Вы здесь

Записки молодого актера. Из жизни провинциального театра. Записки молодого актера (Павел Лаговский)

© Павел Лаговский, 2017


ISBN 978-5-4485-6107-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


Добрый читатель. Ты держишь в своих руках очередную безделицу, по прочтении коей можешь с полным правом считать себя почитателем сей книги, то есть человеком – почитавшим её. От всей души желаю тебе не читать книгу до конца. Прочитав же, сразу забыть её содержание и сдать в макулатуру. Потому что в этой книге не написано ничего нового. Здесь присутствуют только заурядные мысли, заурядные стишки и прочая ерунда, касаемая неловких творческих опытов молодого актера, которому когда-то давно хотелось поведать свое, как ему казалось, оригинальное отношение к миру театра.

Но ничто не вечно под луной. С тех пор многое изменилось. Изменился и сам автор. Нет, он не перестал считать себя молодым актером. По своей глупости и ко всему прочему решил он однажды попробовать свои силы на режиссерском поприще. Связанная с этим вполне предсказуемым шагом творческая мутация перевернула мозги автора на триста шестьдесят градусов, отчего произошло естественное смещение точки восприятия окружающей реальности.

Вышенаписаное не является отречением от содержания сей книженции. По вполне понятным причинам теперь автор имеет несколько иной взгляд на творчество в целом, также на отдельные его проявления. Несмотря ни на что автор не желает, чтобы труд его давних бессонных ночей канул в веках, пропав у кота под хвостом. Рукописи не горят.

Да здравствует «нетленка»!

Вива! Ура! Хайль! Аве! Алоха! Банзай!

Автор

Записки молодого актера

«В конце концов, из всего, что мы изучаем,

мы усваиваем то, что применяем на практике».

В. Гете

Le theatre est mort!

Vive le theatre!

Все вошедшие в этот раздел размышления адресованы, в первую очередь, самому себе и являются типичными заметками на полях старых актерских ролей.

У многих людей может быть своя точка зрения на все, что здесь написано. В любом случае, размышления эти являются для меня Истиной и касаются всего важного для меня на Театре. Театр же для меня – это поиск самой Истины.


1. Мы всю жизнь носим маски. Мы меняем их, даже не замечая этого. Если спросить человека, каково его настоящее лицо, он, скорее, слукавит, или уйдет от ответа. А в действительности кто может знать свою истинную Сущность? Кто может распознать свою Истину и отличит её от Химеры?


2. Больше успеешь, меньше останется. / Двусмыслик /


3. Халтура провинциального актера – это определенное время публичного позора за заранее обговоренную сумму.


4. Человек щедро наделен природой способностью создавать иллюзии. Иллюзия – это все, что придумано человеком, все, что идет от головы. Следовательно ли, что Истина – иллюзия, мираж…? А как же право выбора?


5. НЕ СПИ!!! – ПРОСНЕШЬСЯ…


6. Фактически всех людей по тем, или иным признакам можно разделить всего на две категории. Это – «Плохие» и «Хорошие». Но среди них часто встречаются плохие «Хорошие» и хорошие «Плохие».

Вывод: Делить людей на эти две категории просто невозможно.


7. Хороший актер не принадлежит времени. Хороший актер – безвременный и всевременной.


8. Когда в тебе видят Шута – будь им. Когда в тебе видят Гения – будь им. Когда в тебе видят Дурака – будь и им, не стесняйся. Под любой личиной ты остаешься самим собой. Люди же видят в тебе лишь то, что хотят видеть. Зачем же их разочаровывать?

Все попытки переубеждения обречены. Но если твоя душа многогранна, этого не скроешь и за личиной Дурака.


9. Только мы одни сами создаем себе проблемы.


10. Есть три необъяснимые, непонятные вещи – это Жизнь, Смерть и Любовь. Только они определяют для меня цель и смысл любого искусства.


11. Бить можно научиться. Сносить удары – нет.

Но слабость человека нередко оборачивается силой.


12. Истина.

Ты – Истина. Я – Истина. Мы все – Истина.

Почему же всегда кто-то навязывает окружающим свою Истину? Неужели это неправильно? Любое государство, общество не смогут существовать, не имея общих интересов, мыслей, взглядов – общих Истин. Значит, Истина непостоянна, как и само общество, сам человек?

Несмотря ни на что, единственная истинная Истина – ТЫ САМ! И пусть она непостоянна, как и сам человек.


13. Герой.

У каждого в жизни наступает момент, когда за кого-то, за идею, за цель, за любовь требуется жертва от самого себя. Это проявление истинного героизма.


14. Лжегерой.

Тот, кто жертвует окружающими во имя цели, идеи и даже любви. Высшая форма трусости.


15. Красота.

Красота может быть только Божьим даром. Почему же людей так прельщает порочная красота? И как часто у людей возникает желание опорочить красоту? Присвоить, подогнать под себя?

Настоящая красота гармонии духа и плоти – божественный дар всем познавшим.


16. Грех.

Грешить – значит получать удовольствие. Но за любое удовольствие нужно платить. Вот мы и платим всю жизнь за свои грехи, но все равно в долгах.


Покажите мне человека, который скажет, что от жизни он получил все сполна. Что он доволен своей жизнью и больше ему ничего не нужно. Таким человеком может быть разве что глубокий старец, лежащий на смертном одре. Но не больше ли в его словах покаяния сожалений об однажды не исполненном?


17. От пророка до лжепророка четверть половины шага.


18. Часто в своей жизни мы сталкиваемся с мыслью, что все это с нами уже было. И если не с нами, то с окружающими нас. Такое ощущение, что жизнь с самого рождения проходит по какому-то замкнутому кругу. Причем путь этот навязан и очень хочется с него свернуть, но…

Общество выработало огромную, громоздкую систему ценностей и стереотипов, которые довлеют над личностью, и это в значительной степени негативно влияет на Культуру, уничтожая творческое начало в человеке.


Культура против Цивилизации?

Искусство против Культуры?

Творение против Искусства?


С волками жить, по-волчьи выть? Или бороться за свободу своего творчества от догм и стереотипов?


19. Режиссер.


Настоящий, с большой буквы, Режиссер бывает Гением, бывает Мессией, бывает и Тираном…

Он может привнести с собой космос, новые цели, идеологию, интриги, раскрыть глубинную суть жизни человеческого духа или иными словами – возродить у окружающих страсть к творчество.

Но в болоте не может быть творчества. Все, что ни пробуй, выйдет болотное творчество…


Типы режиссеров:


Режиссер – Художник.

Работая с ним, чувствуешь себя, по меньшей мере, соавтором. Создателем главной для тебя части будущего спектакля, автором своей роли. Это обогащает тебя, стимулирует твое творческое развитие. Но, к сожалению, это один из самых редких режиссерских видов, встречаемых в природе.


Режиссер – Тиран.

Работать с ним интересно, но всегда нужно быть на стрёме. Этот режиссер культивирует в своем творчестве атмосферу «культа личности», искореняя всех неугодных и подозревая всех оставшихся в измене. Основные девизы: «Я – Гений», «Я вас научу, как надо играть», и «Что бы вы делали без меня». Удобен для сильных актеров, а также для вхожих в окружение. Именно они и только они способны существовать в этой опасной среде интриг и заговоров. Остальным Se La Vie.


Режиссер – ремесленник.

Самый распространенный режиссерский тип. Слов много, а на деле все стандартно и стереотипно. Удобен для средних и ленивых актеров, коих довольно много. Эта среда не терпит выскочек. Работая с таким режиссером, ничего, кроме «хорошей школы», не приобретешь.


Псевдорежиссер – без комментариев.


20. Человек рожден ещё и для того, чтобы что-то сотворить, создать, придумать. В каждом из нас находится некоторое количество энергии, которая требует творческой реализации. Если её вовремя не использовать, не тратить, то каналы забиваются.

Когда же клапан полностью закрыт, человек не может реализовать себя. Не может найти, определить цель самовыражения. Наступает кризис. От перенакопления энергии происходит саморазрушение человека, как личности.

А еще в нашей жизни мы часто сталкиваемся с невостребованностью. Но это немного другое, хотя не менее опасное явление нашей творческой жизни.


21. В двадцатом веке Театр окончательно формирует облик Антигероя / Лжегероя.

Преобладание женского начала, лживость, лицемерие, эволюция через пошлость в некую одаренную загадочность, «продвинутость». Многие человеческие ценности подверглись всеобщей глобальной инфляции. Все это, несомненно, нашло свое отражение в обще творческом состоянии. А Культура, как известно – отраженное состояние общества.

Искусство двадцать первого века, скорее всего, будет продолжать библейское противостояние Добра и Зла. Хотя с более завидным перевесом Лжегероя, часто искусно замаскированного под образ «истинного» Героя. Противостоять этому дано не каждой творческой единице. Более того, это равно самоубийству.


22. Театр не бывает бесполым, но бывает беспомощным. Театр не может быть извращенным. Конечно, если это действительно – Театр.


23. Господь Бог создал нас по своему образу и подобию. Значит, он сотворил и из нас создателей. Не разрушайте. Не разрушайте особенно то, что не вы строили.


24. Предела совершенству нет, как нет и предела падению.


У каждого есть свой Вифлеем.

У каждого есть шанс стать Иудой.

Но не у каждого из нас есть своя Голгофа.


25. Жизнь – палка о двух концах.

Смерть – палка о двух началах?


26. Вначале было не слово, вначале был звук.

Звук открываемого занавеса… А может быть звук предвкушения – шорох за кулисами?


27. Театр, это Иллюзия.

Как все сиюминутное, тонкое, бестелесное, это не машина для ксерокопирования.


28. Театр подсознателен и потусторонен. Вернее он таким должен быть.


29. У каждого из нас – актеров и зрителей, свое восприятие Театра.

Зрителями являются все находящиеся вокруг сцены, включая работников театра. Их восприятие происходящего скорее заимствовано и навязано. Их Театр стереотипен.

Актеры, в отличие от зрителей, являются участниками реального действа. Их Театр должен быть осознан и сформирован. Это единоличная, индивидуальная творческая предпосылка, которую может подавить более сильное режиссерское мировоззрение. Не предавайте свой Театр.


30. Зависть.

На Театре завидуют все. Особенно чужим творческим успехам. Это профессиональное «злокачество». Малые дозы здоровой зависти способны приносить пользу, однако избыток зависти приводит к себяжалению, а это в свою очередь сказывается на творческой потенции.

И все потому, что мы всегда завидуем тому, чего сами не умеем.


31. Приходит время и умирает еще один спектакль. Чаще всего он уходит как человек, не прощаясь и оставляя о себе лишь память.

Иллюзии…

Мы продаем иллюзии.


32. Об актерских кастах и видах актеров репертуарного театра:


Театральный рвач.

Как правило, малочисленная высшая каста. Вследствие своего ведущего и особого положения в труппе, организаторы интриг и лидеры театрального экстремизма.

Обитатели этой касты – выслуженные артисты и некоторые репертуарные актеры. Одним словом, все места заняты.


Театральный тусовщик.

Самая многочисленная каста, ассоциирующая себя с представителями «театральной богемы». Главная область поражения – молодежь. На сцене особыми успехами не блещут, предпочитая ей, сцене, закулисную возню. Собиратели и отличные рассказчики театральных баек из жизни касты рвачей. Основное место обитания – курилка.


Театральный бомж.

Человек, уничтоживший в себе все мирское. Падший ангел, заглушающий в себе остатки невыраженной творческой энергии. Представители этой касты часто слывут за театральных дурачков. Их редко воспринимают серьезно, потому что репертуарный театр – штука публичная, массовая и часто стадная. Причем обитателем этого театрального подземелья может стать представитель любой другой касты.


Актер.

В репертуарном театре в чистом виде не существует.


33. Виды выживших из ума и отживающих свой век форм спектакля репертуарного театра:


Спектакль ералаш.

Буйство не связанных между собой фантазий. Категория условная, к театру отношения не имеющая. Категория – обман. Фишечки ради фишечек.


Классический репертуарный спектакль.

Дремуче – провинциальное постсоветское наследие с маниакальным идолопоклонничеством в адрес уважаемого всеми К. С. Станиславского. Все, что ни берут в работу (трагедию, драму, комедию) на выходе получается мелодрама в стиле – мы не покажем, а расскажем. Главное, выучить текст. Слова, слова, слова.…


Спектакль клип.

Полная противоположность репертуарному спектаклю. Явление, пришедшее с запада. Симбиоз музыки, пластики, образов. Спектакль зрелище. Спектакль – шоу, где прямое общение героев имеет второстепенное значение.


Авторский спектакль.

Поиск своего Театра. Эксперимент. В девяноста девяти случаях изобретение велосипеда. Но уж лучше изобретать новые велосипеды, чем кататься на чужих ржавых.


34. Не стать Театру посторонним. Театр – живой организм и под его изменения приходится подстраиваться. Любой актер, даже семи пядей во лбу, может стать ненужным, вчерашним. Любые театральные звания и регалии не даются за прошлые успехи. Это аванс на будущее. Вперед и только вперед!


35. Каждая новая роль отторгает весь предыдущий сценический опыт. Все нужно начинать с нуля. Этому есть причины, нельзя перетаскивать из спектакля в спектакль одни и те же пристройки и навыки.

Синтетика современного актера включает в себя все, что может быть полезным в профессии. Другими словами, современный актер должен быть готов выполнить любую самую фантастическую и сумасшедшую задачу режиссера.


36. Да, спектакль в целом это, конечно же, больше детище режиссера. И все законы, созданные режиссером в спектакле, обязательны для актерского исполнения. Даже несмотря на то, что результатом может стать неудача и полный провал.

Очень часто приходится наступать на самое святое в актерской профессии. Очень часто мы сталкиваемся с такой «режиссурой», которая не в состоянии ничего дать актеру. Более того такая «режиссура» способна полностью уничтожить актерский организм. Нужно ли оставаться марионеткой в чужих, не всегда умелых руках?

Главное остаться самим собой.