что вместе мы делаем наши книги более интересными, более живыми и более правильными. Особенно если вы даете полезные советы, а не «вредные», как у Григория Остера.:)

Также мы использовали опыт моего соавтора Сергея Травкина. Передаю им слово.

В силу российского менталитета и развития транспортной инфраструктуры в регионах процесс покупки компьютерной и мобильной техники несколько (а иногда и существенно) отличается от такового в Москве и Санкт-Петербурге. Отличий немного, но, к сожалению, они весьма важны.

Начнем, пожалуй, с самой важной детали – регион региону рознь. Если на европейской части России поводов завидовать москвичам, как правило, нет, то о жителях Сибири и Дальнего Востока этого уже не скажешь – иногда им проще и дешевле заказать товар из Центральной России, чем заплатить в полтора раза дороже в местном магазине. Более высокие цены – только полбеды, дальше – больше: малый выбор, наплевательское отношение продавцов к своим гарантийным обязательствам, снижение сроков гарантии, запоздалое появление новинок, а то и вовсе отсутствие необходимых магазинов – обычное дело. Особенно это касается обитателей настоящей глубинки – сел, деревень, хуторов, станиц.

Из подобной ситуации есть ровно два выхода – поездка за нужной «железкой» в региональный центр и заказ через интернет. Оба варианта имеют свои подводные камни, остановимся на них подробнее.

1. Поездка в город

Жителям крупных городов повезло больше их сельских коллег – всероссийские сетевые ритейлеры электроники медленно, но верно охватывают своими путами такие города, более-менее следят за ценообразованием, стараются выполнять гарантийные обязательства. Помимо них, есть еще старые «родные» магазины (либо небольшие городские сети) – до прихода крупных сетей они вели себя немногим лучше сельских, но теперь вынуждены приводить уровень цен и сервиса до конкурентного. В целом, покупать можно в любом понравившемся магазине, однако перед поездкой стоит проверить наличие нужного товара на сайте ритейлера, да и посмотреть на форумах мнение покупателей о магазине совсем не повредит. Естественно, при возникновении гарантийного случая придется опять ехать в город, но это меньшее зло в сравнении с недостатками сельского сервиса и интернет-покупки. У поездки в город есть и еще одно преимущество – при недостатке средств можно оформить потребительский кредит. Одно «но» из личной практики: в небольших городских магазинах запросто можно нарваться на морально устаревший товар по бешеной цене – продавцы обязательно будут советовать его. Будьте внимательны.

2. Покупка через интернет

В свою очередь делится на две ветви: заказ в одном из магазинов регионального центра, либо заказ из Москвы – Санкт-Петербурга. Это более рискованный и более сложный при возникновении гарантийного случая способ покупки, начиная с повреждения посылки на почте и заканчивая обычным обманом. Поэтому при таком способе стоит предпочесть известного крупного продавца, даже если цена на товар у него будет выше, чем в никому неизвестной конторке. Опять же, изучение форумов поможет в выборе. Время доставки может варьироваться очень прилично – от одного дня до нескольких недель.

Еще один важнейший нюанс при удаленной покупке – вы должны на сто процентов знать, что хотите купить, ведь у вас не будет возможности лично повертеть в руках устройство перед приобретением, оценить качество изображения на мониторе, послушать звучание колонок. И хотя закон позволяет вернуть не понравившийся товар в течение двух недель, сделать это будет ох как непросто, да к тому же и накладно – оплачивать все почтовые расходы придется именно вам.

Как видите, однозначной рекомендации по выбору способа покупки дать нельзя – слишком неоднозначны их плюсы и минусы. Такова уж российская действительность – можно зайти в небольшой магазинчик, купить в нем вещь по более чем адекватной цене, с прекрасным обслуживанием и адекватным гарантийным отделом, а можно забрести в супер-гипер-мега-маркет электроники и получить некомпетентных продавцов, невменяемые цены и зверский гарантийный отдел – как повезет. Надо сказать, что с течением времени ситуация меняется к лучшему, в том числе и благодаря постоянно возрастающей правовой грамотности населения.

Глава 5

Онлайн-покупки

«Никто не позаботится о вас так, как магазины»

фольклор

Думаю, что каждый наш читатель, хотя бы один раз приобретал что-то через интернет.

Я регулярно приобретаю через интернет уже не знаю сколько лет. Наверное, лет 10 или больше. Первый сотовый телефон я покупал на «Горбушке», а второй – уже через интернет. Это было в 2001 году – приобрел аппарат Siemens ME 45, который работает до сих пор.

Не помню сколько лет назад, но очень давно проводили эксперимент какие-то ребята и писали о нем в интернете. Думаю, если поискать информацию об этом эксперименте, можно найти. Они посадили человека в абсолютно пустую квартиру, дали ему ноутбук, дали интернет, снабдили определенной суммой денег. Он то ли неделю, то ли две должен был жить, не выходя из квартиры и используя только возможности заказа товаров через интернет. Он себе заказал надувную кровать, какую-то посуду, микроволновку, еще что-то, еду и так далее. Эксперимент прошел удачно – человек не погиб, остался жив и здоров. Он прекрасно питался. Уже тогда, много лет назад был доступен сервис заказа еды через интернет. Да, отвечаю на вопрос – эксперимент проходил в Москве.

Если же подходить к такому вопросу, как приобретение техники через интернет, от которого ваша жизнь не будет зависеть, если только вы не будете покупать неисправную газовую плиту или электрический неисправный прибор.:)

С этим вопросом сейчас все гораздо проще – число интернет-магазинов просто гигантское. Цены в них обычно заметно ниже, чем цены в офлайн-магазинах. Опять-таки, это и представительства офлайн-магазинов, таких как «Электрозон», «Ф-Центр», и чисто интернет-магазины, которые не имеют своей офлайн-версии, а максимум имеют пункты выдачи, как, например, работает крупнейший российский интернет-магазин «Озон». У него нет офлайн-магазинов, но при этом есть пункты выдачи.

Есть интересный вид магазинов – мета-магазины. Самый громкий российский проект на эту тему – www.Wikimart.ru. В нем представлено огромное число товаров, наверное, больше миллиона и свыше 1500 магазине в-контрагенте в.

В Wikimart на карточке товара указываются несколько магазинов, в которых есть этот товар. Это может быть десяток магазинов или даже больше. Не очень давно Wikimart стал сам продавать товары. Помимо цен вы можете посмотреть отзывы о товаре, выбрать магазин с самой низкой ценой и купить товар в конкретном магазине, кликнув на предложении магазина и оформив заказ.

Wikimart – интересный проект, в который вложено огромное количество денег инвесторов. Он регулярно рекламируется различными методами – контекстной рекламой, SEO ссылками и т. д.




Еще один интересный сервис, который я рекомендую использовать – Market.Yandex.ru.

Чем хорош этот сервис? На нем огромное число товаров! Есть списки магазинов, причем не только онлайн, но и офлайн. Сервис старается учитывать ваш регион, используя для этого ваш IP адрес. Определение иногда работает с ошибками, но вы можете указать свое реальное местонахождение. Это нужно для корректного представления информации о том, какие магазины доставляют в ваш регион, то есть вы смотрите товар, цены в онлайн– и офлайн-магазинах и видите, какие из этих магазинов доставляют, а какие магазины не доставляют этот товар в ваш город. Самая ценная часть сервиса – репутационная. Вы можете посмотреть репутацию любого онлайн-магазина, представленного на Market.Yandex.ru.




Отзывы о магазинах пишут реальные пользователи. Думаю, некоторые недобросовестные магазины вполне могут подкручивать отзывы за счет фиктивных, набивая себе положительные рейтинги или же обещая скидку на товар за положительный отзыв от реального человека ДО совершения покупки товара в этом магазине. В большинстве своем отзывы настоящие, от тех, кто реально воспользовался услугами того или иного магазина, особенно, если там указана подробная информация по датам, чекам и т. д.

Я считаю, что репутационный сервис является главной ценностью Market.Yandex.ru для покупателя.

Помимо цен на карточке товара есть отзывы об этом товаре и даже обсуждение товара. У многих товаров есть вкладка «обзоры» – там размещаются ссылки на сайты профессиональных СМИ, которые занимаются тестированием продуктов, т. е. видеокарт, процессоров, фотоаппаратуры, смартфонов и т. д. Ссылки на наши обзоры там тоже, конечно, есть.

Кстати, некоторые интернет-магазины также дают ссылки на обзоры в описаниях товаров. Моду на эту фишку ввел интернет-магазин www.FCenter.ru (это старая московская сеть магазинов). До этого магазины не давали ссылки на обзоры, насколько я знаю.

Какие магазины, помимо «Ф-Центра», дают ссылки на обзоры в СМИ? www.dns-shop.ru, www.ret.ru, возможно, какие-то другие.

На какие СМИ чаще всего ссылаются? Это www.3DNews.ru, www.iXBT.com, www.Overclockers.ru, www.AlMoDi.org, www.Ferra.ru, www.THG.ru и другие. Собственно, мы (СМИ) для того и работаем, чтобы дать вам объективную информацию о том или ином продукте. Мы надеемся, что эта информация помогает вам сделать правильный выбор.

Конечно, есть читатели, которые заявляют о том, что статьи куплены. Может быть, им не стоит читать ничьи обзоры, а тестировать все самим?:)

Лично не раз убеждался, что некоторые обзоры, если и не куплены, то написаны криворуким автором

мнение соавтора

Нечасто читатели благодарят авторов, которые проделывают гигантскую работу для того, чтобы протестировать продукт, выявить его плюсы и минусы и написать об этом. Работа непростая, работа сложная и, в большинстве своем, неблагодарная. Хвалите авторов почаще! Это мотивирует писать еще лучше и больше. Обычно же, большая часть отзывов негативная, так как те, кому понравился обзор, – они или промолчат, или, в лучшем случае, поставят лайк. Лайки – это хорошо, но вы можете написать благодарность автору – ему будет приятно. Как говорил герой Фрунзика Мкртчана в фильме «Мимино»: «Я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся: когда мне будет приятно, я так довезу… что и тебе тоже будет приятно…» Плюс, вы можете уточнить какие-то моменты статьи – обычно авторы охотно общаются с читателями – рассказывают особенности тестирования, интересные моменты, фичи, которые появились уже после публикации статьи, такие как новые прошивки и т. д. Ваш фидбэк является важной составляющей работы СМИ. Пожалуйста, не забывайте поблагодарить автора за понравившуюся вам статью или обзор.




Говоря об онлайн-покупках я, конечно же, не могу не упомянуть такой проект как www.Price.ru.

Это старейший сайт Рунета по сравнению цен в интернет-магазинах, который основал очень давно Аркадий Морейнис. Сейчас Аркадий занимается другими проектами, а Price.ru бы продан инвесторам. При этом тот базис, те стандарты, которые заложил Аркадий много лет назад, сохраняются до сих пор. Этим сайтом тоже можно и нужно пользоваться. К сожалению, там нельзя почитать отзывы о товарах, но можно почитать отзывы о магазинах.

Завершая главу об онлайн-покупках, что же можно резюмировать? Пользуйтесь сервисами сравнения цен такими как Price.ru, Wikimart, Market.Yandex.ru. Читайте отзывы, обзоры в СМИ, смотрите отзывы реальных покупателей о товаре и о магазинах. И уже на основе этой информации делайте свой выбор. Это наилучший вариант, когда вы всю информацию пропускаете через себя и делаете осознанный выбор, что и где купить.

Конец ознакомительного фрагмента.