Вы здесь

Записки профайлера. Глава четвертая. Как поймать лжеца (Евгения Гусева, 2015)

Глава четвертая. Как поймать лжеца

О чем эта глава?

Вы когда-нибудь задумывались над тем – почему мы слушаем, но не слышим? Смотрим, но не видим? Но ведь именно по этой причине некоторые из нас становятся жертвой обмана. Речь идет не только об обмане в сфере бизнеса, реальность сегодняшней современной жизни такова, что в условиях информационного общества и острой конкуренции, благополучие в любой сфере жизни зависит от того, насколько правдивой информацией мы обладаем. Манипуляции поджидают нас буквально повсюду: в магазине и на работе, в экранах телевизоров и на радио.

В конце концов человек может оказаться практически беззащитным в неразберихе доказательств правоты, противоречивых мнений и фактов. Кому верить, а кому нет? Какими инструкциями руководствоваться при выборе того, кому можно доверять, если нет возможности проверить всех и каждого на детекторе лжи?

В этой главе вы познакомитесь с важнейшими правилами дистанционного распознавания лжи. Что значит дистанционного? Это означает, что вам отныне не придется использовать сложную аппаратуру для того, чтобы «ловить» тех, кто вам лжет. Мы расскажем, как это делать, ориентируясь исключительно на мимику, речь и жесты собеседника, его поведение. И, конечно же, подробно объясним те ошибки и подводные камни, с которыми часто приходится сталкиваться в практике ловли лжецов.

В этой главе мы дадим вам возможность получить самые необходимые, базовые знания по дистанционной детекции лжи, без которых обретение навыка поимки лжеца просто невозможно.

Вы сможете не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Услышать и увидеть тот самый момент, когда вас пытаются обмануть.

Суть лжи и поимка лжеца

Прежде чем приступить к описанию способов распознавания лжи доступным языком, зададим сами себе простой вопрос – почему человеку так важно видеть обманывают ли его в определенный момент времени или говорят правду? Ответом на него станет обобщенная формулировка, о том, что именно так проявляется естественное человеческое стремление обезопасить себя в социальном пространстве. Ведь не существует человека, который ни разу не становился жертвой обмана. Обман обескураживает, разочаровывает, обижает и даже наносит душевные травмы. Лицемерие воспринимается нами как предательство.

Однако далеко не всякая ложь, с которой мы сталкиваемся ежедневно приносит нам огорчение. Ведь есть приятная, позитивная и даже завораживающая ложь, на которую мы даем добровольное согласие. Например, мы с радостью сопереживаем героям захватывающего кинофильма, прекрасно понимая, что они всего лишь актеры. Мы созерцаем зрелищную театральную сцену, изначально зная, что это только красивая игра. В этих случаях мы не только согласны быть обманутыми, но и готовы платить за это. Задумайтесь, что каждая девушка, нанося макияж и стараясь приукрасить свои достоинства, почти каждый день обманывает тех, в чьих глазах хочет выглядеть более привлекательной.

Таким образом, следует признать, что не всякая ложь неприятна. И тот, кто не принимает это во внимание, рискует заработать психическое заболевание. Только представьте во что может превратиться наша жизнь, если мы только и будем разоблачать на каждом шагу лжецов. Именно поэтому основная задача профайлера в том, чтобы научиться видеть тот обман, который несет негатив: неприятности, душевную боль или материальные потери. Именно такую ложь нужно уметь замечать и предотвращать.

Давайте разберемся, что же такое обман? Однозначного определения обмана не дают даже ученые. Если говорить доступным языком, то совершение обмана всегда подразумевает взаимодействие как минимум двух сторон, одной из которых является лжец. Один такой лжец может обмануть одного, двух или даже целую группу людей.

Почему важно понимать направленность обмана именно на другого? Потому что самообман для верификатора ложью не является.

Поясним этот важный момент на примере. Представьте, что кто-то из ваших знакомых вдруг назвался инопланетным гостем с Марса, признался в том, что кожа у него в действительности синяя, начал рассказывать, как красиво она сияет в темноте.

Как мы воспримем такого человека? Возможно, он позабавит нас, возможно, мы просто посоветуем ему отправиться к доктору. В целом же его фантазия останется для нас абсолютно безвредной. Но совсем иное дело, если тот же самый «инопланетянин» предложит провести вас на борт летающей тарелки за 100 тысяч рублей.

Чем отличаются эти два варианта событий? Тем, что во втором случае у лжеца есть умысел на обман. То есть человек обманывает вас умышленно с вполне определенной целью. В данном случае – присвоить ваши деньги.

Беседуя с человеком, научитесь понимать – есть ли у него умысел на обман, и, если есть, то в чем он состоит. Криминологи часто говорят: есть умысел – возможно преступление. Поэтому начиная всякую беседу предварительно ответьте сами себе на вопрос: есть ли у вашего собеседника выгода вас обманывать. Если да, то внимательно исследуйте его поведение и наблюдайте за ним.

Нет выгоды обманывать без умысла. Самообман же, как вы поняли из вышеописанного примера, ложью не является, поскольку человек, обманывающий себя, кроме как самому себе никому вреда не приносит. В дальнейшем мы будет рассматривать только тот обман, который причиняет вред другим и неважно какой он будет носить характер – духовный или материальный. Выявлять именно такой тип лжи мы и будем учиться.

В чем еще может проявляться выгода обмана? Возьмем в качестве примера супружескую ложь и представим, например, что муж имеет выгоду обманывать жену, отрицая наличие любовницы. Что же это за выгода?

Выгод здесь может быть несколько: не потерять семью, сохранить свой статус, не получить «сковородкой» по голове, сохранив свое здоровье и т. д. Очевидно, что отвечая на вопросы жены, изменник будет нервничать и испытывать страх быть уличенным. Иначе говоря, он переживает колоссальный стресс.

Запомните, что ложь это всегда стресс. Каждый без исключения обманщик испытывает некоторую, более или менее заметную неловкость, определенный дискомфорт. Вспомните себя в такие моменты, когда вам приходилось обманывать и когда предмет обмана имел для вас действительно большую значимость.

Что происходило у вас при этом внутри? Ваше сердце сжималось, начинало судорожно колотиться, вы краснели, возможно, бледнели, ваше горло пересыхало. Будьте уверены, что точно такой же дискомфорт испытывают во время лжи и все остальные люди.

Лжец способен хорошо контролировать свои проявления на вербальном уровне, придумывая или умалчивая что-то по ходу своего рассказа, но знайте, что свое непослушное тело взять под абсолютный контроль ему никогда не удастся. Тело всегда правдиво и очень «разговорчиво». Один из инструментов профайлера заключается в том, чтобы научиться не верить словам, а верить телу.

В нашей практике работы профайлерами нередко встречались хорошо подготовленные, не побоимся этого слова – профессиональные – лжецы. Они столь талантливо контролировали свою речь, что мы не могли найти в ней ни одной подозрительной оговорки, ни малейшего сомнительного заикания. Им удавалось также сдерживать некоторые свои жесты, но, несмотря на это, мимика предательски выдавала их. Тех же из них, кто делал попытки влиять на свою мимику (хотя это почти невозможно, о чем мы подробнее расскажем ниже), выдавали проявления вегетативной нервной системы.

Обычному человеку не под силу своей волей контролировать биение сердца, частоту дыхания, процессы слюноотделения и т. п. Всякий лжец, испытывая стресс, переживает пересыхание во рту и в горле, следовательно, ему постоянно хочется пить. Отсюда сглатывание слюны, облизывание губ или покашливания, призванные прочистить горло. Дыхание в такие минуты учащается, становится прерывистым. На все это необходимо обращать внимание.

В этой связи вспоминается весьма показательный случай из нашей практики, когда во время одной из проверок лжец упорно себя не выдавал, сколько бы вопросов ему не задавали. Единственной необычной деталью, бросившейся в глаза, стало небольшое покашливание («кх-кх») после каждого вопроса, на который он лгал. Как только мы заметили данную схему, то сразу стало понятно на какие именно темы ему необходимо задавать проверочные вопросы и вопросы по деталям. Впоследствии обманщика даже удалось вывести на признание.

Если вы действительно хотите научиться видеть ложь, то начинайте прямо с настоящего момента не только слушать людей, но и наблюдать за ними: за их мимикой, жестами, проявлениями вегетативной нервной системы (это, повторимся, – дыхание, сглатывание, покраснение, побледнение кожи), за их позой в целом.

Как мы же объясняли в прошлой главе одним из часто задаваемых начинающими профайлерами вопросом является «скажите, а если человек почесал нос – означает ли это, что он соврал?». На что мы шутливо отвечаем, что нам известен только один единственный человек, у которого изменения, связанные с носом, являлись верным признаком обмана – это Пиноккио. Да и тот, к большому сожалению, всего лишь персонаж из мультфильма.

С настоящими же людьми все гораздо сложнее. И если вам случилось наблюдать, как кто-то почесал нос – не спешите навешивать на него ярлык лжеца. Учитывать этот фактор нужно только тогда, когда объект изучения лишь слегка прикоснулся к носу, а не взял и грубо почесал его всей ладонью. В последнем случае, скорее всего, нос на самом деле зачесался. Если же мы имеем дело с легким прикосновением к носу, то здесь мы рекомендуем насторожиться и начать самому задаваться вопросом – а какие причины могут стоять за этим движением? Вполне возможно, что нашему собеседнику просто стало от чего-то дискомфортно, при этом не обязательно от обмана. Дело в том, что появление жестов—адапторов, связанных с самопоглаживанием и прикосновением к себе, например, с прикосновение к своему лицу, само по себе не является верным признаком обмана, оставаясь лишь свидетельством того, что человек испытывает дискомфорт.

Вполне возможно, что заданный вами вопрос, сам по себе оказался для собеседника некомфортным, спровоцировав у него негативные воспоминания. Некоторых может запросто смутить одно только присутствие рядом посторонних людей. Но и вероятность того, что дискомфорт вызван ложью также отбрасывать в сторону не стоит. Обращайте внимание именно на жесты, связанные с прикосновением к телу – это могут быть едва заметные почесывания, легкие касания губ, рук, носа, слабые потирания глаз и лба и т. п. Именно эти жесты – маркеры дискомфорта.

Есть ли способ обезопасить себя от ошибки и не принять дискомфорт обманщика, к примеру, за его страх перед публикой? Такой способ есть, хоть от профайлера он требует хорошо натренированного внимания. Запомните с какого именно момента беседы подозреваемый начал почесываться или прикасаться к лицу. Через некоторое время вернитесь к этому моменту беседы, повторив тот же самый вопрос, но, желательно, в переформулированном виде. Имейте в виду, что если и во второй раз собеседник повторит свою реакцию, то есть большая вероятность того, что вам что-то не договаривают, а возможно и просто лгут.

Не упустите из внимания еще один важный фактор, а именно психотип подозреваемого, его психологический профиль. Прежде чем делать выводы, постарайтесь определить – кто перед вами? Возможно, вы видите человека с высокой степенью личностной тревожности, возможно, он недавно пережил какой-то стресс и не способен спокойно и адекватно отвечать на вопросы, напоминающие о травмирующих событиях. Или, самое банальное, он просто устал. Поэтому с выводами никогда не стоит торопиться. Задавайте себе вопросы о всех возможных причинах наблюдаемого поведения и в обязательном порядке перепроверяйте свои гипотезы.

С такого рода ошибкой связан интересный случай, когда женщину отказывались брать на работу по итогам проверки на полиграфе (детекторе лжи), посчитав ее наркотически зависимой. Дело в том, что полиграфная проверка показала, что на все вопросы, связанные с наркотиками, женщина устойчиво выдавала невероятное количество реакций. Во время повторной проверки, которую проводили уже наши эксперты, все реакции повторились. Даже само слово «наркомания» вызывало у исследуемой сильнейшую тревогу. Однако, стоило нам только провести с ней беседу, как сразу все встало на свои места: выяснилось, что не так давно ее сына избил наркоман. Именно этим и объяснялись ее бурные реакции на соответствующие вопросы.

Полиграф, хоть и точный медицинский прибор, отслеживающий малейшие физиологические реакции, но с его помощью не определить, кто перед вами и какая у него сложилась жизненная ситуация.

Не всегда человек, отвечающий вопросом на вопрос, делающий длительные паузы или отвечающий запутанно – лжец. Для того, чтобы понять это, есть смысл вновь обратиться к классификации психотипов и психодиагностике. Встречаются люди, которые в принципе при любом разговоре на любые темы имеют тенденцию отвечает вопросом на вопрос. Для некоторых психотипов весьма характерно, так называемое, «зависание» – длительное обдумывание вопроса, к которому они будто примериваются. Психодиагностика изучает личность в ее обычном, спокойном состоянии. Только нехарактерная для человека поведенческая активность может свидетельствовать о неискренности.

Конец ознакомительного фрагмента.