Вы здесь

Записки отшельника. Проводник из одиночества. Дополнительные мысли (С. А. Кравченко)

Дополнительные мысли

Духовная активность

Андре Мальро писал в свое время, что только активность духовная может актуализировать те образующие пространство культуры вневременные ценности, приобщение к которым способно компенсировать утрату истинных смыслов и, как следствие, одиночество, разобщённость, индивидуализм современного человека. Следовательно, одиночество и разобщенность возникают в результате утраты истинных смыслов, и компенсировать их могут только вневременные ценности, которые, в свою очередь, актуализируются в результате духовной активности.

Другими словами, духовная активность (духовная практика) актуализирует вневременные ценности, а они, в свою очередь, компенсируют утрату истинных смыслов. Утрата смыслов приводит к одиночеству и разобщенности. В состоянии одиночества с помощью внутреннего диалога сознания с бессознательным, может заработать механизм поиск истины и смысла жизни.

Время и безвременье

Поток сознания течет во времени, а сознание и время идентичны в своей природе. При остановке потока сознания останавливается и время. Так чувствует человек. При остановке потока сознания и времени ничего не происходит и именно это вызывает чувство пустоты, а у некоторых – страха.

Такое состояние и называется Безвременьем.

Даже великие умы пропадали в этой пустыне, спивались, сходили с ума…

Патологическое одиночество, депрессия и тому подобные понятия характеризуют состояние Безвременья. Алкоголь и наркотики – только иллюзия защиты и ухода от дискомфорта состояния безвременья.

Попасть в состояние безвременья можно несколькими путями: по воле случая, по чужой воле и по своей. Отшельничество – добровольное состояние безвременья, как испытание высотой или глубиной, холодом или жарой. Итог может быть один – небытие, смерть быстрая или медленная тела или души – безумие, суицид.

Автор

Автор провел на себе естественный эксперимент и исследовал одиночество отшельников. Одиночество в современном мире превратилось в патологическое одиночество, разрушая психическое здоровье человека.

Одиночество в другие времена укрепляло личность.

Книга отрывает от суетной жизни и погружает в мир с большим объемом и красками, где нет масок и лжи.

Все последующие годы я возвращаюсь к тому времени, где я смог очередной раз прикоснуться к себе и к природе. Это было именно то, что ищут многие, выезжая на природу на пару деньков или в какое-либо экзотическое путешествие, и не находят.

Только в процессе перехода от безвременья к вечности, творя себя и мир, мы приобретаем лицо, мы чувствуем себя. Это сродни второму рождению, где двигателем служит творческий принцип.

Выйти за пределы времени и не потеряться в состоянии безвременья, сохранить внутренний диалог и не поддаться искушениям привычного падения. Познать вечность на Земле и начать строить основу жизни после смерти.

Формулы аутогенной тренировки или какого-либо иного самовнушения мельчают до неузнаваемости, и только подсказанная памятью предков простая молитва сохраняет лицо.

Многим данная книга ответит на вопрос, что ищет человек в уединении на природе. Свободу от чего?

Выступая сейчас в роли писателя, и закрывшись маской автора, я непроизвольно пытаюсь оправдаться в этом предисловии перед читателем за то, что он прочтет далее, и, возможно, что-то будет не совсем понятно.


Есть мнение, что свободу можно постичь только с помощью образования. Здесь важно понимать правильно понятие «образование». Если его понимать как подстройку под культурные стереотипы общества, то это приобретение масок общества и сокрытие себя от себя же. Если же образование понимать как образование личности, через возникновение, творение личности, сотворение ее, то здесь я согласен.


Периодически возникающие комментарии к тексту книги написаны с целью помочь читателю найти средства сохранения и укрепления психического здоровья.


Читая данную книгу, возможно, вы найдете средства терапии страхов и фобий, преодолеете свои зависимости, избежите потери самоидентификации, и уйдете от опасности других душевных расстройств.


Важно выйти из под гипноза обыденного восприятия жизни и почувствовать, увидеть, услышать в ней что-то большее.


За каждой номерной фразой стоит небольшое движение сознания по расширению смысла слова и раскрытию его сути. Некая перекодировка устоявшихся понятий, как мог бы сказать программист. Ежедневное подобное занятие постепенно расширяет наш горизонт восприятия и меняет окружающий нас мир, в него приходят новые образы и смыслы. Важный принцип – стремление ввысь, в мир вечных ценностей. Медитация на святом и непреходящем, молитва простая и вечная как мир.

За каждым рисунком, как за иероглифом, стоит смысл – простой и вечный. Рисунки простые и универсальные, понятные любому человеку.


Самость


Некоторые исследователи считают, что человек всегда и повсюду страдал от чувства острого одиночества и что все его существование поглощено борьбой за избавление от этой перспективы. Они совершенно правы, если не учитывать способность верующих людей наполнять свое уединение диалогом с Богом и с образами святых, тем самым превращая свое одиночество тела в особые условия сосредоточенности на внутреннем пути к вечности.

Атеистическое мышление, приведшее к аутистическим расстройствам убеждено, что экстремальная изоляция рано или поздно ведет к «безумию». Но они не считают безумными отшельников и затворников, в свое время причисленных к лику святых.

Лучше выживать в одиночестве, развивая в себе диалог с глубинами бессознательного, нежели тонуть в патологической социальной среде.

Мартин Бубер писал: «Современный коллективизм – это последний барьер, который возводится человеком на пути встречи с самим собой». Зависимость от коллектива вынуждает человека играть отведенную ему социальную роль и носить соответствующую маску. Уединяясь, мы снимаем маски и можем наблюдать и переживать себя истинного. Именно в этом состоянии следует создавать свои автопортреты, писать дневники, размышлять о смысле жизни.

Иногда мы читаем интересные выводы, что самыми тяжкими формами одиночества страдают те, кто находится среди людей. С одной стороны – противоречие, так как нельзя среди людей быть одиноким. С другой стороны – именно маски социальных ролей скрывают наше истинное лицо. Более того, настоящее Свое лицо такой человек и не скрывает, так как он его не знает и, возможно, не имеет. Человек толпы не имеет своего лица. В одиночестве он чувствует себя словно плохой пловец в открытом море.


Важно! Уединение должно тренироваться с того времени, когда ребенок научается себя обслуживать. Индивидуальное пространство, отдельная комната, самостоятельный труд, личные планы и цели способствуют возникновению и познанию своего лица в юношеском возрасте. Выбор своего жизненного пути, создание семьи и поиск рабочего места, увлечения в свободное от работы время способствуют не только взрослению, но кристаллизации личности, которая не только не боится одиночества, но часто ищет уединения. Уединение необходимо для личных мыслей, осознания чувств, уточнения планов и целей, для переоценки ценностей, для сосредоточения на решении проблем, для медитации или молитвы.

В противном случае, потеря социальных связей у незрелой личности – путь к депрессии. И в этой депрессии есть все необходимое для осознания ее причин и методы выхода из нее. Изоляция для человека без лица лишает его масок и соответствующих им привычных ролей. Роль всега насыщена обязанностями перед людьми и толкает человека на активность. Лишите такого человека привычной для него роли и он остановится как электрочасы без батарейки.

Бывают более сложные случаи, когда вполне сформировавшаяся личность теряется свое лицо из-за уступок, компромиссов или бессовестных поступков. В какой-то момент человек может почувствовать, что теряет свое Я по каплям и остановиться. Такая остановка часто требует уединения, во время которого он возвращается к себе. Если у него хватает смелости и мудрости, то он делает правильные выводы.


Потребность в душевном уединении скрыта в природе человека. Ее нет в теории потребностей А. Маслоу, но по нашим наблюдениям, она существует, вернее, появляется в определенные периоды жизни и требует удовлетворения. Прислушайтесь к себе, уважаемый читатель, и определите, существует ли у вас потребность в уединении и насколько она удовлетворена? Более того, важно понимать, что такая потребность существует и у ваших близких и родных людей. Дайте им возможность распознать эту потребность и найти условия для ее удовлетворения. В этом случае личное пространство сложно переоценить.

Несомненно, что здоровое развитие психики требует чередования периодов общения с периодами погружения в самих себя. Но если мы исследуем окружающую нас жизнь, то увидим, что число тех, кто хотя бы однажды на несколько дней оставался наедине с собой, всего несколько процентов. Вывод – у большинства людей нет времени и условий для встречи с самими собой хотя бы один раз в жизни.


Как-то одни из моих пациентов рассказал о своей мечте завести маленькую собачку. Что тут особенного, скажете вы? Многие дети, подростки и даже некоторые взрослые мечтают об этом, но не могут реализовать свою мечту по некоторым причинам. Одну из таких причин описал в рассказе «Муму» И.С.Тургенев. В нашем случае, мой пациент, как и у Тургенева, был крупного и очень крепкого телосложения. Более того, он был очень богатым человеком. Имел большой дом, персонального водителя и отделения компании в нескольких регионах страны. Но завести маленькое животное он не мог себе позволить, так как его жена была против. Мне стало известно недавно, что он умер. Ему было всего лет сорок. Важно было бы узнать, завел ли он собачку перед смертью или нет?

Но при чем тут собачка, спросите вы? Мы ведь об уединении, одиночестве и отшельничестве, где человек только и может познать себя истинного? Да, вы правы. Есть только одна догадка. Наш герой так и не смог признаться самому себе, что вся его жизнь была под гиперпротекцией близких и родных людей. Он, при всем своем материальном богатстве и физической силе, так и не смог создать свое жизненное пространство, где его Я смогло бы быть собой с его маленькими радостями.

Конец ознакомительного фрагмента.