Вы здесь

Записки самостоятельного путешественника. Часть 2. Путешествие в Индию в ноябре 2009 года (Игорь Семенов)

Часть 2. Путешествие в Индию в ноябре 2009 года

Подготовка.

Каждый год мы с женой старались выбраться куда-нибудь в экзотическое путешествие и, по возможности, подальше. Пока имелись здоровье и силы хотели посмотреть наиболее экстремальные и далекие страны. В пенсионном возрасте можно будет поездить и по Европе, но до этого мы стремились использовать время для более напряженных самостоятельных поездок. В 2009 году мы решили посетить загадочную и противоречивую Индию. В процессе изучения объекта возникла мысль слетать из Индии на Андаманские острова, по странному стечению обстоятельств, принадлежащие так же этому государству. В течение года я изучал любые материалы в Интернете, энциклопедиях и справочниках, способные помочь нам в поездке. Из-за экономического кризиса в стране, уровень наших доходов снизился. Поэтому к ноябрю 2009 г. – к намеченной дате поездки, мы явно не могли набрать необходимую сумму. Но я понимал, что если мы не поедем сейчас, то не сделаем этого уже никогда. Я просто перегорю от избытка информации и постоянного «сидения» на индийской волне. Решили взять кредит в банке. После долгой катавасии с финансовыми учреждениями, кредит взяли, но под очень высокий процент.

После анализа множества отчетов о поездках в Индию, стало ясно, что стоит побеспокоиться о билетах заранее. Это экономит и время, и нервы и деньги. Есть, конечно, и минус – некоторая привязанность ко времени отправления из городов. Для покупки авиа- и железнодорожных билетов через Интернет, я оформил себе банковскую дебитную карту Visa Classic в Сбербанке. Банк, в общем-то, в ту пору был мерзкий и обслуживание в нем крайне примитивное, уровень квалификации сотрудников находился на крайне низком уровне, но был один плюс. Индийский сайт железных дорог (www.irctc.co.in) в ту пору стал требовать для бронирования билетов специальную защиту банковских карт VbV (для Visa) или MCS (для MasterCard). Эту систему безопасности среди российских банков поддерживал на тот момент, насколько удалось выяснить, только Сбербанк.

Чтобы сэкономить средства я решил приобрести авиабилеты в Индию и обратно за 2 месяца до планируемой даты поездки. После изучения предложений в Интернете выбор пал на рейс эмиратской авиакомпании «Etihad Airways» (http://www.etihadairways.com) из Москвы в Дели с пересадкой в Объединенных Арабских Эмиратах. Два билета в эконом-класс туда-обратно на двоих обошлись в 39 000 рублей. У других компаний билеты стоили дороже. Акция «Аэрофлота», когда можно было слетать в Индию вообще за смешные деньги, распространялась на полеты, произведенные до 24 октября. Но в это время на Индостане еще продолжается сезон муссонов, то есть проливных дождей. Зачем нам дождливая Индия? Под дождем мы можем прогуляться и дома. Где-то за месяц до поездки я приобрел и все остальные билеты. Бронировал их через сайт индийской авиакомпании «Jet Lite» (www.jetlite.com). У нее одни из самых дешевых билетов и этот сайт принимает оплату через карты Сбербанка. Очень удобно. Вот цены за 2 авиабилета: Дели-Джамму-Шринагар – 127,8 $, Калькутта – Порт-Блэр (Андаманские о-ва) – Калькутта – 530 $, Калькутта – Дели – 106,8 $.

Первоначальные попытки покупки билетов на поезда через сайт индийских железных дорог (www.irctc.co.in) не увенчались успехом. Шлюзы банков, через которые можно было оплатить покупку почему-то, не принимали карту Сбербанка. Поэтому я воспользовался коммерческим сайтом-посредником www.makemytrip.com. Но после покупки двух билетов Сбербанк перестал высылать мне на телефон одноразовые коды защиты VbV. А без них осуществить покупку было невозможно. Десяток попыток отправки запросов в Сбербанк не увенчались успехом. Пришлось звонить в Центр поддержки. Наконец часа через три СМС-ки с этими кодами буквально посыпались на мой телефон. Но в них уже не было надобности. Эти коды уже было невозможно использовать. После этого я решил еще раз испытать судьбу через сайт индийских железных дорог. Без проблем купил оставшиеся три билета, использовав шлюз банка «Axis». То есть, этот сайт работал по принципу, как повезет, и в какой момент ты на него попадешь.

Железнодорожные билеты нам обошлись по следующей цене (приведена стоимость двух билетов в вагонах Sleeper class вместе с комиссионными сайта): Джамму-Дели – 527 рупий, Дели-Каджурахо – 553 рупии, Каджурахо-Агра – 429 рупий, Агра-Варанаси – 539 рупий, Варанаси-Калькутта-627 рупий. Курс рупии на тот момент составлял: 1 $ = 45,7 рупий. В данном рассказе я уделяю подробное внимание ценам на продукты и т. п. Это наносит ущерб красочности описания путешествия, но зато дает возможность тем, кто решится отправиться в Индию самостоятельно, более точно оценить свой финансовый потенциал.

На туристических сайтах рекомендуется делать ряд прививок перед поездкой в Индию. Так же советуют принимать таблетки для профилактики от заболевания малярией. Но прочитав отчеты людей, ездивших на Индостан, мы решили все-таки не гробить организм прививками и таблетками. Говорят, что от противомалярийных средств «отходняк» почти такой же как и от самого заболевания. Единственное, жена сделала прививку от гепатита B. Решили уповать на Бога и на жесткое соблюдение правил гигиены.

Итак, 6 ноября 2009 г. поздно вечером мы выехали из Орла в Москву на поезде. До Москвы, а затем в Домодедово, добрались без приключений. Если не считать забытой мной сумки в буфете на вокзале перед отходом поезда. Когда я вернулся за ней, то там уже выстраивалось милицейское оцепление. Слава Богу, менты оказались сговорчивые, не стали раздувать скандал. Без проволочек отдали мне мой баул.


7.11.2009 г. Индия. Дели.

Наш самолет должен был вылететь в 14.20, но почему-то вылет задержался на час. В самолете A-320 нас поразило наличие мониторов на каждой спинке сидений и обильное разнообразное питание. Стюардессы были очень милы и любезны. На экране монитора можно было смотреть более 70 фильмов, слушать музыку, играть в игры, узнавать местонахождение самолета по карте. Но самое интересное было то, что можно было видеть взлет и посадку самолета из видеокамеры, расположенной в кабине пилота. Когда летели над Ираном, то видели внизу огни нескольких крупных городов. Предположительно Тебриза, Хамадана, Исфахана и Шираза. Мне почему-то представилось, что именно так вскоре будут летать в иранском ночном небе мерзкие американские бомбардировщики и сыпать бомбы на головы мирно спящих людей, принося на эту древнюю землю моря крови и скорбь.

Когда самолет совершал посадку в Абу-Даби, в иллюминатор были видны идеально прямые и ухоженные улицы города, утопающие в фонарных огнях. Когда прилетели туда, выяснилось что до отлета нашего самолета в Дели осталось полчаса. Быстрым шагом прошли через транзитную зону (transfer zone) к воротам на наш рейс. Номер рейса EY 218 высвечивался на специальных табло по ходу движения. Шли минут 15. Можно было воспользоваться бегущей дорожкой, но пешком получалось быстрее. Мы последними успели запрыгнуть в автобус для опоздавших пассажиров. Полет прошел без происшествий и ничего интересного не произошло. В самолете было обслуживание и услуги на том же уровне. Только еда уже начинала слегка обжигать горло и стюардессы имели немного иную форму, отдаленно напоминающую индийское сари.

Прилетели в Дели в 3.00 местного времени. Заполнили печатными буквами на английском языке въездные декларации и анкеты относительно свирепствовавшего в ту пору в мире свиного гриппа. Их раздала стюардесса еще в самолете. Быстро прошли медицинский, пограничный и таможенный контроль. Встретили там русскоговорящего врача, учившегося в Санкт-Петербурге. При обмене 300 долларов в аэропорту с меня взяли какой-то налог на роскошь и выдали квитанцию, свидетельствующую об этом. В общем, потерял где-то 300 рупий. Курс рупии к доллару был 45,7 к 1.

Рупия состояла из 100 пайсов. В обращении с 2000 года находились банкноты 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 рупий. В хождении часто бывали дырявые банкноты, причиной тому являлась привычка местных банков скреплять пачки банкнот с помощью степлера. Также в ходу находились монеты достоинством 1, 2 и 5 рупий. Теоретически законным платежным средством считались монеты достоинством в 10, 25 и 50 пайсов, но они практически не использовались. Последняя серия банкнот Индии была полностью посвящена гениальному лидеру движения за независимость страны от Великобритании – Махатме Ганди. Его изображение украшало лицевую сторону всех банкнот от 5 до 1 000 рупий. Например, на обороте 500 рупий находилась иллюстрация одного из эпизодов мирной борьбы Махатмы Ганди против колониальных налогов, так называемый Соляной поход – шествие в знак протеста против налога на соль, объединившее в течение 1930 года десятки тысяч индусов. Самая крупная банкнота, в 1 000 рупий, была посвящена экономике Индии и украшена символами промышленности, сельского хозяйства и науки. На аверсе индийских монет изображался национальный герб Республики Индия – капитель колонны царя Ашоки с тремя львами, смотрящими в разные стороны. На лицевой стороне – номинал, название страны и год чеканки.

В этом же зале оплатили такси в будке Prepaid taxi. Стоило 400 рупий. Конечной целью поездки, чтобы таксист не приставал с завозом в свой самый дешевый и самый лучший отель, в сувенирный магазин, где за копейки можно приобрести весь золотой запас Америки, или турагентство, готовое подобрать тур на Нептун, я назвал железнодорожную станцию «New Delhi Rail station». Таксисту я объяснил, что мы торопимся на поезд в Агру и билеты у нас уже есть. Если бы не сказал об этом, то сразу же последовало бы предложение о самой дешевой покупке билетов по цене в два раза выше номинала. Через пять минут мы уже мчались по ночным, грязным и очень пыльным улицам в центр Дели. На обочинах дороги часто встречались спящие люди в грязных лохмотьях и бредущие неведомо куда тощие коровы, напоминающие зомби из американских ужастиков. Ехали чуть более получаса.

Вскоре нашему взору представилось огромное серое здание железнодорожного вокзала «Нью-Дели». Перед ним скученно стояли не менее пятисот машин такси и моторикш. Моторикша – это такой мотороллер с будкой для перевозки двух европейцев или трех индусов. Несмотря на глубокую ночь, несколько сот всевозможных хелперов, таксистов, представителей отелей и неизвестно чего еще толпилось на площади. Разумеется, многие из них тут же резво направили свои грязные босые стопы в нашу сторону. Поняв, что нам ничего не надо, вскоре нас оставили в покое. Оглядевшись и ужаснувшись окружающими горами мусора, мы двинулись на поиски улицы Мейн базар (Main Bazar), где останавливаются свободные путешественники со всего мира. Она начиналась буквально напротив привокзальной площади и тянулась по району Пахаргандж.

Ступив на скованную ночным мраком улицу, нам показалось, что мы попали на Луну или в логово какого-то сказочного монстра. Среди куч навоза, человеческих и собачьих экскрементов, кое-где шевелились грязные обмотанные в лохмотья спящие тела нищих и бомжей. Иногда проезжающие мимо моторикши и такси так и норовили откинуть нас на обочину, где можно было угодить в смрадный запах протухшей мочи или на крупные рога притихших коров. Черное ночное небо было окутано сотнями кабелей и проводов, беспорядочно тянущихся поперек улицы. Они напоминали гигантскую паутину невидимого огромного смердящего паука, готовящегося выйти на охоту за свежей плотью. Кое-где запах мочи растворялся специфическим и не всегда аппетитным ароматом индийских специй. И неизвестно, что имело более приятный запах. Хотелось быстрее найти какое-нибудь пристанище, закрыться в номере, оградиться от незнакомой, враждебной среды, включить яркий свет и осмыслить увиденное убожество. Но все отели оказались закрыты – ночь.

Наконец на нашем пути появился высохший престарелый индус микроскопического роста, предложивший поселиться в его отеле. Мы прошли с ним метров 50—70 по узкой улочке, отходящей от Мейн базара, называвшейся Gali Halwai Wali. Там было еще более грязно и смрадно. Казалось, что небо вообще не заглядывает в эту дыру. Миновав несколько поворотов, в 5.00, мы вошли в отель «JJ International». Расчетный час начинался, как и в большинстве подобных заведений, в 12.00. Цена номера составляла 500 рупий в сутки. Получалось, что нам надо было заселиться на 2 дня. Но платить за какие-то семь часов как за сутки не хотелось. После недолгого спора мы договорились с администратором оплатить 600 рупий за сутки и за эти 7 часов. Нам пошли навстречу.

Номер оказался вполне приемлемым, с телевизором, туалетом, горячей водой и вентилятором, но шумноватым. Впрочем, из-за долгого перелета и накопившейся усталости сразу же после принятия душа мы быстро отрубились, невзирая на шум. Перед уходом в объятья морфея я успел позвонить домой с мобильника, сообщил о благополучном прибытии в Дели. При включении телефона высветился индийский оператор сотовой связи «Idea». За минуту разговора содрали около 80 рублей.


8.11.2009 г. Индия. Дели.

Проснувшись около 11.00 и позавтракав в номере, чем Бог послал, мы отправились в поход по Дели. Все улицы были наполнены галдящими, суетящимися индийцами. Казалось, что на каждом квадратном метре их располагалось не менее двух-трех. Вообще население города составляет 13 млн. чел. Плотность – 9 тыс. чел. на 1 кв. км. В воздухе ощущалось присутствие гари и едкой пыли. Сплошным потоком тянулись различные магазинчики. Прямо на улице расположились сотни, если не тысячи торговцев. Одни предлагали бусы, другие кошельки, третьи готовили кур-гриль и т. д. Выйдя с Мэйн Базара, мы повернули сразу же направо, на улицу Басант.

Минут через пять, уткнулись в перпендикулярно направленную оживленную дорогу. Там повернули налево, и минут через пять оказались на центральной улице города Конноут плейс (Connaught Place). Местные называют ее просто – «Си-Пи». Площадь была спроектирована английским архитектором Т. Расселом. Она представляет собой восемь радиальных трасс с несколько ухоженным, но одновременно грязным Центральным парком посередине. Некоторые обшарканные здания покоились на изрисованных невнятными надписями колоннах. Здесь много, в основном дорогих, магазинов, кафе и ресторанов. Лишь вступив в парк, мы сразу же натолкнулись на писающего индийца. В голове мелькнула мысль, что эту площадь надо называть не «Си-Пи», а «Пи-Си». Недалеко, рядом с человеческими экскрементами и кучами мусора, возлегали прямо на земле вполне прилично одетые жители индийской столицы. Некоторые даже пили чай и ели мороженое.

Тут же к нам стали приставать индусы с предложениями различных услуг. Несколько индийцев хотели почистить мне кроссовки. Но более всего поразил молодой парень с хитрющими глазами, предложивший прочистить нам с женой… уши. При этом он объяснил, что это очень приятная и абсолютно безвредная процедура. В доказательство своих слов он с серьезным видом достал потертую записную книжку и показал нам пару отзывов о его работе на русском языке. Мы не могли сдержать смеха от прочитанных рекомендаций. В них рассказывалось, какое удовольствие получили авторы строк от данной процедуры. Одна девушка описала весь процесс в подробностях, даже то, где у не защекотало и когда. Буквально через пару минут меня окликнул очередной чистильщик обуви и со взглядом полного сочувствия показал на мои кроссовки. Один из них был обильно загажен желтоватыми экскрементами. При этом индиец вознес взгляд на небо и сказал, что это сделали орлы. Очевидно, этот орел был размером с динозавра. Я на какой-то момент оцепенел от неожиданности. Чистильщик воспользовался моим замешательством и принялся фантастически быстро стирать помет с кроссовка. Когда я пришел в себя и спросил о цене услуги, то услышал совершенно немыслимую сумму – 10 долларов. Как только я попытался оспорить услышанное, сразу же появился якобы случайный прохожий, выступивший в роли третейского судьи. Он с умным видом, незаинтересованного человека, имеющего образование не ниже Гарварда, подтвердил, что эта услуга стоит именно таких денег. Еще один «прохожий» удостоверил, что все именно так и обстоит. К этому моменту я уже стал понимать, что это обычный развод на деньги, что мой кроссовок, пока я осматривал окрестности, испачкал кто-то из них. Но пришлось раскошелиться. Тем более что у меня не было мелких купюр. Конечно, если бы это был не первый день нашего пребывания на индийской земле, то я вытер бы этот кроссовок о наглую морду чистильщика.

Осмотрев окрестности площади, мы взяли рикшу и поехали за 200 рупий до комплекса Кутб-Минар, расположенный далеко на юге города. Водитель оказался вполне адекватным. В своей белой чалме он напоминал древнего раджу из какого-то индийского фильма. Его звали Гурдев Сингх Дев (т. 0981—824—19—67, +91—11—298—133—64). Рекомендую всем. В процессе поездки он предложил нам проехаться с ним и по другим туристическим объектам Дели. Он говорил на понятном английском языке с расстановками, и четко выделяя каждое слово. Наверное, из-за этого мы согласились на его предложение. К тому моменту мы уже убедились, что индийцы говорят на английском языке с жутким акцентом и скороговоркой, что невозможно понять, о чем вообще идет речь. Это притом, что английский, наряду с хинди, является государственным языком. Договорились нанять его до конца дня за 1000 рупий. Стоимость поездки до Кутб-Минара, разумеется, была включена в эту сумму.

Башня Кутб-Минар (Qutb Minar, Башня Победы) датируется XII-м веком. Ее высота составляет 72,55 м, диаметр у основания – 14,4 м, диаметр у вершины – 2,44 м. Ее архитектура необычна для европейцев. Да и в арабских странах не приходилось видеть ничего подобного. По самой распространенной легенде первый этаж башни был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. как подарок для его любимой дочери Сурадж Мукхи. В 1199 г. Кутб-ад-Дин продолжил сооружение минарета Кутб-Минар, дополнившего соседнюю ранее построенную мечеть. Пятиярусная башня построена из красно-желтого песчаника. Она украшена орнаментом и выгравированными изречениями из Корана. В комплексе так же имеется 20-метровый исполинский «пень» недостроенной башни Алаи-Минар, которая по замыслу должна была вдвое превзойти Кутб-Минар по высоте. «Пень» является ярким образцом того, что не все наши желания исполняются.

На территории комплекса стоит одно из самых загадочных в мире сооружений: знаменитая нержавеющая Железная колонна (Iron Pillar), отлитая предположительно в начале V в. н.э. в честь царя Чандрагупты II (высота – 7,2 м, диаметр у основания – 41,7 см, у вершины – 30,5 см, вес – около 6 тонн). Существует мнение, что колонна была создана еще во времена «Махабхараты» (около 7 000 лет назад), затем перенесена в древнейшую столицу Индии Магадху (Бихар) и, в конце концов, доставлена в Дели и установлена в вишнуистском храме раджпутским князем Ананг Палом. Раджа приказал поставить колонну на голову змеи, которая закопана в землю. Но через большой промежуток времени один из его потомков не поверил рассказу о змее и приказал подвинуть колонну, чтобы проверить, действительно ли в земле есть змея. За свое неверие царевич был наказан – династия, основанная Ананг Палом, рухнула под ударами врагов.

Другие, более адекватно мыслящие историки заявляют, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава приказал своим ремесленникам сотворить этот железный столб. Версий много. К обилию разночтений привело отсутствие точного и надёжного перевода надписи, сделанной на колонне. Индийцы наделяют это сооружение чудодейственной силой. Считается, что если стать спиной к столбу, обхватить колонну руками и загадать желание, то оно непременно сбудется. Желаний оказалось настолько много, что от пота туристов колонна стала ржаветь, хотя до этого такого явления с ней не случалось на протяжении столетий. Поэтому святыню оградили металлическим забором. В 1739 г. персидский царь Надир-шах захотел увезти железный столб к себе на родину. Несмотря на многие усилия вытащить колонну из грунта так и не удалось. Тогда, отчаявшийся иранский правитель приказал обстрелять ее ядрами. Ядра оставили на поверхности столба только незначительные отметины.

Вход в комплекс Кутб-Минар стоил 250 рупий с человека. Еще отдали 25 рупий за право видеосъемки. В комплексе живет много бурундуков. Прикольные зверушки напоминают чем-то белок. Они снуют повсюду около туристов, выпрашивая угощение. Прямо над комплексом пролегает авиатрасса самолетов. Международный аэропорт имени Индиры Ганди расположен невдалеке оттуда.

После этого мы отправились к гробнице Хумаюна (Humayun’s Tomb). Комплекс расположен на юго-востоке города, чуть севернее железнодорожного вокзала «Хазрат Низамуддин» (Hazrat Nizamuddin station). Она была построена в 1565 г. В тот год на Руси гениальный царь Иван Грозный, спасая страну от тогдашних самостийников, олигархов и казнокрадов, ввел опричнину. В самом грандиозном здании комплекса, расписанном шестиконечными звездами, находится могила императора Хумаюна из династии Великих Моголов, его пяти жен и детей. На стенах так же изображены восьмиконечные звезды, свастики и прочие орнаменты. Гробница увенчана гигантским куполом в форме яйца. Она окружена обширным чистым парком с действующими фонтанами и каналами, заполненными водой.

В парке сооружена огромная площадка для игры в крикет. Там играло много молодежи. В Индии эта странная игра¸ напоминающая нашу лапту, пользуется огромной популярностью. Индийские команды даже берут какие-то высокие места на чемпионатах мира по этому виду спорта.

На территории комплекса расположено несколько гораздо более скромных мавзолеев могольской эпохи. Среди них наше внимание привлекла гробница Исы Хана – оригинальное круглое здание с колоннами и множеством куполов. Пока я осматривал орнаменты внутри, Лена поднялась на ее крышу. Затем мы посетили крышу соседней недействующей мечети, откуда открывался красивый вид на гробницу и окрестности. За вход в комплекс заплатили по 250 рупий.

Оттуда мы поехали в Красный форт (Red Fort, Лал-Кила), расположенный на севере города. По дороге проехали мимо Индийских ворот (India Gate). Они находятся в центре Дели, рядом со зданием Парламента. Они являются мемориальным сооружением, построенным в память 90 тысяч индийских солдат, погибших в годы I Мировой войны. Каждый год, 26 января – в День Республики, премьер-министр Индии совместно с главнокомандующим Вооруженными Силами возлагают венки к Вечному огню и принимают парад. В парке вокруг арки суетилось много индийцев.

До форта добирались минут сорок. Кругом попадали в пробки и заторы. Дорога была переполнена машинами, автобусами, рикшами, мотоциклами, велосипедами и велорикшами. Повсеместно вдоль и поперек трассы сновали огромные толпы индийцев. Многие предлагали свой нехитрый товар пассажирам, сидящим в транспортных средствах. Здесь, не вылезая из салона автомобиля, можно было приобрести специи, пальмовые ветви, красочные сувениры, фрукты, платки, игрушки и многое другое. На обочинах дороги повсеместно располагались шумные рынки и точки с дешевой горячей едой. В этом спрессованном хаосе чудом находилось место для бездомных коров, невозмутимо жующих картонные коробки, газеты, пластиковые стаканы с остатками их содержимого. У меня все время возникала мысль, какое молоко дают эти несчастные животные? Под некоторыми мостами и вдоль парков приютились обширные колонии бомжей. Рядом с ними безуспешно бродили в поисках еды наглые и юркие обезьяны. В некоторых местах тощие, маленькие, похожие на подростков, индийцы без энтузиазма раскапывали кирками древние фундаменты и складывали кирпичи и камни в отдельные кучи. Сильно поразили вездесущие собаки, которые совершенно не опасались проезжающего транспорта и не бросались на него. Некоторые псы, развалившись прямо на проезжей части, даже не шевелились, когда в миллиметре от них проезжали тяжелые грузовики или возникала босая стопа загорелого индуса. Удивительная выдержка и отрешенность от суеты мира, достойная буддийских монахов.

К форту подъехали уже часа в четыре. Сразу же бросились в глаза его красные массивные стены и мощные башни. Длина внешней стены оборонительного комплекса в периметре составляет 2,4 км, а ее высота варьируется от 18 м со стороны реки Ямуни до 33 м со стороны города. Вокруг стен имеется глубокий ров. Форт был воздвигнут между 1639 и 1648 годами при знаменитом могольском правителе Шах-Джахане. После смерти горячо любимой жены, Шах-Джахан хотел перенести свою императорскую резиденцию из Агры в Дели или, точнее, в Новый город, названный Шахджаханабад. Там он и построил Красный форт – как собственный императорский город.

В форте находилось много местных и иностранных туристов. Мы даже слышали русскую речь. Крепость весьма замечательно сохранилась. Глядя на нее, было невозможно поверить, что подобное сооружение могли воздвигнуть предки современных индийцев. Такое ощущение, что раньше там жила совершенно иная, более образованная и трудолюбивая раса. Нынешние индийцы, живущие в городах, уж больно показались нам ленивыми и безыскусными.

Напротив Красного форта находится самый старейший и знаменитый джайнистский храм Shri Digambar Jain Lal Mandir. Храм был основан в 1656 году во время правления все того же вездесущего шаха Джахана. Джайнизм является древней дхармической религией, появившейся в Индии приблизительно в IX – VI веках до н. э. Согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Его основателем считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует благородную идею непричинения вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Джайнизм утверждает, что любое существо (джива) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (круговорота рождения и смерти), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму.

Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Поскольку не только монахи, но и джайны-миряне не могут заниматься рыбной ловлей, охотой, скотоводством и земледелием (ведь при обрабатывании земли могут погибнуть живые существа), наиболее распространёнными занятиями для джайнистов являются торговля, ювелирное дело и ростовщичество. Каким образом они совмещают духовность с ростовщичеством и торговлей, остается тайной. Руководство США тоже везде кричит о демократии, правах человека, свободе, но везде приносит только горе и страдания, кровь и тиранию. Похоже, что джайнисты действуют в том же духе. Их община в Индии немногочисленна (около 0,5 процента), однако играет значительную роль в политической, экономической и культурной жизни страны. Джайнисты имеют весьма неоднозначный символ, включающий свастику.

Потом мы побродили немного по округе и поехали к Мейн Базару. Новых впечатлений было уже слишком много для одного дня. Другие запланированные к осмотру объекты решили оставить на потом. Нам предстояло побывать в Дели еще два раза. По пути мы попросили водителя завести нас в продуктовый универмаг. Универмагом оказался обычный уличный магазинчик с товаром, выставленным на улице в деревянных ящиках. Насколько нам удалось выяснить, универмагов (в европейском понимании) там, вообще не существует. В магазинчике мы купили яблок, апельсинов, по бутылке воды, Pepsi и Fanta. За все отдали 125 рупий, то есть где-то 80 рублей. Цены практически на все в Индии были меньше раза в два-три, чем в России.

Вечером поужинали в номере. Отметили приезд водкой, захваченной из дома. А потом пошли искать хваленый индийский чай по окрестным улицам района Пахаргандж. За два часа, только после многочисленных расспросов, удалось найти магазинчик, где пылилась на полке лишь одна пачка чая Lipton. Представляете, в Индии невозможно найти расфасованного в пачки чая. Позднее мы таковой встретили только в одном месте на улице Мейн Базар и во всех аэропортах. Конечно, на развес его полно на каждом углу. Но как-то не очень хотелось его покупать, видя царящую вокруг антисанитарию. Ведь рядом с насыпанной на газету или в мешок огромной кучей чая лежали немного меньшие кучи экскрементов, сновали крысы, обезьяны, коровы, собаки, больные кожными заболеваниями и прочая живность. Тут же на лепестки этого вкусного напитка оседают выхлопы от проезжающих впритык автомобилей и моторикш. Надо быть самоубийцей, чтобы пить такой чай, да еще и получать наслаждение.


9.11.2009 г. Шринагар.

В 6.30 мы выехали на такси в аэропорт «Indira Gandhi International Airport». Он находится в 21 км юго-западнее центра города. В нем насчитывается три терминала. Через Domestic терминалы 1-A и 1-B летают самолеты внутренних линий. T-1A и Т-1B расположены в 0,5 км друг от друга. Terminal – 2 обслуживает все международные рейсы. Между Т-1 и Т-2 около 5 км. До аэропорта добрались минут за 40 на такси. Отдали 400 рупий. По дороге видели большую стаю обезьян, промышляющую подаяниями вдоль дороги. В аэропорту встретили русскоязычную группу туристов из четырех человек. Один из них усердно копался в ноутбуке. В конце концов, выяснилось, что они ждут своего самолета не в том терминале. В контакт с ними мы не вступали, так как еще не успели соскучиться по Родине. Лена до последнего момента опасалась, что наши Интернет-распечатки авиабилетов окажутся недействительными. Но процесс регистрации прошел успешно.

В 10.20 мы вылетели рейсом S 2 108 на север Индии, в Шринагар через Джамму. На самолете всем пассажирам сразу же раздали по маленькой бутылочке воды. Через час мы уже снижались в Джамму. Там стояла хорошая солнечная погода. Через двадцать минут самолет вновь взлетел и направился дальше на север в летнюю столицу штата Джамму и Кашмир. До Шринагара летели еще минут сорок. Всем снова выдали по бутылочке воды. Шринагар встретил нас типичной российской ноябрьской погодой с проливным дождем. Стюард и работники аэропорта раздавали зонты, чтобы пройти в здание аэропорта. Но мы все равно изрядно промокли, пока ждали свободный зонт.

Этот штат несколько десятилетий находится на военном положении из-за конфликтной ситуации с Пакистаном и Китаем и стремления местного населения отделиться от Индии. Раздел Кашмира не закреплён официальными соглашениями о границах, а сам регион является очагом напряжения между занимающими его странами. Кашмир граничит с Афганистаном на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая на востоке, штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб на юге, и Пакистаном на западе. Население штата Джамму и Кашмир составляет более 12,5 млн. человек. Ислам исповедуют 67% населения штата.

По прилету нас сразу же отвели в сторону от индийцев для специальной регистрации. Этот процесс занял не более 5—7 минут, так как иностранных туристов кроме нас было всего пять человек. Затем, получив багаж, мы прошли в следующий зал, где в специальном бюро оформили заселение на хаузбот «H.B. Gulshan Rose and Japan». Хаузбот – это такой деревянный корабль на воде, пришвартованный на вечную стоянку к какому-нибудь берегу. Их в Шринагаре несчетное количество. Заплатили 2100 рупий за 3 дня. Тут же нам вызвали такси. На нем за 400 рупий мы добрались до нашего места проживания. Водителя джипа звали Юсуф. Он оказался сыном хозяина хаузбота Мохаммеда Шабана Шагу. Корабль находился на берегу реки Джелум, на юге города, возле старого и готового в любой момент рухнуть моста Zero.

На близлежащем холме, на высоте 336 м над уровнем города виднелся Храм Шивы – Шанкарачарья (Shankaracharya Mandir). Этот холм так же называют троном Соломона (Takht-e-Sulaiman). Это место поклонения известно с 2500 года до н. э. Там имеются надписи I века н. э., свидетельствующие о пребывании в этих местах Иисуса Христа. В нашем распоряжении оказалось несколько комнат: гостиная, спальня, столовая, кухня и туалет с ванной. Но на всем корабле было жутко холодно. В гостиной и спальне стояли обыкновенные печки-буржуйки.

Уладив все формальности с оформлением, мы отправились в поездку по городу на моторикше. Водителем оказался младший сын хозяина хаузбота. Вообще, эта очень наглая семейка с добродушными поддельными улыбками на лицах, плотно взялась за вытрясывание нашего кошелька различными предложениями и услугами. Если бы я попросил взорвать соседний мост и предложил достойную цену, то они, пожалуй, сделали бы это, не задумываясь.

Шринагар находится в 900 км на север от Дели. Город расположен на высоте 1 730 м над уровнем моря. Население составляет 900 000 человек. Он раскинулся на 6 км по берегам реки Джелум и озер Дал, Нагар и Анчар. Город обрамлен горными кряжами, полукругом спускающимися к водной глади. Шринагар часто называют «Венеция Востока». В некоторых исторических работах указывается, что первое крупное селение на этом месте было основано императором Ашокой (III век до н.э.). Существующий город был основан Праварасеной II и Хиуен Тцангом, посетившим Кашмир в 631 г., на том же самом месте, где и находится сегодня. В свое время Будда сказал: «Земля Кашмира – наилучшая обитель для созерцания и размышления». В городе мы не заметили ни одного многоэтажного здания. Максимум в 2—3 этажа. Через каждые сто метров находились военные посты. Кое-где виднелись бронетранспортеры голубого цвета. Здесь в основном проживают мусульмане и в ходу язык урду, изрядно напоминающий персидский и арабский. По этой причине мне достаточно легко удавалось разговаривать с хозяином хаузбота.

Первым делом мы поехали к наиболее известной мечети города – Хазратбал. (The Hazratbal Shrine), расположенной на западном берегу озера Дал. Она также известна под названием – «Вторая Медина». Она сооружена из белого мрамора. Ее огромный белоснежный купол красиво смотрелся на фоне гор и озера, окутанного туманной дымкой. Здесь в трубке из молочного стекла хранится священная реликвия мусульман – волосы пророка Мохаммеда. Согласно легенде, святыня была принесена в Индию потомком пророка Саидом Абдуллой, который покинул Медину и поселился в Биджапуре, вблизи Хайдарабада в 1635 году. Когда Саид Абдулла умер, его сын, Сайед Хамид, унаследовал реликвию. После завоевания Моголами региона, Сайед Хамид был лишен своего семейного поместья. Реликвия прошла через руки нескольких человек, пока по приказу правителя из династии великих моголов Аурангзеба не оказалась в Шринагаре в 1700 году.

Мы прогулялись по осеннему ухоженному парку вокруг мечети и осмотрели ее с нескольких сторон. Моросящий дождь волновал поверхность близлежащего озера Дал, создавая размеренный покой. Это озеро называют «Драгоценный камень в короне Кашмира». Его площадь оценивается в 18 кв. км, но вместе с болотами, затопленными полями, плавающими садами и прилегающими каналами общая площадь составляет около 21,1 кв. км. Плавающие по окраинам озера сады, называются «Рад». Они обильно покрыты лотосом в июле и августе. Во время нашего путешествия они представляли собой всего лишь нагромождения тусклой и блеклой травы. Озеро расположено на высоте 1583 метра над уровнем моря. Оно раскинулось в длину на 7,44 км и в ширину на 3,5 км. Оно имеет береговую линию длиной 15,5 км. Ее обустраивали с могольских времён парками, каналами, отелями и садами. При температуре ниже —11° C озеро замерзает.

Оттуда водитель повез нас к мечети Джамиа масджид. О существовании которой мы и не слышали. Это настоящее архитектурное чудо было заложено Султаном Сикандром в 1398 году. Площадь мечети составляет 12 000 кв. метров, что позволяет вмещать 30 000 людей во время молитвы. Мы побродили по ее просторным, украшенным резьбой по дереву, залам. Весь пол был покрыт красивыми старинными коврами. В полумрачных залах мечети не было никого, кроме нас. Оставили там небольшое пожертвование. Солнце уже заходило за горизонт. Опасаясь, не успеть к главной цели нашего путешествия в этот город, мы поторопили водителя. Минут через 10, уже в лучах заходящего солнца, мы подъехали к так называемому Розабалу – могиле пророка Юсуф-Асафа («Ziarati Hazrati Youza Asouph»). Она расположена в центре старого Шринагара, в районе Анзимар, на улице Кханьяр.

Около двадцати древних и средневековых документов свидетельствуют о том, что пророк Иса, то есть Иисус Христос, умер в Шринагаре много лет спустя после распятия в Иерусалиме, и был похоронен здесь в здании под названием Розабал. Это расходится с общепризнанной трактовкой событий, но все местные жители в этом абсолютно убеждены. На маленьком белом здании с зеленой крышей и зарешеченными окнами висит табличка со словами из Корана: «Они Его не убили, они Его не распяли, им (иудеям) только казалось, что они это сделали…» (Коран, Ниса, 155, 5).

Здание, выстроенное вокруг могилы, называется Розабал, или Рауза Бал. «Рауза» – это термин, используемый для обозначения гробницы какой-либо знаменитой личности. Над входом в само погребальное помещение вырезана надпись, гласящая, что Юсуф-асаф пришел в Кашмирскую долину много столетий назад, и что его жизнь служила доказательством истины. Через маленькое зарешеченное окошко можно посмотреть на стоящий внутри здания гроб, но не более. Также там имеется гроб еще какого-то святого. Ни фотографировать, ни снимать на видеокамеру здесь запрещено даже со стороны. Розабал явно не приспособлен для туристов. Это место настолько свято, что никто не смеет делать на нем деньги. Считается, что это место обладает исцеляющей силой. Многие приходят с просьбами, и в память об этом привязывают ленточку к оконной решетке. Покрутившись вокруг здания, и поняв, что под неусыпным оком смотрителя нам так и не удастся толком заснять эту святыню, мы двинулись на свой хаузбот.

Там нас уже ждал сытный и вкусный ужин, приготовленный женой хозяина корабля-отеля. Он состоял из огромных порций риса с пропитанной перцем чили курятиной, блюд из цветной капусты, салата из помидоров и огурцов, нескольких разных приправ. Пили зеленый чай с киннамоном и шафраном. Вкус киннамона мне очень понравился. За еду отдали 600 рупий. Разумеется, вся пища оказалась очень острой. На десерт купили в придорожной лавке полдюжины бананов и три апельсина. За все отдали всего 50 рупий. Было уютно и экзотично. Но как только прогорели дрова в печке-буржуйке, стало невыносимо холодно. Как-никак, в этих местах уже начиналась зима, а влажность реки дополняла природный антураж. Только благодаря наличию четырех толстых верблюжьих одеял, и одев на головы спортивные шапочки, мы относительно спокойно проспали до утра.

Конец ознакомительного фрагмента.