Часть 1. Земное развитие мира и человечества
Введение
*
Духовные существа, извлекшие Луну из Земли и связавшие с ней свое бытие, оказали оттуда определенное влияние на устройство человека. Их воздействие было направлено на приобретенное человеком «Я» и сказывалось в совместном действии последнего с астральным, эфирным и физическим телами. Благодаря этому человек получал возможность сознательно отражать в себе наполненное мудростью строение мира. Благодаря же произошедшему в эпоху древней Луны отделению «Земли» от Солнца, человек приобрел в своей организации некоторую самостоятельность, более свободную степень сознания, нежели та, что исходила бы непосредственно от солнечных существ. В период отщепления Луны в развитие человека также вмешались некоторые духовные существа, из-за недостаточного уровня развития не нашедшие себе места ни на Солнце, ни на Луне. Эти существа с древнелунной природой находились на «неправильном пути развития» и были изгнаны на Землю. В их природе заключалось как раз то, что во время древнего лунного развития восстало против солнечных духов, приведя к появлению у «человека» самостоятельного, свободного состояния сознания. Своеобразное развитие этих существ в земной период сделало их противниками тех существ, которые с Луны хотели сделать человеческое сознание необходимым зеркалом познания мира. Используя свою способность воздействовать на астральное тело человека, «древнелунные существа» даровали ему в земной период определенную самостоятельность, в противовес тому несвободному состоянию, которое было обусловлено существами земной Луны.
Воздействие, оказанное на человека отставшими в лунном развитии духовными существами, имело для него двоякое последствие. Его сознание утратило из-за этого свой характер простого зеркала вселенной, так как в его астральном теле пробудилась возможность управления образами своего сознания и господствования над ними. В результате человек, с одной стороны, стал стал господином своего познания; с другой стороны, исходной точкой этого господства стало астральное тело, в зависимость от которого попало и стоящее выше него «Я». Вследствие этого, человек стал подвержен постоянным влияниям низшего элемента своей природы; он мог в своей жизни опускаться ниже той высоты, на которую поставили его в мировом процессе земно – лунные существа. В противоположность другим существам, которые с земной Луны сделали сознание зеркалом мира, но не дали свободной воли, древнелунных существ можно назвать люциферическими духами. Последние дали человеку возможность развить в своем сознании свободную деятельность, а вместе с нею и возможность заблуждения и зла. Непрерывное влияние люциферических существ происходит и по сей день.
В результате вышеупомянутых событий человек стал в иное отношение к солнечным духам, чем то, что предназначено земно – лунными духами. Последние хотели так развить зеркало его сознания, чтобы во всей душевной жизни человека влияние солнечных духов было господствующим. В реальности же в человеческом существе создалась противоположность между влиянием солнечных духов и влиянием духов с неправильным лунным развитием (люциферических). Вследствие этой противоположности в человеке возникла неспособность познавать физические действия Солнца как таковые, они остались для него сокрытыми земными впечатлениями внешнего мира. Астральное в человеке, исполненное этих впечатлений, было вовлечено в сферу «Я», которое является дарованной Духами Формы искрой их огня и должно было следовать велениям этих духов. На деле же «Я» стало самостоятельно воздействовать на внешние тепловые явления, посредством привитого самому элемента, создав этим притяжение между собой и земным огнем и погрузив человека в земную вещественность больше предназначенного свыше. Раньше человек обладал физическим телом, состоящим главным образом из огня, воздуха, воды и лишь небольшой доли земной субстанции; теперь доля последней возросла, сделав его тело плотнее. Если прежде, являясь тонко организованным существом, человек пребывал как бы в плавающем движении над твердой почвой Земли, то теперь он был вынужден опуститься на те части Земли, которые уже достаточно отвердели.
Вследствие того, что человек, повинуясь своим подверженным заблуждению представлениям, отдавался влиянию внешнего мира и жил сообразно своим желаниям и страстям, не согласуя их с высшими духовными влияниями, появилась возможность болезней. Особое воздействие люциферического влияния заключалось том, что отныне человек не мог больше чувствовать свою отдельную земную жизнь как продолжение своего свободного от тела существования. Посредством привитого ему астрального элемента человек начал ощущать и переживать старение и разрушение своего физического тела, появилась обусловленная самой человеческой природой «смерть». Этим указывается на важную тайну в человеческой природе – на связь человеческого астрального тела с болезнями и смертью.
Жизненное (эфирное) тело человека было поставлено в такое отношение между физическим и астральным телом, что в известном смысле было устранено от действия способностей, которые человек приобрел благодаря люциферическому влиянию. Часть жизненного тела осталась вне физического тела и могла быть управляема высшими существами, а не человеческим «Я». Этими высшими существами были те, что при отделении Солнца покинули Землю, чтобы под руководством одного из своих возвышенных духов занять другое место обитания. Если бы упомянутая часть жизненного тела осталась соединенной с астральным телом, то человек непременно воспользовался бы присущими ему ранее способностями в своих целях; в результате он бы постепенно отделился от солнечных существ, сделав свое «Я» всецело земным. В этом случае земное Я, после смерти физического тела, переселялось бы в другое физическое тело (в потомка), не проходя через соединение с высшими духовными существами в свободном от тела состоянии. Таким образом, человек пришел бы к сознанию своего «земного Я», но это было предотвращено тем особым строением жизненного тела, которое было обусловлено земно – лунными существами. Индивидуальное Я было так отделено ими от простого земного Я, что человек во время земной жизни лишь отчасти чувствовал собственное Я, считая его продолжением земного Я его предков на протяжении поколений. То есть, во время земной жизни душа чувствовала своего рода «групповое Я», человек ощущал себя членом группы из своих предков. Лишь в бестелесном состоянии индивидуальное Я могло чувствовать себя как отдельное существо, но это состояние оставалось ослабленным воспоминаниями о земном самосознании. Последнее затемняло зрение духовного мира, который между смертью и рождением начал застилаться покровом, подобно тому, как он уже был закрыт для физического зрения на Земле.
Внутренняя душевная жизнь человека также изменилась благодаря люциферическому влиянию. До этого влияния человеческая душа действовала согласно намерениям высших духовных существ. План того, что ей следовало выполнить, был начертан заранее, поэтому человек мог заранее предвидеть будущее развитие событий согласно этому плану. Это предвидящее сознание было утрачено, когда над откровением высших духовных существ простерся покров земных восприятий и в них скрылись истинные силы солнечных существ. Отныне будущее стало неизвестным, а вместе с этим в душу внедрилась возможность чувства страха. С люциферическим влиянием человек стал независим от сил, которым он раньше безвольно подчинялся; теперь он мог принимать самостоятельные решения. Такая свобода является результатом данного влияния, а страх и подобные ему чувства – лишь ее побочные явления. Появлению страха способствовали еще и другие земные силы – ариманические (дьявольские), под влияние которых человек подпал также благодаря люциферическим силам. Эти силы проявили свою «неправильность» гораздо раньше люциферических, но последние подвергли человека их влиянию. Это влияние придавало чувство страха тем чувствам, которые без этого влияния действовали бы иначе.
Физическим выражением всех изменений, протекавших в духовном мире в то время как развитие людей проходило через вышеупомянутые условия, было постепенное урегулирование взаимных отношений между Солнцем, Луною и Землей (а в более широком смысле – еще и с другими небесными телами). Одним из последствий этих отношений является смена дня и ночи. Движения небесных тел управляются обитающими на них существами: движение Земли, благодаря которому возникает день и ночь, было обусловлено взаимоотношением различных стоящих над человеком духов. Точно так же и движение Луны, после ее отделения от Земли, возникло ради того, чтобы Духи Формы могли правильным образом и в правильном ритме воздействовать на физическое тело человека. Днем Я и астральное тело человека действовали в физическом и жизненном теле, ночью это действие прекращалось – Я и астральное тело выходили из физического и жизненного тела. В ночное время они всецело вступали в область Сынов Жизни (Ангелов), Духов Огня (Архангелов), Духов Личности и Духов Формы. Физическое и жизненное тело в это время, кроме Духов Формы, принимали в область своего воздействия еще и Духи Движения, Духи Мудрости и Духи Воли (Престолы). Таким образом исправлялись все вредные воздействия, оказанные на человека в течение дня заблуждениями его астрального тела.
*
До-атлантическое и атлантическое развитие
*
Между тем, люди снова размножились на Земле и уже не было причин, по которым в их потомках не могли воплощаться человеческие души. Земно – лунные силы действовали теперь так, что под их влиянием человеческие тела слагались вполне пригодными для воплощения человеческих душ; те, что ранее были удалены на Марс, на Юпитер и другие планеты, теперь снова вернулись на Землю. Поэтому для всякого человеческого потомка, рождавшегося в последовательности поколений, имелась душа. Так продолжалось в течение долгих времен, поэтому приток душ на Землю соответствовал умножению людей. Те души, которые с земной смертью покидали тело, сохраняли в бестелесном состоянии – в виде воспоминания – отзвук своей земной индивидуальности. Это воспоминание действовало так, что когда на Земле рождалось соответствующее им тело, они снова воплощались в нем.
Как было подмечено ранее, человек ощущал себя на Земле связанным со своими предками через общее групповое Я, и тем сильнее было для него переживание своего индивидуального Я в свободном от тела состоянии, между смертью и новым рождением. Души, которые вселялись в человеческие тела приходя из небесного пространства, находились в ином положении, нежели уже имевшие за собой одну или несколько земных жизней. Первые приносили с собой в физическую земную жизнь только те условия, которым они были подчинены высшим духовным миром и своими переживаниями вне земной сферы. Другие же в своих прежних жизнях сами прибавили новые условия. Судьба первого рода душ была определена только фактами, лежавшими вне новых земных условий. Судьба же перевоплощенных душ определялась еще и тем, что они сами совершили в прежних земных жизнях; так появилась карма отдельного человека.
Благодаря выводу жизненного тела из под влияния астрального тела, процесс размножения не вошел в область человеческого сознания, а остался под руководством духовного мира. Когда какая-нибудь душа должна была низойти в земную среду, у земного человека появлялись импульсы к размножению. Для земного сознания данный процесс был до определенной степени окутан таинственным мраком. В результате частичного отделения жизненного тела от физического, способности первого могли сильно повышаться, благодаря духовному влиянию: особого совершенства достигала память, а вот логическое мышление пока находилось в зачаточном состоянии. Во внешней жизни человек имел непосредственное познание о действенных силах всего живого, мог управлять жизненными и воспроизводительными силами животной и растительной природы. Он мог, например, извлекать из растения то, что побуждает его к росту; подобно тому, как в наше время извлекается энергия из безжизненной природы (каменного угля, нефти, и др.).
Жизненное тело душ, возвращающихся на Землю с других планет не было столь же защищенным, как у «закоренелых землян». Защищенность последних исходила от высшего существа, руководившего отделением Солнца от Земли, вместе с которым удалились для обитания на Солнце высокие духи, достигшие благодаря космическому развитию соответствующей зрелости. Существам, которые к моменту отделения Солнца не достигли нужного уровня развития, пришлось искать себе другие арены для дальнейшей деятельности. Благодаря им из общей мировой субстанции, находившейся тогда в физическом организме Земли, выделились Юпитер и другие планеты. Юпитер стал местом обитания не созревших до солнечного развития существ, наиболее развитое из которых стало их вождем. Подобно тому, как вождь солнечного развития стал «высшим Я», действовавшим в жизненном теле потомков «оставшихся на Земле» людей, так этот вождь Юпитера стал «высшим Я» тех людей, что произошли от смешения потомков «оставшихся на Земле» с появившимися на Земле лишь в эпоху воздушной стихии и затем перешедшими на Юпитер. Последних можно назвать «людьми Юпитера»; это человеческие потомки тех, кто еще в древние времена приняли в себя человеческие души, но к началу земного развития не созрели для первого соприкосновения с огнем. Это были души, стоявшие между человеческим и животным душевным царством. Другие существа, под водительством высшего духа, для своего обитания выделили из общей мировой субстанции Марс. Их влиянию подпал третий род людей, возникших благодаря смешению – «люди Марса».
Это проливает свет на основные причины возникновения планет нашей солнечной системы, они образовались благодаря различным состояниям зрелости обитающих на них существ. Те люди, которые в своем жизненном теле ощущали самое высокое солнечное существо, могут быть названы «солнечными людьми». Существо, которое жило в их поколениях как «высшее Я» – это то, которое впоследствии обозначалось различными именами, а в наше время известно как Христос. Затем можно различать еще «людей Сатурна», «высшим Я» которых является существо, которое до отделения Солнца должно было вместе с такими же духами покинуть общую мировую субстанцию. В жизненном, и даже в физическом, теле людей данного рода была некоторая часть, не затронутая люциферическим влиянием. У более низкостоящих родов людей жизненное тело было недостаточно защищено для противостояния воздействиям люциферических сущностей. Они так далеко позволяли заходить находящейся в них «искре Я», что вызывали в своем окружении могучие и разрушительные огневые воздействия, приведшие в итоге к земной катастрофе. В огневых бурях погибла тогда значительная часть обитаемой на тот момент Земли, а вместе с ней и впавшие в заблуждение люди. Лишь небольшая часть людей, оставшихся незатронутыми заблуждением, смогла спастись в ту область Земли, которая до тех пор была защищена от губительного воздействия человека. Это новое место обитания находилось на том участке Земли, который в настоящее время покрыт атлантическим океаном. Другие местности были населены остатками человечества. В соответствии с духовной наукой, область Земли, расположенную некогда между современной Европой, Африкой и Америкой, можно назвать Атлантидой. Вышеупомянутый промежуток развития человечества в теософской литературе называется Лемурийской эпохой Земли, за которой последовала Атлантическая; а то время, когда древнелунные силы еще не развернули своей основной деятельности, называется Гиперборейской эпохой. Последней предшествует еще одна эпоха, совпадающая с самыми первыми временами развития Земли. В библейском предании время до воздействия люциферических существ описывается как райское, а нисхождение на Землю и погружение людей в чувственный мир – как изгнание из рая.
Развитие в атлантической области было временем распределения на людей Сатурна, Солнца, Юпитера и Марса; раньше были только задатки этого деления. Разделение на состояния сна и бодрствования привело к последствиям, особенно сильно проявившимся у атлантического человечества. Во время ночного сна астральное тело и Я человека находились в сфере существ, стоящих выше него (вплоть до Духов Личности): связанной с физическим телом частью своего жизненного тела человек мог воспринимать Сынов Жизни (Ангелов) и Духов Огня (Архангелов), ведь во время сна он мог оставаться в соединении с той частью жизненного тела, которая не была наполнена физическим телом; восприятие духов Личности (вследствие люциферического влияния) было при этом неясным. Однако, вместе с Ангелами и Архангелами человеку стали видимы и те существа, что безнадежно отстали на Солнце и Луне, поэтому не могли вступить в земное бытие, оставаясь пребывать в душевно – духовном мире. Благодаря люциферической сущности, человек привлек их в сферу своей отлученной от физического тела души и соприкоснулся с существами, оказывающими на него соблазняющее воздействие. Эти существа умножали в душе человека влечение к заблуждению, особенно к злоупотреблению силами роста и размножения, находившимися в его распоряжении благодаря разделению физического тела.
Отдельным людям атлантической эпохи дана была возможность как можно меньше подпадать под власть чувственного мира. Благодаря им люциферическое влияние превратилось из препятствия в развитии человечества в средство для его дальнейшего прогресса. Благодаря Люциферическому влиянию они оказались в состоянии довольно скоро развить в себе способности познания земных вещей. Эти люди пытались устранить заблуждение из своего мира представлений, а из явлений окружающего мира постичь первоначальные намерения духовных существ. Они охраняли себя от влечений и вожделений астрального тела, направленных только чувственный мир, благодаря чему становились все более и более свободными от его заблуждений. Это вызывало у них такие состояния, когда они через свое жизненное тело связывались с царством Духов Формы, узнавая от них волю и намерения того высокого существа, которое было вождем при отделении Солнца от Земли («Христос»). Но и этих «посвященных» людей не могло коснуться непосредственно существо Христа, а могло быть им явлено лишь как бы в отраженном лунными существами виде. Эти люди стали вождями остального человечества: сообщали узренные ими тайны; собирали вокруг себя учеников, которым указывали пути к достижению «просветления». Познания «Христа» могли достичь только люди, принадлежащие к «солнечным». Они возделывали свое таинственное знание и связанные с ним ритуалы в особом месте, которое в соответствии с духовной наукой будет здесь названо Христовым или Солнечным оракулом. (оракул (от лат.) – место, где внимают намерениям духовных существ). Другие оракулы были вызваны к жизни посвященными, принадлежащими к человечеству Сатурна, Марса и Юпитера. Эти посвященные доводили свое созерцание только до тех существ, которые могли раскрываться им в жизненных телах как соответствующие «высшие Я». Так возникли приверженцы мудрости Сатурна, Юпитера и Марса. Также были методы посвящения и для тех людей, что приняли в себя слишком много люциферической сущности, из-за чего их жизненное тело не могло в такой же значительной мере отделяться от физического, как у солнечных людей. Из-за сильной подверженности их астрального тела влиянию люциферических сил, они должны были проходить более трудные и длительные подготовления, после которых у них также появлялась способность получать откровения высоких существ.
Были и такие существа, которые при отделении Солнца от Земли покинули землю, но не смогли в дальнейшем развиваться вместе с развитием Солнца. После разделения Солнца и Земли они отчленили для себя от Солнца отдельное место обитания – Венеру. Их вождем было существо, ставшее «высшим Я» для соответствующих посвященных и их приверженцев. Нечто подобное произошло и с руководящим духом Меркурия для другого рода людей. Так возникли оракулы Венеры и Меркурия. Некоторые наиболее принявшие в себя люциферическое влияние люди могли достичь лишь того существа, которое вместе с подобными ему духами раньше всех было снова извергнуто из солнечного развития. Оно не имеет особой планеты в мировом пространстве и живет в окружности самой Земли, с которой снова соединилось после возвращения с Солнца. Те люди, которым это существо раскрылось как «высшее Я», могут быть названы приверженцами оракула Вулкана. Их взор был более обращен на земные явления, чем у других посвященных. Они заложили первые основы того, что возникло впоследствии среди людей как науки и искусства. А вот посвященные Меркурия положили начало знанию о более сверхчувственных вещах; и в еще более высокой степени сделали это посвященные Венеры. Посвященные Вулкана, Меркурия и Венеры отличались от посвященных Сатурна, Юпитера и Марса тем, что последние принимали свои тайны скорее как откровения свыше (в готовом виде), между тем как первые получали свое знание раскрытым в форме собственных мыслей и идей. В середине стояли посвященные Христа, получавшие вместе с непосредственным откровением еще и способность облекать свои тайны в форму человеческих понятий. Посвященные Сатурна, Юпитера и Марса должны были выражаться более в символических образах; посвященные Христа, Венеры, Меркурия и Вулкана могли изъясняться только в представлениях.
То, что достигало таким образом атлантического человечества, шло окольным путем через посвященных. Благодаря люциферическому началу человечество приобрело особые способности, обращенные высокими космическими существами во благо, иначе могли бы послужить во вред. Такой способностью является речь, доставшаяся человеку благодаря его уплотнению в физическую вещественность и отделению части его жизненного тела от физического.
Во времена, следовавшие за отделением Луны, человек чувствовал себя связанным с физическими предками через групповое Я. Но это общее сознание, связывающее потомков с предками, постепенно утрачивалось на протяжении поколений. Но это общее сознание, связывавшее потомков с предками, постепенно утрачивалось на протяжении поколений. У позднейших потомков сохранялось затем внутреннее воспоминание, простиравшееся лишь до не очень отдаленных предков. Лишь в похожих на сон состояниях, когда люди приходили в соприкосновение с духовным миром, снова всплывало воспоминание о том или другом предке. В таких случаях люди начинали ошибочно думать, что данный предок являлся вновь, уже в их облике. Эта ошибочная идея о перевоплощении была популярна в те последние атлантические времена, истинное же учение о перевоплощении можно было узнать лишь в школах посвященных. Посвященные же созерцали, как в бестелесном состоянии душа человека шествует от воплощения к воплощению, и только они одни могли сообщить эту истину своим ученикам.
Физический облик человека в те далекие времена еще сильно отличался от современного, являясь своего рода отображением его душевных качеств. Человеческое состояло из более тонкой мягкой материи, чем сейчас. То, что в настоящее время является в его членах отвердевшим, тогда было мягким, гибким и пластичным. При этом более духовно развитый человек имел нежное, подвижное и выразительное строение тела; менее развитый духовно человек обладал грубыми, неподвижными и менее пластичными телесными формами. Более высокая душевная развитость сжимала члены тела и и уменьшала его размеры, а душевная отсталость и погруженность в чувственное выражалось в гигантской величине. Когда человек находился в периоде роста, его тело формировалось согласно душевному содержанию. Когда человек находился в периоде роста, его тело формировалось согласно душевному содержанию. Развращенный характер страстей, влечений и инстинктов влек за собой нарастание материального в человеке до гигантских размеров. Современный физический облик человека возник через сжатие, уплотнение и отвердение атлантического человека. И между тем, как человек атлантической эпохи был точным отражением своего душевного существа, события атлантического развития заключали в себе как раз причины, приведшие послеатлантическому человеку, обладающему более твердым и сравнительно мало зависимым от душевных качеств физическим телом. Животное же царство уплотнилось в своих формах на земле в гораздо более древние времена, чем человек. Современные законы, лежащие в основе образования форм в природных царствах, отнюдь не следует распространять на более отдаленные времена.
К середине атлантической эпохи на развитии человечества стало постепенно сказываться некое бедствие. Тайны посвященных должны были тщательно охраняться от таких людей, которые подготовлением не очистили своего астрального тела от заблуждения. Если бы они не проникли в скрытые познания – законы, по которым высшие существа управляют силами природы, они использовали бы их для своих извращенных потребностей и страстей. Опасность была тем больше, что люди попали в сферу воздействия низших духовных существ, которые не могли идти вместе с правильным земным развитием и потому противодействовали ему. Они непрерывно влияли на людей, внушая им интересы, которые в действительности были направлены против блага человечества. Люди тогда обладали способностью подчинять себе силы роста и размножения животной и человеческой природы.
Искушениям со стороны низших существ подпали не только обыкновенные люди, но и часть посвященных. Они пришли к тому, что сами стали пользоваться этими сверхчувственными силами в таких целях, которые противоречили развитию человечества. Для этого они использовали в качестве помощников тех людей, что не были посвящены и применяли тайны сверхчувственной природной жизни в смысле низших побуждений. Это привело к великому развращению человечества, но зло распространялось и дальше. Так как силы роста и размножения, при их самостоятельном применении в отрыве от «родной почвы», находятся в таинственной связи с некоторыми действующими в воде и воздухе силами, то поступками людей были сняты оковы с могучих пагубных сил природы. Это привело к постепенному разрушению атлантической области Земли воздушными и водными катастрофами. Уцелевшим после них представителям атлантического человечества пришлось переселяться в другие части Земли.
*
Пост-атлантическое развитие
*
Благодаря катаклизмам Земля обрела новый облик: с одной стороны – Европа, Азия и Африка постепенно достигли своего нынешнего облика; с другой стороны – Америка. В эти страны и двинулись великие кочевья атлантического человечества. Европа, Азия и Африка были постепенно заселены потомками атлантов. Различные народы, стоящие на различных ступенях развития и на различных ступенях развращения. Вместе с ними переселились и хранители тайн оракулов; посвященные основали в различных странах святилища, где совершались служения Юпитера, Венеры и других (как в хорошем, так и в дурном смысле). Особенно неблагоприятное влияние оказало предательство тайн Вулкана, ведь взор его приверженцев был преимущественно направлен на земные условия. Этим предательством человечество было поставлено в зависимость от духовных существ, которые вследствие своего предшествующего развития отрицательно относились ко всему, что шло из духовного мира, развившегося благодаря отделению Солнца от Земли.
Согласно этим своим задаткам, они действовали в стихии, образованной в человеке благодаря его обладанию восприятиями чувственного мира, за которыми скрывалось духовное. Влияние этих существ на человеческих обитателей Земли постоянно увеличивалось, проявляясь в том, что у них все более и более отнималось чувство духовного. Так как в те времена величина, форма и пластичность физического тела человека еще сильно зависели от качеств души, то «духовное предательство» проявлялось и внешне. Там, где люди пользовались сверхчувственными силами для служения своим низшим влечениям, вожделениям и страстям, там возникали уродливые, причудливые по форме и величине человеческие облики. Последние вымерли, не сумев пережить атлантической эпохи. В физическом отношении после-атлантическое человечество образовалось из тех атлантических предков, у которых уже наступило такое отвердение телесного облика, что тот уже не поддавался ставшим отныне противоестественными душевным силам. В определенный период атлантического развития, благодаря господствовавшим в Земле и вокруг нее законы, сложились способствующие отвердению человеческого облика условия. Те расовые формы людей, что отвердели раньше этого периода, вымерли; воплощавшиеся в в них души были сильно стеснены. Правда, некоторые из таких расовых форм сохранились ив после-атлантические времена. Те из них, что сумели сохранить пластичность, стали преимущественно телами для таких душ, которые испытали наиболее вредное влияние означенного предательства; но они также были обречены на скорое вымирание.
Таким образом, с середины атлантической эпохи в области человеческого развития появились существа, действовавшие таким образом, что человек начал вживаться недуховным образом в чувственно – физический мир. Это зашло так далеко, что, вместо истинного образа этого мира, ему стали являться всякого рода обманчивые образы, призраки и иллюзии. Человек был подвержен не только люциферическому влиянию, но и влиянию других существ, вождь которых в персидской культуре был назван Ариманом (он же Мефистофель и Дьявол). Из-за этого влияния человек после смерти попадал к силам, которые и там вынуждали его являться существом, обращенным только к земно – чувственным условиям. Он все более лишался непосредственного прозрения в события духовного мира и был вынужден чувствовать себя во власти Аримана и быть до известной степени исключенным из общения с духовным миром.
Особенное значение имело святилище одного оракула, которое во время общего упадка сохранило древнее служение в наиболее чистом виде. Оно принадлежало к оракулу Христа, поэтому могло сохранить не только тайну самого Христа, но также и тайны других оракулов, ведь при откровении высочайшего солнечного Духа раскрывались также и вожди Сатурна, Юпитера и другие. В солнечном оракуле знали тайну создания у того или иного человека такого жизненного тела, каким обладали лучшие посвященные Юпитера, Меркурия и другие. С помощью особых средств сохраняли отпечатки лучших жизненных тел древних посвященных, чтобы позднее облачить в них подходящих для этого людей. У посвященных Венеры, Меркурия и Вулкана можно было применять этот прием и к астральным телам.
Однажды вождь Христовых посвященных оказался в окружении немногих приверженцев, которые были наименее подвержены отделению физического тела от жизненного. В то время такие люди наиболее подходили для дальнейшего развития человечества: в состоянии сна у них все реже наступали известные переживания, а сам духовный мир все больше закрывался перед ними. Зато у них не было понимания всего того, что раскрывалось в древние времена, когда человек находился не в физическом, а только в жизненном теле.
Люди из окружения вождя Христова оракула опередили остальных в смысле соединения с физическим телом некогда отделенной от него части жизненного тела. Это соединение постепенно наступило в человечестве, в результате произошедших с атлантической областью, и вообще с землей, изменений. Физическое и жизненное тела человека все больше и больше начали совпадать в своих границах, что привело к ослаблению прежде неограниченных сил памяти, зато поспособствовало развитию мышления. Связанная с физическим телом часть жизненного тела превратила физический мозг в настоящее орудие мышления, и человек собственно лишь с этого времени стал ощущать свое «Я» в физическом теле. Тогда же впервые пробудилось самосознание, сначала это произошло преимущественно у приверженцев вождя Христова оракула. Прочие массы людей, рассеянных по Европе, Азии и Африке, частично сохранили остатки древних состояний сознания, поэтому у них был непосредственный опыт в сверхчувственном мире. Приверженцы же Христова посвященного были людьми с высоко развитым рассудком, но малым опытом в сверхчувственной области. Этот посвященный направился с ними с запада на восток, в некоторую область внутри Азии, стремясь по возможности охранять их от соприкосновения с менее продвинутыми в развитии сознания людьми. Он воспитывал в своих приверженцев в духе раскрывшихся ему тайн, особенно воздействуя при этом на их потомков; Так образовал он группу людей, воспринявших в свои сердца соответствовавшие тайнам Христова посвящения импульсы. Семи лучшим своим ученикам он сообщил жизненные и астральные тела, соответствовавшие отпечаткам жизненных тел самых лучших атлантических посвященных. Так воспитал он по одному преемнику посвященных Христа, Сатурна, Юпитера и других; эти семь посвященных стали учителями и вождями людей, заселивших в после атлантический период юг Азии, главным образом древнюю Индию. Так как эти великие учителя были одарены жизненными телами своих духовных предков, то все, что было в их собственном астральном теле (переработанные ими самими знания и понятия), не достигало высоты получаемых ими через их жизненное тело откровений. Когда в них получали слово эти откровения, они должны были «выключать» свое собственное знание и понимание. Тогда из них и через них говорили высокие существа, говорившие также и их духовным предкам. Вне тех времен, когда через них говорили эти существа, они были простыми людьми, с присущими им уровнями разума и сердца.
В Индии жила тогда порода людей, сохранивших живое воспоминание о древнем душевном состоянии атлантов, делавшем возможным опытные знания в духовном мире. Волею судьбы большая часть этих людей, состоящая из лучших представителей атлантического населения, пришла в южную Азию. Кроме них туда переместились и другие люди; для всех них упомянутый посвященный Христа назначил учителями семь своих великих учеников, которые дали этому народу свою мудрость и свои заповеди. Лишь небольшая подготовка требовалась большинству из этих древних индийцев, чтобы оживить в себе еще не совсем угасшие способности, ведущие к наблюдению в сверхчувственном мире. Последний они ощущали как истинный мир, а чувственный мир – как обман человеческого восприятия, как иллюзию (майю). То, что раскрывалось для этих людей через семь великих учителей, глубоко вживалось в их души. Так возникла культура, проникнутая сверхчувственной мудростью. То, что содержится в в книгах мудрости индийцев (в Ведах), является лишь малой частью всех сокровищ мудрости великих учителей, и не передает их первоначального образа.
То, что подразумевается здесь под «древними индийцами» не совпадает с тем народом, который носит это имя в наше время. Современный индийский народ сформировался лишь спустя длительное время после того, что имеется здесь в виду. Необходимо различать первый послеатлантический земной период, в котором господствовала описанная здесь «индийская» культура; затем образовался второй после атлантический период, когда господствующим в смысле культуры было то, что впоследствии в этой книге будет названо «древнеперсидским»; еще позднее развилась египетско – халдейская культура, описание которой тоже еще предстоит впереди. Во время этих второй и третьей послеатлантических культурных эпох древний индийский народ тоже переживал свою вторую и третью эпоху. К последней как раз и относится все то, что обыкновенно говорится о «древней Индии». Другая черта этой древнеиндийской культуры та, что впоследствии привела к разделению людей на касты. Жители Индии были потомками атлантов, принадлежавших к различным породам людей – к людям Сатурна, Юпитера, и другим. Из сверхчувственных учений они знали, что душа не случайно водворялась в ту или иную касту, а сама выбирала ее для себя. Такое понимание сверхчувственных учений облегчалось тем, что у многих людей могли пробуждаться вышеописанные внутренние воспоминания о предках, приводящие к ошибочной идее об их перевоплощении в новом облике. Как в атлантическую эпоху истинную идею о перевоплощении можно было получить только через посвященных, так в древней Индии – только через непосредственное соприкосновение с великими учителями. Упомянутая ошибочная идея о перевоплощении получила огромное распространение среди народов, вследствие гибели Атлантиды заселивших Европу и Азию; этому способствовали те посвященные, что во время атлантического развития вступили на ложные пути. В результате люди все чаще стали смешивать истинную идею с ошибочной, ведь у многих из них (как наследие атлантической эпохи) сохранилось своего рода сумеречное ясновидение. Как атланты во время сна вступали в сферу духовного мира, так их потомки переживали этот духовный мир в промежуточных состояниях между бодрствованием и сном. Тогда перед ними вставали образы древнего времени, к которому принадлежали их предки. Они считали себя перевоплотившимися людьми того времени.
Последствием продолжительных переселений народов, которые после атлантической катастрофы направились с запада на восток, стало появление в передней Азии персидского народа и родственных ему племен. Здесь пока идет речь об очень ранних предках позднейших персов, среди которых возникла вторая после индийской великая культурная эпоха послеатлантического развития. У народов этой второй эпохи была иная задача, чем у индийских. Их стремления и наклонности были обращены не к одному только сверхчувственному миру: эти люди любили Землю и ценили то, что человек может на ней завоевать и приобрести посредством ее сил. То, что они совершили как воинственный народ, и те средства, что изобрели для добычи из земли ее богатств, являются плодами их взглядов и убеждений. Для этих людей не было опасности совершенно отвернуться от иллюзии физически – чувственного ради тоски по сверхчувственному, скорее наоборот. Святилища оракулов, перенесенные сюда из древней атлантической области, также по-своему отражали общий характер этого народа. Из тех сил, что некогда могли быть усвоены путем переживаний сверхчувственного мира и которыми люди еще могли владеть, использовались лишь те, что подчиняют явления природы личным интересам человека. Этот древний народ обладал большим могуществом в управлении такими силами природы, которые впоследствии вышли из-под влияния человеческой воли. Хранители оракулов властвовали над внутренними силами, стоявшими в связи с огнем и другими стихиями; их можно назвать магами. То, что они сохранили из сверхчувственного познания и сверхчувственных сил как наследие древних времен, было лишь малой частью доступных человеку в отдаленном прошлом знаний и умений. Это наследие включало в себя многое, от благородных искусств на благо людей до откровенно преступных действий. Люциферическая сущность в этих людях действовала особым образом: она «связала» их со всем, что удаляет человека от предначертаний тех высоких существ, которые, не будь люциферического вторжения, одни вели бы вперед развитие человечества. Те представители данного народа, что еще были одарены остатками древнего ясновидческого состояния – вышеупомянутого промежуточного состояния между бодрствованием и сном – чувствовали большое влечение к низшим существам духовного мира. Этому миру был необходим духовный импульс, нейтрализующий такие свойства характера, для чего хранителем тайн солнечного оракула ему было передано специальное руководство.
Вождь древнеперсидской духовной культуры, посланный к этому народу хранителем солнечного оракула, известен в истории как Заратустра (или Зороастр). При этом следует заметить, что носитель данного имени принадлежит к гораздо более ранней эпохе, чем то время, к которому его относит история. Однако это является выводом духовного, а не внешнего исторического исследования. Импульс, который Заратустра должен был дать своему народу, состоял в его указании на то, что чувственно – физический мир не является лишь тем лишенным духа, что выступает перед отдавшимся исключительно влиянию люциферического существа человеком. Этому существу человек обязан своей личной самостоятельностью и своим чувством свободы, но оно должно действовать в согласии с противоположным ему духовным существом. Для древнеперсидского народа было важно сохранить живое чувство к этому духовному существу, иначе его тяготение к чувственно-физическому миру грозило перерасти в полное слияние с люциферическим существом. От хранителя солнечного оракула Заратустра получил такое посвящение, что ему могли быть сообщены откровения высоких солнечных существ. В особых состояниях сознания, к которым он был приведен своим духовным обучением, он мог созерцать вождя солнечных существ, принявшего упомянутым образом под свою защиту жизненное тело человека. Он знал, что это существо направляет процессы, руководящие развитием человечества, и что оно – в определенный момент – может низойти из мирового пространства на Землю. Для этого необходимо, чтобы оно могло жить в астральном теле человека так же, как оно со времени вторжения люциферического существа действовало в жизненном теле. Для этого должен был явиться человек, который бы снова так преобразил астральное тело, что вернулось бы на ту ступень, которой без Люцифера оно достигло бы уже к середине атлантического развития. Если бы не Люцифер, то человек бы раньше достиг этой ступени, но уже без личной самостоятельности и без возможности свободы. Теперь же человек, несмотря на наличие свободы, должен снова подняться на эту высоту. В своих ясновидческих состояниях Заратустра предвидел, что в будущем должна будет появиться личность, обладающая подобным астральным телом. До тех пор этого высокого солнечного существа нельзя будет найти на Земле, оно может быть воспринято ясновидящим в пределах духовной части Солнца. Он мог созерцать это существо, когда направлял свой ясновидческий взор на Солнце, и возвестил своему народу о его предстоящем нисхождении на Землю. Это было возвещение великого Духа Солнца или Света (ауры Солнца, Ормузда). Этот дух света раскрывался Заратустре и его последователям как тот Дух, который обращает пока свой лик к человеку из духовного мира, но в будущем его можно ожидать среди людей. Это был Христос до своего появления на Земле, которого Заратустра возвещал, как Духа света. Аримана же, напротив, он называл силой, негативно действующей на душевную жизнь человека, если тот всецело ей отдается. Это та охарактеризованная ранее сила, которая после предательства тайн Вулкана достигла на Земле особого господства. Наряду с вестью о Боге света, Заратустра возвестил учение о тех духовных существах, которые раскрываются очищенному чувству ясновидца, как путники Духа света и противоположностью которых были искусители, являвшиеся неочищенному остатку ясновидения, сохранившемуся из атлантической эпохи. Древнеперсидскому периоду нужно было уяснить, как в человеческой душе, обращенной в своем стремлении к чувственно – физическому миру, происходит борьба между силами Бога света и его противника, и как человек должен вести себя, чтобы последний не привел его к гибели, силами первого обратить негативное влияние к добру.
Третья культурная эпоха послеатлантического времени родилась среди народов, которые после кочевий обосновались в передней Азии и Северной Африке. Она образовалась, с одной стороны, у Халдеев, Вавилонян, Ассирян, а с другой стороны – у Египтян. У этих народов отношение к физически – чувственному миру сложилось иначе, чем у Персов. Они больше других усвоили себе духовных задатков, служащих основой возникших (начиная с последних атлантических времен) способностей мышления и дара рассудка. Это и было задачей послеатлантического человечества – развернуть в себе те душевные способности, которые могли быть приобретены с помощью пробужденных сил мысли и чувства, не возбуждаемых непосредственно духовным миром, а возникающих благодаря тому, что человек отдается наблюдению чувственного мира, вживается в него и обрабатывает его. На завоевание чувственно – физического мира с помощью этих человеческих способностей следует смотреть как на миссию послеатлантических людей. В древней Индии человек своим душевным складом хотя и был уже направлен на этот мир, но он рассматривал его еще как иллюзию, а его дух был обращен к сверхчувственному миру. В противоположность этому в персидском народе возникает стремление овладеть физически – чувственным миром, но большей частью с помощью душевных сил, оставшихся как наследие времен, когда человек мог непосредственно достигать сверхчувственного мира. У народов третьей культурной эпохи душа в значительной степени утратила сверхчувственные способности. Она должна была использовать откровения духовного в окружающем ее чувственном мире и развиваться дальше, через открытие и изобретение культурных средств, вытекавших из этого мира. В результате исследования в физически – чувственном мире законов стоящего за ним мира духовного, возникли науки; как результат познания и переработки сил этого мира возникли человеческая техника, художественный труд (искусства), их орудия и средства.
Для представителя халдейско – вавилонских народов чувственный мир не был больше иллюзией, но в своих царства, в горах и морях, в воздухе и воде мир был откровением духовных деяний, стоящих за всем этих сил, законы которых он стремился познать. Для египтянина Земля была полем его работы, силами своего разума он должен был так ее преобразить, чтобы это преображение стало отпечатком человеческого могущества. Из Атлантиды в Египет были переданы святилища оракулов, происходящие главным образом от оракула Меркурия. Однако существовали и другие, например оракул Венеры. То, что могло быть развито в египетском народе благодаря этим святилищам оракулов, являлось задатком новой культуры. Он исходил от великого вождя, который прошел свое духовное обучение у самого Заратустры, назовем его «Гермесом». Через принятие тайн Заратустры он мог найти верный путь для руководства египетским народом. В земной жизни, между рождением и смертью, чувство этого народа было направлено на физически чувственный мир таким образом, что, несмотря на ограниченную способность созерцания стоящего за ним духовного мира, он все же признавал в этом мире законы духовного. Этому народу нельзя было дать учения о таком духовном мире, в который он мог вжиться еще на Земле, зато ему можно было показать, как человек будет жить после смерти: в свободном от тела состоянии, вместе с миром духов, которые во время земной жизни являются ему в своем отображении в царстве чувственно – физического. Гермес учил: поскольку человек применяет на Земле свои силы к тому, чтобы действовать на ней согласно предначертаниям духовных сил, он делает себя способным после смерти соединиться с этими силами. Особенно те, кто между рождением и смертью особенно усердствуют в этом направлении, соединятся с высоким солнечным существом – с Озирисом. У халдейско – вавилонских народов, принадлежащих к этому культурному течению, тяготение к физически – чувственному сказалось сильнее, чем у народа египетского. Они исследовали законы этого мира и от чувственных отображений поднимали взор к духовным прообразам. Однако народ во многих отношениях оставался привязанным к чувственному. Вместо звездного духа ими на первый план выдвигалась звезда, а вместо других духовных существ – их земные отображения. Только вожди достигали настоящих глубоких познаний относительно законов сверхчувственного мира и его взаимодействия с миром чувственным.
Совершенно иные условия господствовали в местностях южной Европы и западной Азии, где расцветала четвертая послеатлантическая культурная эпоха. В соответствии с духовной наукой ее можно назвать греко – латинской эпохой. В этих местах собрались потомки людей из самых разных областей древнего мира. Там существовали святилища, продолжавшие хранить предания разнообразных атлантических оракулов, и были люди, от природы обладавшие унаследованными остатками древнего ясновидения; некоторые другие сравнительно легко могли приобрести его путем обучения. В особых местах не только хранились предания древних посвященных, но и появлялись их достойные преемники, воспитавшие учеников, способных подняться к высоким ступеням духовного созерцания. Притом у этих народов было стремление создать в чувственном мире такую область, которая бы в физическом совершенстве выражала духовное. Результатом этого стремления, наряду со многим другим, является и греческое искусство.
Великие индийские учителя, спутники Заратустры и приверженцы Гермеса, воспитали себе учеников. Эти последние и их преемники основывали святилища посвящений, в которых вновь оживали в новой форме сокровища древней мудрости. Это были мистерии древности, где подготавливались ученики, затем приводились в такие состояния сознания, что могли достичь созерцания духовного мира.
Жизнь человека между рождением и смертью в послеатлантические времена оказывала влияние и на свободное от тела состояние после смерти. Чем больше обращал человек свои интересы на физически – чувственный мир, тем большую возможность получал Ариман во время земной жизни вживаться в его душу, сохраняя затем свою власть и по ту сторону смерти. Народы древней Индии были еще мало подвержены этой опасности, ведь во время земной жизни они ощущали физически – чувственный мир как иллюзию, благодаря чему после смерти не попадали во власть Аримана. Зато такая опасность грозила древнеперсидским народам, которые – в период между рождением и смертью – охотно обращали свой взор на чувственно – физический мир. Они в высокой степени поддались бы обольщениям Аримана, если бы Заратустра учением о Боге света не указал на то, что за физически – чувственным миром стоит мир духов света. Поскольку люди этой культуры принимали в свои души пробужденный в них таким образом мир представлений, постольку ускользали они в земной жизни из сетей Аримана, а вместе с тем и в жизни посмертной, во время которой они должны были подготовить себе новую земную жизнь. В земной жизни власть Аримана ведет к взгляду на чувственно – физическое бытие, как на единственное, заграждая этим доступ в духовный мир. В последнем эта власть приводит только к полному одиночеству и обращению всех интересов только на себя. Люди, которые при смерти находятся во власти Аримана, рождаются потом эгоистами.
При рассмотрении хода развития человечества нужно особо отметить как то, чем человек может быть в духовном мире, терпит ущерб от разных других влияний. В египетском народе Гермес заботился о том, чтобы люди во время земной жизни подготавливались к общению с Духом света. Но так как в то время интересы людей между рождением и смертью приняли уже такую форму, что люди лишь в слабой степени могли проникать свои взором за покров физически – чувственного, то духовный взор души оставался помраченным и после смерти. Восприятие мира света оставалось слабым, а наибольшего «затемнения» оно достигло в период греко – латинской культуры. Во время земной жизни в тот период процветал культ чувственно – физического бытия, обрекающий людей на теневое бытие после смерти. Еще ярче это было выражено у тех азиатских народов, которые и в молитвенном поклонении обращали взор только на чувственные отображения вместо духовных прообразов. В таком положении находилась большая часть человечества в период греко – латинской культуры. Отсюда видно, как миссия человека, состоящая в послеатлантические времена в завоевании физически – чувственного мира, неотвратимо должна была привести к отчуждению от мира духовного.
В мистериях культивировалась связь человека с духовным миром, в особых душевных состояниях их посвященные могли получать из него откровения. Это были преемники хранителей атлантических оракулов, которым раскрывалось все то, что было закрыто благодаря вторжениям Люцифера и Аримана. Люцифер закрыл для человека из духовного мира то, что до середины атлантической эпохи влилось без его содействия в астральное тело человека. Если бы жизненное тело человека не было частично отделено от физического, человек мог бы переживать в себе эту область духовного мира, как внутреннее откровение души. Благодаря люциферическому вторжению это стало возможно для него лишь в особых душевных состояниях, когда духовный мир являлся для него в одеянии астрального. Духовные существа при этом раскрывались в образах, обладавших только членами высшей человеческой природы, являвших видимые астрально – символические образы, которые выражали их особые духовные силы. После вторжения Аримана к этому роду посвящения присоединился другой. Ариман закрыл из духовного мира все то, что предстало бы за чувственно – физическим восприятием, если бы с середины атлантической эпохи не произошло его вторжение. Раскрытием этого посвященные в мистерии были обязаны тому обстоятельству, что они развивали в душе все способности, которые человек приобрел с того времени, сверх той меры, что была необходима для получения впечатлений чувственно – физического бытия. Благодаря этому им раскрывались духовные силы, стоящие за силами природы. Один род тайн и мистерий содержал то, что продолжало действовать начиная с Сатурна, Солнца и древней Луны: то, что привело к образованию физического, жизненного и астрального тела человека, а также минерального, растительного и животного царств. Это были те тайны, которые закрыл Ариман. Другой род мистерий, раскрывал то, что было закрыто для человека Люцифером: то, что привело к образованию души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. Но только пророчески могло быть предсказано в них, что с течением времени появится человек с таким астральным телом, которое позволит без всяких «особых душевных состояний», через жизненное тело осознавать мир света солнечного Духа (вопреки Люциферу). Физическое же тело этого человеческого существа должно было быть таким, чтобы ему могло стать явным все то из духовного мира, что до физической смерти бывает закрыто Ариманом. Физическая смерть не может иметь над таким человеком никакой власти; в нем «Я» проявляется так, что в физической жизни содержится также и полноценная духовная жизнь. Такое существо – носитель Духа света, к которому посвященный может подниматься двояко: восходя в особых душевных состояниях либо к духу сверхчеловеческого, либо к сущности природных сил. Предсказывая, что с течением времени появится такое человеческое существо, посвященные мистерий являлись пророками Христа.
Среди народа, обладавшего наследственными качествами переднеазиатских народов, и воспитанного на учениях египтян – среди израильского народа – также был пророк грядущего появления Христа. Это был Моисей, душа которого так сильно восприняла влияние посвящения, что ей в особых состояниях раскрывалось существо, некогда принявшее на себя миссию действовать с Луны созидающим образом на человеческое сознание. В молнии и громе Моисей познавал не только физические явления, но и откровения означенного духа. В то же время на его душу действовали и тайны другого рода мистерий: в своих астральных видениях он прозревал, как сверхчеловеческое через «Я» становится человеческим; так раскрылся Моисею как высшая форма «Я» тот, кто должен был придти. В человеческом облике Христа явилось высокой солнечное существо, как великий человеческий земной прообраз. С его появлением вся мудрость мистерий должна была в известном отношении принять новую форму. Прежде она служила тому, чтобы дать человеку возможность перенестись в такое душевное состояние, в котором он мог бы созерцать царство солнечного духа вне земного развития. Отныне мудрость мистерий получила новую задачу: сделать человека способным в воплотившемся Христе узнать изначальное существо из этого средоточия всей мудрости постичь природный и духовный мир.
В тот момент жизни Иисуса Христа, когда его астральное тело заключало в себе все то, что может быть закрыто люциферическим вторжением, началось его выступление как учителя человечества. С этого момента в человеческое земное развитие была заложена способность принять мудрость, благодаря которой постепенно может быть достигнута цель физической Земли. В тот момент, когда совершилось событие на Голгофе, человечеству была привита другая способность, благодаря которой влияние Аримана может быть обращено к добру. Отныне человек может взять с собой из жизни за врата смерти то, что освобождает его от одиночества в духовном мире. Когда совершилась «Мистерия Голгофы», во время которой была пережита «крестная смерть», тогда Христос явился в том мире, где пребывают души после смерти, и ограничил власть Аримана, указав ее пределы. То, что через «Мистерию Голгофы» было достигнуто для физического мира, пролило свой свет и в духовный мир. Итак, послеатлантическое развитие человечества до этого события было подъемом для физически – чувственного мира, но в то же время оно было упадком для духовного. Все вливавшееся в чувственный мир проистекало из того, что уже издревле было в духовном мире. Со времени богоявления люди, поднимающиеся до тайны Христа, могут переносить завоеванное ими с собой из чувственного мира в духовный. Оттуда оно изливается обратно в чувственно – земной мир, когда люди при своем новом воплощении привносят с собой то, что стал для них импульс Христа в духовном мире, между смертью и новым рождением.
В четвертом, пятом и шестом столетии после Рождества Христова (Р.Х.) в Европе начал подготавливаться тот культурный период, в котором, в котором мы еще живем. Он должен был постепенно сменить четвертый греко – римский период, став пятым послеатлантическим культурным периодом. Народы, которые после различных странствий и самых разнообразных судеб сделались носителями этого периода, были потомками тех атлантов, которых меньше всего коснулось то, что произошло в четырех предшествовавших культурных периодах. Они не дошли до тех областей, в которых пустили корни вышеупомянутые культуры, зато были в своем роде продолжателями атлантических культур. Среди них было много людей, частично сохранивших наследие древнего сумеречного ясновидения – упомянутого состояния между бодрствованием и сном. Эти люди знали духовный мир из собственного переживания и могли сообщать собратьям о том, что происходит в этом мире. Так возник целый мир повествований о духовных существах и духовных событиях, легенд и других сказаний. Другие люди, утратившие ясновидение, продолжали развивать приобретенные для чувственно – физического мира способности сообразно тем чувствам и ощущениям, которые отвечали переживаниям ясновидения. Атлантические оракулы здесь также имели своих преемников: всюду были мистерии, в которых вырабатывались тайны посвящения, ведущие к откровениям духовного мира, закрытого Ариманом. В них раскрывались духовные власти, стоящие за силами природы.
В мифологиях европейских народов содержатся остатки того, что могли возвещать людям посвященные южных и восточных мистерий. Сверхчеловеческие существа были известны и в Европе, где их воображали постоянно борющимися со спутниками Люцифера. Хотя там и упоминался Дух света, но только не в образе победителя Люцифера. О Христе возвещалось то, что его царство придет на смену царства того первого Бога света. Через эти влияния в человеке пятой культурной эпохи возник душевный раскол, который продолжается и по сей день, сказываясь в самых разнообразных проявлениях жизни. Душа не настолько сохранила в себе с древних времен тяготение к духовному, чтобы быть в состоянии удержать связь между духовным и чувственным миром. Она сохранила ее только как культуру чувства и общения, а не как непосредственное созерцание сверхчувственного мира. Взор человека все больше направлялся на сверхчувственный мир и на его завоевание: пробудившиеся в последние атлантические времена силы рассудка, орудием которых является физический мозг, вырабатывались применительно к познанию чувственного мира и господству над ним. Внутри человека образовались как бы два мира: один – обращенный к чувственно – физическому бытию; другой – восприимчивый к духовным откровениям и готовый проникнуть их чувством и ощущением, но без созерцания. Предпосылки этого душевного раскола существовали уже тогда, когда учение Христа влилось пределы Европы. Люди принимали в свои сердца это возвещение о духе, проникали им свое ощущение чувство, но не могли связать его с тем, что воспринимал в физически – чувственном бытии направленный на внешние чувства рассудок. Благодаря односторонней направленности способностей человека, имеющих своим орудием мозг, на физическую жизнь, те смогли настолько повыситься, что сделали возможной современную науку, технику и так далее. Только у народов Европы могла зародиться материальная культура, ведь они являются потомками тех атлантических предков, которые лишь тогда обратили в способности свое тяготение к физически – чувственному миру, когда оно достигло известной зрелости. Дотоле оно дремало в них, и они жили наследием атлантического ясновидения и сообщениями своих посвященных. Между тем, как духовная культура внешне ограничивалась одними этими влияниями, склонность к материальному завоеванию мира медленно продолжала созревать. В настоящее время уже занимается заря шестого постатлантического культурного периода; то, что должно в определенное время возникнуть в развитии человечества, медленно созревало в течение предшествующих времен. В настоящее время уже может быть положено начало нахождению нити, соединяющей обе стороны внутри человека – материальную культуру и жизнь в духовном мире. Для этого необходимо, чтобы, с одной стороны, были поняты результаты духовного созерцания, и чтобы, с другой стороны, в наблюдениях и переживаниях чувственного мира были познаны откровения духа. Шестая культурная эпоха привнесет гармонию между обеими сторонами. Между тем, мы подошли к тому месту, где от взгляда в прошлое можно перейти к взгляду в будущее…
Конец ознакомительного фрагмента.