Раздел 4.
Яма-Нияма – первые две ступени йоги
4.1. Яма-Нияма и законы Вселенной – фундамент йоги и любой практики самопознания
«Одна добродетель может противостоять тысяче пороков. Человек без характера, как цветок без аромата».
«Дисциплинированная жизнь – это ценное имущество, поставьте её на первое место, чтобы быть всегда счастливым, бодрым, благодарным».
Совершив плавание по архипелагам трёх предыдущих разделов, мы попытались выяснить, в чём состоит цель нашей жизни, какова наша Истинная Природа, а также что такое карма, и как она влияет на нас. Мы рассмотрели действие закона кармы, который как кнут подгоняет нас в нужном направлении. Таков путь нашего обучения через страдания.
Но мы также упомянули о том, что существует более приятный способ! Чтобы учиться, избегая страданий, нужно развивать свою Высшую Природу и следовать законам осознанной жизни. В первую очередь к ним относятся Яма и Нияма – основные принципы йоги и её морально-этические основы.
Эти важнейшие принципы йоги образуют несколько огромных архипелагов, которые нам предстоит исследовать в следующих разделах нашей книги.
Яма и Нияма – это первые две ступени йоги и её важнейшая часть. Учитель из Индии Баба Саван Сингх даёт очень простое и понятное определение этим дисциплинам йоги: «Яма или „не делай“, – плохие привычки, которые следует оставить. Нияма или „делай“, – хорошие привычки, которые следует принять».
Другой индийский Учитель Свами Шивананда говорит о важности этих основ йоги: «В основе всех методов йоги лежит этическое воспитание и нравственное совершенство. Искоренение пороков и развитие определенных добродетелей является первой ступенью на лестнице йоги.
Дисциплинирование вашей природы и формирование устойчивого и чистого характера через приобретение положительных привычек и ежедневное соблюдение распорядка – это следующий шаг. Это Яма и Нияма. На этом прочном фундаменте устойчивого и нравственного характера выстраивается дальнейшая структура йоги».
Часто книги по хатха-йоге сразу начинают описывать третью и четвёртую ступени йоги – асаны (позы) и дыхательные упражнения. В лучшем случае просто перечисляются основные принципы Ямы и Ниямы, и иногда даётся их краткое описание. А ведь в прошлом чтобы начать практиковать асаны и дыхательные практики, а тем более заниматься высшими формами йоги, такими как медитация, ученик должен был это заслужить. Вначале он должен был успешно пройти первые две ступени йоги – Яму и Нияму.
Когда Учитель принимал кого-то в ученики, новому искателю истины предлагалось пожить в ашраме (йоговская община, подобная монастырю) и просто выполнять разную тяжёлую физическую работу для нужд общины – колоть дрова, носить воду, готовить пищу, чистить туалеты и т. п. Такую жизнь ученик мог проводить в течение долгого времени, и за ним внимательно наблюдал Учитель. Иногда ученик не понимал, зачем его заставляют вести такую жизнь, но в это время он как раз проходил первые две ступени йоги, которые предназначены для развития главных нравственных качеств идущего по пути самосовершенствования. Учитель в это время, наблюдая за учениками, проводил с ними беседы на темы нравственности, объяснял важность первых двух ступеней йоги и вдохновлял их.
Благодаря получаемым от Учителя знаниям, бескорыстному служению на благо общины и развитию отношений любви по отношению к другим ученикам и Учителю, развивалось сознание учеников. Они должны были доказать, что изучили первые две ступени йоги. Это означало, что они практически применяли эти основные принципы в своей жизни, а не просто знали теоретически.
Постепенно в сознании учеников происходили глубокие внутренние изменения. По прошествии многих лет, когда Учитель видел, что ученик достаточно очистился, ему предлагалось пройти Посвящение или инициацию, что означало начало новой жизни на новом уровне сознания.
Всё знание йоги, начиная с асан (третьей ступени йоги) и заканчивая медитацией (седьмая ступень йоги) было в то время тайным и давалось учителем только тем ученикам, которые доказали свою готовность. Ведь полученные знания пробуждали в человеке огромные силы и мощные энергии, наделяли его сказочными способностями, и если бы ученик использовал их с корыстными мотивами или нечистым сознанием, он мог бы принести огромный вред другим и себе, став для всех проклятием. Тогда как хорошо подготовленный в нравственном отношении ученик, осваивая после получения Посвящения следующие ступени йоги, обычно получал прекрасные результаты и опыты и мог наслаждаться плодами своей практики, а также помогать другим.
В Индии широко известна история, которая хорошо иллюстрирует такой процесс обучения учеников.
Святой Кабир и раджа-ученик (притча-быль)
Однажды к святому Кабиру – великому просветлённому Учителю из Индии – в ашрам пришёл один раджа. Этот правитель оставил своё царство, чтобы научиться высшей форме йоги – медитации. Раджа хотел достичь просветления и освобождения души.
Кабир согласился принять его учеником, если бы тот смог жить как простой обычный ученик и выполнять ту же работу, что и все. Правитель, вздохнув, согласился, так как уж очень мечтал стать просветлённым.
В течение нескольких лет раджа, скрипя зубами, дисциплинированно выполнял тяжёлую работу по ашраму, и однажды к Кабиру обратилась его жена Лоя. Она спросила, когда тот даст Посвящение радже, ведь он всем пожертвовал, оставив своё царство ради духовной практики.
Кабир ответил, что ученик пока не готов, и предложил своей супруге для проверки провести необычный эксперимент. Кабир попросил Лою, чтобы та как бы случайно плеснула на раджу грязную воду с кухни и посмотрела на его реакцию. Да, в древние времена Учителя иногда давали ученикам такие суровые испытания!
Когда Лоя «случайно» пролила на раджу воду из ведра, тот гневно на неё закричал, напомнив ей, что он всё-таки высокорождённый, правитель, и с ним так никто не смеет обращаться. Лоя принесла радже свои извинения, а потом обо всём рассказала Кабиру.
Учитель, который был способен видеть внутренний мир своих учеников, усмехнулся:
– Вот видишь, он всё ещё чувствует себя раджой, пребывает в гордыне, не контролирует гнев, способен тебя оскорблять и критиковать, и в нём есть ещё много других недостатков, которых ты не видишь. Он пока не готов принять Посвящение.
Прошло ещё несколько лет, и Кабир сказал жене, что раджа наконец-то созрел для Посвящения. Чтобы Лоя убедилась в том, что сознание раджи изменилось в лучшую сторону, Кабир предложил ей повторить тот же эксперимент.
Опять поутру она «нечаянно» плеснула из ведра грязной водичкой на правителя, но в этот раз он даже не поднял головы. Он просто смиренно сложил руки и поблагодарил Господа за всё, что Он ему посылает. Раджа искренне воскликнул:
– Всё происходит по Твоей Воле и является для меня благословением. Нет ничего грязнее, чем мой собственный ум, и Ты всеми способами помогаешь мне в его очищении! Спасибо, Господи!
Когда Лоя рассказала о случившемся Кабиру, тот сказал:
– Вот видишь, его разум достаточно очистился. Он перестал считать себя важным, стал смиренным, научился принятию всего, а также я вижу в нём появились другие добродетели.
И раджа, наконец, был посвящён, обучившись у Кабира практике медитации. Позже бывший раджа достиг вершин духа, став просветлённой душой.
Другие Учителя давали Посвящение в начала хатха-йоги, т.е. начинали обучать асанам и дыхательным техникам. Каждый Учитель находится на своём уровне и может вести ученика до своего уровня. Чтобы ученик смог подняться выше, ему нужно будет найти Учителя более высокого уровня. Восточная поговорка выражает следующий закон Вселенной или принцип готовности: «Когда готов ученик, приходит Учитель». Мы заблуждаемся, когда думаем, будто сами находим Учителя. Просто наш запрос на тонком уровне пробуждает некую ответную силу со стороны Учителя, который притягивает нас к себе. Уровень этого Учителя соответствует нашим потребностям и нашей восприимчивости на настоящий момент.
Слава Богу, в наше время для учеников не требуется таких суровых испытаний, как во времена Кабира! Учителя говорят, что сейчас в конце Тёмного века или Кали юги, как это время называют на Востоке, все эзотерические (тайные) знания стали открыты, чтобы человечество быстрее эволюционировало. А Учителя стали более снисходительно относиться к своим ученикам и проявлять к ним большую милость, понимая, что в целом современные люди в духовном, нравственном, ментальном и физическом отношении намного слабее тех искателей истины, которые жили в прошлом в более благоприятные для самосовершенствования времена.
На первый взгляд это замечательно, что сейчас доступно так много разных практик для саморазвития, различных видов йоги и медитации! Обратной стороной медали является то, что в предлагаемых практиках часто игнорируется важность первых двух ступеней йоги. А ведь они являются основой для любой серьёзной практики, направленной на развитие сознания и внутренней жизни, на освобождение от страданий, как бы эта практика ни называлась.
Многим современным людям кажется чем-то старомодным изучать какие-то нравственные или этические основы, и они считают их анахронизмом, мешающим их свободе. Из-за этой ошибки многие из тех, кто практикует восточные техники, терпят провал и не могут найти причину этого, которая так проста – это игнорирование правил Ямы и Ниямы! Изучение этих главных принципов йоги очень важно для всех, кто желает обрести физическое, психическое и духовное здоровье!
Современный автор книг по саморазвитию Робин Шарма объясняет смысл очистительной работы над собой так: «Самое волнующее здесь то, что каждое проявление храбрости, каждое выражение доброты, каждый поступок, говорящий об ответственности перед собой, немедленно вознаграждается: каждый раз, когда ты делаешь то, что считаешь правильным, и следуешь собственной истине, а не диктату толпы, с тебя осыпается ещё один слой грязи, покрывающий твоё Истинное Я, и наружу пробивается и начинает светиться еще одна частица твоей золотой сущности». Говоря другими словами, ведение нравственной или осознанной жизни ведёт к развитию всех качеств души, а значит к расцвету нашего Высшего Я и к самопознанию.
Кроме общеизвестных основных принципов йоги Ямы и Ниямы также важно знать – а это значит применять на практике – другие важные законы Вселенной и дополнительные принципы йоги, которые мы объединяем термином законы осознанной жизни. Они тесно связаны с классическими принципами йоги, которые сформулировал родоначальник йоги Учитель Патанджали. Согласно другим первоисточникам йоги эти законы также относятся к основным принципам йоги либо представляют собой более подробное изложение классических принципов йоги.
Однако нам не нужно откладывать нашу практику для развития Высшего Сознания, пытаясь вначале достичь совершенства в практике Ямы-Ниямы. Об опасности такой ошибки предупреждает Свами Шивананда: «Яма и Нияма – наиболее важные практики, предваряющие медитацию. Если вы мимо них сразу броситесь к медитации и самадхи, то лишь переломаете себе ноги. Но и ждать вам нельзя. На практику какого-либо одного вида Ямы уйдет целая жизнь! Поэтому вам необходимо одновременно практиковать Яму-Нияму и заниматься концентрацией и медитацией, пусть вы и не утвердились еще в Яме-Нияме».
Также Свами Шивананда объясняет ценность занятий хатха-йогой, которая подготавливает человека к высшей форме йоги – медитации, а также помогает лучше освоить практику первых двух ступеней йоги – основ осознанной жизни: «Цель хатха-йоги – это раджа-йога, то есть концентрация, медитация и самадхи. Хатха-йога – это великое подспорье в практике раджа-йоги. Она устраняет тамас (инертность) и раджас (беспокойство ума и чувств). Она дает возможность легко управлять буйными чувствами. Тот, кто регулярно практикует асаны и контроль дыхания, очень скоро утвердится в Яме-Нияме».
Практика в тренировочной бухточке
• Поразмышляем над законом Вселенной:
– «Когда готов ученик, приходит учитель».
• Выполним следующее упражнение.
ВЫБОР УЧИТЕЛЯ – ВЫБОР ПРАКТИКИ
1. Вспомним, каких учителей мы притягивали в свою жизнь на разных её этапах (родители, друзья, преподаватели школы и вуза, авторы и герои любимых книг и фильмов, тренер по фитнесу или йоге и другие).
2. Вспомним, чему мы научились от каждого учителя и поблагодарим каждого из них.
3. Затем подумаем, какого Учителя мы бы хотели «найти» на данном этапе. Чему бы мы хотели научиться? Какими качествами должен обладать наш новый Учитель?
4. Наше сильное намерение начать возвышенную жизнь притянет нас к подходящему для нас на данный момент Учителю.
5. Если у нас есть уже Учитель, и мы удовлетворены своей практикой, продолжаем ею заниматься. Концентрируем своё внимание на всех хороших качествах своего Учителя и стараемся следовать всем его указаниям.
4.2. Чтобы быть счастливым и здоровым, следуем законам осознанной жизни
«Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват, и обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения».
«Этика – это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему».
Учитель Свами Шивананда даёт объяснение, что такое йога: «Слово «йога» произошло от санскритского корня «юдж», означающего «соединять». Йога – это соединение индивидуальной души с Высшей Душой.
Так же, как плавящаяся камфора становится единой с огнем, так же, как капля воды, упав в океан, становится единой с океаном, так и индивидуальная душа, когда она очищена, свободна от вожделения, жадности, ненависти и эгоизма, приобретает качества благости (саттвы) и становится единой с Высшей Душой».
Для достижения этой высшей цели и предназначены законы Вселенной и принципы йоги, которые служат основой для гармоничных отношений с миром, со всеми душами, с сознательными силами Природы – с Менеджерами Вселенной, а также с Высшим Началом. Нарушение этих законов осознанной жизни приводит к различным заболеваниям или другим страданиям.
Благодаря трудностям жизни и ударам судьбы мы обретаем понимание того, что идём в неправильном направлении. В результате у нас появляется желание измениться и научиться жить правильно или осознанно, чтобы не совершать больше ошибок, приводящих к страданиям. Жить сознательно – значит жить со Знанием! На практике это означает научиться жить согласно законам осознанной жизни, прислушиваясь к совести – голосу своей души. Чтобы тренировать свою восприимчивость к этому тихому голосу, необходимо ежедневно заниматься самоанализом.
Исправляя свои недостатки, мы:
– справляемся со своей неблагоприятной кармой;
– проводим её смягчение или очищение;
– не сеем новых негативных кармических семян;
– избавляемся от причин многих болезней.
Ведь здоровье с точки зрения йоги – это свободное протекание позитивной энергии в организме. Самая позитивная и мощная целебная энергия – Любовь. Задача йоги – убрать на пути движения этой высшей энергии все барьеры во всех телах-оболочках человека:
– в физическом теле;
– в эфирном теле, которое создано пранами — энергиями для деятельности тела и ума;
Конец ознакомительного фрагмента.