Часть 2. Сон и смерть
Природа сна
*
Во время сна восстанавливаются и подкрепляются работающие и творящие во время бодрствования силы человека. Без этого его тело быстро бы ослабло и износилось. Когда человек погружается в сон, изменяется связь между его членами: на ложе покоится лишь часть спящего человека, содержащая в себе физическое и эфирное тело, но уже не содержащая астрального тела и Я. Так как во сне эфирное тело остается связанным с физическим телом, то его жизнедеятельность продолжается, иначе предоставленное самому себе физическое тело тотчас начало бы разлагаться. Представления, страдание и наслаждение, радость и горе, способность проявлять сознательную волю и другие подобные явления бытия оказываются во сне «выключенными». Их носителем является астральное тело, пребывающее во сне в ином состоянии.
Чтобы человеческое Я и астральное тело не только были исполнены наслаждения, страдания и всего вышеназванного, но также и сознательно воспринимали все это, необходимо чтобы астральное тело было связано с физическим и эфирным телом. В бодрствующем состоянии оно связано с ними, во время же сна – нет. Астральное тело при этом выходит из физического и эфирного тел, принимая иной род бытия. Выйдя из физического и эфирного тел, астральное тело не бездействует, а проявляет усиленную деятельность по укреплению и обновлению истощенных бодрствованием сил человека. Пока астральное тело связано с физическим и эфирным телами, оно через них вступает в отношения к внешнему миру. Физическое и эфирное тела доставляют ему восприятия и представления, через получаемые ими от окружающего мира впечатления оно переживает радость и страдание.
Физическое тело человека может сохранить присущие ему форму и образ лишь с помощью человеческого эфирного тела. Человеческая форма физического тела может быть сохранена только таким физическим телом, которому в свою очередь доставляются соответственные силы телом астральным. Эфирное тело – это создатель и строитель физического тела, который может правильно «строить» его только тогда, когда побуждения к нужным «действиям» получается им от астрального тела. В последнем находятся прообразы, по которым эфирное тело дает физическому телу его облик. Во время бодрствования астральное тело не наполнено этими прообразами физического тела либо наполнено ими только до определенной степени, так как во время бодрствования душа ставит на их место свои собственные образы.
Когда человек направляет внешние чувства на окружающий мир, он через свое восприятие создает в собственных представлениях образы, отображающие его. Последние бывают вначале помехой для тех образов, которые побуждают эфирное тело к сохранению физического тела. Этой помехи не было бы только в том случае, если бы человек мог собственной деятельностью доставлять своему астральному телу те образы, которые могут дать эфирному телу надлежащее побуждение. Из-за данной помехи прообразы эфирного тела во время бодрствования не действуют в полную силу, что приводит к утомлению. Во время сна никакие внешние впечатления не препятствуют работе астрального тела, поэтому в этом состоянии оно может устранять утомление, в чем собственно и состоит основная работа этого тела во время сна. Астральное тело может совершать ее только покидая физическое и эфирное тела; во время бодрствования оно совершает свою работу внутри физического тела, во сне же работает над ним извне.
Как физическое тело включено в физический мир, к которому оно принадлежит, так и астральное тело принадлежит к своему миру, из которого его вырывает бодрствование. Во время сна астральное тело находится в подобном ему мире, к которому оно в известной мере и принадлежит. При пробуждении физическое и эфирное тела впитывают его в себя, наполняясь им. Эти тела содержат органы, посредством которых астральное тело воспринимает внешний мир. Чтобы прийти к этому восприятию, это тело должно выделиться из своего мира; но необходимые для для эфирного тела прообразы оно может получить только из своего мира. Как физическому телу доставляются, например, средства питания из окружающей его среды, так астральное тело получает во время сна образы из окружающего его мира. Во время сна астральное тело человека возвращается в эту гармонию вселенной, а во время бодрствования выходит из нее, чтобы прийти к внешнему восприятию. После пробуждения оно приносит в эти тела достаточное количество силы, чтобы на некоторое время отказаться от пребывания в этой гармонии. Во время сна астральное тело вновь возвращается на свою родину и при пробуждении приносит с собою в жизнь вновь укрепленные силы, что внешне выражается в ощущении свежести после здорового и продолжительного сна. В то время, как физическое тело человека является членом Земли, его астральное тело принадлежит мирам, помимо Земли включающим и другие мировые тела. Таким образом, во время сна «человек» вступает в мир, к которому принадлежат другие планеты и звезды; благодаря чему астральное тело и получило в тайноведении свое имя.
Промежуточное состояние между бодрствованием и сном есть состояние сновидения. Вдумчивому наблюдению сновидческие переживания представляются пестрым и волнующим миром образов, который таит в себе некоторую правильность и закономерность. Сновидение превращает в образ то, что при бодрствовании было бы чувственным восприятием. Как только внешние чувства прекращают свою деятельность, в человеке проявляется творческая сила. Это та же сила, что работает во время глубокого сна без сновидений, восстанавливающего силы. Чтобы наступил такой сон, астральное тело должно выделиться из физического и эфирного тел. Во время же сновидения оно отделено лишь от физического тела, поскольку не имеет никакой связи с его органами чувств, но еще поддерживает некоторую связь с эфирным телом. Благодаря этой связи процессы астрального тела могут быть восприняты в образах. Когда же прекращается и эта связь, образы погружаются в тьму бессознательности, уступая свое место сну без сновидений. Произвольное же и часто нелепое в образах сновидений происходит от того, что астральное тело, вследствие своей отделенности от органов чувств физического тела, не может связать свои образы с соответствующими предметами и событиями внешней среды.
*
Сны
*
Каждую ночь все люди видят сны, хотя наутро не всегда могут их вспомнить. Сны – это попытка подсознания человека передать ему некую важную информацию. Они приходят из интуитивной части мозга, донося до человека: наставления, озарения; видения будущего, помогающие делать свой выбор и тому подобное. Поэтому, сразу после пробуждения, неплохо бы подробно записывать свои сны в специальную тетрадь. В состоянии бодрствования человек не всегда слышит голос интуиции, поэтому ему на помощь приходят сны. Если человек их не замечает, они повторяются вновь, все более отчетливо и настойчиво.
Тонкое (интуитивное) сознание говорит с нами на языке символов. Некоторые из которых имеют универсальное значение. Ниже перечислены несколько таких символов и их традиционные значения. Круг – единство, гармония и целостность. Квадрат – стабильность, непрерывность. Треугольник – Троица, рост, достижение высоких целей. Стрела – движение, направление. Спираль – жизненная сила; крест – единство духа и материи; звезда – надежда, обещание.
Сны являются посредниками между человеком и его бессознательным, подсказывающим: как разобраться в повседневных событиях; как решить ту или иную проблему, и тому подобное. Иногда они прямо отвечают на наши вопросы, а также: направляют, вдохновляют, просвещают, развлекают и дают возможность заглянуть в будущее. Сны снятся нам во время так называемой фазы быстрого сна, в течение часа – полутора. Взрослый человек обычно видит от 3 до 5 снов за ночь, каждый из которых продолжается от 5 минут до получаса и дольше. Сны могут принимать самые причудливые формы, все многообразие которых можно подразделить на 5 основных типов.
(1) Сон, снимающий эмоциональное напряжение. В этом сне происходит «проигрывание» таких эмоций, как страх, гнев, радость и других. Если человек не может «наяву» открыто выразить какие-то свои чувства, то он может избавиться от этого стресса во время сна. Поскольку сны говорят с нами на языке символов, то происходящие в них события могут не иметь буквального сходства с реальными.
(2) Сны – подсказки. Многие выдающиеся люди решали свои проблемы, продолжая думать о них во сне. Нередко в своих сновидениях они получали ответы на вопросы, которые не могли найти во время бодрствования. Когда не удается решить проблему при помощи аналитической части своего мозга, сны открывают доступ к интуитивной части сознания, хранятся все где необходимые ответы. Чтобы запрограммировать свою психику на решение во время сна определенной задачи, нужно перед засыпанием подумать о конкретной проблеме и сказать себе: «Я увижу сон – подсказку». Если с первого раза не получится, нужно пробовать снова и снова. С каждой очередной попыткой ваше бессознательное становится все более чутким к таким запросам и быстрее откликается на них.
(3) Сны об исполнении желаний позволяют человеку пережить в своем воображении какие-то события, прежде чем он столкнется с ними в реальной жизни. Это дает возможность почувствовать себя в новых обстоятельствах (на новой работе, новом месте жительства и тому подобное), помогает сделать свой выбор и понять – как следует вести себя в той или иной ситуации.
(4) Пророческим снам (предсказаниям) присуща большая яркость и наличие символов. Эти сны готовят человека к предстоящим событиям, дают рекомендации и указывают направление, в котором будет развиваться ситуация. В некоторых сновидениях человек получает лишь часть посланного ему сообщения, а недостающие части приходят в последующих снах. В таких случаях нужно попросить свое подсознание дать вам недостающую информацию.
(5) Во время сна душа может покидать телесную оболочку и отправляться в свободное путешествие к интересующим ее пространственным и либо временным мирам. Некоторые вещие сны и ощущения «дежа вю» наяву являются последствиями таких ночных странствий. Во сне человека могут навещать души умерших родственников и друзей, здесь с ними легче общаться, чем во время бодрствования. Дух может приходить к человеку во сне, чтобы передать ему какое-то послание, утешить и тому подобное. Можно запрограммировать себя на подобную встречу, визуализируя перед сном образ того, с кем вы хотите встретиться, и называя его (ее) имя. Если с первого раза не получится, нужно повторить попытку.
Если осознанно не фокусироваться на своих снах, то они тут же забываются. Некоторые люди не помнят своих снов из-за отсутствия интереса к этому предмету. Другими причинами могут быть: сильная усталость, алкоголь, наркотики, психотропные препараты и тому подобное. Во время сна душа человеческая душа не воспринимает сообщений со стороны физических органов чувств, так как она находится вне физического тела. Душа сохраняет лишь связь с тонкими телами (эфирным и астральным), которые недоступны наблюдению посредством физических чувств. Деятельность тонких тел и жизнь души во время сна не прекращается, она продолжается. Но человек ничего не может знать об этой деятельности, пока не приобретет высших органов чувств, посредством которых он сможет во время сна столь же хорошо наблюдать все происходящее вокруг него.
Толкование снов
В течение дня подсознание человека «записывает» все то, что он видит, слышит и чувствует. Ночью оно обрабатывает все эти впечатления, возвращая их во сне в виде символов. Обычно сны пытаются дать человеку совет или какую-то рекомендацию. Нужно воспринимать их, как уроки, сообщения либо предупреждения, даже когда они представлены в забавной форме. Если один и тот же сон повторяется, значит подсознание пытается донести до вас нечто важное. Сон говорит с человеком на языке символов (знаков), образов и каламбуров, которые нужно суметь правильно истолковать. Одни и те же символы могут иметь разное значение для разных людей, но некоторые из них универсальны. Круг, например, традиционно означает целостность, а крест – встречу духа и материи. Среди других распространенных символов можно выделить…
Дом символизирует личность человека в целом; подвал относится к подсознанию; первый этаж – к повседневной жизни; верхние этажи и мансарда – к духовной сфере. Состояние дома и отдельных его частей отражает состояние жизни человека. Машины и другие средства передвижения отражают движение человека по жизни. Если за рулем сидит другой человек, это может означать, что кто-то вами управляет и делает за вас выбор. Следует обратить внимание: на вид транспортного средства; дорогу, по которой вы едете; скорость своего движения; его направление и так далее. Вода – это эмоции человека. Нужно определить, какие чувства вода вызывает у вас во сне (вы плывете, сидите, смотрите на воду…), темная она или прозрачная, тихая или беспокойная, глубокая или мелкая. Сны о школе (экзаменах) отражают самооценку. Если человеку снится, что он приходит на экзамен неподготовленным, это указывает на заниженную самооценку и чувство неполноценности, и наоборот. Увидеть себя обнаженным – это намек на незащищенность и уязвимость. Нужно обратить внимание на место, в котором вы при этом находитесь и на реакцию окружающих людей. Смерть (умирание) во сне может означать какие-то перемены в реальной жизни. Если другой человек умирает в вашем сне, нужно попытаться понять, что он и его уход могут олицетворять для вас. Сексуальные сны показывают, какие качества вы стремитесь сделать частью своей личности. Последние отражаются в вашем сексуальном партнере. Чудовища указывают на пугающие вас части собственной личности. Бык может указывать на сексуальность, акула – на жестокость и так далее. Ребенок во сне означает приход в жизнь человека чего-то нового, нового этапа либо нового дела. Также этот сон может означать движение человека в сторону творческой деятельности. Детеныши животных (щенки, котята и другие) должны заставить вас задуматься о том, какие качества у вас ассоциируются у вас с этими животными.
У каждого человека есть свои уникальные сновидческие символы. При расшифровке значений своих снов, эти символы важнее общепринятых. Нужно записывать символы, которые встречаются в ваших снах и отмечать их связь с вашей реальной жизнью. Также следует обращать внимание на ситуацию, в которой появляется каждый символ. Любая деталь в сновидении имеет свое значение. Также для интерпретации своих сновидений можно использовать продающиеся в магазинах сонники.
Изменения в сновидениях «ученика»
Признаком того, что «ученик» достиг определенной ступени развития, служит перемена, происходящая с его сновидениями. Если прежде его сны были спутаны и произвольны, теперь они начинают принимать правильный характер. Их образы делаются осмысленными, и в них можно распознать закон, причину и следствие. Изменяется и содержание снов. Если раньше воспринимались лишь отзвуки ежедневной жизни, то теперь выступают и образы из ранее неведомого мира. Вскоре сновидения, не подлежащие ранее контролю рассудка, приводятся последним в порядок и сознаются также, как представления и ощущения бодрствующего сознания. При этом спящий, в полном смысле слова, бодрствует во время сна, чувствуя себя властелином своих образных представлений.
Во время сна человек находится в мире, совершенно отличном от мира физических чувств. То есть, наряду со своей сознательной дневной жизнью, он имеет еще и бессознательную жизнь в астральном мире. Все, что человек воспринимает и осмысливает, оставляет в астральном мире свои «отпечатки». Последние можно увидеть лишь, в достаточной мере развив свои чакры. Только при вполне развитых чакрах становится возможным восприятие вещей, не принадлежащих физическому миру. Развитое эфирное тело дает возможность принимать и вполне понимать вести, идущие из высших миров. Так начинается общение человека с новым миром; теперь ему предстоит научиться совершенно ясно вспоминать о сделанных во время сна наблюдениях. Последнее дает возможность делать подобные наблюдение и во время бодрствования. Внимание человека должно достигнуть такого совершенства, чтобы эти духовные впечатления не исчезали, даже в присутствии физических. Достигнув этого, человек сможет воспринимать то, что существует в духовном мире, как причина физических явлений. Прежде всего он сможет узнать в этом мире свое высшее «Я» – свою истинную сущность – и начать действовать согласно этому высшему сознанию. Когда «ученик» достигнет такой жизни в своем высшем «Я», тогда ему указывается способ пробуждения находящегося в области сердца «огня Кундалини». Последний, излучаясь наружу в окружающий духовный мир, делает его духовно видимым для человека. Научившись проводить «огонь Кундалини» через свое эфирное тело и наводить его на существа и предметы духовного мира, можно можно будет ясно их воспринимать. Анахата-чакра при этом является проводником («рычагом управления»), через который высшее «Я» управляет чувственным «Я».
Достигший духовного развития перемещается и странствует в духовном пространстве с места на место («странник»). Вначале он нигде не чувствует себя дома; последний еще предстоит отыскать, изучить его и духовно им овладеть. В этом месте следует основать свою духовную родину, все остальное поставив к ней в определенное отношение («построить хижину»).
В духовном мире «ученик» чувствует себя как бы соединенным с предметом своего восприятия, как бы находящимся внутри него.
*
Между смертью и новым рождением
*
Согласно буддийским взглядам, после собственной смерти человек обнаруживает себя в состоящем из энергии теле бардо. При жизни последнее неразрывно связано с физическим телом человека системой из пяти основных чакр. В процессе умирания эта связь постепенно ослабляется, в результате чего энергетическое тело освобождается от тела физического. Между физической смертью и «отрывом» тела бардо от плоти проходит некоторое время, в течение которого умирающий пребывает в бессознательном состоянии. Очнувшись в «новом теле», он быстро понимает, что последнее не подчиняется физическим законам: оно способно проходить сквозь физические предметы и мгновенно перемещаться на любые расстояния и тому подобное. Тело бардо – это не душа человека, а лишь оболочка для обитания в мире духов, существующем недалеко от физического мира. Душа же, по мнению буддистов, является бесформенной каплей (или семенем) сознания.
Смерть наступает также благодаря изменению во взаимной связи между членами человеческого существа. При переходе в сон астральное тело освобождается только от своей связи с эфирным и физическим телами, последние же временно остаются соединенными; с момента же смерти начинается постепенное отделение физического тела от эфирного, в результате которого физическое тело остается предоставленным самим собственным силам и начинает постепенно разлагаться. Для эфирного же тела после смерти наступает состояние, в котором оно никогда не находилось прежде, в период между рождением и смертью, если не считать некоторых особенных состояний. А именно: оно соединено теперь со своим астральным телом без участия физического тела, ведь окончательное отделение происходит не сразу после смерти. Некоторое время оба этих тела удерживаются вместе силой, благодаря которой эфирное тело получает возможность высвободиться из физического тела, «цепляясь» за астральное тело. Ясновидящее наблюдение показывает, что эта связь после смерти разных людей различна, а ее продолжительность измеряется днями. Затем астральное тело освобождается от своего эфирного тела и дальше идет уже без него. Пока оба тела еще соединены, человек пребывает в таком состоянии, в котором он может воспринимать переживания своего астрального тела. Когда у человека при жизни было физическое тело, астральному телу тотчас же по выходу из него приходилось начинать работу извне, чтобы восстановить истощенные органы; после же отделения физического тела эта работа отпадает. Энергия, которая раньше тратилась на восстановление сил физического тела, после смерти используется для того, чтобы сделать доступными для восприятия процессы собственного астрального тела. Во время связи человека с физическим телом внешний мир вступает в его сознание в виде отображений. После отделения этого тела становится доступным восприятию то, что переживает астральное тело, когда оно не связано с внешним миром при помощи физических органов чувств. Поначалу связь с эфирным телом мешает ему пережить что-нибудь новое, зато имеются воспоминания об истекшей жизни. Все еще существующее эфирное тело вызывает это воспоминание в виде обширной и исполненной жизни картины. Первое, что воспринимает человек после смерти – это собственная жизнь между рождением и смертью, в виде расстилающегося перед ним ряда образов. При жизни воспоминание бывает у человека только в бодрствующем состоянии, поскольку его допускает и физическое тело. Но для души не пропадает ничего из того, что произвело на нее впечатление в жизни. Пока у человека сохраняется эфирное тело, существует определенное совершенство воспоминания, исчезающее по мере того, как эфирное тело теряет форму, присущую ему при совместной жизни с физическим телом. Последнее является одной из причин последующего отделения астрального тела от эфирного, ведь последнее может оставаться соединенным с ним лишь пока сохраняется его соответствующая физическому телу форма.
В течение жизни между рождением и смертью отделение физического тела происходит лишь в исключительных случаях и только на короткое время. Если, например, человек человек придавит какой-нибудь из своих членов, то часть эфирного тела может выделиться из физического. Тогда о члене, с которым это произошло, говорят что он «онемел» и ощущаемое при этом своеобразное чувство происходит вследствие отделения эфирного тела. Когда человек переживает необычайный испуг или нечто подобное, то для значительной части тела может на очень короткое время наступить отделение эфирного тела. Такое случается, когда человек видит себя, по какой-нибудь причине, неожиданно близким к смерти – тонет, срывается в пропасть и тому подобное. В такие мгновения вся жизнь человека встает перед его душой, как большая картина воспоминания. Но такое переживание может наступить только в том случае, когда эфирное тело действительно отделено от физического тела, но при этом остается в связи с астральным телом. Если же вследствие испуга ослабляется связь эфирного и астрального тел, то описанного переживания не бывает, а наступает лишь полная бессознательность, как во время сна без сновидений.
В первое время после смерти пережитое прошлое является объединенным в одну картину воспоминания. После отделения от эфирного тела астральное тело продолжает свое дальнейшее странствие уже без него. В астральном теле остается все то, что оно сделало своим достоянием во время пребывания в физическом теле, благодаря собственной деятельности. «Я» до известной степени выработало Само-духа, Жизне-духа и Духо-человека. Поскольку они оказываются развиты, они получают свое бытие не из тех органов, которые существуют в телах, а от Я, не нуждающегося для своего восприятия во внешних органах. Последние не нужны ему и для удержания в себе всего накопленного и наработанного за свою жизнь в теле. Во время сна восприятие этого развитого Само-духа, Жизне-духа и Духо-человека отсутствует по той причине, что Я между рождением и смертью приковано к физическому телу. Хотя во время сна оно находится с астральным телом вне физического тела, оно все-таки остается тесно связанным с последним, ведь деятельность его астрального тела направлена на физическое тело. Вследствие этого Я обращено в в своем восприятии на внешний чувственный мир и потому не может получать духовных откровений. Последние приходят лишь со смертью, освобождающей Я от связи с физическим и эфирным телами. В то мгновение, когда сознание выходит из физического мира, который при жизни приковывает к себе его деятельность, для него может открыться иной мир. Однако, по некоторым причинам, даже в такой момент связь с внешним чувственным миром обрывается не полностью. Эту связь поддерживают некоторые вожделения, порождаемые человеком благодаря тому, что он сознает свое Я, как четвертый член своего существа.
Вожделения и желания, вытекающие из существа трех низших тел могут действовать только во внешнем мире и прекращаются после их отделения. Вызываемый физическим телом голод умолкает, как только это тело перестает быть связанным с Я. Если бы Я не имело иных вожделений, кроме исходящих из его собственной духовной сущности, то с наступлением смерти оно могло бы почерпнуть полное удовлетворение из духовного мира. Однако жизнь дала ему еще иные вожделения, зажгла жажду наслаждений, которые могут быть удовлетворены с помощью физических органов, хотя и не вытекает из сущности последних. Не только три тела требуют своего удовлетворения через физический мир, но само Я находит внутри этого мира наслаждения, для удовлетворения которых в духовном мире вообще не существует объекта.
Для Я существуют в жизни двоякого рода желания. + Такие, источник которых находится в телах и которые, следовательно, должны быть удовлетворены внутри тел и прекращаются с распадом последних. + Такие, которые вытекают из духовной природы Я. Пока Я находится в телах, эти желания также удовлетворяются посредством телесных органов, ведь в их проявлениях действует скрытое духовное. Во всем, что внешние чувства воспринимают, они одновременно получают духовное. Последнее, только в иной форме, существует и после смерти. Все, чего жаждет Я от духовного внутри чувственного мира, оно сохраняет и тогда, когда внешних чувств уже нет. Если бы к этим двум видам желаний не присоединился еще третий, смерть означала бы только переход от вожделений, которые могут быть удовлетворены внешними чувствами, к таким, которые осуществляются в откровении духовного мира. + Третий вид желаний – это те, которые Я порождает во время своей жизни в чувственном мире тем, что оно находит в нем наслаждение независимо от проявления в нем духовного. Даже самые низкие наслаждения могут быть откровениями духа. Удовлетворение, доставляемое голодному существу принятием пищи, есть откровение духа, ведь через принятие пищи осуществляется то, без чего духовное в известном отношении не могло бы развиваться. Но Я может выйти за пределы того наслаждения, которое необходимо. Оно может стремиться к вкусной пище совершенно независимо от услуги, которая оказывается духу через принятие пищи. То же самое бывает и относительно других вещей чувственного мира. Благодаря этому зарождаются те желания, которые никогда не появились бы в чувственном мире, если бы в него не было включено человеческое Я. Но такие желания не исходят из духовной сущности Я. Но в духовном мире не может быть осуществления таких желаний, в которых уже в чувственном не живет дух. С наступлением смерти для этих желаний отрезана возможность наслаждения. Наслаждение вкусной пищей может быть вызвано только тем, что имеются физические органы, которыми пользуются для принятия пищи: небо, язык и другие. После отделения физического тела человек не имеет их больше. Если же Я еще испытывает потребность в таком наслаждении, то последняя должна остаться неудовлетворенной. Поскольку это наслаждение соответствует духу, оно существует только до тех пор, пока имеются физические органы. Поскольку же Я породило его, не служа этим духу, оно остается после смерти в виде желания, которое тщетно жаждет удовлетворения. Также бывает и с Я, поскольку оно после смерти сохраняет не угасшие вожделения наслаждений наслаждений внешнего мира, но не имеет органов для их удовлетворения. Следующее состояние Я заключается в том, чтобы освободиться от этого притяжения, связывающего с внешним миром. Я должно в этом отношении очиститься и освободиться, в нем должны быть уничтожены все желания, порожденные им внутри тела и не имеющие права на существование в духовном мире. Все желания и вожделения, которые после смерти охватываются «пожирающим огнем», в высшем смысле представляют собой не созидательные, а разрушительные силы жизни. Через них Я устанавливает с чувственным миром более крепкую связь, чем необходимо для того, чтобы воспринять в себя из этого чувственного мира все то, что ему надлежит воспринять.
Ближайшие переживания после смерти еще в одном отношении совершенно отличаются от переживаний во время жизни. Во время очищения «человек» живет как бы в обратном направлении, еще раз переживая все то, что он испытал в жизни с момента рождения. Начав с событий, непосредственно предшествовавших смерти, он еще раз переживает в обратном порядке все вплоть до детства. При этом «человек» чувствует не удовлетворение, которое он испытывал при жизни, причиняя кому-либо душевный либо физический вред, а испытываемую этим человеком боль. Только то мучительно ощущается в подобном событии, что родилось из вожделений Я, коренящихся лишь во внешнем физическом мире. Удовлетворяя такие вожделения, Я вредит не только другим, но и самому себе. Этот наносимый самому себе вред при жизни остается невидимым для Я, лишь после смерти оно сможет узреть весь этот мир губительных вожделений. К каждому существу и вещи, в связи с которой загорелось такое вожделение, Я испытывает тогда влечение для того, чтобы это вожделение могло быть уничтожено в «пожирающем огне». Лишь когда «человек» доходит в своем обратном странствии до момента своего рождения, все подобные вожделения оказываются прошедшими через очистительный огонь. После этого ничто уже не мешает «человеку» полностью отдаться духовному миру, вступив на новую ступень бытия.
Как человек оставил при смерти физическое тело, а вскоре затем и эфирное, так теперь распадается та часть астрального тела, которая может жить лишь в сознании внешнего мира. Таким образом, для тайноведения существуют три трупа: физический, эфирный и астральный. Последний покидается «человеком», когда срок очищения составляет около трети того времени, что прошло между рождением и смертью. После очищения для Я наступает совершенно новое состояние; теперь как бы изнутри изливается целый мир, доходящий до его сознания. В сущности, это откровение духовного мира наступает сразу после отложения эфирного тела, но только перед ним подобно туману расстилается мир обращенных на внешний мир вожделений. Последние теперь не просто тени, а реальные существа, которые являются искаженными образами и карикатурами того, что человеку было известно до сих пор через чувственное восприятие.
Согласно ясновидящему наблюдению, мир очистительного огня населен существами, вид которых для духовного взора ужасен и причиняет страдание. Наслаждение этих существ состоит, по-видимому, в уничтожении, а страсть их направлена на зло, в сравнении с которым зло чувственного мира кажется незначительным. Все, что человек приносит с собой в этот мир из упомянутых вожделений, является как бы пищей для этих существ, подкрепляющей их силу. Когда Я стремится к такому удовлетворению, которое служит не сохранению и поддержанию, а разрушению его сущности, то такое стремление не является действием ни его трех тел, ни его собственной природы. Оно является результатом действия существ, имеющих доступ к высшей природе Я, подлинный облик которых скрыт для внешних чувств человека. Эти существа побуждают его к вожделениям, не связанным с чувствительностью, но способным только через нее получать удовлетворение; некоторые из них питаются страстями и вожделениями более низкого свойства, чем все животные страсти. Последние не ограничиваются лишь чувственным, а захватывают духовное и тянут его вниз, в чувственную область. Облики таких существ представляются духовному взору более уродливыми и ужасными, чем облики самых хищных животных, в которых воплощаются лишь чувственные страсти; разрушительные силы же этих существ безмерно превышают всю ярость разрушения, встречающегося в чувственно воспринимаемом животном мире.
Пройдя после смерти через вышеописанный мир, человек вступает в другой – духовный – мир, который порождает в нем желания, находящие свое удовлетворение только в духовном. Но и теперь человек различает между тем, что принадлежит его Я и тем, что составляет внешний – духовный – мир этого Я. То, что он переживает в этом окружающем мире, притекает к нему таким же образом, как во время пребывания в теле притекает к нему восприятие его собственного Я. То есть, если при жизни между рождением и смертью окружающий человека мир возвещает о себе через органы его тел, то после отложения последних язык нового мира проникает непосредственно внутрь Я. Все окружающее человека наполнено теперь существами, однородными с его Я. Как в чувственном мире человека окружают минералы, растения и животные, так после смерти человек окружен миром, состоящим из существ духовного рода. Однако человек привносит с собой в этот мир что-то новое – это то, что Я пережило в чувственном мире. Непосредственно после смерти, пока эфирное тело было еще связано с Я, сумма этих переживаний вставала в виде обширной картины воспоминаний. После отложения эфирного тела, от последней остается лишь нечто, как непреходящее достояние Я. Это «нечто» является духовный итогом (плодом) жизни, содержащим в себе все духовное, что раскрывается через внешние чувства, и что не смогло бы состояться без жизни в чувственном мире. Это духовный плод чувственного мира Я ощущает после смерти, как то, что теперь является его внутренним миром. С ним Я вступает в мир, состоящий из существ, которые раскрываются таким же образом, как это делает оно само. Как зародыш (семя) растения, являясь экстрактом всего растения, развивается только будучи погружен в землю (иной мир), так теперь развивается и то, что Я приносит с собой из чувственного мира (зародыш), на который оказывает действие принявшее его в себя духовное окружение (земля).
После смерти Я погружается в этот мир вместе с тем итогом, который оно приносит с собой из чувственной жизни. Этот итог еще соединен с той частью астрального тела, которая не была еще сброшена в конце очистительного периода. Отпала лишь та его часть, которая после смерти своими вожделениями и желаниями была обращена к физической жизни. Погружение Я со всем тем, что оно приобрело, из чувственного мира в мир духовный, можно сравнить с погружением семени в пригодную для него землю. Как это семя притягивает к себе вещества и силы из своего окружения, чтобы развиваться в новое растение, так развитие и рост составляют сущность погруженного в духовный мир Я. Когда Я переходит в страну духов, перед ним выступают те силы, которые остаются скрытыми для физического восприятия. То, что видно в первой области духов – это духовные существа, которые всегда окружают человека и которые также построили и его физическое тело. Таким образом, в физическом мире человек воспринимает не что иное, как откровение тех духовных сил, которые образовали его физическое тело. После смерти он находится среди этих самых творческих сил, являющихся ему теперь в своем подлинном, сокрытом прежде облике. Точно так же, во второй области «человек» находится среди сил, построивших его эфирное тело; в третьей области к нему притекают силы, построившие его астральное тело. Также и более высокие области страны духов посылают ему теперь то, из чего он был построен во время время жизни между рождением и смертью. Эти существа духовного мира отныне совместно работают над тем, что человек принес с собой как плод своей прошлой жизни и что теперь становится зачатком. Через эту совместную деятельность человек вновь создается как духовное существо.
Конец ознакомительного фрагмента.