Вы здесь

Заслуженные гидромеханизаторы. Биографии гидростроителей России. Биографии заслуженных гидромеханизаторов (Николай Кожевников)

Биографии заслуженных гидромеханизаторов

Беренцвейг борис Владимирович

(02.12.1910 – 13.10.1974)


Родился 2 декабря 1910 г. в г. Осташкове Тверской губернии (области). После окончания средней школы работал чертежником на строительстве канала Москва – Волга. В 1938 – 1940 гг. работает в Управлении пароходства Северного порта г. Москвы экскурсоводом, старшим экскурсоводом. Одновременно он учится в вечернем Строительном институте Моссовета (МИСИ), который окончил в 1941 г. (факультет водоснабжения и канализации). По окончанию института кратковременно работает инженером конструкторского отдела главной Конторы Гидромеханизации Главгидростроя НКВД

С июля 1941 г. призван в Красную Армию, где служил в 23 Управлении оборонительных сооружений и военно-полевого строительства в должностях прораба, старшего инженера, старшего экономиста ОГМ. Прошел дорогами войны от стен Москвы, Сталинграда до Венгрии. За добросовестные выполнения поручений командования неоднократно награждался благодарностями приказами Верховного главнокомандующего маршала Советского Союза И. В. Сталина, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой отечественной войне», «20 лет Победы в войне 1941—1945 гг.» Демобилизован в июле 1946 г.

В 1947 г. работает начальником отдела металлоконструкций и механизмов Проектно-конструкторского бюро Управления гидромеханизации Главгидростроя МВД СССР, начальником бюро. В 1950 г. назначен начальником отдела организации работ проектно-конструкторской конторы Управления гидромеханизации Главгидроволгобалтстроя. Совместно с инженерами Б. М. Шкундиным, Н. И. Зайцевым, М. А. Гориным, он непосредственно участвует в конструировании самых мощных в Союзе электрических земснарядов типа 500—60 (подача 5000 м3/час, напор 6 атм.) для намыва плотины Цимлянской ГЭС, и типа 1000—80 для работы на сооружениях Куйбышевской ГЭС. Мощность и производительность этих земснарядов в России не превышена и сегодня.

В отделе организации работ в эти годы разрабатывались проекты гидросооружений Цимлянской и Куйбышевской ГЭС, каналов в Средней Азии.

В 1953 г. он переводится по собственному желанию на строительство Куйбышевской ГЭС в должности начальника Производственно – технического отдела Куйбышевского строительного управления «Гидромеханизация».

Под его руководством на месте строительства разрабатывается рабочая документация на земляные сооружения, выполняемые этим способом, а также осуществляется техническое и организационное руководство производством работ. Достигнутые успехи работ гидромеханизации на строительстве Куйбышевской ГЭС в немалой степени зависели от инженерного творческого вклада Бориса Владимировича и использовании его практического опыта.

По окончании работ гидромеханизации на строительстве Куйбышевской ГЭС в 1956 г., он переводится в Москву в трест «Гидромеханизация» Минэнерго СССР в должности заместителя главного инженера треста, начальника производственного и технического отделов. Там он трудился до конца жизни в 1974 г. По существу, в течение 20 лет, он был одним из главных технических руководителей треста, и его плодотворная работа и большая эрудиция в большой мере содействовала развитию и успешной работы гидромеханизации. В этот период подразделения треста выполняли работы на десятках крупных ГЭС на Волге, Каме, Днепре, Ангаре, и за рубежом. В этот период трест вырос в ведущую организацию в Союзе, численность работающих достигала 10 тыс. человек, годовой объем земляных работ вырос до 160 млн. кубометров.

Нельзя не отметить заслуги Б. В. Беренцвейга в техническом воспитании молодых инженерных кадров, он щедро делился своими знаниями и опытом.

За выдающиеся инженерные и производственные заслуги он был награжден орденом «Знак Почета», орденом «Трудового Красного знамени», медалью «К 100 летию В.И.Ленина», «Ветеран труда», медалями ВДНХ СССР, значками участника строительств Куйбышевской, Сталинградской, Горьковской, Воткинской, Братской, Киевской ГЭС, Днепростроя, знаком «Отличник энергетики СССР», «50 лет плана ГОЭЛРО».

Вавилов Николай Георгиевич

(08.12.1929 – 1984)


Родился 8 декабря 1929 г. в деревне Притыкино Тверской области в семье сапожника. По окончании школы в 1947 г. поступил в Дмитровский строительный техникум, который с отличием окончил в 1951 г., затем поступил в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), который окончил в 1953 г. по специальности гидротехническое строительство.

В 1953 – 1957 гг. работал мастером, прорабом на строительстве лесоперевалочной базы в г. Бор Горьковской обл. С 1957г. по 1960 г. работал старшим прорабом в СУ – 481 треста «Трансгидромеханизация» Минтрансстроя СССР на намыве земляной плотины строительства Можайского гидроузла на р. Москва. В 1960 – 1962 гг. работает начальником СУ-481 (г. Раменское), а с 1962 по 1965 гг. начальником СУ-478 на строительстве Волго-Балтийского канала. В сложных условиях выемки глинистых и моренный грунтов канала с помощью земснарядов, ему удалось совместно с другими инженерами разработать и внедрить удачные технические решения, увеличивших в производительность земснарядов в конкретных условиях грунтов канала до 8—10 раз.

За достигнутые успехи он был награжден своим первым орденом Трудового Красного Знамени.

В 1965 г. его назначают управляющим трестом «Трансгидромеханизация» Минтрансстроя, реформированный в 1981 г. в ПСМО «Трансгидромеханизация», которым он руководил до ухода из жизни в 1984 г. За 20 лет работы в должности управляющего наиболее проявился его талант организатора и инженера. «Трансгидромеханизация» стала одной из ведущих организаций гидромеханизаций в СССР, выполнявшей ежегодно до 160—180 млн. м3 земляных работ. Его стараниями и настойчивостью был построен Цимлянский судостроительный завод с литейным цехом, обеспечивающий выпуск земснарядов и запасный частей для треста. В первую очередь он уделял внимание подготовке рабочих и инженерных кадров и улучшению их бытовых условий. Он пользовался уважением и авторитетом всех коллективов рабочих и инженеров.

Н. Г. Вавилов в должности управляющего трестом принимал участие в строительстве морских портов в Риге, Николаеве, Мурманске, порта Восточный; железных дорог Архангельск-Карпогоры, Хребтовая – Усть-Илимская ГЭС, Асино-Белый Яр, Тюмень-Тобольск-Сургут-Уренгой, БАМ; автодорог Тюмень-Тобольск, Чита-Хаборовск и др.

При нем начался намыв промысловых дорог и площадок для добычи нефти и газа в Западной Сибири, чем была заложена основа сохранения объемов работ и коллективов в период кризисного перехода на рыночные условия в России. В настоящее время компания ООО «Трансгидромеханизация», с входящими в неё приватизированными подразделениями, является единственной крупной управляемой и ведущей организацией гидромеханизации, и в этом немалая заслуга Н. Г. Вавилова, заложившего основу для работы в условиях рынка.

Н. Г. Вавилов – лауреат Государственной премии, заслуженный строитель РСФСР. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими медалями СССР и ВДНХ. Каждый ветеран-гидромеханизатор, знавший его, вспоминает его добрым словом.

Веневитинов Олег Митрофанович

(20.07.1902 – 1973)


Веневитинов Олег Митрофанович родился 20 июля 1902 г. в д. Токаревка Тамбовской обл. Окончил Практический Ленинградский Политехнический институт (ЛПТИ) в 1929 г. по специальности инженер-гидротехник. Работал в 1921—1928 гг. рабочим, техником, ст. техником в разных гидротехнических организациях на строительстве Волховской ГЭС, в Управлении по использованию водных сил Алтая и Урала. По окончанию института с 1930 г. по 1939 г. работал начальником отряда, начальником партии, заместителем начальника отдела изысканий в ГИДЕПе, с 1940 г. по 1948 г. – начальник Управления изысканий треста №2. С 1948 г. – начальник СУ гидромеханизации треста «Гидромеханизация» Минэнерго СССР на строительствах Камской, Воткинской, и с 1957 по 1971 гг. на Братской ГЭС.

Проявил себя опытным и инициативным организатором производства, занимался модернизацией земснарядов и совершенствованием организации труда, что позволило снизить стоимость работ и поднять производительность земснарядов. За достигнутые успехи О. М. Веневитинов был удостоен звания «Заслуженный строитель РСФСР» и награжден высокими правительственными орденами и медалями.

Виланский Руальд Данилович

(09.08.1928 – 2001)


Родился 9 августа 1928 г. в Киеве. В 1951 г. окончил Московский торфяной институт по специальности гидромеханизация земляных работ с дипломом инженер-механик. Работал мастером на намыве земляной плотины Цимлянской ГЭС. В 1952 г. направлен в трест «Трансгидромеханизация» на строительство Волго-Балтийского канала прорабом, а в 1953 г. переведен во только что созданное Казанское СМУ гидромеханизации (позднее СУ-480). С 1957 г. назначен главным инженером СУ – 480, которое выполняло намыв дамб для защиты г. Казани и прилегающих земель от затопления при заполнении водохранилища Куйбышевской ГЭС. В этот же период выполнялись работы по выемке грунта для нового речного порта и намыву его территории. Проявил себя грамотным инициативным инженером и способным организатором производства. Ввел низкоопорный намыв дамб и плотин.

Владимирцев Сергей Петрович

(17.11.1903 – 1967)


Родился 17 ноября 1903 г. в д. Плоская Челябинской обл. Окончил Сибирский лесотехнический институт в 1931 г. по специальности инженер-гидротехник. Работал в 1931 – 1936 гг. инженером в разных лесосплавных организациях. В 1937—1941 гг. – старший инженер группы, руководитель проектирования в конторе «Проектэкскавация» и «Проектгидромеханизация». В 1941—1945 гг. начальник конторы «Гидравлика» прииска «Запсибзолото». С 1946 г. – начальник проектно-конструкторской конторы «Гидромехпроект» Всесоюзного треста «Гидромеханизация» Минэнерго СССР, а затем её главный инженер.

С. П. Владимирцев был техническим организатором и руководителем конторы «Гидромехпроект», выполнявшей не только проекты организации работ гидромеханизации, но и основные проекты ответственных земляных плотин крупных ГЭС.

Он часто осуществлял лично авторский контроль за намывом ответственных земляных плотин. Под его руководством были выполнены проекты организации работ гидромеханизации на Верхне-Свирской, Горьковской, Камской, Воткинской, Каховской, Волжской ГЭС им. В. И. Ленина и ХХII Съезда КПСС, Саратовской, Мингечаурской и др. ГЭС.

Им были разработаны и широко внедрены конусно-раструбные соединения труб для безэстакадного намыва грунта, он является автором машины-обвалователя карты намыва с одновременной планировкой откоса плотины и других изобретений, направленных на повышение качества намывных сооружений и сокращения их стоимости.

С. П. Владимирцев был удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР, неоднократно награжден правительственными орденами и медалями СССР.

Горин Михаил Андреевич

(08.11.1908 – 05.10 1987)


Родился 8 ноября 1908 г. в с. Казачка Балашовского района Саратовской обл. в семье служащего. В 1930 г. окончил Московский институт водного хозяйства, получив диплом инженера-гидротехника.

С октября 1930 г. по март 1931 г. работал инженером на строительстве «Ханстрой» Главхлопкома близ г. Ташкента. С января 1932 г. по январь 1934 г. работал в тресте «Гидроэнергострой» Наркомата Электростанций на строительстве «Ульбастрой» и в тресте «Алтайгидроэнергострой» в должности главного инженера изыскательской партии в целях использования гидроэнергии рек Ульба, Громатуха и Кальджир.

В январе 1934 г. перешел на строительство канала Моска-Волга, где работал начальником проектного отдела Водопроводного района до августа 1937 г. Награжден за отличную творческую работу на строительстве канала орденом «Трудового Красного Знамени». По окончанию строительства канала Москва-Волга вместе со всем коллективом отдела переведен на начинавшееся строительство Куйбышевской ГЭС, где работал с августа 1937 г. по август 1940 г. в должности заместителя начальника отдела Гидромеханизации строительства. В связи с консервацией строительства вместе с коллективом был переведен в «Главгидрострой» Наркомата Внутренних Дел в должности заместителя начальника Главной Конторы Гидромеханизации. М. А. Горин был одним из первых талантливых организаторов использования способа гидромеханизации земляных работ в гидростроительстве.

В июне 1941 г. был мобилизован в ряды Красной Армии. В период Великой Отечественной Войны непрерывно находился в рядах действующей армии на фронтах: Северо-западном, 1-м и 2-м Украинском. С 1941 по 1946 гг. он служил штурманом самолета, начальником штаба эскадрильи, полка. Участвовал в боях на Северо-западном фронте, на Курской дуге, в боях за освобождение Украины, Польши, Чехословакии. За боевые заслуги он был награжден двумя орденами «Отечественной Войны», орденом «Красной Звезды» и 9-ю боевыми медалями.

С 1946 г. по 1953 г. он работал главным инженером Управления гидромеханизации МВД СССР, руководя строительством Цимлянской, Куйбышевской, Волгоградской ГЭС.

За успешное скоростное возведение земляных сооружений Цимлянской ГЭС и участие в разработке и внедрении новых мощных земснарядов типа 500—60 и 1000—80 он был награжден орденом Ленина, совместно с группой гидромеханизаторов удостоен Государственной премии СССР.

С 1953 г. М. А. Горин переходит в трест «Трансгидромеханизациия», сначала Управляющим, а затем в связи с болезнью и тяжелыми операциями – заместителем главного технолога. Используя свой богатый инженерный опыт, он внес большой вклад в строительство Волго-Балтийского канала (в т.ч. «ложковые» фрезы для разработки глины) и намыв дамб защиты г. Казани от затопления водохранилищем Куйбышевской ГЭС. Награжден медалями ВДНХ СССР.

С 1967 г. по 1985 он работал в институте ВНИПИИстромсырьё начальником отдела, а затем консультантом по добыче и сортировки песка и гравия способом гидромеханизации. В 1968 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный строитель».

Большую производственную работу он сочетал с активной общественной деятельностью в институте и Совете ветеранов 162 гвардейского авиационного бомбардировочного полка и пользовался заслуженным авторитетом и уважением коллектива.

Гурьев Борис Григорьевич

(18.1.1928 – 19.10.1993)


Родился 18.01.1928 г. в г. Сасово Рязанской обл. Окончил Московской торфяной институт в 1951 г. отделение гидромеханизации земляных работ, получив диплом инженера-механика. По окончанию института был направлен на строительство Горьковской ГЭС на Волге в Горьковское СУ Всесоюзного треста «Гидромеханизация» СССР. С 1952 г. работал начальником земснаряда, мастером, старшим мастером, прорабом. По окончанию строительства Гоьковской ГЭС в 1956 г. был переведен начальником участка гидромеханизации на строительство Кременчугской ГЭС, где успешно руководил строительством крупного комплекса защитных сооружений от затопления земель водохранилищем Кременчугской ГЭС.

При образовании нового Киевского СУ гидромеханизации в 1961 Гурьев Б. Г. был назначен главным инженером, а затем начальником Киевского СУ гидромеханизации. Основной задачей управления в этот период был намыв земляных сооружений Киевской ГЭС. С 1961 г. по 1965 г., когда было введено в эксплуатацию первые четыре гидроагрегата ГЭС, земснарядами Киевского СУ было выполнено 84 млн. м3 земляных работ. Также велись работы по добыче бетонного песка и расчистке водохранилищ Добротворской и Трипольской ГРЭС.

В 1968 г. Гурьев Б. Г., располагавший успешным опытом инженерной и

организационной работы на строительстве объектов энергетики, был выдвинут на должность главного инженера Всесоюзного треста «Энергогидромеханизация».

В эти годы трест представлял крупную организацию в системе Минэнерго СССР. В него входило 16 строительных управлений в различных регионах страны с общей численностью рабочих до 10 тыс. чел., гидромеханизированные работы ежегодно выполнялись в объеме до 150 млн. м3 на десятках строительств гидравлических, атомных и тепловых электростанциях. На ряде объектов по разным причинам ход строительства отставал от директивных сроков. Гурьеву Б. Г., как главному инженеру, часто и на длительные сроки приходилось выезжать на такие стройки для оказания помощи. К таким объектам можно отнести строительство Ингурской ГЭС, где тресту было поручено не свойственные работы – строительство «под ключ» крупных Перепадных ГЭС на отводящем канале, или другой объект – строительство по генподряду Сусканского товарно-выростного хозяйства.

Гурьеву Б. Г. было характерно поддержание разработки и внедрения новой техники в гидромеханизации. В его бытность главным инженером треста пополнился парк машин новыми земснарядами, получил признание намыв пляжных волноустойчивых откосов водохранилищ, внедрены прогрессивные технологии.

За трудовые успехи он был удостоен звания Лауреата премии Совета Министров СССР, награждён орденом «Знак почета», почетной грамотой Верховного Совета Украинской ССР, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», знаком «Отличник энергетики и электрификации СССР», медалями ВДНХ СССР.

Скончался скоропостижно в возрасте 65 лет.

Дьячков Юрий Николаевич

(1933 – 11.12.1997)


Родился в 1933 г. в г. Зыряновске Восточно-Казахстанской обл. После окончания Ростовского мореходного училища в 1952 г., служил на Северном военно-морском флоте. В 1956 г. начал трудовую деятельность в Волгоградском СУ Всесоюзного треста «Гидромеханизация» Минэнерго ССССР машинистом земснаряда, где освоил всю технологию гидромеханизации земляных работ. Затем был переведен в Зыряновское СУ гидромеханизации и поступил на вечернее отделение Усть-Каменогорского строительно-дорожного института. В 1967 г. по окончанию института был направлен в Губкинское СУ начальником участка, а в 1973 г. назначен начальником СУ.

Его инженерные и организаторские способности ярко проявились при выполнении не имеющих мировых аналогов горновскрышных работ гидромониторным способом на Лебединском и Стойленском рудниках КМА. Ю. Н. Дьячковым совместно с сотрудниками Московского горного института была разработана новая технология формирования высокого до 76 м гидроотвала «Березовый лог» для складирования способом намыва суглинков и меловых пород объемом до 220 млн. м3. Гидроотвал представлял уникальное ответственное гидротехническое сооружение.

На этих рудниках были применены самые мощные гидромониторы дистанционного управления с напором до 100 м вод. ст. при расходе воды до 4000 м3/ч в один ствол. Гидротранспрт грунта осуществлялся последовательно включенными станциями перекачки до 10 ступеней, такая схема гидротранспорта грунта не имеет аналогов.

Одновременно он заочно заканчивает аспирантуру и в 1978 г. успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в Московском горном институте.

В 1978 г. был переведен начальником Горьковского СУ, которое вело работы по защите земель от затопления водохранилищем Чебоксарской ГЭС. В 1987 г. он назначен управляющим треста «Гидромеханизация» Минэнерго СССР. Его работа в тресте совпала с трудным периодом перестройки, внедрения рыночных отношений и сокращения объемов работ на объектах энергетики. Но и в этих условиях он находил инженерные и экономические решения по использованию имеющихся ресурсов и сохранению основных кадров.

На протяжении всей своей работы он активно внедрял в производство всё прогрессивное. За заслуги в строительстве был награжден орденом «Знак Почета», ему присвоено звание заслуженного строителя России, он является лауреатом премии Совмина СССР.

Кожевников Николай Николаевич

(21.11.1928)


Родился 21 ноября 1928 г. в г. Мичуринске в семье служащего. Окончил Московский торфяной институт в 1951 г., получив диплом инженера-механика по специализации гидромеханизация земляных работ. Был направлен на строительство Куйбышевской ГЭС на Волге в Управление гидромеханизации. С 1952 по 1958 гг. работал инженером, старшим инженером, главным инженером участка Управления гидромеханизации. Наиболее успешной и ответственной его деятельностью в этом периоде было обеспечение бесперебойной работы четырёх мощных земснарядов типа 500—60 и 1000—80 в суровую зиму 1955—56 гг. при устойчивых морозах до -300С на намыве примыканий земляных сооружений к водосливной плотине. С декабря по март месяцы было намыто 6 млн. м3 грунта в эти качественные сооружения, что обеспечило пропуск весеннего паводка и набор водохранилища. В случае срыва зимнего намыва набор водохранилища и пропуск паводка был бы невозможен, как и пуск первого гидроагрегата в 1956 г. Другой ответственной и инженерно сложной работой была разработка проекта и его осуществление по бетонированию водосбросных коллекторов, погребенных и утерянных в теле русловой плотины. В практике гидростроительства ликвидации таких аварийных случаев не было. Эти две наиболее сложные его работы были отмечены благодарностями и премиями по Управлению. В 1958 г. был переведен в Московское СУ треста «Гидромеханизация» Минэнерго, где работал начальником ПТО и заместителем главного инженера СУ. В 1966 г. назначен начальником Московского СУ гидромеханизации и в этой должности работал по 1979 г. В этом периоде работы он руководил и принимал непосредственное участие в совершенствовании проектов гидромеханизированных работ и их осуществлении на строительствах: Конаковской, Печорской, Шатурской, Череповецкой ГРЭС, Владимирской ТЭЦ, Каунасской, Плявиньской, Рижской ГЭС, Берёзовской и Лукомльской ГРЭС в Белоруссии, Липецкой ТЭЦ, Кольской и Костромской АЭС, Загорской и Кайшядорской ГАЭС, добыче нерудных материалов в Таллинне и Каунасе, осуществлял строительство жилых домов в Москве и завода «Промгидромеханизация».

Организовывал и руководил крупными работами по намыву прибрежных территорий в Ленинграде под жилищную застройку. Им были проведены работы по модернизации и приспособлению речных земснарядов и коммуникаций к морским условиям. По его инициативе были выполнены работы по намыву территории Лахты и Комендантского аэродрома взамен сухой отсыпки грунта. В ноябре-декабре 1968 г. руководил ликвидацией последствий аварии по нарушению водоснабжения и остановкиТЭЦ-22 Мосэнерго. В кратчайшие сроки были построены две мощных плавучих насосных станций для водоснабжения ТЭЦ и восстановлена подача тепла в район Орехово-Борисово Москвы. С 1979 по 1992 гг. работал в тресте «Гидромеханизация» Минэнерго, руководил лабораторией и отделом новой техники, сотрудничал со многими институтами и КБ.

С его непосредственным участием были разработаны и внедрены погружные грунтовые насосы с валопроводом на резиновых подшипниках, модернизированы эжекторные грунтозаборные устройства, разработаны и внедрены манжетные уплотнения грунтовых насосов, испытана новая технология электронаплавки деталей грунтовых насосов порошковой проволокой, разработана и внедрена новая технология и конструкция труб для рассредоточенного намыва сооружений с пляжным волноустойчивым откосом, разработан и успешно испытан комплекс приборов для земснарядов.

Конец ознакомительного фрагмента.