Глава 2. Требования, которые мешают найти хорошую няню
Чтобы найти хорошую няню, нужно чётко представлять, по каким критериям её оценивать и каким требованиям она должна соответствовать. И здесь важно не перегнуть палку: если требований будет слишком много или они будут настолько строгими, что будут существенно ограничивать круг кандидаток, то вероятность найти хорошую няню хотя бы в течение месяца будет невелика. Чтобы составить собственное мнение о необходимости и оправданности того или иного требования к няне, независимо от мнения менеджеров Агентства и знакомых, не помешает всесторонне рассмотреть каждое из них и постараться избежать предвзятости.
Заграничная няня
Стоит ли рассматривать заграничных кандидаток на нянь? Рассматривать стоит, и очень тщательно, чтобы не упустить ни плюсы, ни минусы.
У приезжих нянь два плюса. Главный из них – мотивация!
«В жизни моего кошмарного сына, – рассказывает одна из родительниц, – был момент, когда этот человечище, двух с половиной лет, решил: «Хватит нянь, хочу быть с бабушкой!» – и выгонял всех, кого мы приводили. Целый месяц мы с мужем прожили в аду: сколько ни объясняли нашему «чудовищу», что бабушка болеет, сколько ни уговаривали быть хорошим, он, всё равно, встречал каждую очередную кандидатку словами: «Пошла вон!!!», что, собственно, няни и делали, гордо подняв голову. Мы отчаянно пытались их удержать: «Ну, Вы же взрослая и умная, а он маленький и глупый, нельзя обижаться на ребёнка, ну потерпите чуть-чуть, ведь воспитывать детей – Ваша профессия!» Как об стенку горох!
Мы были на грани, когда в агентстве, наконец, смекнули и… вместо местных, прислали молдаванку.
Бинго! Через три дня в доме воцарился мир. Разгадка простая: у приезжей няни выше мотивация. Ей надо выжить, а местной няне – помочь дочери построить баню на даче».
Второй плюс заграничных нянь – скромные запросы по оплате и по условиям, потому как величина запросов прямо пропорциональна срокам поиска работы, а каждый день проживания в Москве опустошает кошелёк с космической скоростью.
Минусов у зарубежных нянь несколько, и самый жирный из них – в необходимости каждые три месяца заниматься оформлением документов не проживание в России. Большинство нянь решают эту проблему, не выезжая на Родину, но всякое может случиться, и нет никакой гарантии, что проблемы няни не создадут проблем Вам.
Ещё один существенный минус иностранок в том, что многие из них говорят с акцентом, да и манеры, и стиль поведения няни нерусской национальности имеют некоторые особенности, что не может не сказаться на ребёнке, который копирует все черты своего окружения. Очень показателен в этом отношении описанный выше случай с девочкой, освоившей диалект Тохоку, когда она ещё не умела говорить. Он наглядно показывает, что влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.
Так что, лучше не стоит игнорировать наличие акцента, неправильную русскую речь или слишком колоритную нерусскую манеру поведения зарубежной няни в погоне за экономией, чтобы не пришлось платить дважды: няне – сейчас и логопеду – в дальнейшем (манеры и стиль поведения исправить тоже очень сложно).
Опять же, боязнь потерять работу у зарубежной няни гораздо сильнее, чем у россиянки, даже иногородней, и это не прибавляет ей твердости в голосе, и смелости отказаться от дополнительных обязанностей по дому. В итоге, очень скоро няня превращается в домработницу, присматривающую за детьми, что обязательно сказывается на её педагогическом авторитете в глазах ребёнка (если он, конечно, не младенец): ребёнок постоянно пытается «сесть ей на голову».
Лучше не стоит игнорировать наличие акцента, неправильную русскую речь или слишком колоритную нерусскую манеру поведения зарубежной няни в погоне за экономией, чтобы не пришлось платить дважды: няне – сейчас и логопеду – в дальнейшем (манеры и стиль поведения исправить тоже очень сложно)
Многие родители предпочитают россиянок, как минимум, а лучше москвичек всем остальным няням из-за того, что их проще призвать к ответу в случае нечестности или непорядочности, а приезжая в любой момент может скрыться в неизвестном направлении. По правде говоря, если уж няня окажется аферисткой, то и московская прописка не помешает ей скрыться от Вас в неизвестном направлении. Заграничной сделать это, конечно, проще, но, всё же, аферисток – единицы, а достойных заграничных нянь, приезжающих в Россию честно зарабатывать себе на жизнь – абсолютное большинство.
Так что, российская прописка – не самое важное «качество» няни, не стоит преувеличивать её значение.
Рекомендательные письма
Во многих московских агентствах без рекомендательных писем даже не дают заполнять анкету. Где-нибудь в Америке это послужило бы препятствием для тех, у кого их нет. Но только не в России. Ну что стоит сочинить себе рекомендательное письмо, позвонить подруге, предупредить, что ей могут позвонить с расспросами, и сказать, что ей надо отвечать? Тем более что «опыт работы», указываемый в анкете, уже сочинён, да с таким блеском, что в агентстве ничего даже не заподозрили. Увы, в агентствах только делают вид, что не знают о таких методах выживания, и даже рады такой сметливости и активности новичков. А вот новички-родители могут легко попасться на этот несложный трюк и продолжать считать, что наличие рекомендательного письма служит гарантией «качества» няни.
С нянями без опыта всё ясно, но почему же хорошие няни с реальным опытом обычно не имеют подлинных рекомендаций? Судите сами: какую причину своего увольнения может придумать няня, недовольная отношением к себе родителей или размером оплаты, чтобы не высказывать истинных претензий, и чтобы ей поверили (для выяснения отношений у няни и родителей слишком разные «весовые категории»)? Например, болезнь. Но тогда зачем ей рекомендации, ведь «её состояние здоровья не позволяет ей работать няней»?
Может быть, кто-то и находит удобный предлог, но большинство предпочитает сослаться на плохое самочувствие, чтобы не было лишних вопросов, и уходят без рекомендаций.
В общем, подлинные рекомендательные письма, на самом деле, большая редкость, а их наличие должно вызывать у родителей серьёзные опасения, потому что обычно такие письма с удовольствием дают тем, от кого хотят избавиться. И это не домысел, а факт.
Если родители не довольны няней, и она, поняв это, добровольно увольняется, то они вполне могут согласиться написать рекомендательное письмо, чтобы компенсировать ей «моральный ущерб».
«Когда я поняла, что родители ребёнка мной не довольны, я сразу же сказала, что увольняюсь и «в наглую» попросила рекомендательное письмо, хотя прекрасно понимала, что их недовольство моей работой вполне заслужено. Они без вопросов согласились и так меня там чудесно расписали, что я себя не узнала. На новое место я устроилась быстро, но продержаться долго опять не смогла: я ведь тогда была так заморочена проблемами со своим сыном, что вокруг себя ничего не замечала. Пришлось на время пойти торговать, пока с сыном всё не наладилось», – поделилась своим прошлым одна из нянь.
Это только один из вариантов. А бывает и такое.
«Как-то раз у нас в нянях была очень пожилая женщина, – рассказывает мама Даши, шести лет, – время от времени она говорила, чтобы домработница назавтра не приходила: она сама сделает уборку. А спустя недели две мы стали замечать какие-то непонятные вещи: крупу, насыпанную на полу по углам, иголки в обоях над дверями и под окнами. Когда мы поняли, чьих это рук дело, стали думать, как избавиться от опасной старухи, чтобы её не разозлить. Сказали, что собираемся уехать жить за границу и будем искать няню, согласную на переезд. Деваться ей было некуда, но она потребовала дать ей рекомендации. Я прекрасно осознавала, что давать ей их нельзя, но я жутко боялась её мести, поэтому написала. Вскоре мне позвонил папа ребёнка, куда устраивалась эта няня, и я опять не решилась сказать правду. А через месяц он позвонил мне снова и высказал всё, что обо мне думает».
Правда, иногда, няню меняют в силу возраста ребёнка, когда подход к его воспитанию должен кардинально меняется: в три года, пять и семь лет. Это очень разумно, если квалификация няни перестаёт соответствовать требованиям возраста. И в этом случае рекомендациям родителей стоит доверять. Но, как Вы догадываетесь, нянь, которые проработали с одним ребёнком несколько лет, не так много, а нянь с рекомендациями полно. А как узнать истинную причину увольнения няни и истинный мотив написания рекомендаций?! Никак! Никто Вам в обмане не признается!
Так что, уважаемые родители, решайте сами, стоит ли судить о няне по наличию рекомендаций, или нет.
Педагогический стаж – плюсы и минусы
Среди родителей глубоко укоренилось убеждение, что няня или гувернантка обязательно должна иметь педагогическое образование, как минимум, или, плюс к этому, стаж работы в школе или дошкольном учреждении. Такие родители даже не догадываются, что они имеют максимальные шансы нанять няню, у которой дети вызывают раздражение, как минимум, или с психической патологией.
Хочу напомнить, что профессиональное психологическое тестирование кандидаток на нянь в течение полутора лет в кадровом агентстве, где мне довелось работать психологом, выявило у бывших педагогов и воспитателей повышенную агрессивность и резко негативное отношение к детям (подсознательное и, даже плохо скрываемое, сознательное). Это не секрет для самих педагогов, как не секрет и проблемы с психическим здоровьем представителей их профессии. «В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой», – пишет педагог-психолог центра психолого-медико-социального сопровождения И. Б. Зеленова – автор программы «Сохранение психического здоровья педагогов».
Профессиональное психологическое тестирование кандидаток на нянь в течение полутора лет выявило у бывших педагогов и воспитателей повышенную агрессивность и резко негативное отношение к детям (подсознательное и, даже плохо скрываемое, сознательное)
«Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких, требующих огромных интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержки, оказаться непрофессионалом, страх перед контролем, и прочие. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. В результате, личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам».[12]
Всё это приводит к таким закономерным последствиям, как развитие акцентуаций характера. Исследованием профессиональных деформаций педагога занимались такие известные российские психологи, как профессор Р. М. Грановская, автор психологической концепции профессионализма А. К. Маркова, доктор психологических наук, профессор Л. М. Митина и др. Они пришли к выводу, что «профессиональная деятельность педагога неизбежно сопровождается изменениями в структуре, деформированностью его личности. Изменения, происходящие в личности, схожи с изменениями, происходящими при акцентуациях. У педагогов профессиональные деформации черт характера включают: авторитарность; доминантность[13]; властность; бескомпромиссность; суровость; педагогическую агрессию; индифферентность[14]. Эти профессиональные изменения негативны и рассматриваются как профессиональные акцентуации черт характера педагога. Акцентуированность личности педагога может определяться наличием десяти различных типов акцентуаций».[15]
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой
Как видите, у педагогов со стажем фактически нет шансов избежать последствий их профессиональной деятельности. И хотя их практические знания детской психологии и бесценный опыт обучения и воспитания детей очень привлекают молодых родителей, важно понимать, что за все эти преимущества нянь-педагогов придётся платить не только деньгами, но и нервами, и психическим здоровьем своего ребёнка.
Няня – медик
Некоторые молодые мамы убеждены, что для новорождённого ребёнка, до года минимум, ежедневный массаж жизненно необходим, поэтому в няни нужно брать только медика, который, к тому же, умеет делать уколы и другие медицинские процедуры. Увы, по многочисленным исследованиям российских и зарубежных учёных, ребёнку от рождения и до трёх лет жизненно необходим не массаж, а постоянное присутствие рядом любящего его человека, доброго, нежного, преданного и надёжного, рядом с которым он будет чувствовать себя всегда защищенным и сможет полностью сосредоточиться на освоении нашего мира. Это не обязательно должна быть биологическая мама ребёнка, но обязательно человек, готовый её заменить, причём, не менее чем на первые три года.
Искать такую няню только среди медиков придётся очень долго. И вот почему.
В любом агентстве на любую вакансию стараются пригласить как можно больше кандидатов, чтобы у родителей был большой выбор. Обычно на собеседование приглашают от шести до двенадцати нянь, среди которых родители выбирают одну или несколько на пробные дни. Но если родители особыми требованиями к няне (например, обязательным наличием медицинского образования) сужают круг потенциальных кандидатов, то им приходится выбирать уже не из шести-двенадцати, а из двух-трёх кандидаток. И эти кандидатки прекрасно понимают, что ради их профессиональных знаний и умений родители на многое готовы закрыть глаза, в том числе на отсутствие опыта и знаний возрастных особенностей психологии ребёнка до трёх лет. Родители обычно так и делают, получая в награду спокойствие относительно физического здоровья малыша.
Об остальных сторонах развития ребёнка они начинают задумываться ближе к первому дню рождения своего наследника. А происходит это потому, что мама и папа с удивлением замечают, что их сокровище безнадёжно избаловано, хотя и говорить-то ещё не умеет. Некоторые, не в силах поверить в это и признать свою ошибку в выборе няни, продолжают закрывать глаза на полное отсутствие у няни-медика знаний и опыта воспитания таких маленьких детей. «Она ведь своих детей воспитывала, значит, знает, и опыт есть…». Всё верно, она знает, как воспитывала своих детей, но не знает, как нужно воспитывать чужих, тех, у которых другой характер и другие родители. Чтобы это знать, нужно этому учиться, и не только теоретически, но и практически. Профессия же медика не имеет к воспитанию детей никакого отношения, и ждать от медработника правильного воспитательного подхода к ребёнку не приходится. В любом агентстве подтвердят, что от нянь-медиков большинство родителей избавляются уже через год, увидев, что воспитание крохи уже безнадёжно запущено.
Конец ознакомительного фрагмента.