Вы здесь

Записка из зала. Встреча вторая (Терентiй Травнiкъ)

Встреча вторая

ВОПРОС: Терентий, в одной из ваших статей вы кратко коснулись темы неразделенной любви. Хотелось бы услышать более подробные ваши рассуждения на эту тему.

Терентий: Неразделенная любовь явление очень непростое, но довольно распространенное. Такое состояние вызывает в душе страдания, человек мучается, а порой пускается, что называется, во все тяжкие, пытаясь заполучить то должное тепло и внимание, коим, как ему кажется, он тоже должен обладать. Неразделенные чувства, но не любовь, так мне хотелось бы назвать эту проблему, имеют свойство пробуждать душу, пробуждать к духовной жизни. Это очень непростое испытание, испытание на правильный выбор. Либо душа проснется и сделает шаг к Богу, и тогда эти чувства перерастут в жертвенность, либо душа продолжит свой сон, и тогда всё это обернется страстями. В первом случае прогноз благоприятный: человек смиряется с ситуацией, желает тому, к кому обращено его сердце, всего самого наилучшего и, таким образом, постепенно обретает мир в душе. Проходит время, и Господь обязательно посылает такому человеку утешение, может, и в виде возникновения взаимных чувств. Если берет верх «эго», то последствия могут иметь неблагоприятный сценарий, который окончательно запутает человека и бросит его в мир собственного одиночества, направит путями обиды, зависти и злобы.

По моему разумению, неразделенной любви не бывает. Бывают неразделенные чувства, направленные к одному человеку, они нередко перерастают в любовь, но обычно уже к другому человеку, и, как правило, в любовь взаимную. Но это, опять же, происходит при правильном понимании того, что произошло. Как ни говорите, но такие чувства – это шанс духовно вырасти. Неразделенность попускается Богом именно с этой целью: чтобы человек возрос к подлинной любви. По моим наблюдениям, неразделенное чувство приходит, как правило, к людям властным, гордым, подозрительным и завистливым. И все это только для смирения.


ВОПРОС: Как вы считаете, Терентий, правильно ли называть детство беззаботным? Это определение прочно приклеилось к слову «детство», но мне видится неверным и даже опасным: оно, на мой взгляд, может способствовать легкому отношению к внутреннему миру ребенка и его проблемам. И помнится, что в детстве я была уверена, что взрослым живется и легче, и проще, чем нам, детям.

Терентий: Да, всё верно, Лена, и подобное утверждение требует доосмысления. Детство как беззаботное описано взрослыми, и оно, в основном, таковым и является, но только с их, взрослых, точки зрения. Мир детства полон забот, и для своего уровня, я бы сказал, весьма и весьма серьезных. Более того, он, этот мир, в какой-то степени даже более опасен, чем мир взрослых. Но здесь я позволю себе уточнить. По моим наблюдениям и расчетам, детство имеет определенные временные рамки, в которых оно действительно чаще всего радостное, полное сил и беззаботности, и нарушить этот баланс в ребенке могут только сами взрослые. Это время начальной школы и еще пары лет после нее. Всего пять лет – с семи до двенадцати годков. Это время, когда Господь не просто посещает детскую душу, но пребывает в ней постоянно и вдохновляет её. Дети, в большинстве своем, в это время суть ангелы. С отрочества же начинается драма, она-то, как правило, и запоминается нами, как не лучшее для нас время жизни.

Что касается правильного отношения к внутреннему миру ребенка, то оно зиждется на решении собственных проблем и на создании вокруг ребенка благополучной, доброй среды, полной любви. Надо следить только за своей, а не за его жизнью, и больше ничего и не нужно в этот период. В подростковом периоде все решается по необходимости, но воспитывать уже поздно. Все воспитание должно уложиться в эти самые пять лет жизни ребенка – с пяти до двенадцати лет, а если учесть, что в это время год идет за три, то это не так уж и мало.


ВОПРОС: Однажды я пожаловалась приятельнице: время мое летит: недели, едва начавшись, заканчиваются. Ответила она неожиданно: «Да ты счастливый человек. Гораздо хуже, когда время тянется, когда не знаешь, куда себя деть». Выходит, если человек одинок и несчастен – время его не очень-то и лечит?

Терентий: Время лечит всегда. Это самое безупречное лекарство. Здесь, опять же, как говорится, только дело времени. Что касается того, бежит ли оно или же тянется, то этими вопросами в пространстве нашего внутреннего мира занимается отдел, который отвечает за осознанность. При высоком уровне осознанности время не бежит и не медлит, оно, как я часто говорю, «успевается», т.е. идет секунда в секунду, и вы все, что нужно и полезно вам, успеваете делать. При этом у вас нет спешки, суеты, ваше сознание находится в единении с вашей душой, и они, в свою очередь, согласуются с волей Божией. Подобное триединство сознания, души и воли Господней и есть осознанность или, как ещё говорят духовная жизнь. Человек, живущий духовной жизнью, ориентирован прежде всего на осознанность и собственную внимательность. Иногда это называется еще и чуткостью, отзывчивостью, ответственностью. Человек делает все вовремя и не опаздывает. Кстати, опоздание совсем не безобидное явление, а показатель неразвитости души, причем основательной. Когда же человек скучает, томится, то время, действительно, тянется. Причина тому одна – он не нашел себя в жизни. Конечно же, сознание такого человека спит, просто спит. У торопыг же и несобранных оно не спит, но ещё не оформлено: дух Божий пока не исполнил в таковых своего предназначения. Надо проявить усидчивость и собранность в работе над своею душой.


ВОПРОС: Почему-то люди очень часто стали употреблять слово «предательство». И чуть ли не в каждом интервью знаменитости говорят о том, что не могут его простить. Похоже, предательством в наше время стали считать более простые вещи, чем вероломство или измена… Кто-то не помог, как ожидалось, другой забыл про обещания: все, предатели! По-моему, это печально. А вы как думаете, Терентий?

Терентий: По-настоящему предательство крайне редкое явление в жизни, можно сказать, почти разовое, и, слава Богу, что это так. То, что вы привели в пример, это, конечно же, не предательство, а неосознанность. Здесь, действительно, не ведают, что творят, а точнее, что говорят. Предательство же – это всегда выбор, причем осознанный, да при этом еще и в сторону зла и разрушения. В этом-то и вся трагедия предающего – в его выборе. У предательства только одно лечение – раскаяние с последующим стяжанием покаяния. По сути, предательство есть недержание слова, данного сердцем, то есть данного при свидетельстве Божием. Это некое нарушение клятвы. Понимая серьезность этого, Христос и призывает не клясться вовсе, а пользоваться свидетелями. Всё дело в том, что клятва это особое закрепление данного слова в нашем сердце, нарушение которого приводит к изменению духовной структуры с тенденцией к разрушению. На этом и основано предательство – на погублении собственной души. Спасать её придется доверить только любви. Считать же предательством всякое иное поведение, подобное тому, что упомянуто в вашем вопросе, не считаю верным. Здесь вы правы, Лена, и во многом причина этого в неправильном понимании значения того или иного слова. Те, кто распинал Христа, не предали Его, но творили это по неведению, и Христос просил Отца своего простить их. Предал Иуда и, как ни странно, Петр. И здесь мы видим два пути выхода из этой беды. Первый удавился, а второй не просто раскаялся, но принял в дальнейшем на себя все тяготы служения апостольского, пострадал и был распят.


ВОПРОС: Хочу вам задать вопрос, Терентий, ответ на который, пожалуй, есть у каждого человека. Очень легко объяснить ленью привычку откладывать дела, даже те, что не являются тягостными, на потом и постоянно жить в режиме «с понедельника возьмусь». Но что-то мне подсказывает: вы, Терентий, знаете неведомые многим людям причины и нюансы такого поведения.

Терентий: Спасибо, Лена, за такое благосклонное отношение к моему опыту и знаниям. Что же касается лени, то здесь все далеко не так просто. Лень хитра, коварна и совсем не проста. Будучи мощным орудием врага рода человеческого, она ищет возможности и проявить себя, и укорениться. Для этого, конечно же, нужны условия. Лень борет и трудников, и энтузиастов. Простое же неделание или же откладывание дел на потом нельзя объяснять ленью вообще. Здесь все гораздо серьезнее, и даже лень этому не оправдание. Дела откладываются там, где они либо вообще не ваши, что называется, не лежит к ним душа, либо вы ещё не готовы к их выполнению, просто не развились в этом направлении. Лень же есть духовный недуг. При ней происходит борение внутреннее, когда душу вашу склоняют к неделанию того, к чему вы призваны. Лень пользуется и вашим томлением, и праздностью ума, и сомнениями, и страхом, и физическим недомоганием. Её задача одна украсть у вас время. Лень понимает, что вы все равно вернетесь к начатом делу, но время при этом потеряете. Этого для нее более, чем достаточно.

Теперь о врачевании лени. Лень лечится только волей. И если вы ссылаетесь на лень, и это действительно так, то, прежде всего, следует заняться гармонизацией собственной воли и причину искать только в ней. В большинстве своем «тянуть резину» все-таки свойственно людям неосознанным, слаборазвитым и не нашедшим себя в этой жизни. Иногда к этому приводят их собственная физическая дисгармония, неумение жить плавно и размеренно. Такие люди долго собираются, а потом самозабвенно что-то делают и, в конце концов, опять падают без сил до следующего рывка. Это такие порывы, которые можно наблюдать перед праздниками, днями рождения и так далее. Так ведут себя именно неразвитые люди – устраивают субботники. Развитость подразумевает ежедневную небольшую уборку, а не что-то похожее на переезд или же капитальный ремонт. Увы, но даже мотивация здесь не всегда помогает. Неосознанность есть неосознанность. В таких случаях верным будет простое принятие неразвитых людей такими, какими они являются. Не следует заставлять их делать то, к чему у них нет ни сил, ни желаний, ни знаний, ни чутья. Как только они обретут то, к чему призваны, уверяю вас, они изменятся. Увы, но нередко за ленивым учеником скрывается его абсолютное равнодушие к предмету, за ленивыми мужем или женой их нелюбовь друг к другу, за ленивым коллегой или партнером его неинтерес к делу. Это очень непростая проблема в отношениях между людьми, часто приводящая к конфликтам. Именно поэтому я и призываю всегда будить и иметь любовь в своем сердце. Любовь и терпит, и покрывает, и помогает в таких случаях. Если вы терпите чью-то лень, и у вас нет к этому человеку никакой корысти, то вы просто любите этого человека, вот и всё. То же самое можно сказать и о тех, кто подобным образом относится и к вам.


ВОПРОС: А ведь бывает и так, что человек недооценивает ту любовь, что есть в его душе. Рвет отношения, а потом вдруг начинает понимать, насколько они были дороги. Или с горечью осознает свою любовь, когда потеряет ее. Почему это случается, Терентий?

Терентий: Да, бывает, но опять же, если это касается страсти. Да-да, только страсти, но никак не любви. Страсть очень причудлива и может принимать самые разные формы, и бывает, что в своих модуляциях она очень похожа на любовь. Она-то и рвет, и теряет, и сожалеет. Задача страсти – измотать всякую душу, довести её до изнеможения, отчаяния, пустить во все тяжкие, оставить, в конце концов, в одиночестве, переживаниях, сожалении. Именно страсть пристращает человека к алкоголю, наркотикам, азартным играм, лишает его разума. Страсть это своеобразное, если так можно сказать, аутоиммунное заболевание души. Чем меньше степень зрелости души, тем сильнее разгорается в ней пламя страсти. Более того, страсть пленит, без нее душа томится, ей все не хватает в жизни чего-то яркого и выразительного. Это перец, соль и сахар на столе нашего бытия. Все мировое искусство – это виртуознейше написанные гимны различным страстям, в том числе и страсти любви. Страсть любви есть особый вид душевной горячки, когда человеку то плохо, то хорошо, то ему это подавай, то другое. А на самом деле душа его ищет покоя, стабильности, умиротворения, верности, надежности… Спросите об этом у тех, кто прошел через подобное, и, уверяю вас, они вам именно так и скажут. Все это означает, что человек ищет настоящей любви. И всё, что я только что перечислил, дается одной лишь любовью, но, увы, никак не страстью.

Страстные писатели и художники, артисты и кинорежиссеры, сами того не ведая, оставили человечеству слишком много эталонов рафинированной, высокоорганизованной страсти, назвав всё это любовью. По сути, они описали проявления в теле человека избытка или же недостатка тех или иных гормонов и влияние на личность среды обитания, искаженной бездуховностью. Не знаю, насколько велика в этом целительная сила искусства. Разве что если рассматривать ее в качестве примера, как нельзя жить. Гениальные романы Бальзака, Золя, Мопассана, Толстого, Лескова, Набокова не просто написаны, а выписаны виртуознейшей страстной техникой. Естественно, что они этот огонь и в душе читателя Далее человек переносит этот опыт на всю свою жизнь, даже не подозревая, что это совсем не любовь. Он и не будет задумываться об этом, просто выберет такую форму мучений и будет в ней пребывать.

А теперь о главном – о любви. Будет неправильно, если, отвечая на этот вопрос, я не обозначу самого важного, фундаментального отличия страсти от любви. Всё дело в том, что страсть по своей природе не жертвенна. В ней отсутствует та жертвенность, природа которой – духовна. Страсть просто до неё не доросла. Дух обусловлен обузданной страстью. И пока страсть бушует в человеке, дух немоществует, дух мятежен. Страстный художник предпочтет позволить своим героям заламывать руки, бить посуду, кидать к ногам сотни роз, пускать по ветру наследство и даже бросаться под поезд или же топиться, заодно прихватив с собою и соперницу, но не будет обуздывать в себе всего этого мятежного духа. Читатель или же зритель видят в этом любовь, точнее ему сказали, что это и есть любовь, а он поверил и, вполне естественно, принял это за модель поведения. Жить и страдать в огне страстей – это почти норма современного общества. Спокойное течение любви для мятежной души является чуждым. Такую любовь охваченная страстью душа назовет пресной, не вспомнив, что есть ещё и такое понятие: чистая любовь. Возвращаясь к вопросу, позволю себе утверждать, что любовь не прервется, не уйдет и не заставит о чем-то сожалеть. Это совершенно иное состояние человека, это подлинное торжество в нем Духа.


ВОПРОС: Существует еще одна проблема, из-за которой так часто страдают ромашки, теряя лепестки. Любит – не любит? Почему люди так часто страдают, сомневаясь в любви дорогого им человека? Почему мы порою не умеем проявлять свою любовь?

Терентий: Страдают подобными сомнениями не люди, а их уязвленное эго. Оно, эго, заранее не настроено на удачу, причем на ту, которая не соответствует его желаниям. Именно гипер-эго творит все эти «штучки». Само эго подконтрольно уму. Вместе они составляют единую систему выживания, но отстройка ее, калибровка, можно сказать, крайне тонка. Стоит только немного перекосить в желаниях, так ум сразу кидается в крайности, а там, постепенно, вырабатывается привычка трястись от того, что тебя не полюбят. А мы сами-то любим себя? Или только ждем этого от другого человека? Если мы сами не любим, тогда и не можем разглядеть его чувств. Нам будет все время казаться, что он чего-то не доделывает. И опять нарушается последовательность: возлюби Бога, потом себя, а затем – ближнего. Нам трудно любить себя, вот мы и ищем, на кого можно сесть и ножки еще свесить. Только все это не любовь.

Что касается неумения проявлять чувства, то здесь все несложно. Мы проявляем их ровно настолько, сколько нам дано. Неверно думать, что человек может быть неспособным проявить любовь. Не сможет сказать, так сделает. Любовь настоящая всегда выше наших заморочек. Видимо, еще порох сырой, вот и не получается. Надо приучать себя к познанию того, как нужно развиваться, чтобы все начало получаться. По какой-то причине мы думаем, что все умеем, но вот почему-то не получается. И опять же это уловка ума. Ум и есть наш искуситель. Его рационализм бывает крайне болезненным.


ВОПРОС: Давно, в юности, прочитала о том, что человек использует в своем земном бытии максимум 25 процентов своих возможностей. И, как показывает жизнь, таланты далеко не всегда реализуются. А ведь каждый талант дарован Богом, не так ли? Как вы думаете, Терентий, не грех ли пренебречь тем, что даровано свыше?

Терентий: Да, это так. Талант даруется каждому, даруется Богом. Если слово «грех» заменить словом «ошибка», а это правомерно и более понятно для современного человека, то ваш вопрос можно прочитать так: не ошибка ли пренебречь тем, что даровано свыше? Да, Лена, это колоссальная, можно сказать, чудовищная ошибка, ведущая к перекосу всю последующую жизнь. Следование своему таланту можно сравнить с прохождением через неизвестную местность с картой, компасом и полной экипировкой туриста; в обратном случае, если у вас в дороге не будет при себе ничего, придется идти так, словно у вас завязаны глаза. Столь велика цена за эту ошибку, за этот грех.

Что касается использования человеком 25 процентов его возможностей, то это не так. Человек использует максимально все, что имеет на данный момент. Вопрос не в том, сколько он использует, а как он все это трансформирует. Развитие это не только количество, но и переход в качество. Если бы человек только засеивал поля, но не выпекал хлеба, то весь процесс выращивания урожая был бы нелепостью, сколько ни увеличивай площадь полей.

Теперь о реализации таланта. Здесь вы правы, и, действительно, большинство талантов так и остаются нераскрытыми. Причина этому очень серьезна, и корни проблемы крайне глубоки. Наша цивилизация, в отличие от цивилизаций древних, например, от греческой или же индийской, не связывает талант с религиозностью. Талант очень светское понятие для современного человека. Сегодняшний талант лишен сакральности, и современным сознанием воспринимается просто как нечто желаемое и полезное, но необходимым не являющееся. Большинство из ныне живущих согласится с тем, что без таланта прожить можно, в отличие от древних, которые считали, что это – невозможно. Современное общество испытывает чудовищную метаморфозу. При наличии социальной эволюции в нем одновременно происходит духовная инволюция. И чем ярче первая, тем ярче и вторая. Мы сейчас в своем развитии очень похожи на образ Уробороса – змея, ухватившего себя за хвост, но только в той, зеркальной, трактовке этого образа Карлом Юнгом, в котором тот символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией.

Я неоднократно говорил о целой системе пробуждения и раскрытия таланта в человеке, о крайней необходимости этого современному обществу. Но всё это подразумевает радикальную операцию в социуме. Боюсь, что она произойдет очень болезненным путем, иначе мы просто обречены. Единственное, что мы можем делать на сегодняшний момент, так это молиться о приумножении любви. Все остальные движения в социуме это топтание в трясине, приводящее к постепенному утоплению. Это глобальная плата за невнимание к таланту.


ВОПРОС: То и дело встречаются с высказывания такого рода: «Животные лучше, чем люди, они никогда не предадут» И на душе становится холодно. Да, человек, бывает, ведет себя хуже животных, и все-таки… Как вы относитесь к этой фразе, Терентий?

Терентий: Это слова необдуманного и неосознанного отчаяния. Животные не лучше и не хуже людей, они просто животные. Сравнивать их с людьми вообще дело неправомерное. Животные лишены Богом воли, а значит, и свободы всякого выбора. Их жизнь определяют инстинкты, то есть навыки, погруженные в неосознанное. У человека есть инстинкт воли, выведенный Богом в область осознанного. Это и есть то, что нас не делает животными. Дай животным волю, они будут и предавать, и мстить, и безумствовать, будут страдать, просто будут людьми, только в своем облике. Господь создал человека в доминанте ко всему остальному живому миру, дал ему волю и максимально направил его путь развития на Небеса. Сравнивать, а тем более с сожалением, человека с животными есть оскорбление образа Божьего в нас. Человек никогда не ведет себя хуже животных, это социальная аллегория. В своем поведении животные такие, какими их делают законы эволюции. Они просто есть. Процесс развития их сознания является крайне медленным из-за блокировки в них права выбора, то есть свободы воли. Кто-то считает причиной этого естественный отбор, а кто-то – Божественный промысел. Говорить, что животные лучше людей только потому, что не предают, равносильно тому, что сказать, что воздух лучше ветра только потому, что не сбивает с ног. У тех и у других абсолютно разные принципы существования.


ВОПРОС: Ум, чувства и действия человека часто вступают в противоречие. Человек, например, точно знает: будет и правильно, и разумно сделать именно так, но поступает по-другому, даже если эмоционально спокоен. Почему же так происходит, Терентий?

Терентий: Да, это действительно загадка, весьма непростая. Ответ на нее лежит в рамках эволюции. Представьте трех бегунов, имеющих общую цель: одновременно достичь финиша. Но вот по каким-то причинам они не сохранили дистанцию во время забега. Дух, душа и тело суть эти бегуны. Такие же бегуны ум, эмоции и поступки…

Процесс духовного развития очень похож на настройку музыкального инструмента, где красота звучания зависит от правильно выстроенных интервалов. Между умом, чувствами и действиями Господом заложены тоже свои интервалы. Духовная жизнь, в отличие от светской, знает способы настройки этих интервалов. В такой жизни ум не затмевают эмоции, и действия соответствуют чувствам. Это и есть житие по благодати. Обычная жизнь незрела, неопытна, неосознанна, что и дает на выходе подобный результат. Если он не устраивает, то просто надо учиться и набираться опыта у иной жизни, где эти интервалы изучены, выстроены и музыка давно звучит.


ВОПРОС: Существуют два противоречивых, на первый взгляд, высказывания, первое: «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Второе: «Господь и намерения наши целует». Где же истина? Хотелось бы знать ваше мнение, Терентий.

Терентий: Истина ни в том и ни в другом. Истина их объединяет. То, что Господь намеренья целует, это действительно так, а вот то, что подобными намерениями выстилается дорога в ад, не совсем верно. Всякие благие мысли, равно и плохие, возмущают среду обитания. Естественно, активное добро вызывает всплеск зла и, наоборот, активное зло поднимает волну добра. В таком состоянии среда пребывает некоторое время, пока все не вернется на круги своя. Отсюда и сложилось это высказывание. Такое положение вещей естественно, но только на первом этапе. Если момент воздействия чего-либо будет увеличен, то система перестраивается, и результат будет совсем иным. Если проявляет волю благо, то оно имеет место быть в жизни. Если – зло, то это место будет у зла. Здесь очень верны слова: претерпевший до конца спасется. Что касается зла, то его период полураспада крайне маленький, и в жизни оно нестойко. Вся система мира Божьего настроена на приумножение благого. Можно сказать, что контрольный пакет акций мироздания у Бога-Творца, а посему мир ежесекундно творится и творится во благо. Господь, действительно, целует наши намерения, ибо в них лежит перводейство всякого творчества. Таким образом, Господь и мхи счищает с катящихся валунов, и воду под них льет. Намерение всегда пребывает в Его радости и является той частью мышления, которое готовит слово к преобразовательной функции – к поступку. Благое намерение в ад не ведет, а просто дает аду возможность о себе напомнить. Делая добро, мы сначала получаем в ответ зло и только потом, коли поусердствуем во благе, сторицей добро. Всякое добро творится в среде зла, поэтому зло и возмущается. Добро нарушает баланс зла. Первичное добро не может твориться в доброй среде. Оно может в ней продолжаться, развиваться, приумножаться, но смысл его остается по-прежнему в трансформации природы зла, природы греха. По сути, в исправлении ошибок. Поэтому так и важна любовь во всякой доброй воле, проявленной человеком, когда всякое дыхание хвалит Господа. Только такая воля, и только она, даст добру силу претерпевать. Без любви добро быстро скатится на уровень морали и нравоучения, по сути, в закамуфлированное зло.


ВОПРОС: Существует мнение, что зла, как и тьмы – не бывает. Есть только отсутствие добра и света. Но после вашего ответа на предыдущий вопрос подумала: видимо, это все-таки не совсем так?

Терентий: Я часто думаю об этом, ибо это далеко не редко задаваемый мне вопрос на встречах. Как бы мрачно все ни складывалось, но я абсолютно уверен, что бытие развивается только в одну сторону – сторону блага. Это для меня давно аксиоматичная истина. Хотя и логические выкладки этого мне представить не так уж и сложно. Бывают разные времена – светлые и темные. Сейчас, в начале 21-го века, человечество шагнуло в тень времен. События будут развиваться стремительно и далеко не радостно. Таким образом, Господь не наказует, а вразумляет человека, создавая алогичные и иррациональные условия жизни. Душа в таком случае вопиет к Небу, обращается и ищет правды Божией, но это очень горький путь. Что делать, спросите вы? Заниматься собою. Каждый должен оттирать копоть со своего светильника и волей и терпением пресекать в себе злобу, зависть, сварливость, нетерпимость, а это тяжелейшая работа – отследить, удержать и раз и навсегда покончить с этим. А миром есть кому заняться, нам бы душу свою не погубить, именно свою.


ВОПРОС: Зло есть отсутствие света?

Терентий: Зло есть всякая неточность, уводящая нас от блага. Я бы мог считать за зло ошибки, которые, накапливаясь, запутывают душу и держат её в страстях и невежестве. Говорить об отсутствии добра и света я бы не стал, ибо они есть всегда, даже тогда, когда темень кромешная охватила сердце человека. И надежда человека будет вести и в таком, казалось бы, беспросветном случае.


ВОПРОС: Что утратили мы, разучившись писать письма на листе бумаги?

Терентий: Я очень часто об этом думаю. С приходом новых технических способов общения, таких, как телефон, телеграф, скайп и других, произошло сильнейшее смещение интеллектуально-культурного спектра сознания человека в неопределенную, я бы сказал, неосознанную сторону. Поскольку скорость информационных потоков резко возросла, то обычные письма потеряли свою актуальность. Слишком медленно они идут, если их доставляет в конвертах традиционная почта. В этом смысле электронное письмо намного удобнее. Но оно, сохранив большинство функций традиционного послания в конверте, пришло ему на смену со многими своими подводными рифами и опасностями. Электронное письмо проиграло в эстетике, дисциплине и форме подачи материала. Но это еще не столь существенная проблема. И достоинств у электронной почты немало, но говорить о них не буду, а скажу о гораздо более опасных факторах, которые заключаются в том, что электронная почта породила огромное количество символов, штрихов, деталей, передающих эмоции, так называемых смайлов, которые буквально жгут напалмом душевно-творческие поля а человеке. Встроенные словари понижают грамотность, теряется навык прописи, почерк не формируется, а это уже прямая связь с мозгом, точнее с его интеллектуальными функциями. Возможность легко править тексты замедляет развитие внимания, аккуратности, чувства ответственности.

Интересно то, что многие люди даже ничего не исправляют: спешат или не замечают неряшливости. Не следят за абзацами, за красной строкой, и все это не просто культура письма это навык, позволяющий интеллекту развиваться дальше. Ведь именно это является базовой составляющей мышления в человеке. С умением писать приходит умение говорить. К сожалению, в наше время это умение все чаще наблюдается в человеке лишь в зачаточном состоянии. Ораторство и риторика искусство древнего мира. Сегодня это, увы, почти рудимент, что вполне объяснимо. Пока не разовьется умение излагать свои мысли на бумаге, навык беседы не сможет открыться в должном виде. Сознание эволюционирует последовательно. Беседу с мыканьем, эканьем и натужными паузами при словарном запасе в несколько десятков слов, бубнящихся на одной волне, за беседу считать не следует.

В чем же проблема? Все дело в том, что скорость мышления и скорость изложения мысли не совпадают. Это и приводит к появлению междометий и так называемых слов-паразитов. Вопрос только в их правильном использовании. Слова типа «ну», «вот», «это», особенно долгое повисшее «э…» и тому подобные просто тормозят нашу мысль до того момента, пока ее не догонит функция речи.

Заикание во многом проблема того же плана. Написание писем это своеобразное напевание мыслей, что и приводит к соединению в сознании функции мышления и работы речевого аппарата. Это очень полезно для развития речи, примерно так же, как и пение для заикающегося. Известно, что при пении заикание почти исчезает: мозг успевает, пока человек прислушивается к ритму музыки, соединить мысли и слова, и речь выравнивается.

Вероятно, что очень скоро появятся ещё и наговариваемые письма. Они уже есть, но технически пока недостаточно качественны. Когда такие письма станут обычными, мусор неосознанности просто захлестнет все человечество. Человечество разболтается в прямом и переносном смысле. Скорость – коварная функция. Замечали, как быстро привыкают к скорости «за сто» все сидящие в машине? Заставьте водителя перейти на разрешенные шестьдесят, и всем покажется, что автомобиль тащится, а ведь и шестьдесят немалая скорость. Увы, но мы всё больше и больше становимся жертвами скоростной роботизации общества. Мозг теряет и теряет навык к вселенским качествам бытия – терпению, вниманию, усидчивости, а от этого напрямую зависит существование и развитие цивилизации.


ВОПРОС: Очень мрачный прогноз, и, к сожалению, весьма реалистичный. В интернете часто публикуется приписываемое Энштейну высказывание на эту тему. О том, к чему приведет людей общение на уровне информационных технологий. Общение такого рода уже никто не отменит, да и никто от такового не откажется. Что делать? Ждать, когда появится первое поколение идиотов?

Терентий: Я часто думаю об этом, ибо это далеко не редко задаваемый мне вопрос на встречах. Как бы мрачно все ни складывалось, но я абсолютно уверен, что бытие развивается только в одну сторону – сторону блага. Это для меня давно аксиоматичная истина. Хотя и логические выкладки этого мне представить не так уж и сложно. Бывают разные времена – светлые и темные. Сейчас, в начале 21-го века, человечество шагнуло в тень времен. События будут развиваться стремительно и далеко не радостно. Таким образом Господь не наказует, а вразумляет человека, создавая алогичные и иррациональные условия жизни. Душа в таком случае вопиет к Небу, обращается и ищет правды Божией, но это очень горький путь. Что делать, спросите вы? Заниматься собою. Каждый должен оттирать копоть со своего светильника и волей и терпением пресекать в себе злобу, зависть, сварливость, нетерпимость, а это тяжелейшая работа – отследить, удержать и раз и навсегда покончить с этим. А миром есть кому заняться, нам бы душу свою не погубить, именно свою.


ВОПРОС: Время от времени залетают в голову липкие гаденькие мысли, от которых становится стыдно перед собой. Проще всего, конечно, оправдать это нападением нечистой силы, да так оно, наверное, и есть. Но и в этом случае от собственной вины не увернешься, осознавая себя легкой добычей нечистого. Что делать, Терентий, если нехорошие мысли становятся навязчивыми?

Терентий: Сама по себе нехорошая мысль бессильна. Это просто семечко, а семечку, как известно, нужна среда для прорастания. Для любой мысли и средой, и поливом является эмоция. Именно эмоция и распаковывает любую мысль. В тот момент, когда вы поняли, что размышляете на тему дурного, мысль уже проросла и эмоция сделала и делает свое дело. Если осознанность велика, то от этого душа легко избавляется, но речь идет не об этом. Развивать осознанность необходимо, и это понятно, но можно ли ослабить воздействие дурных мыслей, появившееся на фоне взаимодействия их с эмоциями? Конечно же, можно. И способов известно немало. Тот, которым пользуюсь я, очевиден и достаточно прост. Мое техническое образование мне в этом очень и очень помогло. Представьте, что всякая мысль есть волна. Дурная мысль есть дурная волна. А во многом так оно и есть.

Амплитудно-частотная характеристика волны мысли (АЧХ), зависит от вашего эмоционального состояния. Теперь же вспомним об еще одном явлении в волновой физике – об интерференции, когда волны с одинаковой частотой усиливают друг друга, а с разной гасят. Нас интересует та мысль, чья волна противоположна волне мысли дурной. Это очень просто. Такая мысль есть положительная. Пустите навстречу дурному, именно навстречу, положительную мысль, но только не отвлеченную, а касающуюся этой ситуации. К примеру, если вашими мыслями завладело дурное воспоминание о ком-то, то попробуйте вспомнить об этом человеке что-то хорошее и подержите это в своем внимании. Уверяю вас, что волна дурного начнет ослабевать. Это и есть метод, и очень неплохой, скажу я вам.


ВОПРОС: Согласна с тем, что белой зависти не бывает. И в то же время все мы понимаем, что этими двумя словами обозначают такие ее проявления, что не осложняются возгласами: «А чем я хуже?!» и неприязнью к объекту зависти. Бывает еще и так: человек вздыхает о том, что не обладает такими достоинствам, которые ценит в ближнем. Скажите, Терентий, а может, это и не совсем зависть, а чувство другого рода?

Терентий: Белая зависть это та же черная, но временно лишенная негативной эмоциональной поддержки. Стоит вам попасть в ту же ситуацию, но при другом эмоциональном состоянии, как, уверяю вас, белая посереет, а то и сразу почернеет, то есть станет сама собой.

Зависть тяжелейший недуг, и белая ее форма есть непроявленное, латентное существование. Завистью душа поражается с детства. Зависть живет в каждом, и бороться с нею можно путем собственного развития, но не общего, а конкретного развития в своем призвании. Развитый талант лишен зависти. Всякий, кто завидует, пока ещё не знает о себе ничего, он не нашел и не раскрыл себя. А когда найдет, все встанет на свои места, и зависть иссохнет и отомрет. Надо искать себя, находить и служить найденному.


ВОПРОС: К сожалению, Терентий, вы правы, когда говорите о том, что искусство воспевает большей частью не любовь, а страсть. А в наше время тяготение к ярким страстям подогревают еще и реклама, и мода… Вот и возникает вопрос, как противостоять этому, воспитывая детей? Как объяснить им святую жертвенность любви?

Терентий: Это не объясняется, это привносится в детей наличием подобного в вас самих же. Задача должна решаться не в них, а в вас. Таковы условия этой задачи. Надо постоянно работать с собой, и тогда дети все воспримут правильно. Заниматься воспитанием детей без постоянного личного опыта любви крайне сложно. Можно таким образом утонуть в словах, и при этом безо всякого результата. Необходимо становиться, и как можно скорее, очень внимательным к своей внутренней вселенной. Все посылы и действия в мир внешний идут именно оттуда, из вашего внутреннего мира. Иисус Христос предупреждает нас именно об ответственности за то, что исходит из нас, а не за то, что в нас входит. Ребенок не слышит слов, он слышит интонации, как и животные их слышат. Подлинную интонацию нельзя сыграть, ее можно выразить только такой, какая она есть. Она передается по совсем иным каналам. Поэтому не стоит думать, что смодулированная ласковая речь спасет вас от распознавания ребенком вашего же дурного, если оно в вас присутствует. Отнюдь нет, и всё прочтется им именно так, как оно и есть на самом деле. Дети доверчивы, но речь сейчас идет о воспитании. Воспитание в человеке цензурирует сердце, а оно все видит. В лучшем случае ребенок просто не запомнит вашего добренького совета, в худшем – насторожится, как бы вы ни улыбались при этом. Хотите противостоять внешнему злу, хотите быть светом в воспитании детей и внуков, ищите способы стать источником этого света. Хороший воспитатель, прежде всего, светел, а уж потом начитан и осведомлен.


ВОПРОС: Вы согласны с тем, Терентий, что любовь может приходить постепенно и незаметно? Например, когда человек, протянувший руку помощи ближнему, даже не заметил, как со временем возникла взаимная потребность заботы, участия и сопереживания, и отношения стали походить на родственные. Это ведь уже нечто более высокое, чем просто дружба?

Терентий: Нет, это все-таки не больше, чем дружба, при этом, как раз, настоящая дружба. Любовь не приходит незаметно, любовь, говоря словами поэтов, «нагрянет, когда её совсем не ждешь». Любовь моментальна и абсолютна. Господь не входит в сердце тихо, Он явен. Но при этом такое Его явление, как Любовь, это не мирской шум, не медные трубы радости и не фанфары славы и счастья, это большее, это преображенное сознание, это новая во всех отношениях природа, меняющая человека до неузнаваемости. Сила ее настолько велика, что она способна повернуть движение времени вспять и направить электроны в противоположную сторону: ей подвластно всё. Взаимная потребность в заботе может проявляться всю жизнь, но при этом может и не быть любви. Всякая догадка о любви – уже не любовь. Не стоит волноваться, что душа ее пропустит, нет, душа сразу почувствует ее и примет. Душа частица Любви, а частица всегда признает целое. Любовь нельзя передать в словах, она переживается и только. Вся поэзия пытается это сделать, но не сделала. Правда, благодаря этому вечному поиску, она и состоялась как поэзия. Даже апостол Павел, наиболее точный из всех апостолов в сказанном о любви, не выразил ее ощущений. Потому что он пользовался словами. Он идеально выразил суть, но не передал ощущения. Ощущения передаются Богом напрямую в сердце каждого. Те, кто читает слова апостола Павла без любви, те просто их понимают, но не находятся в переживании любви. Их сердце молчит, но те, кого посетил Господь любовью своей, те и сами много больше прибавят к сказанному о любви святым Павлом.


ВОПРОС: Хочу задать вам, Терентий, вопрос глобальный, да еще и с небольшим предисловием. Каждая из эпох, пройденных человечеством, полна проблем и трагедий, но и светлое было в каждой… Осознавая и трагизм, и проблемы нашего с вами времени, хочу спросить: каково оно, светлое наших дней? О чем, возможно, вспомнят с благодарностью наши дети, когда придет к ним старость?

Терентий: Всякое светлое для человека экзистенциально и вспомнится им только в том случае, если оно было в тот момент Богоприсутственно. Детство всегда Богоприсутственно, поэтому и помнится. Помнится любовь родителей, первая любовь тоже не забывается. Так происходит и запоминание всех социальных явлений. Они помнятся через те фильтры душевного света, что присутствовали в каждом конкретном человеке. Поэтому каждый запомнит только свое. К сожалению, человечество не обладает способностью помнить так, как вам бы хотелось это представить. Если бы оно было так, то история развивалась бы поступательно и, скорее всего, от плохого к хорошему, следовательно, в сторону лучшего. Но история, по крайней мере ее духовно-нравственная составляющая, развивается иным путем. Всякое уважение к прошлому, к его ценностям воспитывается самой средой и, увы, может быть пересмотрено любым поколением. Человечество возьмет в будущее только то, что было пережито им как благо. Если же мыслить проще, то можно помечтать и попробовать подогнать факты под светлое будущее. Дай Бог, чтобы так оно и было. Не буду ничего утверждать, но хотелось бы, чтобы нынешнее поколение помнило: мудрые знают, что жизнь нет-нет, да и посылает «радости скупые телеграммы», и что «надо просто выучиться ждать», а еще быть спокойным и, может, даже немного упрямым, чтобы получить таковую. И хорошо, когда «каждому, каждому в лучшее верится» здесь, на земле, и когда «дружба начинается с улыбки» это человек точно возьмет с собой. Думаю, что наши дети возьмут от нас опыт мирной жизни. Россия и прилегающие к ней страны жили мирной жизнью долгих семьдесят лет, а это величайшее достижение. Если молодые это поймут и возьмут с собой, то у них есть шанс справиться со всякой бедой. Мирная жизнь – это главное, это то, что больше всех иных открытий и достижений приближает всех к Богу. А в России мирная жизнь была, и в Европе, и в Америке она была. Вот это и надо взять с собой. Думаю, что это и возьмут.


ВОПРОС: Этот мой вопрос, Терентий, снова о простом и понятном. Но, думаю, только на первый взгляд: о терпении. Думаю, вам есть что сказать об этом качестве человеческой души. Особенно о таком моменте: как человеку научиться терпеть самого себя? Иногда ведь это нужно?

Терентий: Терпение это большая добродетель. Я называю его предтечей всякому смирению. Как только терпение примет осознанную форму, оно и станет смирением. Смирение есть осознанное терпение. Всякое неосознанное терпение есть терпеливость. Терпеливость основана на надежде, терпение – на вере, а смирение – на любви. Подлинная любовь всегда смиренна. Причина того, что человек не может вынести самого себя, есть гордыня. В разной степени, но гордыня, а гордыня есть признак неверия. Ведь суть всякой веры есть принятие данного вам свыше. Что дано, то и несите. Это не значит, что не надо ничего менять, это значит, что не надо расстраиваться, если что-либо не получается. Прикладывайте разумные силы и претерпевайте трудности. А не получается, то и отходите. Царство Божие силой нудится, только надо понимать – какой. А силой одной – силой терпения. Именно претерпевший до конца и спасется. Спасется тот, кто поверил Богу и в Его промысел о нем. Все, что связано с демонстративностью в вере и экспансивностью, ничего общего с этим не имеет. Человеку не следует учиться терпеть самого себя. Проблема решается тем, что смотреть надо в ее корень, в ее причину. Учиться надо принимать себя таковым, каким вы созданы. Это и есть терпение. Многим трудно понять, как можно терпеть в себе что-то плохое, например вредную привычку? А ведь всякое вредное человеку дается, чтобы обуздать в нем гордыню. И чем больше в нем гнусного, тем крепче корень гордыни. Надо принять в себе это и позволить Богу освободить себя от зла. С принятия и начинается ваше освобождение. Господь, спасая нас от гордыни, от единственного смертельного недуга, и вводит нас в искушения, которые мы так не хотим принять в себе и претерпеть. Господь избавляет нас и от лукавого – от того зла, которое питается от этих самых искушений, от нашей гордыни. Мы можем быть какое-то время в искушениях, но не с лукавым, но появление лукавого всегда говорит о нашей одержимости страстями. Цель одна: излечить нас от гордыни – корня всех зол, когда душа не в состоянии слышать Бога. Проверка одна: вам плохо? Возроптали? Значит, Бога не слышите. Важно понять, что вам плохо именно по Его воле, именно Он и ввел вас в это искушение. Вас ввела в это Любовь, дабы вы не погибли, но имели жизнь вечную. В этом вся суть.