Глава 2
От талонов на питание к шестизначному заработку: объяснение формулы запуска продукта
Джон Галлахер был занятым человеком. Он имел жену и двоих детей, учился, чтобы стать специалистом по иглоукалыванию, и на общественных началах почти целыми днями работал в некоммерческой организации Wilderness Awareness School. Любого, кто увидел бы его, могли поразить его искренность и пыл – это не тот человек, который будет сидеть без дела. Впрочем, денег и времени на путешествия у него не было. Чтобы прокормить семью, приходилось пользоваться государственной программой продовольственной помощи. Джон никогда не думал, что ему придется полагаться на помощь государства – не того склада это был человек. Но он делал все, что мог, чтобы свести концы с концами и обеспечить семью едой. Несмотря ни на что, Джон верил, что это временная ситуация, ведь у него были большие планы. Он испытывал предпринимательский зуд и вынашивал отличную, на его взгляд, идею для бизнеса.
Одним из увлечений Джона был сбор и заготовка съедобных и лекарственных растений и трав, и вместе с женой он создал обучающую настольную игру, которая знакомила детей с травами. Она называлась Wildcraft: An Herbal Adventure Game, и пришло время показать ее миру.
Создание настольной игры, без сомнения, требует денежных вложений – даже минимальная партия игр, которую можно заказать, обойдется в изрядную сумму. Джон вышел из положения, взяв у отца в долг почти 20 000 долларов. На эти деньги было заказано 1500 экземпляров игры. Подобно множеству предпринимателей, Джон готов был залезть в долги, чтобы начать бизнес. Дополнительный долг выглядит шагом назад, но у него была уверенность, что доход от продаж позволит полностью расплатиться.
Затем настал великий день. Заказ доставили к нему домой, и Джон увидел, как выглядят 1500 экземпляров игры. По мере переноса контейнеров с играми из грузовика в дом его восторг начал сменяться беспокойством. Коробки целиком забили гараж. Затем – гостевую спальню. Затем – вторую ванную комнату и даже душевую кабину.
Джон Галлахер и коробки с его игрой
Но Джон отгонял тревожные мысли – ведь пришло время показать игру миру. Это была красивая игра, и он знал, что она обеспечит часы развлечения и приобретения новых познаний для множества семей. Кроме того, это был путь к избавлению от долгов и процветанию его семьи.
Джон запланировал «пусковую вечеринку», на которую пригласил друзей, знакомых и всех соседей. Что из этого всего получится, он не знал. И был совершенно не готов к полному провалу.
Страна несбывшихся надежд
К сожалению, для бизнеса нужно нечто большее, чем отличная идея. По большому счету, история Джона ничем не отличается от историй тысяч других предпринимателей, закончившихся сокрушительным поражением. Следы этих историй постоянно попадаются нам на глаза: новый магазин в торговом центре, новый ресторан в центре города… Они внезапно закрываются, и на окне появляется объявление «Сдается в аренду». Прекрасный новый блог, начатый с большим энтузиазмом, внезапно превращается в город-призрак без посетителей, без комментариев, без новых постов. Это вызывает глубокую печаль, потому что перед нами не просто неудачный бизнес, а чья-то разбитая мечта. Сотни часов и тысячи долларов инвестированы в великолепный замысел, который в итоге потерпел сокрушительную неудачу.
В рассматриваемом случае картина оказалась особенно плачевной. На этой вечеринке Джон продал всего 12 экземпляров игр, оставшись с 1488 коробками. Без преувеличения – это был худший момент в его жизни. Он не только чувствовал, что проиграл, – символы его провала окружали его буквально со всех сторон. Его семья жила в доме, забитом играми, которые он не мог продать. Казалось, коробки укоризненно смотрят на него днями напролет. Ужасней всего было другое. Он не знал, что делать дальше. Он своими руками выкопал себе глубокую долговую яму и теперь сидел в окружении непроданного товара и даже не представлял, есть ли хоть какой-нибудь выход.
Подобно множеству других людей, мечтающих стать предпринимателями, Джон увидел, как его грезы разбились на мелкие кусочки о камни того, что я называю «маркетингом надежд». Он создал продукт и надеялся, что он будет продаваться. Если у вас много знакомых предпринимателей, скорее всего, вы уже не раз слышали подобные истории. Но история Джона имела другой конец…
Вырвать победу из зубов поражения
По настоянию жены Джон начал искать информацию в Google – именно там он нашел сайт Формула запуска продукта (http:// www.ProductLaunchFormula.com). Но моя обучающая программа PLF (Product Launch Formula) стоила совсем недешево, поэтому Джон пошел к отцу и снова взял денег в долг[1].
Джон с головой погрузился в курс PLF и интуиция подсказала ему, что этот метод идеально подходит в его ситуации. За несколько недель он составил новый план запуска продукта и был готов испробовать его в деле. Следует заметить, что на сам PLF-запуск не было потрачено практически ничего. Ведь в данном случае на первое место выходит метод, а не вливание крупных денежных сумм. Джон с нетерпением считал часы до нового запуска, задавая себе вопрос, оправдаются ли его новые, завышенные ожидания.
Долго ждать ему не пришлось. Результаты были ошеломительными, особенно в сравнении с первой, неудачной попыткой. Только за начальный период Джон продал 670 игр, заработав чуть больше 20 000 долларов! Еще более примечательно, что благодаря нулевым затратам на запуск эта сумма покрывала расходы на изготовление игр.
Итак, на 12 продаж в случае «маркетинга надежд» пришлось 670 продаж после применения Формулы запуска продукта. Больше в 55 раз. Игра продавалась за 30 долларов, так что, переведя число продаж в доллары, мы увидим еще более разительный контраст: в первом случае заработано 360 долларов, в то время как второй запуск принес 20 100 долларов. Особо оговорю, что во время PZF-запуска Джон не потратил на рекламу ни цента. Не было у него и новых рекламных партнеров. Не платил он и за освещение своего продукта в СМИ. Он пользовался только имеющимися ресурсами и активами, ведь его семья получала талоны на питание от государства, то есть ресурсов у Джона было крайне мало. Фактически он начинал, сидя с взятым напрокат ноутбуком в местной библиотеке, где был бесплатный интернет.
Первый выполненный Джоном запуск имел огромный успех, а ведь это было только начало. На момент написания данной книги он продал уже более 50 000 копий игры Wildcraft и запустил ряд других продуктов, в том числе один из наиболее популярных в его нише сайт с платным членством (HerbMentor. сот). По большому счету, по сравнению с его новыми достижениями первоначальный успех кажется достаточно скромным. Чуть позже я расскажу вам и другие потрясающие истории, замечательно иллюстрирующие, как один хорошо подготовленный запуск позволяет создать бизнес практически за одни сутки. А пока давайте признаем, что перед нами парень, прошедший путь «от талонов на питание до выражающегося шестизначным числом дохода».
Одно небольшое замечание перед тем, как мы на время отвлечемся от истории Джона: одним из ресурсов, пригодившихся ему при запуске, был небольшой список адресов электронной почты – все эти люди просили его оставаться с ними на связи. О магических свойствах подобных списков мы поговорим в следующей главе. В двух словах: объединение любого списка рассылки с Формулой запуска продукта — все равно что лицензия на печать денег.
Немного об этих больших цифрах
В прошлой главе я забросал вас сумасшедшими цифрами, рассказав, к примеру, как я начал бизнес с нуля в цокольном этаже своего дома и, в конечном счете, за неделю заработал 106 000 долларов (не имея ни сотрудников, ни магазина, ни инвентаря – ничего, кроме компьютера с выходом в интернет).
Затем я рассказал, как мой друг, с которым я поделился секретом Формулы запуска продукта, за сутки продал товара на 1 080 000 долларов – снова не имея собственного офиса со штатом сотрудников.
После этого я поделился с вами информацией о том, что мой бизнес вырос до состояния, позволившего заработать на продажах более миллиона долларов за ЕДИНСТВЕННЫЙ ЧАС (все еще работая из дома и действуя по наитию).
Следующим шагом стал рассказ о том, как мои ученики и клиенты заработали более 500 млн долларов (!), запуская продукты на самых разных рынках – продавая самые разные виды продуктов, причем бизнес большинства из них был совсем небольшим и практически не требовал издержек. А теперь я поделился с вами историей Джона Галлахера, который жил с семьей за счет государственной программы продовольственной помощи, но смог довести доход до шестизначной суммы.
По большому счету, все эти цифры столь сногсшибательны, что я боюсь потерять вас как читателя. Я понимаю, что новичку сложно вообразить столь значительный доход. Но, пожалуйста, запомните две вещи. Прежде всего, это совершенно реальные доходы. И, кроме того, я тоже был полным новичком, когда начинал. Новичком был и Джон Галлахер, а также многие другие мои ученики.
Если вы пребываете сейчас в том же положении, что и я в те дни, когда начинал бизнес, ваш шанс с самого начала сделать запуск на миллион долларов, вероятно, даже ниже шанса выиграть в лотерею. Первая попытка такого дохода не принесет. Но следует помнить, что вам ничто не мешает, начав с нуля, как это сделал я, быстро развить бизнес и увеличить сумму заработка.
Я хочу познакомить вас со своей формулой, позволяющей достичь именно таких результатов, но сначала требуется ввести вас в этот «скрытый мир», в котором обычные люди создают необычные варианты бизнеса, причем делают это быстро и практически с нулевыми начальными затратами.
«Тайный» мир интер нет-маркетинга
«Тайный» мир бизнеса, о котором большинство даже не слышало, существует на самом деле. Это мир колоритных персонажей и настоящих прыжков «из грязи в князи», мир практически неограниченных возможностей.
Это мир, в котором собственное дело создается из воздуха. Достаточно идеи, и за считанные дни, зачастую почти без инвестиций, вы становитесь бизнесменом.
Это мир, в котором начатый по наитию бизнес, который вы ведете из дома с минимальным штатом (или вовсе без него), может превратиться в компанию, приносящую миллионный доход.
Это мир, не ограниченный временем и пространством. Заниматься бизнесом можно по собственному расписанию, вы можете при желании взять и переместиться вместе с ним на Гавайские острова (или, как я, в горы Колорадо).
Это мир, в котором для открытия собственного дела не требуется огромный стартовый капитал, в котором вы можете проложить себе путь к успеху без необходимости сначала заняться накоплениями.
И это мир, который меняет масштаб, – ваш бизнес может расти вне зависимости от того, сколько времени вы будете ему уделять. Исчезает необходимость обменивать свое ценное время на доллары. Ваш заработок увеличивается. В этом мире может разбогатеть практически кто угодно.
Это мир прямого маркетинга. И мне повезло узнать о нем в 1996 году, в момент, когда интернет-бизнес делал первые шаги. Этот мир изменил мою собственную жизнь, и я видел, как он меняет жизни тысяч других людей. История и эволюция этого мира представляют собой потрясающее повествование. Возможно, когда-нибудь я напишу об этом книгу, потому что мало кто имеет в этой области опыт, сравнимый с моим. А пока я собираюсь познакомить вас с этим миром, чтобы дать полное представление о Формуле запуска продукта и о том, как применить эту мощную методику к вашему бизнесу и вашей жизни.
Бесспорно одно: каким бы ни был размер и тип вашего бизнеса (или вашей мечты о бизнесе), этому миру есть что вам предложить.
В 1996 году, когда я только начинал, интернет расширялся с сумасшедшей скоростью. Мы наблюдали его экспоненциальное развитие. С каждым месяцем прирост числа новых пользователей становился все больше. Слово «интернет» стало входить в коллективное сознание, и внезапно о нем заговорили все, даже те, кто не совсем понимал, что это такое. Но пока никто не понял, чем интернет может быть полезен бизнесу, и любой деловой человек задавал вопрос: «А я смогу там заработать?»
В сферу интересов крупных корпораций он не входил. Интернет куда больше походил на Дикий Запад, чем на нормальную бизнес-среду. А это не та арена, на которой предпочитают выступать крупные компании. Но именно эта среда дает возможность преуспеть «маленькому человеку». И маленькие люди там преуспевали.
Интернет предлагал идеальную возможность начать собственный бизнес. Для этого не требовался большой начальный капитал, не было определенных часов работы (ведь сайт доступен в любое время суток), а физическое местоположение не имело значения. Кроме того, конкуренция пока отсутствовала, почти не существовало установившихся правил, а начинающий бизнесмен мгновенно получал глобальный охват рынка, который с каждым днем все больше увеличивался.
Этот бизнес в основном был связан с предоставлением информации, попадавшей в одну из двух категорий: информация, помогающая с решением определенных задач (например, как научиться играть на гитаре или установить поясок под карнизом), и развлекательная информация (шутки, фотографии, игры).
Точное количество прибыльных бизнесов в 1996 году, когда я начинал, неизвестно, но их было не очень много. Мне кажется, они исчислялись десятками, возможно, сотнями, но в любом случае это был весьма небольшой универсум. Но он быстро рос, так как люди обнаружили, насколько легко начать собственное дело в интернете. Разумеется, все законы предпринимательства остались в силе – изрядная часть этих предприятий очень быстро свернула свою деятельность. Но объем стартапов продемонстрировал, что эти бизнесы потенциально возможны.
И именно они стали пионерами коммерческого, приносящего выгоду интернета. К примеру, я помню, как на форуме, участником которого я был, появился Джефф Безос с вопросом о создании новой партнерской программы для нового книжного интернет-магазина Amazon.com.
Это был первичный бульон, породивший мир коммерческого интернета. И именно тогда я создал методику, которая позднее стала известна как Формула запуска продукта.
Формула, запустившая тысячу бизнесов
Итак, вы, скорее всего, уже задаете себе вопрос: «Что же такое эта Формула запуска продукта!» И что важнее всего: «Сработает ли она в моем случае?»
Вот в чем ее смысл: Формула запуска продукта представляет собой систему, позволяющую настолько увлечь целевой рынок вашим продуктом, что вас начинают практически умолять продать его. И все это происходит еще до выпуска продукта.
Формула работает на всех видах рынков и со всеми типами продуктов и замечательно применима практически к любой ситуации выпуска нового продукта или начала нового бизнеса. Она настолько эффективна, что порой люди заранее присылали мне номера кредиток, прося снять необходимую сумму и выслать товар сразу же, как только он окажется в продаже.
Это система, которую я использую и совершенствую с 1996 года. В 2005 году я начал знакомить с ней клиентов. Достигнутые с ее помощью результаты являются лучшим доказательством ее эффективности.
Начнем с общеизвестных фактов. Каким образом рост интернета в конце 1990-х годов фундаментальным образом изменил мир? Мы уже никогда не вернемся к старым способам ведения дел. Для бизнеса это утверждение особенно актуально, и в этой области мы сфокусируемся на трех основных изменениях:
1. Скорость общения. В наши дни взаимодействие с рынком происходит быстрее и проще, чем когда бы то ни было. За несколько минут можно написать письмо и разослать его списку потенциальных и существующих клиентов. Они могут прочитать его буквально через секунды после отправки. Еще не так давно время между возникновением оригинальной идеи, публикацией информации о ней и началом активности потребителей измерялось днями, а порой неделями и даже месяцами. Теперь оно сжалось до минут.
2. Стоимость рекламы. Стоимость отправки сообщения по электронной почте или публикации в социальных сетях крайне мала. Исчезли барьеры, стоявшие на пути публикации данных. Что требуется сейчас? Достаточно бесплатно создать страницу в социальной сети Facebook или учетную запись в Twitter. Двадцать лет назад даже самые дешевые варианты рекламы обошлись бы вам в тысячи долларов.
3. Интерактивность. Уведомление о любой реакции на ваше сообщение приходит немедленно, что дает практически мгновенную обратную связь, позволяющую оценить реакцию целевой аудитории. В сравнении с этим публикации прошлого напоминали выстрелы в пустоту. В зависимости от рельефа местности и других условий через некоторое время после выстрела можно было услышать слабое эхо. Или вообще не получить никакой обратной связи.
Допускаю, что раньше вы не задумывались об этих изменениях или же принимали их как должное. В любом случае все это сильно сказалось на многих областях нашей деятельности – от политики до сферы развлечений, медицины и даже межличностных отношений. Но нас интересует преимущественно бизнес. Благодаря тому, что эти факторы – скорость общения, стоимость рекламы и интерактивность – изменили способ функционирования бизнеса и маркетинга, возник мир, в котором ловкие предприниматели могут добиваться удивительных успехов на ниве своих бизнесов. И, как вы вскоре убедитесь, сумасшедшие цифры, которыми я с вами поделился, вполне реальны.
Превращая маркетинг в событие
Вы когда-нибудь обращали внимание на шумиху, которую Голливуд старательно создает перед выходом нового фильма? За шесть месяцев до этого события появляется трейлер. Затем проходит реклама по телевизору. Чуть позднее начинается череда интервью с актерами. В наши дни премьере предшествуют еще и кампании в социальных сетях.
А как к выпуску нового продукта готовится компания Apple? Всегда проводится массированная кампания, анонсирующая дату появления новинки. За месяцы до выхода новой версии продукта на всех сайтах фанатов Apple начинается обсуждение дня выпуска, реального товара и ожидаемых новых функций.
Такие кампании создают большую шумиху и возбуждение ЕЩЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПРОДУКТА. По сути, появление продукта само по себе становится событием. Запуск сопровождает грандиозное предвкушение, люди искренне интересуются этим событием.
А теперь сравните это с обычной маркетинговой кампанией, которую я ранее назвал «маркетингом надежд». В этом случае вы создаете продукт, или открываете новое дело, или начинаете рекламную кампанию и надеетесь преуспеть.
Жизнеутверждающее слово «надежда» творит чудеса во многих сферах нашей жизни. Возьмем такой яркий пример, как кораблекрушение. Именно надежда позволит вам остаться в живых в ожидании помощи. Но в мире бизнеса это плохое слово. Опустошающее слово. Вы сами должны контролировать собственный успех; по мере сил старайтесь как можно меньше полагаться на удачу. В вопросах будущего вашего бизнеса не полагайтесь на надежду.
Очевидно, что лучше спроектировать выпуск продукта, запуск бизнеса и рекламную кампанию таким образом, чтобы потенциальные клиенты с нетерпением ожидали всех этих событий.
Именно в этом смысл крупных релизов от Голливуда и запусков от Apple. Разве вам не понравился бы мгновенный импульс к развитию вашего бизнеса? Только представьте, как все меняется от подобного старта. Вдумайтесь, как массовое ожидание вашего продукта – еще до его появления – коренным образом меняет ситуацию.
Разумеется, остается одна проблема. Скорее всего, у вас нет миллиона долларов на рекламу или на талантливую творческую команду. А раз вы не обладаете такими же ресурсами и талантами, как фирма Apple или Universal Studios, наверное, вам остается смириться с «маркетингом надежд».
Но подождите! Именно тут на помощь вам приходит Формула запуска продукта. Помните три фактора, меняющих правила игры в отрасли, которые я упоминал выше, – уменьшившаяся стоимость взаимодействия, его возросшая скорость и значительно увеличившаяся интерактивность? Это ваши ключи к собственной империи.
И именно поэтому небольшие сетевые бизнесы, управляемые обычными людьми, такими, как мы с вами, создали совершенно новое игровое поле. Игровое поле с беспрецедентными возможностями.
Ваш рынок – это диалог
Для начала напомню практически бесспорную истину: диалоги люди любят куда больше монологов и лекций.
А эволюция интернета, по сути, является одной долгой дорогой к увеличению общения. Никогда вы не могли так легко общаться и беседовать с людьми по всему миру.
Конечно, порой, когда мы читаем комментарии на YouTube, «беседы» заставляют задуматься о будущем человечества. Тем не менее, очевидно, что мы общаемся друг с другом больше, чем когда-либо раньше. И эти разговоры распространяются на бизнес – и маркетинг. Людям уже не интересно слушать, как из телевизионной рекламы им кричат об особенностях ваших товаров.
По большому счету, их это никогда не интересовало, но сейчас у них появился куда больший выбор, и стало куда легче выключить звук, как только вы начнете кричать: «Покупай мой товар, покупай мой товар, ПОКУПАЙ МОЙ ТОВАР!»
Поэтому вместо того, чтобы кричать на потенциальных клиентов, почему бы не вовлечь их в разговор? Например, представьте, что вы хотите научиться играть на гитаре, и учитель, на которого вы подписались в интернете, говорит вам следующее:
«Привет, я разработал потрясающую новую технику, которая дает любому желающему возможность каждую неделю разучивать новую песню. И недавно у меня появилась идея создать видеокурс, раскрывающий мой «секретный» метод.
(На самом деле я не знаю, есть ли тут какой-либо секрет, но мне еще не встречались люди, которые пользовались бы данным методом. Я показал его друзьям, и он имел большой успех.)
В любом случае, перед тем как приступить к составлению курса, мне хотелось бы убедиться, что он будет действенным. Не мог бы ты мне помочь, рассказав, что представляет для тебя самую большую трудность, когда ты пытаешься сыграть песню целиком?»
Это так просто: задав подобный вопрос, вы начинаете разговор. Это совсем не похоже на обращенный к вашим подписчикам крик «ПОКУПАЙ МОЙ ТОВАР!».
Начало диалога с потенциальным клиентом является примером явления, которое я назвал «предупредительным выстрелом». Это замечательный способ начать предстартовую кампанию. Подобный простой вопрос, модифицированный для сотен различных рынков, стал стартом бесчисленных успешных PLF-запусков продуктов.
Последовательности, истории и триггеры
Итак, я дал вам небольшой пример подготовки к PLi7-запуску. Возможно, он не выглядит чем-то особенным и впечатляющим, но скоро вы увидите, как этот мало обнадеживающий старт становится основой процесса, который фактически начинает жить собственной жизнью.
Формула запуска продукта, по сути, состоит из последовательностей, историй и триггеров. Начнем мы с рассмотрения последовательностей.
Каждый день на нас обрушивается поразительное количество информации. У нас есть электронная почта, голосовая почта, социальные сети, телевидение, радио, повсеместная реклама (она клеится даже на спинку кресел в самолетах), мобильные телефоны, чаты в интернете и т. д. Объем информации и данных все время увеличивается, и конца этому процессу не видно. С такой же скоростью растет количество маркетинговых обращений, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Разумеется, наша способность впитывать и осознавать эти обращения НЕ увеличилась. Это означает, что нам приходится все больше и больше работать, чтобы не допустить их в свое сознание. Мы активно пытаемся избежать, заглушить их. Мы используем новейшие технологии, чтобы отфильтровать то, что только можно, и попросту игнорируем большую часть материала, просочившегося за эти фильтры.
У военных существует понятие «ухудшение видимости на поле боя». Деловые люди и маркетологи вынуждены работать в среде, которую я называю «коммуникативным туманом». Требуется способ, позволяющий прорваться через этот туман, иначе бизнесу придет конец. Все очень просто.
Полагаться на единственное маркетинговое сообщение нельзя; вы сразу должны думать о последовательностях. Вместо одного контакта, доносящего основную информацию, используйте серию контактов, в процессе которых информация постепенно дополняется. В наших запусках продуктов использовалась вот такая последовательность – пред-предзапуск, предзапуск, запуск и постзапуск.
Вспомните серию книг про Гарри Поттера. Выход какой из них привлек к себе больше всего внимания? Первой или последней? Разумеется, последней, ведь каждая предшествующая книга привлекала новых фанатов – и все эти фанаты находились в томительном ожидании следующей книги.
Поэтому давайте быстренько рассмотрим основные последовательности в PLF.
1. Пред-предзапуск. Именно с этого все начинается. Вы используете его, чтобы заставить самых преданных поклонников предвкушать появление новинки. (Я понимаю, что преданные поклонники пока есть не у всех – об этом мы поговорим в главе 3.) Кроме того, эта стадия позволяет оценить восприимчивость рынка к вашему предложению и познакомиться с основными замечаниями потенциальных клиентов. Еще, как ни удивительно, пред-предзапуск может использоваться для корректировки финального предложения.
2. Предзапуск. Это ключевой этап вашей последовательности, во время которого вы постепенно соблазняете рынок, предоставляя три высококачественных фрагмента Предстартовых информационных материалов. Предзапуск используется для активации ментальных триггеров, таких как авторитеты, социальная значимость, общество, предвкушение и взаимная выгода. И все это происходит в процессе ответа на замечания потенциальных потребителей. Предоставление потенциальным клиентам Предстартовых информационных материалов обычно занимает от 5 до 12 дней. Формат этих материалов может быть любым – видео, аудио, отчеты в файлах PDF., посты в блогах, телесеминары, вебинары (уверен, что со временем появится еще множество новых форматов).
3. Запуск. Это великий день, ради которого вы работали, день, когда вы начинаете рассылать свой товар или предоставлять услугу, то есть начинается прием заказов (на PLF-жаргоне мы называем это «открыть корзину» по аналогии с корзинами в интернет-магазинах). По сути, запуск тоже представляет собой последовательность, которая начинается с рассылки по электронной почте сообщения «Мы открылись, вы можете, наконец, сделать заказ» и продолжается определенное время – обычно от 24 часов до семи дней – после чего мероприятие заканчивается.
4. Постзапуск. Это завершающая стадия, на которой вы оказываетесь как с новыми, так и с потенциальными клиентами, пока не сделавшими у вас заказ. Постзапуск является не столь волнующей стадией, как все прочие, но, тем не менее, он крайне важен, так как именно на этом этапе начинается получение прибыли и создание собственного бренда. Правильно выполненный постзапуск становится подготовкой к следующему запуску.
Все выглядит достаточно просто, не так ли? Все и на самом деле просто. И в сочетании с такой мощной вещью, как история, превращается в чистое золото…
Истории. Как общаются люди
Истории полезны. Рассказывая истории, люди передавали мудрость, знания и культуру за все время существования человечества. Попытайтесь воскресить в памяти самые ранние воспоминания о школе. Скорее всего, уроки, которые вы до сих пор помните, базируются на рассказанных вам историях. Подумайте об основных религиях, и вы поймете, что большая часть их учений передавалась устным образом.
Как человек с логическим мышлением, я люблю знания и факты. Это среда моего естественного обитания. Я бы хотел, чтобы эта книга давала вам информацию, теорию, примеры и снова информацию. Но посмотрите, как я начал первые две главы. В главе 1 я рассказал вам собственную историю, а эту главу посвятил истории Джона Галлахера. Как вы думаете, что из прочитанного вы вспомните через неделю? Готов биться об заклад, что это будут воспоминания о том, как «Мистер Мамочка сделал шестизначную сумму за неделю» и как человек перешел «от талонов на питание к шестизначному заработку». Это наглядный пример воздействия историй.
Чтобы ваш бизнес и маркетинг запоминались, маркетинг должен рассказывать некую историю. Для этого не нужно становиться писателем – достаточно привлекательной истории о ваших товарах и услугах, объясняющей, почему они важны для потенциальных клиентов. Эту историю нужно будет довести до их сведения.
Лучшее время и место для ее рассказа обеспечивает Последовательность запуска. Это одна из скрытых боевых техник метода PLF, ведь история представляет собой самый сильный по воздействию способ донесения информации. А дискретная природа Предстартовой последовательности обеспечивает идеальные условия для рассказа историй.
Большинство Предстартовых последовательностей не случайно состоит из трех фрагментов. Большинство фильмов и книг естественным образом разбиваются на три части. Я не сомневаюсь, что вам знакомо словосочетание «пьеса в трех действиях». Мы имеем дело со структурой, эффективность которой доказана еще в незапамятные времена. Почему бы не использовать ее в маркетинге? Почему не построить на ее основе свои последовательности? В конце концов, даже сам запуск состоит из трех основных этапов: пред-предзапуск, предзапуск и запуск.
Еще раз упомяну, что при всей кажущейся простоте это крайне мощные вещи. Добавив к разбиению на этапы такой мощный инструмент, как история, вы создадите структуру влияния.
Последний фрагмент мозаики: ментальные триггеры
Мы, люди – забавные существа. Нам нравится думать, что мы принимаем рациональные, логичные решения. Но на самом деле это не так. По сути, основой выбора в большинстве случаев становится эмоциональное и ментальное программирование, после чего мы задействуем свою драгоценную логику, чтобы обосновать принятое решение.
Существует ряд ментальных триггеров, влияющих на решения и поведение. Они срабатывают на подсознательном уровне и значительно меняют образ наших действий.
К примеру, если мы считаем некую вещь редкостью, мы естественным образом присваиваем ей большую ценность.
Или если мы считаем какого-то человека авторитетом, мы почти автоматически начинаем больше ему доверять.
А когда мы считаем себя частью некоего сообщества, мы в подавляющем большинстве случаев будем вести себя, как принято в этом сообществе.
Это всего три ментальных триггера: редкость, авторитет и сообщество. Но существует и множество других, о них мы поговорим чуть позднее. Пока вам нужно понять одну вещь: все эти триггеры оказывают сильное влияние на наши поступки. Они являются вневременными и универсальными. Они не потеряют своей силы в ближайшее время и срабатывают на любом языке, в любой стране и в любом бизнесе.
В итоге, каким бы бизнесом вы ни занимались, по сути он сводится к воздействию на потенциальных и уже существующих клиентов. А Последовательность запуска предоставляет потрясающую возможность активизировать ментальные триггеры, влияющие на вашу целевую аудиторию.
Заключение
Эта глава дала вам представление о Формуле запуска продукта. Пока я представил только краткий обзор; в следующих главах все будет рассмотрено куда более подробно. Но вы уже можете приступить к обдумыванию комбинации собственных последовательностей, историй и ментальных триггеров.
Лучше не полагаться на отдельные триггеры, а совмещать их друг с другом, создавая мощный влиятельный посыл.
Затем эти триггеры нужно встроить в убедительную и запоминающуюся историю, которая сможет прорваться сквозь маркетинговый туман и свяжет ваше предложение с надеждами, мечтами, страхами и ожиданиями потенциального клиента.
История будет рассказана во время серии последовательных мероприятий, которые превратят ваш запуск в событие, завладевающее воображением потенциальных клиентов и заставляющее их предвкушать приход этого дня.
Теперь у вас есть формула потрясающего запуска.
Именно с ее помощью Джон Галлахер смог продать 670 игр после того, как традиционный, старомодный «маркетинг надежд» ограничил его продажи скромной цифрой 12. Используя эту формулу снова и снова, он построил в своей небольшой нише серьезный бизнес.
Но перед тем как углубиться в детали Формулы запуска продукта, следует снабдить вас еще одним важным фрагментом мозаики, который будет расти, пока не превратится в ваш личный «денежный станок». В моем представлении это большой пресс, совершенно законно печатающий деньги по моему требованию. У вас тоже может появиться такой пресс…
Я имею в виду список рассылки, о котором мы и поговорим в следующей главе[2].