© Марина Черных, 2016
© Сергей Черных, 2016
© Маргарита Сергеевна Черных, фотографии, 2016
© Марина Викторовна Черных, иллюстрации, 2016
Редактор Марина Викторовна Черных
ISBN 978-5-4483-1782-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
На фото: Сергей и Марина Черных
«Бархатный сезон»
«Едва переступаешь порог уютной гостиной художественной галереи, как в памяти всплывают знакомые строки: «Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло». Картины, свечи, композиции из осенних листьев – все настраивает на элегический лад. «Бархатный сезон» – звучат в унисон бережно выведенные слова, давшие название творческому вечеру. Исполнители – Марина и Сергей Черных.
Когда смотришь на их светлые, одухотворенные лица, кажется, что заявленное время года у них еще впереди. Однако диапазон их творчества не дает повода усомниться в солидном жизненном опыте и умении глубоко чувствовать потаенные струны человеческой души. Огромный мир с его радостями и проблемами, восторгом перед красотой и недоумением перед самолюбивым чванством, верой в любовь и неоспоримую победу добра – все по плечу этим красивым, одухотворенным людям.
Мы бьемся, не страшась за правду – ту,
которая воспета и распята,
не уставая славить красоту,
не глядя в рот помпезности предвзятой, – слушает зал, затаив дыхание и зная совершенно точно, что это не просто поэтическая декларация, а образ мысли и образ жизни.
Бардовское творчество – это всегда пронзительная искренность и та «душа наизнанку», которую эти люди с гитарами дерзают обнажить перед теми, в ком чувствуют внутреннее созвучие. Впрочем, других на их концертах просто не бывает.
«Бархатный сезон»… Что видится нам за этим нарядным сочетанием? Внутреннее затишье, умиротворенность, благодатная пора мудрой зрелости. Однако нет обретения без потерь.
Ведь подрезаны крылья и изранены грезы,
И уже не над книгой проливаются слезы, —печалится Марина, перебирая струны гитары, и это состояние эхом отдается в наших душах.
Ну а как же быть с теми, другими, кто случайно или сознательно оказался за чертой дружеского приятия?
Я прощаю всех врагов своих —
тех, чьи взоры пристальны и люты,
и молю вернуть им светлый лик,
разорвав над сердцем злые путы.
Но не все так легко забыть и простить. Есть генетическая память, есть обиды, тяжким грузом лежащие на донышке сознания и готовые подчас неожиданно заявить о себе. Вопрос о судьбе Отечества неотступно преследует любого неравнодушного человека.
Цикл патриотических стихов и песен четы Черных свидетельствует о гражданской зрелости авторов, их глубоком проникновении в те неоднозначные процессы, которые происходят нынче в стране. Сегодняшняя Россия в их произведениях – это златоглавый храм и ржаное поле, это солдат, оставшийся на поле боя в мирное время, и дом, «пропахший горем и долей сиротской», это «слезной молитвой плывущие свечи, высь голубая над вечною сечей». Но за всем этим – люди, множество людей, умеющих не только, поднявшись над бездной, противостоять злу, но и способных создавать вокруг себя ауру света, добра, неиссякаемого жизнелюбия. И сегодняшний дуэт – из той же породы людей.
Каким поистине юношеским романтизмом овеяна «Капитанская песня» Сергея, в котором вдруг все узнают «всамделишного» покорителя водных просторов. В нехитрой песенке – юное очарование морской стихией, пронзительная вера в мечту, любовь к неоглядным синим далям и той единственной, что ждет дома. Как втиснуть все это в черно-белую графику строк? Ответ находим у В. Высоцкого:
Становясь капитаном,
храните матроса в себе.
Он и хранит: верность юности, молодой задор, высокие порывы души.
А как прелестно «Лето…» Марины, впитавшее в себя не только сотни больших и малых забот, но и мгновения счастья, которое «пахнет дождем, морем и рыжим песком».
Впечатления недавнего сменяются знаменательными экскурсами в прошлое. Ведь не нами придумано, что без опоры на историю и культуру минувших столетий нет движения вперед. И потому так органично вплетаются в канву вечера поэтические миниатюры, посвященные Жанне д` Арк, Марине Цветаевой, Владимиру Высоцкому. И пока есть люди, способные передать эту бесценную нить преемственности, остается надежда на сохранение духовности – основу основ российского менталитета.
Но, наверное, самая главная задача – передать эту нить тем, кто только вступает в жизнь, кому так необходимы ориентиры в современном мире противоречий и диссонансов. Именно этому делу и служит уже второй десяток лет Марина Викторовна Черных. С 1999-го года она возглавляет молодежную студию «Пилигрим» в Центре детско-юношеского туризма и экскурсий. Ее воспитанники – победители и лауреаты многих фестивалей и творческих конкурсов. Они желанные гости городских библиотек, образовательных учреждений и любой концертной площадки, где выступает их руководитель. И то, что в наше всеядное время они отдают предпочтение добротной литературной классике и красивой музыке, говорит об определенном уровне сформированности духовной культуры. Вот и на этом вечере они порадовали нас двумя великолепными композициями, являющими собой симбиоз прекрасных стихов, обворожительной музыки и утонченной пластики. Спасибо вам, ребята. Постарайтесь и впредь не растерять то, на что так трепетно отзываются сегодня ваши юные сердца».
Этот материал был опубликован в газете «Диалог» осенью 2010-го года. К тому времени я уже неплохо знала Марину Викторовну, и нас связывали дружеские узы. А начиналось все, конечно же, с концертов «Струны». Потом был вполне удачный театральный дебют «Пилигрима» – спектакль «Соло для камертона» по пьесе харьковского драматурга Елены Приходько. Шла весна 2005-го года – канун 60-летия Победы.
Что подкупило меня в детище самодеятельных артистов? Пожалуй, неподдельная искренность. В детской трактовке трагических событий войны виделось воплощение нравственного долга. Я понимала, что спектакль обязательно должны посмотреть мои ученики. И уже через неделю творческий коллектив «Пилигрима» работал на сцене актового зала 4-й школы. Не просто работал – ребята весьма достоверно перевоплощались в образы людей неизвестного им поколения. И делали это очень убедительно.
А еще раньше, в январе 2005-го года, увидел свет поэтический сборник «Дорога к мечте», включивший в себя стихи, рассказы, пьесы юных авторов. Какой труд руководителя стоит за всем этим, по-настоящему поймут лишь те, кому приходилось работать с молодежью.
В 2008-м году «Пилигрим» порадовал нас новым проектом: у него появилась своя газета с одноименным названием. И, несмотря на финансовые проблемы и разного рода препятствия, издание продолжало выходить в течение всего учебного года. Мы с удовольствием читали на его страницах познавательные и культурно-развлекательные материалы, прозу, стихи, блиц-опросы. Традиционной была колонка Мудреца, которую вела руководитель М. В. Черных.
В 2011-м году была завершена огромная работа по подготовке «Антологии авторской песни в Камышине». От момента зарождения до дня сегодняшнего в ней прослеживается история развития жанра в нашем городе. Книга, содержащая подробную информацию о людях, стоящих у истоков движения, и снабженная профессиональными комментариями автора, конечно же, заслуживает того, чтобы стать достоянием широкого круга читателей. М. В. Черных созданием «Антологии» внесла весомый вклад в музыкальное краеведение города.
И все это в сочетании с творческими вечерами, концертами, песенными фестивалями, Пушкинскими праздниками, «Цветаевскими кострами» и т.д., и т. п. Откуда берет время и силы эта неутомимая женщина, для меня остается загадкой. К тому же главным ее увлечением было и остается поэтическое творчество.
Зайдите на «Стихи. ru», и вам гарантировано новое знакомство с известным давно человеком.
Подборки ее стихов приятно удивляют тематическим и художественным разнообразием. Но прежде всего бросается в глаза вечная обеспокоенность автора тем, что происходит в мире, в стране, а значит, и в нас самих. Стоит ли говорить, что ее неутихающей болью стали события на Украине? В них гражданское отождествляется с личным, патриотический пафос сливается с тревогами сердца.
Не могу, как прежде, я писать
о пьянящих розовых закатах
и в мечтах заоблачных витать,
плотно закрывая уши ватой.
Каждый день, в котором есть война
и разорванные в клочья люди,
угнетает и лишает сна:
где вы, где вы, праведные судьи?
Однако «времена не выбирают: их творят и в них живут». И эта необходимость жить, и жить достойно, читается в контексте многих стихотворений. И в посвящении деду, прошедшему дорогами Великой Отечественной, и в строках о маме, за плечами которой – чернобыльский апокалипсис, и в стремлении передать уже выросшим детям то главное, что составляет стержень личности.
И все-таки даже на этом фоне продолжается неутомимая «жизнь сердца»:
Порой так хочется забыть
о шумном двадцать первом веке:
чернила в баночку налить
и над листом, сощурив веки,
склониться, глядя в пустоту,
готовясь к соприкосновенью
пера с бумагой, и мечту
отдать на откуп вдохновенью.
Блуждания в лабиринтах судьбы подчас оборачиваются внезапной болью:
И в сонме обычных земных страстей
душа свернулась в привычный кокон.
Расправить крылья возможно ль ей
в прожекторах всеведущих окон?
Однако лечит не только время – «горести растворяются в теплом свете любимых глаз». Сквозь все душевные частоколы в поэтические строки уходит «сердца тонкая струна»:
Не скажу, что небесной манною
окропился наш крестный путь.
Но фортуна с улыбкой странною
нам успела звездой сверкнуть.
«Поштучный счет» счастливым мгновениям насыщает сознание и душу благодатным чувством внутренней гармонии: в быстротекущем времени было все, что предназначено человеку в этом мире. И потому так легко, без особого сожаления, можно отпустить прошлое в свободное плавание.
И вновь окунусь в осеннюю грусть,
опавшие листья считая.
Ушедшим годам я вслед обернусь,
без горечи их отпуская.
Жизнь продолжается. В детях, новых учениках, в стихах и песнях. В терпком запахе потревоженных листьев и прощальном крике улетающих журавлей. И потому так светла и прекрасна прозрачная пора ранней осени. Одно слово – бархатный сезон.
На фото: авторский вечер «Бархатный сезон» в художественной галерее города Камышина
Стихотворения и песни Марины Черных