Система управления безопасностью полетов (CRM)
Первое правило управления ресурсами экипажа (CRM)
Для того чтобы управлять ресурсами экипажа, ресурсы нужно как минимум иметь.
Ошибка
Ошибка – это разность между ожиданием и результатом.
Промах
Промах – это неправильная реализация правильных намерений.
Упущение
Упущение есть разница между планом и его исполнением.
Хороший руководитель
Хороший руководитель – тот, кто может простить подчиненному свои ошибки.
Лидер
Лидерство – это бремя. Тот, кто считает иначе, никогда не будет лидером. Разве что начальником.
Градиент авторитета
Градиент авторитета есть величина обратно пропорциональная вероятности действительно услышать вопрос после фразы: «Вопросы есть?!»
Состав экипажа
Два члена экипажа лучше, чем один: в этом случае есть кому поставить под сомнение ошибочное решение капитана.
Два члена экипажа лучше, чем три и более: в этом случае не может образоваться критическая масса ошибочного мнения лиц, не несущих ответственности за принимаемые решения3.
Навыки
Навыки это кирпичи в здании, которое зовется «умение».
Управление безопасностью полетов
Управление безопасностью – когда решения принимаются до авиационного происшествия, чтобы его не допустить, а не после, чтобы не повторить.
Факторы, влияющие на безопасность полета
Перечисляя факторы, влияющие на безопасность полета, помни, что все они «во-первых», независимо от их количества.
Летные законы
Не пишите летные законы кровью. Используйте здравый смысл.
Управление рисками
Способность определить опасность до того, как она стала причиной.
Обеспечение безопасности полетов
Безопасность полетов начинается с желания выполнить полет безопасно. Приоритет желания обеспечить безопасный исход полета не компенсируется ни профессионализмом, ни надежной техникой, ни благоприятными погодными условиями.
Если ты в текущем полете, вместо задачи выполнить безопасно этот полет, ставишь задачу подготовиться к возможным неприятностям в будущих полетах, ты должен быть готов к тому, что будущих полетов может не быть из-за неприятностей в текущем полете.
Надежный пилот
Безопасно летает не тот, кто хорошо умеет летать, а тот, кто правильно свое умение оценивает.
Авиационный язык
Авиационный язык – это не английский, французский или русский язык. Авиационный язык – это язык, понятный всем членам экипажа.
Правила работы с бортовым компьютером (FMS)
Первое правило работы с бортовым компьютером
Ты умнее компьютера
Второе правило работы с бортовым компьютером
Компьютер считает лучше тебя
Третье правило работы с бортовым компьютером
Компьютер ошибается реже тебя
Вывод из правил работы с бортовым компьютером
Если к тебе относится первое правило, то ты чаще пользуешься вторым и третьим правилом.
Принцип взаимодействия «человек – компьютер»
От дурака защиту сделать можно. От умного защиты не бывает. Следствие: тем хуже для умного.
FBW (ЭДУ)
Если на всех предыдущих самолетах устанавливался бортовой компьютер, то FBW предполагает присоединение к компьютеру необходимых элементов самолета.
Бортовой компьютер
Как хорошо, что компьютер не способен на эмоции, иначе бы мы узнали о себе сто-о-олько интересного.
Несовершенство мозга человека есть самое большое его преимущество над компьютером.
Существует много способов безопасной перезагрузки компьютера и только один небезопасный, именно он чаще всего и используется.
Чем совершеннее компьютер, тем сложнее на нем перемножить два однозначных числа.
Аварийные процедуры
Основное правило действий в аварийной ситуации
Не торопись.
Разъяснение к основному правилу действий в аварийной ситуации
Ошибочные, но быстрые действия более опасны, чем правильные, но медленные.
Дополнение к разъяснению к основному правилу действий в аварийной ситуации
Спешка всегда повышает вероятность ошибки.
Второе дополнение к разъяснению к основному правилу действий в аварийной ситуации
Необходимая быстрота выполнения аварийных процедур достигается только тренировкой на тренажере и тщательной подготовкой к каждому полету.
Аварийная эвакуация
Лучше пожалеть о том, что начал аварийную эвакуацию, чем сожалеть о том, что не сделал этого.
Первое правило подготовки к действиям в аварийной ситуации
К действиям в аварийной ситуации обязательно нужно быть готовым перед тем полетом, в котором аварийная ситуация может иметь место.
Примечание к первому правилу подготовки к действиям в аварийной ситуации
Аварийная ситуация может иметь место в любом полете.
Второе правило подготовки к действиям в аварийной ситуации
Если ты принял решение лететь, то должен быть в состоянии справиться в любой аварийной ситуации.
Дополнение ко второму правилу подготовки к действиям в аварийной ситуации
Настоящий профессионал – это тот, кто в аварийную ситуацию не попадет.
Второе дополнение ко второму правилу подготовки к действиям в аварийной ситуации
Желание не попасть в аварийную ситуацию само по себе уменьшает вероятность попадания в такую ситуацию.
Третье правило подготовки к действиям в аварийной ситуации
Уверенность, что тебе это по силам, – половина успеха.