Закон взаиморазвития и возрождение личности
Дети спасут мир?
В предыдущей статье (Личность и культура №4 – 2011) описывалось «золотое правило» общения, «платиновое правило общения», «правило профессионала», закон взаиморазвития.
Данная статья продолжает тему на новом уровне.
Если допустить, что большинство людей несовершенны, то можно также предположить, что встречи одних людей с другими происходят для того, чтобы по принципу дополнительности (или комплементарности) один человек другому (или группе людей) помог прийти к объективному осознанию условно назовем «своих несовершенств».
Такой путь развития друг друга будет возможен при условии, что каждый человек осознаёт своё несовершенство и готов работать над собой для собственного улучшения. Но при таком рассуждении может возникнуть опасность самоуничижения, отсутствия веры в свои силы. (Принцип «Заслуженного собеседника» Ухтомского подходит к описанному рассуждению).
Уместно привести рассуждения М. Мид о существовании трех типов культур. Первая – это культура «традиционная», в которой дети учатся, прежде всего, у своих предшественников1.
В этом типе культуры (называемой М. Мид «префигуративной»), изменения протекают настолько незаметно, что деды, держа на руках внуков, не могут представить себе для них будущего, отличного от их собственного прошлого. Образ жизни людей остается неизменным, обряды и ритуалы сохраняются. Этот тип культуры был характерен для человечества в течение тысячелетий, и сегодня есть народы, которые живут примерно так же. Для таких культур особенно важна роль старших по возрасту, т.к. они служат моделью поведения молодых.
Конец ознакомительного фрагмента.