Вы здесь

Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Учим навыкам владения мячом (О. В. Черная, 2014)

Учим навыкам владения мячом

Обучение владению мячом

Программа «Игры с мячом» разработана О. В. Черной для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. В качестве парциальной программы она может быть реализована в коррекционных группах детей с ограниченными возможностями дополнительно к занятиям по физическому воспитанию. Курс включает два года обучения.


Педагогические ориентиры первого года обучения включают:

• Развитие мелкой моторики, внимания, быстроты реакции, сообразительности, ловкости, координации движений, устойчивости тела; обучение ощущению своего тела в пространстве, умению регулировать силу и точность движения, формированию автономных движений (параллельная работа рук и ног, рук и глаз и т. п.), пространственных представлений.

• Развитие умения самостоятельно принимать разумные решения в зависимости от хода игры.

• Достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей. В первый год обучения по программе дети должны овладеть:

1) техникой перемещений, правильного бега и остановки;

2) техникой ловли и удерживания мяча, передачи и ведения его;

3) бросками мяча в мишени, в баскетбольную корзину, через сетку разными способами;

4) множеством элементов «школы мяча»;

5) действиями с мячом без зрительного контроля;

6) навыками совместных действий.


Примерное планирование первого года обучения




















Педагогические ориентиры второго года обучения включают:

• Развитие мелкой моторики, укрепление мышц кисти и пальцев.

• Развитие ловкости, координации, точности движений, сообразительности, быстроты реакции, формирование автономных движений (параллельная работа ног и рук, рук и глаз), пространственных представлений, «чувства мяча».

• Развитие умения быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации в ходе игры, оценить конечный результат смысловой цели движений, т. е. способность экстренно сформировать программу действий; развитие умения точного выполнять правила игры и взаимодействовать с другими детьми.

• Развитие чувства товарищества, взаимовыручки.

• Обучение играм с мячом, в том числе игре в волейбол и баскетбол по облегчённым правилам.


На втором году обучения дети осваивают:

1) точность броска по мишеням, в баскетбольное кольцо, через волейбольную сетку на определённый сектор поля (умение оценить траекторию полёта мяча);

2) технику ведения мяча путём усложнения заданий:

– ведение с препятствиями,

– обводка предметов,

– ведение и броски с предшествующей (или последующей) передачей мяча,

– ведение при различных способах передвижения (боковой галоп, подскоки, ходьба по гимнастической скамейке, спиной вперёд и т. д.);

3) элементы баскетбола и волейбола при помощи упражнений, сходных с основным изучающимся действием.


Примерное планирование второго года обучения














Методика освоения игр с мячами

Методика обучения играм с мячом включает три основных этапа коррекционной работы.

На первом этапе дети учатся технике перемещения (стойке, бегу, прыжкам, поворотам, остановкам). Сходные действия выполняются и в подвижных играх, в которые дети играют на физкультурных занятиях и на прогулке.

Затем детям необходимо освоить технику удерживания и броска мяча. При формировании действий с мячом ребёнок учится чувствовать мяч как часть своего тела. Дети знакомятся с некоторыми свойствами мяча, учатся соотносить высоту отскока и прилагаемую к мячу силу, дальность броска и вес мяча. В упражнениях дети привыкают к мячу, осваивают его качества, учатся управлять им. В освоении навыка владения мячом на первом этапе обучения большая роль принадлежит зрению, под контролем которого осуществляется корректировка движений в соответствии с их результатами и свойствами мяча. По мере формирования действий с мячом у ребёнка появляются чёткие ощущения его упругости, способность рассчитать скорость его отскока, которые соизмеряются с мускульным ощущением сопротивления мяча. Ребёнок сможет управлять мячом без зрительного контроля, как только эти навыки и ощущения автоматизируются.

На начальном этапе обучения целесообразно давать игровые упражнения из начального курса обучения «Школа мяча», стимулировать свободные игры с мячом на физкультурных занятиях и в самостоятельной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

На втором этапе с детьми отрабатываются навыки владения телом и пространством, которые включают в себя формирование пространственных представлений (дальше – ближе, справа – слева, вверх – вниз), ускорение и замедление темпа передвижения, повышение тактильной чувствительности, отработку согласованной работы всего тела, развитие ловкости, внимания к точности броска, удара, попадания.

Для того чтобы этот этап работы был более продуктивным, полезно использовать такой приём, как маркировка левой руки ребёнка, например на неё можно надеть яркий браслет. Теперь он знает, что «слева» – это там, где браслет. С помощью таких же «опор» закрепляются понятия «верх» и «низ». Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) определённым движением, например: вверх, вперёд, назад, вправо и влево – простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону, вниз – присесть. Здесь аналогично закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п.

На третьем этапе работы совершенствуется произвольность, саморегулирование, самоконтроль, ручная (предметная) ловкость.

Важным условием при развитии произвольности является принятие и выполнение ребёнком правил игры и взаимодействия с другими детьми. С самого начала занятий ребёнок должен понять и усвоить нормы и правила поведения в группе, основные принципы взаимодействия с её членами. На первых порах особенно важна чёткая, повторяющаяся структура занятия, так как это является дополнительным организующим моментом для детей.

Регуляторные функции и способности к совместному решению реализуются в процессе групповой работы, когда детям необходимо создать общий план и стратегию решения какойлибо задачи, в которой есть возможность творческого подхода к решению.

Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых, достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление и совершенствование действий с мячом осущест вляются в основном в подвижных играх, включающих эти действия. Соблюдая постепенное усложнение обучения, на данном его этапе проводятся игры, в которых игровое действие развёртывается между несколькими группами (например, «Мяч водящему», «Займи свободный кружок»). В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры, в которых ведётся счёт между двумя командами («Мяч капитану», «Мяч ловцу»), а также в баскетбол и волейбол по облегчённым правилам.

На третьем этапе дети уже свободно владеют мячом, передвигаются с ним по залу в разных направлениях, с каждым занятием игра команд становится всё более уверенной, дети понимают друг друга, выручают, становятся дружнее, умнее.

* * *

Обучение играм с мячом включают два года занятий с октября по май, два раза в неделю по 30 минут.

Структуру занятия составляют:

1) вводная часть, цель которой разогреть не только двигательный аппарат ребёнка, но и подготовить его к выполнению заданий, требующих внимания, памяти, ориентировки в пространстве;

2) общеразвивающие и игровые упражнения на развитие пальцевой и ручной ловкости, общей моторики и коррекционного воздействия для опорно-двигательного аппарата;

3) основная часть, задача которой разучить, повторить и закрепить действия с мячом, формирующие «чувство мяча»;

4) заключительная часть, состоящая из игр (двух или более) активной и малоподвижной (на внимание, быстроту реакции, а также расширение словарного запаса).

Каждое такое занятие проводится с учётом возрастных особенностей, физических возможностей и имеющихся двигательных навыков у детей. Оно должно быть эмоциональным, привлекательным и содействовать всестороннему развитию личности ребёнка. Занятия необходимо приближать по форме к спортивным развлечениям и играм.

Занятия строятся с учётом постепенного нарастания, а затем снижения физической нагрузки, чем и обусловлены содержание упражнений и игр с мячом, последовательность их распределения, а также методика проведения. Все действия с мячом, выполняемые на месте, например передача мяча, ведение его на месте, бросок мяча в корзину с места, даже при длительном выполнении (7–8 мин) увеличивают нагрузку незначительно, на 20–40 % от исходного уровня. Выполнение этих действий в движении, в сочетании с бегом при такой же продолжительности повышает нагрузку от 50 до 90 %. Большую нагрузку дают и подвижные игры, где часто используются бег, подскоки, ведение мяча.

Занятия, будучи непродолжительными и достаточно вариабельными, обеспечивают нормальное распределение физической нагрузки на организм ребёнка.

Особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на играх. Занятия такого типа чаще всего проводятся с целью закрепления и совершенствования действий с мячом.

При повторении игр действия детей становятся более свободными, значительно меньше наблюдаются нарушения правил игры. На одном занятии необходимо предусмотреть от одного до трёх видов основных действий с мячом и игры – одну большой интенсивности, другую малоподвижную. Количество упражнений и игр зависит от степени новизны и уровня их усвоения, а также от способов организации детей.

Важным условием повышения двигательной активности де тей является подбор и сочетание упражнений и игр с мячом, рациональное использование оборудования площадки. Целесообразно сочетать интенсивные упражнения и игры с мячом с менее интенсивными, знакомые детям упражнения с новыми.

Выбор способа организации детей зависит от содержания упражнений и игр, оборудования, площадки, степени освоения действий с мячом, организационных умений педагога.

Двигательная активность детей, а также моторная плотность занятия увеличивается за счёт применения фронтального и поточного способов организации детей.

Упражнения и игры, в которых дети по одному или по двое действуют с мячом, в старшей группе могут занимать 50 % времени. Особую двигательную активность обеспечивают командные игры, они должны занимать 15–20 % времени занятий с мячом в подготовительной к школе группе.

После овладения определёнными действиями с мячом и структурой игры можно подвести детей к самостоятельным играм с мячом, без непосредственного руководства педагога.

Постепенное усложнение действий передачи, ловли, ведения и бросков мяча обеспечивается их систематическим выполнением в упражнениях на месте, а затем в движении, с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока, в сочетании отдельных действий с мячом и без мяча, а также в играх (при усложнении действий с мячом и взаимодействии игроков между собой). Вначале подбираются игры, в которых выполняются отдельные действия с мячом, затем их сочетания и, наконец, такие игры, в которых ребёнок самостоятельно выбирает более рациональное сочетание действий для достижения поставленной цели.

Усложнение взаимодействия игроков обеспечивается при подборе игр в такой последовательности: 1) индивидуальные игры, в которых каждый из детей действует независимо от других игроков; 2) групповые, в которых игра ведётся между группами детей, но каждый ребёнок действует независимо от других; 3) командные, в которых игра ведётся между командами, а результат её зависит от взаимодействий игроков всей команды.

Упражнения и игры с мячом необходимо подбирать так, чтобы они содействовали быстрому формированию навыков владения мячом, обеспечивали высокую двигательную активность и были доступными, эмоциональными и привлекательными для детей, содействовали их всестороннему двигательному развитию.

Руководство занятиями по обучению детей действиям с мячом имеет некоторые отличия от руководства подвижными играми на занятиях по физической культуре. Наиболее эмоционально проходят игры с мячом, когда педагог сам становится их активным участником, поэтому он может временно принимать на себя роль водящего с целью пояснения на личном примере обязанностей водящего, правил приёмов игры. Возможность для активного участия педагога в упражнениях с мячом создаётся тогда, когда дети усвоят основной рисунок движения. Но и на этом этапе необходимо показывать отдельным детям те или иные действия, совместно выполнять упражнение. Оказывая помощь ребёнку в усвоении действий с мячом, педагог повышает его интерес к движениям данного типа. Выполняя упражнение в паре с технически слабым или сильным ребёнком, он имеет возможность облегчить или усложнить задание.

Особо благоприятные условия активного участия педагога в играх создаются при совершенствовании действий с мячом. Педагог помогает той команде, которая не умеет организовывать распределение действий с мячом, не столько своими действиями, сколько указаниями. Он может временно включиться в игру или упражнение, в удобный момент выйти из неё, перейти на упражнение с другим ребёнком и т. д. При этом педагог не должен терять из поля зрения всех детей и каждого ребёнка в отдельности.

Когда все дети одновременно играют в зале, создаётся сильный шум от ударов мячей об пол. В таких условиях педагог вынужден останавливать игру, чтобы дать очередные указания. Поэтому для облегчения руководства игрой детей необходи мо научить их реагировать на звуковые и зрительные сигналы точно и быстро. Прежде всего педагог должен научить детей реагировать на свисток, а затем и на такие сигналы, как показ рукой на место, с которого надо ввести в игру мяч, обозначение жестом ошибок, которые сделал ребёнок.

Можно применять и другие зрительные сигналы, например: поднятая вверх рука означает остановиться, взмах руки в определённую сторону – изменить направление передвижения; скрещение рук со свистком – игра окончена и др.


Оборудование и инвентарь для занятий

Для занятий прежде всего, конечно, требуются разнообразные мячи. В основном проводятся занятия с обычными резиновыми мячами d – 18–20 см, так как в отличие от пластиковых мячей, которые постепенно их вытесняют, резиновые мячи более тяжёлые, их вес ощутимее, они не такие вёрткие, с ними легче работать. Более лёгкие пластиковые мячи используются при бросках через волейбольную сетку, перебрасывании издалека, чтобы не травмировать пальцы детей, хотя дети подготовительной группы при хороших навыках справляются и с тяжёлыми мячами.

Также используются для занятий обручи различного диаметра, гимнастические палки, скамейки, канат, брус, приставные доски, напольные корзины. Можно использовать сделанные из дермантина различные дорожки, кружки, цифры, геометрические фигуры. Разнообразят занятия модули «Альма» (рис. 2а, 2б, 2в на с. 47–49).

Баскетбольные щиты с корзинами не должны быть стационарными, чтобы можно было изменять высоту их закрепления (например, на шведской стенке).




Рис. 1. Прокатывание


Корзины по размерам должны соответствовать стандартным, т. е. с внутренним диаметром 45 см и с длиной сетки 40 см. Этот диаметр корзины увеличивает вероятность попадания мя ча, а кроме того, отпадает необходимость изготовлять кольца кустарным способом. При игре в баскетбол корзины подвешиваются на высоте 180 см над уровнем пола. На такой же высоте подвешивается и волейбольная сетка при игре в «пионербол», но её можно и опускать в начале обучения.

Для тренировки в метании должны быть разнообразные красочные мишени. Лучше, если они будут не просто кружками на стене. Например, в зале могут быть нарисованы на различной высоте такие мишени:

– воробей за верёвочку несёт два колечка, цель – колечки;

– жучок несёт яркий цветок в форме ромашки, цель – сердце вина цветка;

– червячок на большом яблоке, цель – большая дырочка, прогрызенная червячком;

– звезда (на высоте 3 м);

– гриб мухомор (на высоте 40 см);

– попугай подбрасывает вверх большой мяч, цель – мяч (рис. 3).




Рис. 2а. Оборудование




Рис. 2б. Оборудование




Рис. 2 в. Оборудование




Рис. 3. Мишень


Бросать мяч в такие мишени гораздо веселее.

Дети логопедических групп – сложные, не очень координированные. Выполнить любое новое задание для них очень непросто. Бывает, что сначала некоторые ребята ходят на занятия не очень охотно – у них не получается почти ничего! Не очень приятно чувствовать себя неуклюжим и неловким. А чтобы что-то получилось, задания нужно повторять (в разных игровых вариантах).

Необходимо постоянно придумывать игровые моменты, чтобы интерес к работе с мячом у ребёнка не угас и чтобы занятие не превратилось в скучное повторение упражнений. Кроме того, нужно подбадривать, хвалить ребят, а также с удовольствием играть вместе с ними, так как дети очень чувствуют настроение педагога. Занятие должно проходить «на одном дыхании».

Красочные пособия здесь просто необходимы.

Трудно рекомендовать определенный подбор упражнений для каждого занятия, так как усложнение заданий зависит от того, какой уровень развития у конкретной группы детей. Бывает, что просто подбросить и поймать мяч является очень сложным действием для многих детей и в начале занятий его выполняют только 10 % занимающихся. И есть дети, у которых это задание вызывает трудности даже в декабре.

Поэтому важно подходить к подбору упражнений индивидуально для каждого ребёнка. Детям, у которых всё получается легко, нужно усложнять задания, вводить новые элементы, поддерживать их интерес, стремление к самосовершенствованию. Но и неуклюжих ребятишек нужно подбадривать, отмечать их малейшие успехи и победы, чтобы им хотелось и дальше стараться работать.

Упражнения на развитие ловкости непременно должны включать в себя быстрые (ограниченные во времени), точные и согласованные движения. Как составные компоненты в разминочном комплексе, могут быть прыжковые, асинхронные упражнения, а также упражнения, включающие движения кистей и пальцев рук c применением больших и малых мячей.

Далее предлагаются упражнения для разминочного комплекса.


Прыжки и прыжковые упражнения

Прыжки на месте

1. Прыжки на двух ногах с поворотом на 90 и 180 градусов в обе стороны.

2. Чередование – два прыжка на левой ноге, один на правой (и наоборот).

3. Прыжки ноги врозь – ноги скрёстно.

4. Прыжки ноги врозь – ноги скрёстно с аналогичным движением рук, вытянутых перед собой; сверху рука, одно именная стоящей впереди ноге.

5. То же, но сверху рука, разноименная стоящей впереди ноге.

6. Прыжки ноги врозь – ноги вместе, руки наверху наоборот (если ноги вместе – руки врозь).

7. Чередование – два прыжка вперёд, один назад, два назад, один вперёд.

8. Чередование – два прыжка вправо, один влево и наоборот.


Прыжки через предмет, лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, сложенная вдвое скакалка или др.)

1 Прыжки вправо – влево, вперёд – назад на одной или двух ногах (1–3 и более прыжков). Выполнять из исходного положения стоя боком, спиной или лицом к предмету.

2 Чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч, лежит между стопами ног) и ноги вместе (предмет то у носков, то у пяток ног).

3 Чередование прыжков ноги врозь и ноги скрёстно – поочерёдно правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая палка, лежит между стопами ног).


Прыжки с продвижением на разные расстояния с использованием в качестве ориентира линию или натянутую верёвку

1. Прыжки вправо – влево на одной или двух ногах (1–3 и более прыжков).

2. То же, но с промежуточным прыжком (т. е. один прыжок вперёд в сторону через линию, другой – параллельно линии).

3.. Два прыжка справа от линии, один слева и т. п.


Прыжки через предметы, уложенные на одной линии (набивные мячи, гимнастические палки и др.)

1. Прыжки на одной ноге или перепрыгивание через предметы попеременно то на правой, то на левой.

2. То же, но с гимнастическими палками, уложенными в виде ломаной линии.


Упражнения с большим мячом (используется резиновый мяч d – 18–20 см)

1. Катаем мяч в руках (катаем колобок).

2. «Скачет лошадка» (мяч в руках у груди).

Отбиваем пальцами ритм (топот копыт) в разном темпе.

3. «Печём пирожки». Мяч в прямых руках, перекладываем его из одной руки в другую.

4. Качаем мяч на вытянутой руке (правой и левой).

5. Подбросить мяч одной рукой и поймать его после удара об пол той же рукой.

6. Подбросить слегка мяч на одной руке, поймать (правой и левой).

7. Подбросить мяч вверх, поймать двумя руками (то же с хлопком или двумя хлопками).

8. Подбросить мяч вверх, поймать его одной рукой.

9. Подбросить мяч вверх, после отскока его от пола хлопнуть над мячом и поймать его.

10. Подбросить мяч вверх, после отскока его от пола хлопнуть над ним, затем под ним и поймать мяч.

11. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, после отскока мяча от пола хлопнуть над (под) мячом, поймать его.

12. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши под мячом, после удара об пол хлопнуть сначала над, а потом под мячом и поймать его.

13. Подбросить мяч вверх и поймать его после

– хлопка за спиной,

– хлопка справа (слева),

– удара об пол,

– удара об пол, повернувшись вокруг себя (на 360 градусов),

– хлопка по коленям.

14. Ударить мяч об пол, хлопнуть под мячом, поймать его.

15. Ударить мяч об пол, хлопнуть в ладоши над мячом, затем под мячом, поймать его.

16. Приседание с одновременным ударом мяча об пол. Встать и поймать мяч.

17. Присесть, одновременно бросая мяч вверх, поймать его, находясь в приседе.

18. Сидя бросить мяч вверх. Вскочить и поймать его.

19. Мяч у груди. Поднять колено, одновременно опустить мяч, отбивая его коленом, поймать.

20 Мах прямой ногой вперёд, мяч бросить сбоку под ногу, поймать.

21. Круги мячом вокруг туловища в горизонтальной плоскости (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади в правую).

22. Круги мячом во фронтальной плоскости, руки вверх, перекладываем мяч в левую руку, руки вниз назад, перекладываем мяч в правую руку.

23. Катаем мяч, лежащий на полу, ногой.

24. Ведение мяча вокруг себя поочерёдно правой и левой рукой, поворачиваясь вслед за мячом, не сдвигая ног.

25. Подбросить мяч вверх, отбить тыльной стороной ладони, поймать.

26. Прыжки на одной ноге с одновременным ведением мяча одной рукой (сначала рука и нога одноименные, затем – разноименные). То же упражнение можно выполнить, подбрасывая и ловя мяч одной рукой.

27. Прыжки ноги врозь, ноги скрёстно, с ведением мяча на месте.

28. Стоя ноги врозь – руки в стороны, положить мяч на ладонь правой (левой) руки и перебросить его над головой из правой (левой) руки в левую (правую) руку.

29. «Пружинка»: слегка присесть, ударяя мячом об пол у правой и левой ноги.

30. Держа в обеих руках по мячу, подбрасывать вверх и ловить оба мяча двумя руками одновременно, затем поочерёдно: подбрасывать и ловить только правой, затем только левой рукой.

31. Одновременно отбивать два мяча от пола правой и левой рукой. Почти все эти упражнения можно делать с мячами меньшего размера (d – 11–12 см), с мячиками для большого тенниса (d – 6 см), с каучуковыми маленькими мячиками (d – 4 см).

В упражнениях для развития ручной ловкости можно использовать и мешочки с песком – перебрасывать их с руки на руку, подбрасывать и ловить. Можно вводить упражнения с воздушными шариками.

Смена упражнений, мячей и мячиков разного веса и объёма внесут разнообразие в занятия, которые способствуют развитию мелкой и общей моторики, тактильному опыту, ловкости и координации движений, развитию «чувства мяча» и свободной работы с ним.


Асимметричные и асинхронные упражнения

Асимметричные и асинхронные движения, используемые в процессе занятий, оказывают эффективное воздействие на раз витие координационных способностей. Эти упражнения целесообразно использовать как в подготовительной, так и в заключительной части занятия.

1. Равномерные махи руками: правой вверх, левой в сторону – смена положения рук.




2. Стоя ноги врозь: сведение ног – руки вверх, прыжок, ноги врозь – руки вниз.




3. Стоя, правая рука поднята в сторону, левая опущена вниз – подъём правой вверх, левая в сторону; смена поло




4. Равномерные махи руками: правая – вверх, левая согнута в локте над головой – смена положения рук.




5. Поочерёдные подскоки на одной ноге. В момент подскока согнутая в колене нога развёрнута в сторону, руки направлены в сторону опорной ноги.




6. Упражнение то же, но обе ноги выпрямлены в коленях.




7. Стоя ноги врозь, руки в стороны. Правая рука согнута в локте, левая выполняет малые круги.


Формирование действий с мячом

Техника удержания мяча

От уровня владения навыками, от успешных действий с мячом зависят темп выполнения упражнений и протекание игры, которые обусловливают степень двигательной активности детей. От двигательной активности детей зависит образовательное и оздоровительное значение игры и упражнений с мячом. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания мяча и выполнения действий с ним.

Формирование чувства мяча. В процессе формирования двигательного навыка исключительно большая роль принадлежит органам чувств ребёнка, которые направляют движения и корректируют их. При формировании действий с мячом необходимо, чтобы ребёнок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно управлять им. На первых порах мяч мешает свободно действовать, особенно передвигаться вперёд, но постепенно ребёнок овладевает мячом как инструментом, привыкает к нему, учится точно согласовывать свои движения с особенностями передвижения мяча.

В освоении навыка владения мячом на первом этапе обучения большая роль принадлежит зрительному анализу. Зрением в основном осуществляется контроль и корректировка движений в соответствии с их результатами и свойствами мяча.

По мере формирования действий с мячом у ребёнка появляется точное их ощущение, сила нажима на мяч и скорость его отскока соразмеряются с мускульным ощущением сопротивления мяча. Ребёнок начинает действовать им без зрительного контроля.

Задача первого этапа обучения – выработка у детей определённых умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить движения в соответствии с ними. Поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать разнообразные задания, а также стимулировать свободные игры с мячом на занятиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска – от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем педагог предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх и вниз, перебрасывая из одной руки в другую и т. д. В упражнениях дети привыкают к мячу, осваивают его качества, учатся управлять им. Надо добиваться, чтобы им понравились занятия с мячом, чтобы они с нетерпением ждали возможности ещё поиграть.




Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение – держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади и сбоку мяча, пальцы широко расставлены, большие направлены друг к другу, остальные – вверх и вперёд. Разумеется, по ходу игры ребёнок может держать мяч по-разному в зависимости от игровой ситуации и последующих действий с ним: приподнимать его вверх, опускать вниз, отводить в сторону так, чтобы его не смог выбить противник.


Ловля мяча

На первых занятиях большинство детей стараются ловить мяч, прижимая его к груди, обхватывая его руками, стоя на прямых, жёстко и плотно сжатых ногах. Иногда ребёнок даже протягивает полусогнутые руки вперёд и пассивно ждёт, когда мяч сам упадёт на руки. Если мяч летит выше или ниже уровня груди, дети уже не могут его поймать, потому что не умеют ловить мяч кистями рук или не могут принять более удобное положение для его ловли, передвигаясь в определённом направлении.

Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребёнок следит за полётом мяча, и как только мяч прикоснётся к кончикам пальцев, он должен захватить его и подтянуть его к себе амортизирующим движением.


Передача мяча

Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей пе редаче его двумя руками сначала с места, а в дальнейшем в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребёнок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз на грудь и, разгибая руки вперёд, от себя послать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча усваивается детьми постепенно.




На первых порах при передаче мяча большинство детей ста раются толкать мяч обеими руками, широко разводя локти в сторону. Но уже после 2–3 занятий многие начинают выполнять подготовительные движения перед передачей мяча. Вначале детям трудно установить точное расстояние до объекта, в который надо бросить мяч, и предусмотреть траекторию его полёта, они часто бросают мяч в ноги партнёра. Постепенно дети начинают бросать мяч согласованными движениями и кистей рук, и всего тела.

Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Вначале следует учить ловить мяч двумя руками на уровне груди, используя лёгкие упражнения. Осваивается положение пальцев при ловле мяча после отскока от пола, от стены или щита, подвешенного на уровне груди ребёнка, после броска мяча вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча параллельно с передачей его двумя руками от груди. Способствуют этому такие упражнения: ловля мяча на месте и пе редача его двумя руками партнёру; ловля на месте и передача мяча с шагом вперёд; передача со следующим шагом и перемена местами с игроком, получившим мяч.

Ловля и передача мяча выполняются сначала при ходьбе, затем при беге. Необходимо учить ловить мяч, летящий навстречу и сбоку, низко и высоко, на месте и в движении. Постепенно усложняются упражнения в ловле мяча, варьируются и направления передачи мяча. При этом используются следующие упражнения: передача мяча парами, передачи в тройках, в четвёрках, в кругу. Сначала упражнения выполняют, стоя на месте, далее с переходом вслед за своей передачей на место получившего мяч и, наконец, с переходом в противоположном от передачи мяча направлении.








В каждом упражнении следует давать детям посильные задания: выбирать соответствующий способ и направление передачи мяча, действовать в зависимости от показа действия или команды педагога. При совершенствовании ловли и передачи мяча широко применяются сочетания этих действий с другими приёмами – остановками, поворотами, ведением и бросанием мяча.

При обучении передаче мяча одной рукой от плеча необходимо развивать и совершенствовать умения передавать его как правой, так и левой рукой.


Ведение мяча

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение, т. е. перемещение с ним по площадке, что предусматривается правилами большинства спортивных игр. В методических пособиях для педагогов по физкультуре рекомендуется упражнение – отбивание мяча. Однако это действие отличается от ведения тем, что не имеет чёткой техники выполнения, дети выполняют его свободно, при обучении внимание детей акцентируется только на высоте отскока мяча. Ведение мяча – более целенаправленное действие, к его технике предъявляются определённые требования.

На начальном этапе обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Этот приём позволяет научиться правильно держать спину, не наклоняться к мячу, видеть площадку. Затем появляется возможность научить ребёнка передвигаться на полусогнутых ногах. И наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направления, а также при противодействии другого игрока.

При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперёд. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно, согласованно с передвижением.

На начальном этапе обучения ведению мяча отмечается много типичных ошибок. Прежде всего дети стараются бить по мячу расслабленной ладонью, не включая предплечье, или бьют рукой с сомкнутыми пальцами по мячу сверху. Многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает продвижению вперёд, так как при этом возможно передвижение лишь маленькими, частыми и неравномерными шагами. Другие пытаются вести мяч, протягивая напряжённую руку вперёд и двигаясь широкими шагами, как будто делая выпады. При таком способе передвижения они ударяют мяч об пол 2–3 раза на каждый шаг. У подавляющего большинства детей выполняемые движения неритмичны, медленны, скованны. Они не умеют сочетать ритм движения руки с ритмом работы ног. Из-за неритмичности мяч отскакивает от пола на разную высоту, что чаще всего кончается его потерей.

В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять им даже без зрительного контроля, двигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча, направление пере мещения и т. п. При этом движения рук с мячом начинают автоматически согласовываться с ритмом работы ног. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча является такой, при котором на два шага ребёнка приходится один удар мячом об пол. При этом ребёнок двигается непринуждённо, шаг его становится достаточно широким и свободным.

Ребёнок должен уяснить, что нужно не бить мячик, а направлять, толкать его, ладошка должна быть упругая (а не как тряпка), пальцы расставлены, смотреть нужно вперёд (а не на мячик). Мяч необходимо вести не прямо перед собой, а чуть сбоку.

При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте попеременно правой и левой рукой и др., которые позволяют освоить способ накладывания руки на мяч. Мяч контролируется пальцами, кистью и локтем, при этом регулируется высота и скорость отскока мяча. Ладонь согнута в виде чашечки и не касается мяча, пальцы удобно разведены, ведение начинается мягким движением кисти. Толкая мяч, нужно стремиться сопровождать его как можно дольше, сохраняя над ним контроль. Внимание ребёнка обращается на правильное положение руки и головы, на контроль над мячом с помощью бокового зрения.

После того как ребёнок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом. Главное внимание обращают на выработку чувства ритма, умение координировать движения рук и ног. Ребёнок учится выполнять движения свободно, непринуждённо, мяч не должен препятствовать бегу. Вначале осваивается ведение мяча по прямой, затем с изменением направления, скорости передвижения и высоты отскока мяча.

Совершенствуя ведение мяча, следует вводить противодействие условного противника. Вначале активность противодействия можно ограничить, а впоследствии приближать к игровой обстановке, чтобы формировать навыки рационального и самостоятельного применения различных способов ведения мяча.


Броски мяча в цель, через сетку и в корзину

Бросать мяч можно различными способами:

– из-за головы двумя руками,

– двумя руками снизу,

– двумя руками от груди,

– одной рукой от плеча.

Первые два способа применяются на занятиях для тренировки в технике броска вдаль, но непосредственно в играх с мячом при передаче мяча, забрасывании в корзину, через волейбольную сетку, попадании в цель – везде, где требуется точность броска, применяется бросок мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

Для выработки кинестетических ощущений бросания мяча по высокой траектории, а также для создания зрительного образа её детям нужно давать упражнения в перебрасывании че рез высоко подвешенную сетку (высота 1,7–1,8 м). Затем можно перейти к забрасыванию мяча в баскетбольную корзину.

Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребёнок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.

При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставляется на полшага вперёд. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе бросающей руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх и вперёд, ребёнок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.






Рис. 4. Бросок


В начале обучения все дети бросают мяч в корзину, стоя на прямых, плотно сжатых ногах. Многие не только не направляют бросок мяча движением кисти, не прицеливаются, но даже не сопровождают полёт мяча взглядом, оставляют голову опущенной. Часто при этом дети отводят локти в сторону. Но уже на втором или третьем занятии они начинают принимать правильную стойку пред броском, сопровождая мяч взглядом.

Иногда дети не умеют придать мячу нужное направление, бросают его с низкой траекторией или прямо вверх, и их следует учить правильному броску. Вначале дети бросают мяч с того места, где им удобнее произвести бросок, затем с расстояния 1 м, в дальнейшем расстояние увеличивается до 2–2,5 м. В результате многократных действий с мячом у них вырабатываются глазомер, умение оценивать траекторию полёта мяча, точное определение расстояния и расположения объектов в пространстве. Дети начинают быстро и точно бросать мяч.

Одолеваемые стремлением забросить мяч в корзину, дети часто в ходе игры теряют контроль над техникой броска. Поэтому вначале следует дать им возможность свободно поупражняться в бросках, а в последующем проводить обучение в спокойной обстановке.

Обучение броскам начинают после ознакомления с передачей мяча, а также после показа броска мяча в цель, установленную на полу. Для овладения бросками мяча с траекторией целесообразно применять подготовительное упражнение – бросок мяча через препятствие – верёвочку, планку, сетку и т. п. Высота цели постепенно изменяется.

Педагог сообщает детям основные правила прицеливания, объясняет значение траектории полёта мяча, её зависимость от прилагаемой к мячу силы.

Для тренировки бросков мяча с учётом траектории его полёта можно применять различные игры-упражнения:

– броски мяча в обручи, лежащие на полу, расположенные на разном расстоянии от места броска;

– броски мяча через волейбольную сетку с попаданием на определённый сектор поля. В зависимости от сектора, на который должен попасть мяч, дуга, описываемая им, может быть раз ной по траектории (вводится понятие крутой и пологой дуги).

Для выработки умения оценивать траекторию полёта мяча и силу броска хорошо подходит упражнение «Ловкий мячик», в котором дети «учат» мячик прыгать.

В прыжке через «горку» применяется гимнастическая скамейка, высоту которой можно увеличивать при помощи модулей «Альма».

Ребёнок должен бросить мячик так, чтобы он ударился перед скамейкой («горкой») и через неё перепрыгнул, затем догнать мяч, тоже перепрыгивая через скамейку (если высота больше 40 см, просто обежать скамейку) и возвратиться на исходную позицию.

Расстояние до скамейки можно увеличивать и уменьшать. В зависимости от этого траектория полёта мяча будет или более пологая, или более крутая.

Таким же способом мячик «учится» прыгать через «речку» – дорожку, образованную двумя канатами (можно использовать дорожку из голубого дерматина с рисунком, например с рыбками). Ширина «речки» и расстояние до неё тоже может меняться.

Игровые упражнения с мячами

Игровое упражнение «Дрессируем тигров»

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок бросает мяч, другой – держит обруч в одной руке. «Тигр» (мячик) «прыгает» в обруч. Ребёнок, держащий обруч, помогает партнёру при неточном в броске – поднимает или опускает обруч.


Игровое упражнение «Цепочка обручей»

Вариант 1. Цепочка состоит из двух обручей – маленького и большого, лежащих друг за другом. Ребёнок должен бросить мяч в малый обруч (d – 55 см) так, чтобы он «перескочил» в большой (d – 1 м).

Вариант 2. На полу лежат три обруча вплотную друг за другом – два малых (d – 55 см) и один большой (d – 1 м). Мяч нужно бросить так, чтобы он «перескочил» по очереди сначала в один, а затем в оба следующих обруча.

Вариант 3. На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат два малых обруча (расстояние может быть от 50 до 150 см). Ребёнок должен бросить мяч так, чтобы он «перепрыгнул» из одного обруча в другой.

Для выработки меткости бросков мяча применяются различные мишени, расположенные на разной высоте. Например, картинки с импровизированными мишенями начиная с самой маленькой – мухомора, находящегося на высоте 40 см над полом, и кончая самой высокой – звездой на высоте трёх метров.

В каждую мишень мяч нужно бросать определённым способом:

– с ударом мяча об пол,

– двумя руками снизу,

– одной рукой от плеча,

– двумя руками от груди.

При работе с мишенями не уточняется, каким способом бросать мяч, а просто даётся задание работать с теми или иными мишенями, и дети уже самостоятельно его выполняют. Задача педагога – контролировать правильность бросков, отмечать успехи, чтобы дети видели, что педагог наблюдает за ними, и старались тщательно выполнять все его требования.

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребёнка направлено на качество выполнения каждого движения, а не на достижение при помощи этого движения определённого результата. Например, обучая ловле или пе редаче мяча, можно давать такое задание: каждая пара (кружок) должна сделать как можно больше передач, не роняя мяч на землю и не касаясь мячом груди. Такие задания вызывают у детей желание добиться хороших результатов, содействуют поддержанию интереса. Они отвечают целям и задачам обучения и воспитания, доступны и понятны, интересны и эмоциональны, приближают действия к игровой ситуации. Игровая обстановка усиливает заинтересованность, активность детей, благодаря многократной повторяемости повышает эффективность выполняемых движений.

После овладения основными элементами изучаемого действия осуществляется углублённое разучивание. На данном этапе обучения отрабатывается точность выполнения движений с мячом, исправляются имеющиеся ошибки, формируется правильное ощущение навыка в целом. Здесь можно применять упражнение с элементами соревнования, направленные на точность выполнения движения, некоторые подвижные игры.

Упражнения с элементами соревнования создают особый динамический и эмоциональный фон, стимулирующий максимальное проявление физических и волевых качеств ребёнка, способствующий быстрому и правильному выполнению движений с мячом. Особенно важно, что они помогают избежать однообразной работы над техникой действия.

Упражнения с элементами соревнования необходимо проводить в строгой последовательности с целью обеспечения закрепления правильного навыка. Поэтому в начале обучения соревнование ведётся на точность выполнения движений между отдельными детьми, а в дальнейшем – между группами. После этого можно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения движений.

Ко времени проведения упражнений с элементами соревнований дети уже имеют определённые навыки обращения с мячом. Поэтому возможно применение самых простых индивидуальных игр, в которых каждый ребёнок действует с мячом независимо от других игроков, а также игр, в которых большинство детей действуют с мячом (например, «Кто водящий»). Они способствуют формированию навыков владения мячом в большой мере, чем игры, в которых вся группа играет с одним мячом. Игры такого характера повышают двигательную активность детей, особенно увеличивают количество действий с мячом.

Необходимо отметить, что постепенное усложнение упражнений и игр с мячом, создание новых, разнообразных условий действий с ним обеспечивают быстрое формирование широкого диапазона навыков владения мячом. Правильный, чёткий показ действий с мячом, сопровождаемый кратким, доступным ребёнку пояснением, способствует созданию правильных и точных представлений о движениях, вызывает желание выполнять их.

На разных этапах обучения соотношение приёмов показа и пояснения изменяется. Например, на начальном этапе формирования передачи мяча, когда складываются общие представления о действиях с мячом, ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплён объяснениями. Поэтому в начале обучения передаче мяча целесообразно многократно демонстрировать её на возможно более высоком уровне. Это создаёт у детей общее представление об изучаемом действии с мячом.

Стойку баскетболиста, передвижение по площадке, остановки, ведение мяча, броски в корзину и другие действия педагог сам показывает детям. А такие действия, как передача и ловля мяча, могут показать дети, наиболее хорошо усвоившие их. Педагог подчёркивает, на что необходимо обратить внимание.

Несколько позже следует перейти к демонстрации передачи мяча в сочетании с объяснением, направляя внимание детей на более важные моменты действия: на исходное положение, а затем на бросок. На этапе совершенствования передачи мяча в упражнениях и играх объяснение дают в виде кратких указаний: «Провожай мяч руками», «Передавай мяч на уровне груди партнёра», «Опусти локти вниз» и т. д.

Один из важных моментов при обучении – практическое выполнение детьми движений вслед за педагогом. По такому принципу строится весь комплекс упражнений для разминки.

Упражнения и задания здесь педагог показывает многократно, так как выполнить эти упражнения после показа может мало кто из детей. Лишь по прошествии некоторого времени можно подключить к показу более успешных детей.

При выполнении обучающих заданий необходимо сознательное их выполнение. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если педагог разъясняет их значение в различных ситуациях, объясняет, почему именно так они должны выполняться. Ребёнок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определённым способом, с определённой скоростью и в определённом направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре «Мяч капитану» следует только в том случае, если не можешь его передать партнёру; при приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.