Вы здесь

Засады, подставы и другие хитрости инспекторов ГИБДД. Встречная полоса. А кто сказал, что выезд запрещен? (С. Кузьмин, 2014)

Встречная полоса. А кто сказал, что выезд запрещен?

Движение по встречной полосе, пожалуй, любимое нарушение сотрудников ДПС после превышения скорости. А все дело в том, что за выезд на встречную полосу движения предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав на срок от 4 до б месяцев. И работники ДПС любят вменять такое нарушение в любом удобном случае. Совершенно ясно, что мириться с этим будет далеко не каждый.

Водители, которым вменяют такое нарушение, начинают искать способ избежать лишения прав. Начинается поиск знакомых в ГИБДД, разговоры без свидетелей, взятки… В принципе, на такие действия водителей и идет расчет. Однако практика показывает, что в 60-70 % случаев действия инспектора, составляющего протокол по факту движения водителя по встречной полосе, неправомерно.

Разберем по порядку, за какие именно действия законом предусмотрено лишение прав и каким образом можно этого лишения избежать.


Лишение или штраф?

Речь идет о ч. 4 ст. 12.15 КоАП. Именно по этой статье предусмотрено лишение. В соответствии с данной статьей выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, влечет штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Частью третьей данной статьи предусмотрено, что «выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».

Выходит, что лишение прав за выезд на полосу встречного движения грозит далеко не всегда!

Отдельного разговора заслуживает объезд препятствия. Что же можно считать препятствием? Определение данного термина дано в п. 1.2 ПДД:

Препятствие – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Таким образом, если в своем объяснении вы сошлетесь на то, что объезжали что-либо неподвижное, и сможете это доказать, то лишение прав вам тоже не грозит. Препятствием может считаться:

• неисправный автомобиль;

• автомобильная покрышка;

• животное;

• глубокая яма и т. п.

То есть, например, в случае объезда по встречной полосе грузовика, который остановился у обочины с включенным аварийным сигналом, водитель рискует не водительским удостоверением, а только толщиной своего кошелька!


Отсутствие разметки

В последнее время участились случаи привлечения к ответственности водителей за выезд на встречную полосу с одной особенностью: линии дорожной разметки не соответствуют дорожным знакам. Это значит, например, что при установке знака «Обгон запрещен» на всем протяжении его действия разметка остается предательски прерывистой. Как быть водителю? Соблюдать знак или соблюдать разметку?

ПДД в этом случае говорят нам следующее.

В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

Обратимся к разъяснениям Верховного Суда относительно лишений за «встречку». Пункт 8 Постановления гласит: «По части 4 статьи 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи».

Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:

• на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ;

• на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.3 ПДД);

• запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся

• главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (п. 11.4 ПДД);

• запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац 8 п.15.3 ПДД);

• запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (п. 9.6 ПДД);

• поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (п. 8.6 ПДД).

Цвижение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Цорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 «Круговое движение».

Не забывайте, если знак нечитаем (например, знак грязный или его закрывают деревья), то исполнению участниками дорожного движения он не подлежит.

При возникновении спорной ситуации рекомендации те же: записать разговор на диктофон, найти свидетелей, указать о своем несогласии в протоколе, обратиться за консультацией к автоюристу и сообщить о произошедшем в прокуратуру.

Советы

1. Даже если вы выехали на встречную полосу, когда встречных автомобилей не было, – это все равно будет достаточным основанием для привлечения водителя к ответственности. Степень создаваемой общественной опасности в учет не берется.

2. Когда отсутствует разметка, водитель обязан руководствоваться п. 9.1 ПДД, то есть определять мнимую осевую линию, разделяющую направления движения. Если разметки нет – привлекать вас за выезд на встречную полосу и лишать прав нельзя.