Вы здесь

Законы осознанной жизни – золотые ключики йоги для саморазвития. Практика самоанализа и развития осознанности. Раздел 3.. Закон кармы (Станислав Раскошанский)

Раздел 3.

Закон кармы


3.1. Не поступать с другими так, как не хотим, чтобы поступали с нами!

«Ни на небе, ни среди океана, ни в горной расселине, если в неё проникнуть, не найдётся такого места на земле, где бы живущий избавился от последствий злых дел».

«Дхаммапада»

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Мф. 7:12

«Всякий дурной поступок носит в себе кнут для спины своего виновника».

Василий Ключевский

Данный раздел-архипелаг, который мы сейчас посетим на нашем корабле самопознания, включает острова – законы осознанной жизни, где мы сможем найти ключики, открывающие секреты закона кармы. Мы узнаем, что такое карма, какие бывают виды карм, как на нас влияет закон кармы и как избавиться от его воздействия, а значит и от страданий – результата действия на нас различных карм.

Слово «карма» переводится как действие, а закон кармы – это закон причин и следствий, обучающий механизм, который фиксирует все наши действия – поступки, слова, мысли, побуждения и желания – и потом предъявляет нам к оплате счета за всё это. Об этом красиво сказал английский писатель Роберт Льюис Стивенсон: «Рано или поздно каждый садится за банкетный стол последствий своих поступков».

Известный индийский Учитель Сант Кирпал Сингх объясняет, как работает закон причин и следствий: «Закон кармы заботится о том, чтобы всё было оплачено: „Око за око, зуб за зуб“, а в качестве оплаты мы получаем радость или страдание. Это подгоняющий кнут в тайных руках природы». Суть закона кармы хорошо выражена в известной поговорке: «Что посеешь, то и пожнёшь!».

Другой индийский Учитель Свами Вивекананда объясняет механизм того, как влияет на нас карма: «Мы имеем тело, а за ним – другое, так называемое тонкое тело. Последнее состоит также из материи, только более тонкой. Оно – носитель всей нашей кармы, всех наших действий. Впечатления от всей нашей прежней деятельности сохраняются в этом тонком теле, готовые проявиться опять.

Всякая наша мысль, всякий поступок, по прошествии известного времени, становятся тонкими, переходят, как говорят, в форму семени и в таком виде живут в этом теле, в скрытом состоянии, а спустя некоторое время всплывают опять и приносят свои плоды. Это – законы кармы.

Позади тонкого тела находится Джива, или индивидуальная душа человека.

Всякие действия или мысли Дживы, влекущие ее назад, называются дурными поступками; а действия и мысли, помогающие ей расширяться, проявить себя дальше – хорошими».

Страдания возникают из-за воздействия на нас закона кармы – закона причин и следствий. Этот закон на нас влияет, когда мы не следуем своему предназначению, позабыв о нём на Земле, и не используем мудрость, свойственную нам как душе. Как говорят Учителя и первоисточники йоги, первичная причина всех наших страданий – невежество. Мы страдаем из-за того, что потеряли связь со своим Высшим Я и отождествились со своим разумом и своим физическим телом.

Индийский Учитель Баба Саван Сингх объясняет, как закон кармы связан с перевоплощением души в другие тела: «Когда человек умирает, он просто переносится в другое поле действия, неся на своей шее мельничный жернов своих прошлых действий. Но куда бы он ни пошёл, он должен очиститься от этого.

Природа – очень строгий кредитор. Вы не можете убежать от долгов, которые наделали. Это общее и всеми признанное учение всех религий мира, всех без исключения: «Что посеет человек, то и пожнёт». Человек собирает плоды своих действий, деятель должен нести ответственность за результаты того, что он совершил. Это закон кармы, и он идёт рука об руку с перевоплощением. Без перевоплощения он был бы неполным.

Воздействие наказания так глубоко укореняется в анташкаране (тонкая часть ума, записывающая наши впечатления), что оно остаётся навсегда. В последующих жизнях душа будет бояться действий, за которые она была наказана, как боятся ядовитой змеи. Такой человек автоматически избегает этих действий и чувствует к ним естественное отвращение».

Душа самодостаточна: она способна наслаждаться своим собственным состоянием безмятежности, радости и любви. Согласно определению Фрэнсиса Кинслоу, это необусловленные эйфо-чувства, присущие нашему Высшему Я. Эти врождённые качества души скрыты за пеленой беспокойного и эгоистичного ума, через призму которого желания души были искажены. Из-за этого человек, позабыв о своём внутреннем Источнике счастья и отождествившись со своим ненасытным эго, ищет с помощью органов чувств наслаждений во внешнем мире.

Представьте, что мы вышли на прогулку со своей собакой по кличке Эго и затем захотели вернуться домой. Но, оказывается, Эго не слушается нас, а мы как душа слишком слабы, чтобы её удерживать или направлять. Поэтому непослушная собака тащит нас за собой, куда ей вздумается, куда её влекут органы чувств: ей хочется всё понюхать, лизнуть и перепробовать. В результате вместо того, чтобы идти домой по дороге, мы носимся вместе со своей собакой по разным кустам и свалкам, накрепко связанные с ней поводком.

Нам нужно становиться сильными как душа, тренируя свою осознанность и постепенно дрессируя свою собачку Эго. Тогда мы сможем снова вернуться на нашу дорогу Домой, а собачка станет послушной и, радостно повиливая хвостом, будет спокойно идти рядом!

Задача йоги – выйти за пределы разума и достичь уровня Высшего Сознания. Тогда душа берёт под свой контроль разум (включая ум и эго) и ведёт его за собой, ограничивая его определёнными рамками. Иначе, находясь в удушающих объятиях эго, ум создаёт много проблем, совершая недостойные поступки и сея семена будущих проблем. Позже мы будем сожалеть об этом, когда начнём пожинать богатый урожай страданий и вкушать их горькие плоды.

Представим, что все наши поступки, слова, мысли и желания становятся известными всему миру. Наверное, тогда мы бы постарались жить так, чтобы нам никогда не пришлось стыдиться за любое из своих действий. На самом же деле мы никогда не бываем одни: все наши поступки, слова, желания и мысли записываются, и эти записи остаются в нашем подсознании. Потом за всё это нам будут предъявлены счета, которые нужно будет оплачивать.

Часть счетов мы оплачиваем в этой жизни, а часть будем отрабатывать после оставления физического тела. Оставив этот мир, мы к своему удивлению узнаем, что в тонком мире о нас всё известно. Там хранятся видеозаписи обо всех наших действиях, включая наши мысли и желания, и нам придётся держать за всё ответ перед Владыкой кармы или Царём справедливости, который согласно первоисточникам йоги курирует нашу судьбу и подбирает нам очередные уроки на следующую жизнь из накопленных нами ранее карм. (С переживаниями души, оставившей физический мир, вы сможете познакомиться в моём эзотерическом рассказе «Как я собирал мой чемоданчик с кармой», размещённом в конце книги).

Хорошие счета принесут что-то приятное, плохие счета придётся оплачивать страданиями. В действительности же и те, и другие счета нас привязывают к этому физическому миру – месту, созданному для оплаты карм, а не для истинного счастья. В следующих главах мы рассмотрим, как можно выйти из-под влияния закона кармы, чтобы стать свободной от влияния судьбы душой. По крайней мере, вначале мы должны научиться тому, как не сеять семена тяжёлых карм, из которых вырастают плоды страданий, и как засевать своё поле только добрыми семенами.

Великий Учитель Будда даёт нам правильное понимание, как мы должны относиться к другим, чтобы быть в безопасности от воздействия закона кармы: «Будьте мягки с юными, сострадательны с пожилыми, терпимы к слабым и заблуждающимся. Когда-то в своей жизни вы будете или были каждым из них.

Всё, что мы есть, – это результат того, что мы думали, наша жизнь основана на наших мыслях и состоит из наших мыслей. Если человек говорит или действует со злым намерением, то страдания следуют за этим, как колесо следует за копытом вола, тянущего повозку. Если человек говорит или действует с хорошей целью, то счастье следует за ним, как тень, которая никогда не оставит его».

Разновидностью закона кармы является закон Вселенной: «Не поступать с другими так, как не хотим, чтобы поступали с нами!». Китайский мудрец Конфуций выражает суть этого закона так: «Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать учением о человеколюбии. Выше этого нет ничего».

Иногда нам может казаться, что мы страдаем без причины, так как обладаем всеми достойными качествами характера и ведём добродетельную жизнь. Но причина наших страданий может находиться в прошлых жизнях, память о которых у нас закрыта. Это объясняется в следующей притче.


«Заслужил ли я это страдание?» (притча)




В индийском эпосе «Махабхарата» описывается сцена, когда слепой индийский царь беседует с богом Кришной и жалуется ему:

– С помощью занятий йогой я достиг способности видеть свои прошлые жизни. Я просмотрел уже почти сто своих предыдущих жизней, и ни в одной из них не нашёл ничего такого, что могло бы послужить причиной моей слепоты. Неужели я был наказан Богом случайно или без причины?

На это Кришна ответил, что такое не происходит случайно, и никто не бывает наказан просто так. Кришна помог в медитации увидеть царю немного дальше – на несколько жизней раньше той, куда смог добраться царь. И царь смог увидеть, что в той жизни по его вине кто-то лишился зрения. И только в этой жизни пришло время оплатить тот старый должок.

Царь понял, что наказание он получил заслуженно, смиренно принял это и поблагодарил Кришну за урок.


Практика в тренировочной бухточке

• Поразмышляем над законами осознанной жизни:

– над законом кармы «Что посеешь, то и пожнёшь!»;

«Не поступать с другими так, как не хотим, чтобы поступали с нами!» (Разновидность закона кармы).

• Для того чтобы быстрее избавляться от груза кармы, воспользуемся следующим упражнением.

ЗАКРЫВАЕМ КАРМИЧЕСКИЕ СЧЕТА С ПОМОЩЬЮ ПРОЩЕНИЯ


1. Когда кто-то нам причиняет боль, стараемся его простить. Попытаемся вспомнить, когда мы могли поступить в прошлом подобным же образом. Тогда нам будет легче понять причину, почему нам кто-то причинил страдание, и принять это как то, что мы заслужили и что нам дано ради нашего обучения.

2. Вспомнив, кому мы в похожей ситуации причинили страдания в прошлом, необходимо мысленно попросить прощения у этого человека.

3. Затем даём себе обещание ни с кем не поступать впредь так, как поступил с нами данный человек и как мы сами поступили с кем-то в прошлом.

4. Даже если мы не вспомним за собой подобного проступка, всё равно мы должны прощать, поскольку наша память ограничена только рамками этой жизни. Возможно, мы вели себя подобным образом в одной из прошлых жизней.

Простив человека, мы закрываем кармический счёт. В противном случае, проявляя в ответ критику и агрессию, мы сеем новые тяжёлые и горькие семена будущих страданий, наступая на те же грабли, что и в прошлом.

(Подробное описание ТЕХНИКИ САМОАНАЛИЗА вы сможете найти в «Практике в тренировочной бухточке» к главе 9.3»).

3.2. Закон эха. Принцип ответственности за свою жизнь

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность».

Антуан де Сент Экзюпери

«В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя».

Лев Толстой

Закон зеркального отражения – разновидность закона кармы. Об этом же законе говорится в пословице: «Как аукнется, так и откликнется!». Чтобы что-то получить, надо сначала что-то отдать. Хочешь любви – начни отдавать любовь, хочешь богатства – начни проявлять щедрость и бескорыстие. А если хочется пострадать – то этого добиться проще всего – просто причиняй страдания другим!

«То, что мы хотим получить, мы должны отдавать или желать другим» это закон Вселенной. Сант Кирпал Сингх объясняет его подробнее: «Если вы хотите быть счастливыми, сделайте такими других. Если вы желаете быть благословлёнными, благословляйте других. Тот, кто причиняет боль другим, вредит сам себе. Таков Великий Закон».

Нужно понять, что когда окружающий мир нам не нравится, нам нужно изменить что-то в себе. Ведь внешний мир всего лишь отражает то, что находится в нашем сознании. Буддийская монахиня Ани Чоинг Долма об этом говорит так: «Негативные эмоции не приносят того, что вы хотите, они приносят только то, чего вы не хотите». Нам нужно просто очистить своё сознание от всего негативного, и мир начнёт нам отражать наши собственные чистоту, радость и любовь, которые мы будем находить в людях и мире.

Благодаря пониманию того, как действует закон зеркала, мы сможем принять ответственность за свою жизнь, за всё, что мы в неё притягиваем своим мышлением, желаниями и эмоциями. Закон зеркала и вытекающий из него закон «Нужно принять ответственность за свой образ жизни и свою судьбу» стимулируют нас работать в первую очередь над собой, менять свой внутренний мир и качество своего сознания. Взяв на себя ответственность за свою жизнь, мы сможем с радостью и благодарностью принимать любые трудные ситуации. Все испытания судьбы мы будем использовать для своей учёбы, тренировки и развития добродетельных качеств характера.

Также закон зеркального отражения можно назвать законом эха, действие которого показано в следующей притче.


Урок с эхом в горах (притча)


Маленькие дети с учителем были на экскурсии в горах. Во время прогулки один мальчик поссорился с другим и громко со злостью крикнул ему:

– Ты глупый!

Эхо в горах ответило:

– Ты глупый!

Другой мальчик в ответ закричал:

– Я тебя ненавижу!

Эхо повторило и его слова. Дети немного испугались грозного голоса эха и приутихли. Один ребёнок сказал учителю, что, наверное, это ругается какой-то злой дух гор, который на них разозлился.




Учитель успокоил и помирил детей и сказал, что сейчас все дети поиграют с эхом, и тогда они поймут, что эхо – доброе. Он попросил, чтобы каждый ребёнок придумал какую-то добрую фразу для эха и громко её произнёс. Дети по очереди радостно выкрикивали:

– Ты мне нравишься!

– Я тебя люблю!

– Ты – друг!

– Приходи к нам в гости!

Эхо всем отвечало, и дети были в восторге. Никто больше не боялся эха.

Учитель объяснил:

– В нашей жизни действует закон эха. Всё, что мы будем давать миру и людям, будет возвращаться к нам как эхо. Всё, что происходит в нашей жизни, – это эхо, отражающее то, что мы совершили в прошлом. Поэтому нам нужно быть в жизни очень внимательными и следить за тем, какие «подарки» мы даём другим. Как поётся в песне: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся!». Давайте споём эту песенку вместе с эхом и природой и понаблюдаем за тем, что произойдёт!

И дети вместе с учителем запели эту известную детскую песенку, даря друг другу свои искренние дружеские улыбки и наслаждаясь величественной красотой окружавшей их природы. И эхо радостно пело вместе с ними, и всем казалось, что сама Природа дарила им свою любовь и наполняла их радостью! Им улыбались Солнышко, тучки и горный ручеёк! Лёгкий ветерок в такт песне радостно раскачивал весело шумевшие деревья, а красивые птицы на ветвях радостно щебетали, подпевая детям.

Когда после экскурсии уставшие, но счастливые дети вернулись в школу, учитель сказал им на прощанье:

– Сегодня эхо и Природа преподали нам прекрасный урок! Не забывайте его! Применяйте закон эха в своей жизни и помните, что жизнь всегда лишь возвращает нам то, что мы отдаём людям и миру.

Дарите любовь, и будете любимы!

Делитесь всем, что имеете, и будете богаты!

Помогайте всем, и вам всегда придёт в нужный момент помощь!

Делайте других счастливыми – и счастье всегда будет вашим спутником!


Закон кармы: «Что посеешь, то и пожнёшь» также называется законом посева и урожая кармы. Собранный урожай обычно больше того количества кармических семян, что были посеяны. Так устроено, чтобы мы лучше поняли свои ошибки – это значит, постарались найти их причины и устранили их. Когда мы на собственной шкуре испытываем несправедливое отношение к себе, мы очень хорошо понимаем и видим недостатки других людей, а также то, какие законы осознанной жизни они нарушают. И тогда возрастают шансы, что мы вспомним собственные подобные «косяки» из прошлого. «Косяк» – слово из современного молодёжного сленга, но мне оно нравится, так как оно хорошо выражает суть совершённой ошибки. Это значит, что мы что-то сделали косо или криво, то есть неправильно, и следует это «выровнять» или исправить.

Закон эха можно также назвать правилом бумеранга, которое объяснила художница Флоренс Сковел Шинн: «Игра в жизнь – это игра с бумерангом: все наши слова и поступки возвращаются к нам с поразительной точностью». Когда согласно закону эха к нам как бумеранг возвращается то, что мы когда-то совершали по отношению к другим, и бьёт нас больно по голове, тогда мы вынуждены задуматься о причине своей боли. Тогда мы не будем, например, обвинять другого человека за то, что он нас со злостью критикует, причиняя нам боль, а увидим в нём самого себя в прошлом – далёком или близком, когда мы подобным образом мучили кого-то другого, изливая на него яд своей злобы.

Если мы выучим урок и больше не будем так поступать с другими, тогда мы отработаем определённую карму. Например, поймём важность закона «Никого не осуждать и не критиковать» и начнём применять его на практике. (Подробнее мы рассмотрим этот закон позже в главе 5.4). Со временем мы научимся видеть, что все прилетающие на нашу голову бумеранги мы когда-то запустили своей собственной рукой. А те, кто нас мучают, лишь являются инструментами кармического закона и доставляют нам наши собственные подарки, которые мы же сами и отправили себе из прошлого.

Тогда мы поймём, как применять закон «Нужно принять ответственность за свой образ жизни и свою судьбу», и будем принимать всё, что даёт нам судьба, как то, что мы заслужили, – как необходимые уроки. И тогда мы будем запускать всё меньше и меньше бумерангов в других, а вместо этого будем щедрой рукой бросать всем цветы своей любви и своего служения. И тогда к нам будет прилетать всё меньше бумерангов, и всё больше цветов! Другими словами, тогда у нас будет меньше шишек, и больше пышек! Конечно, «пышки» – в переносном смысле слова, ведь мы стремимся вести здоровый образ жизни и стараемся не злоупотреблять мучным и сладким! Для нас слово «пышки» означает любовь и всё хорошее, что приходит в нашу жизнь.

Для лучшего понимания того, что такое семена и урожай кармы, обратимся к объяснению Учителя Сант Кирпала Сингха, который даёт простую и наглядную классификацию различного рода карм человека:

«Существует три категории карм.

1. Собранные и хранящиеся карма-склады (санчита), след которых уходит далеко назад в неизвестные в прошлом воплощения.

2. Карма-судьба (пралабдха), или тот отрезок кармы-склада, который составляет теперешнюю жизнь человека. Никто не может избежать ее.

3. Карма-семена (крийяман). Эти кармы человек может совершать по своей воле как свободный деятель в период земного существования. Эта группа отличается от первых двух, так как тут человек волен делать то, что ему нравится, с некоторым ограничением. Таким образом, он либо улучшает, либо ухудшает своё будущее».

Учитель Баба Саван Сингх говорит о разновидностях кармы, используя образ сеятеля: «Эти три вида карм можно объяснить на примере фермера, который сеет семена, потом снимает урожай, часть его использует для своего потребления, а остаток помещает в склады».

Джон Кабат-Зинн говорит о том, что наше стремление следовать нравственной жизни должно основываться не на страхе за наказание, с помощью которого нас воспитывает судьба, а на осознанном выборе, который делает наше сердце: «Ты совершаешь поступок не потому, что кто-то ведёт счёт делам, и не в страхе быть пойманным и наказанным за нарушение установленных правил. Ты действуешь по велению своего сердца. Но не будет в душе гармонии, если не обяжешь себя к этичности поступков».

Практика в тренировочной бухточке

• Поразмышляем над законами осознанной жизни:

– «Как аукнется, так и откликнется!» (Закон эха);

– «Нужно принять ответственность за свой образ жизни и свою судьбу»;

– «То, что мы хотим получить, мы должны отдавать или желать другим».

• Чтобы применять на практике закон «То, что мы хотим получить, мы должны отдавать или желать другим», используем следующее упражнение.

ОТДАЁМ ДРУГИМ ТО, ЧТО ЖЕЛАЕМ ПОЛУЧИТЬ


1. Проанализируем, что мы ожидаем получать от других людей – близких, друзей или коллег по работе.

2. Начнём давать другим то, в чём сами нуждаемся, – например:

– при недостатке внимания и доброжелательного отношения дарим другим улыбки и внимание;

– если нуждаемся в уважении, проявляем по отношению ко всем уважение;

– если нам не доверяют, начинаем доверять другим;

– если нуждаемся в поддержке, заботимся о других, оказывая им поддержку и выполняя для них бескорыстное служение;

– если нам нужны доброта и любовь, дарим их сами, а для этого выполняем то, что перечислено в данном списке! Ведь дарить любовь – это значит что-то отдавать и прилагать определённые усилия для того, чтобы сделать других счастливыми, делясь своим вниманием и оказывая всем свою поддержку.

3. Составьте свой список того, что хочется получать от других, и действуйте – начните всем дарить именно это!


3.3. Любой опыт полезен: из каждой проблемы извлекаем драгоценные дары и учимся на ошибках

«Жизнь дает тебе только такой опыт, который лучше всего способствует эволюции твоего сознания. Как понять, какой именно опыт тебе нужен? Очень просто – такой, который ты проживаешь в данный момент».

Экхарт Толле

«Для мудрого человека не существует ничего, что можно было бы назвать плохим. Любая жизненная ситуация становится ступенькой для роста, при условии, что он знает, как использовать её».

Будда

«Любой опыт полезен» – таков закон осознанной жизни. Душа сама знает, какой опыт и когда ей нужно приобрести, и подталкивает нас в этом направлении. Говоря об этом, Ричард Бах использует такой красивый образ: «Облако не знает, почему оно движется именно в этом направлении и именно с этой скоростью, оно чувствует лишь побуждение».

И далее писатель объясняет, зачем мы притягиваем в свою жизнь проблемы: «Каждая проблема таит в себе бесценный дар. И ты создаешь себе проблемы – ведь эти дары тебе крайне необходимы». Робин Шарма продолжает ту же мысль: «Жизнь не всегда дает то, что ты у нее просишь, но она всегда дает тебе то, в чем ты нуждаешься».

С точки зрения йоги также нет негативного опыта, поскольку любой опыт может приносить пользу. Драгоценные дары так называемого негативного опыта – осознание нами причин своих страданий, а также мы стараемся снова не вступать в ту же лужу.

В главе 1.4 мы рассматривали закон: «Каждая проблема несёт свой дар», с которым созвучен другой закон осознанной жизни: «Ошибки – наши учителя». Главное – внимательно искать и находить эти драгоценности в каждой проблеме, чтобы исправлять свои ошибки и не наступать снова на те же грабли.

Свами Шивананда предлагает вместо слова «грех», которое несёт некий обвинительный оттенок, использовать нейтральное слово «ошибка». Он говорит об этом так: «Не существует такого феномена, как грех. Грех – это всего лишь ошибка. Грех – это ментальное порождение. Душа-младенец в процессе эволюции неизбежно допускает некоторые ошибки. Ошибки – ваши лучшие учителя.

Понятие о грехе развеется по воздуху, когда вы будете думать: «Я есть бессмертное ««Я»».

Хазрат Инайят Хан кратко выражает эту мысль так: «Грех – это топливо для костра добродетели».

Сант Кирпал Сингх поддерживает ту же идею: «Несомненно, человек часто падает, но хорошим наездником можно стать только после какого-то количества падений. Однако не лежите и не оставайтесь там, куда вы упали, это было бы плохо.

Там, где присутствует воля, там есть и путь. Всегда держите перед собой вашу цель и работайте ради неё, и тогда вас, безусловно, ждёт успех».

Главное – быть внимательным, чтобы понять урок, который нам дал пережитый опыт. Иначе ситуация будет повторяться, и, в конце концов, когда наши страдания станут невыносимыми, это заставит нас искать их причину. Французский философ Бернар Вербер объясняет это так: «То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы не усвоим урок окончательно».

Когда мы ищем причину в других или в неблагоприятных внешних обстоятельствах, мы не решаем проблему и не способны выучить урок. Экзамен жизни придётся снова пересдавать. «Искать причину проблемы в себе» – закон осознанной жизни, который следует из закона, рассмотренного в предыдущей главе: «Принять ответственность за свою жизнь». Это значит, мы понимаем, что всё происходящее в нашей жизни – результат нашей собственной деятельности – наших поступков, слов, мыслей и желаний.

Об этом говорит и современный автор книг по саморазвитию Уэйн Дайер: «Не предъявлять обвинений – это значит никогда не сваливать ответственность за то, что с вами происходит, на других. Вы можете признать, что не понимаете причины своей болезни, несчастного случая или плохого отношения к вам со стороны других, но вы должны быть готовы взять на себя всю ответственность за то, что происходит в вашей жизни.

Зачем вам это делать? А затем, что, если вы берете на себя ответственность за происходящее, у вас появляется возможность исправить свои ошибки или извлечь из них урок».


Практика в тренировочной бухточке

• Поразмышляем над законами осознанной жизни:

– «Любой опыт полезен»;

– «Ошибки – наши учителя»;

– «Искать причину проблемы в себе».

Повторим упражнение «КАК РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ, ЧТОБЫ ОБРЕСТИ ЕЁ ДАР» («Практика в тренировочной бухточке» к главе 1.4).

• Чтобы учиться находить причины проблем в себе, выполним следующее упражнение.

ИЩЕМ ПРИЧИНУ ПРОБЛЕМЫ В СЕБЕ


1. Внимательно рассматриваем каждую свою проблему, чтобы найти её драгоценный дар и извлечь для себя пользу, устраняя её глубинную причину. Для этого изменяем себя.

2. Следует искать и находить причины проблем и страданий в себе. Это то, что нам нужно изменить в самих себе, например:

– свое поведение или мышление, негативные эмоции;

– недостатки своего характера;

– отношение к травмирующей ситуации или проблемному для нас человеку;

– неправильный или нездоровый образ жизни;

– убрать какую-то вредную привычку или привязанность;

– неправильно выбранная главная жизненная цель;

– невыполнение своего предназначения и зарывание в землю своих талантов и способностей;

– нарушение законов осознанной жизни.

3. Методично работаем над тем, чтобы устранить причину проблемы. Составляем список конкретных изменений, которые нам нужно осуществить в своей жизни. И начинаем действовать!


3.4. Мы обладаем свободой воли, но несём ответственность за свой выбор

«Жизнь – это возможность; и очень жаль, если человек осознаёт это, когда уже слишком поздно».

Хазрат Инайят Хан

Главная задачка, которую нам нужно решить, – понять, кто мы и для чего живём. Пока наша душа спит, нам кажется реальным мир вокруг нас, и мы стремимся наслаждаться им. Как объясняется в первоисточниках йоги, физический мир поддерживается энергией иллюзии или Майи, которая привлекает ум, давая ему иллюзорное ощущение счастья. Используя свои органы чувств – вкус, осязание, обоняние, зрение и слух – ум попадает к ним в рабскую зависимость, привязываясь к различным видам удовольствия этого материального мира. Подобно спруту, ум выискивает повсюду своими щупальцами-чувствами разного рода наслаждения. В результате этой привязанности или страстных желаний наслаждаться чувственными удовольствиями возникают страдания.

Мудрецы Востока говорят: «У реки желания два берега – гнев и страх». Всё, что мешает осуществлению желания, вызывает гнев. Страх же возникает из-за мыслей о том, что желание не осуществится. Даже когда желание реализовалось, гнев и страх опять тут как тут! Теперь человек опасается возможной потери того, что достигнуто, и злится на тех, кто может быть причиной этого.

Такой беспокойный ум пребывает в состоянии страсти (раджаса) или невежества (тамаса) и создаёт страдания, которые притягиваются из-за воздействия закона кармы. Карму создают мысли, слова и поступки человека, а также его желания. Такое состояние сознания мудрецы называют сном наяву – из-за того, что человек видит смысл своей жизни в том, чтобы наслаждаться иллюзией этого мира, в результате чего пожинает страдания.

«Вначале сладкий вкус, потом горький» – говорят Учителя йоги о страстных людях, привязанных к удовольствиям этого мира. Например, человек любит наслаждаться пищей – он много и разнообразно кушает, в результате передает и зарабатывает болезни. Человек, слишком привязанный к сексу, истощает свою жизненную энергию и заболевает (это больше касается мужчин). Тот, кто любит излишний комфорт, ленится и ведёт малоподвижный образ жизни. Наслаждаясь бездельем, он в результате зарабатывает различные заболевания.

Йога предлагает идти по жизни другим путём под девизом: «Вначале горький вкус, а потом сладкий». «Горький вкус» – это правильные усилия и самодисциплина. В йоге этот принцип, с помощью которого развивается наша воля, называется Тапасом. (Мы рассмотрим этот принцип подробно в разделе 14 «ТАПАС – ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ВОЛИ»). Благодаря эффективной практике саморазвития наше сознание постепенно пробуждается, и мы начинаем всё больше осознавать настоящую, а не иллюзорную реальность и свою Истинную Природу. И постепенно в нашу жизнь приходит всё больше «сладкого» вкуса, которым обладает энергия любви, исходящая из нашего Высшего Сознания.

Учителя йоги считают спящими всех, у кого не открыт Глаз Души, который способен видеть истинную реальность, а не иллюзию. Но чтобы прийти к осуществлению главной задачи – познанию себя как души и единению со своим Источником, нужно также стремиться к реализации жизненно важных целей, способствующих достижению главной цели.

Эти жизненно важные цели мы рассматривали в притче «Камни и песок в банках» в главе 1.3. Напомню, эти цели таковы:

– достижение физического и психического здоровья и поддержание его на должном уровне;

– приобретение знаний о законах осознанной жизни и методах саморазвития;

– установление отношений любви и гармонии со всеми живыми существами, душами, силами Природы и Высшим Началом.

Согласно правилам Игры, мы наделены свободной волей, а это значит, нам дана свобода выбора. Например, мы как душа можем проявлять свою волю и двигаться к реализации жизненно важных целей и главной цели жизни. «Тренировка воли – способ преодоления любых проблем, развития осознанности и связи с Высшим Я» закон осознанной жизни, который мы рассмотрим подробнее позже.

С другой стороны мы также имеем право спать как душа, и тогда наша воля не используется, а вместо этого мы становимся рабами бесчисленных желаний своего страстного ума, помешанного на наслаждениях этого мира. Это называется бессознательной жизнью, так как выбор подразумевает использование воли.

Потакание же всем прихотям ума – это безвольное существование, следование по течению реки желаний между берегами гнева и страха. А впереди нас ждут пороги и водовороты кармических последствий наших эгоистических действий, окрашенных проявлениями всех наших негативных эмоций, мыслей и побуждений.

«Мы обладаем свободой воли, но несём ответственность за свой выбор» – таков закон осознанной жизни. Отсутствие воли – отсутствие выбора, хотя можно сказать, что это тоже своего рода выбор! В этом заключается наша свобода: мы имеем право писать в своей Книге Жизни любую ерунду вместо выполнения данных нам заданий или давать ложные решения и ответы.

Ричард Бах рисует такой красивый образ: «Мир – это твоя ученическая тетрадка, страницы, на которых ты решаешь задачки. Он нереален, хоть ты и можешь выразить в нем реальность, если пожелаешь. Ты также волен писать чепуху, или ложь, или вырывать страницы».

Нашу тетрадь – Книгу Жизни – потом будут проверять и ставить нам заслуженные оценки. Оценка нашей жизни определяет нашу дальнейшую судьбу:

– мы можем перейти в следующий класс – нам дадут изучать новые законы в новых, возможно, более благоприятных условиях жизни;

– мы можем остаться на второй год, чтобы проходить те же уроки в подобных условиях или худших и чтобы лучше их понять;

– нас могут поместить в более низкие классы – это путь деградации в низшие формы жизни. Эти классы предназначены для отработки душой тяжёлых долгов или для получения некоторых видов счастья, к которым стремился в своей жизни человек и для получения которых лучше всего подходят тела животных. Согласно первоисточникам йоги такая участь может постигнуть тех, для кого основной смысл жизни заключался в том, чтобы наслаждаться едой, заниматься сексом, спать, отдыхать, бездельничать, стремиться к излишнему комфорту и доминировать над другими.

Великий индийский Учитель Баба Саван Сингх также сравнивает нашу жизнь с обучением в школе: «Этот мир – это большая школа, в которую мы посланы нашим Отцом, чтобы усвоить урок, познать Истину и Реальность. В ней много классов и ступеней.

Если во время своей жизни мы выучим урок, ради которого сюда посланы, – познать себя, познать своего Создателя и вернуться в свой истинный Дом, – нас, безусловно, переведут в следующий, более высокий класс духовной сферы.

Но если вместо того чтобы учить уроки, мы позабудем то, чему научились в предыдущих классах, то есть будем вести себя подобно животным, нас отправят доучиваться в класс животных. Природа справедлива. Она даёт индивидууму ту форму, в которой он может лучше всего утолить свои желания и вожделения.

Если в человеческой форме у человека возникают такие желания, которые подходят животному состоянию, следующее его рождение будет деградацией в животную форму».

Подводя итог данной главы, сформулируем очередной закон осознанной жизни: «Мы сами пишем свою Книгу Жизни и сдаём в ней экзамены». При успешной сдаче всех экзаменов и уроков мы можем закончить школу и поступить в высшее учебное заведение, где душа проходит непосредственное обучение у просветлённого Учителя, достигшего высшего уровня сознания. По своей милости такой Учитель может нас принять в свой университет, даже если мы ещё не сдали все школьные экзамены. Учитель оказывает нам своё доверие, если видит, что мы стараемся и прикладываем должные усилия, а также у нас есть сильное желание учиться – развивать своё сознание и жить осознанно.


Практика в тренировочной бухточке

• Поразмышляем над законами осознанной жизни:

– «Мы обладаем свободой воли, но несём ответственность за свой выбор»;

– «Мы сами пишем свою Книгу Жизни и сдаём в ней экзамены».

Для практики выполним следующее упражнение.

ДЕЛАЕМ ВЫБОР – ЖИТЬ БОЛЕЕ ОСОЗНАННО!


1. Поразмышляем, действуем ли мы как душа, проявляя волю и двигаясь к реализации жизненно важных целей и главной цели жизни. Или же мы проживаем большую часть своей жизни бессознательно, следуя желаниям своего страстного ума и не думая о последствиях.

2. Принимаем решение вести более осознанную жизнь, посвящая главным целям жизни всё больше времени. Чтобы реализовать это решение, создаём конкретные намерения, которые будут задавать новый вектор нашей жизни. Воспользуемся методикой «КАК СОЗДАВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СВОИ НАМЕРЕНИЯ» («Практика в тренировочной бухточке» к главе 12.5).


3.5. Мы должны принять ответственность за свой образ жизни и свою судьбу

«Часто решительный шаг вперёд является следствием хорошего пинка сзади!».

Народная мудрость

Для того чтобы стимулировать нас меняться и развивать своё сознание, Судьба использует в качестве хорошего пинка болезни, несчастья и все другие виды страданий! «Удары судьбы стимулируют наше продвижение вперёд!» – таков закон Вселенной. Судьба может поступать по отношению к нам, как нам кажется сурово, но она действует подобно врачу, который вынужден иногда причинять боль пациенту. Однако доктор знает, что в конечном итоге, все неприятные лечебные процедуры нужны для нашего же блага – для нашего выздоровления.

Пока мы ведём неосознанную жизнь, мы все больные или пациенты Судьбы, которая нас лечит с помощью своего универсального инструмента – закона кармы. В конце концов, страдания заставляют нас искать способ, как жить так, чтобы не попадать в больницу и не проходить все болезненные процедуры, прописываемые врачами.

Мудрость заключается в том, чтобы не ждать очередного пинка судьбы или очередной болезненной операции, а начать с помощью какой-либо практики саморазвития (например, такой как йога!) прикладывать правильные усилия и двигаться к более осознанной и духовной жизни прямо сейчас! Если мы начнём двигаться достаточно энергично, то пинок судьбы или кармы нас не догонит! Об этом говорит закон осознанной жизни: «Ускоренное продвижение по пути духовности помогает избегать пинков судьбы».

Таким образом, прикладывая достаточные усилия для развития духовности или своей души, мы сможем обгонять карму, которая не будет за нами поспевать! Ведь то счастье, которое мы зарабатываем своей духовной практикой, не зависит от кармы, так как мы развиваем своё Высшее Сознание, а оно – вне кармы и над законом кармы. Наша душа самодостаточна и способна наслаждаться своей чудесной жизнью, независимой от внешних обстоятельств! А если всё-таки иногда карма нас и догонит, то это будет уже всего лишь мягкий заботливый шлепок Матери-Вселенной, чтобы стимулировать нас идти чуть быстрее к познанию своей Высшей Природы!

Воздействие на нас закона кармы постепенно приводит нас к пониманию закона осознанной жизни, который мы рассмотрели ранее: «Нужно принять ответственность за свой образ жизни и свою судьбу». Ответственность – это способность отвечать за что-то, за тот образ жизни, который мы выбираем сами. И есть лишь один человек, перед которым мы должны держать ответ, и, конечно же, это мы сами. Для этого мы должны научиться быть честными перед самими собой и быть верными самим себе как душе.

Быть честным перед собой, слушая голос совести и развивая интуицию, – это проявление принципа правдивости в своей жизни. Будучи честными по отношению к самим себе, мы способны видеть свои недостатки и работать над ними. И это несмотря на то, что большинство людей могут считать нормальным и общепринятым наше поведение, хотя оно может противоречить законам осознанной жизни. И если мы честны по отношению к себе, мы слушаем свою совесть, которая передаёт нам мудрость души, и получаем от неё нужные подсказки. Об этом говорит Хазрат Инайят Хан: «Когда изъян становится общим, это рассматривается большинством как нормальное состояние. Мы уступаем нашим ошибкам, будучи пассивны к ним.

Чтобы достичь своего идеала, человек, во-первых, должен осознать свои недостатки, а затем попытаться стать лучше, веря в то, что он может измениться».

Также нужно быть честными, искренними, открытыми по отношению к другим людям. Кроме того, следует выполнять взятые обещания – перед другими людьми, а также перед самим собой. Подробнее о принципе правдивости Сатье – мы поговорим в разделе 8.

Таким образом, мы несем ответственность за свою жизнь только перед самими собой – перед своим Высшим Я. Девиз души красиво выразил Ричард Бах: «Я разрешаю миру жить, как ему хочется, и я разрешаю себе жить, как я сама того хочу». Это называется принятием того, что нам дано судьбой или Творцом, и проявлением свободной воли.

Чтобы принять ответственность за свою жизнь, следует выполнять закон Вселенной: «Тебе надо – ты и делай!». Это означает: мы не должны ожидать, что кто-то должен выполнять за нас работу, которую нам следует сделать самим. Например, чтобы стать здоровым, нужно прикладывать усилия – заниматься спортом, йогой и вести здоровый образ жизни, а не ждать, что нам должны подарить здоровье врачи, фармацевты или бабушка-шептунья.

Если мы не прикладываем усилий, то не получим никакого результата! Если мы всё время откладываем на потом то, что нам необходимо делать, то это приводит нас к стрессам, неуверенности и тревожности. В свою очередь это усиливает привычку ничего не делать. Нужно приложить волевые усилия и сделать первый маленький шаг. Сделать начальное усилие – это самое трудное и половина успеха любого дела. Благодаря пусть небольшим, но регулярным усилиям наша воля будет постепенно тренироваться, и в дальнейшем мы сможем прикладывать всё большие усилия, будем всё больше верить в себя и достигать всё больших результатов.

В йоге такой подход соответствует принципу йоги Тапас, что означает – совершать регулярные волевые усилия и практиковать самодисциплину ради достижения своего высшего предназначения. О том, как важно применять этот принцип, а также закон «Тебе надо, ты и делай!», рассказывается в следующей притче.


Сорняки и полезные растения (притча)




Когда Учитель проходил мимо огорода ашрама, к нему обратился ученик, который в это время выдёргивал сорняки.

Он спросил своего наставника:

– Мастер, пожалуйста, объясни, почему сорняки так хорошо растут, не требуя никакого ухода, а полезные растения, которые мы сажаем, требуют так много усилий, внимания и заботы?

Учитель ответил:

– Сейчас ты сделал важное открытие: так же и в человеке легко и без его усилий произрастают его сорняки-недостатки и пороки – лень, гордость, гнев, критицизм, завистливость, жадность и другие.

А чтобы взрастить в себе полезные растения – достойные качества – такие как трудолюбие, целеустремлённость, любовь, умение прощать и просить прощения, скромность, щедрость и доброта, – требуется прикладывать большие усилия.

Также для получения хорошего урожая необходимы почва самодисциплины, полив водой духовной практики и руководство Специалиста по удалению сорняков и выращиванию полезных плодов.

Есть ещё один аспект закона: «Тебе надо – ты и делай!». Нам нужно быть внимательнее к тому, чтобы не взваливать чужой груз на себя и таким образом не мешать другим выполнять свои обязанности. Таким образом, мы будем следовать другому закону Вселенной: «Никому не мешать!».


Практика в тренировочной бухточке

• Поразмышляем над законами осознанной жизни:

– «Удары судьбы стимулируют наше продвижение вперёд!»;

– «Ускоренное продвижение по пути духовности помогает избегать пинков судьбы»;

– «Тебе надо – ты и делай!».

• Для практического применения закона «Тебе надо – ты и делай!» выполним следующее упражнение.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ИСТОЧНИК СВОИХ ЖЕЛАНИЙ И РАССТАВЛЯЕМ ПРИОРИТЕТЫ


Чтобы на практике применять закон «Тебе надо, ты и делай!», вначале следует хорошенько подумать, что же нам требуется на самом деле, чего мы хотим по-настоящему. Тогда нужно вспомнить, кто мы на самом деле – душа или разум? Исходит ли возникшее у нас желание от нашего Высшего Я с его устремлённостью к саморазвитию, сознательной жизни, любви, гармонии, красоте, вдохновенному труду на благо всех?

Или это очередной каприз нашего вечно ноющего ребёнка – эго с его бесконечными желаниями, которые никогда невозможно удовлетворить в полной мере?

Поняв природу своего желания, мы можем сделать сознательный выбор, стоит ли прикладывать усилия для его реализации или лучше направить усилия и потратить время на более достойную цель.

Хотя иногда мы можем давать своему плачущему и полному желаний ребёнку-уму небольшие сладкие презенты, чтобы наша психика не подавлялась жёстко, и процесс нашего преобразования шёл спокойно и без срывов. Однако нужно найти грань, которую нельзя переступать, идя навстречу желаниям ума, так как вредные привычки создаются чрезвычайно быстро, в отличие от полезных привычек, требующих длительных усилий для их создания.

Поразмышляем над тем, действительно ли нам нужно и полезно то, чего мы сейчас хотим, и постараемся понять, в чём же мы по-настоящему нуждаемся.

1. Вначале напишем список всех своих желаний, которые у нас есть, пока не анализируя их.

2. Далее делим лист бумаги на две части и записываем слева те из них, которые являются желаниями ума и эго, а справа – те, которые являются желаниями, а точнее, намерениями нашей души (Закон «Вместо желаний создаём намерения и действуем сейчас!» мы рассмотрим в главе 12.5).

3. Затем делаем выбор – отпускаем ненужные желания, зачёркивая в своём списке те желания ума и эго, без которых точно сможем обойтись.

4. Проанализировав оставшиеся желания из левой части списка, стараемся ослабить их интенсивность, сбив с них огонь страсти и успокоив. Благодаря этому нам не придётся затрачивать на их реализацию слишком много сил и времени, и мы сможем перенаправить свои усилия на выполнение наших настоящих задач – из правой части списка.

5. Теперь сосредоточим своё внимание на правой стороне списка и постараемся каждое из намерений души расписать подробнее. Составим план их реализации с указанием примерных сроков, когда мы собираемся начать действовать. (Позже мы сможем написать более детальный список своих намерений, освоив методику «КАК СОЗДАВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СВОИ НАМЕРЕНИЯ» из «Практики в тренировочной бухточке» к главе 12.5).

6. Для успешной реализации намеченных жизненно важных задач регулярно тренируем волю, занимаясь йогой или другой практикой саморазвития.


3.6. Чтобы освободиться от действия кармы – нужно подняться над сферой деятельности разума и стать душой

«У тебя нет души. Ты – душа. У тебя есть тело».

Клайв Синклер Льюис

«Лучший способ избежать ответственности заключается в том, чтобы заявить: „За это отвечаю я“».

Ричард Бах

«Любое действие, совершенное для осуществления высшего идеала – соединения индивидуальной души с Высшим Духом – становится йогой».

Свами Шивананда

Способ не создавать новые счета – выйти за пределы ума с его эго, за пределы сферы разума. Под влиянием эго ум считает себя действующим, думая, что всё совершает он сам. По этой причине мы несём ответственность за свои действия, слова, мысли и побуждения.

Учитель Сант Кирпал Сингх объясняет это так: «Ум действует как раб чувств и увлекается чувственными объектами, нанося себе вред. Как безрассудный сеятель кармических семян, он вынужден пожинать плоды и собирать богатый урожай в следующей жизни, и так продолжается бесконечно.

Бедная душа, благодаря энергии которой действует ум, безнадёжно и беспомощно находится на заднем плане, в то время как ум присваивает себе власть командовать храмом тела. Какое жалкое положение! Принцесса королевских кровей находится под властью хитрого обманщика, который сам является жертвой обмана сладостных песен чувств и невольно танцует под их мелодию на сцене мирской жизни».

От действия закона кармы можно освободиться, если научиться не привязываться к результату своих действий и действовать как посредник Высшей Силы. Этот метод объясняет Учитель Баба Саван Сингх: «Мы производим действия с определёнными желаниями. Эти желания куют цепи нашего будущего рабства. Таким образом, единственный путь освободиться – это действовать без желаний.

Выполняйте свои обязанности в состоянии непривязанности, без малейшей мысли о результате ваших действий. Воспринимайте всё – своё тело, ум, имущество, детей и т. д., как кредит от Бога, а на себя смотрите как на доверенное лицо, как на Его агента.

Вся ответственность за действия агента переносится на его начальника. Агент не несёт ответственности ни за какую потерю и ни за какую выгоду. Беды приходят только тогда, когда мы пытаемся присвоить доверенную нам собственность».

Чтобы наша душа смогла освободиться от закона кармы, мы также должны оплатить свои долги. Хазрат Инайят Хан объясняет: «Каждая душа имеет долги в жизни, которые требуется оплатить. Это может быть долг перед матерью или отцом, братом или сестрой, мужем или женой, или другом, или же перед детьми, расой, человечеством. Если человек не оплатит то, что должен, тогда останутся нити, внутренне связывающие его, и они будут тянуть назад.

Одним нужна забота, другим – уважение, кому-то – служение, кому-то – терпение, некоторым – прощение, а иным – помощь. Так или иначе, в любых взаимоотношениях, при каждой связи нужно платить».

Существует метод освобождения, который называется карма-йогой или бескорыстным служением. Свами Шивананда объясняет, как с помощью этого метода стать каналом Высшей Силы, чтобы на нас не действовал закон кармы: «Все, кто ищут силы, жизнь или комфорт, совершают действия со стремлением насладиться их плодами, и свою деятельность они направляют к этой цели. Плод и желание им насладиться является мотивом, вдохновляющим действие.

Стремящиеся (к освобождению) должны работать так же усердно, как и дети этого мира, но с новым мотивом; они трудятся, чтобы исполнился закон, чтобы осуществилось Божественное намерение, чтобы повсеместно исполнилась Воля Божья. Таков новый мотив, и его сила всеохватывающа; они работают для Бога, а не для отдельного «я», для целого, а не для личностных частиц.

Они предлагают себя в качестве каналов. Действуя таким образом, они не создают оковы кармы, ибо связывает только желание».

В «Бхагаватгите» также говорится о способе освобождения от груза кармы с помощью бескорыстного служения: «У лишенного привязанностей, свободного, с умом, погруженным в знание, выполняющего работу только как жертву Богу – вся карма исчезает».

«Чтобы освободиться от действия кармы – нужно подняться над сферой деятельности разума и стать душой» – таков закон осознанной жизни. Поднимаясь за пределы разума, человек осознаёт себя душой, которая видит действующим лишь своего Творца, а себя – лишь исполнителем Его воли. Такая душа называется пробуждённой, и на неё закон кармы больше не действует. Пока же душа спит, она страдает. На эту тему пошутил писатель Энтони де Мелло: «Страдание – это признак того, что вы спите. Какой признак указывает на то, что вы спите? Этот признак таков: вы страдаете!».

Фрэнсис Кинслоу объясняет, какие дары несёт познание своей Истинной Природы или самого себя: «Познание Истинного Я без всяких усилий растворяет любые проблемы и сопутствующие им страдания. Результат – внутренняя безмятежность и процветание, превосходящее любые мечты».

Выйти за пределы ума и подняться в более высокие сферы сознания возможно с помощью высших видов йоги, таких как медитация. Таков ещё один метод освобождения от оков кармы. С помощью медитации на проявления души и питающего её Источника мы постигаем свою Истинную Природу и осознаём себя чудесной сияющей душой.

Фрэнсис Кинслоу объясняет суть того, что происходит, когда мы отключаем мышление: «Чем гнев, гордыня, беспокойство, грусть и другие чувства отличаются от таких эйфо-чувств, как безмятежность, радость и блаженство? Говоря просто, возникновение чувств обусловлено какими-то причинами, а эйфо-чувства – нет.

Ты ощущаешь покой всегда, когда практикуешь внутримыслие, независимо от того, что ты думаешь и делаешь параллельно с этим. Ты можешь даже прийти к выводу, что это чувство было с тобой всегда, просто ты не обращал на него внимания. Безмятежность – естественное состояние бытия, когда ты не находишься в плену у обусловленных чувств.

Другие эйфо-чувства – это покой, радость, блаженство (или необусловленная любовь), экстаз и восторг от единства со всем сущим».

Слово «эйфо» происходит от греческих слов «прекрасный» и «истинный». Эйфо-чувства прекрасны и истинны, та как происходят от Высшей Истины, которая неизменна и постоянна.

Созревшим плодом медитации является достижение самадхи – высшей ступени йоги, когда происходит единение души с её Источником – Океаном Света, Любви и Блаженства.


Зачем нужна медитация (притча)




К Будде обратились с вопросом

– Какую пользу принесла тебе медитация?

Ответ Будды был для всех шокирующим:

– Никакой!

На удивлённых лицах задавших вопрос отразилось недоумение.

Тогда Будда с улыбкой продолжил:

– Не спешите делать выводы! Взгляните на это с другой стороны: благодаря медитации я избавился от гнева, беспокойства, угнетения, сомнений, опасений, страха старости и смерти.


Практика в тренировочной бухточке

• Поразмышляем над законами осознанной жизни:

– «Чтобы освободиться от действия кармы – нужно подняться над сферой деятельности разума и стать душой»;

– «Бескорыстное служение и медитация на внутренний Источник – методы освобождения от цепей кармы».

• Меняем мотивацию своих действий, выполняя следующее упражнение.

КАЖДОЕ СВОЁ ДЕЙСТВИЕ ПОСВЯЩАЕМ ВЫСШЕМУ НАЧАЛУ


1. Создаём намерение: каждое своё действие посвящать Творцу. Для этого стараемся всегда помнить о нашей с Ним связи, а также о том, что действует Он, а мы – лишь каналы Его Силы, Его Воли в этом мире. Конечно, это высокий уровень – уровень святых, которые способны всегда действовать как душа. Но мы должны ставить высокую планку в своей жизни, к которой будем тянуться и которая нас сама будет тянуть вверх!

2. Чтобы становиться сознательным проводником Высшей Воли, меняем мотивацию своих действий, посвящая теперь их Высшему Началу:

– когда выполняем свою работу в социуме, думаем о том, что делаем это ради блага всех душ на Земле, чтобы сделать всех счастливее;

– обучаясь чему-либо, думаем о том, что приобретаем знания ради того, чтобы как можно лучше развить и использовать свои таланты на благо всего человечества и Природы;

– выполняя свои семейные обязанности, проникнемся пониманием, что наши близкие даны нам свыше для того, чтобы мы бескорыстно им служили и развивали в себе любовь, сочувствие и все хорошие качества;

– занимаясь спортом или йогой, представляем, что делаем это ради того чтобы сделать своё тело Его совершенным инструментом, который мы могли бы эффективно использовать для служения семье, обществу, всему человечеству и Природе;

– принимая пищу, думаем, что питаем своё тело, делая его сильным и здоровым для того, чтобы оно как можно лучше работало как Его инструмент в этом мире;

– общаясь с человеком, стараемся установить с ним связь на уровне Высшего Я, что означает полюбить его, увидеть в нём все качества души, оказать ему возможную помощь и почувствовать единство с ним.

3. Составьте свой список, подобным образом расписав мотивацию своих действий, которые вы могли бы посвящать Высшему Началу. В идеале это нужно сделать для каждого своего действия, включая простые дела повседневной жизни, такие как уборка, стирка, приготовление пищи, прогулка, отдых, посещение театра или выставки и т.п.!

4. Нужно закрепить эту привычку в своей жизни, чтобы всегда помнить, что мы – лишь инструмент в Его руках, а через нас действует Он сам, Его Воля. Наша задача просто сделать себя подходящим инструментом для того, чтобы быть проводником Его Силы и Воли в этом мире. И тогда мы сможем навсегда забыть о карме!

• Чтобы прикоснуться к своему внутреннему Источнику, в течение 5—10 минут в день выполняем следующее упражнение.

СОЗЕРЦАНИЕ


Это простое упражнение приносит огромную пользу.

1. Созерцание даёт соединение с Высшей Энергией, которая становится доступна благодаря отключению тела и ума и контакту со своей душой.

2. Созерцание имеет огромный целебный эффект, так как энергия любви, которая исходит из нашего Высшего Я, – самая мощная целебная сила.

3. Благодаря созерцанию мы научимся сохранять состояние радости, покоя и любви в течение всего дня. Таким образом, в своей повседневной жизни мы также сможем сохранять осознанность, поддерживая связь со своим Высшим Я.

4. Мы обретаем мощную защиту от стрессов и обретаем способность прощать и просить прощения.

Техника выполнения созерцания очень проста.

Нужно сесть в любую позу со скрещёнными ногами или в позу «алмаза» – на пятках. Если вам неудобно сидеть в этих позах, можете просто расположиться в удобном кресле или на стуле. Желательно, чтобы спина была прямой, но в тоже время расслабленной.

Успокаиваем ум и пребываем в состоянии внутреннего спокойствия и внутренней тишины в течение 5—10 мин.

Направляем внимание на чувство покоя, радости и любви – необусловленные эйфо-чувства, проявления нашего Высшего Сознания. Можно удерживать внимание на одном из этих чувств, которое мы лучше воспринимаем. Остальные сопутствующие эйфо-чувства также появятся, так как они исходят из нашего собственного Источника – нашего Высшего Я. Если появляются мысли – не обращаем на них внимания, снова переключая внимание на покой, радость или любовь.

Те, кто занимается серьёзно практикой углублённой медитации под руководством компетентного Учителя, вместо созерцания могут выполнять свою разновидность медитации.


3.7. Причина стрессов, проблем и воздействия кармы – отсутствие осознанности

«Меня ненавидят, меня не понимают и обманывают другие – тот, кто хранит в своем уме такие мысли, никогда не сможет стать свободным от причин, вызывающих саморазрушение».

Будда

КАК ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ ПОМОГАЕТ МНЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СТРЕССЫ И ИЗВЛЕКАТЬ ДАРЫ ИЗ ПРОБЛЕМ (из моего личного опыта)


По природе я – импульсивный холерик, поэтому с юных лет для меня была актуальна тема преодоления стрессов. Из-за своего характера я часто впадал в состояние стресса, точнее, надолго застревал в этом тяжёлом состоянии, увлекаемый водоворотом стресса в тёмные пучины своего ума. Моё состояние можно было сравнить с «букетом», собранным из сорняков-эмоций, выросших на почве стресса, – такими как гнев, злоба, обида, страхи, тревоги, тоска и депрессии. Естественно, причинами проблем я считал несносных окружающих, которые мне портили кровь.

В молодости для снятия стрессов я использовал традиционные для этого возраста методы: курение, алкоголь, «травку», азартные игры, а также все другие возможные способы вести разгульную бессознательную жизнь. Но эти сомнительные методы, которые дарили мне краткие мгновения дешёвого иллюзорного счастья, не решали моих проблем в отношениях с людьми, а наоборот усугубляли их, усиливая все негативные качества моего характера. А состояние «отходняка», которым я расплачивался за свой очередной загул, ещё больше усиливало мои страдания.

Так раз за разом заканчивался провалом мой очередной побег от проблем, которые всегда приходили в мою жизнь в обнимочку со стрессами. Проблемы снова догоняли меня, и сопровождавшие их компаньоны-стрессы словно вампиры с новой силой впивались в мои мозг и сердце, выпивая мою жизненную энергию.

В возрасте 24 лет я убедился на своем опыте в верности утверждения современной медицины, что все страшные болезни – от стрессов, с которыми мы не можем справиться, а также от вредных привычек. За короткий период времени я перенёс несколько очень тяжёлых заболеваний и проводил всё это время в госпитале воинской части, в которой тогда служил. Когда я уже находился в предсмертном безнадёжном, по словам медиков, состоянии, я просто неотрывно смотрел на стоявшую рядом с моей койкой капельницу, с грустью думая о том, что с каждой каплей из меня вытекает жизнь. Я тогда ещё не знал, что это была моя первая в жизни медитация! В какой-то момент мои мысли остановились, и я почувствовал глубокий покой и умиротворение, которых ранее никогда не испытывал.

А через некоторое время я отчётливо услышал крик своей души, обращённый к моему эгоистичному уму, которым я себя считал до этого момента: «Так дальше жить нельзя! Ты должен стать другим, перестать быть бесчувственным и услаждающим себя эгоистом и начать жить осознанно!». Я как будто очнулся от колдовского сна, в котором пребывал мой разум, и пообещал своей душе и Высшей Силе, в существование которой я начал верить, что стану новым человеком и буду работать над собой.

Видимо Бог дал мне шанс, я выжил, и после столь чудесного и неожиданного для всех медиков выздоровления, ослабленный и полуживой, я начал поиски метода, который бы помог мне стать здоровым физически и психически. Меня привлекла йога, и я с энтузиазмом стал практиковать упражнения йоги и следовать её рекомендациям.

Вегетарианское питание, из состава которого исключаются продукты, связанные с энергией насилия, в какой-то степени снизило мою вспыльчивость. Также этому помогали статические и дыхательные упражнения йоги. Например, давало успокаивающий эффект глубокое дыхание. Кроме того, расслаблять тело и психику хорошо помогало такое упражнение йоги, как Шавасана – «мёртвая» поза.

Хотя злости, тревог и депрессий у меня стало меньше, но всё же мой характер изменился не так сильно, как мне бы хотелось. Пока я выполнял упражнения йоги, я не чувствовал влияния стрессов, но после занятий ко мне снова возвращались мои мучители – вампиры-стрессы, поскольку мои проблемы отношений с людьми оставались всё ещё нерешёнными.

Я продолжал свои поиски более эффективного способа работы над собой, и, видимо, на мой призыв Бог откликнулся снова. Удача мне улыбнулась, и я познакомился с методом медитации, которому в настоящее время обучает компетентный Мастер из Индии. Начав практиковать этот вид медитации с 1998 года, я ощутил настоящие перемены в своём разуме, своём характере, во всей своей жизни. Устанавливая связь со своими чудесными внутренними Светом и Звуком, я соединяюсь внутри себя с Источником покоя, радости, любви, умиротворения и блаженства. Замечательно то, что я не только наслаждаюсь этими чудесными состояниями во время медитации, но и продолжаю их ощущать в своей повседневной жизни, которая также теперь стала частью моей духовной работы над собой.

Стрессов теперь стало значительно меньше, и я их теперь не боюсь, ведь они теперь для меня – прекрасные уроки, показывающие мне мои недостатки. Во время медитации мой разум очищается от всей грязи, и иногда в какой-то момент я начинаю отчётливо слышать голос совести – голос моей души. Тогда я могу ясно увидеть причину своего стресса и своей проблемы – какой-то свой недостаток, нарушение какого-то закона осознанной жизни – и чувствую глубокое раскаяние. Когда я выхожу из медитации, я мысленно прощу прощения у человека, с которым была связана моя проблема, и начинаю чувствовать к нему тёплое отношение. Меня охватывает чувство глубокой радости: я избавился от стресса и обрёл состояние умиротворения, покоя и любви.

Теперь стрессы стали моими редкими гостями. Если иногда всё же они и навещают меня, то теперь, потеряв свою былую силу и став довольно слабенькими, они уже неспособны так сильно вонзать в меня свои вампирские клыки и мучить меня, как раньше. Их укусы теперь больше похожи на комариные! Также их попытки задержаться подольше в моём разуме обычно терпят крах – не выдерживая воздействия моих медитаций, они вынуждены спешно ретироваться.

Также я смог лучше понять закон осознанной жизни, о котором читал раньше в первоисточниках йоги: «Причиной стрессов, проблем и воздействия кармы является отсутствие осознанности – связи со своим Высшим Я». Когда поставлен диагноз, и знаешь причину болезни, с ней можно справляться. Теперь я знаю, как устранять стресс и решать проблемы! Мне нужно просто регулярно восстанавливать и поддерживать связь со своим Истинным Я с помощью ежедневной практики медитации. Таким образом, я тренируюсь на практике применять закон осознанной жизни: «Медитация – эффективный способ поддерживать связь со своим Высшим Я». (Подробнее о медитации мы поговорим в разделе 10 «Ум и сознание. Внимание и осознанность. Концентрация и медитация»). Также я стараюсь сохранять осознанность и в повседневной жизни, просто направляя внимание на внутренний неизменный покой в глубине своей души

Я заметил, что повышение стрессоустойчивости благотворно сказывается на моём здоровье, и это также не может меня не радовать. Медитация теперь для меня как ежедневный душ для очищения моих разума, ума, эго и эмоций. Также медитация помогает мне сохранять и поддерживать бодрость духа и осознанность, а также позитивное отношение к людям, жизни и…, конечно, к стрессам! Ведь в не очень привлекательной на первый взгляд обёртке из проблем и стрессов я смог найти так много драгоценных даров Вселенной и весьма действенных стимулов для саморазвития!


Практика в тренировочной бухточке

• Поразмышляем над законами осознанной жизни:

– «Причиной стрессов, проблем и воздействия кармы является отсутствие осознанности – связи со своим Высшим Я»;

– «Медитация – эффективный способ поддерживать связь со своим Высшим Я».

• Для развития осознанности постараемся применять на практике все законы осознанной жизни, рассмотренные в этой книге, а также осваиваем все упражнения, которые размещены в «Практике в тренировочной бухточке» к разным главам.


3.8. Высший закон Вселенной: закон милости, любви и прощения

«„Человек предполагает, а Бог располагает“. Это выполняется всегда, стоит человеку пойти против воли Всемогущего Бога. Поэтому путь святых в жизни состоял в том, чтобы с отреченностью искать Божественную Волю и плыть с этим большим приливом так, чтобы с выполнением их желания могло исполниться Божественное предназначение».

Хазрат Инайят Хан

Кроме закона кармы есть и другой закон – закон милости, любви и прощения. Это высший закон Вселенной, который выше закона кармы или над ним. Об этом, например, говорится в Евангелии: «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Галатам 5:18). Поэтому та душа, которая начинает вести осознанную жизнь и выполнять своё высшее предназначение, с помощью правильной практики постепенно развивает любовь к Высшему Началу и выходит из-под действия закона кармы. Такая душа больше не подвержена страданиям и наслаждается своими собственными блаженством и покоем.

Чтобы попасть под воздействие закона милости, любви и прощения, мы должны стать проводниками Высшей Воли. Сант Кирпал Сингх объясняет это так: «Когда человек становится сознательным сотрудником Божественного плана, вся его прошлая карма, все его действия стираются.

Когда есть эго, человек должен получить результаты своих поступков. Если он становится сознательным сотрудником Божественного плана и знает, что он делает то, что желает Бог, как же тогда его поступок может стать для него бременем? Это и означает спасение.

Это и называется полной самоотдачей, когда человек молчаливо жаждет: «Пусть свершится не моя воля, а Твоя, о, Господи». Такое отношение помогает человеку с лёгкостью стать Нех-карма (свободным от влияния карм)».

Чтобы вместо закона кармы на нас действовал более благоприятный для нас закон милости, любви и прощения, мы должны сами применять этот закон по отношению к другим. Это значит жить как душа, проявляя по отношению ко всем любовь и милосердие, оказывая всем помощь и поддержку.

В каждом есть искорка любви – душа, и в каждом можно обнаружить её свет. Чем душа более развита, тем больше энергии она излучает, поэтому в своей внешней деятельности она способна быть очень активной и эффективной. Наше пробуждённое Высшее Я направляет свою энергию на служение людям и миру, на творческую или духовную работу. Когда же наша душа спит, тогда наше эго присваивает себе эту ценную энергию души и растрачивает наши силы на обычную суету этого мира и погоню за миражами иллюзорных удовольствий. Но разве эти дешёвые наслаждения, за которыми с высунутым языком бегает эго, могут сравниться с высшим видом наслаждения – с любовью?!

Мир создан любовью, которая царит повсюду! Нужно лишь развивать зрение своей души, которая везде видит проявления любви! Наши открытые улыбки друг другу отражают нашу любовь и наше уважение другу к другу! Наши доверие и искренность тоже являются проявлениями любви! Наше сочувствие и наше служение друг другу – это энергия любви в действии, её применение на практике. Наше творчество – это та разновидность любви, которая стремится везде создавать красоту и радовать всех плодами своих трудов.

И даже наши ссоры и выяснение отношений друг с другом – тоже, как это ни странно, та же любовь! Мы кричим, потому что хотим быть услышанными, хотим найти взаимопонимание, хотим, чтобы нам уделили внимание. Когда другой кричит, оскорбляя и обижая нас, он говорит: «Мне нужна твоя любовь! Я так несчастен, поделись со мной хоть чем-то, хоть ласковым словом, взглядом, сочувствием, просто дай немного внимания, не будь жадным, поделись своим временем, своей любовью!»

И если мы услышим этот зов, мы скажем: «Да, мой дорогой друг, я тебя понимаю, как тебе тяжело, какие у тебя проблемы. Я открыт для тебя и искренне тебе сочувствую». И его сердце тоже постепенно откроется, а разгорячённый разум охладится прохладным чистым и таким приятным душем нашей сердечной любви. И тогда начнётся диалог двух сердец, и тема разговора будет совсем не важной, и мы оба останемся после встречи наполненными любовью и хорошими воспоминаниями. И мы станем друзьями. Ведь для души – все друзья, у неё нет врагов, она любит каждого, и она обращается к душе другого человека, а не к его разуму, поэтому она всегда побеждает своим неотразимым и безотказным оружием – любовью!


Практика в тренировочной бухточке

• Поразмышляем над законом Вселенной:

законом милости, любви и прощения.

• Для практического применения этого закона воспользуемся следующим методом.

ПРИМЕНЯЕМ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕМ ЗАКОН МИЛОСТИ, ЛЮБВИ И ПРОЩЕНИЯ


Чтобы почувствовать влияние закона милости, любви и прощения на свою жизнь, начнём применять его сами по отношению к другим.

Используя каждую возможность, начнём прощать и просить прощения, проявлять любовь и милосердие. Настоящая любовь – это практика, это труд души, это наше служение и наша поддержка других.

Действуя таким образом, мы будем действовать как душа, и в нашу жизнь несомненно придут позитивные изменения благодаря смягчению карма-судьбы Его Милостью и Прощением.