Женщины, дети, имянаречение
Женщины: нравы, украшения, макияж
И вот он, микромарафон свидетельств.
Бартоломей Английский, +1250 АмазонкиАмазония – область, расположенная частью в Азии, частью – в Европе; она соседит с Албанией и названа от амазонок. А были амазонки жёнами готов, которые вышли из нижней Сифии (Скифии. – А.Г.), как говорит Исидор в книге IX.
После коварного убийства их мужей они, взяв их оружие, мужественно напали на врагов и достойным образом отомстили за смерть супругов. Ведь они перерезали всех мужчин, от стариков до младенцев, а женщин пощадили, захватили вражеские доспехи, а потом решили жить вообще без мужчин. Они поставили над собой двух цариц, а именно Марсепию и Лампету, по примеру супругов, которые обычно имели над собой двух царей. Из них одна, идя с войском, сражалась с врагами, другая тем временем управляла страной.
Овидий, +17Редко встречаешь лицо без изъяна. Скрывайте изъяны
В теле своём и лице, если под силу их скрыть!
Если твой рост невелик и сидящей ты кажешься, стоя,
Вправду побольше сиди или побольше лежи;
А чтобы, лёжа, не дать измерять себя взорам нескромным,
Ты и на ложе своём тканями ноги прикрой.
Если ты слишком худа, надевай потолще одежду
И посвободней раскинь складки, повисшие с плеч;
Если бледна, то себя украшай лоскутами багрянца,
Если смугла – для тебя рыбка на Фаросе есть.
Ножку нескладного вида обуй в башмачок белоснежный;
Голень, что слишком худа, всю ремешками обвей.
Слишком высокие плечи осаживай тонкой тесьмою;
Талию перетянув, выпуклей сделаешь грудь.
Меньше старайся движеньями рук помогать разговору,
Ежели пальцы толсты или же ноготь кривой.
Не говори натощак, если дух изо рта нехороший,
И постарайся держать дальше лицо от лица.
А у которой неровные, тёмные, крупные зубы,
Та на улыбку и смех вечный положит запрет.
Женская поступь – немалая доля всей прелести женской,
Женскою поступью нас можно привлечь и спугнуть.
Вот выступает одна, развеваются складки туники,
Важно заносит ступню, ловким бедром шевелит;
Вот другая бредёт, как румяная умбрская баба,
И отмеряет шаги, ноги расставив дугой;
Эта – слишком груба, а эта – изнежена слишком:
Что ж, как во всём, так и здесь верная мера нужна.
Арабески
Мне «почему-то» представляется, что эти наставления якобы древнеримский, начала Новой эры поэт Овидий – а скорее всего, какой-то эстетствующий дон Жуан из Флоренции Средних веков, творивший под этим NIСом – сочинил не для обычных женщин, а для работниц дома терпимости, который ему же и принадлежал. Не так ли?
На самом деле мужчины любили и «отштукатуренных», и толстых и тонких, и нерях, и не имеющих выключателя трандычих… Всяких! Что Ж.-Б. Мольер в 1666 г. и отметил мудро в своей пьесе «Мизантроп» устами Элианты:
«С любовью истинной ваш взгляд несовместим,
И выбором всегда влюблённый горд своим.
Все лишним поводом бывает к восхваленью:
Любовь всегда склонна бывает к ослепленью,
Она любой порок за качество сочтёт
И в добродетели его произведёт.
Бледна – сравнится с ней жасмина только ветка;
Черна до ужаса – прелестная брюнетка;
Худа – так никого нет легче и стройней;
Толста – величие осанки видно в ней;
Мала, как карлица, – вот чудо неба вкратце;
Чрезмерно велика – богиней может зваться;
Неряха, женских чар и вкуса лишена
Небрежной прелести красавица полна.
Будь хитрой – редкий ум. Будь дурой – ангел кроткий.
Будь нестерпимою болтливою трещоткой —
Дар красноречия. Молчи, как пень, всегда
Стыдлива милая и девственно горда.
Так, если в любящем порывы чувств глубоки,
В любимом существе он любит и пороки»
Ахмед ибн-Фадлан, 921-922Украшения славянок Поволжья
А что касается каждой женщины из их числа, то на груди её прикреплено кольцо или из железа, или из серебра, или (из) меди, или (из) золота, в соответствии с (денежными) средствами её мужа и с количеством их. И у каждого кольца – коробочка, у которой нож, также прикреплённый на груди. На шеях у них (женщин) (несколько рядов) монист из золота и серебра, так как если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене одно монисто (в один ряд), а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два мониста, и таким образом каждые десять тысяч, которые у него прибавляются, прибавляются в виде (одного) мониста у его жены, так что на шее какой-нибудь из них бывает много (рядов) монист.
Самое лучшее из украшений у них (русов) это зелёные бусы из той керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают, как ожерелья, для своих жён.
Вопросы к учителю
Вот и очередной повод возник воспользоваться Матрицей продуктивных сравнений. Фадлан пишет: «кольцо или из железа, или из серебра, или (из) меди, или (из) золота…» Двигаясь по строке темы «Ювелирное дело», фиксируем в ячейках столбцов данности: рудников железа на европейской территории у славян не было. Единственным источником его добычи были болота (болотное железо); качество орудий из болотного железа было при этом ужасающим. Ужасающим настолько, что им даже невозможно было долбить мёрзлую землю для отрывания могил зимой. В итоге москвичи складывали трупы своих родственников в Божедоме, до весны; рудников цветных металлов не было на Руси и во времена Ивана IV Грозного; и даже Алексей Романов не мог эмитировать серебряные монеты из-за отсутствия собственной рудной базы этого металла, позорно надчеканивая зарубежные талеры, «кораблики» и голландские доллары (рис. ниже).
Ювелирная промышленность Руси откуда брала материалы для женских украшений?
Два ответа возможны: получали качественное железо, медь, серебро и золото исключительно через торговый обмен с европейскими и южными соседями (1), получали железо, цветные и драгметаллы как военную добычу (2).
Последнее предположение могло бы подкрепиться слёзными хрониками стран Европы и Азии о жестоких набегах русичей. Но таковых упоминаний в истории нет! Не так ли?
А.Г. Маньков в своём фундаментальном исследовании утверждает, что «Наличие медных рудников в Русском государстве XVI в. не подлежит сомнению». Действительно, автор приводит весомый по количеству набор прейскурантов на цветные металлы и готовые изделия из них, синхронные той эпохе, но не приводит рыночные ценники на отечественную руду. Более того, им же самим оглашается противоречивый факт: «Антониев-Сийский монастырь приобрёл несколько колоколов (из них 2 немецких)». А не немецкие у кого были куплены? У чехов? В ВКЛ?
Действительно, из того факта, что цветными металлами в XVI в. на Руси торговали, конечно же следует вывод о наличии в стране этих цветных металлов, но совсем не следует вывод о наличии разработанных на её территории месторождений руд, содержащих цветные и драгметаллы, а также вывод о наличии освоенных технологий их обогащения и выплавки сырья для ювелирной промышленности и монетного двора Кремля (монетных дворов, кстати, было несколько и в разных городах). – С этими вопросами была беда: «почему-то» лишь «в 1597 году Царь поручил дворянину Вельяминову вызвать в Россию из Италии, чего бы то ни стоило, мастеров, умеющих находить и плавить руду золотую и серебряную; но был ли успех, – неизвестно. Знаем, что такие же требования делались Англичанам и Шведам…», а чуть ранее царь Иван IV поставил условие шведскому коллеге Юхану III «в знак крепкой дружбы должны послать ему мастеров горного дела».
Объективности ради стоит заметить, что руду, содержащую серебро, вроде бы нашли ещё в годы правления деда Ивана IV. Правда, толку от того было никакого:
«Той же осенью 1492 года, на 20-ый день октября вернулись в Москву Андрей Петров да Василей Иванов сын Болтина, которых великий князь посылал с немцами Иваном да Виктором на Печору искать серебряную руду. И они нашли руду и серебряную и медную в вотчине великого князя, на реке Цилме, не доходя полдня до реки Космы, а от Печоры – за семь дней, и место то простирается на 10 вёрст, а от Москвы до тех мест полчетверти тысячи вёрст. А нашли ту руду 8 августа 7000 года от СМ» [Никоновская летопись][11].
Однако факт: владела бы Русь умением выплавлять из своей руды цветные и драгметаллы, царю Алексею Романову не пришлось бы надчеканивать иностранные монеты, а его предшественникам их переплавлять!
Получается, металлы получали исключительно мирным путём. Тогда на территориях, откуда поступали в Древнюю Русь их тонны, должны остаться следы встречного русского товаропотока. Где эти следы? Мне непонятно: в музеях нашей страны артефактов со всех концов планеты, найденных на нашей территории, полно. Но почему русских артефактов в музеях Европы найти не просто? Если Русь вела столь интенсивную внешнюю торговлю.
Но и иное. Тесные контакты Древней Руси и её окружения не могли не привести к взаимному культурному обогащению, в том числе и в повседневной речи. И я даже не могу назвать, например, количество арабизмов в нашем языке – настолько их много! Лучше об этом прочитать в работах Н.Н. Вашкевича. Как пример:
Можно сказать, что если любое слово любого языка не мотивируется в своём языке, то это значит, что либо оно заимствовано из другого языка, либо оно арабское (или русское)… Этнические языки не результат творчества народов, а народы суть результат воздействия языков. Этот закон распространяется на все живые объекты.
Арабское ВРГ (вирг) – серебро, чеканные деньги (того же корня латинское аргентум) дало в русском гривна. Эту денежную единицу по созвучию сближают с русским грива и вешают на шею. Так и объясняет этимология: слово гривна, мол, происходит от грива, что, конечно же, неверно.
Что касается происхождения арабского названия серебра, то оно происходит от арабского же ´ара: к (´ара: г) – лить. Мы знакомы с этим корнем по русскому слову река. Такая схема наблюдается и в русском слове серебро, от арабского сараба (литься), и в арабском фидда (серебро) от арабского фа: да (разливаться). Это понятно. Во всех этих названиях отражена технология изготовления серебряных изделий.
То есть «гривна» к образу серебряной чушки, обвитой вокруг шеи, на самом деле отношения не имеет никакого!
Гуталаг (Судебник о. Готланд), 1220Вся позолота запрещается, кроме пряжки. Позолоченные чаши следует переплавить, где они имеются. Позолоченные и шёлковые шнурки, не витые, запрещаются. Старые позолоченные сосуды и пояса позволяется иметь, но не увеличивать [их число].
Приданое должно быть в 2 марки золота и не больше. Нельзя дать больше и просить больше. Вся синяя ткань и покрывало запрещаются, и нельзя [это] дать в приданое между усадьбами, [можно] только белое. Scarlat (-?) запрещается. Никто не может купить scarlat, ни новую, ни старую, никто не может дать её в приданое между усадьбами. Серебряные шнурки и украшения на юбках также запрещены…
Женщина должна заботиться о ребёнке на каждом пиру, пусть кладёт его в колыбель рядом с собой или пусть держит у себя на коленях, или кладёт его в кровать, и сама ложиться рядом. Так должна каждая женщина заботиться о ребёнке 3 года.
Если при такой заботе какой-нибудь человек случайно принесёт смерть ребёнку, то он платит полный вергельд.
Если женщина кладёт ребёнка на пол или на сиденье без присмотра или кладёт в кровать тоже без присмотра, то за ребёнка не платится, что бы ни случилось.
Если женщина с ребёнком ложится в постель, где уже лежат пьяные люди, и ребёнок задохнётся в давке или одежде, то за ребёнка ничего не платится, хотя она и лежала рядом с ним…
Каждая женщина должна знать свою кровать, где она будет рожать. Пусть у неё будет свидетельство двух женщин, повитухи и соседки, [о том], что ребёнок рождён мёртвым и что она руками этому не помогала.
Вопросы к учителю
Однако же и нравы были у готов! Задушить руками только родившегося своего же ребёнка, бросить грудничка в толпу спящих пьяных мужиков, оставить кулёк с ребёнком на холодном полу – обычное дело! Ну и бабёнки были на Готланде, которых можно было только законом принудить пестовать своих детей до трёх лет!
В XXI в. некоторые российские мамашки бросают своих только родившихся детей в мусорные контейнеры, оставляют их на обочинах дорог, сплавляют в дома ребёнка… – В чём тогда состоит разница нравов викингов XIII в. и русских XXI века?
Далее лейтмотив темы: никто не знал о токсичных свойствах свинца и ртути. – О несчастные женщины!
Джильс Флетчер, 1598-1599Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим жёнам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы. От краски морщится кожа, и они становятся ещё безобразнее, когда её смоют…
Без серёг серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы…
Благородные женщины (называемые жёнами боярскими)… в ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями.
Неизвестный англичанин, 1567-1568Большая часть женщин ездит верхом со стременами, как мужчины, а некоторые в санях, что летом неудобно. Муж обязан давать жене краски, так как у русских существует обыкновение краситься; это так обычно между ними, что ни сколько не считается позорным. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски; всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки; брови они раскрашивают в чёрную краску, под цвет гагата. Лучшее, что умеют здесь женщины – хорошо шить и прекрасно вышивать шёлком и золотом.
Эразм Роттердамский, +1511Платон колебался, к какому разряду живых существ подобает отнести женщину, – разумных или неразумных, сомнением своим желая указать, что глупость есть неотъемлемое свойство её пола.
Станислав Немоевский, 1606-1608После родов, на третий, далее всего, на четвёртый день родильница с дитятей идёт в баню, чтобы париться там вениками, т. е. навяжет березовых прутьев, с листьями, сечёт себя и дитя так, что дитя едва избегает смерти. По большей части, дети так выкармливаются, что дитя ничего не сосёт ни у матери, ни у другой женщины, но когда бьют телушку, то покупают сосцы, привязывают к рожку и вольют туда коровьего молока. Так ребенок выкармливается на скотской пище, а потому, обыкновенно, и скотская острота ума…
У ступенек, по которым должна была идти государыня (Марина Мнишек – А. Г.) к своим комнатам, стояли княгини Мстиславская и Шуйская, обе умазанные в крупные белила, толщиной в палец, и румяны, даже брови повыдергали они себе и прилепили другие, до половины лба – дело, совсем обычное в этой стране у всех вообще женщин и невозможно бесстыдное, потому что небольшая разница против того, как если бы они ходили на маскарад; мало того, они вместо того, чтобы охранять себя от мужчин, сами на переходах, хотя люди и смотрят, проделывают эту свою полировку, а наши дамы передавали нам, осведомившись от них позже, что они выкрашивают себе даже зрачки в глазах. При обеих княгинях не было ни женщины, ни мужчины, кроме двух, которые им светили…
Вообще все белятся и румянятся, но что удивительнее – глаза, зрачки чернят, природные брови сбривают и лепят другие, повыше…
В ушах подвески (что они называют «сергами»), которые висят до самого пояса, у больших боярынь – жемчужные, у меньших – серебряные, позолоченные, с чёрным янтарём. У простого человека они короче, однако шею переходят, да и по трое серёг протыкают уши; ни одна женщина, даже старая баба, не ходит без колец, кроме вдов. Раньше, чем девочке исполняется год, ей в бане прокалывают уши.
Пётр Петрей, 1601–1605…1613Что касается женщин, они чрезвычайно красивы и белы лицом, очень стройны, имеют небольшие груди, большие чёрные глаза, нежные руки и тонкие пальцы и безобразят себя часто тем, что не только лицо, но глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и тёмною: чёрные ресницы делают белыми, белые опять чёрными или тёмными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит, особливо же, когда ходят в гости или в церковь, потому что их не часто выпускают бродить по улицам, разве только в праздники или для посещения друзей и родных.
Если они богаты и знатны, ездят зимою в санях, а летом в колясках, крытых хорошим красным сукном, имея подле себя бегущих служителей, которые должны наблюдать за ними, чтобы они не завели какого распутства с другими молодчиками, потому что они наглы, сладострастны и не опускают ни малейшего к тому случая, только бы он представился, даже часто раздражают мужей к Венериной потехе с ними, а особливо иностранцев, к которым очень неравнодушны.
Оттого-то господа их мужья велят их тщательно охранять и стеречь служителям, когда выезжают они на свадьбу, в гости или для посещения подруг, и не позволяют подходить к ним никому из мужчин, кроме близких своих друзей. Да и при них держат мальчика, который не только исправляет их надобности, подает им кушанья и напитки, но и должен также доносить и сказывать мужьям, что делали без них жёны, не принимали ли к себе молодых посторонних мужчин: за то эти мальчики пользуются в домах таким почетом и значением, что женщины без всяких отговорок дозволяют им разные шалости, дают им подарки, если хотят от них молчания о своих делах, чтобы не быть высеченными или поколоченными от мужей.
Самуэль Коллинз, 1658-1666Они (русские женщины. – А. Г.) чернят свои зубы с тем же намерением, с которым наши женщины носят чёрные мушки на лице: зубы их портятся от меркуриальных белил, и потому они превращают необходимость в украшение и называют красотой сущее безобразие.
Иоганн-Георг Корб, 1698-1699Женщины в Московии имеют рост стройный и лицо красивое, но врождённую красоту свою искажают излишними румянами; стан у них также не всегда так соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины в Московии носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало.
18 и 19-го (28 и 29-го) августа 1698 г. В эти дни несколько писцов из приказа пировали со своими жёнами у одного писца. Самая хорошенькая из женщин понравилась хозяину, который устроил угощение, и он ради её обольщения, которое держал в мыслях, постарался напоить вином всех гостей, и особенно женщин. Лукавый умысел некоторые заметили и поспешили напоить жену хозяина, у которого пировали. Все упились и повалились на пол, а хозяин, пылавший любовью, заметив, где легла его красавица, загасил огонь, чтобы лучше им было отдохнуть, а оставшихся мужей пригласил в другую комнату для новых подвигов за стаканами.
После того все пьяные воротились в комнату, где спали женщины. Хозяин подходит к тому месту, где расположилась красавица; из глаз его, выражавших любовь и страсть, она легко угадывала его замыслы и вследствие плутовства, или, если угодно, благочестия, положила на своё место жену самого хозяина. Хозяин в темноте не мог открыть обмана женщины, и полный прежних помыслов, не узнавши, начинает всячески ласкать свою жену…
Конец ознакомительного фрагмента.