Раздел 2. Эволюция организационных форм розничной торговли
К началу нового столетия розничная торговля превратилась в один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. Но дело не только и не столько в ее количественном росте. На наших глазах происходит стремительное распространение новых организационных форм, которые радикально меняют лицо розничной торговли. Как розничные компании завоевывают рынок? Да, они предлагают все новые продукты и услуги. Но главное, что продвигается ими на рынок, – это современные торговые форматы, которые коренным образом меняют характер организации торговли и предоставления услуг конечному потребителю. И в данном разделе нам хотелось бы разобраться в содержании этих организационных форм, выявить их дифференцирующие параметры и на этой основе понять, как структурируется современный рынок розничной торговли.
Мы попытаемся ответить на следующие вопросы: как классифицировать торговые форматы? какие из них присутствуют на российском рынке? как они возникают, и в чем заключается их специфика? каковы основные тенденции эволюции новых организационных форм в розничной торговле? Иными словами, нас будут интересовать вопросы классификации, периодизации возникновения и способов развития основных организационных форм в сфере розничной торговли.
Несколько слов о структуре второго раздела. После коротких экскурсов в историю торговых форматов Западной Европы эпохи раннего капитализма, а также досоветской и советской России, представленных в третьей главе, в следующей, четвертой, главе мы перейдем к классификации современных торговых форматов и дадим определения основных способов внемагазинной и магазинной форм торговли. Особое внимание будет уделено детальному анализу новых магазинных форм торговли, возникших в постсоветский период. Их параметры выявляются на основе российского опыта путем обобщения большого объема эмпирического материала об открытии магазинов в 2000–2007 гг. В пятой главе мы представим основные тенденции в развитии современных торговых форматов в 1990-2000-е годы, охарактеризовав основные «волны» вытеснения старых организационных форм новыми формами. Наконец, мы рассмотрим, как выглядит торговая сфера России на фоне ее восточноевропейских соседей, которые чуть раньше пережили период подобных интенсивных преобразований.
Глава 3. Возникновение основных торговых форматов (фрагменты истории)
Прежде чем перейти к анализу современных торговых форматов, обратимся к истории и посмотрим, какие организационные формы торговли стали прообразами этих форматов. Подобные экскурсы дают нам дополнительные поводы для размышлений, тем более, что многие простейшие хозяйственные формы, выдержав проверку временем, сохраняются по сей день в измененном или почти неизменном виде, и мы можем непосредственно наблюдать их в качестве конкретных эмпирических объектов[31]. Мы рассмотрим их сначала на материале Западной Европы, затем – досоветской и советской России.
Торговые форматы в Западной Европе
Ознакомиться с первичными торговыми форматами, возникшими в Западной Европе, нам поможет фундаментальный труд Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм»[32]. Исходной формой торговли здесь являлись городские рынки, возникавшие на центральных площадях европейских городов, начиная с греческой агоры, и ярмарки, активно развивавшиеся в XI–XIV вв.[33] Городской рынок – это специально установленное место, в котором периодически (в заранее определенные дни и часы) был организован процесс торговли[34]. Как правило, сделки осуществлялись в форме прямого обмена – товар оплачивался на месте и немедленно забирался, кредит покупателю не предоставлялся. Важно отметить, что городские рынки, несмотря на кажущуюся самоорганизацию, редко обладали сколь-нибудь широкой свободой, чаще всего их деятельность плотно контролировалась местными властями, которые устанавливали не только время и место их работы, но зачастую и ценовые тарифы.
Но городские рынки – не единственный торговый формат, заслуживающий нашего пристального внимания. Их наиболее серьезным конкурентом в розничной торговле изначально были городские лавки. Они также представляли собой специально оборудованные места торговли, но в отличие от рынков, которые могли располагаться и в крытых строениях, и в легких сезонных конструкциях, и под открытым небом, лавка предполагала наличие стационарного строения. И работала она в более гибком режиме, который не регламентировался местной властью (или регламентировался в меньшей степени), а определялся самим продавцом. В отличие от территориально концентрированного рынка, лавки были рассеяны по городскому пространству и в силу этого в меньшей степени испытывали контролирующее воздействие властей. Эта более широкая свобода, дополняемая развитием посредничества и кредита (предоставляемого как продавцу, так и покупателю), позволила лавочной торговле развиваться самыми стремительными темпами (характерен пример Западной Европы XVII–XVIII столетий). А частое совмещение лавки с местом жительства продавца плотнее встраивало эту организационную форму в местное городское сообщество, придавая ей дополнительную устойчивость.
В качестве третьей первичной формы обмена следует назвать разносную торговлю — наиболее примитивный способ организации рыночного обмена, обладающий при этом максимальной гибкостью. Эта форма не фиксировалась по времени и месту, хотя и стремилась «прилепиться» к стационарным торговым форматам, становясь их неформальным продолжением и занимая ниши, до которых они по каким-то причинам не были в состоянии дотянуться. В силу мелких масштабов и повышенной мобильности разносная торговля труднее всего подвергалась контролю со стороны властей, но и пределы ее развития были довольно жесткими. Например, помимо естественных ограничений масштаба здесь фактически не развивались кредитные отношения и вообще отношения доверия между продавцом и покупателем (разносчики исчезают также быстро, как и появляются), которые культивировались стационарными формами торговли в силу самого факта их постоянства и доступности для покупателя.
Если перейти от розничной торговли к оптовой, то аналогом городского рынка послужат ярмарки, которые также организовывались периодически в заранее определенных местах, часто под открытым небом, чтобы под неусыпным контролем властей удовлетворять развивающиеся потребности дистанционной торговли. Более институционализированной формой оптовой торговли стали товарные и фондовые биржи, предложившие для осуществления сделок уже не периодически определяемые, а постоянные места с развитой складской и прочей инфраструктурой (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительные характеристики первичных форм обмена в розничной и оптовой торговле
С течением времени первичные формы рыночного обмена, развиваясь, наращивали свои масштабы, специализировались, происходил переход от прямых продаж продукта производителями (крестьянами и ремесленниками) к использованию цепей посредников (купцов, лавочников).
В результате лавки стали прообразом современных магазинов, а городские рынки – прообразом того, что сегодня в России называют розничными рынками или «базарами». При этом лавочная торговля претерпела самые большие изменения. А вот городские рынки преспокойно дожили до наших дней, почти не потеряв своего внешнего облика.
Впрочем, столь устойчивое воспроизводство формата городских рынков не означает, что именно он наилучшим образом олицетворяет рынок как таковой. Ф. Бродель показал, что в относительно неизменном виде сохраняются именно менее успешные организационные формы, в то время как более успешные развиваются путем серьезной качественной трансформации. Так, городские рынки, бывшие когда-то в центре экономической и отчасти социальной жизни, в современном хозяйстве, несмотря на сохраняющуюся высокую долю в обороте розничной торговли (в современной России – около одной пятой), все же занимают маргинальное положение, а их экономический вес постепенно уменьшается. Другая форма, сохранившая, насколько это возможно, свой изначальный внешний вид, – разносная торговля – еще более маргинальна: столь гибкую и неформальную торговлю невозможно окончательно вытеснить, но ее ниша невелика и продолжает сужаться. Что же касается лавочной торговли, то сочетание гибкого времени работы, присущего разносной торговле, и постоянства места, характерного для рынков, дополняемое относительно более устойчивыми связями и менее регламентированными правилами обмена, сделали ее наиболее перспективной и качественно развивающейся организационной формой. Добавим, что в сфере оптовой торговли наблюдался сходный процесс: периодические ярмарки уступали свое место более гибко организованным и инфраструктурно отстроенным биржам.
Характерно, что возникающие новые организационные формы часто сосуществовали с выживающими старыми. Так, разносная торговля сегодня сохраняется и в первозданном архаичном виде мелкого уличного разноса, и в весьма замысловатых формах прямых сетевых продаж, или сетевого маркетинга, с многомиллионными суммарными оборотами[35]. А современные «лавки» сегодня охватывают широкий спектр торговых форматов, начиная от мелких ларьков с одним продавцом, чуть ли не в буквальном смысле сидящим на своем товаре, до крупных сетевых гипермаркетов, где на торговых площадях в несколько тысяч квадратных метров трудятся сотни работников. В итоге почти ничто не умирает окончательно, подвергаясь в разной степени структурной и институциональной трансформации[36].
Торговые форматы в досоветской России
Обратимся к истории торговли в досоветской России. Мы совершим этот очень короткий экскурс с помощью недавно вышедшей книги «История русского магазина»[37]. В целом на российской территории возникали те же самые торговые форматы, что и в Западной Европе, но зачастую это происходило позже по времени, и относительный вес разных форматов сильно отличался от европейских аналогов.
Основной формой организации торговли в крупных городских поселениях России выступали торговые ряды — российский аналог городских рынков, господствовавших до конца XIX в. и работающих (постоянно или периодически) под неусыпным контролем государственной власти. Наиболее известным местом такой организации торговли с развитой специализацией торговых рядов являлась территория Китай-города в Москве. Лишь в 1782 г. по указу Екатерины II был снят запрет на торговлю вне торговых рядов, и начали расширять свою деятельность отдельные лавки, располагавшиеся в домах обывателей. Постепенно формировался распространенный тип купеческого дома, в котором верхние этажи были жилыми, на нижнем открывался магазин, а цокольный этаж использовался в качестве складских помещений.
Первые магазины более или менее западного образца появились в двух столицах в 1750-1760-х годах, первый гастрономический бутик был открыт П. Елисеевым в Санкт-Петербурге в 1813 г., а первый крупный универмаг – в 1843 г.[38] Но их роль оставалась не слишком заметной – они обслуживали лишь наиболее обеспеченную часть городской публики.
Значительная часть торговли в это время имела непостоянный характер. Особенностью России явился расцвет ярмарок и «торжков» (еженедельных торгов), сочетавших оптовую и розничную торговлю. Ярмарки начали возникать в XVI в. (наиболее известными стали Макарьевская и Ирбитская), и их число к концу XIX в. превысило 16 тыс. Собирались они в определенное время года, как правило, на два-четыре дня и приурочивались к каким-либо церковным праздникам. Популярность этой формы торговли, видимо, была вызвана большими расстояниями между крупными населенными пунктами и слабостью дорожной инфраструктуры, затруднявшими организацию постоянных товарных потоков.
В самих же городах для осуществления оптовой, а позднее и розничной торговли строились гостиные дворы, принимавшие на постой заезжих торговцев. Здесь же появлялась биржевая торговля. Первая биржа возникла относительно рано (она была основана в 1703 г., а ее здание появилось в 1724 г.), но сколь-нибудь интенсивное развитие биржевой торговли относится только к началу XX в., когда число бирж выросло с двух десятков до без малого ста. Основная часть торговли, впрочем, оставалась за пределами биржевых стен.
Получили развитие и различные формы мелкорозничной неорганизованной, в том числе разносной торговли. Коробейники и офени были обычным явлением во всех городах. Более того, даже в середине XIX столетия оставалось 3 % городских поселений, которые обслуживались преимущественно такими разносчиками.
Так что торговля в России развивалась в более или менее конвенциональных формах, хотя, возможно, заимствование более цивилизованных способов ее организации происходило не слишком быстро. Эта относительно гладкая эволюция была нарушена с наступлением советского времени.
Специфика советской торговли: результаты огосударствления
Чтобы лучше понять тенденции развития организационных форм в сегодняшней российской розничной торговле, посмотрим вкратце, чем характеризовалась эта сфера в советский период.
После свертывания новой экономической политики первой половины 1920-х годов торговля подверглась последовательному огосударствлению. Если в 1924 г. доля частного сектора превышала половину оборота розничной торговли, то к 1927 г. она опустилась ниже одной трети, а в 1932 г., частная торговля и вовсе была законодательно запрещена[39]. Сначала она вытеснялась преимущественно потребительской кооперацией, которая обеспечивала к 1932 г. более половины торгового оборота. Затем потребительскую кооперацию в свою очередь потеснила государственная торговля – уже к 1940 г. доля кооперативной формы упала до 23 %. К 1970 г. эта доля несколько возросла, приблизившись к 30 %, но господствующее положение оставалось за государственной торговлей, обеспечивавшей более двух третей розничного оборота. Таким образом, в торговой сфере установилось почти безраздельное господство двух форм – государственной и кооперативной. Добавим, что различия между двумя этими обобществленными секторами были в значительной мере формальными – потребительская кооперация также была в сильной степени огосударствлена.
В качестве эрзаца частного сектора (тоже, впрочем, находившегося под плотным государственным контролем) выступала так называемая колхозная торговля через сельскохозяйственные рынки, где реализовалась в том числе и продукция личных подсобных хозяйств. Но доля колхозной торговли в розничном товарообороте тоже снижалась: по официальным данным, если в начале 1930-х годов речь шла о 16–17 %, то к началу 1960-х годов она сократилась до 4–5 %, а к середине 1970-х – до 2–3 %[40]. Тем самым эта форма торговли не играла системообразующей роли.
Огосударствление распространялось не только на формы собственности. Оно воплощалось в жестком административном регулировании торговой сферы путем введения нормированного снабжения, фиксированных цен[41] и строгих нормативов оплаты труда торговых работников. В условиях, когда основная часть товарных фондов распределялась централизованно, возможности торговых предприятий были весьма ограничены. В то же время их территориальный монополизм и отсутствие экономической конкуренции, поддерживаемые непритязательностью покупателей и «навесом» неудовлетворенного спроса, дополняемые отсутствием эффективной системы материального поощрения, лишали торговых работников сколь-нибудь серьезных стимулов к хозяйственной деятельности. Конечно, работники торговой сферы пытались как-то «крутиться» – на благо предприятия или для пополнения собственных карманов, но любая инициатива, связанная с нарушением негибких регулирующих правил, в случае обнаружения безжалостно каралась государством – торговцев отправляли за решетку.
Развитие централизованной плановой системы в условиях сурового товарного дефицита неизбежно влекло за собой нормированное распределение потребительских товаров. Не случайно еще с 1928 г. параллельно с введением карточной системы создавались закрытые ведомственные распределители. На массовом уровне централизованное снабжение осуществлялось по спискам, в которых ранжировались города, промышленные объекты и категории трудящихся, и дифференцировалось по этим категориям[42]. Представители партийной и советской номенклатуры тоже пользовались услугами закрытых распределителей, но уже элитного уровня, наподобие известной 200-й секции ГУМа, просуществовавшей в Москве с 1954 г. по 1990 г. В «спецмагазинах» или «столах заказов» предлагался товарный ассортимент, в принципе сходный с массовым, но только более высокого качества – импортный или произведенный в специальных цехах лучших отечественных предприятий. При этом в распределителях действовали не повышенные, а наоборот, пониженные торговые наценки. Так что их привилегированные пользователи выигрывали дважды.
Там, где не дают развернуться рыночным институтам, неизбежно появляются квазирыночные формы обмена. Так, в дополнение к закрытым формам распределения существовала открытая коммерческая торговля. Она также производилась через государственные магазины, но по ценам, в несколько раз превышавшим «пайковые» цены закрытых распределителей. Эта форма торговли быстро росла, ее доля увеличилась с 3 % в 1929 г. до 25 % в 1934 г. В дальнейшем она стала преобладающей для государственной и кооперативной торговли, но ведомственные распределители тоже сохранялись.
Островком квазирыночной торговли следует считать также возникшие на рубеже 1930-х годов «Торгсины», торговавшие для иностранцев за валюту – прообраз будущих «чековых» магазинов «Березка» с высококачественным товаром для иностранных граждан и «выездных» россиян.
Другой неизбежной компенсаторной реакцией на систему централизованного распределения стало тихое существование «черного рынка» в полуорганизованных и неорганизованных формах. Так, несмотря на формальный запрет, продолжали действовать полулегальные вещевые рынки («толкучки»), которые власти с трудом терпели и порою «гоняли» с места на место, однако при этом не закрывали, хотя их участники постоянно рисковали быть обвиненными в спекуляции. Но по-настоящему внемагазинная торговля процветала не в этой полуорганизованной, а в неорганизованной сетевой форме. Дефицитные блага перемещались «из рук в руки» путем неформальной купли-продажи, их приобретали «по блату», «по знакомству», посредством межсемейных реципрокных обменов. Таким образом, происходила частичная деформализация официальной торговли: товары, «выловленные» из централизованных распределительных потоков, «приворовывались» с рабочего места или придерживались – не пускались в свободную реализацию. Тем самым формальная продажа товаров трансформировалась, с одной стороны, в их неформальное целевое распределение «среди своих» по официальным низким ценам, а с другой стороны, в их продажу (в том числе «из-под прилавка») со «спекулятивной», как тогда говорили, наценкой, а проще говоря, за взятку торговому работнику[43]. Обе квазирыночные формы обмена («блатная и «спекулятивная») предполагали наличие развитых сетевых связей, а не обезличенных рыночных актов купли-продажи, которые в этих условиях были для непосредственного продавца либо не выгодны, либо слишком рискованны.
С точки зрения интересующего нас вопроса о торговых форматах говорить о существовании в советский период торговых сетей в их нынешнем понимании было бессмысленно ввиду отсутствия частных владельцев. Под торговой сетью в то время понимали совсем другое – совокупность всех торговых объектов, расположенных на данной территории.
Советская эпоха известна своими пристрастиями к гигантомании, выражавшимися в том числе в стремлении к укрупнению предприятий. Однако торговых форматов это коснулось в наименьшей степени. В качестве доминирующего торгового формата выступали небольшие, по сегодняшним меркам, магазинчики – в большей степени специализированные в городских центрах («Молоко», «Овощи-Фрукты», «Одежда» и т. п.) и более универсальные в малых поселениях. Их средняя торговая площадь в 1960 г. составляла лишь 42,6 кв. м. С годами, конечно, она росла, достигнув в 1975 г. 75 кв. м, в 1990 г. – примерно 100, а в 1998 г. – 125 кв. м[44], но все равно, как мы видим, оставалась сравнительно небольшой. Исключение составляли размещавшиеся, как правило, в центральной части городов крупные универмаги (большие универсальные магазины по продаже промышленных товаров) или крупные гастрономы, торговавшие широким ассортиментом продовольственных продуктов. Хотя еще в 1960-е годы ставилась задача строительства крупных торговых центров, их число оставалось весьма ограниченным.
Если говорить об обслуживании покупателей, то абсолютное большинство магазинов, крупных и мелких, торговали традиционно – через прилавок. Самообслуживание не развивалось, причем, на наш взгляд, не только из-за боязни воровства или вследствие неразвитости соответствующих упаковочных мощностей. Просто покупателя в условиях дефицита и низкого качества товаров не допускали к ним физически и не позволяли ничего выбирать – он должен был «брать, что дают». Первый эксперимент по внедрению инновационной по тем временам системы самообслуживания был проведен еще в 1954 г., но потерпел неудачу – отчасти из-за отсутствия достаточного количества расфасованного товара. И лишь на излете советской эпохи в 1970-е годы в «спальных» районах крупных городов началось систематическое строительство продовольственных универсамов (в Москве их было построено около сорока), но это было лишь начало пути.
Палаточная торговля тоже была представлена не слишком широко. В 1975 г. во всем Советском Союзе насчитывались 175 тыс. палаток и киосков (в основном узкоспециализированных – «Мороженое», «Соки-Воды» и т. п.). Их было в 3 раза меньше количества существовавших в то время магазинов. Причем доля легких сборных конструкций в общем числе торговых объектов имела тенденцию к снижению. Лоточная торговля, получившая развитие в послевоенное время, тоже погоды не делала.
В связи с нарастанием противоречий и структурных диспропорций в экономике к концу XX столетия ситуация на российских потребительских рынках заметно ухудшилась. На рубеже 1990-х годов, не без влияния частичного ослабления ограничений в области регулирования заработной платы, резко усилился товарный дефицит. Уже в 1988 г. из 1100 постоянно наблюдаемых в статистике товаров в свободной продаже находилось лишь 12 %. На следующий год эта доля снизилась до 8 %, а к 1990 г. упала до крайне низкого уровня – всего 1,5 %. Стремительно нарастал отложенный спрос населения. В результате до 90 % покупок производилось исключительно (или в том числе) про запас, участились явления ажиотажного спроса на простейшие товары первой необходимости. Вместе с вынужденной деградацией потребностей населения продолжало снижаться и качество потребительских товаров. Как и в военное время, выросла масса суррогатных продуктов питания[45]. Низкое качество продуктов дополнялось плохим обслуживанием покупателей – длинными очередями, грубостью продавцов, ограниченным временем работы магазинов, что вынуждало совершать покупки в рабочее время. Получение ограниченного спектра дополнительных услуг (по доставке товара, гарантийному ремонту) было сопряжено с немалыми трудностями, и покупателям нередко приходилось переходить на «самообслуживание» не в процессе совершения покупок, а уже после приобретения товара.
С таким нелегким «наследством» вошла советская торговля в период экономических реформ начала 1990-х годов.
Глава 4. Классификация основных торговых форматов
С течением времени торговые форматы претерпевали серьезные изменения. И чтобы понять, как сегодня структурирован рынок, необходимо их правильно классифицировать. Это тем более важно, что здесь, на наш взгляд, наблюдается изрядная путаница. Она вызвана, во-первых, смешением разных классификаций – российских и западных, официальных и неофициальных, во-вторых, отсутствием жесткого соблюдения стандартов и размытостью торговых форматов в хозяйственной практике, что объективно затрудняет проведение четких границ между ними. Зачастую трудно понять, в чем, собственно, разница между универсамом и супермаркетом, минимаркетом, гастрономом и обычным продуктовым магазином. Попробуем подойти к решению этой проблемы.
Принципы классификации современных торговых форматов
Первое, что приходит в голову, – обратиться к существующим государственным стандартам. Однако, к сожалению, в них отсутствуют определения многих современных торговых форматов, возникших в России в последнее десятилетие. К тому же предлагаемые госстандартами определения не всегда отличаются четкостью. Так, например, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», введенном с 1 января 2000 г., фиксируются различия между внемагазинными формами продаж (павильоны, киоски и т. п.), но отсутствует четкое определение розничного рынка; дается определение магазина, но не приводится классификация современных магазинных форматов. А под торговой сетью по инерции понимается совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории (правда, указывается в качестве возможного признака и их нахождение под общим управлением). Что же касается ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», введенного с 1 января 2002 г., то здесь приводится весьма странная по нынешним временам классификация, где с гипермаркетом и универмагом соседствуют магазин «Товары повседневного спроса» и магазин «Промтовары», выделяются комиссионные магазины, но отсутствуют дискаунтеры, есть «Дом торговли», но нет «магазинов у дома», и т. д. В любом случае эта классификация строится на характеристиках торгового объекта (минимальная торговая площадь, характер ассортимента товаров, формы торгового обслуживания), но не принимает в расчет характеристики рыночной ниши (целевые потребительские группы).
Таким образом, госстандарты в их нынешнем виде скорее порождают, чем устраняют неопределенность. В результате официальные статистические органы используют одни классификации, а ведущие маркетинговые агентства – другие. И читая аналитические отчеты, не всегда понятно, о чем, собственно, идет речь, как следует интерпретировать те или иные цифры[46].
Подобная ситуация вполне объяснима. В столь динамично развивающемся секторе выделение торговых форматов требует применения все более усложняющейся совокупности критериев, а классификации, «не заглядывающие» в ближайшее будущее, быстро устаревают. Поэтому необходимо прежде всего четко вычленить сами принципы классификации торговых форматов (см. рис. 4). Они, на наш взгляд, включают:
• характер торговых объектов (магазинные и внемагазинные формы торговли);
• способ размещение торговых объектов (изолированное и групповое);
• характер интеграции торговых объектов (независимые и сетевые магазины);
• тип и широта товарного ассортимента (продовольственные и непродовольственные, универсальные или специализированные магазины);
• формы торгового обслуживания (самообслуживание, торговля через прилавок и др.);
• характер целевых потребительских групп (например, премиальный или экономичный сегменты).
Чтобы определить характер торговых объектов, нужно в первую очередь ответить на вопрос, чем отличается торговый формат магазина от того, что магазином считать не следует. Формат магазина имеет вполне осязаемые отличительные признаки. Во-первых, речь идет о стационарном (непередвижном) объекте – строении под крышей. Впрочем, это необходимый, но не достаточный признак того, что мы имеем дело с магазином (например, киоски и павильоны тоже им обладают, однако магазинами они не являются). Поэтому, во-вторых, говоря о магазине, мы имеем в виду не просто стационарное, но капитальное строение – с фундаментом и подведенными инженерными коммуникациями. В-третьих, магазин имеет специально оборудованный торговый зал, который отделен от складских помещений. В-четвертых, магазин располагает хотя бы небольшими по размеру, но отдельными административно-бытовыми помещениями (включая офисные и санитарно-бытовые). Таким образом, магазин – это специально оборудованное капитальное строение с торговым залом, отделенным от складских и административно-бытовых помещений. При отсутствии этих признаков мы имеем дело с внемагазинными формами торговли (к подробной характеристике магазинных и внемагазинных форматов мы еще вернемся).
И магазинные, и внемагазинные торговые объекты могут различаться по способу территориального размещения – располагаться как изолированно друг от друга, так и совместно на площадях, находящихся в административном или хозяйственном ведении одного субъекта (на правах собственности или аренды этих площадей). При групповом размещении магазинов в едином строении мы имеем дело с торговым центром (крупные торговые центры иногда называют моллами). Как правило, торговые центры объединяют магазины разной специализации, ориентирующиеся на одни и те же группы покупателей. Но существуют и торговые центры, работающие преимущественно с одной или смежными группами товаров разных фирм (например, мебельные центры). И те, и другие пытаются создавать дополнительные стимулы для привлечения покупателей, сочетая возможности для шопинга и разного рода развлечений (пример торгово-развлекательных центров).
Групповое размещение внемагазинных форм торговли именуется розничными рынками, которые также бывают универсальными и специализированными (их мы рассмотрим позже).
С точки зрения способов горизонтальной интеграции торговые объекты могут быть независимыми и сетевыми. Независимые магазины имеют отдельных владельцев и управляются автономно друг от друга. Сетевые магазины предполагают наличие нескольких форм связи, а именно:
• формальные институциональные связи, касающиеся прав собственности (например, торговые объекты данной сети могут находиться в единой собственности или работать на основе франчайзинга);
• управленческие связи (предполагается единая управленческая схема, реализуемая компанией по отношению к торговой сети, при этом возможна разная степень централизации данной схемы);
• организационно-технологические связи (работа объектов сети в едином или близком торговом формате);
• символические связи (работа объектов сети под единой торговой маркой).
Таким образом, в отличие от бытовавшего в советский период определения торговой сети как совокупности торговых объектов на определенной территории, в более узком и современном смысле слова торговая сеть – это совокупность торговых объектов, управляемых одним владельцем, использующих сходные торговые форматы и работающих под единой торговой маркой. С этой точки зрения понятно, в частности, что одна и та же компания может использовать разные торговые форматы и развивать одновременно несколько сетей в разных форматах.
Осталось добавить, что, как правило, говоря о сетевых компаниях, сегодня имеют в виду сети магазинов, хотя формально внемагазинные торговые точки также могут выступать как сетевые структуры (например, сеть передвижных киосков).
По составу представленного товарного ассортимента, его типу и широте торговые объекты разделяются на следующие категории[47]:
• специализированные торговые объекты, в которых более 75 % торговой площади (оборота) приходится на одну группу товаров («Молоко», «Колбасы», «Часы», «Одежда»);
• торговые объекты с комбинированным ассортиментом, реализующие несколько групп товаров, обслуживающих одну группу потребностей («Овощи-Фрукты», «Мясо-Рыба», «Диета», «Хозяйственные товары», «Спортивные товары»);
• торговые объекты со смешанным ассортиментом, наряду с основным ассортиментом реализующие отдельные виды товаров других типов (например, продовольственные отделы гипермаркетов формата «Do-It-Yourself», или «Сделай сам»);
• универсальные торговые объекты, предлагающие широкий ассортимент товаров, принадлежащих к разным товарным группам (например, в продовольственном сегменте – супермаркеты и гипермаркеты, в непродовольственном – универмаги, торговые дома).
Иногда торговые объекты получают разные названия в зависимости от типа реализуемых товаров. Например, название «универмаг» предполагает торговлю непродовольственными товарами, а «универсам» – преимущественно продуктами питания.
Торговые форматы различаются также в зависимости от форм торгового обслуживания – от того, каким образом товар предоставляется покупателю. Традиционным для советского времени способом обслуживания являлась торговля через прилавок, когда покупатель не имел непосредственного физического доступа к товару и получал его из рук продавца. Такая торговля, хотя и в сужающихся масштабах, сохранилась и поныне. Но современной сегодня считается форма самообслуживания – с открытой выкладкой товара, позволяющей покупателю самостоятельно его отбирать и оплачивать через кассу. Здесь либо продавца заменяет консультант, либо посредник между покупателем и товаром в торговом зале отсутствует вовсе. С этой точки зрения принято различать, например, гастроном и универсам/супермаркет: и тот, и другой предлагает широкий ассортимент продовольственных товаров, но в гастрономе торговля организуется традиционным способом – через прилавок, а универсам/супермаркет предполагает систему самообслуживания. Среди других форм, помимо прилавочной торговли и самообслуживания, упомянем практику прямых продаж, о чем речь пойдет немного позже.
Важнейшим признаком торговых форматов выступает характер целевых потребительских групп, на которые они преимущественно ориентированы. Он определяет потребительскую нишу и соответствующий статус торгового объекта с точки зрения стратификации покупателей. Здесь выделяются следующие сегменты:
• высший и премиальный сегменты – для обеспеченных покупателей;
• средний сегмент – где реализуются товары для среднеобеспеченных покупателей;
• экономичный сегмент – для менее обеспеченных слоев населения;
• сегмент для бедных слоев населения.
Подобная стратификация обусловлена различиями не только в уровне торговой наценки, но и в совокупности товаров и услуг, предоставляемых (или не предоставляемых) покупателю, включая:
• широту торгового ассортимента;
• его качество;
• удобство расположения торгового объекта;
• качество обслуживания покупателей;
• реестр дополнительных услуг.
Широта торгового ассортимента (число так называемых Store Keeping Units) выражается в наличии или отсутствии выбора по каждому виду товаров, в доле товаров «импульсного» спроса. Чем шире ассортимент и чем больше предлагается товаров, не связанных с импульсным спросом и быстрой реализацией, тем выше, при прочих равных условиях, статус торгового объекта.
Не менее важной характеристикой является качество торгового ассортимента – уровень потребительских свойств товаров, наличие известных брендов. Чем более качественным является товар и чем большую долю в ассортименте занимает продукция широко известных брендов, тем, разумеется, выше позиция данного магазина.
С качеством ассортимента напрямую связан средний уровень торговой наценки. Наиболее высокие торговые наценки используются в премиальном сегменте (по отдельным продуктам они могут достигать сотен процентов), в сегменте массмаркета эти наценки стремятся свести к минимуму, а магазины для малообеспеченных категорий и льготников могут и вовсе работать на дотации.
Одной из важных характеристик, привлекающих покупателей, является удобство расположения торгового объекта — территориальная близость магазина к месту жительства или работы потребителя (например, «магазины у дома»), удобный проезд к этому магазину (наличие средств общественного транспорта, близких транспортных магистралей, обустроенных парковок с достаточным количеством мест). Удобство расположения и транспортная доступность – важнейшие услуги, предоставляемые покупателю. При этом линейной связи между близостью торгового объекта и обеспеченностью покупателей все-таки нет. С одной стороны, близость магазина может быть одинаково важна (хотя и по разным причинам) и для элитной публики, которая бережет свое время, и для пожилых людей, которым попросту тяжело передвигаться. С другой стороны, удаленность магазина не является непреодолимым препятствием для более обеспеченных покупателей, владеющих личным транспортом, а малообеспеченный контингент готов потратить дополнительное время на проезд, если магазин делает привлекательные ценовые предложения.
Рис. 4. Принципы классификации торговых форматов
Серьезным дифференцирующим признаком выступает качество обслуживания покупателей. Оно определяется набором параметров, среди которых выделим:
• площадь торгового зала (более обеспеченных покупателей привлекает наличие большего свободного пространства между стеллажами);
• расфасовка и выкладка товара (на открытых полках или в контейнерах), эффективная организация товарных секций;
• наличие, количество и квалификация продавцов и консультантов в торговом зале;
• существование дисконтных карт, системы накопительных бонусов, схем потребительского кредитования, проведение подарочных акций;
• наличие службы доставки товара, гарантий его обмена и возврата, фирменного обслуживания.
Все эти параметры отличают привилегированные торговые форматы от обычных и непривилегированных. Добавим, что важность того или иного критерия изменяется по мере перехода к более высоким сегментам рынка. Так, в нижних сегментах при выборе места покупки господствует ценовой фактор, в среднем возрастает роль удобства расположения торгового объекта, а в высшем сегменте большее внимание обращается на качество обслуживания и эксклюзивность предлагаемых товаров.
Классификация внемагазинных форм торговли
Исходя из данного нами ранее определения магазинной формы торговли уже проще разобраться с различными ее внемагазинными формами — торговлей, осуществляемой вне пределов специально оборудованных капитальных строений. Они включают реализацию товаров через торговые объекты и вне торговых объектов. В свою очередь, торговые объекты подразделяются на стационарные (павильоны, киоски) и нестационарные (палатки, товарные лотки, передвижные торговые объекты)[48] (см. рис. 5). Приведем их формальные определения.
Павильон — торговый объект, максимально приближенный к формату магазина. Это закрытое, специально оборудованное строение с торговым залом для покупателей и складским помещением. От магазина его отличают не столько малые размеры, сколько некапитальный характер строения и отсутствие офисных помещений.
Киоск, в отличие от павильона, значительно меньше – в нем предполагается наличие всего одного-двух продавцов. Главное, он уже не имеет торгового зала и специального помещения для хранения товаров. Дневной товарный запас здесь хранится на рабочем месте продавца.
Палатка также не имеет торгового зала и складского помещения, но отличается от киоска тем, что представляет собой легко возводимую сборно-разборную конструкцию сезонного типа, где размещены прилавок, одно рабочее место продавца и товарный запас на один день.
Товарный лоток вообще не предусматривает наличия какой-либо закрытой конструкции кроме импровизированного прилавка в виде обыкновенного стола или простого стеллажа, и фактически относится к форме уличной торговли.
К нестационарным торговым объектам следует также отнести торговые автоматы — устройства для продажи штучных товаров в автоматическом режиме самообслуживания (при отсутствии продавца).
Не забудем и разъездную торговлю, использующую передвижные торговые объекты в комплекте с транспортным средством – цистерной, автомагазином, фурой, тележкой, – специально оборудованным для торговли или необорудованным вовсе (например, когда торговля производится «с борта»).
Мы видим, что некапитальные торговые объекты весьма разнообразны. Но внемагазинная торговля может осуществляться, минуя какие бы то ни было торговые объекты. Здесь также представлен широкий спектр форм. Они включают прямую доставку товара потребителю[49]. Ее наиболее примитивной формой выступает уличная торговля с рук. Более сложной является организация торговли по каталогам с доставкой товара со склада на дом потребителю. Здесь применяются современные способы массовой коммуникации – телефонные и электронные. Наиболее перспективной в этом ряду выступает электронная торговля через виртуальные Интернет-магазины, которые исходя из принятого нами определения, строго говоря, магазинами не являются. Возникают и достаточно сложные формы горизонтальной организации торговли, не предусматривающие наличия ее постоянных мест, – например, прямая продажа товаров индивидуальными дистрибьюторами в рамках так называемого сетевого маркетинга[50].
Наконец, наиболее распространенной формой массовой организации и группового размещения внемагазинной торговли являются розничные рынки – групповое размещение торговых объектов внемагазинного формата. Независимо от того, располагаются они в крытом строении или под открытым небом, рынки – это объединение торговых объектов, не относящихся к числу капитальных строений[51]. Сегодня в официальной статистике принято выделять смешанные и специализированные рынки, а в ряду последних – продовольственные, вещевые, строительные и сельскохозяйственные рынки.
Классификация новых магазинных форматов
Теперь перейдем к классификации новых магазинных форматов. Среди них выделяют:
• супермаркеты;
• гипермаркеты;
• мелкооптовые магазины «кэш энд керри»;
• дискаунтеры, или универсамы экономкласса;
• «магазины у дома» и «удобные магазины»;
• бутики, магазины премиального сегмента (см. рис. 5).
Что объединяет эти новые форматы торговли? Во-первых, все они, как правило, используют форму самообслуживания покупателей в противовес традиционному обслуживанию через прилавок. Во-вторых, такие магазины обычно объединяются в сети и работают под едиными торговыми марками, используя кумулятивный эффект сетевой организации. В-третьих, несмотря на разный по широте и качеству состав товаров все они в значительной степени универсальны или, по крайней мере, предлагают смешанный ассортимент товаров: в продовольственном секторе продажа продуктов питания сочетается с предложением широкого спектра непродовольственных товаров повседневного спроса (их доля может достигать 30–40 %), а в секторе бытовой техники и электроники представлен широкий ассортимент крупной и мелкой бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров и оргтехники, телефонных средств связи.
Универсализация торговых предприятий в принципе является общемировой тенденцией, которая (в терминах организационной экологии) может быть обозначена как «сдвиг от компаний-специалистов к компаниям-дженералистам»[52]. Эта тенденция характерна и для современной России. По некоторым оценкам, доля смешанных магазинов в 1990-е годы увеличилась здесь с 9 до 35 %, соответственно сократилось число специализированных магазинов. Развитие розничных сетей лишь усиливает эту тенденцию. Торговые форматы при этом строятся таким образом, чтобы предельно удовлетворять максимально широкий круг потребностей соответствующей целевой группы покупателей. В условиях одновременного нарастания разнообразия потребностей и дефицита свободного времени потребители все реже отправляются в магазин за отдельным товаром. Все чаще они прибегают к закупкам широкого ассортимента товаров (в том числе и заранее не запланированным), т. е. занимаются не традиционными покупками (целевыми и единичными), а периодическим, широко ориентированным шопингом.
Рис. 5. Основные магазинные и внемагазинные формы розничной торговли
Впрочем, тенденция к универсализации торговли не является абсолютной. Если в продовольственном секторе она очевидна, то, например, в секторе бытовой техники и электроники магазины сохраняют куда более выраженную специализацию. Но и в продовольственном секторе в будущем нас ожидает более активное развитие специализированных магазинов в их новых форматах, так называемых «category killers», которые предлагают максимально широкий ассортимент в рамках определенной товарной группы[53] (например, магазинов, торгующих только алкогольной продукцией или даже ее отдельными видами, наподобие «Дома виски»). Однако, по крайней мере, в ближайшем будущем это будет относиться прежде всего к премиальным сегментам рынка, ориентированным на покупателей с более изощренными вкусами. Что же касается его массового сегмента (прежде всего, сектора продуктов питания), то здесь в отношении и широты ассортимента, и охвата покупательской аудитории будут господствовать дженералисты. Экономичные сегменты более ориентированы на дженералистское удовлетворение максимально широкого круга потребностей одной целевой группы. А в высших сегментах лучшие перспективы открываются для более специализированных форматов.
Рассмотрим специфические характеристики новых торговых форматов более детально. Существуют их разные классификации, не говоря уже о различиях этих форматов по странам[54]. Вместо заимствования одной из западных классификаций мы пошли более трудным путем: собрав воедино многочисленные классификации и разрозненные данные по параметрам открываемых российских сетевых магазинов, мы попытались определить стандартные параметры новых торговых форматов, примеряя их к российской практике. Эти параметры включают:
• средний размер торговых площадей;
• широту и состав товарного ассортимента;
• средний товарный чек;
• объем инвестиций, необходимых для введения в строй одного объекта;
• примерную годовую выручку.
Во всех случаях мы определяем «вилку» значений, в которую, по имеющимся данным, «укладывается» основная часть магазинов данного формата (учет всех индивидуальных случаев привел бы к слишком большому разбросу указанных параметров, подорвав возможность их единой классификации) (см. табл. 2)[55].
Начнем с супермаркетов, поскольку именно они стали пионерами новых магазинных форматов в постсоветской России. Это магазины с торговой площадью от 600 до 2000 кв. м. Торговые залы некоторых из них могут достигать и 4 тыс. кв. м, но чаще всего – это площади в 1000–1500 кв. м. Супермаркеты предлагают широкий товарный ассортимент – от 4 тыс. до 20 тыс. наименований (обычно 10–15 тыс. товарных позиций, примерно 80 % из которых составляют продовольственные товары). Для супермаркетов характерно высокое качество обслуживания. Соответственно они применяют значительную торговую наценку (около 30 %), ориентируясь преимущественно на средний сегмент потребительского рынка. В Москве средний товарный чек в них равен, как правило, 10–12 долл. (в регионах – примерно вдвое меньше). Располагаются супермаркеты в самых разных районах, но тяготеют к центру и густо населенным городским территориям. Инвестиции в один торговый объект данного формата составляют, как правило, 3–5 млн долл., а годовой оборот варьируется от 5 млн до 10 млн долл. Типичные примеры – супермаркеты компаний «Седьмой континент», «Перекресток», «Патэрсон»[56].
Гипермаркеты намного крупнее, их торговая площадь, как правило, превышает 5 тыс. кв. м, а может достигать и 20 тыс. Предлагаемый ими товарный ассортимент превышает 30 тыс. позиций, а в отдельных гипермаркетах достигает и 60 тыс. наименований[57]. Доля продовольственных товаров здесь меньше, чем в супермаркетах – 60–65 %, а под непродовольственные товары может отводиться до 50–60 % торговых площадей. В гипермаркетах часто располагаются торговые галереи, где арендуют площади мелкие магазины, отделения банков, пункты бытового обслуживания.
Характеристики новых российских торговых форматов (продуктовый сегмент)
Источник: обобщение данных ведущих розничных сетей по новым магазинам, открываемым в соответствующих торговых форматах.
Гипермаркеты предлагают менее высокое качество обслуживания (здесь покупатель более предоставлен самому себе), что компенсируется большим торговым пространством, поистине гигантским ассортиментом и относительно низкими ценами, по многим позициям приближающимися к ценам розничных рынков. Они характеризуются эффективной организацией торговли, предоставлением покупателям специальных транспортных средств, наличием просторных парковок. Гипермаркеты охватывают часть среднего рыночного сегмента, но в большей степени ориентируются на более экономичный массовый рынок, имея более низкую по сравнению с супермаркетами торговую наценку. Инвестиции в строительство одного такого объекта составляют от 10 млн до 30 млн долл., а годовой объем реализации равен товарообороту примерно 6–8 супермаркетов (80-110 млн долл.). Поскольку гипермаркеты нуждаются в крупных земельных участках, то располагаются они преимущественно на городской периферии (например, Москву они охватывают все более плотным кольцом по линии МКАД). В качестве примеров приведем гипермаркеты международных операторов «Auchan», «Real» и российских компаний – «Мосмарт», «Карусель», «О’Кей».
Большим сходством с гипермаркетами обладают мелкооптовые магазины «кэш энд керри. Они также имеют солидные торговые площади (как правило, 8-10 тыс. кв. м), широкий ассортимент товаров (20–40 тыс. позиций), предлагают относительно низкие цены, ориентирующиеся на цены розничных рынков. Их отличие заключается в соединении торговых и складских площадей, а также в предложении товара относительно крупными партиями, поскольку они ориентируются прежде всего на мелкооптовых покупателей – представителей гостиничного и ресторанного бизнеса, мелкие магазины. Особенностью магазинов «кэш энд керри» в России является то, что они также активно торгуют в розницу, сочетая, таким образом, мелкооптовый и розничный форматы. Инвестиции в строительство такого торгового объекта и доходы от него сопоставимы с показателями гипермаркетов. Располагаются они также в периферийных (окраинных) зонах. Пионером в таком торговом формате является немецкая сеть «Metro. Cash & Carry», а ее отечественным последователем стала санкт-петербургская «Лента».
Дискаунтеры, или универсамы экономичного класса, внешне напоминают супермаркеты, но, как правило, меньше по масштабам (их стандартная торговая площадь составляет 400-1000 кв. м). Товарный ассортимент дискаунтеров значительно скромнее (от 1 до 3 тыс. наименований) с ориентацией на наиболее быстро реализуемые товары. Здесь меньше известных брендов и больше собственных торговых марок, цены заметно ниже, чем в супермаркетах (торговая наценка не превышает 10–15 %)[58]. Дискаунтеры ориентируются на нижний, наиболее массовый, сегмент рынка, на тех покупателей, для кого цена является решающим фактором при выборе магазина. Соответственно ниже в них и качество обслуживания. Размер среднего товарного чека равняется 3–6 долл. Выручка на один квадратный метр в ведущих супермаркетах и универсамах экономичного класса оказывается примерно одинаковой. Но благодаря более скромным площадям годовая выручка дискаунтера в 2 и более раза ниже, чем в обычном супермаркете (3–5 млн долл.). Дискаунтеры тяготеют к полупериферийным и периферийным городским районам. Вложения, необходимые для того, чтобы открыть один такой торговый объект, значительно меньше – от 200 тыс. до 500 тыс. долл. (хотя могут составлять и от 100 тыс. до 1 млн долл.). Среди наиболее известных российских сетей, работающих в формате дискаунтеров, назовем сети «Магнит», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси»[59].
С определенной степенью условности в отдельный формат можно выделить социальные магазины, которые оказывают адресную помощь малоимущим гражданам. Согласно принятому московским Правительством официальному определению, социальный магазин – это аккредитованная торговая организация любой организационно-правовой формы, которая обслуживает малообеспеченные категории покупателей, торгуя указанными в ассортиментных перечнях товарами, стоимость которых на 10–15 % ниже среднегородской (или торговая надбавка в которых не превышает 15 %); для инвалидов и участников Великой Отечественной войны на указанные товары ими предоставляется дополнительная скидка в размере 10 %. В результате стоимость набора товаров из 33 наименований, входящих в потребительскую корзину, снижается в пределах 20 % от среднего уровня. Взамен этого фирмам, прошедшим аккредитацию, предоставляется возможность заключать договоры аренды по ставкам, составляющим 50 % от установленного минимального уровня. Им также могут предоставляться льготы по коммунальным платежам на уровне организаций и учреждений, финансируемых из городского бюджета.
Наряду с официально аккредитованными социальными магазинами, большая часть которых является малыми предприятиями, сходные функции выполняет и ряд обычных более крупных магазинов, в целях поддержки пенсионеров и малоимущих граждан осуществляющих продажу товаров в утренние часы со скидкой 5-10 % (в программе участвуют, например, сети «Пятерочка», «Перекресток», «Копейка»). Торговые предприятия реализуют эту социальную функцию в «добровольно-принудительном порядке» по инициативе муниципальных властей (в Москве – «по рекомендации Департамента потребительского рынка и услуг»)[60].
В своем стремлении привлечь покупателя новые торговые форматы стараются приблизиться к нему пространственно. Специальная ниша обустраивается теми, кто развивает торговый формат «магазинов у дома», или «соседских магазинов». Их характеризует удобный (часто круглосуточный) режим работы и, главное, расположение «в пределах шаговой доступности» (т. е. на расстоянии короткой пешей прогулки). Такой магазин открывается в расчете на проживающих в радиусе 400–800 м и делающих покупки от двух до семи раз в неделю. Он расположен так, чтобы 2–3 тыс. семей могли пользоваться им, дойдя до него не более чем за 10 минут[61]. В отличие от гипер- и супермаркетов, ориентирующих покупателей на «шопинг» (периодические посещения с импульсным приобретением широкого набора товаров), в «магазинах у дома» чаще совершаются отдельные целевые покупки (для восполнения пробелов в домашнем ассортименте). Но кроме утилитарной функции, такие магазины играют и простейшую социальную роль, становясь элементом инфраструктуры местных сообществ. Это локальные магазины, в которых покупатели имеют дело со знакомыми продавцами и встречают своих соседей; они становятся местом не только покупок, но и соседского общения, культурной коммуникации.
С точки зрения торгового формата «магазины у дома» организуются как минимаркеты с торговой площадью 300–500 кв. м (хотя в отдельных случаях она может достигать и 1000 кв. м). Несмотря на малую площадь, они предлагают большой ассортимент товаров повседневного спроса – от 4 тыс. до 7 тыс. наименований (основную их часть составляют продукты питания, в том числе делается акцент на категорию «фреш»). По сравнению с дискаунтерами «соседские магазины», как правило, требуют более весомых инвестиций (от 0,5 млн до 1 млн долл.). Но и годовой оборот в них может быть больше – до 5–7 млн долл. в относительно крупном магазине. Поскольку за удобство нужно платить, «магазины у дома» призваны работать в среднем ценовом сегменте, применяя относительно высокую торговую наценку (хотя сегодня они часто приближаются к массовому потребителю и с экономической точки зрения). Средний товарный чек в них примерно вдвое меньше, чем в супермаркете – 5–6 долл. благодаря меньшему количеству покупок. В качестве примера приведем сеть «магазинов у дома» «Квартал» группы компаний «Виктория» (единственной к 2006 г. межрегиональной сети данного формата), а также сети магазинов «АБК» и «Daily»[62].
Конец ознакомительного фрагмента.