Вы здесь

Зарубежное страхование. 2 Страховой рынок Китая (Л. М. Садыкова, 2006)

2 Страховой рынок Китая

Официальное название – Китайская Народная Республика КНР. Расположена в восточной части евразийского материка на западном побережье Тихого океана. Площадь 9,6 млн. км2, числ. Населения 1284,53 млн. человек. Столица – г. Пекин.

За последние 10 лет КНР добилась впечатляющих успехов в экономике. Темпы роста ВВП составили в среднем 7 % в год и по прогнозам, останутся на этом уровне. Объем ВВП в 2002 г. 10,24 трлн. юаней. Объем ВВП на душу населения 7972 юаней в год.

2.1 Экономическое развитие страхового рынка Китая

Объектом пристального внимания многих западных страховых компаний в настоящее время стал страховой рынок Китая. Повышенный интерес иностранных страховщиков в большой степени возрос также в связи с увеличением темпов экономического роста.

Коммерческое страхование в Китае существует около 20 лет, и за это время страховой рынок стремительно вырос.

Проводимые институциональные и законодательные реформы ряда секторов экономики, в первую очередь финансового сектора, приносят положительные результаты.

Для удовлетворения потребностей клиентов страховые компании в Китае постоянно вводят новые формы и категории страховых полисов.

За 20 лет реформ Китай добился впечатляющих успехов.

Аналитики предсказывают, что к 2010 г. Китай может превратиться в крупнейшую экономическую державу мира.

Широкомасштабные экономические реформы, осуществляемые в последние годы в Китае, открывают новые возможности для вовлечения страны в процесс глобализации. Китай активно участвует в международном разделении труда и развивает экономическое сотрудничество с различными внешними партнерами.

Реформа и расширение внешнеэкономических связей проходят под лозунгом быстрого развития экономики и углубления структурных преобразований. С 1985 г. отменен контроль над закупочными и товарными ценами. Внешнеторговая деятельность стала более открытой, ориентированной на расширение связей с зарубежными странами. В Шэньчжене, Чжухая, Шаньшодю, превращенных в свободные экономические зоны, проводится политика «открытых дверей».

Продолжает развиваться внешнеэкономическое сотрудничество в области проектирования, выполнения подрядных работ. В области привлечения иностранных инвестиций наблюдается тенденция снижения внешних заимствований и рост прямых инвестиций. Начиная с 1994 г. правительство Китая сталкивается с проблемами реформирования государственных предприятий и структурных преобразований. Все острее встает проблема несбалансированного развития отраслей и регионов страны, в первую очередь западных.

В 1998-2000 гг. реформы проводились по трем направлениям: на предприятиях госсектора, в финансовой сфере и аппарате правительства. От успеха преобразований в этих направлениях во многом зависела судьба реформы в целом. В 1998 г. реформированию подверглись предприятия текстильной, угольной, нефтяной и химической промышленности. Был утвержден проект реформы системы медицинского обслуживания.

С 1998 г. Китай начал финансовую реформу: предприняты меры по усовершенствованию кредитного обслуживания малых и средних предприятий. В 1999 г. началась либерализация финансового сектора: отменены географические ограничения в размещении филиалов и отделений иностранных банков. До этого иностранные банки функционировали в 23 городах и провинции Хайнань.

В 1998 г. реорганизован Народный банк Китая и упразднен 31 филиал в провинциях. Вместо них учредили 9 межрегиональных филиалов. Введено раздельное управление банковской и страховой деятельностью. С этой целью создан Центральный финансовый рабочий комитет для контроля за банковскими структурами и Комиссия по регулированию страховой деятельности (КРСД) « Commission of Insurance Regulation of China, CIRC» для содействия развитию национального страхового рынка. Основные задачи КРСД:

– разработка политики, норм регулирования и планов развития страхования;

– наблюдение и управление процессами в страховом бизнесе;

– применение санкций за нелегальную деятельность согласно закону;

– защита интересов и прав страхователей;

– обеспечение честной конкуренции на страховом рынке;

– создание системы выявления и предупреждения рисков с целью их снижения.

Процесс реформирования страховой отрасли Китая за 2002 год оказал существенное влияние и на доступ иностранных страховых компаний на внутренний рынок. Постепенно увеличивается глубина и ширина открытия страхового сектора внешнему миру. В 2002 году 6 иностранных страховых компаний получили разрешение на создание своих подразделений в КНР, которые будут осуществлять страховую деятельность на территории Китая. Среди них названные выше «Munich Re», «Swiss Re», английская CK «Standard Life», американская «Liberty Mutual Insurance», японская «Property Insurance Company», а также «CIGNA Group Insurance».

В тоже время за последний год были изменены и положительные тенденции в области региональной либерализации. Если раньше деятельность иностранных страховых компаний разрешалась только в Шанхае и Гуанчжоу, то сейчас этот список пополнился еще городами Шеньчжэнь, Далянь и Фошань. В соответствии с обещаниями КНР при вступлении в ВТО в 2004 году иностранные страховые компании предлагают свои услуги в следующих 10 дополнительных городах: это Пекин, Ченду, Чунцин, Фучжоу, Сучжоу, Сямын, Нинбо, Шэньян, Ухань и Тяньцзин.

После многолетних быстрых темпов экономического развития значительно повысился общий уровень экономики страны.

За первых 3 квартала 2002 года в Китае было собрано страховых премий на сумму 226,27 млрд. юаней (27,5 млрд. долларов США), что больше аналогичного периода предыдущего года на 76,85 млрд. юань (9,35 млрд. долларов). Рост составил 51,4 %. Сбор страховых премий за 3 первых квартала 2002 года превысил объем премий, которые были собраны за весь 2001 год. По состоянию на конец ноября прошлого года объем собранных страховых премий достиг 273,77 млрд. юаней (33,3 млрд. долларов). Это больше аналогичного периода 2001 года на 47 %.

2002 год стал самого динамичного развития страхового сектора Китая за всю историю существования страховых отношений в этой стране. Основной движущей силой такого быстрого развития стали новации в управлении и надзоре за страховой деятельностью, введение новых страховых продуктов, новшества в обслуживании клиентов, а также честное ведение бизнеса. К особенностям развития страхования за последний год можно отнести следующее:

– быстрый рост основной деятельности. За год после вступления КНР в ВТО существенно увеличилось количество страховщиков – отмечен рост количества дочерних структур коммерческих страховых компаний, получили разрешения и были созданы новые страховые компании (например, СК по страхованию жизни «Меньшэн»), увеличилось и иностранное присутствие – на китайский рынок вышли английская «Standard Life», американская «Liberty Mutual Insurance», японская «Property Insurance Company» и др. Это свидетельствует о том, что китайский страховой рынок продолжает уверенно расти путем расширения деятельности как национальных, так и зарубежных страховщиков внутри страны;

– непрерывное увеличение продолжения новых страховых продуктов. В 2002 году все страховщики с целью удовлетворения спроса страхователей одновременно с повышение эффективности своей деятельности уделяли огромное внимание развитию существенных и созданию новых страховых продуктов. В страховании жизни непрерывно увеличилось количество страховых продуктов накопительного характера, в страховании здоровья расширились возрастные рамки. К нынешнему году в страховых кампаниях Китая новшеством в страховых продуктов стало то, что они начали создаваться на основе принципа индивидуального подхода к каждому страхователю;

– стабильное повышение качества обслуживания. В 2002 году уже все компании были созданы сервисные и информационные центры для клиентов, стали предлагаться новые услуги страхования через Интернет, повысился уровень обслуживания при осуществлении страховых выплат.

Все эти факторы способствовали быстрому и здоровому развитию страховой сферы Китая.

2.2 Организация страхового дела в Китайской Народной Республике

Китайское представление о законодательной системе, основанное на традиционных конфуцианских постулатах о постоянной необходимости достижения консенсуса, в значительной мере отличается от традиционного понимания законов. Согласно традиционному пониманию права человек управляется законом; в Китае законы управляются людьми и считается, что если конкретное действие не запрещено законом, то закон обычно интерпретируется в качестве разрешающего данное действие.

Страховой рынок Китая находится на стадии формирования. Поэтому особый интерес представляют этапы становления законодательной основы страховой деятельности:

– 1981 г. (с изменениями в 1993 г.) – Закон «О заключении договоров»;

– 1983 г. «Правила заключения договоров страхования имущества»;

– 1985 г. «Временные правила по управлению страховыми компаниями»;

– 1992 г. Кодекс торгового мореплавания Китая;

– 1992 г. «Временные меры по управлению страховыми компаниями с иностранным капиталом в Шанхае».

Поворотным моментом в становлении законодательной базы стал 1995 г., когда был принят пакет законов, направленных на формирование отраслей финансовых услуг. В настоящее время правовая база функционирования в Китае финансовых услуг представлена следующими законами:

– «О Народном банке Китая» (от 18 марта 1995 г.);

– «О коммерческих банках» (от 10 мая 1995 г.);

– «О страховании» (от 30 июня 1995 г.);

– «О торговых финансовых инструментах» (принят в мае 1995 г.);

– «О гарантиях» (от 30 июня 1995 г.).

Принятие пакета законов, направленных на формирование отраслей финансовых услуг, стало результатом реализации многолетней законодательной программы. В частности, одобренный Закон «О страховании» разработан на основе изученного в течение 5 лет опыта функционирования страховых рынков 13 государств Европы, Азии и Северной Америки.

На сегодняшний день в Китае насчитывается 54 страховые компании, 127 посреднических страховых организаций и более 70 тыс. страховых агентских структур. В области страхование занято 230 тыс. человек.

Во многом стремительному росту страхового рынка КНР способствовало внесение поправок «Закон о страховании КНР» 1995 года. Это первый случай изменения Закона за 11 лет его существования. На 13 – ом съезде Постоянного комитета Всекитайсго собрания народных представителей (ПК ВСНП) 9-го созыва, прошедшего 28 октября 2002 года, было принято окончательное решение о том, что внесенные поправки вступят в силу с 1 января 2003 года. Изменения Закона в полном объеме направлены на выполнение обещаний по поводу вступления в ВТО. Их смысл сводиться к усилению защиты интересов застрахованных лиц, к увеличению контроля за страховой деятельностью, к поддержке руководящей роли реформы и развития страхования в стране. Поправки к Закону коснулись 38 статей. Среди наиболее существенных следует отметить функцию органов страхового надзора, которая заключалась в установлении страховых тарифов и определении статей страхования, – сейчас это право передано страховым компаниям. Так же была изменена и система контроля за страховыми компаниями: если раньше страхнадзор следил за непосредственной деятельностью компаний на рынке, то сейчас осуществляется контроль за их платежеспособностью. По «Закону о страховании КНР» с поправками увеличились возможности деятельности компаний по имущественному страхованию, расширились канала использования страховых резервов. Сейчас Закон наиболее детально определяет правила функционирования страховых посредников, в особенности страховых агентов. В тоже время более жесткими стали штрафные санкции за нарушение «Закона о страховании КНР».

Внесение в изменений в «Закон о страховании КНР» является большим делом на пути дальнейшего реформирования страховой отрасли Китая. Это говорит о том, что китайское правительство не только демонстрирует готовность интегрирования страховой отрасли страны с едином механизмом мирового страхового рынка, но и последовательно осуществляет политику в этом направлении.

Ответственность за контроль и регулирование рынка страховых услуг несет Департамент финансового контроля и регулирования (ДФКР) при Народном банке Китая, осуществляющий свою деятельность под руководством Госсовета КНР. Он исполняет следующие функции по управлению страховой деятельностью:

– лицензирование и приостановление деятельности страховых организаций, страховых компаний и филиалов;

– внесение изменений в правила страхования и ставки премий по основным видам страхования;

– надзор, управление, контроль и ревизия страхового дела;

– выявление и ликвидация организаций, осуществляющих страховую деятельность без лицензии или в скрытых формах.

Создание страховых компаний осуществляется в соответствии со следующими принципами:

– соответствие требованиям развития народного хозяйства;

– раздельное осуществление имущественного и личного страхования;

– рациональное расположение и добросовестная конкуренция;

– стремление к проведению экономически эффективной деятельности.

Ст. 69 Закона КНР «О страховании» законодательно закрепляет возможность создания частных страховых компаний в форме закрытых акционерных обществ, которые могут работать наряду с государственными страховыми организациями.

Страховые организации создаются последовательно двумя этапами: этап подготовки и этап открытия.

На первом этапе подается заявление о создании страховой организации, к которому прилагаются следующие документы:

– сведения о положении инвестора, в том числе время учреждения, орган рассмотрения и утверждения, представитель юридического лица, его зарегистрированный капитал и финансовое положение за последние 3 года;

– бизнес-план;

– анкета отвечающего за подготовку лица.

Народный банк Китая проверяет кандидатуру человека, отвечающего за подготовку документов для лицензирования на страховую деятельность. Тем лицам, которые не проверены Народным банком Китая или не утверждены после проверки, нельзя заниматься организацией страховой компании и впоследствии занимать руководящие должности.

Срок утверждения Народном банком Китая заявления о создании компании – 3 месяца. Не получив подтверждение в срок, заявителю нельзя снова подавать заявление в течение 6 месяцев.

Страховые компании, утвержденные Народным банком Китая, должны провести подготовительную работу к началу деятельности за 6 месяцев. Если по истечении срока подготовительная работа не проведена, документы о разрешении начала деятельности автоматически теряют свою силу. Если имеет место особое обстоятельство, при условии согласия Народного банка Китая, срок может быть продлен, но срок подготовительной работы не превышает одного года. В течение подготовительной работы нельзя осуществлять страховой деятельности.

По истечении подготовительного периода наступает второй этап – подается заявление о начале деятельности страховой компании и Народному банку Китая представляются следующие документы:

– заявление-доклад об открытии компании;

– свидетельство о проверку капитала, выданное организацией по проверке капитала, признанной Народным банком Китая;

– копия оригинального документа об оплате уставного капитала;

– сведения о руководстве компании;

– основной состав персонажа компании;

– информация о финансовом состоянии акционеров, которым будет принадлежать 10 или более процентов акций данной страховой компании;

– свидетельство о собственности или аренде помещения для осуществления страховой деятельности;

– устав компании, соответствующий требованиям Закона КНР «О страховании» и Закона КНР «О компании»;

– документы, подтверждающие: наименование организации; юридический и фактический адрес компании; характер организации, принципы и предмет деятельности; организационно-правовую форму компании; органы управления, а также причины приостановления деятельности или ликвидации компании; правила по видам страхования; план по перестрахованию.

Руководители страховых компаний – председатели совета директоров и их заместители, генеральные директора страховых компаний и их заместители, директора отделений и их заместители директора под отделений и их заместители, начальники контор и офисов и их заместители, которые в страховой практике Китая именуются как «главные отвечающие лица», должны соответствовать требованиям, установленным Народным банком Китая.

В состав персонала страховых компаний должны входить не менее 60 % работников, ранее занимавшихся страховым делом или окончивших вузы со специальностями по страхованию. В состав страховых компаний, осуществляющих личное страхование должен входить по крайней мере 1 специалист по актуарным расчетам, признанный Народным банком Китая.

Обязательным условием является наличие помещения для осуществления деятельности и техники, соответствующей объему работы и количеству работников.

Страховые компании, получившие разрешение Народного банка Китая, должны зарегистрироваться в администрациях по торгово-промышленному управлению. Только после этого страховые компании могут начать страховую деятельность. Практика показывает, что с момента подачи заявления до получения лицензии проходит не менее двух лет.

При успешной работе в течение года, эффективной системе внутреннего управления и отсутствии нарушений страховая компания должна подать заявление о создании филиалов.

Создание филиалов не только желание страховых компаний. Закон КНР «О страховании» требует: при увеличении доходов от собираемых премий страховые компании должны заявит о создании филиалов.

Рассмотрение и утверждение заявлений о переименовании осуществляется Народным банком Китая на двух уровнях:

– специализированный департамент Народного банка Китая рассматривает и утверждает создание и переименование следующих организаций:

а) страховых компаний;

б) филиалов страховых компаний, переименование отделений в филиалы;

в) представительств страховых компаний;

г) страховых организаций экспериментального типа;

– отделения Народного банка Китая в провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения и городах с отдельным планированием рассматривают и утверждают создание и переименование следующих организаций:

а) отделений;

б) контор и переименование их в отделения;

в) офисов и переименование их в отделения.

Структурные подразделения страховой компании могут начать свою деятельность, если через 30 дней после предоставления документов Народный банк Китая не направил отказ.

Надзорными органами определяются требования и к наименованиям филиалов страховых компании, которые должны соответствовать следующему порядку:

– филиал: страховая компания + название места расположения + филиал;

– отделение: страховая компания + название места расположения + филиал + отделение;

– контора: страховая компания + название места расположения + отделение + контора или офис.

Страховые организации могут действовать только на территории, утвержденной Народным банком Китая.

Страховые организации, не имеющие филиалов, могут действовать только на территории их регистрации.

Если в страховых организациях предполагаются:

– увеличение или сокращение зарегистрированного капитала;

– изменение состава акционеров;

– изменение организационно-правовой формы;

– изменение предмета деятельности;

– переименование организаций;

– разделение и слияние организаций;

– внесение изменений в Устав;

– изменение фактического адреса, то они должны заранее заявить и получить от Народного банка Китая разрешение на эти изменения.

Страховые организации, приостанавливающие свою деятельность, должны согласно Закону КНР «О страховании» заранее заявить и получить разрешение от Народного банка Китая.

Что касается цен на страховые продукты, то в настоящее время в Китае выбрана система тарифов. Это типичная ситуация для развивающихся рынков, которые стремятся защитить отечественные отрасли. Правила страхования и ставки премий на основные виды коммерческого страхования определяются ДФКР.

В одной провинции, автономном районе, городе центрального подчинения страховые компании должны применять единые страховые условия, ставки премии и пределы колебания ставок премии, которые не должны превышать 30 %. Более точные пределы колебания предусматриваются отделениями Народного банка Китая в провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения, с учетом реальных обстоятельств на местах. Правила страхования и ставки премий различных видов страхования, составленные страховыми компаниями, должны быть сообщены ДФКР Народного банка Китая. Если в течение 30 дней не был получен отказ со стороны Народного банка Китая, то они считаются утвержденными.

При введении нового вида страхования компании должны доказывать его целесообразность в Народном банке Китая.

Страховые компании, осуществляющие имущественное страхование, должны представить следующие документы:

– правила страхования и обоснование ставок премии;

– прогноз развития страховой деятельности, сведения об ущербах за последние три года, управленческих издержках и ожидаемой прибыли;

– методики расчета тарифных ставок.

Страховые компании, осуществляющие личное страхование должны представить:

– правила страхования и обоснование тарифных ставок;

– прогноз развития страховой деятельности, утвержденные тарифные ставки, используемую таблицу смертности, нормативы управленческих издержек, прибыльность;

– методики расчета тарифных ставок, страховых сумм и страховых выплат.

Отделениям и конторам страховых компаний запрещено составлять правила страхования и устанавливать ставки премии.

Правила страхования, тарифные ставки по основным видам страхования, иная информация о деятельности страховой компании (в т.ч. и иностранной) должны быть напечатаны на китайском языке.

При необходимости, к основному документу может быть приложен и документ на иностранном языке.

Основные виды страхования утверждаются Народным банком Китая. Он сохраняет за собой право изменять основные виды страхования с учетом уровня развития рынка. Среди них:

а) Имущественное страхование:

– основное имущественное страхование;

– комплексное имущественное страхование;

– страхование строительства объектов от всех рисков;

– страхование монтажа объектов от всех рисков;

– страхование на случай повреждения машин;

– страхование судостроительства;

– страхование имущества, связанного с иностранной стороной;

– страхование имущества иностранной стороны от всех рисков;

б) страхование транспортных средств:

– страхование подвижного состава;

– страхование тракторов;

– страхование судов;

– страхование рыболовецких судов;

– страхование самолетов;

– страхование автомобилей;

– страхование приморских и речных судов;

в) страхование перегрузки грузов:

– страхование внутренней перегрузки грузов;

– страхование морской перегрузки грузов;

– страхование наземной перегрузки грузов;

– страхование контейнеров;

– страхование почты;

г) страхование ответственности:

– страхование профессиональной ответственности;

– страхование общегражданской ответственности;

– страхование ответственности предпринимателя;

– страхование ответственности за качество продукции;

– страхование ответственности производителя кредитной карточки;

д) страхование предпринимательских рисков:

– страхование инвестиций;

– страхование гарантии и компенсации;

– страхование гарантии честности предпринимателя;

е) личное страхование:

– страхование жизни;

– комплексное личное страхование;

– коллективное личное страхование;

– коллективное страхование жизни;

– страхование образования и женитьбы детей;

– страхование единственного ребенка в семье;

ж) страхование от несчастных случаев:

– индивидуальное страхование от несчастных случаев;

– коллективное страхование от несчастных случаев;

з) страхование пенсий:

– индивидуальное страхование пенсий;

– коллективное страхование пенсий;

– страхование здоровья;

– страхование медицинских расходов;

– перестрахование.

В области перестрахования также происходит активный процесс развития и реформирования. Изменение на рынке перестрахования Китая, которые произошли в 2002 году, также результат вступления к КНР в ВТО. До не давнего времени единственная компания по перестрахованию в Китае – «Китайская перестраховочная компания» – в начале прошлого года заявило о начале развитие коммерческого перестрахования, что стало стратегическою целью реформирования компании. В соответствии с обещаниями КНР при вступлении в ВТО в Китае будет постепенно отменено обязательное в силу закона перестрахование, которое в настоящий момент занимает весьма значительную долю во всей деятельности «Китайской перестраховочной компании». Внесенное в конце прошлого октября поправки в «Закон о страхование КНР» уже исключили правила, касающиеся обязательного перестрахования. Позже Китайский страховой надзор выпусти уведомление о том, что начиная с 1 января 2001 года доля обязательного перестрахования будет постепенно снижаться и в конечном итоги такое перестрахование будет полностью отменено. В прошлом году два мировых лидера рынка перестрахования – компания «Munich Re», «Swiss Re», – получили разрешения на создание в Китае своих функциональных подразделений. Это говорит о том, что монополия «Китайской перестраховочной компания» прекратила свое существование, и деятельность компаний на перестраховочном рынке будет уже основываться на принципах международной конкуренции, а не «правилах обязательного перестрахования».

Институт перестрахования имеет чрезвычайно важное значение с точки зрения стабильности и безопасности всей страховой системы. «Китайская перестраховочная компания» с момента образования до прошлого года существовала благодаря правительству страны, которая устанавливала критерии обязательного перестрахования. В связи с этим уровень коммерциализации компании был крайнее низок, возможности перестрахования были ограничены. Изменения в 2002 году на рынке перестрахования в Китае стали ключевым звеном на пути создания зрелого перестраховочного рынка на котором развитие происходит на основе равноправной конкуренции с иностранными компаниями [1].

Деятельность перестраховочных компаний регулируется также народным банком Китая и ограничена следующими направлениями:

– принятие перестрахования от отечественных страховых компаний, занимающихся имущественным и личным страхованием (после утверждения Народным банком Китая);

– ретроцессия, – международное перестрахование (после утверждения Народным банком Китая).

2.3 Государственное регулирование страхового рынка Китая

Быстро развивающийся страховой рынок Китая характеризуется множеством скрытых рисков. Для защиты интересов страхователей большое внимание уделяется контролю за выполнением страховщиком своих обязательств. В ст.10 Закона КНР «О страховании» отмечается, что договор страхования заключается «на честной, добровольной и взаимовыгодной основе». Чтобы с максимальной точностью использовать это предписание закона, страховым компаниям запрещается поручать страховым агентам, не утвержденным Народным банком Китая, осуществлять свою деятельность. То же относится и к страховым брокерам.

Быстрое и правильное рассмотрение требований по возмещению ущерба в результате страхового случая одна из наиболее серьезных проблем. Наибольшее количество злоупотреблений со стороны страховщиков встречается именно в сфере рассмотрения требований по возмещению ущерба. Зачастую страховщики, затягивая решения по конкретным страховым случаям, добиваются от клиентов согласия на снижение выплачиваемого возмещения. Это особенно часто случается у слабых компаний, с низкой нормой прибыли. Такая ситуация возникла в Китае, где в течение последних нескольких лет происходило быстрое снижение размеров страховой премии, сопровождавшееся ростом количества исков о мошенничестве страховщиков при выплате страхового возмещения. Частичное решение проблемы найдено за счет создания соответствующих законодательных условий для ускорения процесса рассмотрения страховых случаев. В соответствии со ст. 59 и ст. 60 Закона КНР «О страховании» выплата страхового возмещения или страховой суммы должна производиться в сроки, предусмотренные договором страхования.

В течение 60 дней после получения заявления о страховом случае и предоставления соответствующих документов от страхователя или выгодоприобретателя страховая компания должна произвести выплаты. Если страховая компания не может определить окончательной суммы страховой выплаты, она должна выплатить минимальную сумму. После определения окончательной суммы страховщик должен произвести соответствующую доплату.

Выплата по договору страхования ответственности должна быть осуществлена не позднее 10 дней с момента поступления заявления от страхователя и достижения договоренности о размере компенсации. Страховщик, не выполняющий настоящие статьи, должен выплатить, помимо страхового возмещения, экономический ущерб, возникший у страхователя или выгодоприобретателя из-за задержки страховщика.

Юридическим свидетельством, удостоверяющим право страховых организаций на осуществление страхования, является лицензия.

Механизм лицензирования предусматривает выдачу свидетельства о регистрации страховой компании как юридического лица и лицензии на осуществление страховой деятельности.

Лицензия состоит из оригинала и копии, на которых указывается название страховой организации, ее организационно-правовая форма, размер зарегистрированного капитала необходимого для осуществления страховой деятельности, руководитель, его заместители и главные специалисты, предмет деятельности дата выдачи, срок действия.

Лицензия выдается сроком на 3 года. В случае ее утери страховая организация должна в течение 15 дней с момента обнаружения пропажи заявить об изъятии лицензии в газетах, определённых Народным банком Китая или его отделениями, и снова подать заявление на получение лицензии с письменной просьбой и Народный банк Китая.

При выдаче и изменении лицензии Народный банк Китая облагает страховые организации определенными сборами.

Ответственность, которую несет страховая компания по каждому риску, не должна превышать 10 % от суммы оплаченного уставного капитала и аккумулированного резервного фонда. В случае превышения стоимости риска над установленным нормативом страховая компания должна заключить договор сострахования со страховыми компаниями на сумму, на 20 % превышающую установленный норматив собственного удержания, а оставшуюся часть риска – передать в перестрахование.

При необходимости сострахования или перестрахования рисков страховые компании должны в первую очередь обращаться к национальным страховщикам. Если последние не принимают риски или условия, то риски могут быть переданы зарубежным страховым или перестраховочным компаниям.

Большое внимание уделяется контролю за управлением активами страховых компаний. Активы страховой компании – это денежный капитал, состоящий из гарантийного капитала, оплаченного уставного капитала, страховых резервов, средств фондов, формируемых из прибыли от страховой деятельности (фонд общественного накопления, фонд общественной пользы, фонд страхового обеспечения компаний).

В соответствии с требованиями ДФКР для обеспечения финансовой устойчивости страховые компании обязаны делать взнос в страховой гарантийный фонд.

Страховые компании, осуществляющие деятельность на всей территории страны, должны депонировать гарантийный капитал в Головном департаменте Народного банка Китая. Страховые компании, действующие на определенной территории страны, должны депонировать гарантийный капитал в отделениях Народного банка Китая в провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения, городах отдельным планированием, где они зарегистрированы.

Средства гарантийного капитала могут быть использованы страховыми компаниями только с разрешения Народного банка Китая.

В целях выполнения обязательств по договорам страхования все страховые компании обязаны формировать страховые резервы, включающие:

– резерв ответственности не истекшего периода (резерв взносов по страхованию жизни);

– резервы убытков;

– резерв заявленных, но не урегулированных убытков;

– резерв произошедших, но не урегулированных убытков.

По личному страхованию все собранные премии по действующим договорам должны быть отчислены в резерв взносов.

Из прибыли, полученной после уплаты налогов, страховые компании должны отчислять 10 % в фонд общественного накопления и 5- 10 % – в фонд общественной пользы компаний. Страховые компании освобождаются от отчислений из прибыли в фонд общественного накопления, когда доля его средств в зарегистрированном капитане компаний превысит 50 %.

Средства общественного накопления страховых компаний используются для покрытия их убытков, расширения деятельности или увеличения уставного капитала. При этом увеличение суммы вкладов акционеров происходите сохранением прежних долей их участия. Однако, когда средства фонда общественного накопления вложены в уставный капитал, остающаяся часть средств этого фонда не должна быть меньше 25 % зарегистрированного уставного капитала. Кроме того, средства данного фонда могут быть вложены в гарантийный капитал или размещены в коммерческих банках, имеющих хорошую репутацию.

Из полученной прибыли страховые компании должны отчислить 1 % в фонд страхового обеспечения. Отчисления прекращаются, когда средства данного фонда достигнут 10 % капитала компании.

Средства данного фонда хранятся на специальных счетах в Народном банке Китая или в коммерческом банке, назначенном Народным банком Китая.

После выделения из прибыли средств в обязательные фонды общее собрание акционеров может принять решение о дополнительном выделении любых сумм в фонд общественной пользы, который используется для повышения благосостояния сотрудников страховой компании.

Несмотря на рост совокупной премии, финансовые возможности страховщиков все еще значительно слабее зарубежных конкурентов. Недостаток капитала препятствует независимому развитию китайских страховых компаний. Основной путь для капитализации китайских страховщиков лежит через фондовую биржу. Однако этим путем могут воспользоваться лишь сравнительно небольшие страховые компании, имеющие акционерную форму. Крупные, как правило, государственные страховые организации (например, China Life и People's Insurance Company) только еще должны пройти этап реорганизации и изменения формы собственности.

Необходимость государственного надзора за страховой деятельностью обусловлена заинтересованностью государства в развитии страхования как источника значительных инвестиций.

Инвестиционная политика страховых компаний в Китае, как и во всем мире, – предмет регулирования надзорного органа. Современное развитие рынка финансовых услуг Китая ограничивает возможности для применения инновационных стратегий. Регулирующие органы придерживаются консервативного подхода и стараются ограничить возможности для спекуляций. Ст. 104 Закона КНР «О страховании» гласит: «страховая компания должна осуществлять консервативные, стабильные и безопасные инвестиции, обеспечивающие поддержание и увеличение активов компании». Поэтому инвестирование средств страховой компании в Китае ограничено следующими направлениями:

– вложения в банки;

– правительственные облигации;

– другие формы инвестиций, определенные Госсоветом КНР.

Ограничение направлений инвестирования снижает возможности для получения прибыли от инвестиций и, следовательно, ориентирует страховые компании больше полагаться на доходы от продажи страховых полисов. По оценкам экспертов, в ближайшие годы на китайском рынке страхования ожидается снижение прибыли, что осложнит деятельность национальных страховщиков. Начиная с 1996 г. Национальный банк Китая пять раз снижал ставки рефинансирования.

Недостаточный уровень дополнительной прибыли ограничивает темпы роста страхования и создает предпосылки для открытия рынка Китая иностранным страховщикам, поскольку китайские страховые компании испытывают потребность в дополнительном капитале. В данной ситуации именно иностранные страховщики могут стать реальным источником пополнения капитала китайских страховщиков.

Иностранцы уже выразили заинтересованность в китайском страховом рынке. Учитывая возможное влияние иностранных страховщиков на страховой рынок КНР, правительство уделяет особое внимание регулированию доступа к деятельности зарубежных страховых компаний на территории страны. Так, CIRC намерена разрешить страховщикам учреждать собственные дочерние компании или совместные предприятия, функцией которых станет управление страховыми резервами и фондами. Тем самым CIRC надеется заставить страховщиков активнее участвовать в управлении своими инвестициями.

В настоящее время в Китае работают и имеют представительства множество страховых компаний. По мере усиления конкуренции контроль за соблюдением законов и административных актов, регулирующих страховое дело, представляется все более важным.

Для соблюдения принципов честной конкуренции Законом КНР «О страховании» предусмотрены санкции за нарушения закона в форме штрафа, приостановления или аннулирования лицензии, ликвидации страховщика, а также меры уголовной и административной ответственности в отношении их должностных лиц.

Лица, незаконно создавшие страховые организации или незаконно осуществляющие страховую деятельность, подлежат уголовной ответственности, а страховые организации – ликвидации.

При обнаружении менее серьезных нарушений этого Закона, не являющихся уголовным преступлением, Народный банк Китая и его филиалы взыскивают с виновных организаций или лиц незаконно полученные доходы и налагают штрафы.

Организации, внесшие изменения в документацию компании или свою деятельность без разрешения Народного банка Китая должны в течение 30 дней устранить допущенные нарушения и уплатить штраф. Если по истечении данного срока нарушение не было исправлено, то с руководителей и виновных лиц дополнительно будут взысканы штрафы.

Если в процессе проверки будут обнаружены фальшивые доклады, отчетности, документы и материалы, а также отказ или препятствие проверке и надзору или наличие не устраненных в течение 30 дней нарушений, с руководителей и виновных лиц будут взысканы штрафы.

Страховщики, принявшие на страхование риски, превышающие их финансовые возможности, должны передать в перестрахование или сострахование соответствующую часть рисков или увеличить уставный капитал. При нарушении этого требования компания обязана уплатить штраф.

Организации, использующие в своей деятельности правила страхования и тарифные ставки, не утвержденные Народным банком Китая, в срок до 30 дней должны ликвидировать нарушения и выплатить штраф. В случае невнесения изменений до истечения срока приостанавливается заключение новых договоров, снимается с должности руководитель, может быть аннулирована лицензия на осуществление страховой деятельности.

На страховые организации, принимающие договоры страхования через посредников, не утвержденных Народным банком Китая, и платящие им вознаграждение, налагается штраф в размере 1 – 5-кратной суммы уплаченного ими вознаграждения.

Страховые компании, осуществляющие свою деятельность на территории, не утвержденной Народным банком Китая, и получившие доходы от премий в размере до 10 млн. юаней, в срок до 30 дней обязаны передать заключенные договора и собранные страховые премии другим страховым компаниям. Доходы, полученные от такой деятельности, изымаются Народным банком Китая. На виновную компанию налагается штраф. Если по истечении срока нарушения не были ликвидированы, страховая компания лишается лицензии.

Если в установленный для ликвидации нарушений срок произойдет страховой случай по принятым на ответственность договорам, данная страховая компания обязана выполнить свои обязательства.

2.4 Страховые посредники

В целях приведения деятельности страховых агентов к единым нормам и стимулирования развития страхования Народный банк Китая на основе соответствующих положений Закона КНР «О страховании» утвердил «Правила регулирования деятельности страховых агентов» (30 ноября 1997 г. № /1997/513). Филиалам Народного банка Китая в провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения и специальном экономическом районе Шэньчжэнь разрешено на основании этих правил разрабатывать и внедрять более детальные правила.

В соответствии с этими Правилами китайский страховой агент действует по поручению страховщика за вознаграждение. Ответственность по всем законным обязательствам, возникающим в результате осуществления агентом действий по страхованию в рамках, установленных страховщиком, несет страховщик. В Китае действуют:

– специализированные страховые агенты;

– страховые агенты по совместительству;

– индивидуальные страховые агенты.

Органом управления и надзора за деятельностью страховых агентов является Народный банк Китая. Для получения разрешения надзорного органа лицам, собирающимся заниматься деятельностью страхового агента, необходимо едать квалификационный экзамен и получить соответствующее удостоверение. Участвовать в квалификационном экзамене может любой гражданин КНР, достигший 18-летнего возраста, имеющий как минимум законченное среднее образование.

Квалификационные экзамены проводятся Народным банком Китая или другими уполномоченными учреждениями. Квалификационное удостоверение является документом, подтверждающим компетенцию лица в вопросах деятельности страхового агента, а не свидетельством о начале фактической деятельности. Срок действия квалификационного удостоверения три года. В случае, если держатель удостоверения не занимался деятельностью агента в течение трех лет со дня его получения, удостоверение становится недействительным. Квалификационное удостоверение не выдается лицам:

– понесшим наказание за уголовное преступление;

– нарушителям законов, касающихся сфер финансов и страхования;

– нарушителям административного законодательства.

Граждане, не получившие разрешения Народного банка Китая, не могут заниматься деятельностью страховых агентов.

Для начала деятельности страховым агентом держатель квалификационного удостоверения должен передать его на рассмотрение в страховую компанию. При положительном решении страховая компания сохраняет квалификационное удостоверение, а взамен выдает удостоверение страхового агента.

Под специализированным страховым агентом понимается компания, организованная в форме акционерного общества с ограниченной ответственностью (закрытого акционерного общества), занимающаяся предоставлением по доверенности страховых услуг.

В сферу деятельности страховой агентской компании входит:

– распространение страховых услуг;

– получение страховой премии;

– содействие страховым компаниям в определении, оценке и возмещении убытков.

Название компании должно включать:

– название города или района;

– собственное наименование;

– слова «страховая агентская компания с ограниченной ответственностью».

Учреждение страховой агентской компании также проходит в два этапа: подготовительного и собственно начало деятельности. При этом агентская компания должна удовлетворять следующим требованиям:

– минимальный размер уставного капитала должен быть не меньше 55 тыс. юаней;

– наличие устава;

– в компании должны работать не менее 30 агентов с удостоверениями страхового агента.

– местонахождение компании должно соответствовать установленным требованиям.

Членам правительства и правительственных органов всех уровней, членам общественных организаций, сотрудникам банков и страховых компаний запрещается вкладывать капитал в страховые агентские компании. Доля отдельного юридического лица в уставном капитале не должна превышать 10 %, совокупная доля физических лиц в уставном капитале не должна превышать 30 %, доля отдельного физического лица в уставном капитале не должна превышать 5 %.

Рассмотрение вопроса об учреждении страховой агентской компании осуществляет филиал Народного банка Китая провинциального уровня по месту нахождения компании. Однако до санкционирования начала подготовительного этапа сведения поступают в центральное отделение Народного банка Китая, и только с его согласия филиал выносит собственную резолюцию.

Решение на начало подготовительного этапа агентской страховой компании выносится в течение определенного Народным банком Китая трехмесячного срока. В случае если такое решение не будет принято в указанный срок, повторное заявление может быть подано не ранее чем через шесть месяцев.

При подаче заявления на начало подготовительного этапа страховая агентская компания должна предоставить в местный филиал Народного банка Китая:

– заявление на начало подготовительного этапа;

– обоснование возможности проведения и проект подготовительного этапа;

– данные об инвесторах, а также сведения об органах, санкционировавших учреждение;

– удостоверения личности индивидуальных акционеров и краткие сведения о них;

– список лиц, осуществляющих подготовительный этап, краткие сведения о них и их квалификационные удостоверения;

– размер капитала и сведения о финансовом положении за последние три года;

– другие документы и материалы, требуемые Народным банком Китая.

Подготовительный этап длится 6 месяцев. В течение этого срока страховая агентская компания не должна предоставлять агентские услуги. При подаче заявления о начале деятельности страховая агентская компания должна предоставить в филиал Народного банка Китая следующие документы:

– заявление на начало деятельности;

– устав компании;

– результаты проверки уровня компетентности лиц, которых предполагается назначить на высшие управленческие должности;

– документы, подтверждающие право собственности или право владения площадью, занимаемой компанией;

– копию свидетельства о проверке капитала, копию свидетельства о регистрации;

– намерение заключать со страховыми компаниями агентские договора.

Страховая агентская компания, получившая разрешение на осуществление деятельности, может приступать к работе после завершения регистрации в органах торгово-промышленной администрации.

В компании не могут по совместительству занимать должности работники органов надзора за страховой деятельностью, сотрудники страховых компаний и члены общества (гильдии) страховщиков. Высший управленческий персонал страховой агентской компании должен иметь квалификационное удостоверение и соответствовать одному из следующих требований:

– иметь высшее образование в области страхования и работать в этой области не менее 3х лет либо работать в области экономики не менее 10 лет;

– иметь высшее образование в другой области и работать в области страхования не менее 5 лет либо работать в области экономики не менее 12 лет;

– иметь среднее образование и работать в области страхования не менее 8 лет либо работать в области экономики не менее 15 лет;

– при отсутствии стажа работы в страховании работать в области экономики не менее 20 лет.

Если страховая агентская компания в течение 3 месяцев со дня получения разрешения на начало деятельности без уважительных причин не приступила к работе. Народный банк Китая имеет право аннулировать разрешение на осуществление агентской деятельности.

С целью обеспечения эффективного функционирования страховой агентской компании филиалы Народного банка Китая ежегодно проводят в первый квартал года проверки в подведомственных агентских компаниях. При этом проверяется соответствие:

– действий и существенных пунктов устава компании правилам;

– компетенции высшего управленческого персонала уровню, определяемому правилами;

– декларируемых материалов и реального положения вещей;

– фактического наличия и достаточности уставного капитала;

– заключаемых агентских договоров правилам;

– необходимому уровню добросовестности ведения дел;

– местонахождения компании требованиям Народного банка Китая.

Для открытия филиалов агентская компания должна получить соответствующее разрешение.

Ликвидация, банкротство, реформирование и слияние страховых агентских компаний происходит в том же порядке, что и учреждение, и требует разрешения Народного банка Китая.

При прекращении агентской деятельности компания обязана сдать разрешение на осуществление страховой агентской деятельности, с уведомления Народного банка Китая пройти процедуру снятия с учета в органах торгово-промышленной администрации, а также опубликовать сообщение об этом в газете, указанной Народным банком Китая.

Под страховым агентом по совместительству понимается ведущая собственное дело организация, которая по доверенности страховщика является его представителем в сфере страхования. Физическое лицо не может выполнять обязанности индивидуального страхового агента по совместительству.

Страховой агент по совместительству должен удовлетворять следующим требованиям:

– обладать статусом юридического лица либо получить разрешение от представителя;

– иметь квалификационное удостоверение;

– местоположение компании должно соответствовать требованиям.

Для осуществления страховой агентской деятельности данная компания должна иметь «Разрешение на осуществление агентской деятельности по совместительству».

Подавать заявление на оформление «Разрешения» должна страховая компания, выдающая доверенность агенту по совместительству. Она должна обратиться в местный филиал Народного банка Китая и представить:

– заявление;

– намерение о заключении страхового агентского договора;

– подтверждение достоверности сведений об уставном капитале страхового агента по совместительству и другие соответствующие документы;

– краткие сведения о лицах, ответственных за проведение страховых агентских операций и их квалификационные удостоверения.

В сферу деятельности страхового агента по совместительству входит распространение по доверенности страховых услуг только в отрасли, в которой он осуществляет свою основную деятельность, а также получение страховой премии.

Партийным и правительственным органам запрещено заниматься по совместительству деятельностью страхового агента.

Под индивидуальным страховым агентом понимается физическое лицо, которое по доверенности страховщика и в установленных им рамках за вознаграждение является его представителем.

Удостоверение страхового агента выдается любому заинтересованному лицу, имеющему квалификационное удостоверение. Лицо, обладающее удостоверением страхового агента и обратившееся за разрешением на начало деятельности, обязано заключить со страховой компанией агентский договор, иметь выданное представляемой компанией удостоверение страхового агента. Агент может приступать к своей деятельности после уведомления страховой компанией местного филиала Народного банка Китая.

В сферу деятельности индивидуального страхового агента входит распространение страховых услуг и получение страховой премии. Однако страхованием имущества предприятий, а также групповым страхованием заниматься данный агент не может.

Обязательным в работе любого страхового агента являются следующее условие: он может представлять лишь те страховые компании, которые учреждены с разрешения Народного банка Китая и лишь в тех административных районах, где эти компании могут осуществлять свою деятельность.

При осуществлении своей деятельности страховым агентам запрещено:

– самовольно изменять условия договора страхования, повышать или понижать размер страховой премии;

– использовать административные полномочия, служебное или профессиональное положение с целью принуждения или введения в заблуждение страхователя для приобретения им определенного страхового полиса;

– использовать недобросовестные методы принуждения, а также ограничивать права страхователя и застрахованного;

– входить в сговор со страхователем, застрахованным или выгодоприобретателем для обмана страховой компании;

– вести в отношении других страховых компаний и страховых агентов некорректную и вводящую в заблуждение пропаганду;

– осуществлять по доверенности перестрахование;

– выдавать страховые полисы от своего имени;

– использовать не по назначению или присваивать страховую премию;

– взимать сверх страховой премии дополнительные суммы, например, плату за консультацию;

– заниматься по совместительству посреднической деятельностью;

– осуществлять другие действия, определяемые Народным банком Китая как наносящие вред интересам страховых компаний, страхователей и застрахованных.

Страховой агент (за исключением индивидуальных страховых агентов) обязан вести отдельный счет по агентским операциям. Деятельность, счета, финансовые результаты и квитанции страхового агента (за исключением индивидуальных страховых агентов) подлежат проверке Народным банком Китая.

В случае обнаружения несоответствия требованиям Правил или инструкции Народный банк Китая уведомляет агента об аннулировании «Разрешения на осуществление страховой агентской деятельности», «Разрешения на осуществление страховой агентской деятельности по совместительству» или квалификационного удостоверения страхового агента. После этого страховая компания должна немедленно расторгнуть с таким страховым агентом агентский договор.

Выдаваемые Народным банком Китая разрешения имеют срок действия три года. В течение последних двух месяцев до его истечения их держатель должен подать заявление на выдачу нового разрешения. При подаче заявления на получение нового разрешения необходимо представить результаты последней ежегодной проверки Народного банка Китая, страховой агентский договор, «Разрешение на осуществление страховой агентской деятельности» или «Разрешение на осуществление страховой агентской деятельности по совместительству» и заявление на обновление разрешения. Для получения нового разрешения держатель, в отношении которого принято решение о продлении его полномочий, обязан сдать старое разрешение.

Для повышения квалификации страховых агентов страховая компания должна ежегодно проводить не менее 60 часов инструктажа и переподготовку страховых агентов, с которыми заключила агентские договоры.

Для того, чтобы уполномочить страхового агента на совершение операций страховая компания подписывает с ним страховой агентский договор, основываясь на принципах равноправия, взаимной выгоды и свободного волеизъявления. Содержание страхового агентского договора:

– наименования сторон по договору;

– объем доверяемых полномочий;

– административная территория, в пределах которой действует доверенность;

– срок доверенности;

– вид страхования, представляемый по доверенности;

– способ и срок перевода страховой премии;

– норма и способ выплаты агентского вознаграждения (всем страховым агентам, за исключением индивидуального, вознаграждение должно выплачиваться чеком);

– обязанности при нарушении договора;

– урегулирование споров.

После проверки страховой компанией «Разрешения на осуществление страховой деятельности» и регистрационных документов органов торговопромышленной администрации, предоставленных агентской страховой компанией либо «Разрешения на осуществление страховой деятельности по совместительству» может быть подписан агентский договор, который передается в местный филиал Народного банка Китая.

После прекращения договора со страховой компанией агент обязан вернуть ей всю документацию, материалы и непереведенные страховые премии.

При нарушении «Правил регулирования деятельности страховых агентов» (30 ноября 1997 г. № /1997/513), самовольном осуществлении страховой агентской деятельности без получения «Разрешения на осуществление страховой агентской деятельности» или «Разрешения на осуществление страховой деятельности по совместительству» согласно положениям Закона КНР «О страховании» Народный банк Китая налагает запрет на подобную деятельность с конфискацией незаконных доходов и с наложением штрафа. Виновные лица привлекаются судебными органами к уголовной ответственности.

Лица, самовольно учредившие страховую агентскую компанию, подвергаются наказанию Народным банком Китая на основании соответствующего законодательства и административных правил.

В случае совершения агентской страховой компанией одного из ниже перечисленных действий Народный банк Китая на основании ст. 141 Закона КНР «О страховании» налагает штраф:

– предоставление ложных отчетов, ведомостей, документов и материалов;

– уклонение или препятствование осуществлению Народным банком Китая проверки.

При совершении одного из ниже перечисленных действий Народный банк Китая конфискует незаконные доходы и налагает штраф:

– осуществление агентских операций по доверенности страховой компании, не имея на то разрешения;

– выход за определенную Народным банком Китая сферу деятельности;

– осуществление агентской деятельности по доверенностям двух или более страховых компаний, занимающихся страхованием жизни;

– осуществление агентской деятельности по доверенности страховой компании, зарегистрированной вне подведомственного административного района.

В случае если при осуществлении страховой агентской деятельности были обмануты страхователи, застрахованные или выгодоприобретатели, Народный банк Китая согласно положениям Закона КНР «О страховании» производит урегулирование конфликта и накладывает штраф. В случае особо грубых нарушений квалификационные удостоверения, «Разрешения на осуществление страховой деятельности» или «Разрешения на осуществление страховой деятельности по совместительству» аннулируются, а виновные лица привлекаются судебными органами к уголовной ответственности.

Если в процессе своей деятельности страховой агент задерживает выплаты, использует не по назначению страховые премии или страховые вознаграждения, Народный банк Китая в зависимости от характера нарушений делает предупреждение или налагает штраф. Виновные лица привлекаются судебными органами к уголовной ответственности.

В том случае, если страховая компания выдает удостоверения страхового агента лицам, не имеющим квалификационного удостоверения, или приглашает для осуществления агентских операций лиц, не имеющих удостоверения страхового агента, Народный банк Китая делает предупреждение или налагает на ответственных лиц штраф. Иностранные и совместные страховые компании при использовании услуг страховых агентов должны также применять настоящие правила.

2.5 Регулирование деятельности иностранных страховых компаний

Иностранные компании продолжают проявлять заинтересованность в расширении своей деятельности на территории Китайской Народной Республики. Однако до настоящего времени существуют достаточно жесткие ограничения, связанные с деятельностью иностранных страховщиков на территории Китая.

Органом, осуществляющим управление страховыми организациями, в том числе и с участием иностранного капитала, является Народный банк Китая. Право осуществлять текущее управление предоставлено его отделению в Шанхае.

Согласно Закону КНР «О страховании» порядок организации и работы иностранных страховщиков определяется комплексом законодательных актов, систематизация и применение которых обеспечивается Советом по надзору за иностранными финансовыми учреждениями Народного банка Китая. Порядок лицензирования деятельности иностранных страховых компаний устанавливается в соответствии с Шанхайскими Правилами по работе иностранных страховщиков. Эти Правила применяются и к страховым компаниям, зарегистрированным в Сянгане (Гонконге), Аомыне (Макао), на Тайване.

Правила определяют следующие требования к иностранным страховым компаниям, предполагающим начать работу на территории КНР:

– в течение не менее трех лет компания должна находиться в числе 100 крупнейших компаний мира и располагать соответствующими международными сертификатами;

– иметь опыт работы на международных страховых рынках и работать на рынках развитых стран;

– осуществлять деятельность, разрешенную правительством Китая на определенной им территории;

– капитал, прибыль, резервы и активы иностранных страховщиков должны быть доступны надзору правительственных органов Китая;

– иметь представительство на территории КНР не менее трех лет;

– создавать страховые организации с участием иностранного капитала.

Только при соблюдении этих требований деятельность страховых компаний защищается законами КНР.

Под страховыми организациями с участием иностранного капитала понимают:

– отделения страховых компаний в Шанхае, зарегистрированные за рубежом Китая (в соответствии с Временными Правилами именуемые «отделения иностранных страховых компаний»);

– страховые компании, созданные в Шанхае иностранными страховщиками совместно со страховыми компаниями, зарегистрированными на территории Китая, или со страховыми компаниями, созданными другими финансовыми организациями, учрежденными после утверждения Народным банком Китая («совместные страховые компании»). Формирование совместных предприятий с участием китайских страховых компаний является практически единственной возможностью для иностранных страховщиков участвовать в деятельности китайского рынка страхования жизни и осуществления операций по перестрахованию.

Всеми участниками создания совместной страховой организации подаются:

– документы о зарегистрированном капитале и капитале каждого участника;

– соотношение долей участия каждой стороны в капитале;

– перечень видов страхования;

– основные договорные условия;

– методика расчета тарифов;

– годовая отчетность или платежный баланс каждого участника за последние три года;

– проект договора о совместном предпринимательстве, подписанный уполномоченными представителями;

– проект устава совместной страховой компании.

Компании, заявившие о создании отделений иностранных страховых компаний, обязаны представить в Головной департамент Народного банка Китая сведения о сумме гарантийного капитала, предмете деятельности, годовую отчетность или платежный баланс за последние 3 года, копию лицензии на осуществление деятельности, выданную компетентным органом страны или территории расположения головной организации, письменную гарантию их головной организации по исполнению налоговых и долговых обязательств.

Для обеспечения платежеспособности страховые компании с участием иностранного капитала должны создавать гарантийный фонд, формируемый в отделении Народного банка Китая в Шанхае, куда отчисляются 20 % полученных доходов. Кроме того, головная организация отделения иностранной новой компании, которая будет осуществлять одновременно страхование жизни и видов иных, чем страхование жизни, должна вложить в гарантийный фонд 8 млн. долл. При осуществлении отделением только одной из указанных видов деятельности головная организация должна вложить в качестве гарантии 4 млн. долл.

По денежным средствам гарантийного фонда начисляются проценты. В соответствии с правилами лицензирования страховых компаний с участием иностранного капитала в течение трех месяцев после получения заявления о намерении создать совместную страховую организацию Народный банк Китая выдаст заявителю официальный бланк заявления. Однако если по истечении этого срока официального бланка заявления получено не было, то заявление о намерении автоматически теряет силу.

После получения официального бланка заявления у страховой организации в течение одного месяца проводится проверка капитала и его регистрация, после чего организация может подать в Государственное управление по валютному контролю заявление о выдаче «лицензии на осуществление валютных операций».

В целях защиты потребителей страховых услуг главному управленческому персоналу страховых организаций с участием иностранного капитала не разрешается занимать должности в других коммерческих организациях. К работе в качестве актуариев могут привлекаться специалисты, признанные отделением Народного банка Китая в Шанхае, и бухгалтеры, зарегистрированные в Китае. Народный банк Китая и его отделение в Шанхае имеют право направлять в любой момент уполномоченных лиц в страховые организации с участием иностранного капитала для проверки их финансового положения.

Объектами страхования могут быть имущество иностранных предприятий, работающих внутри страны, и их ответственность. Страховщики с участием иностранного капитала могут также проводить операции по личному страхованию иностранных и китайских частных лиц, оплачивающих премии за свой счет; операции по перестрахованию рисков вышеперечисленных видов страхования.

Если совместные страховые организации по каким-либо причинам не приступили к осуществлению страховой деятельности в течение 12 месяцев, разрешение Народного банка Китая автоматически теряет силу.

Страховые организации с участием иностранного капитала должны формировать страховые резервы, аналогичные тем, которые формируют национальные страховые компании. Однако требования по формированию этих резервов более жесткие, чем для национальных страховщиков. Так, резерв взносов, который должны формировать компании, осуществляющие страхование жизни, иностранными страховщиками должен быть сформирован в размере совокупной стоимости долгосрочных действительных договоров и 50 % заработанной премий по страхованию жизни за отчетный год. Кроме того, стоимость долгосрочных договоров по страхованию жизни должна быть рассмотрена и утверждена актуариями, уполномоченными отделением Народного банка Китая в Шанхае.

Резервы по долгосрочному личному страхованию не должны быть ниже совокупной суммы всех действующих обязательств по страховым выплатам.

При осуществлении страхования видов иных, чем страхование жизни, сальдо между собственными средствами и реальными страховыми обязательствами не должно быть ниже установленной величины. В случае несоблюдения данного норматива необходимо увеличить капитал.

Для проведения страхования жизни и видов иных, чем страхование жизни, одновременно резервные фонды формируются раздельно.

Всеми совместными компаниями формируется так называемый генеральный резервный фонд, который должен быть равен 10 % от всех активов, остающихся после выплаты налогов, сборов и предусмотренных отчислений.

Как и национальные страховые компании, иностранные страховщики обязаны формировать фонд общественной пользы и фонд развития. И только после этого оставшаяся прибыль может быть переведена за рубеж.

Для обеспечения финансовой устойчивости организаций с участием иностранного капитала при осуществлении страховых операций ответственность по договорам страхования иным, чем страхование жизни, не должна превышать 10 % собственных средств компании. Ответственность, превышающая установленный лимит, передается в перестрахование.

Обязательным требованием является перестрахование 30 % всех обязательств в Народной страховой компании Китая (People's Insurance Company).

Страховые выплаты могут быть произведены только после решения Конторы по оценке (представитель отделения Народного банка Китая), в чью компетенцию входит проведение работ по осмотру, оценке и определению ущерба.

Если страховые организации с участием иностранного капитала были созданы без утверждения. Народный банк Китая имеет право приостановить их деятельность, изъять нелегальные доходы и взыскать штраф.

Осуществлять практическую деятельность по страхованию через представительства запрещено. Закон КНР «О страховании» ст. 86 гласит: «В случае если представительства страховых компаний занимаются страхованием или агентской / брокерской работой, доходы, полученные от этой деятельности, признаются незаконными и изымаются… Представительства обязаны уплатить штраф. При более серьезных или повторных нарушениях представительство ликвидируется».

Если страховые организации с участием иностранного капитала вышли за рамки утвержденного предмета деятельности, Народный банк Китая и его отделение в Шанхае имеют право приостановить неутвержденную деятельность, изъять их нелегальные доходы и взыскать штраф.

В случае несвоевременного представления отчетности или отказа от контроля и проверки Народный банк Китая и его отделение в Шанхае могут взыскать штраф.

Если страховые организации с участием иностранного капитала совершили другие серьезные нарушения, Народный банк Китая может приостановить деятельность компаний и даже ликвидировать их.

При возникновении разногласий по решениям о санкциях страховые организации с участием иностранного капитала могут заявить в Народный банк Китая о повторном рассмотрении претензий в их адрес.

2.6 Контроль за платежеспособностью страховых компаний

Развитие страхового рынка Китая невозможно без обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний. Платежеспособность страховщика означает его безусловную способность исполнить обязательства по выплате страховой суммы или страхового возмещения страхователю или застрахованному лицу по договорам страхования. Именно платежеспособность страховой компании – главный объект контроля со стороны органов страхового надзора. Такой контроль осуществляется путем проверки финансовой отчетности и соблюдения страховщиками установленных показателей, характеризующих их финансовую устойчивость. Согласно общепринятой практике гарантиями финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются:

– уставный капитал, оплаченный не ниже установленного законодательством размера;

– страховые резервы, рассчитанные в установленном порядке и гарантирующие исполнение страховых обязательств;

– система перестрахования;

– соблюдение нормативного соотношения между активами и обязательствами, отражающего наличие у страховщика свободных от любых обязательств собственных средств;

– соблюдение норматива максимальной ответственности по страхованию отдельного риска.

Законом КНР «О страховании» предусмотрено, что минимальный фактический размер свободных активов страховщика должен соответствовать установленным нормативам.

В случае несоответствия уставный капитал компании должен быть увеличен на величину разницы между фактическим и нормативным размером свободных активов.

Для страховых компаний, занимающихся страхованием иным, чем страхование жизни, установлен определенный объем собранных страховых премий в размере четырехкратной суммы оплаченного капитала и резервов.

Капитал, нераспределенные активы, различные резервные фонды, имущество страховых организаций, созданных с участием иностранного капитала, могут быть инвестированы в юанях и иностранной валюте в следующих направлениях:

– вклад в китайские финансовые организации;

– приобретение правительственных облигаций;

– приобретение финансовых облигаций;

– приобретение облигаций предприятий (не более 10 % совокупного инвестиционного портфеля);

– доверительное кредитование в валюте за рубежом, которое должно быть гарантировано залогом или финансовой организацией (на каждый объект кредитования не более 5 % совокупного инвестиционного портфеля, на все объекты – не более 30 %);

– инвестирование в акции (не более 15 %);

– другие утвержденные виды инвестирования.

Потенциал китайского страхового рынка велик как для национальных, так и для иностранных страховщиков. Однако темпы дальнейшего развития рынка в значительной степени зависят от наличия квалифицированных специалистов, пересмотра стратегии развития страхового рынка, возможностей для осуществления инвестиций.

Пересмотр стратегии развития страхового рынка означает переход на качественно новую ступень, предполагающую понимание страховщиками того, что увеличение объема страховых премий и расширение страхового портфеля пропорционально увеличивает и размер принимаемых рисков, следовательно, и возможных убытков. Улучшение качества услуг предполагает специализацию отдельных секторов рынка и расширение видов реализуемых страховых продуктов. Экономическое развитие Китая способно придать национальному страховому рынку значительный импульс.

Так, в настоящее время в Китае уже наблюдается увеличение видов страхования. Изменились и маркетинговые методы продвижения страховых продуктов на рынок: стратегия пассивного ожидания клиентов сменилась на их активное привлечение.

Еще одна проблема, стоящая перед страховым рынком Китая, – это финансовая нестабильность в мире. В качестве конкретных мер предлагаются:

– ужесточение макроэкономического контроля рынка;

– введение внешнего аудита для обеспечения платежеспособности страховщиков;

– приведение бухгалтерских счетов и отчетности в соответствие с международными стандартами.

Дальнейшее ограничение инвестиционных возможностей может только препятствовать развитию страхования. Основным принципом инвестирования страховых резервов компаний должна быть надежность, а национальный финансовый рынок пока не в состоянии обеспечить этого. Либерализация требований по инвестированию станет залогом роста и усиления международной конкуренции китайского страхования.

Для обеспечения сохранности средств и уменьшения зависимости от международного рынка перестрахования необходимо создание национального рынка перестрахования.

2.7 Ведущие страховые компании Китая

«Народная страховая компания Китая» (People's Insurance Company, PICC) появилась одновременно с рождением нового Китая и является единственной государственной компанией, занимающейся имущественным страхованием во всех 18 округах Китая. PICC самая крупная компания на страховом рынке Китая.

Деятельность компании охватывает почти все сектора рынка имущественного страхования внутри страны и за ее пределами, среди которых можно выделить: страхование каско самолетов, транспортное страхование международных перевозок, страхование предприятий, чья деятельность связана с повышенным риском, страхование имущества гостиниц, различные виды страхования ответственности, страхование кредитов и кредитных линий. За 50 лет, прошедшие с момента основания, PICC накопила огромный опыт выдачи поручительств и гарантий, проведения риск-менеджмента, а также выполнения функций аварийного комиссара.

Филиалы и дочерние организации компании:

– компания Dongcheng;

– компания Xicheng – инициатор разработки «10 мер» гарантии качества, используемых практически всеми филиалами PICC. В рамках «10 мер» организованы специальные службы, принимающие заявки на страхование круглосуточно. Договоры страхования заключаются по телефону с доставкой соответствующих документов к страхователям. При наступлении страхового случая страхователь может обратиться в специализированные службы спасения, также работающие круглосуточно. На место происшествия выезжают спасательные бригады для бесплатного устранения последствий;

– компания Xuanwu;

– компания Fengtai отдает предпочтение контрактам, связанным со страхованием кредитов и убытков от стихийных бедствий;

– Shunyi предоставляет более чем 60 видов услуг, в основном связанных со страхованием собственности компаний, страхованием собственности домовладельцев и страхованием под государственную ответственность. Shunyi занимает около 80 % рынка имущественного страхования в своем округе;

– компания Daxing в основном занимается страхованием домов, страхованием ответственности и сельскохозяйственным страхованием;

– компания Huairou;

– компания Miyun занимает 90 % рынка имущественного страхования в своем округе, предоставляя свои услуги круглосуточно. Консультации, заключение договоров – все это входит в пакет услуг компании. В десятидневный срок Miyun выплачивает суммы, причитающиеся по договору, при наличии соответствующих документов;

– компания Pinggu расположена в городе Ченгуан (Chengguan). Pinggu предоставляет различный спектр услуг, среди которых страхование собственности компаний и домовладельцев, страхование грузов, сельскохозяйственное страхование и различные виды страхования, связанные с кредитованием и ответственностью;

– пакет услуг компании Yanging довольно разнообразен. Как и большинство компаний корпорации PICC, Yanging предоставляет услуги круглосуточно;

– компания Jingcheng занимается страхованием имущества домовладельцев, страхованием грузов и ответственности;

– компания Yanshan занимается страхованием имущества компаний и домовладельцев, «механическим страхованием», страхованием грузов и ответственности. Договоры страхования грузов составляют треть от всех договоров, заключаемых PICC;

– компания Chongwen специализируется на огневом страховании;

– компания Mentougou предоставляет почти 30 видов услуг, например, имущественное страхование собственности компаний и частных домовладельцев, сельскохозяйственное страхование и пр. Договоры могут заключаться и по телефону. Кроме того, компания предоставляет бесплатные услуги по устранению последствий страхового случая и организации программ социального и экономического развития региона, в котором произошел страховой случай;

– компания Tongzhou Shijingshan специализируется на страховании кредитов.

Новая китайская компания (New China Life Insurance Company, NCLIC). Компания NCLIC – национальная акционерная компания – основана в 1996 г.

NCLIC предлагает более 30 видов страховых продуктов, включая пожизненное страхование и страхование здоровья, страхование детей, пенсионное страхование и т.д. Для изучения передовых технологий и опыта управления компания активно сотрудничает с ERC Francona Reassurance.

Компания NCLIC создала 4 центра, занимающихся финансовой деятельностью, управлением, научными исследованиями в области риск менеджмента и финансовых услуг, а также центр послепродажного обслуживания.

Sanghai da Yang Surveying and Assessing CO., LTD (SDSAC), зарегистрированная в 1995 г., – первая частная сюрвейерская компания в Китае, специализирующаяся в следующих отраслях: судостроение, химическое производство, производство специализированного оборудования (паровых котлов, грузоподъемных кранов), строительные конструкции, механикоэлектронные системы, технологии по защите окружающей среды и т.д. В соответствии с Законом о предпринимательстве КНР, законом об Инспекции товаров при импорте и экспорте КНР, SDSAC предоставляет независимую экспертную оценку по всем видам страховых контрактов. Деятельность компании распространяется на 9 провинций и более 10 крупных городов.

Таусаn (Тайкан) – финансово-страховая компания – организована 22 августа 1996 г. В настоящее время одна из пяти ведущих страховых компаний КНР (главный офис в Пекине). Основная деятельность направлена на страхование жизни, но она имеет лицензию и на имущественное страхование.

За время своей работы Таусаn произвела выплаты по трем страховым случаям: в феврале 1999 г. выплачено 2,4 млн. юаней в качестве компенсаций в связи со смертью застрахованного в возрасте 34 лет от раковой опухоли мозга; в сентябре 1997 г. – 600 тыс. юаней застрахованному 28 лет, попавшему в автомобильную аварию; в октябре 1998 г. – 500 тыс. юаней застрахованному, попавшему в автомобильную аварию.

В августе и октябре 1998 г. компания открыла филиалы в городах Ухань и Гуанчжоу. В настоящее время Таусаn активно сотрудничает с иностранными коллегами. При участии Швейцарии компания изучила международную систему аттестации сотрудников страховых компаний (LOMA), и в 1997 г., получив полномочия от Американской ассоциации специалистов по изучению и усовершенствованию методов работы агентств по страхованию жизни, открыла в Пекине аттестационный центр.

В 1999 г. Ченсинь – китайская рейтинговая компания, проведя аудиторскую проверку, присвоила Таусап рейтинг доверия АА (второй по степени доверия после рейтинга ААА). Такая высокая оценка получена за успехи в эффективном управлении финансами, обеспечении платежеспособности и пр. На территории Китая это первая страховая компания, получившая такой высокий рейтинг доверия.

В мире из 50 крупнейших страховых компаний лишь 12 имеют «публичный рейтинг доверия».

Tianan Insurance Co. – небольшая китайская страховая компания, планирует создание совместного предприятия с иностранным участием для осуществления деятельности в сфере страхования жизни.

Ограничение доступа иностранных страховщиков на рынок Китая и стимулирование создания совместных предприятий с участием китайских страховых компаний имеет своей целью:

– обеспечение стабильного функционирования рынка страховых услуг в Китае;

– создание условий для передачи технологий и ноу-хау в области страхования от более передовых международных страховых компаний к развивающимся китайским страховым компаниям;

– предоставление возможностей для защиты объективно более слабых национальных страховых компаний от потенциально жесткой конкуренции с сильными иностранными компаниями.

Введение значительных ограничений по доступу иностранных страховщиков на страховой рынок Китая привело к тому, что только компании American International Assurance Ltd, филиал American International Group и Tocio Marine & Fire Insurance Co. Ltd, Thomas Miller & Co. Ltd., Lincoln Mutual, Chubb получили лицензию.

В 1997 г. доступ на китайский рынок получили немецкая компания «Allianz», французская страховая группа AXA-UAP, американская транснациональная страховая группа Aetna.

В 1999 г. получены лицензии английскими страховщиками (Royal Sun Alliance, Prudential, Eagle Star) и страховщиками, представляющими Австралию: Colonial Mutual и National Matual.

Другие компании могут осуществлять свою деятельность либо только в рамках совместных предприятий, либо присутствовать на китайском рынке через представительства. В июне 1999 г. начала официально функционировать совместная китайско-французская компания Czinshen. Операции совместных предприятий с участием иностранных страховщиков ориентируются на обслуживание внешнеэкономических связей, защиту интересов иностранных поставщиков и грузовладельцев, что обусловлено отчасти постоянным контролем за развитием деятельности иностранных участников рынка внутри Китая.

Прежде чем иностранная страховая компания получит лицензию, она обязана открыть на территории Китая свое представительство. Далее, хотя это и не является официальным требованием, страховщики должны на деле доказать свой позитивный вклад в развитие китайской экономики. Например, компания «AIA» выразила свое участие в судьбе Китая, выкупив отнятые у него в XIX веке произведения искусств и вернув их Пекину. Кроме того, компания осуществляла существенные инвестиции в Шанхайский бизнес-центр.

Компания Chubb основала в Китае Школу страхования при Шанхайском университете экономики и финансов, постоянный спонсор радиопрограммы «China Insurance Report».

Страховая группа Zurich Financial Services Group прилагает много усилий по развитию страхового рынка в Китае. По ее приглашению в феврале 1995 г. делегация представителей правления китайского Народного банка посетила три европейские страны с целью изучения страхового рынка Европы и системы контроля за деятельностью страховых компаний. В августе 1996 г. представители китайского Народного банка и Комитета по реформам КНР посетили швейцарские, шведские и американские страховые фирмы и контролирующие их организации с целью изучения европейской и американской систем социального и коммерческого страхования. В сентябре 1997 г. совместно с китайским Народным банком проведена конференция по вопросам учета и контроля страховых операций. В октябре 1997 г. совместно с Комитетом по реформам проведена «Вторая международная конференция по вопросам социального обеспечения и коммерческого страхования».

В феврале 1998 г. представители китайского Народного банка, Комитета по реформам КНР посетили шесть европейских стран с целью изучения системы контроля и управления инвестиционным и пенсионным фондами. В июле 1998 г. представители китайского Народного банка, страхового научного общества, китайских страховых фирм и институтов, занимающихся изучением вопросов страхования, участвовали в работе 26-й международной конференции по вопросам учета страхования в Бирмингеме. Кроме того, в 1998 г. Zurich Financial Services Group оказала финансовую поддержку.

С целью продолжения реформ и дальнейшего развития страхового рынка Китая в 1999 г. основана Комиссия по регулированию страхования. По данным этой Комиссии, на страховом рынке Китая в настоящее время функционируют 14 совместных страховых компаний и одна полностью с иностранным капиталом («Yban»). Характеристика некоторых из них приводится ниже.

Aetna Inc (США). В мировом масштабе Aetna одна из крупнейших компаний, предлагающих услуги по страхованию жизни, пенсионные планы и страхование от несчастного случая. Деятельность Aetna широко представлена на рынках развивающихся стран и стран с переходной экономикой, для которых характерно появление среднего класса, сравнительно незначительное развитие рынка страховых услуг и наблюдается тенденция к расширению частного сектора.

Allstate (США) входит в число 15 наиболее мощных американских страховых компаний. Офис Allstate в Китае основан в 1997 г. В настоящее время руководство компании ведет переговоры с правительством Китая о получении лицензии для продажи страховых услуг на территории Китая.

Chubb (США) одна из пяти крупнейших в мире страховых компаний, акции которой высоко котируются на фондовых биржах. Представительство в Китае открыто в 1994 г. Деятельность компании направлена на оказание информационно-консультативных услуг.

Chubb по просьбе Народного банка Китая выполнила следующие крупнейшие проекты:

– детальное изучение катастрофических рисков в Китае, включая риски возможных повреждений от землетрясений, наводнений и тайфунов;

– изучение возможностей для снижения количества страховых случаев в горнодобывающей промышленности Китая;

– развитие инновационных форм страховой защиты.

Chubb осуществляет и практическую страховую деятельность, связанную в основном со страхованием катастрофических рисков.

Chvalier Insurance Company Limited – дочерняя компания конгломерата Chvalier Group, расположенного в Гонконге и состоящего из пяти компаний и более чем 200 дочерних компаний в 10 странах мира. Chvalier Insurance специализируется на огневом страховании, страховании транспортных средств, страховании морских грузов, всех имущественных рисков, страховании гражданской ответственности.

Lincoln Financial Group/LFG/ (Финансовая группа Линкольн), образованная в 1905 г., – крупнейшая финансовая компания мира. Ее офисы расположены по всему миру. С 1994 г. деятельность LFG направлена на оказание помощи Китаю в развитии страхования жизни и оказании социальной поддержки населению.

Корпорация Profile – одна из первых, созданных в Сингапуре. Компании Asia Life и Asia Insurance, входящие в состав этой корпорации, – первооткрыватели страхового рынка Китая.

American International Group, Inc (AIG) – лидирующая американская страховая компания в международном страховании. Компании, входящие в AIG, занимаются страхованием имущества, морских рисков, финансовых рисков, страхованием жизни и от несчастных случаев более чем в 130 странах мира. По показателю чистой прибыли AIG занимает первое место среди американских страховых компаний и семнадцатое среди корпораций США. В настоящее время компания активно развивает практическую страховую деятельность в КНР.

Nelson PLC (Великобритания) – одна из ведущих участников международного страхового рынка. Пекинское представительство является частью «Региона Большого Китая», в который входят Гонконг, КНР и Тайвань. В этом регионе компания специализируется на управлении рисками, страховании международных и внутренних строительных проектов, работе с крупными промышленными и торговыми страхователями.

CMG PLC (Великобритания) приглашена на рынок правительством Китая в 1998 г. и сразу получила лицензию для осуществления операций по страхованию жизни в Шанхае. До этого CMG PLC имела свои представительства в Пекине (1994 г.) и Шанхае (1995 г.). С 1994 по 1999 г. CMG PLC осуществляла крупные проекты, связанные с развитием в Китае сектора финансовых услуг. Так, компания участвовала в разработке пенсионной реформы, в организации курсов повышения квалификации для сотрудников Народной страховой компании и Народного банка Китая в Китае и в Австрии. В совместном владении компании находится фирма «CMG China Investment Limited», акции которой котируются на фондовых биржах в Шанхае и Шенцене.

Конец ознакомительного фрагмента.