Вы здесь

Занимательная история. Выпуск 5. Промыслы. Охота и экология (А. К. Гоголев, 2018)

Промыслы. Охота и экология

В этом выпуске обсудим только охоту, оставив пока в стороне рыболовство, бортничество и собирательство.

Взглянем на свидетельства:

Краткая история государства Вьет, 1060–1062 гг.

Во 2-ю луну, в [день] жэнь-шэнь (17 апреля) король осчастливил своим прибытием округ Сиюань, ловил слонов и поймал трёх белых слонов. Округ Вэйлунчжоу прислал в дар [королю] белого слона.

[Год] синь-чоу, 3-й год Чжан-шэн-цзя-цин. Округ Лошуньчжоу прислал в дар [королю] белого слона.

Раби Петахия Регенсбургский, 1175–1185

Хадж еврея из Германии

Они (кедары, печенеги – А.Г.) отличные стрелки, убивают птицу на лету; видят и распознают предметы на расстоянии более чем одного дня пути.

Марко Поло, 1295–1298

Китай

Много у великого хана (татаро-монгол, завоевавших Китай – А.К.) леопардов, приученных к охоте и зверей ловить; и волков у него многое множество, и они славно приучены ловить зверей.

Много у него львов больших, покрупнее тех, что в Вавилоне. Прекрасная на них шерсть, отличной масти, чёрными, рыжими и белыми полосами. Приучены они ловить диких кабанов, диких быков, диких ослов, оленей, ланей и других зверей. Залюбуешься, когда везут они дикого зверя в клетке, на телеге, а подле маленькая собачка.

Орлов, приученных ловить волков, лисиц, антилоп, ланей, у него также много, ловят они всех зверей вдоволь; а те орлы, что приучены волков ловить, – большие и сильные; нет такого большого волка, которого не поймал бы этот орёл…

Арабески

«Видят и распознают предметы на расстоянии более чем одного дня пути», – пишет Петахия. Это он как проверил? А как насчёт чудес дрессировки волков и леопардов в Китае? – Наши цирковые точно обзавидуются!

Уж и не знаю где находится предел надругательства над здравым смыслом у лейб-историков, что с придыханием обсуждают подобные опусы, пишут заумные статьи, складно вещают народу их вариации с экранов ТВ и защищают на них тысячи диссертаций!

Впрочем, понятно, почему Совесть оградила себя от этой публики и почему эта публика даже и не пытается найти Истину.

В главном:

• тогда бы вся официальная история рассыпалась как карточный домик! Полетят к чёртовой матери тысячи диссертаций! Академики низвергнутся в ничто. «Как жить дальше?» – возопят попы и гуманитарии, и, потеряв всякий смысл жизни, полезут массово в петли; издательства схватятся за голову – ведь результат творчества многих из них превратится в макулатуру; исторические разделы книжных магазинов нужно будет закрыть, повесив на них таблички «Опасно! Вздор!» Древние исторические центры, реально отстроенные не ранее XIV века, потеряв миллионы паломников и туристов, будет разграблены и уже через десяток лет отсутствия присмотра рассыпятся. – Мировой апокалипсис культуры!

• большинство же моих земляков окончательно впадёт в ступор.

«Сколько же можно насаждать нам вариантов истории России? Список этих вариантов хоть когда-нибудь прекратит разбухаться? Мы уже давно даже и не мечтаем о предсказуемом будущем, но хоть прошлое сделайте предсказуемым!» – вопросят россияне, окончательно разуверившись во всех государственных институтах, в науке, и, о ужас, в самой власти, которая веками крышевала лейб-историков, указуя перстом актуальные направления их «открытий» и интерпретаций в развитие имиджинологии!

Разумеется, приведённое описание культурного апокалипсиса – шутка, или почти шутка; но ясно пока однозначно: тесситура тиражируемой лейб-историками ахинеи находится вообще вне частотного диапазона здравого смысла.

Однако История несомненно продолжит свои подглядки вспять, но не без грусти; её тихий голос, напоминающий, что за тобой могут подсматривать, люди когда-то назвали Совестью.

Наивно думать, что в России не осталось людей, имеющих совесть. – Их несеведа – не ведомо сколь много именно (старосл.)! И час их придёт:

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами! [А. Блок]

Гуталаг (Судебник о. Готланд), 1220

Тот, кто охотится на белок до дня Симона и Иуды и после дня Марии в пост, пусть заплатит 3 марки (три новгородских гривны, по 204 г серебра каждая – А.Г.), и никто пусть не охотится внутри ограды без разрешения владельца.

Пусть никто не охотится на зайцев с силками после дня Марии в Пасху или до дня Симона и Иуды, иначе пусть заплатит 3 марки.

Вопросы к учителю

Судебник, похоже, является ничем иным как итогом многолетних наблюдений некоего придворного натуралиста, который сумел довести до своего патрона, сидящего в городе Висбю, необходимость введения табу на отстрел животных в периоды создания ими потомства и вскармливания детёнышей. Нравится версия?

Но кое-что настораживает.

Умопомрачительные штрафы за нарушение сроков охоты говорят только об одном: экологическая катастрофа накрыла скандинавов много раньше 1220 года. Но, видимо, меры противодействия браконьерам были поначалу слишком мягкими, и не менялось ничего. И только под угрозой наступления полного дефицита белковой пищи власть «проснулась», издав этот суровый декрет. Не так ли?

Готланд – это остров на Балтике[21]. Соответственно, готы, его населяющие, испокон веков не могли не использовать ресурсы моря, по сути ту же белковую пищу (японский вариант). Тогда по какой причине островные скандинавы так запали на мясо сухопутных животных? При том, что бéлки – это, разумеется, только поставщики меха, – а зайчатина никогда не была в почёте на обеденных столах.

Что-то тут не так в логике. Что именно?

* * *

Джувейни (Ала-ад-дин Ата-мелик Джувейни), †1283

Ту зиму [1222–1223 гг.] Чингиз-хан пробыл в пределах Самарканда и послал к старшему сыну своему Туши гонца с приглашением также приехать туда из Дешт-и-Кипчака и позабавиться охотою, главным образом, на диких ослов.

Чигатай и Угетай, прибывшие в Каракуль охотиться на лебедей, ту зиму забавлялись охотой и каждую неделю, как доказательство добычи, отсылали к Чингиз-хану 50 верблюжьих вьюков лебедей, пока дичи уже не осталось, и зима не окончилась…

Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)

6921 (1421)

И был у князя Андрея Дмитриевича один смелый ловчий, он выждал время, поймал медведя очень злого и свирепого и распорядился провести его недалеко от двора Луки. Лука увидел из своего дома медведя, вышел сам к медведю со служащими и повелел ловчему князя Андрея привести медведя к нему на двор. Ловчий князя Андрея поступил хитро с Лукой и в тот же миг выпустил медведя на него: Лука не отошёл в сторону и медведь напал на Луку, едва смогли отнять Луку у медведя – только дыхание осталось в его ноздрях.

Рисунок 11. Лист из Царь-книги. Медведь и русский «гладиатор»


Сигизмунд Герберштейн, 1517, 1526

В московской области не найти мёду и [не водятся] звери, кроме зайцев…

Царская охота на зайцев

Вслед за тем они все в один голос начинают кричать и спускают собак, молосских и ищеек. Большим удовольствием было слышать многоразличный лай столь великой своры.

А собак [у государя] – огромное множество, и притом отличных. Одни, по имени «курцы», [употребляются] только для травли зайцев, очень красивые, с мохнатыми ушами и хвостами, как правило смелые, но непригодные для преследования и бега на дальнее расстояние. Когда появляется заяц, то спускают трёх, четырёх, пятерых, а то и более собак, которые отовсюду нападают на него…

Наконец, по окончании охоты [все собрались и] снесли зайцев [в одно место]; затем их сочли и насчитали около трёхсот. У нас их называют турецкими собаками.

Рисунок 12. Русский зверолов. Деревянная резная панель из собора г. Любека. 1440–1478 гг.


Статуты ВКЛ Сигизмунда I, 1529

Также устанавливаем цену диким зверям: за зубра двенадцать рублей грошей, за лося шесть рублей грошей, за оленя или за лань по при рубля грошей, за медведя три рубля грошей, за коня или кобылу три рубля грошей, за дикого кабана и свинью рубль грошей, за серну полкопы грошей, за рысь рубль грошей…

По сути – перечень пород охотничьих собак того времени:

Также устанавливаем цену собакам. Если бы кто-нибудь украл или убил чьего следника или набрешника, платит двенадцать коп грошей; за бобрового пса двенадцать коп грошей, за борзого пять коп грошей, за курча десять коп грошей, за хорта подсокольного десять коп грошей, за домашнего кобеля пять коп грошей, за узлайника три копы грошей, за гончего пса три копы грошей, за легавого на зайцев или зверя три копы грошей, за меделянского пса двенадцать рублей грошей, за ласявого двенадцать рублей грошей, за осочного пса двенадцать рублей грошей, за щайку три копы грошей, а за легавую подружейную десять коп грошей.

Паоло Кампани, 1581

В большом почёте у них (московитов – А.Г.) соболиные меха, которые из отдалённых областей Московии вывозятся за огромную цену к нам для отделки одежды знатных людей.

Антон Марш, Христофор Холмс, 1584

Англичане в Сибири

Недалеко от материка в устье Оби имеется остров, на котором водится много зверей, например, белых медведей, моржей и т. п. Самоеды говорят, что в зимнее время они часто находят там моржовую кость…

На Новой Земле есть большое озеро, в котором водится множество гусей и лебедей. В период линяния, около Петрова дня, они теряют свои перья: холмогорцы ездят туда ежегодно, наши же англичане вкладывают в это предприятие свою долю денег: они привозят оттуда большое количество пуха, сушеных лебедей и гусей, медвежьих шкур и рыбы.

Вопросы к учителю

Не прошло и 30 лет с тех пор, как капитан Ричард Ченслер изумился, когда поморы ему сказали, что он приплыл не в Индию, а в Россию, и вот уже шустрые англичане хозяйничают и на Урале, и в Сибири, и даже на Новой Земле!

Что не удивительно. В тот в 1584-ый год (читай – «в тот 1991 год…», ведь история циклична!) умер первый на Руси царь Иван IV Грозный (читай – «рухнул СССР»), только-только собравший страну и национализировавший её богатства. Но на престол бояре (читай – заокеанский «обком») посадили его умственно больного сына Фёдора, предварительно ниточками привязав его руки к рукам своего ставленника, Бориски Годунова. Тут-то и началось полное vice versa (наоборот, англ.), откат к прежним устоям, к повторному запуску Эпохи Моли. Не так ли? Вот англичане и попытались в условиях безвластия разгуляться на чужой территории как хозяева.

Но Россия – это вам не Индия! Русь не докатилась до того унижения, чтобы английский стал основным языком общения на её территории, как и левостороннее движение заместило правостороннее. Хотя первая мерзость уже просвечивает хотя бы в том нашем сегодня, что лейб-СМИ и дня не могут провести без упоминания сует королевской семьи за Ла-Маншем и звёздных выездов старушки. Не понятно ли кому это интересно в России?

* * *

Аксель Гюльденстиерне, 1602

24-е Августа провели в Новгороде.

25-го Августа мой господин, Михаил Глебович и мы прочие выехали на лодке, чтобы пострелять. Застрелили 18 домашних уток и двух домашних гусей.

Арабески

То Николаас Витсен откровенничает о писающих из окон русских домов западных дипломатах, то вот датчане хвастаются убийством домашних животных: мол, поплавали мы тут по Волхову у русских изб, что около воды были построены, да постреляли в своё удовольствие кучу их птицы домашней, уток да гусей. – Герои, мать их…! И вот теперь наследыши и Витсена и Гюльденстиерне нравоучают нас о ценностях своей Европейской культуры, о принципах демократии, наглядно демонстрируя своё отношение к людям труда как к быдлу. Вот как постарался некий средневековый гений-монах с NICом «Аристотель» в своём определении людей как Instrumentum vocale – неодушевлённых предметов, обладающих лишь даром речи. Однако ж способные у него оказались ученики в странах Внеморальной Оси! Впрочем, и наши наследыши в 90-е годы XX века далеко не ушли.

Самуэль Коллинз, 1658–1666

В главном городе Сибири Тобольске живёт главный Воевода. Там торгуют мехами, особенно же собольими, которых, как говорят, нигде больше нет; питаются какими-то ягодами или орехами, изобильно там растущими на деревьях, теперь мне неизвестными, но о которых мне обещали сообщить подробнейшие сведения. Тамошние жители проводят на охоте от шести до семи недель кряду и ездят на собаках, а собак кормят рыбою, во множестве добываемой из озёр.

Они запрягают от сорока до пятидесяти собак в одни сани, одеваются в тройные меха; во время больших морозов лежат целую ночь и разводят огни для приготовления рыбы. Собаки очень хорошо умеют отыскивать соболей, а люди искусно их убивают, попадая стрелою в нос, после чего собаки приносят добычу. Если удар минует нос, то соболь пропадает, потому что он смелое животное и уходит со стрелою в теле; сверх того, портится и мех. Там так холодно, что вода, брошенная в воздух, падает льдом.

Бальтазар Койэтт, 1676

Москва

Мы вышли за город в поле, где его превосх. тотчас сел на лошадь; когда мы приехали на места, где раньше происходила травля зайца, был выпущен заяц, за которым погнались 10–12 человек. Заяц бежал туда и сюда, несколько раз перекувыркиваясь, пока мы, скача через поля и нивы, прибыли в деревню, где крестьяне окружили и поймали его.

Сокольничий тут ещё не присутствовал: иначе он выпустил бы сокола против зайца.

Когда прибыл сокольничий, была ещё большая потеха с этим зайцем и соколом, которые храбро сцепились друг с другом; однако, сокол, в конце концов, одолел.

Вскоре затем пущен был в воздух сокол, одновременно с красивой птицею с серыми перьями и красивым хвостом, величиною почти с сокола; называлась она мышеловкою. Сокольничий сказал его превосх-у, что сокол легко поймает эту птицу в воздухе, но они при этом в нос птицы, которую они приготовились вскинуть в воздух, быстро всунули перышко, чтобы помешать ей в полете и чтобы сокол легче её настиг. Однако его превосх. заметил эту проделку и велел вынуть пёрышко из носа птиц, которые тогда взлетели так высоко, что сокол не мог их настигнуть и принужден был опуститься.

Выпустили и голубятника, чтобы он ловил небольших птичек. Он устремился за жаворонком, но настиг зяблика, у которого было перышко в носу.

Вопросы к учителю

Соколиная охота. – Разве не красиво? Спору нет! Но почему в окрестностях Москвы? Почему ни у кого не возникает параллелей со степной Монголией или пустынной Аравией? Не потому ли только на зайцев и была возможна охота в конце XVII века под Москвой, что за несколько веков все леса повырубили ради строительства жилищ, для их отопления и банных утех? Кроме того, гончарное и винокуренное производство, а также сталелитейное и кузнечное дело, сконцентрированные в Москве, требовали очень значительных объёмов топлива. К чему во времена правления Ивана III добавилось крайне энергозатратное дело обжига строительного кирпича для отстройки Кремля.

О возникшей экологической катастрофе в Московии посол Первого Рейха Герберштейн оставил нам два своих наблюдения от 1517 года:

В Московской области не найти мёду и [не водятся] звери, кроме зайцев…

По пням больших деревьев, видным и поныне, ясно, что вся страна ещё не так давно была очень лесистой.

Где можно посмотреть на экологические картинки территории России от века к веку? Например, наглядно увидеть, как менялась лесистость Русской равнины? Где можно ознакомиться с кросс-анализом влияния этой экологической катастрофы на экономику страны? Например, узнать, как в этой связи изменялась наиболее уязвимая к исчезновению лесов гидрология?[22] В каком году, в частности, караваны торговых кораблей перестали доплывать до Москвы, и когда в Москве-реке перестали водиться осётры?

Конец ознакомительного фрагмента.