Вы здесь

Закон Божий для семьи и школы в вопросах и ответах. Цари и пророки (Григорий Чельцов, 2014)

Цари и пророки


20. Избрание и помазание сАула на царство; отвержение его Богом и помазание Давида

(см.: 1 Цар. 10, 16, 17–27; 11–15, 18)

У одного человека из колена Вениаминова, по имени Киса, пропали ослицы. Он послал сына своего, Саула, отыскать ослиц. Саул взял с собою одного из слуг и долго искал ослиц, но нигде их не нашел. По совету своего слуги он зашел к пророку Самуилу, чтобы спросить его, не скажет ли он им, где ослицы. Самуил сказал, что ослицы сами придут домой, а на Саула, по повелению Божию, возлил священный елей и чрез то помазал его на царство; при этом Дух Святой сошел на Саула. Когда народ собрался для выбора себе царя и стали кидать жребий, кому быть царем, то жребий пал на Саула, сына Кисова. Сначала Саул царствовал хорошо. Но потом он сделался горд и непослушен. Однажды Самуил от имени Божия сказал ему, чтобы он не начинал войны с филистимлянами до тех пор, пока не придет Самуил и не принесет жертвы Богу. Но он не послушался и, не дождавшись Самуила, сам принес жертву. Тогда Самуил объявил ему от имени Божия, что за такое непослушание царский престол отнимется от его рода и отдан будет другому. Самуил, по повелению Божию, пошел в город Вифлеем и там помазал на царство Давида, сына Иессеева, из колена Иудина. Дух Божий сошел на Давида, а от Саула отступил, и на него напали тоска и уныние от действия злого духа. Саулу советовали развлекать себя музыкой и сказали, что в городе Вифлееме у Иессея есть сын Давид, который хорошо играет на гуслях. Давид был призван во дворец, и, когда он играл на гуслях, тогда Саулу становилось отраднее, лучше и злой дух отступал от него.

21. Победа Давида над Голиафом

(см.: 1 Цар. 17, 49–52)

Однажды у евреев была война с филистимлянами. Из войска филистимлянского вышел великан по имени Голиаф, вооруженный с головы до ног, и сказал еврейскому войску: «Зачем нам всем сражаться? Пусть лучше кто-нибудь один из вас выйдет против меня, и если он меня убьет, то филистимляне будут рабами евреев; а если я одолею и убью его, тогда евреи должны быть рабами филистимлян и служить им». Никто не соглашался идти против него, несмотря даже на обещанные царем большие награды. Видя это, Голиаф начал смеяться над трусостью евреев и над их Богом. В это время Давид пришел проведать своих братьев, которые были на войне, и принес им пищу. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном. Саул сказал ему: «Ты еще молод, а он силен и с малолетства привык к войне». Давид отвечал: «Когда я пас овец у своего отца, то случалось, что приходил лев или медведь и уносил овцу; я догонял его, вырывал из пасти овцу, а его самого умерщвлял; если Господь прежде спасал меня от льва и медведя, то спасет и теперь от этого филистимлянина и поможет мне победить его». Саул согласился. Давид положил пять гладких камней в свою пастушескую сумку, взял пращу[4] и пошел против Голиафа. Голиаф сказал ему с насмешкой и презрением: «Разве я собака, что ты идешь на меня с камнями и палкой?» Давид отвечал ему: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я выхожу на тебя с одною только надеждой на помощь Божию!» И вот, когда Голиаф стал приближаться, Давид поспешил к нему навстречу, вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал ему прямо в лоб. Он упал без чувств на землю. Давид подбежал к нему и его же мечом отсек ему голову.


Давид побеждает Голиафа


Филистимляне, видя это, обратились в бегство, а евреи погнались за ними и – победили. Когда Саул и Давид возвращались с победой, еврейские женщины и девицы с пением выходили к ним навстречу и прославляли их в своих песнях, но при этом они прославляли Давида гораздо более, чем Саула. О Сауле они пели, что он победил тысячи, а о Давиде, что он победил десятки тысяч. Это Саулу было неприятно; он стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давид удалился от Саула в пустыню и скрывался от него до самой его смерти.

22. Воцарение Давида и завоевание Иерусалима; устройство новой скинии и перенесение в нее Ковчега Завета

(см.: 2 Цар. 1-24; 3 Цар. 1–2; 1 Пар. 11–29)

По смерти Саула царем еврейским сделался Давид и царствовал сорок лет. Бог любил его за кротость и благочестие и был к нему всегда милостив. Он помог ему победить многих врагов и завоевать город Иерусалим, который после того сделался его столицею. Здесь Давид построил новую скинию, вместо старой Моисеевой скинии, и перенес в нее Ковчег Завета с большим торжеством при множестве жертвоприношений и пении священных песней, или псалмов. Кроме того, вместо скинии он хотел построить великолепный храм Богу; но Бог сказал ему, что этот храм построит не он, а его сын, потому что ему самому пришлось пролить на войнах слишком много человеческой крови. При этом Бог обещал ему, что из его рода произойдет Спаситель мира. Давид составил и написал много священных песней, или псалмов. Псалмы Давидовы часто читаются, а иные и поются, в церкви. Священная книга, в которой находятся все псалмы, или песни, называется Псалтирью.

23. Соломон, его мудрость, построение и освящение храма Иерусалимского

(см.: 3 Цар. 3-11; 2 Пар. 1–9)

По смерти Давида сделался царем сын его Соломон. Его царствование было мирным и счастливым. Особенно он прославился мудростью, которой удивлялись все цари и народы. Эту мудрость Соломон испросил себе у Бога молитвою и показал ее и в управлении царством, и когда ему приходилось производить суд, а также в священных книгах, какие он написал.

Вскоре же по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили вместе и только вдвоем. У одной женщины родился сын. На третий день родился сын и у другой. Но ее сын вскоре же умер ночью, и она своего мертвого сына подложила к другой женщине, когда та спала, а ее живого сына взяла себе. Утром начался у них спор о том, чей живой младенец. И вот, чтобы найти правду, они обратились к царю. Царь велел принести меч и сказал: «Рассеките живое дитя надвое и отдайте той и другой по половине!» Обманщица со злобной радостью согласилась на это, а мать слезно просила царя не разрубать младенца, а лучше отдать его живого другой женщине. Тогда царь сказал: «Отдайте живое дитя той, которая не хочет, чтобы умертвили его; она его мать!» И все увидели, какую мудрость дал ему Бог для того, чтобы производить суд.


Суд Соломона


Соломон прославился также построением великолепного храма в городе Иерусалиме. Всем нравились величина, красота и богатство этого храма. Когда он был готов и освящен, в него с торжеством перенесли Ковчег Завета из Давидовой скинии, после чего слава Господня в виде облака осенила и наполнила храм, а на приготовленные жертвы ниспал с неба огонь. Но, при всей мудрости, Соломон был не всегда осторожен и верен Богу: некоторые из его жен были язычницы; в угодность им он построил капища (то есть языческие, или идольские, храмы) и под старость иногда сам заходил в них. Бог объявил ему, что за это после его смерти царство еврейское разделится на две части, и сыну его, Ровоаму, достанется самая малая часть, а над большею частью воцарится его подданный, Иеровоам. Так потом и случилось.

24. Разделение царства еврейского на два царства: Израильское и Иудейское

(за 980 лет до Рождества Христова. См.: 3 Цар. 12–22; 4 Цар. 1-25; 2 Пар. 10–13)

По смерти Соломона только два колена, Иудино и Вениаминово, пожелали, чтобы у них был царем сын Соломонов, Ровоам. Остальные же десять колен выбрали себе в цари Иеровоама. Таким образом царство еврейское разделилось на два царства. То царство, где было два колена и где сделался царем Ровоам, стало называться Иудейским. Другое же царство, где было десять колен и где сделался царем Иеровоам, стало называться царством Израильским.

25. Царство Израильское и его падение

(см.: 3 Цар. 12–22; 2 Пар. 10–13)

Царю Израильскому Иеровоаму не понравилось, что его подданные стали ходить в царство Иудейское на поклонение Богу в Иерусалимском храме. Он думал, что если они будут ходить туда, то мало-помалу привыкнут к царю Иудейскому Ровоаму, полюбят его и, вместо него самого, сделают его своим царем. Чтобы израильтяне не сообщались с иудеями и не ходили в Иерусалимский храм на поклонение истинному Богу, он решился вовлечь их в идолопоклонство. Для этого он сделал двух золотых тельцов, поставил их на двух концах своего царства и сказал народу: «Не нужно вам ходить в Иерусалим, вот ваши боги, которые вывели вас из земли Египетской, поклоняйтесь им!» Народ послушался и, вместо истинного Бога, начал поклоняться тельцам. После Иеровоама и другие цари Израильского царства были столь же нечестивы. Они сделали нечестивым и весь народ израильский. За такое нечестие Бог наказал царство Израильское, и оно совсем погибло. Ассирийский царь Салманасар разрушил царство Израильское и большую часть израильтян отвел в свою страну, а на их место поселил язычников из своего царства, которые после стали называться самарянами, по имени Самарии, главного города погибшего Израильского царства. Самаряне приняли истинную веру, но не вполне, потому что не оставляли и своих языческих обычаев и из пророков почитали только одного Моисея.

26. Царство Иудейское и его разрушение

(см.: 4 Цар. 1-25)

В царстве Иудейском все цари происходили из рода Давидова и некоторые из них были очень благочестивы. Из царей, бывших после Соломонова сына Ровоама, особенно прославился своим благочестием Езекия. За это Бог оказал Езекии много милостей. Так, например, во время Езекии ассирийский царь Сеннахирим хотел покорить Иудейское царство и уже с большим войском подступил к Иерусалиму. Пророк Исаия от имени Божия объявил Езекии, что Бог спасет его. И действительно, ангел Господень в одну ночь умертвил сто восемьдесят пять тысяч ассириян, а остальные со стыдом убежали в свою землю. Однажды Езекия заболел. Пророк Исаия пришел и сказал ему от имени Божия, что он скоро умрет. Езекия со слезами начал просить Господа продлить его жизнь. Господь тотчас же услышал его молитву и чрез того же пророка Исаию объявил ему, что он через три дня выздоровеет и проживет еще пятнадцать лет. Таких благочестивых царей, как Езекия, было очень мало в царстве Иудейском. Нечестивых царей было гораздо больше, и эти нечестивые цари сделали также нечестивым и весь народ иудейский. Чрез пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие народ иудейский будет побежден и отведен в плен вавилонянами и будет находиться в плену семьдесят лет. Так и случилось. Царь Вавилонский Навуходоносор пришел с большим войском, покорил царство Иудейское, разрушил и сжег город Иерусалим вместе с храмом Соломоновым, а народ иудейский отвел в Вавилон (за 585 лет до Рождества Христова).

27. Пророки

После разделения царства еврейского на два царства, Израильское и Иудейское, Бог особенно часто посылал пророков. Это были такие святые люди, которые, по внушению Духа Святого, возвещали всем волю Божию, учили всех правде и истине, нечестивых людей они старались исправить, а благочестивых укрепляли в вере. Иногда они предсказывали будущее, поэтому и назывались пророками, или предсказателями. Одни из них проповедовали только устно, а другие, кроме того, оставили после себя священные книги, написанные ими по внушению Духа Святого. Из пророков израильских замечательны: Илия, Елисей и Иона, а из пророков иудейских – Исаия, Иеремия, Михей, Иоиль и Даниил.

Пророк Илия (см.: 3 Цар. 16, 28–28, 46)

Илия жил во время нечестивого израильского царя Ахава. Кроме золотых тельцов, Ахав поклонялся еще Ваалу, под которым разумелось солнце, и принуждал к тому весь народ. Илия предсказал Ахаву, что за нечестие его и всего израильского народа Бог накажет их бездождием и голодом. Так и случилось. Три года с половиной не было ни дождя, ни росы, на полях ничего не родилось, – и настал голод. Илия же в это время жил в пустыне у одного ручья, куда вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду он пил из ручья. Через год ручей высох, и Бог повелел пророку идти в Сарепту к одной вдове и жить у нее.


Враны питают пророка Илию


Илия подошел к городу Сарепте и увидел, что одна женщина собирает дрова. Он попросил у нее воды и хлеба. Но она сказала, что у нее ничего нет печеного, а есть только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине, и вот теперь она пойдет приготовит из этого что-нибудь для себя и для сына своего, а потом сами они должны умереть с голода. Илия сказал ей, чтобы она сначала испекла ему лепешку, а мука и масло у нее не убавятся во все время голода. Она поверила ему и сделала по его желанию. Он поселился в ее доме и жил у нее в продолжении голода. Мука и масло у нее действительно не убавлялись. Сын этой вдовы захворал и умер, но по молитве Илии воскрес.


Жертвоприношение Илии


Через три с половиной года от начала засухи Илия пришел к Ахаву и сказал ему и всему израильскому народу, что нужно поклоняться одному только истинному Богу. «А чтобы узнать, кто именно есть Бог истинный, принесем жертву: вы своему богу, а я своему, но огня не будем подкладывать, и Кто пошлет с неба огонь на жертву, Тот и есть Истинный Бог». Все согласились. Сначала жрецы Вааловы устроили жертвенник, положили на него дрова, а на них заколотого тельца и целый день кричали: «Ваал, Ваал, услыши нас!» Но огня не было. Потом Илия устроил жертвенник, положил на него дрова, а на дрова тельца и помолился Богу об огне. Огонь сошел с неба и сжег жертву. При виде такого чуда народ прославил истинного Бога. Жрецы же Вааловы за свой обман были схвачены по приказанию Илии и преданы смерти. Потом Илия помолился Богу о дожде, и Бог послал дождь на землю; земля стала приносить плоды, и голод прекратился. Иезавель, жена Ахавова, узнав об убиении жрецов Вааловых, хотела за это самого Илию лишить жизни. Но Илия скрылся в пещеру горы Хорив (Синай). Там Бог открыл ему, что он скоро будет взят на небо, а вместо себя он должен помазать в пророки Елисея.


Вознесение Илии на колеснице


Однажды Илия шел вместе с Елисеем. Илия сказал ему: «Пока я с тобою, проси меня, о чем хочешь». Елисей сказал, что он желал бы иметь в себе того духа, который в Илии, вдвое более. Илия отвечал, что Елисей слишком многого себе просит, а впрочем, получит, если увидит, как Илия будет взят от него. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями, и Илия взят был на небо. Елисей увидел это и воскликнул: «Отче, Отче, колесница Израилева и кони его!» К ногам его упала Илиина милоть, то есть верхняя одежда, – как бы в знак получения просимого, – и Елисей взял ее себе.

Чудеса пророка Елисея

(см.: 4 Цар. 2–9; 13, 1-21)

Бог прославил Елисея многими чудесами. По взятии Илии на небо, Елисей подошел к реке Иордан и ударил Илииной милотью по воде; вода расступилась, и он свободно перешел на другой берег.

Около города Вефиля увидели Елисея дети и начали смеяться над ним. Он сказал им, что за такое непочтение к старшим они будут наказаны Богом. Вдруг выбежали из леса две медведицы и растерзали до сорока детей.

Однажды пришла к Елисею вдова и сказала, что муж ее умер и остался должен. За долг хотят взять обоих сыновей ее в работники, а заплатить долг нечем, потому что у нее ничего нет, кроме одного только сосуда с маслом. Елисей сказал ей, чтобы она заняла у соседей как можно больше порожних сосудов и разлила бы по ним масло. Она послушалась. Масло из ее сосуда лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Так у нее оказалось много масла. Она продала его и получила столько денег, что не только уплатила весь долг, а еще осталось у нее довольно денег и на прожитие со своими детьми.

У одной женщины умер сын и по молитве Елисея опять ожил.

Военачальник царя Сирийского, Нееман, покрылся проказою (заразными гнойными ранами). Никто не мог его вылечить. Он поехал в землю Израильскую к пророку Елисею. Елисей велел ему окунуться в реке Иордан семь раз. Нееман сделал это и тотчас выздоровел.

Через год после смерти Елисея положили одного умершего в то место, где был погребен Елисей. Умерший от прикосновения к костям Елисея воскрес.

Пророк Иона

(см.: Ион. 1–4)

Пророку Ионе Бог повелел идти в Ниневию, столицу Ассирийского царства, и там проповедовать о скором разрушении этого города. Но Иона знал милосердие Божие, и ему не хотелось предупреждать будущих врагов земли Израильской о грозившей им беде и чрез то оказать им благодеяние. Он сел на корабль и отправился совсем в другую сторону. Вдруг поднялась такая сильная буря, что кораблю грозила погибель. Все, бывшие на нем, пришли в большой страх и решили бросить жребий, чтобы узнать, из-за кого постигло их такое несчастие. Жребий пал на Иону. Иона признался в своем грехе и сказал: «Бросьте меня в море, и буря утихнет». Его бросили, и буря тотчас же утихла. По повелению Божию, большой кит поглотил Иону. Во чреве кита он был три дня и три ночи, вознося молитву к Господу. Господь повелел киту извергнуть Иону на сушу. Иона после того отправился в Ниневию для исполнения воли Божией. Ниневитяне, узнав от него о грозившей им беде, оставили свои злые дела, наложили на себя строгий пост, стали каяться и молиться. Милосердный Господь, видя их раскаяние, помиловал их. Иона же возвратился домой, в землю Израильскую.

Тридневное пребывание Ионы во чреве кита служило прообразом или предызображением тридневной смерти и воскресения Иисуса Христа.

Пророки Иудейского царства

(см.: 4 Цар. 19–20; 2 Пар. 32; Ис. 1-66; Дан. 1–2)

Из пророков Иудейского царства особенно замечательны: Исаия, Иеремия, Михей, Иоиль и Даниил. Исаия предсказал, что Иудейское царство будет разрушено врагами, иудеи будут отведены в плен, а потом опять возвратятся в свое отечество. Особенно ясно он предсказал о Спасителе, что Он произойдет из рода Давидова, родится от Девы и будет не простой человек, но вместе и Бог; что Он просветит всех людей Своим учением, примет на Себя грехи всего мира, пострадает за них и спасет всех верующих в Него от вечной погибели[5].


Иона, выброшенный на берег


Иеремия с особенною ясностью предсказал, что за свое нечестие народ иудейский будет побежден и отведен в плен вавилонянами и будет находиться в плену семьдесят лет.

Михей предсказал о рождении Спасителя в городе Вифлееме, а Иоиль – о сошествии Святого Духа на людей, то есть на апостолов и всех верующих в Спасителя.


Видение Господа пророком Исаией


Пророк Даниил, находясь в плену вавилонском, предсказал о Спасителе, что Он явится в мир чрез семьдесят седмин, или семилетий, после возвращения иудеев из плена вавилонского, то есть через четыреста девяносто лет.

28. Воспитание даниила, Анании, Азарии и Мисаила

(см.: Дан. 1–3; 6)

Навуходоносор, царь Вавилонский, велел набрать отроков из знатных иудейских семейств, воспитывать их при своем дворце и учить разным наукам. В том числе были Даниил, Анания, Азария и Мисаил.

Им назначил царь пищу со своего стола и вино, какое сам пил. Но Даниил и три его товарища боялись оскверниться при этом чем-нибудь, съев запрещенное законом Моисеевым, и просили своего надзирателя давать им в пищу только овощи, а для питья воду. Надзиратель не соглашался, думая, что они похудеют и за это царь прогневается на него. Они упросили его сделать пробу в течение десяти дней. Оказалось, что они не похудели, а сделались даже полнее и здоровее своих товарищей. Тогда надзиратель позволил им есть и пить, что они хотели. За такое воздержание и благочестие Бог наградил их хорошими способностями и успехами в ученье, так что на испытании они оказались лучше всех своих товарищей, а особенно Даниил, которому, сверх того, Бог дал уменье объяснять сны. По окончании ученья царь оставил их на службе у себя во дворце, а потом Бог прославил и возвеличил их еще более. Такое возвышение их послужило на пользу пленным иудеям: они имели силу и возможность защищать их от притеснений и улучшить их жизнь в плену. Кроме того, чрез них и язычники могли познавать Истинного Бога и прославлять Его.

29. Даниил объясняет сон Навуходоносору

(см.: Дан. 1–2)

Однажды Навуходоносор видел сон и, когда проснулся, позабыл его. Он созвал всех мудрецов и снотолкователей и велел им напомнить ему этот сон и объяснить его значение. Они не могли угадать, что снилось царю, и сказали ему, что такое дело выше сил человеческих. Царь разгневался на них и приказал всех их казнить. Но Даниил упросил царя дать ему время, и он скажет, какой сон приснился царю и что он означает. Придя домой, он рассказал обо всем трем своим друзьям, Анании, Азарии и Мисаилу, чтобы они вместе с ним просили у Бога милости открыть эту тайну, иначе всем им придется погибнуть вместе с другими. Бог услышал их молитву и открыл Даниилу сон и его значение. Даниил пришел к царю и сказал ему, что когда он, царь, ложился спать, то все думал о том, что будет на земле после него; потом он заснул и во сне видел большого истукана, у которого голова была золотая, грудь и руки серебряные, чрево и бедра медные, ноги частью железные, частью глиняные. Потом от горы отвалился камень и ударил истукана по ногам. Истукан рассыпался, а камень так увеличился, что покрыл собою всю землю. Царь вспомнил, что он видел точно такой сон. Даниил объяснил ему, что голова золотая означает царство Вавилонское и что теперь Навуходоносор владеет другими народами; после этого настанет другое царство (мидийско-персидское), а потом третье царство будет владычествовать над всею землею (македонское, или греческое) и, наконец, четвертое (римское). Камень означает Христа Спасителя. Когда будет четвертый народ владычествовать над другими народами, явится Христос, и царство Его будет по всей земле и вечно.

Навуходоносор прославил Бога истинного, Который открыл Даниилу сон и его значение, сделал Даниила начальником мудрецов, то есть ученых людей, и оставил его при своем дворце в большом почете, а трех его друзей назначил правителями страны Вавилонской.

30. Анания, Азария и Мисаил в разожженной печи Вавилонской

(см.: Дан. 3)

Навуходоносор поставил на поле большую золотую статую, собрал народ и всех важнейших лиц своего царства и объявил, чтобы все, как только услышат звук музыкальных орудий, пали на землю и поклонились ей, как Богу, а кто не падет и не поклонится, тот будет брошен в разожженную печь. Анания, Азария и Мисаил не хотели исполнить этого повеления. Они сказали царю, что нужно поклоняться только одному истинному Богу. Навуходоносор разгневался на них, велел разжечь печь всемеро жарче обыкновенного и бросить их туда. Но Бог послал ангела в печь остудить пламень огненный, и они остались невредимы, так что даже одежды и волосы их не были опалены. Видя такое чудо, царь прославил Бога Истинного, полюбил еще более этих трех человек и сделал их начальниками над всеми пленными иудеями, бывшими в его царстве.

31. Даниил во рву львином

(см.: Дан. 6)

Вскоре после смерти Навуходоносора мидяне с персами овладели Вавилонским царством. Новый царь, Дарий Мидянин, очень полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве; он даже думал поставить его выше всех. Многие вельможи завидовали славе Даниила и досадовали, что пленный иудей занимает такое важное место и может возвыситься еще более. Они искали случая погубить Даниила. Однажды они упросили царя приказать, чтобы в течение тридцати дней ни к кому, кроме царя, не обращаться со своими просьбами, а кто не исполнит этого повеления, того бросить в львиный ров. Даниил, как и прежде, не переставал каждый день молиться Богу и просить себе у Него милостей.


Три отрока в пещи огненной


Враги Данииловы донесли об этом царю, и царь принужден был бросить его в ров ко львам. На другой день царь подходит к львиному рву и, к своему удивлению, находит Даниила целым и невредимым, потому что Ангел Господень защитил его от львов, и они не коснулись его. Царь велел вынуть его изо рва и бросить туда обвинителей, которых львы тотчас же растерзали. Дарий прославил Бога Даниилова, а самого Даниила еще более полюбил.

32. Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение ими второго храма в Иерусалиме

(см.: Агг. 1–2; Зах. 1-14; Мал. 1–4)

По смерти Дария сделался обладателем Вавилонского царства Кир, царь Персидский. Он дозволил иудеям возвратиться в свое отечество и опять построить в городе Иерусалиме храм Божий. Иудеи с радостью возвратились в свою землю и выстроили на прежнем месте храм.


Даниил во рву львином


Старцы, помнившие великолепие прежнего храма, стали плакать о том, что этот второй храм беднее и меньше прежнего. Но пророк Аггей утешал их и говорил, что этот храм, хотя и беднее и меньше прежнего, но зато будет славнее его, потому что в этот самый храм придет Спаситель мира.

33. Состояние иудеев после плена вавилонского. Иудеи под властью греков

(см.: Агг. 1–2; Зах. 1-14; Мал. 1–4)

По возвращении из плена вавилонского иудеи оставались долгое время под властью персидских царей. Потом Персидское царство было разрушено Александром Великим, царем Македонским, бывшим также повелителем Греции, Египта и Сирии. Иудеи находились сначала под властью этого царя, обходившегося с ними милостиво, а после его смерти – под властью его преемников, сперва египетских, а затем сирийских царей, которые были родом греки.

При египетском царе Птоломее Филадельфе были переведены священные книги Ветхого

Завета с еврейского на греческий язык, самый употребительный в то время. Это принесло тогда ту пользу, что и язычники могли читать священные книги на знакомом им языке и чрез то мало-помалу познавать Истинного Бога.

Мученики за веру и Отечество (Маккавеи) (см.: Библию – «Книги Маккавейские»)

Находясь потом под властью сирийских царей, иудеи претерпели много горя. Антиох Епифан, царь сирийский, заставлял их поклоняться идолам, а тех, которые не слушались, он казнил. Так, например, им были замучены семь братьев Маккавеев, их мать Соломония и учитель их Елеазар. На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Из его сыновей особенной храбростью отличался Иуда, прозванный Маккавеем. С небольшим войском Иуда Маккавей много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (двадцать две тысячи), а у него было только восемьсот человек. Иуда погиб геройской смертью, но не согласился бежать от врагов и помрачать своей славы. Брат его Симон совершенно очистил землю Иудейскую от сирийцев.

В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время до самого пришествия Спасителя старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.

Иудеи под властью римлян

Пред Рождеством Христовым римляне, завоевав весь свет, овладели также и Палестиною. Они поставили в ней правителем Ирода, родом идумеянина. Ирод носил название царя, но в то же время был в подчинении у римского царя, или кесаря. При этом Ироде родился Спаситель, Иисус Христос. По смерти Ирода правителями Палестины были три его сына. Северной и восточной частями ее правили Ирод Антиппа и Филипп. Правителем же Иудеи и Самарии, а также Идумеи был Архелай, но недолго. За свою жестокость он был лишен римлянами власти. Вместо него этими областями стали управлять римские наместники, которые часто сменялись. Пятым из них был Понтий Пилат. При нем был распят Иисус Христос.

В это время вся земля Обетованная, или Палестина, разделялась на четыре части: Галилею, Самарию, Иудею и Перею.