Вы здесь

Закон Божий в современной редакции и популярном изложении. Источники христианского учения (Елена Владимирова, 2016)

«В жизни все очень просто будет и легко, если ты решишь все делать для Бога, ради Бога и во славу Божию. Все в жизни и в душе сразу станет на свое место».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога».

Преподобный Силуан Афонский


Рекомендовано к публикации

Издательским советом

Русской Православной Церкви

Номер ИС Р15-509-0466


Источники христианского учения

Что такое вера

Вера, – по словам апостола Павла, – есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние (Евр 11:1–2).

Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого. Из Священного Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога.

Апостол Павел пишет: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр п:6). Апостол действие веры в христианах изображает в следующей молитве о них к Богу: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши». (Еф 3:16–17).


Вначале уверовать и покориться призыву зависит от нашего благорасположения. А после того как вера уже внедрена, мы нуждаемся в помощи Святого Духа, чтобы она пребывала постоянной, непоколебимой и неизменной. Если мы желаем иметь твердую веру, то должны вести чистую жизнь, которая и располагает Духа пребывать в нас и поддерживать силу веры. Как Крест прославлен страданиями, так и вера святых возвышается от гонений и прославляется от страданий.

Святитель Иоанн Златоуст

Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры. Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.

Апостол Павел свидетельствует, что исповедание веры нужно для спасения: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим ю: ю). Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.


Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его… Ибо какое умствование убедит нас, например, в Воскресении?.. Какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова? От веры зависит и общение в страданиях. Если бы мы не уверовали, то и не страдали бы; если бы не веровали, что, пострадав со Христом, мы будем и царствовать с Ним, то не терпели бы страданий.

Святитель Иоанн Златоуст

Все мы называемся православными христианами. Слово христианин происходит от слова Христос, что в переводе с греческого означает помазанник. В древние времена помазывали святым миром, почему и называли помазанниками царей, пророков и Первосвященников. Все эти служения совместил в себе Христос Иисус, Спаситель мира. Он – Царь Небесный, Он – Первосвященник, потому что умер за нас, Он – Пророк, потому что знает настоящее, прошедшее и будущее. И мы помазаны святым миром, следовательно, и мы помазанники, т. е. христиане.

Однако следует знать, что вера спасает лишь при добрых делах, потому что вера без добрых дел мертва. Апостол Иаков говорит: «что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2:14–20, 26).


Если кто, веруя во Христа, не являет дел, сообразных с верой, тот, как внимающий дурным учениям и плохо постигающий смысл Писания, сам себе высекает гробницу в камне. Если кто исповедует внешне Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется, то он осужден, даже если по особому домостроительству даны были ему и духовные дарования. Пусть заповеди Божии живут с тобой, непрестанно сообщая тебе как бы свет и озарение для суждения о делах.

Святитель Василий Великий

Откровение

Учение православной веры мы черпаем из Откровения Божественного. Под наименованием «Божественное Откровение» разумеется то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Бог дал такое Откровение для всех людей, как всем нужное и спасительное, но поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он избрал особых провозвестников Откровения Своего, которые передали бы его всем людям, желающим его принять. Не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога по греховной нечистоте и немощи духа и тела.

Провозвестниками Откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки. Они приняли и проповедовали начала Откровения Божия; в полноте же и совершенстве принес на землю Откровение Божие и распространил его по Вселенной через Своих учеников и апостолов Воплощенный Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Апостол Павел говорит в начале своего Послания к евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр і: 1–2). Тот же апостол пишет к коринфянам: «Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы… нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор 2:7–8, ю). Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18). Сам Иисус Христос говорит: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11:27).

Человек может познавать Бога из рассматривания сотворенного Богом мира, но это познание бывает несовершенным и недостаточным и может служить только приготовлением к вере или некоторым пособием к познанию Бога из Его Откровения. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим 1:20). «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”» (Деян 17:26–28). В рассуждении веры в Бога предшествует помышление, что Бог есть, – (помышление), которое возникает через сотворенные вещи. Прилежно рассматривая сотворенный мир, познаем, что Бог Премудр, Всемогущ, Благ; познаем также и все невидимые Его свойства. Таким образом, Его яко Верховного Правителя приемлем. Поелику всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира, следственно, Бог есть Творец и наш. За этим познанием следует вера, и за верою – поклонение.

Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания.

Мы должны соблюдать Священное Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание. Апостол Павел пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес 2:15).

Священное Писание

Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги называются Библией.

Слово библия – греческое. Оно значит книги. Этим названием выражается то, что Священные книги преимущественно перед всеми прочими достойны внимания.

Священное Писание дано для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как если бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что Священные книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени.


Когда начинаешь читать или слушать (Священное Писание), помолись Богу так: «Господи Иисусе Христе. Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою». Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению.

Преподобный Ефрем Сирин

Священные книги написаны в разные времена. Одни – до Рождества Христова, другие – после.

Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги, которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета.

Ветхий и Новый Заветы – это древний и новый союз Бога с человеком.

Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию.

Бог готовил людей к принятию Спасителя через откровения, через пророчества и прообразования (прообразы).

Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.

Святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Афанасий Великий и преподобный Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета – двадцать две, применительно к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке.

Счисление (счет) евреев достойно внимания потому, что, как говорит апостол Павел, «им вверено слово Божие», и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской (Рим 3:2).

Ветхозаветные книги святитель Кирилл и святитель Афанасий исчисляют следующим образом.


1. Книга Бытия.

2. Исход.

3. Левит.

4. Числа.

5. Второзаконие.

6. Книга Иисуса Навина.

7. Книга Судей и как бы прибавление к ней книга Руфь.

8. Первая и Вторая книги Царств как две части одной книги.

9. Третья и Четвертая книги Царств.

10. Первая и Вторая книги Паралипоменон.

11. Книга Ездры Первая и Вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии.

12. Есфирь.

13. Книга Иова.

14. Псалтирь.

15. Притчи Соломона.

16. Екклесиаст.

17. Песнь песней.

18. Книга пророка Исаии.

19. Книга пророка Иеремии.

20. Книга пророка Иезекииля.

21. Книга пророка Даниила.

22. Книги двенадцати пророков.


В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке. Мы должны принимать эти последние книги. О них Афанасий Великий говорит, что они назначены отцами для чтения вступающим в Церковь.

По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующих разряда:

1) законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета;

2) исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия;

3) учительные, которые содержат учение благочестия;

4) пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем и, особенно, об Иисусе Христе.


Законоположительных книг – пять; они написаны пророком Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование – Закон Моисеев (Лк 24:44).

Книга Бытия содержит повествование о сотворении мира и человека, а также историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого. Другие четыре книги Моисея содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и через него данный от Бога закон.

Исторические книги Ветхого Завета – это книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, Неемии и Есфирь.

Учительные книги – это книга Иова, Псалтирь, Екклесиаст, Песнь песней и Книга Премудрости Соломонова.

Псалтирь вместе с учением благочестия содержит также указания на его историю и многие пророчества о Христе Спасителе, является превосходным руководством к молитве и прославлению Бога и потому постоянно употребляется в церковном богослужении.

Книги пророческие – это книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати других пророков.

Книг Нового Завета – двадцать семь.

Законоположительными книгами, т. е. преимущественно составляющими основу Нового Завета, справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Слово евангелие – греческое, оно означает благовестие, т. е. добрая и радостная весть. Книги, называемые Евангелием, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец, о Его Крестной смерти, славном Воскресении и Вознесении на Небо. Эти книги названы Евангелием потому, что для людей не может быть лучшей и более радостной вести, чем весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз предваряется и сопровождается радостным восклицанием: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»


Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом. Но с размышлением вникай в каждое слово и когда какие слова заставят тебя углубиться в себя, или вызовут сокрушение, или исполнят сердце твое духовной радостью или любовью – остановись на них. Это Бог приблизился к тебе. Смиренно прими Его открытым сердцем, так как Он Сам хочет, чтобы ты приобщился Его. Если ради этого придется тебе оставить неисполненным то, что положено было для этой духовной цели, не беспокойся об этом. Ибо цель всех духовных занятий – сподобиться вкушения Бога. И когда это дано, нечего останавливаться на средствах к нему. И когда размышляешь о чем-нибудь Божественном, особенно о страданиях Христа Господа, остановись на том, от чего придешь в умиление, и побольше займи этим свое внимание, чтобы продлилось это святое чувство. Однако и большим препятствием к сохранению внутреннего мира является… непреложное обязательство прочитывать в день определенное число кафизм из Псалтири, глав из Евангелия и апостольских посланий. Положившие себе это за правило обычно спешат прочитать все, не заботясь о том, приходит ли сердце в умиление от прочитанного и порождаются ли в уме какие-либо духовные мысли и созерцания. А если не удастся им все прочитать, тревожатся и смущаются не о том, что лишились духовных плодов от чтения для созидания внутреннего своего человека, а что не все прочитано.

Преподобный Никодим Святогорец

Среди новозаветных книг есть книга историческая – Деяния святых апостолов. Она повествует о сошествии Святого Духа на апостолов и о распространении через них Церкви христианской. Слово апостол означает посланник. Этим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.

Учительные книги Нового Завета – это семь соборных посланий: одно апостола Иакова, два – Петра, три – Иоанна, одно – Иуды и четырнадцать посланий апостола Павла: римлянам, коринфянам (два), галатам, ефесянам, филипийцам, колоссянам, солунянам (или фессалоникийцам) – (два), Тимофею (два), Титу, Филимону и евреям.

Среди книг Нового Завета есть и книга пророческая – это Апокалипсис. В переводе с греческого языка слово это значит откровение. Эта книга содержит таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.

При чтении Священного Писания нужно соблюдать следующее. Во-первых, необходимо читать его с благоговением как слово Божие и с молитвой о его понимании; во-вторых, с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам; в-третьих, понимать его следует в согласии с изъяснением Православной Церкви и святых отцов.

Когда Церковь предлагает учение Откровения Божия и Священного Писания людям, не знающим его, то она показывает им следующие признаки того, что это истинное слово Божие.

1. Высоту этого учения, свидетельствующую о том, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим.

2. Чистоту этого учения, показывающую, что оно произошло от чистейшего ума Божия.

3. Пророчества.

4. Чудеса.

5. Могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие, свойственное только Божией силе.


Божественное Писание ты должен толковать только со знанием дела и разумно исследовав силу его. Но не отваживайся касаться неприкосновенных и непостижимых тайн недостойными руками. Ибо дерзостный Озия, осмелившись возложить руку на неприкосновенное… извергнут из святилища.

Извращающие Божественные Писания и толкующие их по собственному своему произволу грешат непростительно. Они не смогут оправдаться обольщением и заблуждением, потому что пали по злонамеренности, а не по простоте. Они не укроются от спокойного и кроткого Ока, вопреки которому осмелились учить, потеряв разум от развращения.

Тому, кто касается предметов высоких и покушается истолковать смысл Священных Писаний, не только нужно иметь язык достойный и чистый, но и сердце благочестивое и благоговейное. Нужно следовать за Писаниями, а не указывать им путь и не по собственному произволу навязывать им смысл. Ибо осмеливающимся искажать и перетолковывать их угрожает великая опасность.


Осмелившиеся искажать или превратно истолковывать Божественные глаголы впали в грех, не искупаемый никаким оправданием или извинением. Думая, что измыслили нечто более мудрое, они ввергли себя самих и поверивших им в пучину невежества. Извращая многие священные изречения, увлекая и насильно уводя слушателей к своей цели, они отступили от воли Законодателя.

Преподобный Исидор Пелусиот

Пророчества являются признаком истинного Откровения Божия, и это можно пояснить примером. Пророк Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог, и через несколько сот лет после этого пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии. Нельзя не видеть, что пророчество было словом Бога Всеведущего и что исполнение пророчества есть дело Бога Всемогущего. Посему и святой евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии: «сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1:22–23).

Чудеса – это дела, которые не могут быть сделаны ни силой, ни искусством человеческим, но только всемогущей силой Божией. Например – воскресить мертвого. Чудеса являются признаком истинного Слова Божия. Кто творит истинные чудеса, тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и причастен Духу Божию. А такому человеку свойственно говорить только чистую истину. И потому, когда он говорит именем Божиим, тогда через него, без сомнения, говорит Слово Божие. Посему Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным свидетельством Своего Божественного посланничества: «ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин 5:36).

Могущественное действие христианского учения особенно можно видеть на примере двенадцати апостолов, избранных из людей бедных, неученых, невысокого общественного положения. Однако этим учением они победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства.


Кто прикасается к Евангелию, сразу изменяет свой ум… А при внимательном чтении и душа как бы вступает в таинственное святилище, очищается и делается лучше, так как в Писании с ней беседует Бог.

Святитель Иоанн Златоуст

Будем совершать чтение с великим благоговением, чтобы быть достойными помощи Духа Святого в понимании написанного.

Таково сеяние духовное: оно не требует ни лет, ни времени года, ни дней, но если упадет на благородную душу, тотчас прорастает цветущий и зрелый колос.

Таково свойство этого богатства: чем более станешь проникать в глубину, тем с большей силой будут истекать Божественные мысли – это источник неиссякаемый.

Не по множеству рек, но по природе своей удивителен этот источник, потому что в нем не потоки воды, а дары Духа. Этот источник растекается в каждую душу верующих и не уменьшается, разделяется и не истощается, распределяется и не убавляется, во всех он находится всецело и всецело в каждом.

Постоянно читающий Божественные Писания (в простоте сердца) и стоящий при их потоках, хотя бы не имел никакого толкования, как бы корнями впитывает великую пользу.

Благодаря чтению и слушанию Писания жизнь наша более и более совершенствуется.

Священное Писание приводит нас к Богу и отверзает путь Богопознания…

Чтение Божественного писания ограничивает блуждающий ум и дарует знание о Боге…

Старайся читать Божественное Писание и постоянно пребывать в святой молитве. Сколько раз будешь благодаря им с Богом, столько раз освятятся твои тело, душа и дух.

Ничто не может служить препятствием к чтению слова Божия. Не только дома, но и совершая путешествия или находясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно упражняться в этом чтении.

Не будем пренебрегать чтением Писания. Понимаем ли содержащееся в нем или не понимаем, будем как можно чаще обращаться к нему. Постоянное упражнение в чтении неизгладимо запечатлевает в памяти (прочитанное). И то, чего вчера мы не могли понять, мы вдруг понимаем сегодня, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум.

Священное Писание не стремится к красоте слов или их сочетаний. Оно имеет в себе Божественную благодать, которая сообщает яркость и красоту словам его.

Читающий Священное Писание поверхностно приходит в великое недоумение, а внимательный увидит последовательность и точную связь мыслей.

Господь повелел изучать Писания, но, конечно, изучающие нуждаются в озарении свыше как для того, чтобы найти искомое, так и для того, чтобы сохранить найденное.

Кто живет и рассуждает по собственному своему произволу, тот обольщает себя. А кто научится разрешать сомнения с помощью Писания, тот имеет своим учителем саму Истину.

Кто станет слушать Священное Писание без рассуждения и все принимать буквально, тот может предполагать много нелепого о Боге… Тот же, кто будет вникать в глубину смысла, разрешит все недоумения.

Все мы, не радящие о чтении Писаний, терпим от этого вред и оскудение. В самом деле, как мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым нужно приводить их в благоустройство?

Нужно тщательное исследование, нужна, кроме того, и постоянная молитва, чтобы хоть немного прозреть в святилище Слова Божия.

Будем исследовать Писание, чтобы не коснулся нас грядущий губительный для душ голод; будем усердны к Писаниям, чтобы не заблуждаться и не увлекаться всяким ветром.

В Священном Писании бездна вопросов, поэтому приучайтесь не только изыскивать разрешения их, но и не задавать вопросы, потому что им не будет конца.

Подобно тому, как лишенные света не могут прямо идти, так и не видящие луча Божественного Писания вынуждены грешить, так как ходят в самой глубокой тьме.

Слово Божие – питание души. Для нее, созданной по образу Мироустроителя – Слова, одаренной разумом и удостоенной разумной свободы, что может быть нужнее слова, питающего душу, наставляющего и быстро возвращающего ее к собственному достоинству.

Не столько значения имеет воскресение мертвых (для познания Истины), сколько чтение Писаний.

Надо с великою благодарностью принимать слова Писания и, не переходя пределов нашей природы, не испытывать того, что выше нас.

Мы должны приступать к Божественным словам, не иначе как руководимые благодатью и посещением Святого Духа.


Чтение Писания окружает дух стеной, очищает совесть, изгоняет низкие страсти, насаждает добродетель, делает помыслы возвышенными и позволяет не теряться в неожиданных обстоятельствах… ставит выше диавольских стрел, переселяет на самое Небо, освобождает душу от уз тела, дает легкие крылья; все хорошее, что бы кто ни назвал, оно способно вселить в души слушателей.

Святитель Иоанн Златоуст

Священное Предание

Под наименованием «Священное Предание» понимается то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки – потомкам: учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды.

Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в совокупности и преемственно, по устроению Божию, составляют Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания, или, по изречению святого апостола Павла, «Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» (1Тим 3:15). Святой Ириней пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни».

Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами пользоваться могут не все, а Преданием все.

Предание нужно и теперь для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Святой Василий Великий говорит об этом следующее: «Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном или, паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем, всего прежде, о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое послание нас научило? Слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для таинства, приняв оныя от неписанного учения. По какому также писанию благословляем и воду Крещения, и елей Помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека, и прочее относящееся к крещению; отрицаться сатаны и ангелов его из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть не позволительно?»

Символ веры

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.


Символ веры излагает главные догматы веры, без доказательств, как предмет восприятия верой. Первый символ веры христианской дан самим Иисусом Христом в словах, сказанных Им ученикам перед Его вознесением на небо: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». (Мф 28:19–20, Мк 16:15). Первые отцы Церкви излагали перед своими учениками учение Иисуса Христа и апостолов, составлявшее норму их пастырской деятельности под названием вера, канон истины. Сами отцы Церкви замечали, что сами правила правило веры преподано апостолами, которые сами получили ее от Христа. Подлинный текст Символа веры был составлен апостолами на соборе в Иерусалиме. Явившись на собор, апостолы имели каждый свой собственный Символ веры, составленный применительно к потребностям места проповеди каждого из них. Они решили общими силами составить образец веры, который мог бы служить для них во время проповеди руководством и правилом. Они назвали свое произведение Символом веры, что указывает на отбор содержащегося в нем учения из проповеди апостолов. Символ веры, читаемый каждым взрослым при крещении, Тертуллиан называет «правилом, Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений».

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Веровать в Бога – значит иметь живое убеждение или несомненную уверенность в Его вечном бытии, высочайших совершенствах и Божественных делах, как учит об этом Слово Божие, и эту веру свидетельствовать нашими делами. Иначе говоря, веровать в Бога – значит с несомненным убеждением принимать, содержать и исповедовать словами и делами то учение о Триедином Боге и его Божеских делах, которая преподает нам Святая Православная Церковь.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Изъясняя второй член Символа веры, будем говорить о втором Лице Святой Троице, об Иисусе Христе, сыне Божием. В предложенном утверждении ясно раскрывается Божественное величие Христа Спасителя мира: Он есть единородный Сын Божий, истинный Бог, вечный, единосущный Богу Отцу, Творец всего. Говорится, что Сын Божий родился от Отца прежде всех веков. Рождение Сына Божия не полагает начала Его бытию, но есть рождение Божескому существу свойственное, рождение вечное. Поэтому Сын Божий так же вечен, как вечен Бог Отец. Свет от Света – Сын Божий родился от Бога Отца, как свет от света. Бог Отец не был без Бога Сына, как солнце не было без света, сияющего вокруг его. Бога истинна от Бога истинна. Этими словами показывается, что Сын Божий называется Богом в том же смысле, в каком и Бог Отец, то есть Сын Божий есть также истинный Бог, как и Бог Отец есть истинный Бог. Рождена, несотворенна. Сын Божий рожден, но не сотворен. Единосущна Отцу, Имже вся быша. Сын Божий имеет одно существо с Богом Отцом. Сын Божий как по существу един с Богом Отцом, так и по делам имеет равную славу с Отцом.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

В чем заключается особенное Божие о нас промышление? «Тако возлюбил Бог мир, – говорит Господь Иисус Христос, – яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в он, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин 3:16), то есть Божественное помышление о человеке заключается в искуплении его от вечной погибели страданиями и смертью Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес».

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Произнося четвертый член Символа веры, мы исповедуем свою веру в ту истину, что Христос, Сын Божий, за наши грехи пострадал и умер, распятый на кресте. Иисус Христос был распят не как Бог, но как человек. Как Бог, Он непричастен никаким страданиям, а как человек, Он, по учению апостола Павла, подобно нам, испытал все, кроме греха (Евр 4:15) – Господь Иисус Христос исшел на смерть добровольно. Своей смертью он избавил людей от проклятия и вечной смерти. При Понтийстем Пилате – это прибавлено для того, чтобы точнее определить время, когда Иисус Христос был распят. И страдавша и погребена – прибавляется для того, чтобы показать, что Богочеловек Иисус, распятый на кресте, истинно страдал за нас, а не делал вид, будто страдает.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

Господь воскрес, воистину воскрес! Подойдите с женами мироносицами к пещере, в которой похоронено было тело Иисусово, и смотрите: камень от входа в пещеру отвален, бездыханного тела Христова тут уже нет, а остались одни лишь ризы, которыми оно было обвито. Христос воскрес и уже не умирает, смерть Им более не обладает (Рим 6:9).

Иисуса Христа видели воскресшим сперва одиннадцать апостолов, а потом более пятисот братий (1 Кор 15:3–6) и видели многократно. Разговаривали с Ним, вкушали вместе с Ним пищу (Деян 10:41), принимали от Него разные наставления и, наконец, проводили Его на небо.

Враги Иисуса Христа также доказывают нам истину Его воскресения. Чтобы воспрепятствовать воскресению Христову, первосвященники и старцы иудейские употребляют к тому все возможные средства: сами приходят к Пилату и просят содействия в злых делах своих, сами запечатывают гроб Христов, приказывают завалить вход в пещеру огромным камнем и приставляют к ней стражей. Но что могут сделать все предосторожности и усилия человеческие там, где действует Всемогущество Божие? Печать, камень и стража не удержали во гробе умершего Богочеловека: на третий день по смерти Своей он воскрес со славою, и стражи были первыми свидетелями Его воскресения, первыми вестниками о Нем. Враги Христовы, выслушав от воинов весть о воскресении Господа нашего, собираются на совет и замышляют новую неправду и новую хулу против Иисуса и учеников Его. Купив деньгами жизнь Христову, первосвященники и старейшины иудейские деньгами покупают же у стражей молчание о воскресении и склоняют их сказать, будто во время их сна ученики украли тело Иисусово: рцыте, яко ученицы Его нощию Пришедше украдоша Его, нам спящим (Мф 28:13).

«Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит доказательством Божества Иисуса Христа и началом нашего воскресения», – говорит святитель Филарет, митрополит Московский.

6 И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

Вознесение Господне на небо Святая Церковь называет исполнением смотрение еже о нас, т. е. последним действием Его в совершении нашего спасения, через которое земное соединено с небесным.

Это значит вот что: Своими страданиями и крестной смертью Господь удовлетворил правде Божией за грехи наши, Своим воскресением разрушил царство смерти и диавола и своскресил нас Собою, Своим вознесением на небо отверз всем нам вход в рай, Сам предстал предтечею о нас лицу Отца небесного и представил Ему в своем лице человека искупленного и восстановленного (Евр 6:20, 9:24), сподобил прославленное естество наше чести превыше херувимов и серафимов – пребывает с ним одесную Своего Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

«У Господа нашего Иисуса Христа большею частью все двоякое, – говорит святой Кирилл Иерусалимский. – Двоякое рождение: одно от Бога, предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие: одно тихое, как дождь на руно, другое будущее, славное. В первое пришествие Он лежал в яслях, обвитый пеленами, во второе оденется светом, яко ризою. В первое претерпел крест, во второе придет в сопровождении воинства ангельского, во славе. Как первому предшествовали некоторые знамения, так и второе имеет свои предуказания и предзнаменования».

Время второго пришествия Христа нам неизвестно. О дни же том и часе никтоже весть, ни ангели небесний, токмо Отец «Мой един, – глаголет Иисус Христос (Мф 24:36), придет день Господень, яко тать в нощи» (2 Пет 3:10). Пришествие Господа будет так неожиданно, что люди, перед самым явлением Его на земле, будут беспечно предаваться земным заботам и удовольствиям. Премудрость Божия сокрыла от нас это время, чтобы мы не предавались беспечности, но всегда были готовы к сретению Господа. «Бдите убо, яко не весте, дне ни часа, в оньже сын человеческий приидет» (Мф 25:13), – заповедует Спаситель.

Но чтобы мы не смущались в ожидании пришествия Христова, чтобы охранить нас от малодушия и приготовить к действительной близости этого пришествия, Слово Божие открывает нам некоторые признаки времени пришествия Христова. Это распространение проповеди евангельской по всему миру, оскудение веры и любви в сердцах людей. И наконец, ближайший признак пришествия Христова есть явление антихриста.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой, называется Господом потому, что Он такой же Бог, как Отец и Сын, и также владычествует над всем видимым и невидимым. Он имеет такое же Божественное существо, такие же Божественные свойства, власть и силу, как Бог Отец и Сын Божий. Он вечен, вездесущ, неизменяем, всемогущ, непостижим и всеблажен.

«Животворящим» Дух Святой называется потому, что Он вместе с Отцом и Сыном подает жизнь тварям не только временную, земную, но и жизнь духовную, вечную, блаженную. Дух Святой ниспосылает верующим Своим святые дары, которые, по указанию пророка Исаии, суть следующие: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия (Ис и). Дух Святой произрастает в верующих Свои божественные плоды, которые, по апостолу, суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22–23). Святой Дух возрождает нас в Таинстве Крещения, запечатлевает благодатными дарами в Таинстве Миропомазания, преосуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христову в Таинстве Причастия и проч. Ничего доброго без Святого Духа мы сделать не можем и без Него не можем достигнуть вечного блаженства и спасения нашего.

Слова Символа веры «Иже от Отца исходящего» служат доказательством Божества Духа Святого, ибо исхождение от Бога Отца ясно показывает, что Дух есть одной природы с Отцом, точно также, как и Бог Сын, рождающийся от Отца, есть одной с ним природы. Также указывает на отличительное свойство Духа Святого от Бога Отца и Бога Сына. Об исхождении Святого Духа от Отца ясно и определенно говорит Сам Христос Спаситель в Своей прощальной беседе с учениками: егда же придет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин 15:26). Таким образом, личным свойством Святого Духа признается исхождение, точно также, как за личное свойство Сына Божия принимается рождение.

«Глаголавшего пророки» прибавляется для того, чтобы утвердить богодухновенность книг Священного Писания. Книги Священного Писания, или Библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов, написаны богодухновенными мужами, которым мысли внушал и через которых возвещал волю Божию миру Сам Дух Святой.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Как необходимо веровать в Бога, так нужно веровать и в святую Божию Церковь. И как без веры в Бога и Христа не можно быть христианином, так без веры в Святую Церковь не можно быть сыном Церкви. А если кто не сын Церкви, тот и не чадо Божие, тот и не наследник царствия небесного со Христом. Ибо, по словам учителей церковных, Бог тому не Отец, кому Церковь не мать.

Веровать в Церковь значит не умом и сердцем признавать истинно божественным и спасительным то учение, которое содержит Святая Церковь. Веровать в Церковь, значит, умом и сердцем признавать истинно душеспасительными и божественными те установления и правила, которые соблюдает Святая Церковь. Веровать в Церковь, значит, признавать душеспасительными и божественными те священные действия и обряды, которые совершает Святая Церковь для нашего спасения. Веровать в Церковь, значит, всецело вверить себя ей, как матери, слушать гласа ее, повиноваться велениям ее и исполнять волю ее.

Веровать в Церковь означает нечто особенное, чем верить Церкви. Первое выражение указывает на Божественное достоинство Церкви.

Церковь есть собрание христиан, общество людей, которые православно веруют в Триединого Бога, последуют спасительному учению Иисуса Христа и уповают через него и в нем получить спасение и блаженство вечное. Они соединены между собой Законом Божиим, священноначалием и таинствами.

Это общество верующих основал Сам Господь наш Иисус Христос божественным учением Своим и Сам искупил Своею кровию. Основанную Христом церковь распространили Его божественные ученики и апостолы всемирною проповедью Евангелия и утвердили богомудрые отцы и пастыри богодухновенными определениями и правилами на вселенских соборах. Эта самая Церковь доныне продолжается непрерывно, неизменно и неповрежденно.

“Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Спасительные таинства суть такие священные действия, под которыми, под видимыми образами, невидимо действует на человека благодать, т. е. спасительная сила Духа Божия. Так, в каждом спасительном таинстве есть внешнее или естественное действие, например: в крещении – погружение в воду, в миропомазании – помазание священным миром, в евхаристии – предложение хлеба и вина. Но при видимом естественном действии, в каждом таинстве совершается и действие невидимое или сверхъестественное, благодатное, которое составляет главное в таинстве. Так, в крещении в то самое время, когда совершитель таинства, погружая крещаемого в воду, произносит слова: «крещается раб Божий – во имя Отца и Сына и Святаго Духа», Сам Спаситель, невидимо, силою Святого Духа, разрешает его от всех прежних грехов, т. е от греха наследованного от прародителей и от грехов, свободно соделанных, и возрождает в жизнь духовную. Равно и во всех других таинствах под видом естественных действий совершаются особые благодатные действия.

11 Чаю воскресения мертвых.

Грех обнаруживается в нас, главным образом, в двояком виде: то является он, как дух гордости, то – как дух плотоугодия. В том и другом случае мысль о смерти служит врачеством против яда греховного. Гордость заставляет нас мечтать о себе много. Нужно этой заносчивости ума гордого напомнить, что мы земля и в землю пойдем! Что значит сила нашего духа, что значат все наши знания, когда мы не можем не увидеть, ни отодвинуть предела, которым должно окончится все земное. Гордость надмевается почестями, породой, богатством, она различает людей не по их добродетелям. Смерть равняет всех – с одной душой представляет их праведному Судии. Гордость славолюбива. Смерть разрушает мечты величия, за которыми так неутомимо гонится человек. По смерти похвалы умолкают или даже превращаются в хулу. Все, что мы сделали не в намерении угодить Господу, подобно праху развеется.

Другая греховная страсть, которая мучит душу, есть страсть к наслаждениям и богатству. Но если бы мы чаще вспоминали о смерти, эта страсть также слабее и реже возмущала бы душу нашу. Память о смерти спасительна душе нашей; она же сладка может быть для нас во время скорбей. Путь добродетели усеян терниями. Путь Христа – путь скорбей крестных. Смерть прекратит страдания земные, смерть препроводит христианина в блаженную вечность.

По воскресении из мертвых, во время Второго пришествия, грубое тело, как толстая одежда, как бы спадет, и плоть сделается утонченною, чувственность вся отойдет, плотские похоти уничтожатся, страстные склонности действовать перестанут. Тела сделаются духовными, способными к вечному пребыванию в духовном царстве.

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Чем утвердиться нам в вере, что точно есть другой мир, другая жизнь, которой мы ожидаем. Есть ли какие откровения, есть ли известия из страны загробной?

О бытии жизни загробной свидетельствуют и о состоянии того века возвещают нам многочисленные явления святых из страны загробной. Начало таких явлений положил Сам Господь наш Иисус Христос. По воскресении Своем Он многократно являлся Своим ученикам и апостолам, как повествует Святое Евангелие, и тем показал, что Он жив и по смерти. Явлениями Своими в духовном и прославленном теле свидетельствовал о бытии другого, лучшего мира, блаженной жизни за гробом. Являлась и по успении Своем и Матерь Божия в соборе апостолов. Являлась Она и в последующее время многим святым и благочестивым, как свидетельствуют писания отеческие.

Бытие другого мира и жизни загробной подтверждают и чудные знамения из мира загробного, в ответ на молитвы и прошения живущих в мире этом. Бытие в состоянии жизни загробной засвидетельствовано различными видениями.