Вы здесь

Затмите всех! Блистайте на сцене, в офисе, в жизни. Часть I. Мышление перформера (Майкл Порт)

Часть I. Мышление перформера

Мы начнем с мышления перформера. Овладев им, вы сможете – психологически и эмоционально – применять модели поведения, которые волнуют душу и побуждают к действию. Чтобы это сделать, ваше желание преуспеть должно быть сильнее страха критики или неудачи, ваш голос должен звучать уверенно и в унисон с вашими ценностями и убеждениями, и вы должны знать, как сыграть нужную роль в той или иной ситуации. Освоив мышление перформера, вы будете смотреть на публичные моменты с другого, более конструктивного ракурса и блистать в самых сложных жизненных ситуациях.

1. Обретите собственный голос

ЧАЩЕ ВСЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯМ И ПРЕЗЕНТАЦИЯМ НЕДОСТАЕТ ИСТИННОГО ГОЛОСА ОРАТОРА. Найти свой голос в бизнесе и в жизни тоже нелегко – даже руководителям, идейным лидерам и общественным деятелям.

Вот пример того, что даже опытные ораторы должны найти свой голос и доверять ему. Одна из моих клиенток дебютировала на ведущем телевизионном канале и сделала это весьма неплохо. Однако я заметил, что в первой части программы она постоянно извинялась за истории из своей жизни, в результате чего ее речь пестрела фразами «Извините, что рассказываю об этом…» или «Извините, что снова говорю о себе…». Во время перерыва мы поболтали и я сказал своей клиентке, что она прекрасно держалась. Когда она спросила, есть ли у меня замечания, я предложил: «Как насчет того, чтобы перестать извиняться за свои откровения? Вы пришли сюда, чтобы ими поделиться». Извиняться за свои истории – это то же самое, что извиняться за свой голос.

Исследования показывают, что женщины извиняются чаще, чем мужчины. В 2010 году в журнале Psychological Science были опубликованы результаты двух исследований, проведенных учеными Университета Ватерлоо в Онтарио, которые выяснили, что мужчине нужен более существенный повод для извинения, в то время как женщина часто просит прощения, чтобы просто сгладить ситуацию.

Моя клиентка согласилась опустить ненужные извинения, и мы поговорили о том, как не попасть в ловушку перфекционизма. Во время публичного выступления или, скажем, рабочего собеседования очень легко «сойти с рельсов» и начать задавать себе вопросы: «Что я могу еще сказать?», «Что я могу еще сделать?», «Почему на этом месте должен быть я, а не кто-то другой?» Обретение своего истинного голоса помогает понять, что ни один из этих вопросов не имеет такого значения, как то, что вы говорите и как вы говорите.

Так как же найти собственный голос?

Для начала нужно заставить замолчать своего внутреннего критика – голос в голове, твердящий о том, что у вас недостаточно опыта, знаний, мастерства или чего-то еще. Скажите этому брюзге и скептику: «Прощай, спасибо за советы».

Необходимо изменить свое мышление и избавиться от комплекса неполноценности. Это позволяет обрести уверенность в себе и естественную убежденность в успехе своих «спектаклей» и речей. Даже если вы говорите то, о чем уже было сказано, это ваш голос. Вам не нужно меняться, чтобы что-то изменить. Сколько матерей поют одни и те же колыбельные своим детям? Ребенка волнует не смысл песни, а звучание материнского голоса.

Возможно, вам повезло иметь высокую самооценку, чувствовать себя в центре внимания и не заниматься самоедством. Если так, смело надевайте костюм Супермена. Полагаю, что такие везунчики существуют. (Конечно, это может быть просто бравадой. Чтобы проверить себя, подумайте, комфортно ли вы чувствуете себя в дискомфортных ситуациях.)

Обретение собственного голоса помогает добиваться максимальных результатов. Если вы хотите правдоподобно играть разные роли, усиливая или приглушая какие-то аспекты своей личности, важно находиться в согласии с собой и своими ценностями.

Слишком часто бывает так, что, оказавшись в центре внимания, вы пугаетесь и вместо того, чтобы быть собой, играете того, кем, по вашему мнению, следует быть в подобной ситуации. Вы считаете себя двуличным. Однако, научившись быть собой в публичных ситуациях – и приняв тот факт, что вы можете быть хамелеоном, который играет множество разных ролей с разными стилями поведения, – вы станете выдающимся перформером и оратором.

Это может казаться противоречием – быть хамелеоном и в то же время оставаться собой. Ф. Скотт Фицджеральд считал «способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи и при этом сохранять способность действовать» признаком развитого интеллекта. Поэтому пока просто держите в голове идею, что вы можете играть разные роли и при этом оставаться аутентичным. Вознаграждением будет открытие своих актерских способностей, сильных сторон и творческого энтузиазма.

Некоторые из нас периодически преувеличивают свои достоинства и скрывают недостатки, чтобы заслужить одобрение окружающих. Аутентичность же, по сути, сводится к одному вопросу: хватает ли у вас храбрости быть тем, кто вы есть на самом деле, а не тем, кем хотите казаться окружающим?

Речь не о том, чтобы делиться неуместной информацией или ненужными историческими деталями. Важно активно слушать, интересоваться другими людьми и в меру говорить о себе. Нам не нужно знать подробности ночных похождений Сэма или то, что Сьюзи считает себя недостойной повышения по службе. Первое неуместно, и Сэму следовало бы держать детали своей личной жизни при себе. Последнее саморазрушительно и должно обсуждаться только с надежными менторами или советчиками; Сьюзи может упасть в глазах подчиненных, если будет делиться с ними такими откровениями.

В то же время многие успешные люди учатся выявлять ключевые элементы своей жизненной истории и делать их частью своего имиджа и публичных выступлений. В нужных обстоятельствах, когда вы открыто говорите о своих слабостях, особенностях или трудностях, люди считают вас более досягаемым и глубже воспринимают ваше сообщение. В истории нашего общества существует немало примеров того, как личные откровения поднимали талантливую личность на новые высоты. Карьера Робин Робертс на ABC резко пошла в гору, когда она публично объявила о том, что является лесбиянкой. Успех книги исполнительного директора Facebook Шерил Сэндберг «Не бойся действовать» объясняется ее способностью говорить о конфликтах со своими детьми, интимных отношениях и однополых браках, причем делать это с абсолютно разных позиций. Она с готовностью делится своими историями, хотя и признает, что не всеми ими может гордиться. Открытое признание Говардом Шульцом своих ошибок в 2008 году помогло ему вернуть Starbucks утраченный имидж.

Страх разоблачения

Первая часть книги поможет вам овладеть внутренней актерской игрой. Ваша задача – улучшить свои коммуникативные и ораторские навыки, оставаясь при этом самим собой. Возможно, вы знаете, над чем вам следует поработать: нервозность, отсутствие воображения или чувства юмора, скучное содержание речи, скованность, предсказуемость и т. п. Быть может, вы установили, какие переживания детства негативно повлияли на ваш имидж и самооценку, например постоянная критика со стороны родителей, братьев или сестер. А может, в старших классах вы были аутсайдером и не привыкли находиться в центре внимания. Возможно, когда-то ваше выступление или презентацию раскритиковали, и вы никак не можете об этом забыть.

Такие истории не редкость. Они подпитывают страх перед выступлением, который тоже является очень распространенным явлением. Самое сложное – справиться с нервами, но эти негативные воспоминания обращают ваш взгляд внутрь, мешая вам это сделать. В ответственных деловых ситуациях, когда ставки высоки, вы можете испугаться, что вас сочтут мошенником в деловом костюме. «Мошенником» – не в смысле жуликом, а в смысле не тем уверенным, компетентным руководителем, за которого вы себя выдаете. Не потому ли отмена или перенос важного выступления вызывает у вас такое облегчение? «Уф-ф! На этот раз они меня не разоблачат!» Я не хочу, чтобы вы относились к выступлению подобным образом. Думаю, вы тоже.

Эта книга поможет вам достичь значительных результатов как в личностном развитии, так и в карьере. Она не о том, как заискивать, бить челом или делать ровно столько, чтобы оставаться на своей работе. Она о том, как нужно играть, чтобы добиваться поставленных целей, доверяя своей подготовке и своему «я».

Обретите собственный голос

Это важные модели поведения, помогающие обрести свой голос, чувство собственного достоинства и актерское самообладание. В частности, вы сможете:


• открыть предысторию и сдержать обещания, данные аудитории (кем бы и где бы они ни бы ли);

• избавиться от разрушительных мыслей о том, что ваш голос не должен быть услышан;

• избежать ловушки перфекционизма в ходе освоения роли перформера;

• больше никогда не становиться заложниками своих и чужих заблуждений;

• с любовью относиться к своей аудитории.


Я восхищаюсь начинаниями педагога, писателя и психотерапевта доктора Натаниэля Брандена. Его определение самооценки вдохновляет – не только меня, но и моих студентов. Как пишет Бранден в своей книге «Шесть столпов самооценки» (The Six Pillars of Self Esteem), «самооценка – это уверенность в своей способности справляться с жизненными задачами, а также в своем праве быть счастливым. Таким образом, самооценка состоит из двух компонентов: (1) самоэффективности, т. е. уверенности в своей способности мыслить, учиться, делать выбор и принимать правильные решения; и (2) самоуважения, т. е. уверенности в том, что любовь, дружба, успех – словом, счастье – являются моим естественным и неотъемлемым правом».

Как узнать, что вы уже обрели собственный голос

Огромное преимущество актерских стратегий и техник, представленных в этой книге, заключается в том, что они укрепляют оба компонента самооценки – самоэффективность и самоуважение. Этим преимуществом воспользовались многие мои студенты, в том числе и Лори, дипломированный бухгалтер, которая прошла мой тренинг в 2013 году.

Лори не обладает яркой харизмой и выдающимися артистическими данными. Она очень скромная и сдержанная натура. Лори рассказала мне, что страшно боится выступать перед аудиторией и пришла на тренинг, чтобы более уверенно себя чувствовать на собраниях и профессиональных конференциях. Во время занятий Лори нелегко было находиться в центре внимания или проецировать свой голос больше чем на метр. Я видел, как у нее дрожали руки, сжимающие карточки с записями. Когда я отобрал у нее карточки, Лори тихо чертыхнулась. Ее реакция меня шокировала и одновременно восхитила, и мне не терпелось посмотреть, что она будет делать дальше.

Не имея возможности спрятаться за карточки, Лори, возможно, впервые в жизни, осталась один на один со своим страхом перед публичным выступлением. И она стала говорить – о том, что большую часть жизни прячется от людского внимания. Однажды, когда Лори еще ребенком попыталась высказать свое мнение, мать ударила ее по лицу и сказала: «Твое мнение никого не интересует». После этого случая она замолчала на сорок с лишним лет. Лори была единственным участником тренинга – а на нем присутствовали и профессиональные ораторы, – чья речь тронула присутствующих до слез. Она преодолела свои страхи, освободившись от прошлого, – и обрела свой голос в настоящем.

Известная актриса Джейми Ли Кёртис обрела абсолютно новый голос в писательском и ораторском мастерстве на тему зависимости: она не стесняется говорить о том, что последние пятнадцать лет жизни обходится без наркотиков и считает это своим величайшим достижением. Ее блог «Доброе утро, сердечная боль! Доброе утро, жизнь!» (Good Morning Heartache, Good Morning Life) на The Huffington Post регулярно посещают и ретвитят тысячи пользователей. Бывшая актриса и специалист в области психического здоровья Кэти Кронкайт (дочь Уолтера Кронкайта) открыто рассказала о том, как боролась с сильной депрессией, а потом оставила карьеру актрисы, чтобы стать активным сторонником лечения психических заболеваний. Сейчас она известный оратор.

Как видите, обрести свой голос – это необязательно что-то открыть. И уж конечно, не стать кем-то другим. Возможно, это даже не найти, а как раз наоборот – очистить свой голос от шелухи, потому что он у вас уже есть. Нужно вернуться к той личности, которой вы были когда-то – пока не поверили в то, что говорят о вас другие. К себе. К своему «я».

Не отговаривайте себя от успеха

Не позволяйте своему голосу попасть в ловушку прошлого. Оно не должно предопределять будущий успех. Многие люди отказываются от своей мечты из-за былых неудач. Это распространенная ошибка. К примеру, Фредерик Бантинг, получивший в 1923 году Нобелевскую премию по медицине за открытие инсулина и его роли в лечении диабета, сказал, что, будь он лучше знаком с литературой и долгой историей неудачных попыток изолировать данный гормон, он, возможно, и не занялся бы его исследованием, которое в итоге оказалось успешным.

Схожие чувства я испытываю в отношении того, что касается написания книг. Если у меня в голове появляется слишком много других голосов или точек зрения, я начинаю в себе сомневаться, пытаясь проанализировать все эти мнения. Мне не хотелось бы тратить время на подобные вещи. И уж конечно, я не хочу заниматься самоцензурой и исключать из своей методики центральную концепцию только потому, что к ней уже кто-то обращался. Разумеется, я читаю книги и интересуюсь происходящим вокруг. Я не закрываюсь в темной комнате и не избегаю общения, чтобы обрести и услышать собственный голос. Когда же приходит время творить, я полностью ему доверяю. Вы тоже должны это делать.

Зацикливаясь на чужих историях неоправданных ожиданий, вы начинаете узко мыслить и играть мелкие роли. Убежденность в том, что нужно быть реалистом, лишает вас собственного голоса. Совершать великие дела – вот что значит быть реалистом. Элеонора Рузвельт сказала: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты». Я несколько перефразирую ее слова и попрошу вас на протяжении нашей совместной работы мыслить следующим образом: будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты и стремится обрести собственный голос, чтобы уверенно и гордо делиться ею с другими.

Развенчание мифа о перфекционизме

Доверять своему голосу – значит репетировать и играть роли, чтобы достигать целей, продвигать великие идеи и добиваться результатов. Это не значит, что вы должны стремиться – даже на подсознательном уровне – «доказать», что вы лучше других ораторов, или понравиться аудитории. Но если вы ставите перед собой нереальные и недостижимые цели, то начинаете играть второстепенную роль и ослаблять свой голос, теряя при этом сосредоточенность на происходящем. Да, когда вы находитесь в центре внимания, многие люди ждут от вас ответов на вопросы. Но это не значит, что у вас должны быть ответы на все вопросы. Вы просто должны быть в состоянии выполнять свои обещания.

Необязательно быть самым умным человеком в аудитории, чтобы выступить с убедительной речью, эффективно вести сессию мозгового штурма или даже быть избранным на руководящую должность. Чтобы повысить свой статус в глазах окружающих, иногда достаточно просто сказать: «Я не знаю». Тех, кто считает себя умнее и лучше других, обычно спрашивают последними. Как я уже упоминал, важно не то, что вы говорите, а как вы это делаете.

К примеру, на конференции вам могут предоставить слово первым, последним или в середине программы. Да, часто именно первый выступающий задает тон всего мероприятия. Но если после того, что сказали другие, вы сумеете проявить в своем выступлении индивидуальность и продемонстрировать свой уникальный голос, он прозвучит сильнее и громче их голосов. Так что иногда выступление первого оратора начисто забывается.

Когда ваш голос звучит сильнее всего

Осваивая мою методику, помните: ваша истинная сила проявляется тогда, когда вы стоите перед аудиторией. Когда вы думаете, что должны защитить себя от болезненной критики и негативного влияния на вашу жизнь других людей, все, что вы на самом деле делаете, – это подавляете свои мечты. Вы тратите свой голос на самозащиту, а не усиливаете его через самопонимание и самовыражение. Негатив ослабляет ваш голос, а великодушие и любовь делают его сильнее.

В действительности я предлагаю вам попытаться любить всех участников вашей аудитории, даже если они задирают перед вами носы. Когда вам представляется возможность выступить на сцене или в любой другой обстановке, скажем за ужином в День благодарения, – это всегда честь. Можете считать меня старомодным, но я считаю именно так. Позже я расскажу вам о том, как вызвать уважение аудитории – даже до того, как вы перед ней предстанете. Именно тогда ваш голос звучит сильнее всего.

Обретение собственного голоса и способность высказать свое мнение не следует воспринимать как акт протеста. Это расширение возможностей, а не бунт. Это не ответная реакция «Я им сейчас покажу». Протест – это результат узкого мышления, попытка что-то прокричать слабым голоском. Обрести собственный голос и донести его до людей – значит создать что-то новое, а не только жаловаться и возмущаться.

Выдающийся перформер разрушает правила – и не просто бунтует, а создает что-то лучшее, восхищает, удивляет, увлекает и вдохновляет. Разрушение без созидания заманивает нас в ловушку прошлого и не позволяет двигаться вперед.

2. Играйте роль, соответствующую ситуации

Я всегда играю какую-то роль – для вас, для них и даже для себя. Да-да… Даже когда я одна, я все равно играю какую-то роль – и при этом являюсь самой взыскательной аудиторией.

Симона Панова. «Кошмарная жертва» (Nightmarish Sacrifice)

МНОГИЕ ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ, а также успешные представители всех сфер деятельности знают, как аутентично играть разные роли, чтобы эффективно взаимодействовать с людьми в разных жизненных ситуациях. Способность применять новые модели поведения повышает вашу креативность и уверенность в себе при подготовке и к презентации, и к продвижению по службе, и к кардинальным переменам в карьере или личной жизни.

Играть роль, соответствующую ситуации, – значит идентифицировать себя в данном сценарии и быть на высоте. Эта глава поможет вам освоить новые навыки ораторского и актерского мастерства, основываясь на своих сильных сторонах и интересах. Вы научитесь исходить из того, кто вы есть, что имеет для вас значение и чем вы уже занимаетесь – только с учетом ситуации. Играя нужные роли, вы сможете делать это убедительно, потому что они будут для вас аутентичны. А подчеркивать свои лучшие и сильные стороны – это настоящее удовольствие.

Однако – и это может показаться противоречием, – если вы зацикливаетесь на своем подлинном «я», вам будет достаточно сложно применять различные модели поведения и при этом оставаться аутентичным. Я имею в виду концепцию адаптации стиля поведения к потребностям разных ситуаций. Ее применяет любой актер, и она является ключом к моему успеху. В январском номере Harvard Business Review за 2015 год я прочитал статью Эрминии Ибарра о применении этой концепции в лидерстве и счел ее достойной того, чтобы процитировать: «Если человек хочет совершенствоваться в своем деле, то ясное представление о себе, словно компас, помогает ему идти к своей цели и принимать верные решения. Но если человеку надо освоить что-то новое, то слишком жесткий, застывший образ собственного “я”, как якорь, держит его на месте».

Люди, способные осваивать различные стили поведения, чтобы приспособиться к динамике конкретной ситуации, не чувствуют себя притворщиками. Они подобны хамелеонам. Другое дело – когда вы притворяетесь тем, кем на самом деле не являетесь, или изображаете компетентность в каком-то вопросе. Так можно завраться и ввести людей в заблуждение. Другими словами, мы выигрываем, когда, пытаясь произвести впечатление на аудиторию, заключить сделку или продвинуть какую-то идею, представляем себя с лучшей стороны, а не со всех. Мы преуспеваем, когда задействуем те качества своей личности, которые соответствуют потребностям момента, а остальные не выпячиваем, но и не прячем.

И наоборот, люди, зацикленные на одной системе ценностей, одном стиле поведения, склонны говорить то, что они думают и чувствуют, даже когда это идет вразрез с требованиями ситуации. Такая позиция не всегда уместна. Она может выражаться в излишней ригидности, убежденности в своей правоте, неспособности к импровизации и даже нетерпимости к чужому мнению или манере поведения. В результате обладатели подобного типа мышления часто с трудом адаптируются к новым условиям, таким как продвижение по службе и изменение социального статуса – со служащего на бизнесмена, с помощника на партнера и даже с холостяка на семейного человека.

Да, я знаю, что эта концепция звучит противоречиво, но, если вы готовы признать, что способны аутентично играть разные роли и применять разные стили поведения, чтобы с легкостью адаптироваться к изменяющимся условиям, перед вами откроется целый мир новых возможностей. Успешные и эффективные люди часто играют роли, которых требует от них ситуация. Они с готовностью экспериментируют с разными стилями и методами, пока не найдут тот, который подходит и им, и обстоятельствам. В конце концов каждая роль становится для них аутентичной и позволяет срывать овации.

Понимание того, как работают роли

Чтобы играть нужные роли, необходимо следовать определенным правилам. Первое правило: в зависимости от профессиональных или личных обстоятельств акцентируйте одни качества своей личности и не выпячивайте другие. Однако, если вы играете одну и ту же роль во всех ситуациях, это может привести к конфликту, вызвать разногласия и ограничить ваши возможности роста.

Возьмем, к примеру, командира батальона морской пехоты. Если он остается «в образе», даже когда играет роль отца для своих юных дочерей, это создает в семье атмосферу напряженности и излишней строгости и держит детей в постоянном страхе. А теперь представьте, что эстрадный комик решил снять крупнобюджетный фильм, но не смог изменить свой клоунский стиль поведения при проведении переговоров с руководителями Голливуда. Думаете, они восприняли его всерьез и позволили распоряжаться такими деньгами? И наоборот, профессор колледжа может играть роль доброго, забавного дедушки с первокурсниками и требовательного наставника с талантливыми выпускниками, чтобы подтолкнуть их к более высоким уровням мастерства. Что касается меня, то роль ментора, которую я играю в работе со своими клиентами, кардинально отличается от роли ученика в школе джиу-джитсу. Но обе эти роли одинаково аутентичны, и вы узнаете меня и в той, и в другой.

Тим Кук, глава корпорации Apple, сменивший на этом посту Стива Джобса, ко времени своего назначения гендиректором овладел разными ролями. Он возглавлял подразделения компании по всему миру, совершенствовал систему взаимоотношений с клиентами и был правой рукой Джобса. Когда Кука выбрали гендиректором Apple, ему пришлось освоить новые роли, в частности общественного представителя компании и лидера своей отрасли. Сейчас Кук представляет продукцию Apple на тщательно подготовленных презентациях и встречается с самыми влиятельными деловыми и финансовыми СМИ. Эти роли когда-то играл Стив Джобс.

Тридцатого октября 2014 года Кук блестяще сыграл еще одну роль. В статье Bloomberg Businessweek «Заявление Тима Кука» он сделал нечто необычное для главы крупной корпорации – открыто признался в том, что он гей, и сказал, что считает гомосексуальность «одним из величайших подарков Бога».

По словам Кука, он не скрывал свою ориентацию, и в Apple относились к этому вполне лояльно, но по роду профессиональной деятельности ему приходилось соблюдать определенный уровень приватности. Однако Кук счел необходимым сыграть важную для него роль – роль социально ответственного гражданина. Он увидел в своей должности возможность поддержать, вдохновить, а возможно, и защитить других людей. Кук сделал это не для того, чтобы поднять стоимость акций или обойти конкурентов Apple, а для того, чтобы выразить свою гражданскую позицию. И реакция ЛГБТ-сообщества, инвесторов, деловых кругов, покупателей, продавцов, фанатов, прессы и даже многих политических и религиозных лидеров была положительной.

Вот как Кук сам позиционирует себя в новой (аутентичной для себя) роли: «Я не считаю себя активистом за права геев, но если признание гендиректора Apple в нетрадиционной сексуальной ориентации сможет помочь кому-то почувствовать себя равноправным членом общества, то ради этого я готов пожертвовать конфиденциальностью своей личной жизни».

Я не сомневаюсь в том, что карьера Кука, состоявшая из разных ведущих ролей, помогла ему подготовиться к данному моменту. Впрочем, Кук этого и не скрывает: «Я инженер, дядя, любитель природы, свихнувшийся на фитнесе, сын Юга, фанат спорта и много кто еще. Я надеюсь, что люди будут уважать мое желание фокусироваться на вещах, для которых я подхожу больше всего, и на работе, приносящей мне удовольствие».

А вот пример иного рода. Многие тренеры, от Херба Брукса до Фила Джексона, тоже играют роли, которые помогают им проникать в умы своих игроков и мотивировать их на победу. Фил Джексон практически в совершенстве играет роль дзен-мастера. Он общается с прессой, пишет книги и привносит в свою работу элементы восточной философии и психологии, что помогает ему оставаться одним из величайших тренеров НБА.

Большинство людей определенного возраста помнят «ледовое чудо» – невероятную победу сборной США над сборной СССР по хоккею на зимних Олимпийских играх 1980 года. Но вы, возможно, не знаете, что тренер американской команды, Херб Брукс, сознательно разработал для себя роль как часть своей конкурентной стратегии. Если в Миннесотском университете Брукс был добродушным малым, поддерживающим своих игроков, то при подготовке олимпийской сборной он кардинально изменил свой подход. Поскольку выбранные им игроки имели разный уровень подготовки и прежде были соперниками на льду, Брукс должен был направить их мысли в нужное русло и создать сплоченную команду.

Как ему это удалось? Брукс стал требовательным тренером-солдафоном, который день и ночь муштровал своих подопечных, чтобы они возненавидели его больше, чем друг друга. К началу Олимпийских игр спортсмены были связаны общими переживаниями и чувствовали себя одной командой. Брукс сильно рисковал, играя такую роль, но риск оказался оправданным.

Я уверен, что вы можете вспомнить массу других подобных примеров. Овладение искусством ролевой игры имеет ряд преимуществ. Оно поможет вам:


• стать более уверенными в себе, так как у вас будет план действий и модель поведения в конкретной ситуации;

• улучшить свои коммуникативные навыки благодаря знанию техник эффективного общения;

• узнать больше о себе и своей способности вдохновлять и мотивировать.


Способность менять стиль поведения и играть роль, соответствующую ситуации, – это действенный инструмент роста и развития. Возможно, время от времени вы его уже используете – сознательно или подсознательно. Вопрос в следующем: готовы ли вы намеренно извлекать пользу из этого подхода? Надеюсь, что да. Когда вы поймете, кем вам хотелось бы себя видеть, и научитесь «примерять» новые модели поведения, то станете играть главные, а не второстепенные роли.

Какую роль вы хотите играть в своей жизни: главную или второстепенную?

Давайте исследуем роли, в которых вы хотели бы себя видеть, и обсудим, как вам в них преуспеть. Это могут быть как долгосрочные «большие мечты», например управлять компанией, так и краткосрочные цели, например стать лучшим менеджером по продажам. Возможно, в одних инстанциях вам хочется играть главную роль, а в других – второстепенную (скажем, быть главой семьи, но не главой компании). Находиться в центре внимания и быть на втором плане – это абсолютно разные вещи. Запомните два важных момента:


1. Ваша новая роль может вызывать дискомфорт у ваших родных, друзей или коллег, поэтому они предпочли бы видеть вас в старом амплуа.


Приведу пример. Одна моя приятельница оставила стабильную работу преподавателя изобразительного искусства и устроилась дизайнером в рекламное агентство, чтобы больше зарабатывать, общаться с креативными людьми и расти. Незадолго до этого она стала встречаться с парнем, которому ее новая корпоративная роль пришлась не по душе. Моя приятельница хотела стать успешной, независимой женщиной. Судя по всему, у ее бойфренда были насчет нее совсем другие планы.

Следующее заявление достаточно смелое, и я не ожидаю, что вы сразу примете его на ура, но, возможно, вам придется исключить из своей жизни некоторых людей – тех, кто тянет вас назад и мешает вам осуществлять свои мечты. Я знаю, что это звучит жестко, но жизнь дается вам всего один раз, не так ли? Делитесь своими мечтами с другими, но не позволяйте им писать за вас вашу историю, отводя вам роль второстепенного персонажа. Вы – автор сценария, режиссер и главный герой своей жизни.


2. Будьте честны с самими собой. Постоянно спрашивайте себя, для чего вы осваиваете ту или иную роль: чтобы достичь своих целей или чтобы снискать одобрение окружающих.


К примеру, вы можете пытаться играть роль чемпиона в своей корпоративной команде. Это позволило бы вам выделиться и повысить свой статус в организации, в кругу своего общения и даже в семье. Но важно помнить, зачем вы это делаете. Действительно ли вы стремитесь к успеху или просто ищете одобрения коллег, родных и соседей?

Вы всегда сможете рассчитывать на свою коллекцию ролей – как в повседневной жизни, так и в ответственные для вас моменты. Они станут частью вашего «репертуара» менеджера, лидера, предпринимателя, родителя, любовника или председателя школьного комитета.

Как блестяще сыграть роли, которые вы для себя определили

Это подводит нас к следующим важным вопросам: «Как блестяще сыграть роль, в которой вам хотелось бы себя видеть?», «В каких жизненных ситуациях она может пригодиться и как к ним подготовиться?»

Приведу пример из своей карьеры. Оставив актерское поприще (это было около двадцати лет назад), я стал искать новое поле деятельности. В то время я занимался велоспортом, а в межсезонье работал инструктором. Обладая хорошей физической подготовкой и актерским образованием, я проводил для своих студентов мотивирующие театрализованные занятия (опять же, играл роль), причем делал это весьма неплохо.

Потом я услышал о вакансии группового фитнес-менеджера, в обязанности которого входили подбор персонала, разработка программ и управление одним из филиалов клуба. Я увидел себя в этой роли – у меня имелись кое-какие идеи насчет программ и теория относительно того, почему я подхожу на эту должность. Проблема заключалась только в одном – отсутствии сертификатов и опыта работы.

Чтобы произвести впечатление на Тони, менеджера по персоналу, которая давала добро на итоговое собеседование с вице-президентом компании, я использовал актерские техники и представил себя успешным фитнес-менеджером с тоннами свежих идей, подкрепив свое утверждение относительно того, почему я должен преуспеть в этой должности, фактами из своей трудовой биографии. Я заранее отрепетировал свою речь и заявил о том, что намерен сделать групповые занятия самым доходным и интересным направлением деятельности компании (на тот момент данный аспект представлял собой серьезную проблему). Кроме того, я мотивировал себя следующим образом: «Если я не получу эту работу, то не смогу платить по счетам, со мной не станет встречаться ни одна уважающая себя женщина и я закончу свою жизнь лысеющим неудачником!» (Как оказалось, облысения мне избежать не удалось…)

Сев рядом с Тони, я попросил ее взглянуть на плоды моей актерской деятельности и объяснил, что групповые занятия по фитнесу могут производить на членов клуба такое же незабываемое впечатление, как фильм или спектакль – на аудиторию. Я пообещал использовать свои актерские знания и навыки, чтобы сделать тренировки более оригинальными и интересными. Кроме того, сообщил, что у меня есть опыт организации театральных постановок, а это, по сути, является проектным менеджментом. И наконец, заявил, что лучшие инструкторы и фитнес-менеджеры – прирожденные артисты, и я могу это определить при подборе и подготовке персонала.

Чтобы не быть голословным, я заметил, что они нанимали людей, которые не могли сыграть требуемые роли, например нанимали на должность менеджеров опытных инструкторов с солидной базой клиентов, но не рассматривали кандидатов с природными задатками управленца. «У меня масса таких природных талантов», – пользуясь случаем, сказал я Тони.

Не думайте, что я с легкостью прошел это интервью и совсем не волновался. Волновался, и еще как! Во время собеседования было много моментов, когда я находился за пределами зоны комфорта. К счастью, в университете нас научили контролировать дыхание и язык тела; хороший перформер может выглядеть уверенно и непринужденно даже в стрессовой ситуации, когда у него от страха трясутся поджилки. Тони была впечатлена и согласилась назначить мне собеседование с вице-президентом компании. Да, и еще: она дала мне должностную инструкцию, чтобы мне было легче «войти в образ», и я изучил ее до мельчайших подробностей.

После «спектакля» на итоговом интервью я получил эту работу. Вскоре мне предложили взять под свое крыло еще один клуб, с повышением зарплаты до пяти тысяч долларов. Я отказался, объяснив свое решение простой математикой: это была двойная работа за мизерное вознаграждение. Их это удивило, так как в фитнес-индустрии больше ценился статус, чем деньги, и многие ради более высокой должности были готовы пожертвовать зарплатой.

Итак, я сыграл роль дельца, написал простой сценарий и сделал встречное, весьма рискованное для себя предложение. «Каких трех целей вы хотели бы достичь в ближайшие три месяца?» – спросил я руководство компании. Когда они мне ответили, я сказал: «Предлагаю сделку. Я возьму второй клуб, и, если через три месяца достигну этих целей, вы удвоите мне зарплату. Если нет – соглашусь на пять тысяч». В комнате воцарилось молчание, которое сменилось оглушительным хохотом. Но они согласились, искренне полагая, что у меня ничего не получится.

Я не рассказывал бы вам эту историю, не будь она со счастливым концом. Мне удвоили зарплату, а еще через три месяца – когда я успешно сыграл роль мятежного интрапренера – меня назначили директором филиала и в очередной раз повысили зарплату. Итого три повышения в должности и почти троекратное повышение зарплаты за шесть месяцев.

Таким образом, я предпринял следующие важные шаги:


1. Прояснил суперцель и мотивацию (см. главу 4).

2. Определил свою роль, а потом думал и действовал так, как если бы уже был успешным менеджером, которого рисовал в своем воображении (см. главу 5).

3. Чтобы вжиться в роль и обрести собственный голос, применил все свои профессиональные знания и мастерство, а также изучил должностную инструкцию.

4. Пошел на огромный, но разумный риск, что могло показаться бахвальством или блефом (см. главу 6).

5. Постоянно сохранял сосредоточенность на происходящем, чтобы выяснить реальные желания и потребности работодателя (см. главу 8).

6. Развивал отношения с людьми, которые оказывали мне поддержку и помогали достигать поставленных целей.


И финальный аккорд. Учитесь у лучших перформеров – подобно тому, как спортсмены совершенствуют свое мастерство, отрабатывая бесчисленное множество раз бросок или свинг своего кумира. Этот подход с тем же успехом работает в деловом общении и выступлении на публике. Если вы видите звезду в той роли, которая вас восхищает, скажем мастер коммуникаций, изучите ее стиль и поведение и позаимствуйте для себя те их особенности, которые вам подходят. Это не значит, что вы должны притворяться кем-то другим. Это значит, что вы учитесь и осваиваете техники актерского мастерства, как в университете или на тренинге.

О каких ролях вы мечтаете? Если о более видных, то в каких ситуациях вам предстоит их сыграть и хватит ли у вас мужества выйти перед публикой и сорвать овации?

3. Избавьтесь от страхов и заглушите голос критиков

По данным исследований, на первом месте среди фобий стоит страх публичных выступлений. На втором – страх смерти… Разве это не нонсенс? Это значит, что вы предпочли бы оказаться в гробу, а не на сцене.

Джерри Сайнфелд

ВОЛНЕНИЕ ПЕРЕД ОТВЕТСТВЕННЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ является абсолютно естественным. Выступать действительно страшно! Я сам частенько переживаю такие пугающие моменты. Между тем успех выступления зависит от умения справляться со своими страхами. А они могут быть самыми разными. Мы боимся выглядеть глупыми, совершить ошибку, потерпеть неудачу, показать свое волнение. Мы боимся, что нас раскритикуют или поднимут на смех. А может, мы просто боимся быть собой. Если кто-то отвергает нашу вялую попытку, то это не значит, что он отвергает нас, верно? Но, если мы открываем душу, выкладываемся по полной, а нас отвергают, что это говорит о нашей личности? Я думаю, что больше всего мы хотим одного: чтобы нас знали, уважали и любили такими, какие мы есть, со всеми нашими странностями и изъянами.

Волноваться, переживать или нервничать перед выступлением, собеседованием, корпоративным мероприятием и даже свиданием вслепую – это нормально. Возможно, вы перебираете в голове всевозможные вопросы, которые вам могут задать. Быть может, вы не можете уснуть, думая о том, что скажет о вашей презентации босс или лучший клиент, и боитесь, что сделаете что-нибудь не так и, не дай бог, опозоритесь. Но даже если вы относительно спокойно относитесь к таким моментам, то извлечете пользу из этой главы, в которой я исследую корни страха публичного выступления: неуверенность и боязнь критики.

Существует два вида критики, которая заставляет вас молчать или играть второстепенные роли: внутренняя, исходящая от голосов в вашей голове, и внешняя, исходящая от аудитории, коллег или руководства. Избежать внешней критики невозможно, как бы нам этого ни хотелось. Но мы можем – и должны – перестать заниматься беспощадным самобичеванием.

Как заглушить голос своего внутреннего критика

Наш мозг неустанно трудится, прокручивая у нас в голове одни и те же эпизоды: что случится, когда мы выйдем на сцену и подойдем к микрофону. Эти образы и голоса обычно приходят к нам из детства, так как критика и сомнения родителей оставляют в нашем сознании более глубокий след, чем критика и сомнения других «судей», которых мы встречаем на своем жизненном пути (хотя их отголоски тоже могут быть слышны). Однако чем больше внимания вы обращаете на эту негативную болтовню, тем сильнее страх и вызванный им стресс.

Давайте вернемся к Лори, чью историю я уже рассказывал. Лори была тихой серой мышкой, которая пришла на один из моих тренингов в 2013 году и в итоге набралась смелости, чтобы открыто рассказать о своем детстве, неуверенности в себе и желании измениться. Ее выступление закончилось бурными аплодисментами.

Лори обрела собственный голос благодаря своей искренности и ответственности. Когда я отобрал у нее карточки, она больше не могла полагаться на историю, которую рассказывала все эти годы – и которая не была ее настоящим голосом. Ей пришлось избавиться от стыда, вызванного отношением к ней матери, и своего ложного образа, за которым она скрывала душевную боль. У Лори хватило мужества сдержать обещание, которое она дала себе, мне и своим коллегам по тренингу: обрести собственный голос и научиться выступать перед аудиторией. Положительный опыт, подкрепленный одобрением и поддержкой окружающих, – это источник уверенности в себе, позволяющий Лори снова и снова демонстрировать свой голос. Ее голос продолжает развиваться. Когда-нибудь она расскажет новую историю тем же (и в то же время другим) голосом, который обрела тогда. Освободившись от комплексов и заставив замолчать своего внутреннего критика, Лори вырвалась из плена прошлого и смело шагнула в будущее. Подавление негативных голосов в голове – это лучший способ найти новые, аутентичные для себя роли.

В этой книге я помогу вам заглушить свои внутренние сомнения, потому что в конечном счете это и есть секрет успешного выступления во всех жизненных «спектаклях». Если голоса в собственной голове вас подавляют и унижают, вы вряд ли чего-то добьетесь. Но если они звучат позитивно, ободряюще и говорят вам о том, что вы способны осуществить свои цели и мечты, именно это вы и сделаете.

Как заглушить голос внешних критиков

Оказавшись в центре внимания, вы неизбежно будете подвергнуты критике. Не верите – спросите у Бруно Марса.

В 2014 году этот известный поп-артист удостоился чести выступить на ежегодном финальном матче по американскому футболу. Ему пришлось пережить все аспекты этого торжественного момента, в том числе и предстартовую лихорадку, из которой можно извлечь весьма поучительные уроки для публичных выступлений и презентаций. Накануне этого мегапопулярного события в интернет-СМИ появилось множество «дискуссий» (мягкое название потока грязи, вылившегося на голову этого молодого человека), дружно признавших, что детское лицо Марса никак не вписывается в прайм-тайм. Все сразу забыли о его бешеной популярности, недавней премии «Грэмми» и концертном туре, собравшем 72,4 миллиона долларов. «Критики» козыряли тем фактом, что Бруно Марс и рядом не стоял с такими гигантами музыкальной индустрии, как Брюс, Бейонсе, Мадонна и Маккартни. Другими словами, он был рискованным вариантом, и это не давало покоя некоторым наблюдателям.

Когда на пресс-конференции Бруно спросили обо всей этой шумихе, он сказал: «Где бы я ни выступал, моя работа – поднимать людям настроение. Поэтому я всегда выкладываюсь по полной, будь то выпускной, свадьба, бар-Мицва, “Грэмми” или Суперкубок. А уж как все сложится, не мне решать».

Ваша работа – поднимать людям настроение независимо от того, какой финал вам пророчат. Выдающийся перформер это знает и намеренно идет на риск, потому что чем выше риск, тем больше шансов создать что-то удивительное, волнующее, шокирующее, вдохновляющее и значимое. Он знает, как легко заниматься критикой, поэтому не видит смысла с ней разбираться. Вы только выиграете, если будете просто выкладываться по полной и больше беспокоиться о качестве своей работы, чем о приветственных аплодисментах и раздраженных соперниках.

Идина Мензел озвучила роль Эльзы в «Холодном сердце» – самом успешном анимационном фильме в истории кинематографа. Она также выступала на бродвейской сцене, где исполнила роль Эльфабы в мюзикле «Злая» и роль Маурин в рок-мюзикле «Богема». В канун празднования Нового 2015 года Мензел попросили исполнить песню из «Холодного сердца» на Тайм-сквер в Нью-Йорке. Боже, это было что-то! В ту морозную ночь на улицах собралось больше миллиона человек, и еще десять миллионов приникли к экранам своих телевизоров. Она прекрасно исполнила все, кроме последней ноты.

Twitter взорвался волной гневной критики, разнося выступление актрисы в пух и прах. В ответ на это она просто напомнила скептикам о том, что сказала несколькими месяцами раньше:


В мюзикле продолжительностью два с половиной часа 3 миллиона нот; при всем своем перфекционизме я в лучшем случае попадаю в 75 процентов из них. Выступление – это не просто трюки и высокие ноты. Это постоянная погруженность в ситуацию, контакт с аудиторией и способность выразить себя через музыку. Я больше, чем ноты, в которые попадаю. Точно так же я стараюсь относиться к жизни. Нельзя все время быть на высоте, но можно к этому стремиться. Если вы сделали все возможное, остается только принять свои промахи и иметь смелость их преодолеть.


Так она и поступает. Идина Мензел успешна не только потому, что у нее есть талант, но и потому, что она готова работать и заглушать своей позицией голос критиков – ради служения аудитории и искусству. Конечно, злопыхатели всегда найдутся, но она их не слышит и продолжает брать высокие ноты.

Парадокс перформера

Критика может проявляться в виде нелестных высказываний зрителя с первого ряда или ядовитых офисных сплетен, способных разрушить команду. Также бывают времена, когда начальник, коллега или любимый человек хочет дать вам полезную обратную связь, но не знает, как это лучше сделать. Когда я слышу, как ко мне обращаются со словами: «Можно высказать вам свою конструктивную критику?», я знаю, что за этим последует какой-нибудь нелицеприятный и, как правило, бесполезный совет. Критика есть критика, даже если она преподносится как «конструктивная».

Толковый словарь определяет критика как «человека, выражающего обоснованное мнение по какому-либо вопросу либо суждение о его ценности, достоверности, правильности, красоте или технике». Все это замечательно, но в том же словаре есть и альтернативное определение критика: «тот, кто выносит грубые, резкие суждения и во всем ищет недостатки». Об этой критике я и веду речь.

Часто мы принимаем критику малознакомых или вообще незнакомых нам людей слишком близко к сердцу. Критика публичных выступлений и других творческих начинаний затрагивает наши личные чувства, поскольку перформанс – это действо, где мы предстаем перед публикой психологически раздетыми и потому чувствуем себя как никогда уязвимыми.

Один мой приятель предложил свою кандидатуру на место в школьном совете. Чтобы быть избранным на эту волонтерскую должность, ему пришлось выступить на собрании городского совета перед родителями и другими заинтересованными сторонами, где каждый мог сказать все, что он думает о том или ином кандидате. Мой друг был готов не только пожертвовать своим временем, но и подвергнуть себя критике, потому что больше заботился о результате, чем об одобрении.

Выступление – на сцене, в поле, в офисе или перед коллективом, выбирающим вас на руководящую должность, – делает вас объектом повышенного внимания окружающих. Вы выставляете себя на всеобщее обозрение, что неминуемо ведет к «перемыванию косточек». Стремление стать перформером усиливает ваши волнения и страхи и, как результат, сопротивление достижению этой цели, что ведет к парадоксу перформера.

Вы должны быть готовы к этому конфликту намерений. Ваша суперцель стать общественным лидером, правозащитником или гендиректором акционерной компании будет бороться с внутренним голосом, настойчиво твердящим вам избегать ситуаций, в которых вы можете быть подвергнуты критике, осмеяны или отвергнуты. Я консультирую многих вдохновляющих ораторов, руководителей компаний, авторов и других публичных деятелей, и они находят полезным подход, который я им советую, – выбирать между результатами и одобрением. В конце концов те, кто выбирает результаты, достигают больших успехов и испытывают большее удовлетворение от работы.

А что важнее для вас: результаты или одобрение? Ответьте честно. Когда я был моложе, меня интересовало только одобрение. Сейчас – результаты. Я не пожертвую своими ценностями и уж тем более целями. Я не работаю ради аплодисментов или статуса. Я хотел бы помочь вам блистать в ответственных жизненных ситуациях. И хотел бы выполнить обещание, данное в этой книге. Если вы сорвете овации, значит, я достиг цели.

Конфликт намерений может иметь и личную подноготную. В действительности многие из наших профессиональных проблем являются отражением личных неурядиц. К примеру, если вы не продвигаетесь по службе, дело может быть не в вашей некомпетентности, а в неумении ладить с людьми. У вас есть намерение расти, вместе с тем вы хотите показать, что вы лучше других. Это конфликтующие намерения, и они мешают вашему профессиональному и личностному росту. Если вы художник, но не выставляете свои работы, потому что не хотите переводить искусство на коммерческую основу, эти конфликтующие намерения не позволят вам сделать свое искусство доступным для людей. Если вы хотите выступать с речами, способными изменить мир, но не хотите попасть под прицел критики, эти конфликтующие намерения помешают вам выйти на большую сцену. Если вы хотите влюбиться, но боитесь разочарования и боли, вам будет сложно открыться навстречу новым возможностям.

Если вы чрезмерно озабочены мнением незнакомых людей и вместо того, чтобы доверять себе и своим близким, даете незнакомцам слишком большую власть над своей жизнью, с этим тоже необходимо покончить.

Если, с одной стороны, вам хочется блистать и срывать овации, а с другой – избегать ситуаций, в которых вас могут подвергнуть критике, второе намерение может перевесить первое. Теперь, понимая, что поставлено на карту, вы можете освободиться от этих конфликтующих намерений.

Два простых способа заглушить голо с критиков

Способ 1. Перестаньте быть критиком

Чтобы заглушить голос критиков, нужно перестать быть критиком. Почти все мы знаем, как ужасно получать негативную обратную связь. И почти все мы в той или иной степени боимся критики. Тем не менее многие из нас попадают в ловушку критиканства. По иронии судьбы, мы говорим о других то же, что думаем о себе. Если вы привыкли поливать грязью своих конкурентов, ругать начальство или сплетничать, то можете быть не слишком успешны в делах. Почему? Нездоровое мышление не способствует креативной деятельности.

Как бы то ни было, большая часть спонтанной критики не попадает в цель. Выступление, как и любое творческое начинание, включая литературную деятельность, разработку нового продукта, дизайн или проектный менеджмент, в конечном итоге только выигрывает от процесса постоянного повторения, обновления и совершенствования, проходя через неизбежные ошибки, удачи и неудачи. Даже в хорошем выступлении легко найти ошибку. Выискивая изъяны в чьей-то работе, вы, сами того не подозревая, повышаете вероятность того, что с вами поступят точно так же. Я не думаю, что можно быть и критиком, и перформером. В данном случае я говорю о деструктивной критике. Разрушать легко. Гораздо труднее – и важнее – создать что-то лучшее. Так что выбирайте: сфокусироваться на успехе своего выступления или тратить время на то, чтобы потопить других?

Проявляя уважение к людям, вы позволяете им принимать собственные решения о творческой работе. Критикуя других, мы унижаем себя. Мы проявляем себя с худшей, а не с лучшей стороны. Подумайте вот о чем: может ли шеф-повар свободно творить на кухне и одновременно писать ресторанные обзоры? Может ли художник полностью самовыражаться в своих картинах и при этом негативно отзываться о других художниках? Теоретически такое возможно – при полном отсутствии эмпатии. Но чем больше вы критикуете других, тем больше об этом думаете и, как следствие, становитесь более чувствительными к критике. Так уж устроен наш мозг. Между тем энергию, которую вы тратите на то, чтобы разнести в пух и прах чью-то работу, можно направить в более продуктивное русло, например на подготовку к важной речи, переговорам или интервью. Опять же, в процессе подготовки фокусируйтесь на конструктивных, а не на деструктивных аспектах.


Способ 2. Сделайте свое выступление безупречным

Почти все сидящие в зале или за столом переговоров находятся там для того, чтобы что-то получить от вашего выступления: идеи, вдохновение или интересный анализ. Заметьте, я сказал «почти». В каждой аудитории существует три лагеря. Представители первого вас уже поддерживают и будут делать это во время выступления, поскольку разделяют ваши взгляды и позиции. Другие никогда не примут то, что вы говорите, по идейным или личным соображениям. Шансов на успех в этой группе у вас не много. И наконец, «центристы» открыты вашим идеям, но пока они не на вашей стороне. Они готовы воспринять и усвоить ваше сообщение, но им нужно помочь, слегка подтолкнуть.

При подготовке к какому-либо мероприятию старайтесь не фокусироваться только на фанатах или только на скептиках. В первом случае ваша речь будет звучать слишком подобострастно, во втором вы смажете свое выступление и оттолкнете от себя фанатов и нейтральное большинство. Поэтому сфокусируйтесь на «центристах» – политологи называют таких людей внушаемыми. Они легко поддаются убеждению и потенциально готовы к тому, чтобы принять вашу точку зрения.

Хотя «центристы» открыты вашим идеям, это не значит, что вы запросто перетянете их на свою сторону. Членам аудитории – даже внушаемым – может быть легче найти промахи в вашей работе, чем оспаривать ваши идеи и мнения. Имейте это в виду. Даже самые великодушные и снисходительные люди в аудитории могут сопротивляться вашим идеям или просьбам, чтобы защитить свое миропонимание. Ведь проще к чему-нибудь придраться, чем изменить укоренившееся убеждение. Так что ваша задача – сделать свое выступление безупречным.

В части III вы будете создавать четко структурированные речи и презентации, убедительно передающие содержание ваших идей. А пока давайте начнем с простой техники, которая поможет вам избежать уколов в свой адрес. Она подходит для всех жизненных ситуаций, связанных с общением и совместной деятельностью.

Выступая с презентацией книги «Нет отбоя от клиентов» перед менеджерами по продажам, я сначала делюсь с ними своей маркетинговой стратегией. Это дает представление о том, что они продают. Дальше все зависит от способности менеджера заинтересовать покупателя своим продуктом или услугой, что, по сути, является залогом успеха в бизнесе.

Однако я всегда оставляю место для маневра. К примеру, если я буду использовать в своей речи абсолютные категории, такие как «никогда», «все», «всё», «всегда», «никто», это сделает мою позицию уязвимой для критики. Например, если я скажу: «Никто не любит мороженое со вкусом ушной серы», то, вполне возможно, найдется чудак, который, как бы дико это ни звучало, любит мороженое со вкусом ушной серы.

Когда вы будете читать эту книгу, обратите внимание на то, что я всегда стараюсь оставить место для альтернативных мнений, сглаживая свои утверждения оборотами «похоже, что…», «часто бывает…», «мне кажется, что…» и т. п. на тот случай, если я непреднамеренно использовал какую-то абсолютную категорию и не заметил ее при редактировании. Нельзя сделать свою работу стопроцентно безупречной, но можно приложить максимум усилий, чтобы ваши аргументы звучали убедительно. Это сводит вероятность критики к минимуму. Кроме того, все обобщения являются ложными. И это в том числе.

Спасибо, но нет

Размышления о том, что хорошо, а что можно улучшить во всех аспектах своей жизни, – это ключ к профессиональному и личностному росту. Дополнительным фактором является внешняя помощь, когда кто-то предлагает вам поделиться своими идеями и соображениями и делает это в ваших, а не в собственных интересах. В таком случае следует сначала спросить у вас согласия, причем сделать это в подходящее для обратной связи время (пять минут после вашего выступления – это не очень подходящее время). Такая тактика, как правило, является наиболее эффективной.

Однако, если у вас нет профессиональных или личных обязательств реагировать на обратную связь, вы имеете полное право сказать: «Спасибо, но нет». Слишком часто мы из чувства надуманной ответственности выслушиваем чье-то мнение. Я не думаю, что вы должны так поступать. Конечно, я не предлагаю вам лишать себя любой обратной связи. Просто убедитесь в том, что она исходит от сознательных и заботливых людей.

Когда вы волнуетесь или нервничаете, всегда фокусируйтесь на достижении своей цели. Ваша задача – просто донести до аудитории суть речи, которую вы составили и отрепетировали; продукта, который вы запустили и протестировали; ежегодной сессии стратегического планирования, которую вы разработали и спланировали. Всегда фокусируйтесь на конечном результате собрания, собеседования или переговоров, а не на том, как вы выглядите и что подумают о вас другие.

Поднимитесь над шумом

Руководствуясь советом нашего друга Бруно Марса, мы, как перформеры, должны воодушевлять, подниматься над шумом и давать своей аудитории пищу для размышлений, разжигать у нее желание делать мир лучше, помогать поверить в себя или сказать «да» нашей просьбе о повышении зарплаты, покупке нашего продукта или инвестициям в нашу компанию.

Не давайте критикам – ни внутреннему, ни внешним – охладить ваш пыл.