Вы здесь

Зарядись для эффективной жизни! Как улучшить свое здоровье, повысить тонус и качество жизни. День 2-й. Как жить с удовольствием, или три потока бытия (Вячеслав Смирнов, 2015)

День 2-й

Как жить с удовольствием, или три потока бытия

Вы когда-нибудь обращали внимание, с каким удовольствием живут дети, особенно маленькие? Ребенок с постоянным и неизменным удовольствием делает все: ест, бегает, спит, ходит в туалет, общается… В совсем раннем возрасте, когда взрослые еще не переделали его под собственные интересы и взгляды, даже когда он падает и больно ударяется, то часто начинает плакать только после того, как вокруг начинают бегать перепуганные родители. Только тогда малыш начинает воспринимать ощущение от удара как негативное. Помните, сколько позитивных эмоций вызывало у вас в детстве любое событие? Покупка велосипеда, ожидание Нового года или подарка на день рождения, поход в парк с родителями или сказка, рассказанная на ночь? Вы замечали, с какой поразительной смесью удивления и восторга на лице маленькие дети наблюдают мир?

Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие.

Х. Алиев, врач, психолог, философ

Ребенка не нужно убеждать в том, что активность и движение – это хорошо, правильно, приятно и полезно. Ребенок, который не бегает и не прыгает, вызывает подозрения.

Дети счастливы изначально. По мере взросления это состояние постепенно тускнеет. Чем более стереотипными в результате воспитания становятся восприятие и поведение человека, тем тяжелее ему становится жить. Тем сложнее и запутаннее становится бытие.

Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу.

Сократ

Под толщей страхов, комплексов и информации о правильном и неправильном находится веселое, бодрое, счастливое существо – вы. А весь груз напряжений и боли, плотно осевший в нашем уме, создал массу напряжений в теле. Они буквально корежат тело, непрерывно его разрушая. Вы обращали внимание на то, насколько драматической бывает разница в состоянии тела: его структуры, форм и пропорций – у ребенка и взрослого? Неважно, болит у человека голова, поясница, коленка, желудок или душа – это результат элементарного незнания простой, но колоссально важной науки – Науки жить.


Наверное, единственное, в чем все мы схожи, – это стремление к счастью. Мы все хотим быть счастливыми, даже если сознательно для себя этого не формулируем. Это – глубинная память, берущая начало в самом раннем детстве и даже еще намного раньше и глубже. Мы в глубине души помним о том, что жизнь может быть осмысленной, радостной и бодрой, – и пытаемся снова отыскать это состояние. Но чаще всего ищем не там.


Между тем, чтобы снова вернуться в это давно забытое состояние, не нужно никуда идти: оно в нас, оно является нашей глубинной сутью. Нужно просто перестать делать то, что нас разрушает, и научиться правильно пользоваться тем единственным, что у нас есть: телом и сознанием. И жизнь неизбежно изменится как следствие наших внутренних перемен – ведь наш выбор в каждый момент жизни станет другим.


Практически во всех без исключения древних философиях и созданных на их основе технологиях оздоровления и развития человека тело всегда рассматривается как своеобразная проекция сознания. Все внутренние качества человека неизбежно проявляются в его теле – в виде определенного, строго индивидуального рисунка распределения тонуса тканей.

И почему здоровье не заразно?..

Эриан Шульц

Именно поэтому у каждого из нас своя походка и свой индивидуальный почерк, несмотря на то что руки и ноги у всех людей устроены одинаково. Мышцы, связки, фасции, сухожилия, кости и суставы одни и те же – но взаимодействуют они у каждого по-разному. Поэтому бывает так, что человек, внешне непривлекательный, своим внутренним состоянием полностью преображает собственную внешность и восприятие себя другими людьми. И наоборот: привлекательный внешне человек может совершенно не восприниматься из-за внутренней напряженности.

АНЕКДОТ:

– Доктор, я работаю как лошадь, ем как свинья, устаю как собака, что мне делать?

– Не знаю, я не ветеринар.

Тело и сознание в любой практической философии рассматриваются как полюса одной и той же системы по имени Человек. А связывает их вместе дыхание. Дыхательная система – связующее звено, через которое на уровень тела спускаются все возникающие в сознании человека напряжения. Это похоже на то, как луч света, падая на линзу, рассеивается в ней на разноцветные блики, каждый из которых подсвечивает стены своей части комнаты в свой собственный цвет. Так же и в теле человека – каждая пережитая эмоция, каждая возникшая мысль отражается в строго определенной его части. Чем сильнее переживание, тем более распространенным в теле становится его отклик; но у него всегда есть свой, четко локализованный центр.


Эти подходы распространены и в традиционных системах, и в современной науке – психофизиологии.


Любые события, происходящие на уровне сознания человека, в первую очередь отражаются на его дыхании и лишь потом – на уровне тела. То, что первично происходит на уровне тела, влияет на дыхание и уже после этого отражается на состоянии сознания. Любые изменения дыхания человека в равной мере влияют и на состояние его тела, и на его сознание. Именно по этой причине правильное применение дыхательных техник иногда позволяет избавиться от тяжелых заболеваний и психологических состояний. Однако ведущую роль в этой схеме играет сознание.

Задание № 2

Знакомимся с внутренними ритмами

1. По возможности сделайте упражнения из предыдущей главы. Сейчас они должны давать уже вполне конкретные ощущения. Следующее после них действие должно дать намного более сильный результат.


2. После этого поставьте ноги вместе и, насколько возможно, расслабьтесь. Постойте так какое-то время – и ваше тело неизбежно начнет кренить в какую-то сторону. Потом качнет в другом направлении. Если подождать еще немного, возникнет следующий толчок, потом – еще один… И тело неизбежно начнет раскачиваться в своем все более приятном и комфортном ритме.


Растворитесь в этом спонтанном ритме колебаний, слейтесь с ним. Это может оказаться очень приятным. И уж точно будет очень полезным. Это состояние может напоминать состояние водоросли, которая прочно держится корнями за дно. Ее раскачивает вода, а само растение остается устойчиво стоять, следуя за постоянным движением воды.


Спустя какое-то время появится ощущение, что хочется остановиться. Остановитесь – и просто постойте или посидите в этом состоянии, побудьте в нем. Вам будет комфортно, внутри станет очень тихо и спокойно. Побудьте в этой неподвижной тишине столько, сколько захочется.


Фаза спонтанных раскачиваний может занять от 5 до 15 минут, фаза расслабления в тишине – еще от 5 до 15 минут. Опять-таки, если захочется лечь и подремать – можно так и поступить, отдых будет непродолжительным, но очень качественным!


Что это было и зачем?

Это странное на первый взгляд упражнение создает колоссально важный эффект: запускает механизмы саморегуляции в центральной нервной системе, балансирует активность полушарий мозга, разгружает тело и психику от осевших там стрессов и других напряжений. Приведенные здесь несколько упражнений взяты из авторского метода Хасая Алиева «Ключ к себе» – уникальной системы саморегуляции, снятия последствий стресса и повышения устойчивости к нему. Если для вас эта тема актуальна, рекомендую книги, видеоматериалы и живые тренинги автора.

Памятка

Три главных момента этого дня

1. Расскажите пяти своим знакомым о том, что человек – триединая система. Его здоровье, тонус и настроение определяются состоянием его тела, дыхания и внимания (сознания, эмоций). Все эти элементы тесно взаимосвязаны.


2. Весь прошлый опыт человека, все эмоции и стрессы, которые он переживал ранее, проявляются в виде своеобразного рисунка напряжений в его теле и дыхании. Эти изменения в тонусе тканей тела создают уникальный для каждого из нас способ движения. Сформированный таким образом способ движения поддерживает накопленные физические и эмоциональные проблемы. Если мы не сможем восстановить естественный, природный способ своего движения и дыхания, у нас очень мало шансов избавиться от существующих проблем со здоровьем, тонусом и настроением.


3. Научите своих знакомых технике спонтанных колебаний тела и расслаблению после него. Объясните, как сможете, почему полезно это делать. Выслушайте их мнения – они могут содержать новый для вас опыт и ощущения, и это будет очень полезно!

Задание № 2

Упражнение 2