Вы здесь

Заморские клады. Кладоискательские истории. Библиотека Тимура (Александр Косарев)

Библиотека Тимура

Поисковикам, разыскивающим старинные раритеты известна не только библиотека Ивана Грозного. Ещё одна старинная библиотека привлекает их взоры – Библиотека Тимура, впоследствии перешедшая по наследству к его внуку – Улугбеку.

Поиски этой, поистине бесценной библиотеки ведутся давно. Ещё в 1869 году чиновник по особым поручениям при туркестанском генерал-губернаторстве, востоковед А. Кук писал в своём докладе, что ищет развалины огромного минарета, под которым должно находиться большое книгохранилище. Ведь, согласно одной из легенд, Тимур якобы держал свои книги в некоей высокой башне, но однажды сильнейшее землетрясение сокрушило башню, и она рухнула, похоронив сокровища.

В 1889 году в Самарканд приехал даже английский писатель М. Уоллес и тоже пытался отыскать древние книги. Впрочем, до него это же пытались сделать учёные-путешественники Вамбери и Скайлер.

Можно задаться вопросом, какие же книги могли храниться у жестокого правителя, озабоченного по большей части только военными походами и завоеваниями народов? Но вспомним, что Тимур завоевал такие страны как Иран, Ирак, Индия, Сирия и даже Турция. А это были центры древнейших цивилизаций, накопившие в своих хранилищах всевозможные материальные свидетельства своей культуры, в том числе и книги. Может быть, сам Тамерлан и не был слишком образованным и начитанным человеком, но, несомненно, в его окружении были грамотные люди, понимавшие толк в захваченных войсками интеллектуальных сокровищах. Да и вообще, считалось, что если что-то хранится особо бережно и тщательно, то эта конкретная вещь или даже собрание непонятных глиняных табличек, несомненно, имеет вполне ощутимую материальную ценность. И стаскивали к себе всё, что подходило под это устоявшееся определение.

Так что, в собранных в Самарканде книгах могли быть и книги индийских магов, украшенные рыбьей чешуёй. Папирусные свитки, и вавилонские терракотовые таблички и даже старинные фолианты в дорогих, украшенных бриллиантовыми застёжками окладах. В глухих подвалах могли храниться лечебные рецепты, сочинения древних богословов и своды законов давным-давно исчезнувших царств.

И вот эта бесценная библиотека исчезла после трагической гибели Улугбека. Его собственный сын, Абдуллатиф, то ли сам организовал, то ли поддержал дворцовый заговор, лишил отца власти и (как это водилось во всех восточных деспотиях) казнил. А ведь Улугбек был крупнейшим мыслителем и учёным того времени. Он всерьёз изучал астрономию и математику. Его звёздными таблицами долгие годы потом пользовались в Европе. Немало времени проводил он в своей уникальной обсерватории, которая достигала высоты в 30 метров, и остатки которой до сих пор украшают древний город. И, так же как и его дед, (но, разумеется, по другой причине) он собирал книги по различным научным дисциплинам. Несомненно, в годы его правления библиотека только разрослась и пополнилась.

Кроме того, Улугбек открыл светскую высшую школу, основал Самаркандскую академию, создал библиотеки в других городах. Однако невежественная, но фанатично настроенная знать была недовольна научной деятельностью своего правителя. Выждав момент, когда Улугбек отправится в Мекку, они устроили переворот. На первом же перегоне караван свергнутого (по другим данным, добровольно отказавшегося от власти правителя) получил приказ срочно заехать в ближайший караван-сарай. Там Улугбека уже ждал убийца…

Насчёт же исчезновения оставшейся без присмотра библиотеки существует целый ряд версий. По одной из них Улугбек догадывался о зреющем в его дворце заговоре и понимал, что в Самарканд он уже не вернётся. Поэтому он поручил самому близкому для него человеку, по имени Али Кушчи, вывезти книги под покровом ночи в сторону Шахрисабза. Там два каравана должны были встретиться и продолжить путь в Стамбул. В те времена Турция была крупным научным центром, и столь знаменитого учёного там приняли бы с распростёртыми объятиями.

Но, встретиться им было, не суждено. Уже находясь в Шахрисабзе или, а может быть Китабе, Кушчи получил известие о гибели учителя. А это значило, везти библиотеку дальше смысла не было. Али Кушчи наверняка как-то спрятал книги и свитки и вернулся в Самарканд. Поэтому, по мнению некоторых учёных, искать следы библиотеки следует у караванной тропы, которая шла от Самарканда на юг, вдоль течения Кашка-Дарьи. И действительно, поскольку Китаб и Шахрисабз – ближайшие к Самарканду населённые пункты, то именно там и могла быть назначена несостоявшаяся встреча, и там же были объекты, которые могли вместить в себя значительную часть библиотеки.

Почему только часть? Почему не всю? Ну, это же мне кажется очевидным. Улугбек наверняка сам отбирал необходимые книги и взял только те из них, которые мог прочесть. А ведь большая часть захваченных его дедом литературных шедевров прочтению не поддавалась, поскольку были написаны на уже забытых языках. Так что в караване у Али Кушчи вряд ли была и десятая часть библиотеки Тимура. Поэтому, вполне возможен такой вариант, что большая часть собрания сочинений так и осталась в Самарканде и была погребена обломками башни рухнувшей при землетрясении, что в тех местах случаются нередко.

А вторая, меньшая её часть вполне могла быть захоронена в склепе какого-нибудь старого кладбища или горной пещере. Эта гипотеза подтверждается в частности тем, что в конце ХХ столетия от жителей кишлака Башары, что расположен как раз вблизи Китаба, поступило несколько сотен (!) раритетных древних книг. Нередки случаи, когда на местном базаре или в чайхане к приезжим подходят люди и предлагают редкие книги.

Существует версия, что помощник и ученик Улугбека в Самарканд не вернулся, а под видом дервиша долгое время скрывался в кишлаке Башары. Кстати, именно здесь на холме Нияз-тепе имеется и обширное старинное кладбище. Один из стариков рассказывал, что когда ему было 12 лет (дело происходило в начале ХХ века), на холме раскапывали участок под строительство сарая. На глубине 2-х метров землекопы наткнулись на большой плоский камень. Когда его подняли, то увидели подземный ход с расширением, а в нём сундуки, хурджины и какие-то рулоны. Суеверные старики, боясь навлечь на селение беду, повелели положить камень на прежнее место и закопать его. Впоследствии на это место приезжала некая экспедиция, но отыскать камень и подземный ход ей вроде бы не удалось.

Конечно, возможно после отъезда археологов, за дело взялись местные гробокопатели, и им видимо удалось докопаться до истины. Ведь в такой глуши раритетные манускрипты могут отыскаться только из древнего захоронения, по домам там такие книги не хранят.