В городе, в поселении
Пожары и борьба с ними
Во введении в тему отмечу, что Национальная летопись переполнена сведениями о пожарах и их жертвах; не лучше дела обстояли и в не славянском мире.
Среди причин этого бедствия, конечно же, была и безалаберность. Но чаще началом возгораний был поджог – обычная, как я полагаю, практика сведения счётов меж князьями; палили имущество и как метод рейдерского захвата лакомых территорий как в тех, так, впрочем, и в нынешних временах. В чём лишний раз можно убедиться, например, в Тверской летописи, сравнив даты пожаров и событий «Русского Чикаго-non-stop» (но где исследование на эту тему?). По мере централизации и укрепления власти и с окончанием суровых пассионарных Фаз развития российской суперэтносистемы доля поджогов снижалась, и на первое место среди причин пожаров устойчиво вышло разгильдяйство: так, в 1828 г. в Российской Империи по этой причине произошло 2 385 пожаров, и только 120 – из-за поджогов, от попадания молний 167; общий ущерб от этой беды составил более 25 тыс. рублей, сгорело 13 тыс. домов, погибло более 15 тыс. четвертей зерна. В 2015 г., для сравнения, в стране зафиксировано 145 686 пожаров, в которых погибли 9 377 человек.
Меж тем горькая статистика человеческих и материальных потерь в огне весьма информативна не только для описания успехов действий княжеских спецназов. Из летописных описаний этих несчастий можно достаточно точно определить численность поселений, восстановить реестр городских улиц и имена хозяев домов, оценить мощность строительной индустрии и плотность застройки городов etc. – И это может стать факультативным заданием для школьников и студентов.
Настало время заметить, что Национальная летопись не содержит никаких описаний жизни людей вообще: речь постоянно идёт о княжеских тусовках и столичных интригах, о рейдерских ходках корсаров Руси, о годах голода, о космических явлениях и о плохой погоде – поток сплошного негатива! То есть монахи описывали только те явления и события, которые однозначно признавались ими причинами уменьшения или изменения потоков финансирования их спонсоров (князей) и Церкви (себя любимых); всё иное в жизни их паствы было вне сферы интересов монахов-летописцев. Единственно светлые (скорее только для князей и клириков) страницы, которые можно встретить в Национальной летописи, – это строительство городов (т. е. огораживание крепостными стенами уже существующих мирных поселений)[7] и возведение церквей. Всё! Чем жили 99 % граждан страны за «МКАДом», за стенами Новгорода, Пскова, Костромы, Владимира, Смоленска, Рязани, Твери etc., – в летописях ни звука!
Подмечу и ещё одну странность: все варианты Национальной летописи заканчиваются в XVI – в начале XVII. Почему, кстати?
Таким образом, преобладание в данной серии книг депрессивных тем обуславливается отсутствием (за редким исключением) документов с описанием иных, светлых сторон жизни людей и радостных событий природного окоёма; в основном подобного рода описания принадлежат перу иностранцев, либо посетивших страну, либо в ней работавших. Впрочем, и хроники иных этнических систем заражены той же «болезнью».
Кто или что тут может помочь разобраться в законах истории людей, а не в истории княжеских и поповских тусовок? Конечно же, археология и сопоставительный анализ сохранившихся описаний различных сторон жизни людей. Исхожу из уверенности, что цивилизационный уровень (в том числе и уровень морали) каждой из сторон жизни людей всегда синфазен любой иной стороне жизни людей одной этносистемы. Именно под этим углом зрения и рассматриваются свидетельства истории, в том числе и описания пожаров, как и противопожарных мероприятий.
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-книга)
Пожар в Царьграде
Было в царствование Льва Великого (Папа Римский, ум. 440. – А.Г.) возгорание большое в Константинополе, какого никогда же не было, и изгорел город от моря и до моря. Убоялся же царь оставаться в палатах своих в городе, и пришёл к монастырю святого Мамы (Русский квартал в Царьграде), и затворился там, и пребывал 46 дней, и создал там пристань и портик, который называется в честь Льва и ныне.
Кведлинбургские анналы
1009 год
29 августа, в понедельник, в 6-ю луну, в Майнце достойным сожаления образом сгорела в огне новая базилика вместе со всеми прилегавшими к ней строениями, так что осталась только одна старая церковь. Громы и молнии часто случались в зимнее время.
1010 год
Базилика в Вунсторфе (городок к западу от Ганновера. – А.Г.) ужасным образом погибла от удара молнии. Видны были также кометы.
Козьма Пражский, †1125
23 апреля (1090 года. – А.Г.), в среду, на второй неделе после пасхи, сгорел монастырь святых мучеников Вита, Вацлава и Адальберта в городе Праге.
Тверская летопись
1134 год
В 6642 году от СМ сгорели нижние торговые ряды от Плотничьего ручья до Холма, а 4 августа сгорело 10 церквей.
1152 год
У торговых рядов загорелась церковь св. Михаила, и много горя было; и погорел затем весь торг, и все дворы до ручья; сгорело 8 православных и 9 варяжских церквей.
1178 год
В Новгороде сгорел весь Неревский конец, начиная от дома Иванковых, а также 5 церквей.
1185 год
Пожар во Владимире занялся 13 апреля, в среду: выгорел почти весь город; погибли 32 церкви; занялась и Златоверхая соборная церковь св. Богородицы…
1193 год
В четверг, 23 июня, в полночь загорелся Владимир и горел всю ночь и весь следующий день до вечера; сгорели 14 церквей и половина города. Великокняжеский двор отстоять от огня удалось… а 4 июля кн. Всеволод заложил детинец во Владимире.
1194 год
Пожар занялся с Савкина двора на Яришевой улице, и быстро перекинулся на другие строения Новгорода. Сгорели 3 церкви: св. Василия, св. Троицы и св. Воздвижения. Пожар унялся только у Луконой улицы… но уже на другой день загорелось в Чеуловом переулке, где выгорело 10 домов. И в ту же неделю, в пятницу, пожар занялся на Хревкой улице и распространился вплоть до ручья в Неревском конце, сгорело 7 церквей…
Воскресенская летопись, 1343
31 мая 6851 года от СМ погорел город Москва и в нём 28 церквей. Это уже четвёртый большой пожар за последние 15 лет.
Тверская летопись
1316 год
В лето 6824, марта 19, загореся град Тверь, кремль, и множеством людий погашен бысть.
1382 год
И поидоша (Тохтамыш. – А.Г.) секучи в град, а инии по лествицам на град; а граждане сами град зажгоша, и бысть ветр силен, и бе огнь на град и меч; и бысть взят град августа 26 день, при часе 8 дню.
1392 год
Выгорел Кашин, но был быстро срублен заново.
Псковская летопись
1432 год
Осенью в Новгороде случился пожар: сгорел околоток (предместье? – А.Г.) и Владычин двор; за исключением позолоченного купола кровля на Святой Софии погорела вся…
1446 год
Великий князь Василий Васильевич Московский поднял всю силу Русскую и пошёл освобождать свою землю на Махмета окоянного, и побежал Махмет, и сентябре остановился князь в Сергиевом монастыре. Но спустя 3 дня супостат появился у Суздаля, пленил тамошнего князя и много народа истребил. Началась паника, и люди стали стекаться в Москву под стены крепости, и ночью город загорелся; погибло много людей, из которых только мужчин 2700 человек, а потерям товара и скотины и числа нет.
Адам Олеарий, 1636 (†1671)
Крыши крыты тёсом, поверх которого кладут бересту, а иногда – дёрн. Поэтому-то часто и происходят сильные пожары: не проходит месяца или даже недели, чтобы несколько домов, а временами, если ветер силён – целые переулки не уничтожались огнём.
Мы в своё время по ночам иногда видели, как в 3–4 местах зараз поднималось пламя. Незадолго до нашего прибытия погорела третья часть города и, говорят, четыре года тому назад было опять то же самое…
Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задёшево доставить на место и сложить.
Ян Стрюйс
Нагасаки, 1647
Близ домов стоят большие сосуды с водой, чтобы тушить пожары, которые здесь часто возникают. По этой причине состоятельные люди строят каменные склады у своих жилищ, чтобы сохранить своё добро от пожаров. Пожары приносят здесь большие убытки, и их было бы ещё больше, если бы вода не была проведена в изобилии по всем улицам, что даёт возможность легко достать её.
Если каменные церкви на Руси научились строить уже в конце первой сотни лет христианизации страны, то почему каменные склады и городские морги (Божедомы) стали отстраивать только в XVII-м?
Ведь вряд ли русский домовитый мужик был менее домовит, чем японский! Тогда где можно увидеть следы каменных строений продовольственных складов, хранилищ семенного фонда и арсеналов XVII века и ранее? Деваться некуда: придётся-таки историкам вести особо любопытных в подклети церквей и показывать хозяйственные постройки монастырей.
Бальтазар Койэтт, 1676
Москва
В четверг, 23-го января, как и в предыдущую ночь, в городе в четырёх местах горело, причём беспрестанно гудел набат. Лучшее средство, которое здесь применяется, чтобы не дать пожару распространиться, заключается, ввиду недостатка или отсутствия воды, в том, что те деревянные дома, которые ближе всего к пожару, срываются и растаскиваются до основания: в этом [Русские] очень проворны.
В воскресенье, 26-го апреля, возник сильный пожар как раз за Мясницкими воротами, а, после обеда, другой в 3-х или 4-х вёрстах от города. Думали, что сгорела целая деревня. Это не удивительно, так как дома здесь, большею частью, из дерева, а крыши одеты древесным лыком, покрытым тонкими дощечками: всё это при засухе и на солнце, если не было ни дождя, ни снега, так сухо, точно серное дерево, и легко принимает огонь.
В понедельник, 27-го, утром, снова возник сильный пожар на том же месте, где был пожар в предыдущий день. Сгорело около 30-ти дворов и одна церковь. В этот день горело и в двух других местах; это случается часто и одновременно в разных местах.
Во вторник, 28-го, его превосх. обедал у Датского резидента. После обеда мы все поспешно должны были вернуться домой, так как около Покровских ворот возник сильный пожар, перекидывавшийся всё дальше значительным ветром; он уничтожил более тысячи дворов и ещё много каменных и деревянных церквей. Этот пожар представлял страшное зрелище…
Иоганн-Георг Корб, 1698–1699
21 марта 1698. В Минске была днёвка. Обедню мы отслужили у иезуитов… Минск, некогда богатый и славный город, доведён года три тому назад сильным пожаром до совершеннейшего упадка…
8 и 9 апреля 1699 г. Около девяти часов утра был большой пожар недалеко от Посольского двора, за палатами воеводы Шеина. Боярин Салтыков и князь Алексей Михайлович Черкасский много пострадали через это несчастие; горело в продолжение четырёх часов, отчего превращены в пепел их собственные палаты и многие окружавшие оные деревянные дома. Здесь не употребляют воду для тушения огня, но для пресечения пожара только разбирают дома. Правда, на пожарных оловянных трубах (sic!) нередко видны значки со знаками, отличающими солдат разных полков, но очень редко можно заметить людей, употребляющих эти трубы в дело. Пламя с ближайших домов захватывало людей, разбиравших крыши, когда они вовсе об этом не думали, и препятствовало им продолжать их работу. На место, где свирепствовало пламя, вынесли, чтобы пресечь его, икону Божией Матери. Сегодня также сгорел один дом в Немецкой слободе.
Юст Юль, 1711
16-го мая. В Немецкой слободе произошел ужасный пожар, обративший в пепел значительную часть этого предместья и, между прочим, великолепный дворец князя Меншикова. У новой лютеранской церкви (сгорела) крыша, школа же (истреблена) до основания. Когда видишь здесь начинающийся пожар, (становится) страшно: так как почти весь город построен из леса, а пожарные учреждения плохи, то огонь распространяется до тех пор, пока есть чему гореть.
На пожар выходят русские священники с (хоругвями), образами, кадилами и другою священною утварью и молятся между пожарищем и (незанявшимися еще) домами, но все напрасно. Простой народ только смотрит (в бездействии) и стережет случай, как бы что-нибудь своровать или стащить. Спасать (имущество) или тушить (огонь) его не побудишь и за деньги. Настоящий пожар после больших усилий остановили наконец тем, что разобрали множество домов под (ветром). Когда (огонь) дошел до (пустого места), то, не находя более (пищи), поневоле погас сам собою.
И.Т. Посошков, 1724
Противопожарные мероприятия
И от такова их разорения надлежит им учинить охранение, дворы им велеть строить пространнее и не сплош двор подле двор, но с переступкою, гнездами, и улицы зделать широкия на прост[р]анных местах сажень по тритцати шириною, а где и тесно место, то тут бы менши дватцати сажен улиц не делать, того ради, аще у кого загоритца, то все соседи бежали отнимать.
И егда меж дворов будут промешки свободные, то со всех сторон отнимать будет свободно, и тем двум дворам вовсе згореть не дадут, потому что соседи по прежнему не кинутца за убором домов своих, но все будут отнимать у того, у кого загорелось.
А в нынешнем селени[и] никоими делы во время запаления соседям помощи подать не можно, понеже все мечутца за своими уборы, обаче не вси убратися могут, но у всех не без погибели бывает. И тако вси погибают, и от тога в самую нищету приходят.
Совершенно несостоятельной была бы мысль о том, что Посошков был первым, кому в голову пришли идеи о системе охранения от пожаров русских подворий. Страна имела многовековую историю строительства жилья из дерева, и не из-за дешевизны и доступности материала, но, главное, из-за великолепной способности сохранения тепла в лютые холода. Соответственно, со всеми печальными последствиями использования дерева люди были знакомы давно. Так почему из миллионов предков Посошкова не нашлось ни одного умника, который бы предложил планировать строительство деревень по архитектурной разметке a'la Посошков? Да надобности особой не было! Однако той надобности не было для 99 % населения страны, но не для тех, кто населял посады вокруг замков.
Скажите, пожалуйста: и в XIX, и в XX наши полторы сотни тысяч деревень и сёл часто ли выгорали целыми улицами из-за разгильдяйства? А раньше? – Уж не чаще, чем в веке XXI-м. Отсюда у меня и появилась убеждённость, что княжеские «берлоги» выгорали столь часто преимущественно из-за поджогов посадов стараниями лазутчиков, как, например, в 1496 году во Пскове. Как это по-христиански! Как это по-евангельски! Не так ли?
Научившись возводить каменные строения (церкви), люди не спешили лепить и вселяться в каменные склепы. Но только до тех пор, пока не грянула экологическая катастрофа, когда все окрестные леса вокруг городов были изведены под корень, а возить брёвна за тридевять земель стало накладно. Тогда-то и ударились в каменное жилищное зодчество, сравнявшееся по себестоимости возведения с транспортными издержками на подвоз строительного леса, и полагая также, что камень не горит. Гореть-то он не горит, но всё, что внутри каменных стен, выгорало не менее «успешно», чем прежде. В чём могли все убедиться после московских пожаров 1812 года.
Ф. В. Ростопчин, 1812
Главная черта Русскаго характера есть некорыстолюбив и готовность скорее уничтожить, чем уступить, оканчивая ссору сими словами: не доставайся же никому… Когда пожар разрушил в три дни шесть осьмых частей Москвы, Наполеон почувствовал всю важность сего происшествия…
Я велел выпроводить из города две тысячи сто человек пожарной команды и девяносто шест труб (ибо было по три в каждой Части) накануне входа неприятеля в Москву. Был также корпус Офицеров, определенный на службу при пожарных трубах, и я не разсудил за благо оставить его для услуг Наполеона выведши уже из города все гражданские и военные чины… я видел многих людей, спасшихся из Москвы после пожара, которые хвалились тем, что сами зажигали свои домы.
Вот подробности, собранныя мною по моем возвращении в Москву… В Москве есть целая улица с каретными лавками, и в которой живут одни только каретники. Когда армия Наполеона вошла в город, то многие Генералы и Офицеры бросились в этот квартал, и обошедши все заведения онаго, выбрали себе кареты и заметили их своими именами. Хозяева, по общему между собою согласию, не желая снабдить каретами неприятеля, зажгли все свои лавки…
На другой день входа неприятеля в город четыре солдата пришли к нему; осмотря дом, и не нашедши ничего с собой унести, сошли в погреб, находящийся под оным, нашли там сотню бутылок вина, и давши разумет знаками племяннику купца, чтоб он поберёг оныя, возвратились опять ввечеру, в сопровождении тринадцати других солдат, зажгли свечи, принялись пить, петь и потом спать.
Молодой Русской купец, видя их погружённых в пьяной сон, вздумал их умертвить. Он запер погреб, завалил его каменьями и убежал на улицу. По прошествии нескольких часов размысливши хорошенько, что эти семнадцать человек могли бы каким-нибудь образом освободиться из своего заточения, встретиться с ним и его умертвить, он решился зажечь дом, что и исполнил посредством соломы.
В. А. Преображенский, 1854
Тверская губерния
Пруды выкопаны в большей части селений, если они удалены от проточной воды далее четверти версты. В некоторых селениях есть по два и по три пруда. Они копаются или с целию иметь значительные запасы воды, для того, чтобы поить скот, мыть белье, тушить пожары, или с целию осушения болотистой местности в селении. Большая часть прудов содержится очень небрежно, зарастает тиною и очищается очень редко.
Современные известия. Заграничные, 1851
Англия. Из Синопсиса Великой выставки промышленных работ всех народов, 1851
В числе Канадских изобретений замечательны: пресс для снятия копий и пожарная труба, которая бросает две струи воды на 156 футов (46 м. – А.Г.) в вышину, или одну струю на 210 футов (63 м).
На первый взгляд, возможно, не по теме, но отмечу. В старославянском словаре А.В. Старчевского термин «околоток» отсутствует; в 1433 г. слово появляется в Новгородской летописи в значении «предместье», а не «полицейский участок». Да, ездили верхом на лошадке по Москве «ПМГ – передвижные милицейские группы», которые назывались объезжими головами, но пойманных лихих людишек они бросали в земляные ямы – тогдашние «обезьянники», а не в околотки. В каком значении слово «околоток» применено в Псковской летописи, из контекста мне понятно только интуитивно. А вам? Вопрос важен постольку, поскольку значение «полицейский участок» для слова «околоток» устоялось, похоже, не ранее XIX века, т. е. аккурат к началу публикации первых печатных копий Национальной летописи. Не странно ли?
Из официальной версии истории Руси известно (ПСРЛ, том 12), что князь Василий Васильевич (Тёмный) отправился в Троицу «поклониться живоначальной Троице и мощам Сергия-чудотворца», где был схвачен бандой боярина Димитрия Шемяки, отвезён в Москву (надо полагать, ещё не спалённую) и ослеплён 14 февраля 1446 г.: «А князя Великого Василья в понедельник на ночь на Мясопустной неделе, февраля 14, проведоша на Москву и посадиша его на дворе Шемякине… А в среду на той же неделе на нощь ослепиша Великого князя и отослаша его на Углече-поле и с его княгинею».
Однако Псковская летопись говорит о том, что «В лето 1446 Князь… пойде на окояннаго Махмета… и ста в Сергиеве монастыри месяца Сентября». Получается, что летом и вплоть до сентября 1446 г., только-только ослеплённый князь Василий, и уже успевший получить кличку Тёмный, успешно воевал с «окоянным Махметом»? Чудны дела твои, о лейб-история! Не так ли?
Кто скажет, что противопожарные меры для сельских, да и для городских поселений авторства первого русского экономиста Ивана Тихоновича Посошкова неразумны? Но уже на следующий после кончины царя Петра год он был оболган, репрессирован и в 1726 г. умер в Петропавловской крепости, забытый более чем на сто лет.
Действительно: на преемниках талантливых властителей государств природа отдыхает! Не так ли? И надо ли для обоснования этой тезы перечислять длинную череду убогих преемников Ивана IV, Петра Великого, Елизаветы II, Александра III, Сталина наконец. Но виден ли преемник сегодня? И не будет ли следующий отдых Природы фатальным для страны?
К осени 1941 г. Москва была полностью заминирована. И если бы полчища Гитлера вошли в столицу, то там бы и остались, погребённые под стенами домов и заводов, – город был бы уничтожен до основания; а возникшие пожары не оставили бы вообще никому шанса на выживание.
Так почему же мы отказываем в такой же решительности нашим предкам, то упрекая Тохтамыша в поджоге Москвы в 1382 г. ГТверская летопись! то игнорируя намёк Лермонтова – «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?», – возводим напраслину на Наполеона? Хотя и Тверская летопись, и признания военного губернатора Москвы Ростопчина говорят совсем об ином поведении предков! Но и без откровений главного организатора пуска по городу «красного петуха», заблаговременно выведшего из Москвы все средства пожаротушения, известны десятки свидетельств о целенаправленном поджоге города осенью 1812 года спецназом русского воинства. Среди них записки А.К. К-на, опубликованные в журнале «Атеней» через 46 лет после войны. Что же, народный патриотизм сегодня больше нечем подпитывать, как только сокрушениями по поводу потери имущества от зверств супостатов? Иной горести разве не было тогда? Откуда этот тухлый запах торгашества взялся на Руси, так интенсивно тиражируемый сегодня в массовом сознании?
Коснувшись лишь только описаний пожаров, мы столкнулись с двойными стандартами национальной истории. Даже страшно предположить, сколько ещё существует двуликих версий истории России, если обратиться к свидетельствам об иных сторонах жизни людей! И нет ничего удивительного в том, что этот шабаш двуличия продолжается сегодня при воинствующей поддержке властных «элит»: ведь они – прямые исторические преемники морали населенцев Кремля и монастырей. И тут время привести просто убийственную характеристику этих «элит», немного перефразируя Ницше: «Бог воинств не есть бог золотых слитков; властелин предполагает, а торгаш – располагает! Смотрите же, как эти новые «элиты» теперь сами подражают торгашам: они подбирают малейшие выгоды из всякого мусора! Они хищные звери: в их слове «работать» – слышится ещё и грабить, в их слове «заработать» – слышится ещё и перехитрить!»
Всё в этой жизни сегодня является просто повтором ситуации на новой спирали развития этносистемы, которую так успешно в своё время разрулил Иван IV Грозный. Совершенно бессмысленно ожидать каких-либо прорывов в развитии страны, имея такие «элиты» в голове колонны пока ещё окончательно не остановившегося в своём развитии общества. Не так ли?
Но что же разруливал царь Иван?
Ключевое слово – опричнина. И я попытаюсь в современных терминах и в причинно-следственных связях этот период правления Грозного осветить.
Когда пятнадцатилетний Иван, взойдя на престол, впервые на Руси решил заменить свой титул Великого князя на титул царь он остался по факту Великим князем, но великим только в своей вотчине. Страна переживала тяжёлое время: бояре (околокремлёвские олигархи), по сути, разделили между собой только-только собранную страну, а местничество – это когда должности раздаются не по заслугам, а по степени знатности рода – просто могло добить державу.
Судя по содержанию Царь-книги, Иван IV, как её заказчик и главный редактор, был отлично осведомлён о величии славянской империи времён уже для него давних, которая одно время называлась Великой Скифией.
Уже в 22 года он решил «поискати прародителей своих отчины», найти следы былого величия страны. Затем и, видимо, воодушевлённый находками, он продолжил дело по возрождению славянской империи, начатое его отцом. Так родился и был впервые реализован лозунг «У вас есть нефть? – Тогда я иду к вам!». Почему этот лозунг родился в России-XVI, я подробно объясню ниже, в главе «Грабежи, разбои и рейдерство властных структур».
К началу опричнины, к 1565 г., тридцатипятилетний царь провёл серию захватов прежде входящих в империю территорий и уже почти достиг одну из ключевых своих целей – сделать Москву единственным эмиссионным центром (правда, ещё «мешал» Новгород, но и ему оставалось недолго жить). С 1552 по 1565 г. Иван провёл Казанский и Астраханский походы, повоевал со Швецией, разграбил Ливонию и почти успешно попытался перехватить экспортные потоки белорусов, затеяв войну с ВКЛ. В итоге он удачно (в рамках принципиально безнравственного понятия суперпассионарности) решил все свои финансовые проблемы, доведя доходную часть бюджета до астрономической суммы в 1,2 миллиона рублей годовых. Мало того, все доходные статьи Кремль теперь монополизировал – это прежде всего производство водки, доходы кабаков и, по сути, добыча и переработка соли (Строгановы, заработавшие на добыче соли к тому времени семейный капитал в 300 тысяч рублей, откупались сумасшедшим откатом в 23 тысячи серебром; хотя эту взятку царю лейб-историки чаще квалифицируют как покупку лицензии). И теперь, когда Иван монополизировал финансовые и почти все экспортные товарные потоки, собрал вокруг себя преданных людей, настало время передела собственности – национализации страны, т. е. опричнины. Царь просто взял и прибрал к рукам лучшие земли и ключевые города-крепости, отбирая их у сопротивлявшихся бояр подчас предложением искупаться в Москве-реке, но по отдельности: голова отдельно, тело отдельно. На остальные владения и светских, и церковных олигархов Иван наложил неподъёмный пресс налогов. Магнаты и попы тут же завизжали, но им не хватило дыхания.
Потом, когда сопротивление кремлёвских хомотриалов, к радости 99 % населения страны, было подавлено, опричнина (т. е. национализация) оказалась просто не нужна, – всё и так принадлежало уже не группе магнатов, а России (на печати царя появилась запись Всеа Русйя). На всё про всё царю хватило всего-то лишь семь лет… В XXI Россия топчется на месте уж как почти 30 лет.
Не могу попутно не привести примечательные факты, свидетельствующие о широчайшем образовании царя и египетских корнях
некоторых новаций: именно с подачи Ивана IV появился герб Москвы с изображением всадника, закалывающего змея копьём, – сюжет до боли похожий на виньетку «Ану, закалывающий змея» [Книга мёртвых. Папирус Ани; см. также ст. 4 здесь!. И не только в этом случае египетская тема пробивается ростками через асфальт, в который закатали Романовы историю страны: сразу в нескольких летописях описываются фараоны, имя одного из которых – Дажьбог (Аменхатеп IV – ст. 1, Ипатьевская летопись!: на территорию Египта обращал своё внимание и бог Сварог, а манеры попов потрошить и вываривать трупы своих коллег, устраивая потом подземные мавзолеи, очевидным образом демонстрирует преемственность их опыта от египетских жрецов.
Однако бывший личный официант царя, кравчий Борис Годунов (так и тянется рука проставить иную фамилию!), отравив в паре с Бельским своего 54-летнего патрона, всё собранное Иваном IV профукал в момент, – ведь ему нужно было расплатиться за полученный трон с олигархатом, который и обеспечил его победу на «выборах», по моральным нормам того времени закрыв глаза на дворцовые «художества» претендента. Централизация власти была подорвана. Борис было опомнился потом, но кремлёвские шакалы просто съели своего бывшего благодетеля, в том числе открыто поддержав польский проект Сапеги-Мнишка [см. свидетельство Конрада Буссова]. Так началась на Руси трагическая эпоха Смутного времени, из миража возродившись явью и в XX веке. О Годунове же ещё будет отдельный разговор.
«На пожарных оловянных трубах…» – О каких трубах пишет Корб? Мне непонятно: откуда и куда эти трубы были проложены? Что они собой реально представляли? Как именно в них создавалось давление воды? Куда эти трубы девались зимой? Как эти трубы сочленялись?
Сразу учтём нонсенс с материалом труб: W олова = 231,9 °C. То есть поднеси спичку к трубе – она и расплавится! Какое тут огнеборство?!
Но и другое: похоже, что Корб перепутал олово со свинцом (тогда все путали, не только он! Да и сейчас…). В любом случае затея с трубами из таких легкоплавких, но очень тяжёлых металлов для нужд огнеборства – нелепа и просто абсурдна. А исходила такая идея, по всей видимости, как и всегда в таких случаях, от какого-то чиновника-«нанотехнолога»; поэтому пожарные на практике и не использовали эти трубы (о чём Корб и говорит).
Однако свинцовые трубы (как утверждают, прямоугольного сечения) таки были, но для иных целей. Их использовали с 1633 г. для закачки воды из Москвы-реки в Кремль через Свиблову (Водовзводную! башню вплоть до 1706 г., пока Пётр те трубы не перевёз в С.-Петербург (куда именно?
Зачем? – ответа нет). Автором проекта водообеспечения Кремля был Христофор Галовей, который воздвиг этот шедевр инженерной мысли вместе с русскими мастерами Антипой Константиновым и Трефилом
Шарутиным. Однако проект не стал тиражироваться в иных городах, да и материальных следов удивительного по сложности московского гидротехнического сооружения осталось немного.
Забавны в этой истории утверждения некоторых историков, фантазии которых, кроме журналистов, и повторять-то серьёзно никто не решается: «Первый насос для тушения пожаров изобрёл древнегреческий механик Ктесибий, и был описан тот насос в I веке до н. э. (sic!) древнегреческим учёным Героном из Александрии в сочинении „Pneumatica", а затем М. Витрувием в труде „De Architectural Простейшие деревянные насосы с проходным поршнем для подъёма воды из колодцев, вероятно, применялись ещё раньше». Эта байка широко растиражирована; размещена, например, здесь: http://abvgd-auto.narod.ru/Slovo/nasos.htm.
Тут стоит вспомнить, что купцы времён стародавних кроме торговых выполняли ещё и функции внешней разведки, в том числе разведки промышленной; в частности, они занимались кражами now-how. Доказательств обширных торговых связей как славян, так и протославян предостаточно. И совершенно удивительно становится, каким образом эпохальное (без смеха!) открытие насоса до России не сподобилось дойти ни через сто лет, ни через восемнадцать раз по сто лет с даты своей первой реализации! Трудами тех же русских (скифских) купцов. «Ну и тупой же народ, эти русские!» – вот, на самом деле, какое заключение следует из подобных исторических фэнтези! Но кем инициируются все эти околесицы?
Однако произведём проверку данных. Без труб смысла в насосе нет. Пушка, по сути, является трубой. Соответственно, трубы (в том числе и пожарные) научились лить на Руси не раньше, чем пушки. Но когда на Руси научились лить пушки – непонятно. По крайней мере мне известно пока одно: первая пушка вроде бы появилась в Московии импортом «из немец» не ранее 1389 г.г но и через полвека Великий князь Василий Иванович своих пушек не имел, сумев подавить сопротивление защитников Углича только после того, как Тверской князь те пушки в 1446 г. ему подарил.
Пушки без пороха – ничто! Нетрудно сообразить, что поначалу неумехи-пороходелы мало заботились о технике безопасности… Один из первых пожаров на пороховом заводе в Нижнем Новгороде произошёл в 1531 г. Таким образом, говорить о существовании на Руси технологии производства труб ранее XVI века – бессмысленно, так же как говорить о появлении и воплощении «в железо» идей насоса (помпы), шланга, герметичных сочленений и больших мобильных ёмкостей для воды (тут необходима ещё как мощная подвижная платформа, как и тяга для этой платформы).
Подозреваю, что «Герои» и «Ветрувий» – просто псевдонимы непризнанных изобретателей. Подобных кабинетных «древних авторов», в том числе и перебравшихся в европейские монастыри из поверженного турками Царьграда, было в Западной Европе «пруд пруди». Не так ли? По крайне мере реальную противопожарную систему, оснащённую трубами, впервые продемонстрировали англичане лишь в 1851 г.
И ещё. Так как революционная технология А. Константинова и Т. Шарутина после проекта «Кремль» больше нигде на Руси не нашла применения, а величали этих мастеров без отчества, то плачевное отношение власти к использованию техники, к талантливым мастеровым и новым идеям на Руси тех лет очевидно. Хотя городов, расположенных на высоких берегах рек, было предостаточно хоть на Волге, хоть где, и решение проблемы водоснабжения поселений на высоких берегах с помощью насосов «кремлёвской системы» оказалось бы очень к месту, как и использование технических идей Водовзводной башни замка столицы для противопожарных мероприятий.
Так почему чуть ли не за сто лет эксплуатации первого на Руси напорного водопровода этот опыт Кремля не был тиражирован? Удивительно, не правда ли?!
В наши дни можно заказать готовый дом: привезут в разборе и соберут за пару дней на дачном участке. Получается, что этой русской строительной технологии, судя по свидетельству Олеария, не менее четырёхсот лет! А точнее?
Стоит заметить, что к XVIII веку технология производства, массового складирования заготовок готовых домов и быстрого их возведения была отработана уже настолько, что для дочери Петра, так любившей комфорт, на пути её следования в Лавру на поклонение мощам Сергия мастера возводили дома за одни сутки![8]
Охрана порядка. Тюрьмы, ссылки и зоны счастья рецидивистов
Безусловно, функции МВД и ФСИН кто-то ведь реализовывал и раньше, ибо никакое общество никогда не состоит сплошь из идеальных людей: «В каждом стаде найдётся паршивая овца»!
Что касается тюрем, то их функцию выполняли до поры до времени монастыри, куда ссылались опальные чиновники, а также неугодные (и свои, и чужие) жёны через принудительный их постриг в монашки, в том числе и в целях прекращения рода конкурирующих за власть князей и прочая. Многих из опальных чиновников и еретиков монахи либо морили голодом до смерти, либо травили, либо сжигали заживо в клетках. Например, когда за сосланным в Иосифо-Волоколамский монастырь Вассианом Патрикеевым (подхватчик идей нестяжательства Нила Сорского) пошло тайное повеление Василия III «уморите скорою смертию», монахи свои навыки исполнили аккуратно, бодро отрапортовав Великому князю Московскому, что, мол, «умориша его вскорости». Воистину: «Кровь мучеников – семя христианства» [Тертуллиан].
Но были и собственно тюрьмы, городские. В основном для содержания пленных. А ещё существовали зоны оберега от людского самосуда убийц, насильников и прочая упырей.
Ибн А'сам ал-Куфи, †926
Хазария
Он приказал одному из своих командиров, и тот ударил ал-Хараши по голове и, схватив его за ноги, поволок в тюрьму.
Говорит [автор]: Ал-Хараши был заключен в бардинскую тюрьму.
Летопись Авраамки, XI
Оберег убийц
Никто же прибегающаго в церковь нужею да не извлечёт.
Библия
Зоны счастья убийц
«Тогда отделил Моисей три города по эту сторону Иордана на восток солнца, чтоб убегал туда убийца, который убьёт ближнего своего без намерения, не быв врагом ему ни вчера, ни третьего дня, и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив: Бецер в пустыне, на равнине в колене Рувимовом, и Рамоф в Галааде в колене Гадовом, и Голан в Васане в колене Манассиином» [Втор 4:41.43].
Зоны «счастья рецидивистов» были затем размножены евреями до сорока восьми:
«Из городов, которые вы дадите левитам, будут шесть городов для убежища, в которые вы позволите убегать убийце; и сверх их дайте сорок два города: всех городов, которые вы должны дать левитам, будет сорок восемь городов, с полями при них» [Числ 35:6,7].
Раби Петахия Регенсбургский, 1175–1185
Хадж еврея из Германии. Ниневия
В этой земле, равно как в Персии, Мидии, Дамаске и в окрестных странах… есть тюрьма, куда они заключают преступников, и если еврей поссорится с не евреем, то начальники имеют право арестовать того из них, кого признают виновным.
Тверская летопись, 1382
В 6890 году от СМ Великий князь Михаил позолотил купола церкви св. Спаса в Твери. Той же осенью, перед Филиповым заговением пришёл из Царьграда митрополит Пимин. Однако князь его не принял, белый клобук с его головы велел снять, поповскую дружину разогнал, а самого попа сослал в Галич, где тот на Чухомле и отсидел год, после чего был перевезён в Тверь.
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-книга)
6881 (1381)
В том же году новгородцы, которые сидели в заключении в погребах в Твери, сделали подкоп и бежали из Твери.
Новгородская Вторая летопись, 1491
Сей убо Генадей архиепископ, лета 6999, еретиков изыска и обличи в Великом Новегороде: повелением Великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению превященаго митрополита Зосимы, Генадей владыка одних велел жечи на Духовском поле, иных торговые казни предали, а иных в заточение посла, а иные в Литву сбежали, а иные в Немцы.
Патриаршая летопись (Никоновская), 1505
Той же зимой великий князь Иван Васильевич, его сын Василий и митрополит всея Руси Симон провели следствие над еретиками и решили их казнить смертной казнью. И сожгли их 27 декабря в клетке – дьяка Волка Курицына, Митю Коноплёва да Ивашку Максимова; а Некрасу Рукавову поначалу отрезали язык, отвезли затем в Новгород и там сожгли. Той же зимой сожгли архимандрита Касиана Юрьевского с братом, как сожгли и иных еретиков; многих бросили в узилища, а иных сослали в монастыри.
Патриаршая летопись (Никоновская), 1531
Того же лета бысть попущением Божиим пожар на Яневе улице, у тюрем, под заутренею, и погоре на Дослане улице, и церковь Святии 40 Мученицы огореша, и тюрьмы все три згорели; из дву тюрем Литву вывели, а из третьие из градской не успели вывести, и згорело в тюрме 145 человек.
Пётр Петрей, 1608
В Московии в старину был обычай, когда великий или удельный князь или боярин имел бесплодную жену, у которой не было детей, он должен был уведомить об этом патриарха и, дав ему доказательства бесплодия своей супруги, заявить, что хочет развестись с ней и получить разрешение взять другую, с которой он может иметь детей.
По этому же обычаю решала Дума в Московии, когда Великая княгиня оказывалась бесплодной и не могла иметь детей от Великого князя. Она должна была удалиться в монастырь, а князь женился на другой, от которой он мог иметь наследников.
А.Е. Мерцалов
Вологда, по Писцовой книге 1627 г.
Воеводский двор имел в длину 50, поперег 40 сажен, а дьячий в длину 40, поперег 25 сажен. Вблизи воеводскаго двора находилась изба съзжая дьячая (применительно к нашим понятиям – воеводская канцелярия), с комнатою на подклети, с сенями; против нея стояла избушка писчая, в которой заседали «площадные» подьячие, а позади находились опальныя тюрьмы, состоявшия из двух изб, огороженных тыном; за тюрьмами стояли… изба губная с сенями, где заседали губные старосты, ведавшие уголовныя или губныя (т. е. соединенная с душегубством) дела; подле нея находился тюремный двор, обнесенный тыном, а на нем стояли три тюремныя избы и сторожня. Это была собственно тюрьма для уголовных преступников, с которого не надо смешивать вышеупомянутую опальную тюрьму: эта последняя назначалась для служилых людей, подпадавших государевой опале, и по современным понятиям – скорее может назваться полицейскою частью, гаубвахтой, чем тюрьмой.
Адам Олеарий, 1636
Если кто-либо обвинён и уличён в воровстве, его всё-таки подвергают пытке, [чтобы узнать], не украл ли он ещё что-либо; если он больше ни в чём не сознается и провинился в первый раз, то его бьют кнутом по дороге из Кремля на большую площадь; здесь палач отрезает ему одно ухо, и его на два года сажают в башню, а затем выпускают.
Если он пойман будет вторично, то ему, по вышеуказанному способу, отрезают и второе ухо, а затем его уводят на прежнее пристанище, где его держать до тех пор, пока подобных личностей не наберётся больше; потом их всех вместе отправляют в Сибирь.
Христианский суд, 1637
Чтоб воеводы по городам не сажали в одну тюрьму с уголовными преступниками людей, судящихся по гражданским искам, потому что от того татям, разбойникам и оговорным людям чинится теснота и голод, и от тесноты и отдуху помирают… Людей, судящихся по гражданским искам, велено держать «за приставами» – Царская грамота в Муром губному старосте Ворыпаеву «о незаключении в тюрьмы людей по исковым делам»
А.Н. Зерцалов
Москва. Организация охраны порядка, 1695
Разрядный приказ для проверки вышеписанных донесений объезжих голов назначал разрядных подьячих для досмотра ночных караулов.
В Московском Архиве Министерства Юстиции хранится интересный документ, заключающий в себе сведения о делах, производившихся в 11 съезжих дворах, по охранению жителей гор. Москвы от пожаров, убийств, грабежей, по устройству по переулкам надолбов, ночных и денных караулов у ворот зданий, и по улицам десяцких. В съезжие дворы Разрядным приказом назначались: объезжий голова, его помощник подьячий, по 3, по 2 и 1 человеку караульщиков из чернослободцев, с бердышами и топорами. Задержанных разных лиц за проступки сажали в чуланы и ледники, откуда они бегали. Жалобы разных лиц на объезжих голов приносились в Разрядный приказ, в котором и решались дела. Объезжие непослушных обывателей за нарушение и не исполнение их распоряжений били дубьем и батогами. Точно так же и обыватели ненавистных объезжих угощали дубьём и плетьми. Объезжими головами были: 1) в Китае городе дьяк Игнатий Аникеев Лукин, подъячий Дмитрий Петров, ходоки Петрушка Пылай с товарищи…
Были спецпомещения для изоляции криминала или нет – познавательно, и не более того! Но что ещё из этой темы можно «вытащить»? Полезного. Для дела познания своей истории.
Первый пакет вопросов:
• Если миллионы славян в дохристианскую эпоху не извели друг друга в шабашах от буйного нрава и кровавых языческих наклонностей, но только расплодились до миллионов, то не значит ли это, что не было на самом деле ни буйного нрава, ни варварских обычаев у них? Соответственно и изолировать никого не было нужды?
• Если в XIV веке в Твери не было тюрьмы, и пленённых новгородцев не нашлось куда запрятать, кроме как в подвал какого-то дома, то не значит ли это, что самой потребности в строительстве узилищ до 1381 г. не было на Руси?
• Если в качестве следственных изоляторов временного содержания служили церкви, но суд был неизбежен, то зачем было предкам строить спецучреждения вообще?
• Если в качестве мест длительного заточения служили монастыри, то зачем строить тюрьмы? Или: зачем строить тюрьмы, если есть монастыри?
• Если в начале XVI тюрьмы Новгорода служили исключительно для содержания военнопленных, в частности, белорусов («литвы»), то где тогда содержались лихие людишки – грабители, воры и проч.?
Второй пакет вопросов.
Получается, что (по данным Зерцалова) ещё в 1695 г Пётр уже придумал единую скорую службу помощи людям – некий аналог МЧС? Это так? По крайней мере в Москве были организованы аж 11 районных отделений Разрядного приказа, совмещавших функции пожарных бригад и мобильных групп охраны общественного порядка. Единственно чего не было, так это службы «03»: по сообщению Корба к концу XVII века в Московских посадах была лишь одна городская аптека; вторая, царская, была в Кремле. Как же люди лечили свои хвори? Что представляла собой служба экстренной медицинской помощи в городе?
А на селе? Как обстояли дела с охраной порядка за «МКАД»? Ведь абсолютно все приведённые описания узилищ касались городов, в которых проживала лишь микроскопическая часть населения Руси. Например, при царе Иване IV численность жителей столицы составляла едва ли 0,3 % населения всей страны (сейчас – более 12 %) – полностью страна-от-земли;
если сравнить количество населённых пунктов по их типу, то и в XXI веке Россия – страна аграрная! Какими же силами и как именно обеспечивалась охрана порядка среди миллионов не городских жителей? Какие моральные нормы удерживали или не удерживали предков от сатанинских утех? И вот я «плавно» подхожу к обсуждению области моральных устоев и верований – стержня любой древней культуры, однако не теряя при этом из виду тему тюрем.
Осмысление двух пакетов вопросов к учителю приводит к выводу, что на Руси была изначально реализована система управления с отрицательной обратной связью (ООС), если использовать терминологию из электроники. Похоже, знак в этом алгоритме управления страной поменяло христианство; механизм автостабилизации этнической системы получил противоположное свойство – положительную обратную связь (ПОС).
Для понимания сути ПОС приведу стандартный пример с микрофоном, который поднесён к динамику усилителя: даже самый слабый шорох через микрофон попадает на усилитель, который выдаёт результат через динамики опять на микрофон; усиленный сигнал из микрофона уходит на втором цикле опять на усиление… и так сотни раз за несколько микросекунд. Результат знаком каждому – дикий свист в динамике; если не предпринять специальных действий, Система развалится. При управлении же с ООС любое возмущение на входе Системы моментально подавляется усиленным сигналом этого же возмущения; любая попытка раскачать лодку оказывается если не самоубийственной для «автора возмущения», то явно бесполезной. В Древней Руси роль ООС, на мой взгляд, выполняли традиции и кровные связи с Природой.
Приведённая ретроспектива упоминаний памятников истории о местах изоляции преступников отражает уменьшение частоты использования узилищ в русском обществе по мере движения к славянским истокам. Это наблюдение прекрасно коррелирует с динамикой интенсивности рейдерских ходок русских князей в период от фазы запуска этногенеза вплоть до фазы надлома (см. далее), а также с интенсивностью работ по военноинженерному укреплению когда-то мирных поселений, т. е. со строительством городов – слова в старом значении, как поселения, огороженного частоколом и рвом; потом придумали кирпичные стены… Верны ли эти выводы? Не продиктованы ли они квасным патриотизмом или подгонкой под ответ?
Стоит познакомиться с теми, кто утверждает строго обратное и в чём они убеждают всё Российское общество уже как тысячу лет!
Находим в учебнике для семинаристов авторства В.И. Петрушко: «Языческий, полуваряжский Новгород встал в оппозицию уже в значительной степени христианизированному Киеву… на самом деле это была уже агония язычества <…> из бездны ада он (князь Владимир. – А.Г.) сумел подняться к Богу <…> Не случайно латинский термин «paganus», то есть «язычник», дословно переводится как «сельский житель» <…> Эти храмы были воплощением той культуры, к которой Русь приобщалась в крещении после векового прозябания в невежестве и варварстве» [История Русской Церкви…].
То есть и через пятьсот лет после трагедии Республики семинаристам училищ РПЦ вдалбливают идею о справедливости разгрома Новгорода, так как тот, видите ли, был всегда «полуваряжским», «оппозиционным» (достойное основание для садизма Ивана IV – не так ли?), а затем… Затем, согласно представлениям доктора церковной истории об истории своего же Отечества, согласно представлениям, которые полностью разделяет и РАН, обласкавшая церковного автора учебного пособия светским званием кандидата исторических наук, выходит, что как только христианизатор Всея Руси – князь Киева – загнал в Днепр своих рабов, так тут же у оных поотваливались хвосты, ибо жили предки веками в «бездне ада», т. е. являли собой чертей, пребывавших во мраке язычества и постоянно носившихся по просторам страны исключительно на мётлах! Причём язычники в контексте нравоучений идеологически перекрасившегося выпускника Львовского университета (биолога) – это погань (букв. – сельские жители), быдло, жившее исключительно на селе, т. е. по сути – это всё население Руси тогда, и которому те же попы предварительно и наставили ярлыки мракобесия в Национальной летописи, которую так активно они же и сочиняли, лаская чувства автоисключительности спонсоров – магнатов Древней Руси, к XVI веку вооружённых идеей «Москва – Третий Рим» и лозунгом «Жалую кого хочу, казню кого хочу» – идеологическим дуплетом вседозволенности, который вышел из-под пера тех же попов.
Для пастырского служения в какой стране готовят студентов-семинаристов в России?
Установка репера начала национальной истории на дате крещения Руси при поругании всего того, что было до 988 г., это, кроме всего прочего, крайне опасная затея! Вполне может получиться так, как и в радикальном исламе сегодня, когда бандиты ДАИШ буквально, как руководство к действию воспринимают буйство пророка Мухаммеда в храме Мекки. Тот древний храм содержал более трёх сотен изваяний известных тогда богов, что позволяло удовлетворять религиозные потребности всех купцов, следовавших через Мекку. Но Мухаммед, подобно очистительной миссии Христа по изгнанию торговцев из Храма, все скульптуры в одночасье порушил, оставив лишь один священный для арабов чёрный камень Эсвад, цепями заключённый теперь в такой же чёрный куб Каабы. Именно с этого события 622 г. весь исламский мир начал отсчёт своей новой хронологии, от даты бегства Мухаммеда от гнева разъярённых жителей Мекки – так началась эпоха хиджры. Теперь никому из арабов их история до 622 г. не интересна, а научные изыскания на эту тему никем не поощряются. Мы этого хотим?
Но разве не от поругания истории собственного и унижения верований иных народов берёт начало зверство талибов над буддийской святыней в Афганистане? Разве не там же лежат истоки причин разрушения дебилами ДАИШ памятников Пальмиры?
Но и Россия никак не может очухаться от искусственного и подчас жестокого ренессанса РПЦ: никто не скажет, сколько старославянских памятников уже уничтожено (например, в XIX веке сотни курганов под Владимиром были попросту срыты «археологами» Романовых). А сколько документов и артефактов закопано в хранилищах музеев и библиотек? Почему, наконец, столь грандиозный труд по переводу и изданию Царь-книги на поверку оказался переводом только её части? И не происходит ли возрождение боевых отрядов РПЦ, скандально крушащих экспонаты выставок, о которых люди бы и не узнали никогда, а если и узнав, оплевались бы от этой погани?
Если любую теорему и теорию в области наук можно проверить, заглянув в справочник, то почему в области знаний по истории любые, самые бредовые утверждения годами и столетиями ходят по страницам учебников лишь потому, что не существует единой «лоции» – единого справочника ссылок на БД хранения документов и артефактов, с помощью которого эти утверждения можно было бы найти и проверить, взглянув на исходные письменные источники и артефакты, использованные при доказательстве утверждений. А раз история Отечества – это достояние всех граждан, то абсолютно все граждане должны иметь свободный доступ к «лоции». Или страна по-прежнему живёт информационными традициями середины XX века? Похоже, что так. Не правда ли?
А ведь изначально речь велась об истории тюрем и системах охраны общественного порядка… Эта замечание к тому здесь, что все стороны человеческой жизни жёстко взаимоувязаны; не могут возникнуть всплески гениальности в какой-либо области знаний без отстроенного трудами многих тысяч людей фундамента для таких всплесков, причём равного по мощи фундаментам во всех остальных областях знаний и навыков в данный момент времени. В том числе и в области морали и нравственности.
Отдельно ещё несколько слов о морали и нравственности, о «зонах счастья убийц».
Сохранился текст Новгородской скры на верхненемецком языке в редакции от 1225 г. – текст договора городов Германии с Новгородом (с учётом процесса аккомодации материала документа его датировка XIII веком сомнительна. Ну да ладно). По зафиксированной в этом договоре традиции Петровское подворье, где жили иностранные купцы и где они построили свою католическую церковь, было экстерриториально – в точности как территории иностранных посольств сейчас. Особо ушлые и не бедные новгородцы, совершив тяжкие и не очень тяжкие преступления, вместо того чтобы, рискуя головой бежать за южную границу республики (за украйну) в степи Причерноморья, перелезали через забор подворья католиков, откуда их (согласно условиям Договора) никто не имел права «извлекать» в течение нескольких дней. Там они платили иностранцам откат, за который те закатывали «братков» в бочки и погружали затем на свои суда. Так новгородский криминал находил сочувствие в Западной Европе, видимо, в силу близости духа, – точно так же как сегодня казнокрады, воры и убийцы со всего мира скучились в Англии под патронажем хранительницы европейских традиций, лидера стран Внеморальной Оси, именующей всех этих злодеев «борцами за демократию».
Но откуда вообще взялась традиция неприкосновенности убийц, получавших охранение в стенах церквей – «нужею да не извлечет», как пишет поп Авраамка, один из немногих летописцев, чьё имя нам известно? Как мы видим, эта практика пришла из Древнего Израиля, который так успешно эту традицию продолжает и сегодня, оберегая сбежавших на его территорию казнокрадов и убийц из России (например, г-на Невзлина).
Но как и кем этот опыт «избранного народа» был документально зафиксирован на Руси? К моменту начала христианизации в стране ни пергамента, ни тем более бумаги ещё не было; были церы и береста. Найденные на сегодня 11 цер Новгорода (XI–XIV) говорят о том, что восковые таблички использовались не для хранения текстов, но только для обучения письму; иных носителей письма, синхронных той эпохе, не найдено. Сразу вопрос: а какова была реальная степень воцерковления новгородцев, не имевших на руках текста Писания вообще? Откуда к ним пришёл опыт евреев по оберегу преступников?
Лишь на нижнем слое одной из цер сохранились из XI века следы церковного текста: фрагмента Псалтыри в технике болгарской письменности (что не удивляет никого! – где Болгария и где Новгород?). Понятно, что никто и не пытался записать на бересте 3,2 млн знаков-букв, из которых состоит Библия, но хотя бы кто-нибудь о ней упомянул бы. Увы. Среди более тысячи найденных артефактов имеются по крайней мере лишь три (или чуть больше) от XI–XII века, отвечающие условиям поиска: письмо от попа Дрочки (Грамота № 87, XII), предположительно фрагмент молитвы (№ 652, XII) и упоминание про Бориса и Глеба (№ 906, XI). Но и тут возникают сомнения в том, что знакомство новгородцев с практикой охраны убийц иудеями произошло уже в XI веке и они эту практику позаимствовали из еврейской Саги.
Дело в том, что все датировки грамот выведены методом дендрохронологии, который уже давно навевает множество сомнений [А^ Скляров. Чего изволите?). Эти сомнения порождают предположение: принцип оберега убийц в стенах церкви родился много позже XII века, когда действительно на Руси появились тексты книг ТаНаХа с указаниями Бога-Отца Иеговы об «экстерриториальности» спецпоселений, но что было переосмыслено на Руси как экстерриториальность храмов (или всё было наоборот?). По крайней мере в начале X с убийцами «дикие» славяне расправлялись крайне жёстко: например, по сообщению Фадлана, за неосторожное убийство преступника клали в ящик, который, предварительно заколотив, подвешивали меж деревьев, «между небом и землёй» – страшная смерть! За умышленное убийство – смерть на месте. Вряд ли предки в момент поменяли свои традиции с приходом христианства.
Но тогда что первично: библейские истории или традиции Новгорода?
Сама же история из ТаНаХа про 48 городов-пристанищ для убийц – весьма примечательна. Посудите сами: что же это было за общество, в котором возникла острая необходимость создания столь разветвлённой сети городов-оберегов для криминала. Сколько же было тогда упырей среди как бы избранного Иеговой народа? – Получается, что через одного?
И кому тогда нужны в нашей стране традиции чуждой Руси религии, которая так радеет за сбережение супостатов? Но и поныне четвёртый и пятый ряды православного иконостаса заполнены портретами еврейских патриархов, а на макушке внутренней части куполов храмов, воздвигнутых в честь подвига Иешуа Га-Ноцри, не редкость лицезреть Иегову – Бога-Отца, широкой натурой которого и было санкционировано создание опорных зон сетевой мафии киллеров, отделения которой существуют и ныне в некоторых странах Внеморальной Оси… А потом мы удивляемся: откуда же проистекает традиция этих стран укрывать на своих территориях отморозков со всего света и тихой сапой финансировать террористов?
Самое удивительное в этом вопросе – это убогая мантра российской власти и её СМИ о существовании якобы разницы между народом и его правительством: мол, в странах Внеморальной Оси правительства – это исчадия ада и планетарные заговорщики-гробовщики всех иных цивилизаций, а вот народ… народ там хороший, отзывчивый, добрый, в бога верит. Секундочку! Если правительство обеспечивает ваше личное благосостояние исключительно за счёт массового убийства и экономического террора иных народов планеты, а вы этого «не замечаете», наслаждаясь жизнью и присваивая плоды чужого труда, то чем вы (народ) отличаетесь от своей верхушки? А ничем! Не так ли?