ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
КАРТИНА ПЯТНАДЦАТАЯ
Лица: Игорь, Нина, Потапиха, Михаил.
Действие происходит в доме Потапихи. Та же самая обстановка, что и в четырнадцатой картине.
Игорь сидит за свадебным столом, отвернувшись от невесты. Из его головы не выходила любимая девушка. Ему виделись ее глаза, наполненные слезами, и от этого становилось еще тяжелее.
Нина держала жениха под прицелом двух квадратных зеленых глаз, в которых пылала неприкрытая ярость. Она знала о любви Игоря с Раей, но никогда не видела ее. Слышала, что она красива, но не настолько, как та оказалась.
Н и н а (про себя). Тогда почему женился на мне? Не мог он не любить ее! Ничего, когда стану ему женой растворю его в себе, он забудет о ней и будет счастлив со мной! Недаром говорится, не родись красивой, а родись счастливой! Так это обо мне. Вот так-то, дорогой!
Потапиха ухаживает за гостями: уносит освободившуюся посуду, и докладывает другое угощение на столы. Наблюдает за молодыми и понимает, их брак не будет счастливым. Ей стало жаль невесту, которая забилась в уголок и смотрит оттуда грустными глазами.
П о т а п и х а (сама себе). Игорь снова ушел куда-то. (Присаживается на свободный стул Игоря. Нине). Ну что, дочка, грустная такая? Ничего не переживай все образумится только пойми его. Игорь серьезный парень, ты потерпи немного дети дай Бог пойдут от ребенка он никуда не денется!
Все будет зависеть от тебя. Будь с ним ласковей. Мужики они, как цветочки головку туда клонят, где солнышко больше греет!
Нина глазами ищет Игоря, молча слушает Потапиху и кивает головой.
Появляется Михаил.
М и х а и л (смотрит на сына). Игорь, что ты как в воду опущенный? У тебя свадьба, а ты как на похоронах! Что ты в самом деле? Невесту оставил одну, что подумают люди?
И г о р ь (лицо его мрачнеет. Он ненавидит отца за разлуку с любимой, и в то же время любит. Спокойно). Не пей больше, отец, и иди спать!
М и х а и л. Да, сынок, я так и сделаю! Только вот подышу свежим воздухом и пойду. (Уходит).
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ШЕСТНАДЦАТАЯ
ЛИЦА: Ярослав и Татьяна
Действие происходит в подъезде многоквартирного дома. Затем на съемной квартире Татьяны. Светлая большая комната у стены тахта и мягкое кресло. На маленьком журнальном столике телефон, рядом телевизор. Над тахтой полка с книгами. Посредине комнаты круглый стол. На нем в вазе букет из полевых цветов. С правой стороны дверь в ванную комнату. Потом действие переносится на улицу.
Татьяна заходит в свой подъезд и сталкивается с незнакомым ей мужчиной. Бросив на него свой взор, узнает в нем Ярослава.
Он стоит в элегантнейшем черном костюме с белоснежной рубашкой и матово-серебристым галстуком. Темный взгляд его глаз впивается в ее лицо.
Она, не дрогнув, выдерживает этот взгляд и делает выразительную паузу.
Т а т ь я н а. Раз уж на то пошло, могу я спросить тебя, ты оказался случайно здесь?
Я р о с л а в. Рад, Танечка, видеть тебя! Нет, неслучайно. Я пришел справиться о твоем здоровье!
Татьяна улавливает в его голосе, он откровенно потешается. Несколько мгновений стоит напряженная тишина. А потом к своему удивлению, слышит тихий его смешок.
Т а т ь я н а. Понятно. (Нетвердым голосом). Этот почетный визит для меня! Ну что же, это уже кое-что!
Не без язвительности замечает и вспоминает, что говорила ему при первой встречи с ним. «Для признания в любви, мог бы выбрать более достойное место!»
Вот он и выбрал, пришел ко мне домой. (Хрипло). Зачем ты пришел?
Я р о с л а в (глубоким нежным тоном). Ага, ты забыла, что дала мне слово вновь встретиться со мной?
Т а т ь я н а (торопливо обрывает). Это совершенно неважно. Это была лишь шуточная перепалка!
Я р о с л а в. Я хочу тебя видеть, Таня!
Татьяна. Прости, я не могу!
Не говоря ни слова, она поспешно поднимается на свой этаж.
Подъезд погружается во тьму. А комната набирает свет.
Татьяна буквально влетает в свою комнату, прикрыв за собой дверь, оставляет за ней Ярослава. К ее изумлению, буквально минут через пять слышит, как в двери щелкнул ключ.
Появляется Ярослав.
Т а т ь я н а (про себя). Как он вошел, я же помню, что закрывала дверь на ключ?
Ярослав останавливается, глядя на нее в упор. Серо-зеленые глаза были сощурены, рот угрюмо сжат. В следующую секунду выворачивает свою руку из-за спины и бережно ложит на стол букет из полевых цветов.
Татьяне этого пустяка хватило, чтобы в груди ее разгорелась искорка обожания.
Ярослав мгновение молчит, оглядывая ее с ног до головы, вздергивает подбородок.
Татьяна выдерживает этот осмотр, с горечью осознает, что ее вид не соответствует встречи с ним.
Хотя какая разница? Ради кого здесь заботиться о своей внешности? Уж не ради него! Откуда он знает, что полевые цветы моя слабость? (Издевательски протягивает). Ах, простите, я растерялась и забыла сказать спасибо за букет! Еще раз простите!
Я р о с л а в (угрюмо). Да, пожалуйста… (После недолгой паузы). Я думал тебе будет приятно.
Т а т ь я н а (сухо). Я и впрямь удивлена. Полевые цветы для меня все, они меня вдохновляют. (Берет букет в руки, глубоко вдыхает их запах, закрыв пушистые ресницы. Помещает в вазу). Как ты сюда попал?
Я р о с л а в (равнодушно пожимает плечами). Понятия не имею!
Т а т ь я н а. Ты знал, что я здесь проживаю? Откуда ты узнал?
Я р о с л а в (снова пожимает плечами).
Т а т ь я н а. Да с тобой не соскучишься! (Наливает себе в бокал виски, садится в кресло). Думаю, ты уже все сказал и теперь можешь быть свободным!
Я р о с л а в. А, я вот считаю, что мне рано уходить!
Т а т ь я н а (про себя). Чует мое сердце, он просто так не уйдет. (Окоченело сидя в кресле, сжимает в руке бокал).
Ярослав одним легким движением берет ее за руку, поднимает из кресла, она не успевает воспротивиться, как оказывается рядом с ним в дюйме от него. Взгляд его скользит на ее полуоткрытые губы.
Т а т ь я н а (еле слышно выдыхает). Нет! (Бокал выпадает из руки).
Ярослав негромко рассмеялся. Касается свободной рукой ее щеки, легонько проводит пальцем вниз по нежной шейке. Потом бережно берет ее за подбородок и чуть поворачивает ее голову к себе. Губы его коснулись ее губ быстрым, но чувственным поцелуем.
Татьяна почувствовала тепло дыхания, летучее прикосновение жарких губ к ключице. В следующий миг отступает от него, бессильно опустив руки.
(Беззвучно). Уходи.
Ярослав покорно уходит.
Татьяна с нескрываемым сожалением смотрит в след уходящему Ярославу. В глазах ее стоят злые слезы, как обиженный ребенок, вытирает свой рот, стараясь стереть следы его поцелуя.
(Сама себе). Да, что же со мной происходит? Откуда вдруг на мою голову свалился Ярослав? Глаза его пронзили меня, точно два кинжала. Надо скорее избавиться от его магической власти надо мной, пока еще не поздно. Съезжаю с этой квартиры прямо сейчас!
Бросается к шкафу, беспорядочно кидает вещи в чемодан, закрывает крышку и одновременно тянется ногой за туфелькой.
Возвращается Ярослав.
Сердце Татьяны замерло, когда за спиной услышала знакомое дыхание. Вздрогнув, резко поворачивается. Еле слышным хрипом вырывается из груди.
Что… что ты здесь делаешь?
Я р о с л а в (насмешливо приподнимает брови при виде ее чемодана). Зашел проводить тебя! (Голос его был нежнее шелка). Ты не возражаешь?
Т а т ь я н а (злобно). Еще как возражаю!
Но слова больше не шли. Глаза Ярослава словно приковали ее к себе. Несколько мгновений царило молчание.
Я р о с л а в (снова нарушил молчание). И как же нам быть?
Т а т ь я н а. А что было то и будет!
Я р о с л а в (сделал еле заметную паузу). Не волнуйся. Честное слово с каждым днем я все больше и больше смиряюсь с предстоящей мне участью!
Т а т ь я н а. Ты смиряешься? Ярослав, ты сметешь все на своем пути!… Лишь бы достичь своей цели!
Я р о с л а в. Раз уж ты все равно так думаешь обо мне, Таня, то что мне терять?
Одним стремительным движением притягивает ее, крепко притиснув всем телом к себе. Несколько долгих секунд глядит на поднятое к нему испуганное лицо с расширенными глазами, на полураскрытые подрагивающие губы. Подняв руку, запускает ее в спутанную массу золотистых волос, так, что она не может вырваться, а лишь покорно ждет его поцелуя.
Татьяна знает, что должна противиться, должна хотя бы попытаться оттолкнуть его – знает, но замирает в его объятиях, не в силах пошевелиться. Слишком волнует, кружит голову его близость.
Ярослав, склонив голову, касается губами ее губ, легонько, но страстно. Потом поцелуй стал глубже, требовательней. С его губ срывается стон восторга.
Внезапно за кулисами послышался приближающийся стук дамских каблучков.
Т а т ь я н а (испуганно). Это Галина! Вырывается из объятий Ярослава.
Комната погружается во тьму. А ванная комната набирает свет.
Татьяна забегает в ванную комнату.
Т а т ь я н а (сама себе). Нет, мне нужно бежать от него. И больше никогда не видеть его!… Не слышать его голоса, не видеть, как губы его изгибаются в медленной чуть насмешливой улыбке! Господи, я схожу с ума! Зачем он мне?
Включив холодную воду на всю мощь, встает под разящие струи, стоит пока не приходит в себя. Отдышавшись, надевает брючный костюм из белого шелка.
Ванная комната погружается во тьму. А комната набирает свет.
Татьяна выходит из ванной.
Я р о с л а в (встречает Татьяну, берет за руку). Одну секунду, Таня. Мне надо с тобой поговорить!
Татьяна возводит синеву глаз к потолку, повернувшись, спешит отодвинуться от него. Но Ярослав удерживает ее, она обреченно останавливается.
Т а т ь я н а. А это так уж необходимо? (Воинственно). У меня много дел!
Я р о с л а в. Нам надо поговорить о том, что произошло сейчас между нами!
Т а т ь я н а. Я бы предпочла об этом не вспоминать! И уж тем более разговаривать!
Я р о с л а в. Ты должна понять, что я вовсе не собирался… делать того, что сделал. Я потерял голову! (Глаза его стали темно-зелеными, голос набирает силу, звучит страстно и убедительно). Когда я увидел тебя впервые, я не сдержал слова, которое дал сам себе, не приближаться к тебе не ближе дюйма. Прошу прости мою несдержанность!
Т а т ь я н а. Можешь не извиняться! Можно подумать, ты всегда придерживаешься своей позиции. (Вымучив из себя подобие улыбки). Как ты заметил, это была ошибка, но не смертельная! Будем считать, что этого никогда не было! Мой взаимный поцелуй для меня ничего не значит! (Сглотнув). Давай сойдемся на том, что мы оба погорячились, и чуть было не наделали глупостей!
Я р о с л а в (покачав головой). Это не глупости, я люблю тебя, Таня!
Т а т ь я н а (сделанной непринужденностью). А теперь, Ярослав, мне пора! Всего хорошего! Уходи!
Ярослав уходит.
Ее сердце разрывается на части. Отчаянно борется со слезами, ее безумно тянет вернуться к нему. Подходит к распахнутому окну, задумчиво смотрит на склоны холма.
(Решительно). Нет, я не должна с ним встречаться и чем быстрее съеду с этой квартиры, тем лучше будет для нас обоих.
Поспешно переодевается в белые хлопчатобумажные шорты и шелковую белую блузку, а на голову водружает белую широкополую шляпу.
Комната погружается во тьму. А улица набирает свет.
Татьяна бежит по тропинке на ходу набирает номер телефона Галины, вместо голоса подруги послышался голос оператора, абонент не отвечает, или находится в не зоне действия.
Т а т ь я н а. Что происходит? Будто все сговорились против меня, что же это такое? (Еще сильнее взыграло любопытство). Все равно узнаю, кто тебя навел на меня! Откуда ты узнал мой адрес?
Негромкий голос заставил ее вздрогнуть и панически обернуться. Навстречу ей шагнул Ярослав.
Я р о с л а в (улыбаясь). Так и знал, что ты пойдешь этой тропинкой!
Т а т ь я н а (глотнув, чувствует, как убыстряется у нее пульс). Ты что следил за мной?
Я р о с л а в (качает головой). Нет, я знал, что здесь увижу тебя. (Проворно обхватив ее за талию, лицо стало серьезным, почти угрюмым. Негромко). Я люблю тебя, Танечка. (Склоняется, целует ее).
Татьяна теряет контроль над собой. Искушение по истине невыносимо. Но внезапно в голове её просветлело.
Т а т ь я н а (про себя). Последствия этого мне придется расхлебывать весь остаток жизни, как это произошло с Раей. Все полетит к чертям собачьим и карьера тоже, а позор! Нет! Нет! (Рывком отталкивает его от себя).
Я р о с л а в (голос ранимо дрогнул). Таня, не делай этого со мной. Я этого не вынесу!
Т а т ь я н а. Тебе не придется ничего выносить, Ярослав. Это я чувствовала бы потом, будто бы меня использовали и выбросили на помойку!
Я р о с л а в. Нет! (Умоляюще протягивает руки, шагнул к ней).
Т а т ь я н а. Не подходи!
Я р о с л а в. Хорошо. Клянусь, я не стану преследовать тебя. Я подожду, когда ты сама придешь ко мне!
Т а т ь я н а. Долго же тебе придется ждать! Потому что я не из таких девушек!
Я р о с л а в (тяжело вздыхая). Милая, ты ничего не понимаешь!
Т а т ь я н а (перебивает). Напротив, я все отлично понимаю и презираю себя за то, что позволила, втравить себя в подобную ситуацию! Я давным-давно поклялась себе, что никогда и ни за что не стану ничьей… ничьей утехой на стороне! Так и знай, Ярослав!
Я р о с л а в (ледяным голосом). Ты закончила?
Т а т ь я н а (вызывающе вздернув голову). Да! Надеюсь, я высказалась достаточно ясно!
Я р о с л а в. Яснее не бывает, Таня. В дальнейшем я постараюсь о том, чтобы пути наши не пересекались! Прости, если обидел. (Уходит).
Т а т ь я н а (запрокинув голову к безоблачному небу). (Тихо). Господи, что мне делать?
ЗАНАВЕС
КАРТИНА СЕМНАДЦАТАЯ
Лица: Аксинья и Михаил.
На улице у сеновала – большое сооружение из бревен и досок для хранения сена. Потом в сеновале Аксиньи.
Аксинья помнила угрозу Потапихи и основательно подготовилась к свиданию с Михаилом.
В момент открытия занавеса на сцене полумрак, Аксинья стоит у сеновала, смотри в сторону откуда должен прийти Михаил.
За кулисами послышались шаги.
Появляется Михаил.
На нем надета белоснежная рубашка, сексуально обтягивающая его спортивную фигуру. Он был похож на жениха, а не на мужчину преклонных лет.
А к с и н ь я (не сдерживает эмоций) Я думала, ты забыл обо мне, Миша! (Обвивает руками его за шею).
М и х а и л. Не забыл! (Выдыхая на нее струю спиртного перегара). Как я могу забыть?
А к с и н ь я. Фу, Миша. (Отмахивает рукой от себя запах).
М и х а и л. А что нельзя? Сегодня мне сам Боженька велел, я сына женил! Или ты забыла?
А к с и н ь я. Да ты, Миша, сам жених, хоть сейчас под венец!
М и х а и л. А я непротив, пойдешь за меня замуж, Ксюша?
А к с и н ь я (не выпуская его из своих объятий). А ты попробуй, позови меня, тогда узнаешь! Посмотри на меня, чем я тебе не невеста? (Крутится перед ним). Ну, скажи!
М и х а и л (обводит взглядом). Да, Ксюша, при виде тебя я всегда схожу с ума, но сегодня ты богиня! Я никогда тебя такой не видел! (С силой стискивает ее тело, грудь его вздымается, как кузнечные меха, а глаза пожирают ее полуобнаженное тело).
А к с и н ь я. Ну, так, что берешь меня в жены?
М и х а и л (смеется). Беру, Ксюша, без всяких свидетелей беру, только вот дойдем до сеновала!
А к с и н ь я (расхохотавшись). Хорошо, жених, пойдем, держись за меня! В сеновале до утра проспишься, а после сыграем свадьбу!
М и х а и л. Я пришел не спать! Эту ночь буду, любить тебя до утра за все вынужденные прогулы! (И чтобы доказать ей, что из-за спиртного не потерял мужскую прыть, берет ее на руки).
Сооружение погружается во тьму. Внутри сеновала набирается свет.
Михаил заносит Аксинью в сеновал. Залезают по лестнице на чердак. На нем широкое мягкое ложе. Небольшой стол. На нем закуска и бутылка с вином.
А к с и н ь я (наливает в бокалы, подает Михаилу). Выпьем Миша за нашу встречу.
М и х а и л. Для меня с тобой встреча как праздник. За нашу любовь, Ксюша!
Чокаются, пьют, закусывают.
Михаил снимает с себя одежду, бросает в сторону. Ложится, протягивает руку Аксинье.
Иди ко мне.
Аксинья пьянея от вина, чувствует себя счастливой. Безоговорочно ложится рядом.
А к с и н ь я (прислонившись к его груди, ласково). Миша, а почему ты не женишься на мне? Ты же не любишь свою жену!
М и х а и л. Опять ты об этом, Ксюш? Я же говорил, если бы не сын! Он за мать горой стоит. Мне угрожает. Убью, говорит, если мать обидишь!
А к с и н ь я (обиженно). Значит, любишь.
М и х а и л. Тебя люблю я, Ксюш! А это для нас с тобой главное! И давай будем любить ни смотря ни на что!
А к с и н ь я. Я согласна любить тебя всю жизнь, вот так! (Целуя страстно его губы, лицо, грудь и все тело, повторяя). Вот так! Вот так! (Затем тихо рассмеялась).
М и х а и л (громко). Ксюша, ты сводишь меня с ума!
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
Лица: Потапиха. Аксинья. Михаил.
Действие происходит в доме Потапихи, потом во дворе. Обстановка та же, что и в четырнадцатой картине. Затем на улице и у сеновала Аксиньи. Обстановка та же, что и семнадцатой картине
Лето. Полночь.
Потапиха сидит за свадебным столом, смотрит по сторонам, заметив отсутствие Михаила, встает, идет, искать.
Комната погружается во тьму. А двор набирает свет.
Потапиха ищет Михаила.
П о т а п и х а. Так, опять ты у Аксиньи, значит, она греет больше, чем я! Ну, держитесь, любовнички, сейчас я вас погрею!
Находит небольшую палку, наматывает на нее тряпку. Идет к гаражу, открывает дверь. Заходит в него, находит канистру с соляром, смачивает ее, кладет в жестяную банку. Захватив с собой коробок спичек. (Уходит).
Двор погружается во тьму. Улица набирается свет.
Потапиха украдкой пробирается огородами до сеновала Аксиньи. Под её ногами будто кто мешается, она падает, встает, и так несколько раз. Наконец, она у цели. Прислоняется к двери сеновала, затаив дыхание слушает.
П о т а п и х а (сама себе). Тишина, неужели никого нет? Я ошиблась? Нет, моя интуиция никогда меня не подводила. Я уверена, что вы здесь.
Плотнее прижимается ухом к двери. Совсем скоро, из глубины сеновала послышался смех Михаила и Аксиньи. Сердце ее вздрагивает, а тело колотится.
Посмотрим, как вы сейчас засмеетесь!
Достает коробок со спичками, пытается открыть, он выпадает из рук на солому. Встает на четвереньки, несколько минут ищет, и вот, он у нее в руках. Трясущимися руками достает спичку, чиркает ею об коробок. В одно мгновение вспыхивает факел. Приоткрывает дверь сеновала, бросает его на кучу сена, дверь подпирает палкой. (Быстро уходит).
Улица погружается во тьму. Внутри сеновала набирается свет.
Михаил с Аксиньей ничего не подозревая занимаются любовью.
Дым заполняет пространство сеновала.
М и х а и л. Мне кажется или на самом деле здесь дым, Ксюш?
А к с и н ь я (приподнимается на локте, увидев языки огня, ползущие прямо на них. Спокойно). Нет, Миш, тебе не кажется, мы горим! Вот тварь, все-таки выследила!
М и х а и л (смеется). Пусть все сгорит! Нам ничто не помешает любить друг друга. (Привлекает ее к себе).
А к с и н ь я. Миша, черт подери! Приди в себя, я не шучу, мы горим! Это Варька твоя, подожгла нас! Давай выбираться отсюда. К дверям не ходи. Вверху видишь дыру в конце крыши?
М и х а и л. Перестань шутить, Ксюша! Иди ко мне, фантазерка!
А к с и н ь я. Какие шутки, Миша? Огонь скоро дойдет до нас!
М и х а и л (приподнимается. Удивленно). Ох, ты! Кто это нас поджог?
А к с и н ь я. Я же тебе сказала, Варька твоя!
М и х а и л (приходит в ярость). Она что того? Задушу! Закопаю, как овцу!
А к с и н ь я. Ладно тебе, Миша! Видишь дыру в конце сеновала?
М и х а и л. Вижу!
А к с и н ь я. Там стремянка. Бери свою одежду, одеваться будем на улице.
Оба берут одежду, подбегают к дыре. Михаил берет стремянку, подставляет к стене.
М и х а и л. Давай, Ксюша, ты первая вылезай!
А к с и н ь я. Нет, Миша, не будем спорить! Поднимайся первым и не спорь со мной!
М и х а и л (безоговорочно вылезает). Ну, тварь, надумала зажарить меня!
А к с и н ь я. (Подталкивает его на стремянке). Ничего, Миш, все обошлось, мы с тобой не пострадали!
Внутри сеновала погружается во тьму. Улица набирает свет.
Аксинья с Михаилом скатываются с крыши сеновала вниз, помогают друг другу одеться.
А к с и н ь я (крутится перед Михаилом). Ну, как я в порядке?
М и х а и л (смотрит похотливым взглядом, привлекает к себе). Ты сводишь меня с ума!
А к с и н ь я (отодвигаясь от него). Нет, Миша, нет! Теперь иди домой, никого не трогай, ложись отдыхать. Понял?
М и х а и л (разочарованно). Понял! (Сожалеючи). Какое прекрасное было начало! А чем закончилось!? И все из-за этой твари! (Поднимая руки вверх, сжимает кулаки, трясёт ими в воздухе). Да я эту гадюку прибью, как бешеную собаку!
А к с и н ь я (спокойно). И все тки, Варька твоя слово свое сдержала, подожгла, хотела, зажарить нас с тобой заживо! Ну да ладно, Миша, мы с тобой живы и здоровы, а вот без сена, я в зиму осталась, это горе! Скотину чем кормить? Пожарных надо вызывать, может что-то успеют затушить!
М и х а и л. Сеном я обеспечу, а сеновал поставят твои сыновья, так что не волнуйся. Ничего, Ксюша, любовь тоже требует жертв! А уж, как наша любовь, ни с какой потерей не сравнишь! Пусть все осуждают нас, а мы назло всем будем любить друг друга!
А к с и н ь я (закрыв глаза). Миша, я хочу, чтобы ты говорил мне такие слова до конца дней моих!
М и х а и л. Так и будет, Ксюша! Я сейчас думаю, как я мог быть таким слепым, не мог разглядеть, где мое счастье? А счастье, это ты! Была всегда рядом, а я не увидел, слепец! А ведь ты создана для меня!
А к с и н ь я. С тобой, Миш, мне ничего нестрашно. (Обвивает его шею).
Его руки крепко сжимаются у нее за спиной.
А к с и н ь я. Все, все, Миша, тебе нужно уходить, иди пока народ не собрался!
Михаил нехотя соглашается с ее отказом. (Уходит).
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
Лица: Аксинья, Михаил, Александр, Вера, соседка первая, соседка другая, соседка Настя.
На улице у сооружения сеновала Аксиньи, обстановка та же, что и в семнадцатой картине. Затем в ее доме. Обстановка та же, что и в первой картине.
Ночь.
Аксинья, торопливо входит в комнату, переодевается, распускает волосы, ложится в постель.
А л е к с а н д р (уже в постели. Жене). Вера, на улице такое зарево, что-то полыхает, наверное, пожар! (Оба подбегают к окну). Это же наш сеновал горит! Вера, разбуди мать, а я вызову пожарных! (Убегает).
В е р а (забегает в комнату к Аксинье). Мама, наш сеновал горит! Вставай!
Аксинья соскакивает с кровати, подбегает к окну, открывает занавеску, видит как полыхает сеновал. Изображает из себя по-настоящему несчастной, горем убитой женщиной.
А к с и н ь я. Господи, чем же будем кормить скотину? И за что нас люди ненавидят, кому мы сделали плохо? (Собрав свои волосы в пучок, закрепляет шпильками).
Комната погружается во тьму. А на сооружение сеновала набирается свет.
Аксинья со слезами бежит к горящему сеновалу.
А л е к с а н д р (встречает ее, обнимает). Не плач, мам. Слезами не поможешь! (После короткой паузы). Я никак в толк не возьму, почему он загорелся, или кто специально поджог?
А к с и н ь я. Откуда мне знать, сынок? Тушить надо, там столько сена!
А л е к с а н д р. Пожарных я уже вызвал, что-то долго их нет! Да что с того сена будет? Зальют водой, его не просушить за все лето. Пусть бы лучше быстрее сгорело, а то огонь перекинется на соседские сеновалы! А за сено, мама, не волнуйся, не останемся без корма!
А к с и н ь я (про себя. Какая я молодец, никто ничего не заподозрил, и сын поддерживает.
Появляется пожарная машина, а за ней соседи Аксиньи.
С о с е д к а п е р в а я. Так Аксинье и надо! Молодец Потапиха, все-таки захватила своего Мишку, сколько веревочка не вьется, а конец будет! И Аксинье пришел конец, теперь сгорит заживо!
С о с е д к а д р у г а я. Что ты такая кровожадная?
С о с е д к а п е р в а я. А ты поставь себя на место Потапихи!
С о с е д к а д р у г а я. Причем здесь Потапиха?
С о с е д к а п е р в а я. А притом, что ее Михаил с Аксиньей любовники!
С о с е д к а д р у г а я. Ты, что свечку держала?
С о с е д к а п е р в а я. Зачем держать? Они не скрывали своих отношений! Недели две-три назад, Потапиха Аксинье всю морду расцарапала и угрожала поджечь сеновал.
С о с е д к а д р у г а я. А ты прям слышала?
С о с е д к а п е р в а я. Не только слышала, но и видела, я зря не скажу! Мишка совсем стыд потерял, у сына свадьба, а он к любовнице!
С о с е д к а Н а с т я. Аксинья была только что здесь. Так зачем говорить зря? Может и не жена вовсе подожгла! Зачем Потапихе поджигать пустой сеновал?
С о с е д к а п е р в а я. А может, Мишка сам зашел в сеновал, ждал Аксинью, закурил и заснул. Искра от папиросы упала и вот вам пожар! А, Мишка спит и не знает, что горит!
С о с е д к а другая. Да что мы, бабы спорим, сгорит он или нет? Невелика потеря, на одного кобеля меньше станет! А Потапиха переплачет, а потом скажет спасибо, что отмучилась!
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ДВАДЦАТАЯ
Лица: Потапиха, Игорь, Нина, Сергей, пожарные. Тося, Галина, Татьяна.
В доме и во дворе Потапихи. Обстановка, что и в четырнадцатой картине. Потом у сеновала Аксиньи. Обстановка та же, что и семнадцатой картине.
Ночь.
Потапиха, присаживается за свадебный стол рядом с Игорем, старается сохранить спокойствие. Гости были сами по себе. Кто-то уже спал, а кто еще пил спиртное и закусывал, а кто обнимал чужих жен и невест.
И г о р ь (обращает внимание на трясущиеся руки матери). Мама, что с тобой? Ты вся дрожишь, тебе плохо? (Взглядом обводит комнату, ищет своего отца). Где отец, мама? Он что обидел тебя?
Потапиха молча встаёт, выходит во двор.
И г о р ь (Нине). Прости, мне надо выйти.
Н и н а. Хорошо, милый! (Улыбается, показывая свои широкие рифленые зубы).
Игорь крайне удивляется ее внешности, она показалась ему еще более неприятной чем, когда увидел впервые.
Комната погружается во тьму. Двор набирает свет.
Игорь выходит из дома, плюёт в угол, с силой трет свои губы.
И г о р ь. Кто только тебя выродил? (За углом дома послышалось рыдание матери и странные слова).
П о т а п и х а. Что же я натворила, дура, зачем пошла туда?
И г о р ь (подходит к матери). Мам, куда ты ходила, что натворила? Говори, только успокойся! (Обнимает ее). Ну, говори, мама!
П о т а п и х а. Я подожгла сеновал Аксиньи, а там был отец!
И г о р ь. Зачем, мама? Ты сошла с ума! (Резко отталкивает ее от себя).
П о т а п и х а. Сынок, не ходи туда, не спасай его, пусть сгорит, не ходи!
И г о р ь (громко). Из ревности совсем потеряла разум.
И только сейчас понял, насколько его мать жестока и ни перед чем не остановится.
(Зло). Ты даже заставила меня пожертвовать моей любовью из-за своей ревности и ненависти к Аксинье, а я из жалости к тебе повелся! Ну, ничего, как ты меня женила, так и разженишь! Об этом мы поговорим позже, а сейчас надо успеть спасти отца! Ещё издали увидел пламя пожара). Только бы отец был жив! Только бы жив!
Двор погружается во тьму. Сооружение сеновала набирает свет.
Появляется Игорь.
Игорь подбегает к горящему сеновалу.
Появляется Сергей.
Игорь сталкивается с Сергеем, он тоже спешит спасать свою мать. Они виновато смотрят друг другу в глаза, и ничего не говоря, каждый из них понимает почему они здесь. Вместе расталкивая людей в стороны двое сыновей бросаются к двери сеновала. Как и предполагал Сергей, дверь оказалась подпертой. Как по команде сыновья сбрасывают с себя пиджаки, прикрывают ими свои головы и открывают дверь. Пламя огня вместе с серым горящим пеплом вылетает им навстречу.
П о ж а р н ы е. Вы, что с ума сошли! Вам что жить надело? Сейчас обвалится крыша, отойдите отсюда подальше и не мешайте нам работать!
И г о р ь. Внутри находятся люди!
П о ж а р н ы й (грубо). Нет там никого. Уходите!
Но сыновья не слушают пожарных, пробираются вперед по раскаленной соломе, проваливаясь в ней по пояс, не переставая звать родителей.
И г о р ь. Отец, сеновал горит!!! Отец, ты слышишь…
Появляются Татьяна с Галиной.
В это время обрушивается крыша, и голос Игоря умолкает. Двое пожарных бросаются в огонь. Через какое-то время они выносят одного из парней, ложат на землю к ногам Татьяны и снова скрываются в огне.
Таня наклоняется над ним, смахивает своим платочком с его лица горящую серую солому.
Т а т ь я н а (испуганно). Галина, это же наш Сережа! Он обгорел!
Галина закрывает рот, чтобы не разрыдаться. Она любит Сергея и скрывает свою любовь. Он несвободен.
(Громко). Скорую помощь вызывайте! Вызывайте скорую помощь!!!
Появляется карета скорой помощи, вместе с ней Тося.
Т о с я (наклоняется к пострадавшему, еле удерживается на ногах. Вскрикивает). Сережа? Сереженька! (Прижимает его к своей груди).
С е р г е й (приоткрывает глаза. Тихо). Тося, там еще Игорь Потапов с отцом и моя мать. Их надо спасти.
Т о с я (стягивает с него горящую одежду). Хорошо, Сереженька, не волнуйся, их спасут. (Накрывает его плотным одеялом. К присутствующим). Ребята, положите его на носилки и погрузите в машину.
А л е к с а н д р (поднимая брата на руки. Дрожащим голосом). Сережа, да как же так? Зачем ты заходил туда?
С е р г е й (морщась от боли). Брат, там наша мать помоги ей.
А л е к с а н д р. С чего ты взял, она только что рядом была со мной!
С е р г е й (шепотом). Слава Богу жива!
Т о с я (Тане). Ты не знаешь, почему Сережа оказался там?
Т а т ь я н а. Нет, не знаю, мы с Галиной подошли перед твоим приездом.
П о ж а р н ы е (выносят из огня другого пострадавшего. Громко). Быстро снимите с него остатки одежды, она все еще горит!!!
Александр, обжигая свои руки, снимает с него клочья тлеющей одежды.
Т а н я (узнает в нем Игоря и в ужасе, чтобы не закричать, закрывает рот).
Т о с я (щупает пульс). Пока жив, но без сознания.
Через пару минут карета скорой помощи скрывается из поля зрения.
Г а л и н а (Татьяне). Кто это был?
Т а т ь я н а (сдерживая рыдания). Игорь Потапов.
Г а л и н а. Не может быть, у него же свадьба! Как он здесь оказался?
Т а т ь я н а (потухшим голосом). Не знаю, но это Игорь.
Г а л и н а. Что будет с Раей, когда она узнает?
Т а т ь я н а. Я даже представить боюсь.
Г а л и н а. Во всем виновата его мать!
Т а т ь я н а. Нет, все, что случилось, виноват только Игорь! Не надо было им расставаться. Они созданы друг для друга. Видишь, как распорядилась судьба. Конечно, жалко его, но чему быть тому не миновать!
Г а л и н а. И все-тки большую роль в судьбе Игоря сыграла его мать. Бог неправильно рассудил, надо было матери сгореть, а не сыну!
Т а т ь я н а. Ты права, но такие, как Потапиха, сухими из воды выходят и в огне не горят! Я вот думаю, как сказать Раисе об Игоре?
Г а л и н а. А никак! Мир не без добрых людей! Доброжелатели найдутся!.. (После короткой паузы). Не могу находиться здесь, обгоревшие ребята стоят перед глазами. Идем, Танечка, домой. На душе так горько, просто реветь хочется!
Т а т ь я н а (грустно). Да конечно, Галина, идем. (Уходят).
ЗАНАВЕС
КАРТИНА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
Лица: Аксинья, Михаил, Александр, Вера, Петр.
В кювете – неглубокая яма заросшая травой. Затем действие переносится к горящему сеновалу. Обстановка та же, что и в семнадцатой картине. Потом в доме Аксиньи. Обстановка та же, что и в первой картине.
Ночь. Пожар, толпа любопытных людей.
Аксинья спокойна, что на зиму сеном будет обеспечена, а пожар затушат и без нее. (Уходит).
Горящий сеновал погружается во тьму. Кювет набирает свет.
Аксинья идет проверить Михаила, ушел ли он домой, или свалился где-нибудь и спит. В метрах трех от неё послышался храп. Сворачивает, нагибается, присматривается. Михаил лежит в кювете в метрах ста от горящего сеновала и громко храпит.
А к с и н ь я. Я так и знала! (Спускается, трет руками его уши).
М и х а и л. Че надо, что ты хочешь?
А к с и н ь я. Миш, ты сошел с ума! Вставай, иди домой!
М и х а и л (мягко). А это ты, Ксюша! А я думал, эта та гадюка. Как хорошо, что ты пришла!
В одно мгновение она оказалась рядом с ним.
Знаешь, Ксюша, вот лежу я с тобой в этом кювете и думаю: У кого сегодня первая брачная ночь у Игоря или у меня – отца его?
А к с и н ь я (сладким голосом). Такой ночи, Миша, как у нас с тобой ни у кого не было и не будет! Кому скажешь, не поверят, чтобы во время пожара хозяйка занималась любовью!
М и х а и л. Что нам, Ксюш, пожар? Когда мы сами сгораем от любви! Дурья моя голова, Ксюш, прожил со своей женой почти тридцать лет и ни одного раза не чувствовал себя таким счастливым!
А к с и н ь я. Если бы ты не хотел так жить, давно бы развелся!
М и х а и л. Теперь разведусь… После того, что она сделала, уйду из дома! Пусть остается с Игорем!
А к с и н ь я (припадает к его груди). Иди, Миша, домой и не затевай скандал, свадьба все-тки, люди чужие. Лучше незаметно пройди в сад и спи до утра!
М и х а и л. И то, правда, Ксюша, я пойду. (Встает, помогает ей встать. Крепко прижимает ее к своей груди, целует в губы). До завтра, Ксюша! (Уходит).
Никто из них не подозревал, что в минуты любовной страсти, на пожаре пострадали их сыновья.
Кювет погружается во тьму. Горящий сеновала набирает свет.
Появляется Аксинья.
Аксинья продолжает изображать из себя несчастную. Подходит к Петру.
А к с и н ь я. Ну что, Петр, сено все пропало?
П е т р (резко). Какое сено, мать? Наш Сережа сгорел в сеновале! И не только Сережа, но и Игорь Потапов, тоже сгорел!
Аксинья, как срубленное дерево падает на землю и теряет сознание.
Петр в шоке, не обращает внимания на мать, на какое-то мгновение не чувствует своего тела. Взгляд отрешенный, устремленный в темное небо, по щекам катятся слезы.
А л е к с а н д р. Петр, возьми себя в руки!
Трясет его за плечи, но тот не слышит его. И только сильный его удар по щеке помогает ему прийти в себя.
Сережа жив, ты слышишь меня, Петр? Сережа жив! И Тося увезла его в больницу! А вот Игорь, неизвестно, что с ним, говорят сильно обгорел! Не могу понять, зачем Игорь попал в наш сеновал? Да и Сережа, что там забыл?
П е т р (придя в себя). Ты что, Саш, ничего не знаешь об отношениях нашей матери с Потаповым Михаилом?
А л е к с а н д р. Знал. Теперь понятно, почему и кто поджог сеновал. Жаль что вместо них пострадали сыновья. Какой позор, брат! Как нам смотреть людям в глаза?
В е р а (наклоняется к Аксинье). Мама, Сережа жив! Тося увезла его в больницу. Все будет хорошо, а тебя сейчас ребята доведут домой. (Александру и Петру). Помогите матери, ей плохо!
Сеновал погружается во тьму. А в комнату Аксиньи набирается свет.
Александр и Петр заносят Аксинью в дом, укладывают на кровать. (Уходят).
В е р а. Мам, может, вызвать врача?
А к с и н ь я (тихо). Нет. Не надо.
В е р а. Завтра, если не станет легче поедем в больницу. (Уходит).
ЗАНАВЕС