Кюринский округ (бывш. Кюринское ханство)
1. Тухум (по-лезгински и по-агульски) обнимает всех родственников без ограничения степеней, происходящих от одного предка.
2. Главою тухума не всегда считается старший в роде: в большинстве случаев главенство приобреталось и приобретается богатством, умом и другими личными качествами. Главенство, кроме почета и уважения со стороны прочих членов тухума, не соединено ни с какими признаваемыми правами, и если в редких случаях личности с сильным характером распоряжались почти деспотически своим тухумом, то в большинстве других случаев за главою тухума признавалось только право подачи совета или наставления, которых исполнение, впрочем, не было обязательно, так что неисполнивший наказывался много-много что общим неодобрением.
3. Обязанности членов тухума относительно друг друга заключались в нравственной и материальной поддержке, и то в ограниченном числе случаев, как, например, в делах по кровомщению, уплате штрафов, податей и т. п. Помощь обедневшим членам не считалась обязательною, хотя отказ в ней каждый раз осуждался народным мнением.
4. Названия тухумов ведутся издревле, большею частью от имени родоначальника; в редких случаях тухумы приобретали названия и по каким-либо случайным обстоятельствам, а есть и такие тухумы, происхождения названий которых решительно не могут объяснить. Перемена названия тухума, как и его разделение, не в понятиях народных, и если случалось, что при многочисленности тухум как бы дробился на части, то все они сохраняли общее название.
5. Названия степеней родства[53]
а) на кюринском (лезгинском) языке:
отец – баба
мать – дэдэ
сын – хуа
дочь – руш
дед – чихи-баба
бабка – чихи-дэдэ
брат (одних родителей) – хейн-сытха
сестра (одних родителей) – хей-вах
племянница (по брату) – сытха д ын – руш
племянник (по сестре) – вахан-хуа
брат (разных родителей) – дахай-сытха
сестра (одних родителей) – дахай-вах
дядя (по отцу) – ими
тетка – эмэ
дядя (по матери) – халу (в число членов тухума не входил)
тетка – хала
племянник (по брату) – сытхадын-хуа
племянница (по сестре) – вахан-руш
внук, внучка – хтул
б) на агульском языке
отец – дад
мать – бай
сын – г (д) эда
дочь – руш
дед – эха-дад
бабка – эха-бау
брат – чу
сестра – чи
дядя – а'дад
тетка – а'бау
племянник (ца) – чивхари (ра)
6. Никому отделяться по своей воле из тухума не позволялось, но тухум был вправе исключать недостойных членов. В таких случаях после обсуждения старейшими и почетнейшими членами тухума поведения изгоняемого избирался какой-либо случай многолюдного стечения народа, и здесь главой тухума публично объявлялось исключение, которое влекло за собою лишение помощи и покровительства тухума. Принятие изгнанного вновь в недра тухума могло произойти только после убеждения старейшин в его исправлении и по принесении пред ними полного и чистосердечного раскаяния.
У. Особых привилегированных тухумов, пользовавшихся наследственными правами относительно общественного управления, не было, но случалось, что некоторые тухумы (см. ниже) вследствие приобретенного общего уважения или по праву сильного наследственно поставляли своих членов на должности старшин.
8. Особенно замечательные тухумы:
а. В сел. Курах: М и р ч и а р. Из этого тухума с незапамятных времен избирался главный Курахский старшина (кёв-ха), имевший большое влияние на окрестные селения. Каким образом приобретено такое значение курахского старшины, неизвестно, но оно существовало до Надир-шаха и укреплено народным адатом.
М а н ч а р а р. Из него тоже постоянно избирались курахские старшины (в Курахе старшин несколько), но этот тухум не имел такого значения, как предыдущий.
Т а х э р. Славился богатством и способностями.
К а д и л я р. Из него до Юсуф-хана ханы избирали себе кадиев, от чего произошло и название тухума.
б. В Гёльхане: К а б у л я р. Известен по уму и способностям своих членов; из него до настоящего времени избираются старшины деревни.
в. В Ашаре: Ч и р а х л я р. Отличался богатством и храбростью.
г. В сел. Цнал: Б у р г а н-т у х у м. Постоянно пользовался почетом и расположением ханов. Во времена узденские один из членов этого тухума, по имени Халиф (в сел. Кура), по своему уму и честности пользовался таким почетом у окрестных жителей, что его постоянно приглашали для решения важных споров и тяжб. С тех пор из этого тухума постоянно избирался цнальский старшина, который даже во времена ханов пользовался влиянием на окрестные селения.
д. В сел. Хутарг: Б е й б у т-т у х у м. Предки этого тухума со времен узденских постоянно занимали места хутаргских старшин. Хутаргский старшина пользовался всегда большим почетом и влиянием почти на всю Котур-Кюру и имел право разбирать везде более важные дела.
В Архитах: К э д а г а-т у х у м, отличавшийся многолюдством.
е. В Захитах: Н е б и л я р и Р а м а з а н а р. Оба славились храбростью и занимали постоянно места старшин в этих селениях, где даже вошло в обычай отличать одно от другого по имени старшин: Захит-Неби, Захит-Таирбек.
ж. В сел. Цмур: М е л и ш а р. Родоначальник этого тухума, Мелиша, в молодости был известен как знаменитейший вор; говорят, будто по этому обстоятельству Сурхай-хан постоянно назначал из этого тухума судей по воровским делам.
з. В сел. Кабир: К у р у д ж н а р. Славился в былое время храбростью и смелостью (в особенности в деле воровства). Из этого тухума происходит настоящий котур-кюринский наиб Али-Хаджи-Нурали-оглы.
К а з а г л а р. Ведет начало со времен Надир-шаха от некоего Казаха, который пользовался большим уважением у шаха. С тех пор члены этого тухума весьма часто занимали общественные должности.
и. В сел. Хпик: Ц а х а р. Из него до настоящего времени избираются старшины этого селения.
й. В сел. Бутхент: С а л м а н а р, он же Ш е й д а я р, теперь почти исчезнувший. С древних времен пользовался большим уважением в народе, хотя никто не помнит, какие именно обстоятельства доставили тухуму такое уважение. Известно только, что и ханы жаловали этот тухум.
к. К а р т а с л я р – в двух Картасах, Испике и Касумкенте (в последнем более известны под именем Ягубханар) – выходцы из Карса, отчего и получили название: Карсляр, изменившееся впоследствии в Картасляр. Тухум этот весьма многолюден и в былое время был очень силен. Народная память сохранила имя Рза-хана, который во время нашествия Надир-шаха, когда этот последний забрал в плен арахских евреев, бывших раятами Рза-хана, отправился один к Надир-шаху и этою смелостью так расположил его к себе, что добился освобождения своих раятов.
л. В Маграмкенте: М а н а т а р, или М а л а т а р – выходцы из турецкого местечка Малатия, от чего произошло название тухума. Известен умом, ученостью и благочестием.
м. В Верхнем и Среднем Стале: П и р л я р, по-лезгински П е р е р. Пользуется издревле правами наследственной святости, подтвержденными неоднократно грамотами персидских шахов и турецких султанов, до сих пор тщательно сберегаемыми.
н. П е р е р в сел. Гильяр (не имеет ничего общего с предыдущим). Прежде очень сильный тухум, известен был ученостью и считался таким же святым, как и стальский.
9. До ханов селения управлялись старшинами (по-лезгински кёвха), избиравшимися обществом преимущественно из одного какого-либо рода (см. выше, в исчислении тухумов). Обязанности старшин заключались в наблюдении за порядком и в разборе споров и жалоб в своем селении, и в последнем случае они должны были призывать для разбирательства нескольких почетнейших стариков (аксакалов). По решениям таких судов старшины могли штрафовать виновных и даже разорять их дома. С течением времени старшины селений Курах, Хутарг и Цнам приобрели такое влияние на прочие селения своих магалов, что им единственно предоставлялось право разбора более важных дел, как, например, кровных, по увозу девушек и т. п. Время от времени они объезжали окрестные селения и вместе с аксакалами творили суд и расправу Старшины никакого вознаграждения за свою службу не получали, исключая старшин трех названных селений, которым при примирении кровных врагов убийца или виновный давал по одному быку. Исполнители и глашатаи решений старшины – чоуши, также избиравшиеся обществом, получали вознаграждение, или заранее определенное общественным
приговором, или же смотря по щедрости каждого хозяина дома. Вообще же содержание чоушей производилось натурою: зерном, мукою, медом, сыром. Для решения дел по шариату в каждом селении существовали муллы, избиравшиеся обществом из грамотных людей. Некоторые из них получали зекат, другие же из мулл пользовались только известной частью при разделе имущества между наследниками.
Такой порядок сельского управления хотя и был ослаблен при ханах влиянием поставляемых ими назырей, а впоследствии наибов, но существовал почти неизменно до Юсуф-хана, который не только отнимал права у курахских, цнальских и хутаргских старшин, предоставляя их иногда старшинам других селений, но часто назначал старшин в селения по своему усмотрению (до него ханы только утверждали избранных обществом) и вообще обратил старшин в простых исполнителей своих и наибских распоряжений.
10. Обсуждение дел, касавшихся целого селения, происходило на общей сходке, собиравшейся обыкновенно возле мечети. Дела решались большинством голосов, но по большей части случалось так, что сильные влиятельные тухумы брали верх. Более важные дела, относившиеся до целого магала, обсуждались собраниями выборных от каждого селения. Собрания эти, куда, впрочем, не возбранялось приходить и всякому желающему, происходили в известных, освященных обычаем местах, а именно: курахцы собирались на площадке выше сел. Курах, называемой «Ярги-Келядых» («Высокая башня»); котур-кюринцы – у родника возле дороги из сел. Цнал в сел. Захит, на месте, называемом «Руат»; гюнейцы, картасцы, сталчелейцы и гёгджинцы – на горе Каляк. Со времен ханов собрания эти прекращаются.
11. Евреи кюринские – переселенцы из табасаранского сел. Карчаг. Обыкновенно подчинялись властям, какие существовали в местах, где они селились. Для решения же дел между собою евреи избирали старшину – насси и высшего духовного учителя и судью – доян. В прежнее время доян был один для всех евреев – в Дербенте; впоследствии же, когда численность евреев увеличилась, нашли необходимым избрать еще одного дояна в Араге.
Южная Табасарань[54]
1. Род, фамилия – во всей Табасарани называется тухум, под которым разумеется то же, что и в Кюринском ханстве.
2. Главою тухума считается старший летами. Права и значение его те же, что и в Кюре.
3. Отношение членов тухума друг к другу, как в Кюре.
4. Название тухума ведется издревле и происходит или от имени предка, или делается по его ремеслу, занятию, должности, качествам, по месту происхождения и по другим обстоятельствам. Происхождение же имен некоторых тухумов совершенно неизвестно. Перемена названия тухума ни разу не встречалась.
5. Названия степеней родства на капганском языке:
отец – аба
мать – паб
дед – аху-аба
бабка – аху-паб
сын – бай
дочь – рыш
внук, внучка – хтул
дядя (по отцу) – э(ое)ми
тетка (по отцу) – э(ое)ма
дядя (по матери) – халу
тетка (по матери) – хала
брат (по матери) – чфи, чу
сестра (по матери) – чи
племянник (ица) по брату – чу-чум-бай, чучун-рыш
племянник (ица) по сестре– чи-чиы-бай, чичин-рыш
двоюродные братья, сестры– эмичин-бай, – рыш халу-бай, – рыш
6. Выделение из тухума было невозможно, но тухум пользовался правом изгнания недостойного члена, что производилось таким же образом, как и в кюринских тухумах. Впрочем, в Табасарани существовал адат, по которому всякий недовольный своим тухумом забирал свое имущество и отдавался под покровительство майсума, кадия или какого-либо сильного тухума (по местному выражению: на жизнь и на смерть; нечто вроде кабалы); отделившийся таким образом хотя и пользовался своим имуществом, но не мог его отчуждать, и в случае его смерти без наследников мужского пола имущество поступало в пользу покровителя. Наследники оставались в тех же отношениях к покровителю. Изгнанные из тухума тоже прибегали к этому адату.
7. Смотри ниже, в ст. 8.
8. Замечательнейшие тухумы:
а) В сел. Хив: С е й д а р, получивший название от имени предка Сеида, бывшего первым старшиной из этого рода. Этот тухум постоянно сохранял право наследственного занятия должности старшины в сел. Хив, был в большом почете во всей Табасарани и имел громадное влияние не только на общественные дела, но даже и на выбор кадия.
б) В сел. Кувык: М о л л а л я р. Славился ученостью.
в) В сел. Кандык: А х с а к а л л я р. Постоянно занимал места старшин в селении.
г) В сел. Ляхля: Ч и г а р (он же К е в х а л я р). Из него избирался всегда старшина этого селения.
д) В сел. Хирдаг: Ш и х а р. Почитался по своему происхождению от шейха.
е) В сел. Зильдик: П и р а р. Пользовался правами патентованной святости.
ж) В нижнем Яраке: Б а ч н а р, называвшийся по имени предка; славился умом и храбростью.
з) В сел. Куркент: Л е г е р а р и.
и) В сел. Нютюг: К у р а р; выходцы: первый – из кубинской деревни Легер, а второй – из кюринского сел. Кура; оба известны были по богатству, хлебосольству и уму.
9. То же, что и в Северной Табасарани.
10. То же.
11. В пользу майсума и кадия со стороны народа делались ежегодные взносы, а именно:
Майсуму давали деревни Нитрихского магала по 1 саба пшеницы с дыма; деревни Дырча – и Сувак – магалов по 1 киле пшеницы и по ложке масла с дыма.
Кадию с поименованных магалов полагалось то же, что и майсуму; сверх того северотабасаранский магал Харах давал ему по 2 кили пшеницы и по ложке масла и магал Кухурик по 3 кили пшеницы и по ложке масла с дыма. В раятских же деревнях платили кадию или майсуму душарлык и отбывали натуральные повинности.
Записывал со слов курахца Кёлди-Османа, кабирца Хаджи-Нуралия, хутарща Хаджи-Сеида, цнальского Аббил-Эфе-ди, сеидкентского Кёлхи-Газара, мамрашского Султана, наибов котур-кюринского Али-Хаджи-Нурали-оглы и табасаранского Мирза-Гассана-Абдулла-Эфенди-оглы и нескольких стариков анул-кошанцев и табасаранцев.
Алексей Цветков.
29 января 1869 г.
ЦГИА ГрузССР, ф. 416, оп. 4, д. 17, лл. 1–5.
Датируется 1869 г.
Автор – Алексей Цветков, окружной медик Кюринского округа. Других сведений о нем обнаружить не удалось.