ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ МНОГОУКЛАДНОСТИ И ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1. Перспективы возрождения устойчивых экономических отношений в современном рыночном пространстве
Россия стоит на пути духовного возрождения. Это выразится в переориентации центра тяжести общества от материального эгоизма на живую нравственность, распространении сугубо внутренней религии открытого, любящего сердца, которая вдохнет новый животворящий импульс в православие, ислам, буддизм, обеспечит их содружество, но без слияния в единую религию с потерей своих исторических лиц, столь необходимых разным народам. Распространятся новые философские идеи, приоткроются многие тайны мироздания, возникнет цепная реакция открытий в естественных науках, колоссальный рывок сделает техника и технологии.
Для духовного возрождения России имеются достаточные предпосылки. Чтобы их уяснить, нужно обратить внимание на нижеследующие моменты.
Во-первых, духовная религиозная сила никогда не угасла в русском народе. Но она была ложно направляема. Даже в условиях тотального обогащения определенного слоя русских, наблюдается религиозное рвение, служение личному богатству в качестве аналога Бога. Для русских /и россиян в целом/ наиболее характерно не стремление к богатству как таковому, а жажда признания своей личности другими людьми, социумом в целом, через достигнутое личное богатство» Отсюда показное роскошное потребление, в отличие от обогащающихся иностранцев, ведущих сравнительно экономную жизнь и инвестирующих деньги в рост.
Во-вторых, духовная религиозная сила принесет свои благие плоды лишь после того, как исчерпаны, изжиты все всевозможные варианты искажения и извращения идей, первоначально исходящих из Духа. Действительно, Россию уже не соблазнить ни марксистским коммунизмом, ни прозападным капитализмом, В то же время русский народ не может жить без живого духовного стержня. Вскоре он проявится, найдя адекватные себе формы, выражения. Западные страны, как и Россия, тоже уже изжили все социальные иллюзии и утопии. Но в отличие от России, в них уже нет той духовной пассионарной силы, которая способна обеспечить прорыв в новое духовное качество. Подобная духовная сила в избытке наличествует в странах третьего мира, однако эти страны еще не изжили многих социальных обольщений, в связи с чем их духовная сила может быть дезориентирована фанатизмом, межрелигиозными и межэтническими противостояниями и конфликтами.
Во всем западном мире, в последнее время и в России, усиленно нарастает криминализация общества, вплоть до того, что на горизонте уже маячит воцарение криминалократии. Иного не может быть в обществе, где высшей, доминирующей силой являются деньги, где существует болезненная двойственность, проявляющаяся в официальных институтах власти, с одной стороны, и теневым воздействием на чиновников при помощи денег и террора – с другой. Теневое воздействие постепенно набирает силу и в конечном итоге ставит под полный контроль все сферы власти и СМИ. Так воцаряется криминалократия.
Преодолеть сползание к криминалократии можно только на основе нравственного, духовного возражения общества, преодоления его болезненной двойственности и теневой инспирации. Это можно сделать только при приходе к власти лидеров, способных вести открытую игру, залогом чего является преследование ими целей, которые нужно не скрывать, а напротив – пропагандировать и разъяснять.
Нравственное возрождение России, которое в ближайшие годы совпадает с кардинальным изменением вектора материальной выгоды /силовые структуры, в том числе спецслужбы, для самосохранения и предотвращения краха государства вскоре развернут тотальную борьбу с преступностью так, что бороться с криминалитетом и конфисковывать накопленные им ценности станет более выгодным, чем наживаться преступным путем/ позволит нашей стране ликвидировать угрозу воцарения криминалократии, кардинально улучшить правопорядок.
Удается ли это сделать странам Запада? Без отказа от культа наживы – нет. Но именно культ наживы в последние годы, в сочетании с идеологией тотального либерализма, открывающего все шлюзы самой разнообразной преступности, начинает все более доминировать в общественном сознании Запада, оттесняя на второй план традиционные христианские ценности. Движущей силой этого процесса на Западе являются деньги: богатые хотят платить возможно меньше налогов, а потому финансируют распространение теорий тотального либерализма, предполагающего дешевое, хотя и антисоциальное государство; обогатившаяся преступность хочет легализоваться, финансируя криминализацию общественных идеалов и нравов.
Подъем экономики России начнется лишь после изменения политико-экономического курса, осуществляемого по сценарию МВФ, Так называемая жесткая финансовая политика, имеющая в своей основе усиление диспропорции между оценкой товарной массы и явно недостаточным количеством денег /резко сокращает спрос и тем самым удушает производство, что камуфлируется ложью о том, будто причина инфляции в избытке денег у населения в то время как главная причина российской инфляции – в перераспределении общей массы денег в стране в процессе первоначального накопления капитала в пользу спекулятивно-посреднических и криминальных структур, чьи доходы эквивалентны примерно 2/3 розничных цен всех товаров и услуг, что подтверждает и факт стремительного роста российских цен не только в рублях, но и долларах/.
Когда РОССИЯ начнет развивать экономику за счет внутренних инвестиционных ресурсов, стабильно встанет на путь процветания, в страну потечет иностранный капитал производительной направленности, в отличие от притекающего в настоящее время спекулятивного финансового капитала, стремящегося за каждый доллар портфельных инвестиций выкачать из страны ценностей на сотни долларов. Выбор между капитализмом и социализмом, навязываемый примитивной пропагандой, камуфлирует существо проблемы.
Во-первых, существует два вида капитализма. Есть капитализм предпринимательско-производительный, обогащающий капиталиста в качестве доли от обеспечиваемого им обогащения всего общества. Такой капитализм нужно приветствовать, В России распространяется главным образом не прогрессивный капитализм, а финансово-посредническо-криминальный капитализм компрадорской ориентации, связанный с формированным обогащением узкого социального слоя не просто за счет перераспределения созданных народом богатств в свою пользу, но и путем катастрофического разбазаривания богатств страны. Капитализм такого рода следует признать преступным.
Во-вторых, социализм тоже бывает двух типов. История являет нам как догматически идеологизированный, насильственно насаждаемый тотальный социализм, так и социализм разумный, проявляемый в самых разнообразных формах на почве социально ориентированного государства и народного самоуправления.
В будущей России постепенно сформируется смешанная социально-экономическая система, вбирающая в себя лучшие черты прогрессивного капитализма и разумно-гуманного социализма, соединяющая эти черты в единое целое вокруг стержня национально-государственных интересов страны. При этом в политической системе будет постепенно складываться оптимальный баланс между интересами личности, коллективов, государства, общества в целом.
Прозападные "демократические" партии и движения, приведшие страну к краю пропасти, не имеют в России будущего. Национально-патриотическая переориентация политико-экономического курса неизбежна. К этому толкают несколько факторов.
Во-первых, экономическая модель МВФ не позволяет России на должном уровне финансировать армию и спецслужбы, без чего правители не смогут удержаться у власти.
Во-вторых, общественному сознанию все яснее становится бесперспективность проводимого курса, что, в сочетании с растущей обеспокоенностью за судьбы детей, подготавливает резкую смену вектора развития.
В-третьих, в стране вызрела критическая масса, обладающая для изменения курса достаточной силой / военные; патриотически настроенные граждане во всех сферах народного хозяйства, вбирающей в себя, помимо прочего, силы 25 млн. русских, подвергаемых геноциду в странах СНГ; несколько миллионов предпринимателей, которым сначала позволили обогатиться, а потом перекрыли кислород, оставив возможность дальнейшего обогащения лишь для наиболее крупных хищников; директорский корпус, сначала подкупленный приватизацией, а потом поставленный в искусственно созданные условия банкротства с тем, чтобы приватизированные предприятия скупил за бесценок иностранный капитал/.
Итак, Россия вплотную приблизилась к новому витку своего развития, когда в глубине системного кризиса вызрели силы, способные сменить вектор спада на подъем.
Смена курса будет происходить в ожесточенной борьбе, страну ждут серьезные испытания. И тем не менее, понеся большие материальные потери /распалась великая держава – СССР, каждый год население сокращается на I млн. человек, производство упало более чем наполовину, производительные инвестиции заморожены, удушаются сфере науки, образования, культуры/, Россия вступит в XXI век на векторе подъема, излечившись от тех болезней, которые изнуряли ее на протяжении XX столетия. Великая Россия будет восстановлена в границах близких к прежним, так как народы бывших союзных республик, будучи экономически недееспособными без российских энергии и сырья, при разорванности прежних хозяйственных связей, сами потянутся к России, вступившей на путь процветания.
Главное – выздоровление духа, просветление сознания» Тогда материальные потери будут с избытком компенсированы, Россия многое потеряла в материальном плане за годы перестройки и радикальных деморыночных реформ, но зато прочно встала на путь духовного прозрения.
Провидение, святые России простерли над ней свое невидимое покровительство, допуская уроки страдательного очищения, но не позволяя стране погибнуть.
В то же время будем помнить народную мудрость: "На Бога надейся, но сам не плошай". Как в дальнейшем конкретно раскроется узор российской истории во многом зависит от всех нас. Даже один, внешне не выдающийся человек, может в критическую минуту равновесия чащи исторических весов своим поступком перевесить ее в ту или иную сторону.
Все идеологические и политические силы, называющие себя демократами, в той или иной форме разделяют теорию так называемой догоняющей цивилизации, когда России отводится роль догонять Запад по абсолютно всем параметрам, соответственно, не ломая голову копировать западный опыт, демонтируя до основания все советское наследие и строя заново /на пустом месте?/ подобие западного общества. При этом оставлен в стороне глубокий системный кризис переживаемый западной цивилизацией /потребительское общество с главным мотивом накопления капитала ведет к разрушению биосферы планеты, следовательно к гибели человечества, к духовному вырождению личности/, тот факт, что при отставании от Запада по ряду параметров, по другим параметрам СССР превосходил Запад. Кроме того, западную цивилизацию вовсе не следует догонять по уровню преступности, наркомании, сексуальных извращений и т.п.
Многие научные достижения и технологии в СССР на порядок превосходили свои аналоги в странах Запада, хотя и были сконцентрированы в ВПК.
Допустим, абстрагируясь от всех этих моментов, что Россия действительно будет развиваться в русле передовых западных стран. При этом зададимся вопросом, в чем именно состоит такое развитие. Постиндустриальное общество вырастает на базе преобразования индустрии при помощи информатизации, наукоемких технологий, наращивания научно-образовательного комплекса, превращаемого в главный приоритет развития. Имея все это в виду, а также помня, что научно-образовательный комплекс создается и формируется в течение многих поколений народа, и что СССР по критериям развитости научно-образвателього комплекса не только не относился к странам третьего мира, но и вполне мог конкурировать с любой западном страной, в том числе и с США, рассмотрим ситуацию складывающуюся в России с позиций перспектив постиндустриального общества.
Расходы бюджета на науку /в постоянных ценах/ за десятилетие радикальных экономических реформ уменьшились в 16 раз. В наибольшей степени недофинансирована экспериментальная база: уникальное оборудование, исследовательские полигоны, научный флот и др. По уровню заработной платы наука занимает предпоследнее место, уступая лишь еще более бедствующей культуре. Уровень зарплаты в сфере образования несколько выше, но тоже на одном из последних мест. При этом не может быть речи не только о достойном вознаграждении и стимулировании лиц, занятых генерированием и распространением знаний, и о привлечении в научно-образовательный комплекс талантливой молодежи, но и даже выживание на грани минимальных физиологических потребностей работников этого комплекса поставлено под вопрос.
В результате за годы шокотерапии численность работников в науке и научном обслуживании сократилась в 3,5 раза. Кадры в сфере образования/ прежде всего в высшей школе/ еще как-то удерживаются, но основные трудности все еще впереди. МВФ, по сценариям которого до сих пор формируется российский бюджет, рекомендовал России сократить число вузов до 50, т.е. примерно в 16 раз. Быстро увеличивается число детей, не получающих среднего образования, которое успело стать всеобщим для подрастающего поколения в советский период. Из России уже эмигрировало более 300 тысяч ученых и квалифицированных специалистов.
Наука не только посажена на голодный бюджетный паек, но и удушается налогами в случае нахождения источников самофинансирования, что сделать крайне непросто в условиях деиндустриализации страны, замораживания производственных инвестиций, скупки иностранцами результатов российских НИОКР по ценам в сотни раз ниже мировых, не говоря уже о разбазаривании и разворовывании российских научных разработок. Продавать за бесценок результаты своего труда ученые вынуждены ради спасения от голода. К сказанному приводим примеры.
Курчатовский институт ядерных ФИЗИЧЕСКИХ исследований финансируется из бюджета всего на уровне 20 % своих затрат. В 1993-1994 г.г. ученые сумели найти зарубежных заказчиков и кое-как просуществовать. Но в 1995 г. все полученные институтом валютные доходы перевели в рубли по биржевому курсу текущего года и потребовали с полученной суммы уплатить налоги. И это в условиях, когда институт практически не имеет прибыли, едва сводя концы с концами. Известно, что в институте действует ядерный реактор и его эксплуатация стоит очень дорого. Демонтаж и вывоз реактора из Москвы тоже стоит большых денег. Средства из бюджета ни на то, ни на другое не выделяются. В итоге над Москвой нависла угроза нового Чернобыля.
В районе Серпухова /Московская область/ ускоритель, с целью нейтрализации воздействия радиации, упрятан глубоко под землю. С использующего ускоритель исследовательского центра взимают… налог на недра, будто там добывают нефть, золото или алмазы.
Кое-кто может подумать, что во всех подобных случаях имеет место кретинизм. Ничего подобного. За всеми этими абсурдами скрыта хорошо продуманная политика. Многочисленные научные учреждения с советских времен обладают дорогостоящей недвижимостью и занимают ценнейшие участки земли. Если эти учреждения искусственно обанкротить, то исполнительная власть сможет их продать за бесценок плюс взятку новым русским или иностранцам, которые запустят всю бывшую научную недвижимость в спекулятивный оборот и она превратится в коммерческие офисы, отели, бары, казино и т.п.
Невозможно оспорить тот очевидный факт, что шокотерапия уничтожает ускоренными темпами прежде всего науку и образование, а также их технико-технологическую базу в виде машиностроения и приборостроения, где объем производства уже упал не на 55 %, как по всему народному хозяйству, а на 80 %.
Ускоренное разрушение научно-образовательного и индустриального потенциала страны свидетельствует о том, что России навязан курс не в русле развития передовых стран Запада, а в русле экономической деградации и дебилизации подрастающих поколений, к тому же с подрывом здоровья нации. Так, более 50 % детей уже страдает серьезными заболеваниями. В последние годы смертность превышает рождаемость, и население России ежегодно сокращается самым драматическим образом. С учетом превращения страны в свалку отходов со всего мира, дальнейшего снижения жизненного уровня основной массы населения в условиях шокотерапии, этот процесс будет все более нарастать, если, конечно, кардинально не сменить политико-экономический курс. Важно понять, что разрушение научно-образовательного потенциала страны является не следствием ошибок и недосмотра властей, но неотъемлемой составной частью избранного политико-экономического курса.
Что еще кроме денег и власти способно повлиять на выработку политико-экономического курса страны, социальную политику государства? Только духовно-культурный стержень, способный консолидировать российское общество. Существует ли идея, способная объединить весь народ страны в единый организм, идея, без которой он либо раскалывается на враждебные друг другу группировки, либо превращается в толпу, манипулируемую через СМИ теми, у кого в руках власть и деньги?
Недостатка в высоких, разумных идеях самих по себе в России нет. Однако речь идет именно о такой из них, которую приняли бы все честные и здравомыслящие граждане России.
Может ли быть таковой идея возрождения страны на основе Православия? При всем нашем положительном к нему отношении, мы вынуждены констатировать, что нет, так как в России миллионы граждан исповедует ислам, буддизм, другие религии, не говоря уже об атеистах.
Но тогда может быть идея очищенного от догм социализма и коммунизма, впитавшая в себя перспективы третьего тысячелетия, способна объединить в единое целое народ? Увы, при всем уважении к идее социального рая, мы вынуждены констатировать неосуществимость такой перспективы в том числе и потому, что вышедшие за рамки марксизма-ленинизма социалистические и коммунистические идеи превращаются в целый букет трудно согласовываемых друг с другом концепций.
Еще меньше шансов объединить общество имеют идеи либерального капитализма, сводимые в их практической реализации к копированию внешних сторон западного образа жизни для явного меньшинства населения и беззастенчивому грабежу и эксплуатации с его стороны подавляющей массы населения.
А как насчет идеи российской государственности или идеи процветающей России? Вне всякого сомнения, это великие, плодотворные идеи. Однако тут же возникает вопрос, в чем конкретно заключается созидательная сила российской государственности, к чему сводится процветание России? И однозначного ответа на эти вопросы у различных слоев населения мы не найдем.
И все же существует духовно-культурный стержень, одна единственная идея, которая могла бы объединить росколотое российское общество. При этом под такой идеей мы понимаем определение направления развития России, принимаемое в качестве безусловной ценности сознанием ее народа.
Задумаемся: идея определяющая направление развития. Но как только мы попытаемся определить его вектор исходя из стандартного подхода /православная монархия; догоняющее Запад общество, берущее его как образец; обновленный социализм и пр./, мы тут же неизбежно попадаем в тупик духовного объединения народа достичь не удается. Если же направление развития определить иначе, не исходя из того, к чему двигаться, а основываясь на том, в кого будут превращаться участвующие в движении люди, то проблема предстанет совсем в ином свете.
Будут ли граждане России становиться нравственнее, воспитаннее, образованнее, соответственно и более продуктивными во всех созидательных сферах деятельности или, наоборот, в народе будет утрачиваться нравственное начало, уровень образования падать, разрастаться преступность – вот подлинная грань, отделяющая два принципиально различных направления развития страны. В первом случае – к всестороннему процветанию, во втором – к деградации и гибели.
Если в одном варианте идеалом человека становится нравственно просветленная, высокообразованная личность, то в другом – дебил или ночная бабочка на "мерседесе", делающие деньги любым доступным им способом.
Никто не сможет, если не встанет на антисоциальную позицию, оспаривать тезис о том, что мерой всех: общественных систем является человек, причем не просто человек, а именно богатый духовно, высокообразованный, нравственно просветленный.
Из всего сказанного вытекает вывод: развитие научно-образовательного комплекса, сферы воспитания и образования личности является духовно-культурным стержнем развития общества на пути к процветанию, главным социальным приоритетом, той объединяющей центральной идеей, которая способна консолидировать подлинно здоровые политические силы страны.
В том, что это на самом деле так, можно убедиться, в частности, спроецировав эту идею на извечный для России спор между славянофилами и западниками.
Хорошо известно, что развитые страны Запада осуществляют в настоящее время переход от индустриального общества к информационному. При этом от высокоразвитой индустрии не отказываются, а преобразовывают ее на основе наукоемких, информационных технологий, требований экологии. Информация, соответственно генерирующие ее наука и образование, превращаются в главную движущую силу общественного прогресса.
Соответственно в России, в случае ее следования курсу мировой прозападной цивилизации, необходимо избрать в качестве приоритета образование и науку.
Однако следование по такому направлению развития ничего общего не имеет с курсом реформ, проводимых в России. С Запада копируются лишь внешние формы рыночных институтов, прежде всего система коммерческих банков, причем содержанием всех этих структур оказывается тотально-галопирующий передел государственной собственности и богатств, накопленных многими поколениями, в пользу небольшой прослойки людей, которым нужно по масштабам личного достояния в одночасье уподобиться Рокфеллерам, Морганам и прочим. Ведь есть же там сверхбогатые люди. Таким образом, согласно архитекторам проводимых реформ, идя дорогой западной цивилизации, нужно тоже создать слой сверхбогатых людей, которыми, само собой разумеется, должны стать реформаторы-деморыночники, пришедшие к власти. Исходя из того, что позиции их непрочны /прихватизированное могут конфисковать/, они вывозят богатства России за рубеж, К тому же, так вожделенный ими капиталистический рай здесь нужно еще построить, уйдет много лет, а там – живи прямо сейчас и пользуйся. То, что ценой таких реформ является падение производства в два раза большее, чем за годы Великой Отечественной войны, две трети населения поставлены на грань нищеты, а почти одна треть уже вымирает, удушается наука, образование, научно-технический потенциал гигантской страны, да и сама она уже расколота на суверенные вотчины, катастрофически нарастает преступность /без разрастания массовой преступности нельзя обеспечить присвоение горсткой лиц богатств России, иначе не будет достаточно мощной социальной поддержки снизу/ – обо всем этом радикальные реформаторы умалчивают, списывая все беда народа на издержки реформ. Заметим, их реформ, в их интересах.
Если же действительно брать у Запада его положительный опыт, то реформы должны носить совсем иной характер. Приоритетным должно стать не создание узкого слоя сверхбогатых людей /именно в этом состоит самодавлеющий приоритет проводимых реформ/, а развитие образования и науки. На информационной стадии развития меняется иерархия ценностей в обществе, когда главной ценностью становятся высоконравственные и высокообразованные люди, способные генерировать новую информацию, превращаемую в ведущее средство развития общества и возрождения природы.
Соответственно этому, главным приоритетом в развитии общества и государства, в качестве главного условия продвижения к информационной стадии, должна быть сфера науки и образования. Принятие данного приоритета в качестве главного, подтягивает к себе целый спектр других приоритетов:
– развитие АПК, так как обеспечение населения продовольствием, как минимум на уровне рациональных норм потребления, является тем материальным фундаментом, на котором может ускореннио развиваться сфера науки и образования;
– возможно более сильное развитие и широкое распространение наукоёмких и экологических технологий в качестве производственно-экономического пространства для реализации растущего научного и образовательного потенциала народа;
– переориентация ТЭКа и сырьевых отраслей с экспорта на внутреннее обеспечение растущего экономического потенциала, при переориентации самого экспорта на наукоёмкую продукцию и высококвалифицированные услуги;
– обеспечение стабильности в обществе, внутренней и внешней безопасности, в качестве непременного условия продвижения к информационной стадии, делает необходимым приоритетное развитие правоохранительных и силовых структур, прежде всего армии, что предполагает в условиях такой страны как Россия, с учётом её геополитического положения, развитие очень мощного ВПК, но строго в пределах оборонной достаточности;
– массовое жилищное и культурное строительство, в качестве создания материального фундамента для укрепления семьи, повышения рождаемости, общего роста народного благосостояния как материальной основы процветания народа, получающего возможность при этом сконцентрировать свои силы на воспитании и образовании личности, развитие науки.
В индустриально развитых странах Запада в 70-е годы приоритет в инвестициях приобрела сфера науки. Но уже в 80-е годы, при сохранении массированных инвестиций в науку, приоритет в инвестициях приобретает сфера образования. США и Япония в XXI веке поставили перед собой задачу перейти ко всеобщему высшему образованию. В противоположность этому, современная Россия, в советский период занимавшая передовые позиции в мире в сфере образования, вполне сопоставимые с США, а вовсе не с африканской или латиноамериканской страной, начинает стремительно утрачивать образовательный потенциал, отказываясь в ходе шокотерапевтических реформ даже от уже достигнутого всеобщего среднего образования молодёжи.
Будет ли расти и какими темпами научно-образовательный потенциал населения страны или наоборот, он будет снижаться – вот главный критерий продвижения страны и её народа по пути процветания или, наоборот, деградации.
Разумеется, необходимы не только количественный рост сферы науки и образования, значительное увеличение направляемых в неё инвестиций и ресурсов, существенно более высокий чем в среднем по стране заработок ученых и педагогов с целью привлечения в их число наиболее талантливых специалистов, но и качественное развитие самого образования, его интеграция со сферой воспитания личности, развитие прогрессивных национальных традиций, разумное (без бездумного преклонения) использование лучшего зарубежного опыта, быстрое распространение удачных педагогических новаций отечественных учителей и работников высшей школы, организационная оптимизация научных и образовательных структур.
Социально экономическое развитие России в прогрессивном русле, в интересах ее народа, невозможно осуществить при единомоментном, разовом открытии всех дверей и щелей мировому рынку, без мощного государственного протекционизма национальной экономике. Ведь всякое приумножение богатства страны происходит за счет разумного комбинирования ее производительных факторов – это аксиома экономики. В России таковыми прежде всего являются высококвалифицированные кадры, научно-технический потенциал /сконцентрированный главным образом на оборонных предприятиях, которые не столько в разумной мере конверсируются, сколько удушаются радикальными реформаторами/, колоссальные природные ресурсы, включая нефть и газ. Соединить столь мощные факторы в условиях полностью либерализованной рыночной экономики, настежь открытой мировому рынку /другое дело поэтапное вхождение в него, по мере роста национальной конкурентноспособности России/ невозможно. На мировом рынке господствует сильнейший. Соответственно сырьевые ресурсы страны уйдут в другие страны, отрезанный от них научно-технический потенциал распылится, высококвалифицированные кадры оказываются невостребованными. В итоге Россия превращается в колониально-сырьевой придаток мирового рынка, а две трети населения излишними и обреченными на вымирание, так как социальную защиту способно осуществить только государство, ориентированное на интересы народа, но никак не мировой рынок. В бедных странах ежегодно умирают от голода миллионы людей, ему хоть бы хны. Некоторым россиянам, прежде чем молиться на цивилизованный мировой рынок, было бы неплохо призадуматься.
Итак, без мощной государственной поддержки национальной экономики со стороны сильного государства Россия обречена. Но может ли российское государство, с его огромной территорией и неисчислимыми богатствами, в его современном геополитическом окружении быть сильным без мощной армии, надежной системы правоохранительных органов? Разумеется, нет. Отсюда еще один приоритет – армия и правоохранительная система.
Хорошо известно, что все перечисленные выше приоритеты отстаивают патриоты-государственники.
Таким образом, если берется за исходный и целевой приоритет развития сфера науки и образования, то тем самым прокладывается мост к взаимопониманию и содружеству между патриотами-государственниками и западниками. Речь идет о людях искренне верящих в определенные ценности и отстаивающие их по убеждению, а не провозглашающих только ради эгоистического расчета. Псевдопатриотам, для которых власть является самоцелью, предпочтительнее малообразованная масса населения /лишь дополняемая узкопрофессиональной технической элитой, сконцентрированной в военных отраслях/, которую можно направить куда угодно ради расширения сферы власти и влияния. Псевдозападники – радикальные реформаторы, поставившие во главу угла первоначальное накопление частного капитала, не раскошеливаются на сферу науки и образования, темная необразованная масса населения /из числа выживших/является финалом их политики. Вот где сходятся два диаметрально противоположных типа «псевдо».
Очертив роль сферы науки и образования в развитии России, самой идеи массового образования ее граждан в качестве стержневой для консолидации политических сил, нельзя обойти вниманием и проблему того, как воспитывать, чему обучать подрастающее поколение. Помимо профессиональных аспектов, она имеет и мировоззренческий, духовно-политический аспект.
Ясно, например, что православным, патриотически-настроенным родителям неприемлема ситуация, когда их детей станут воспитывать в прозападном, космополитическом духе, или еще хуже, в стиле какой-нибудь секты, типа «Аум сенрике». Но точно также для многих людей научного мировоззрения оказывается неприемлемым принудительное привитие их детям Православия. Как найти согласие в данном и подобном случае?
Вспомним одно евангельское изречение, таящее за собой глубочайший смысл: «И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными». Тут нечего возразить ни верующему, ни атеисту. Вера, убеждения, нравственные ценности только тогда будут подлинными, когда они проистекают из глубины свободного сердца, освобожденного от оков неведения и заблуждений. Снять их может только знание, которое человек может получить лишь в процессе честного, неангажированного образования. Всем искренним последователям тех или иных религий и мировоззрений пора понять, что насильственное насаждение государством любой без исключения веры или идеологии, сколь бы возвышенны они ни были, означает уничтожение в людях прежде всего того духовного течения, которое насаждается в них навязчиво, принудительно. Всякая здоровая психика имеет свойство отторгать насильно навязываемые ей ценности. Остается еще идейное зомбирование. Однако зомбированный христианскими идеями человек еще далеко не христианин. Об этом свидетельствует история. Ведь христианство – это религия Любви, а его насаждали веками на почве страха перед муками ада. Поэтому зомбированные христиане и вели нескончаемые войны, в том числе захватнически-колониальные, превращая жизнь на Земле в кромешный ад.
Провозглашая принцип воспитания и образования личности в качестве процесса свободного раскрытия в душе человека Истины, тем самым выступая против духовно-психологического зомбирования личности со стороны государства, следует одновременно подчеркнуть и необходимость действенной защиты с его стороны своих граждан, прежде всего подрастающего поколения, от зомбирования со стороны всевозможных сект, псевдорелигиозных течений и т.п., также представителей иностранных официальных конфессий, используемых спецслужбами других государств с целью подрыва российских национально-патриотических идей. Одно дело, когда человеку предоставляют свободный выбор, например, между православием, католицизмом, протестантизмом, экуминизмом, нехристианскими религиями и т.п. в условиях свободы слова и мировоззрений. Но совсем другое дело, когда ссылаясь на эти свободы, предлагают дать полный простор иностранным проповедникам, в том числе на экранах телевидения, в условиях бедности православной церкви, практической невозможности попасть на экран российскому философу или воспитателю /если они не куплены тем, у кого власть и деньги/, когда в Россию хлынули щедро финансируемые другими государствами или криминальным капиталом всевозможные ловцы человеческих душ.
И только подлинное знание, добываемое в процессе духовного творчества, освобождает человеческую личность от зомбирования. Еще раз напомним величайшие в истории человечества евангельские слова: «И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными».
2.2. Формирование системы эффективного развития в условиях возрастания многоукладности в экономике
Эффективное развитие в условиях возрастания многоукладности экономики предполагает учет проявление духовных и материальных свойств личности. Именно данный подход позволяет раскрыть потенциал системы хозяйства в русле социальных альтернатив с широким диапазоном многоукладности и ее особенностей проявления в национальной экономике. Такой подход взят нами в двойном значении. Во-первых, в прямом смысле, в качестве прообраза созидателя, при учете того, что сущность подлинного, глубинного человека проявляется в процессе созидания им духовных и материальных ценностей в соответствии с заложенным в его индивидуальности и личности творчески-созидательным потенциалом. Во-вторых, данный подход представляет собой аббревиатуру словосочетания: права и обязанности развития. В таком значении предлагаемая вниманию концепция получает такое наименование: "Права и обязанности развития человека-созидателя'' – цель формирования эффективного развития, где человек является ключевым звеном в рамках исторического развития, определяющим тип цивилизации и культуры.
Выдвигая альтернативную концепцию западной концепции прав человека, мы тем самым исходим из неприемлемости последней. При этом ее неприемлемость имеет весьма широкий диапазон – от полного неприятия и трактовки в качестве сплошного зла до признания в ней рациональных зерен и определенного положительного начала, но в своей совокупности и конкретном преломлении явно недостаточных для, подлинного разрешения проблемы прав человека, которые, между прочим, изначально неотделимы от его обязанностей.
Понять полное отрицание многими русскими государственниками западной концепции прав человека можно, особенно если учесть активное использование этой концепции в разрушении российского государства, принявшего в период с 1922 по 1991 г.г. историческую форму СССР. Однако полное отрицание этой концепции активно заводит патриотов-государственников в тупик, хотят они того или нет.
Преодоление этого тупика столь значимо для развития России, что на раскрытие его природы нужно остановиться специально.
В рамках исторического развития человечества, вполне правомерно говорить об особых типах цивилизаций и культур. И аналогично тому, как в древности отличались друг от друга Египет, Индия, Китай, в современную эпоху в весьма сильной степени русская культура-цивилизация отличается от западно-европейской и североамериканской культур-цивилизаций. В одних своих ипостасях русская культура-цивилизация значительно превосходит западную культуру-цивилизацию26, но в других своих ипостасях она уступает ей. При всех достоинствах русской культуры-цивилизации, она имела три сильно уязвимых начала, которые и поставили ее в конце XX века на грань полной катастрофы. Парадоксальным образом три слабости русского народа являются теневыми сторонами его достоинств, связанных как с его внутренней духовной сущностью, так и с особенностями географического положения и исторического развития.
Очертим эти три достоинства русских, каждое из которых имеет ему присущую тень – слабость. При этом в число русских мы включаем не только представителей славянского этноса на территории России, этого стержнеобразущего начала русских, но и представителей многочисленных ее народов, всех тех, для которых она "не эта", а наша страна.
Во-первых, России, с учетом ее геополитического положения в мире, приходилось особенно часто и на протяжении долгого периода времени обороняться от угроз и нападений многочисленных врагов. С этим связано преобладание в истории страны военно-мобилизационной модели организации государства, общества, экономики. В такой модели личность приносится в жертву государству. В условиях угрозы самому существованию народа это не только оправдано, но и неизбежно. Более того, во многих личностях рождается внутренняя потребность самопожертвования ради блага Отчизны. В критические периоды истории самопожертвование становится массовым явлением. Именно благодаря самопожертвованию миллионов граждан великой страны русский народ не только сохранил себя в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., но и спас все человечество от рабства и геноцида, уготованных ему вождями немецкого фашизма. В то же время теневой стороной самопожертвования личности является ее терпимость к произволу и насилию со стороны властей. Эта теневая сторона с особой силой проявляется в относительно длительные периоды мирового развития.
Невероятно обширная территория страны в сочетании с неравномерным развитием ее регионов всегда создавало и создает объективные условия для проявления почти неограниченного произвола центральной власти в отношении народа, поскольку крайне трудно организовать массовый протест против ее произвола и даже предательства национальных интересов одновременно по большей части территории страны. Единичные акты протеста, не скоординированные во времени, обычно легко подавляются центральной властью. На этой объективной почве центральная власть решала, как правило, проблемы государства за счет усиления эксплуатации народа. Задавленность народа произволом центральной власти на протяжении столетий создала психологическую почву для шельмования русского народа в качестве "рассы рабов". Однако именно русским свойственно в весьма сильной степени свободолюбие в качестве сущностной черты национального характера. Вспомним как легко покорялись завоевателям многие страны, кичившиеся своим свободолюбием, и как этим завоевателям ломал хребты русский народ, спасая другие народы от тотального рабства. Вот почему говорят: русские долго запрягают, но быстро ездят. Русских очень трудно подбить на бунт против властей, но если уже чаша терпения исчерпана, то происходит взрыв такой силы, который не укладывается в каноны заговоров и революций.
Во-вторых, русским изначально присущ духовный, социальный и политический интернационализм. В отличие от Англии, накопившей богатства на эксплуатации колоний, или от США, построивших свое государство – новый свет на геноциде индейцев и нещадной эксплуатации чернокожих рабов, Россия никогда не эксплуатировала вошедшие в состав Российской Империи народы. Русские всегда отдавали другим нациям империи значительно больше, чем получали взамен. Талантливый и энергичный человек любой нации мог дорасти в российском государстве до высших постов, чего нельзя сказать о других странах27. Эта духовно возвышенная, просветленная черта русских имеет ту весьма пагубную теневую сторону, что русские и русское государство обладают весьма ослабленным иммунитетом к агентам влияния других наций, что позволяет, при определенных обстоятельствах, завоевывать всю страну изнутри, путем инфильтрации своими представителями высших эшелонов государственной власти. Сочетание этой теневой стороны с предыдущей (произволом властей по отношению к народу и его долготерпению) ставит русскую нацию накануне XXI века перед дилеммой: победить в борьбе с "невидимым" врагом или погибнуть.
В-третьих, русские не могут удовлетвориться мелким зажиточным мирком материального благополучия, русская душа рвется во вселенские просторы. Русским присуще прежде всего стремление к Царству Небесному, а потом уже к земному, причем, как к отражению в материи Царства Дyxa. Без такого устремления нет ни человека, ни народа в подлинном смысле этих слов. Соответственно подобное стремление характерно и для других народов. Но в русских оно выражено особенно сильно. И это великое, светлое начало. Однако его теневой стороной является склонность к социальным утопиям. Одной из таких утопий – коммунизмом русские оказались соблазненными в XX веке. Прием эта теневая сторона оказалась помноженной на две другие теневые стороны рассмотренные выше. В конечном итоге, на протяжении всего периода советской истории, в России (СССР) строилось общество, которое основывалось на принесении в жертву государству и коммунистической утопии личности, со всем ее творчески-созидательным потенциалом и жизненно-важными интересами. Заметим, что такая жертвенность в качестве основы общественного устройства допустима и оправдана только в экстремальные периоды истории, по типу 1941-1945 годов. В мирное время 28 необходима не жертвенность личности обществу и государству, а гармоничное сочетание духовных и материальных интересов личности, общества и государства. Общество и государство могут быть сильными на протяжении долгих лет мирного развития только в том случае, если они будут основывать свое развитие на учете различного рода интересов личности. Именно это и отсутствовало на протяжении советского периода истории России. Общество и государство требовало от личности бесконечных жертв во имя коммунизма. В ответ личный интерес стал уходить в тень, на основе теневых интересов вызрело теневое общество, которое в 1991 году завершило разрушение общества официального, одновременно расколов на части российское государство. В ситуации угнетения личности со стороны общества и государства, западная концепция прав человека нашла в России (СССР) весьма благоприятную почву. Под знаменем этой концепции шло не только возрождение прав личности (положительное ядро концепции), но и осуществлялось разрушение общества и государства (ее весьма мощный разрушительный заряд).
Во избежание разрушительного воздействия западной концепции прав человека на общество и государство, этой концепции необходимо противопоставлять не коллективизм, долг личности перед государством и обществом, патриотизм, патернализм, традиции, преимущество общественных интересов перед личными, а иную концепцию обеспечения прав и свободы личности, причем такую, которая способствует укреплению и развитию общества и государства. Клин вышибается клином. Положительному ядру западной концепции прав и свобод человека необходимо противопоставить собственную положительную концепцию его прав и свобод. Только в таком случае может быть нейтрализовано отрицательное воздействие западной и прозападной пропаганды прав и свобод человека на общество и государство. Говоря об отрицательном воздействии данного рода, надо конкретизировать ущербность западной концепции прав и свобод человека (ЗКПС).
1. ЗКПС человека пропагандируется абстрактно, в тотальном духе так, будто западные права и свобода личности применимы в любой стране одинаковым образом, независимо от ее конкретных условий. В действительности применение одной и той же концепции прав и свобод дает и даст самые разные результаты в различных странах. Например, если бы весь пакет западных прав и свобод предоставить гражданам современного Китая, то эта самая населенная страна мира потеряла бы управляемость, погрузилась бы в хаос гражданской войны, раскололась бы на части. Жертвы исчислялись бы десятками миллионов, если не сотнями. Страна была бы предоставлена на разграбление международным монополиям, а выкачивание из нее ресурсов оплачивалось бы ею самой ценою геноцида ее народа. США настраивают на принятии Китаем ЗКПС, угрожая иногда экономическими санкциями. Китай соблюдает свои собственные национальные интересы и потому отвергает ЗКПС. В ответ США продолжают экономические связи с Китаем, не прибегая к санкциям.
Меркантильный интерес для этой страны всегда был важнее идеологических принципов.
2. ЗКПС человека основана на двойном стандарте. Один – для внутреннего потребления, когда права и свобода личности уравновешены системой ее жесткого контроля и наказаниями, при обильном финансировании этой системы. В частности, в США за сравнительно нетяжкие преступления можно получить тюремный срок в несколько десятилетий; Германия бесспорно занимает первое место в мире по мелочной законодательной опеке жизнедеятельности своих граждан. Совсем другой вариант, с учетом реального осуществления ЗКПС человека, предлагается на экспорт. Дестабилизация политической и социальной, а следом и экономической системы, вследствие внедрения ЗКПС, в столь сильной степени нарушает фундаментальные права человека, прежде всего на жизнь, что в реальной действительности имеет место геноцид целых этнических групп и социальных слоев. В этом отношении весьма характерна позиция одного очень известного правозащитника в связи с событиями в Чечне. На вопрос об ущемлении прав человека чеченцами (несколько сот тысяч людей вынуждены были стать беженцами, людей стали похищать в рабство, был развернут террор против мирных граждан и т.д.) "демократическая совесть нации" ответил, что он защищает права человека только от произвола государства. Получается такая ситуация: государство ущемляет права человека в некоторой степени, вполне терпимой; под лозунгом борьбы за права человека государственная власть и вместе с ней государство разрушается; человек лишается защиты государства и, как правило, развертывается массовый геноцид; сделав свое дело, прозападные правозащитники разводят руками и говорят о том, что все это их не касается. Если человеку запрещают свободно выезжать из страны, то об этом кричат на весь мир. Но если вследствие "свобод" в стране развертывается межэтническая или гражданская война, то правозащитники уходят в тень.
3. Кардинальный изъян ЗКПС человека в том, что эта концепция не выделяет в нем двух начал: творчески-созидательного и эгоистически-разрушительного. В итоге, в зависимости от стечения конкретных социально-исторических обстоятельств в той или иной стране, внедрение в общество ЗКПС может в наибольшей степени раскрыть именно эгоистически-разрушительное начало, причем в массовом масштабе и до степени общенациональной катастрофы. Данное свойство ЗКПС человека позволяет эффективно использовать эту концепцию в холодной войне со многими странами, инфильтровывая под дымовой вавесой ЗКПС все общество, включая высшие эшелоны власти, завоевывая в конечном итоге страну изнутри или разрушая ее.
4. В особых обстоятельствах ЗКПС может привести к социальному взрыву и даже разрушению общества в ведущих странах Запада, прежде всего в США. Здесь ситуация схожа с учеником чародея, вызвавшим магические силы и не сумевшим с ними справиться. Стоит США вследствие грядущего мирового кризиса и потери места доллара в качестве опоры мировой валютно-кредитной системы резко сократить социальную помощь негритянским слоям населения, как в этом бастионе западного мира начнется цепная реакция социальных конфликтов на рассово-социальной почве, причем при почти поголовном вооружении населения. Для России необходима альтернативная западной концепция прав и обязанностей человека. Ниже представим некоторые соображения по формированию такой концепции.
1. Наивно конструировать, изобретать и т.п. концепцию прав и обязанностей человека применительно к России. Подлинные права и обязанности человека в качестве цельной системы внутренне, органично присутствуют в духе русского народа, соотнесены со структурами его биологической наследственности. Эта система развивается в меру развития самого народа. По этой причине данную систему необходимо не искусственно конструировать, а выявлять в индивидуальном и общественном сознании в качестве объективно присутствующего начала. Однако при этом нельзя ограничиться одним выявлением системы прав и обязанностей человека, духовно-генетически заложенным во внутренней природе русского народа. Поскольку народ развивается и его развитие обусловлено развитием составляющих его личностей, каждая достаточно продвинутая личность вносит свой вклад в развитие системы. При этом формы такого жизнетворчества могут быть самыми разнообразными, далеко не сводимыми к написанию трактатов в области прав человека, этики поведения, образа жизни и т.д. Права и обязанности личности – это своеобразный код общественных отношений, завязанных на конкретные личности. Соответственно отношение отдельно взятой личности к окружающим, ее работа и поступки, неизбежно отражающиеся на многих людях, предопределяют состояние и развитие внутренней системы прав и обязанностей человека. В частности, если человек доброжелателен, вся его натура излучает тепло и радость, если он трудится добросовестно и с мастерством, то такой человек и продукты его труда вызывают в других людях положительные чувства, окружающие люди притягиваются к такой личности, безсознательно берут с нее пример. Таким способом положительные импульсы распространяются по всему обществу.
2. Заметим, сказанное выше имеет непосредственное отношение к правам и обязанностям человека. Ведь человек имеет право жить в доброжелательном обществе, пользоваться высококачественными товарами и услугами, начиная от пищи, жилья и одежды и кончая услугами в сфере образования, культуры, здравоохранения. Понятно, чтобы такими правами пользоваться, человек сам должен быть доброжелательньм, добросовестно трудиться и постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Таким образом права человека неотделимы от его обязанностей, являются двумя сторонами его жизнедеятельности. Отсюда вытекает необходимость соединения в рамках одной концепции и прав, и обязанностей человека в единую органически цельную систему. Совокупность прав человека, оторванных от его обязанностей, повисает в воздухе, подобные права вообще не могут быть обеспечены в реальной жизни. При этом чем больше прав получает человек, чем более фундаментальны эти права, тем более серьезные и глубокие обязанности он должен на себя возложить, причем не в качестве обмена на права, а в виде именно обеспечения этих прав. Говоря предельно коротко, права человека обеспечиваются его обязанностями, причем ровно в меру их выполнения.
3. Права и обязанности человека обладают несколькими измерениями:
– духовно-смысловым и внутренним этическим;
– внешне выраженным нравственно-моральньм;
– социально-психологическим;
– бытовым и обрядовым;
– законодательным;
– локально-нормотворческим (права и обязанности закрепленные в ведомственных инструкциях или уставах);
– официальным и теневым;
– легитимным и антилегитимным;
4. Если в законодательном разрезе права и обязанности человека могут быть одинаковы по отношению к любой личности, независимо от уровня ее развития, заслуг перед обществом, социального положения (практически не осуществлено ни в одной стране мира, хотя многие государства претендуют на это или заявляют о своем стремлении к этому), то во всех остальных измерениях права и обязанности человека строго соотнесены не только с уровнем развития и характером социального положения человека, но даже с конкретной индивидуальностью. Сказанное относится как к внутренней сущности прав и обязанностей, так и к их внешнему проявлению. Например, в армии и в других военизированных структурах генерал и солдат не могут обладать одинаковыми правами и обязанностями. В противном случае возникла бы ситуация абсурда, которая быстро разрушила бы любую военную систему. Другое дело равенство солдата и генерала за пределами армии перед судом, но в таком случае они бы уже выступали как граждане страны, a не как солдат и генерал.
Что касается внутреннего содержания прав и обязанностей человека, то один и тот же поступок может быть прогрессом для одной личности и регрессом для другой. Допустим, что закоренелый вор вдруг стал воровать исключительно у лиц, наживших богатство нечестным путем, не покушаясь на имущество, заработанное человеком. Для такого вора подобная переориентация означала бы значительный прогресс в этически-нравственном развитии, соответственно в соблюдении прав собственности добропорядочных граждан. Однако если к воровству у нечестных людей прибегнет до того никогда не кравший человек, то для него такой поступок означал бы весьма существенный регресс.
5. Несмотря на множество измерений и уровней прав и обязанностей человека, существует единый общий стержень, придающий правам и обязанностям человека характер органически взаимосвязанной системы. Без этого стержня права и обязанности человека рассыпаются в простой набор правил, законов, обычаев, привычек и т.п. При этом из них уходит живая душа, они лишаются какой-либо одухотворенности. О каком стержне идет речь?
Права и обязанности человека приобретают подлинную жизненность только в том случае, если они так или иначе выражают жизненно важные интересы человека, прежде всего коренной жизненный интерес личности.
Несмотря на то, что у каждого конкретного человека этот интерес индивидуально неповторим (собственно он является доминирующим фактором в развитии человека и его жизненной судьбе), в своей глубинной сущности данный интерес идентичен у всех людей и состоит он в возможно более глубоком и полном раскрытии творчески-созидательного потенциала личности. Всякий человек стремится к счастью, которое может найти только в процессе творчески-созидательной деятельности в соответствии с индивидуально-неповторимым потенциалом своей сокровенной сущности.
Напомним еще раз, что у Фауста мгновение счастья, до того не достижимое при удовлетворении всевозможных желаний, останавливается именно в процессе творчества.
Ошибочно думать, будто нахождение счастья в творческом созидании является уделом избранных личностей, тем более в рамках таких сфер, как музыка, живопись, литература, наука. Творческое созидание присуще в качестве сущностного потенциала каждой человеческой личности без исключения.
Все беды человеческого общества в целом и составляющих его отдельных личностей коренятся в том, что образно говоря, "пироги печет сапожник, а сапоги точает пирожник". На этой почве рождается личная неудовлетворенность жизнью, которая нередко ведет к зарождению и развитию преступных наклонностей.
Принципиально важно подчеркнуть, что каждая человеческая личность без исключения обладает практически неограниченным в качественном отношении творчески-созидательным потенциалом, однако на присущий каждой индивидуальности конкретный манер. Найти и в возможно более полной степени раскрыть этот потенциал – смысл и назначение человеческой жизни. При этом масса людей находит себя в рождении и воспитании детей. Но при этом они смогут достаточно полно реализовать себя в детях только в том случае, если будут развивать свои природные способности, в особенности для того, чтобы передавать их детям. Человечеству в целом, каждому народу в частности, для самосохранения и саморазвития необходимо не только постоянное рождение новых поколений, но и обеспечение условий для их соответствующего воспитания, образования, развития. А этого поколения родителей не смогут обеспечить в должной мере, если не будут образовываться и развиваться сами.
6. Творчески-созидательльная деятельность человека в качестве раскрытия его творчески-созидательного потенциала, будучи превращена в краеугольным камень всей системы прав и обязанностей человека, кардинально-существенным образом меняет их характер нижеследующим образом:
а) В балансе прав и обязанностей, обязанность перед самим собой в качестве раскрытия собственного индивидуального – неповторимого созидательного потенциала носит внутренний характер (по принципу "охота пуще неволи"), а права по такому раскрытию выступают в отношении к личности в качестве внешних условий и ресурсов, обеспечиваемых соответствующим развитием общества. В данной связи обеспечивается подлинная свобода личности человека, причем в высшей степени, поскольку обязанности уравновешивающие права прежде всего добровольно берутся на себя личностью в качестве органичного дополнения права на созидательную деятельность.
б) Раскрытие творчески-созидательного потенциала человеческой личности в качестве доминанты общественного развития позволяет поднять уровень производительных сил на недосягаемую до того в истории человечества высоту, что объективно создает мощный материальный фундамент для ресурсного обеспечения всего спектра прав человека.
в) Цель и средство ее достижения в развитии индивида и общества сливаются в единое целое, взаимно усиливают друг друга, как бы взаимно перемножаясь и постоянно меняясь местами.
г) Доминирование творчески-созидательного потенциала человека в общественном развитии гармонизирует отношения между людьми, что не только предельно минимизирует преступность, но и поднимает систему общественных отношений на качественно более высокий уровень развития.
д) Параллельно гармонизируются отношения человека к природе. Высочайший уровень развития производительных сил, основанных на раскрытии творчески-созидательного потенциала личности, позволяет основывать производство на экологических технологиях обеспечивающих изобилие материальных благ.
е) Система прав и обязанностей человека одухотворяется в полном и наиболее глубоком значении этого слова. Верующий человек практически ничем не отличается от атеиста, если его вера мертва при отсутствии дел. Напомним всем хорошо известные слова о том, что Бог есть Дух и поклоняться ему надлежит в Духе и Истине. Подлинное проявление Духа – в творческом созидании.
7. Взятие за основу системы прав и обязанностей творчески-созидательной деятельности человеческой личности не может быть ограничено вписанием соответствующих тезисов в декларацию прав и обязанностей человека, принятием ряда законодательных актов, пропагандой в СМИ, инициативной деятельностью отдельных наиболее активных правозащитников, как это имеет место с системой прав человека западной и прозападной ориентации. Раскрытие творчески-созидательного потенциала личности в качестве основы прав-обязанностей человека предполагает ее превращение в доминанту развития общества, что в свою очередь требует системного и всестороннего преобразования всего общества, в частности по нижеследующим параметрам:
а) Содействие выявлению творчески-созидательного потенциала каждого человека.
б) Формирование условий для развития и совершенствования этого потенциала.
в) Кардинальные изменения в системе общественного разделения труда, с учетом его соответствия творчески созидательным потенциалам конкретных личностей, составляющих в своей совокупности человеческое сообщество.
г) Обеспечение гармоничного и пропорционального развития производительных сил общества, резко возросших по уровню и масштабам, при их всесторонней экологизации, в результате их базирования на массовом раскрытии творчески-созидательного потенциала личности.
д) Переструктурирование ценностных ориентации и оценок всех видов ценностей в обществе при принятии в качестве главного мерила степени раскрытия творчески-созидательного потенциала личности.
е) Фундаментальное преобразование системы распределения потребительских благ в обществе с учетом роли личности в творчески созидательной деятельности.
Из перечислений сделанных выше, далеко не полных, можно сделать вывод о том, что присущая духовной сущности России система прав и обязанностей человека-созидателя предполагает кардинальное и системное преобразование всего общества, построение принципиально новой социально-экономической системы, которая вбирает в себя лучшие черты из всех прошлых и настоящих общественных систем. Эту новую грядущую общественную систему мы назвали ЭКГУМАНИЗМОМ. Он будет утверждаться по мере развития ПРАОБРАЗА-ЧС. В свою очередь, Экогуманизм призван стать социально-экономическим фундаментом для утверждения и развития системы ПРАОБРАЗ-ЧС.
Перспектива России во многом зависит от того, какого типа люди начнут доминировать в ее дальнейшей социальной истории. Если абстрагироваться от переходных, смешанных типов, отдельных индивидуальностей, то следует констатировать наличие в российской действительности пяти основополагающих типов личности.
Первый тип назовем условно держиморда. Этот тип хорошо знаком всем россиянам. Однако не все понимают его маятниковую природу. В экстремальных условиях, когда стоит вопрос о выживании страны, люди с таким типом личности часто облагораживаются, они самозабвенно служат державе, требуют от других самоотдачи, подавая при этом личный пример. И они же приобретают отвратительные черты нетерпимого свойства в период длительного мирного развития: сочетание подобострастия к начальству, уживающегося порою с интригами, направленными на занятие его места, с полным произволом, бездушием и безразличием к подчиненным. И это притом, что, действуя в соответствии с инстинктом сохранения власти, помноженным на наркотическое опьянение ею, держиморды пытаются распространить принцип «держать и не пущать» на все сферы человеческой деятельности без исключения – от науки, культуры и техники до экономики.
Реакция общества на засилье и произвол держиморд – нарастание настроя в пользу всемерной либерализации страны. На такой почве быстро идет в рост другой тип личности в российской социальной истории – либерал. Первые шаги либерализма на почве тотального гнета держиморд не только выглядят привлекательными и разумными, но и являются просто необходимыми. Между прочим, здесь наблюдается трансформация вполне здравой и плодотворной идеи, к каковой относится и либерализм с его гражданскими правами и свободами, в губительное для страны обольщение, а именно в бездумное копирование западного образа жизни.
Наши доморощенные деморыночники-радикалы пытались внедрить в России экономическую систему США. Однако последняя базируется на бумажном американском долларе – системообразующей мировой валюте, не обеспеченной ничем, кроме военно-политического могущества США и страха Запада перед катастрофическим кризисом мировой экономики, который неизбежно разразится, если доллар сорвется со своего пьедестала. Если бы Россия действительно хотела подражать США, она должна была бы стремиться вытеснить доллар как основу мировой валютной системы рублем, что в обозримой перспективе утопично. Подчинив же рубль доллару, Россия добровольно приняла на себя роль колониального придатка к экономике США.
Напомним, в США в течение последних десятилетий импорт ежегодно превышает экспорт на сумму от 100 до 300 млрд. долларов. Это значит, что США ввозят на такую сумму каждый год больше реальных ценностей, чем вывозят сами, расплачиваясь за это работой станка, печатающего доллары. Концентрируя таким путем огромные богатства, соответственно изымаемые из других стран, США скупают у всего мира лучшие «мозги», подпитывая свои сферы науки, образования, информатизации и наукоемких производств.
Опираясь на эти сферы, США усиливают свое не только экономическое, но и военно-политическое господство.
В противоположность этому в Россию посредством прозападных деморыночников была внедрена экономическая модель с точностью до наоборот. Вместо выпуска денег, обеспеченных реальными факторами производства, в стране создан искусственный дефицит рублевой массы (10 %-16 % к ВВП относительно 80 % к ВВП в странах Запада). В результате остро не хватает рублей для финансирования производства и для обеспечения спроса на внутреннем рынке. Это явилось главной причиной падения объемов производства до уровня 40 % от 1990 года. При этом в России свертываются в первую очередь наукоемкие, то есть наиболее прогрессивные, отрасли. В большей степени сохраняются, но тоже продолжают падать топливно-энергетические и сырьевые отрасли. Их продукция во все большей мере оседает на Западе. Большая часть вырученных за нее денег оседает там же. Чем больше Россия экспортирует энергоносителей и сырья, тем ниже на них мировые цены, тем меньше валюты выплачивает за их потребление Запад.
По оценкам западных экспертов, одна только «утечка мозгов» из России приносит ей ежегодно потери порядка 50-70 млрд долларов. МВФ давал России ежегодно кредит в пределах 3-4 млрд долларов, что на душу населения составляет всего от 20 до 26 долларов. Взамен МВФ диктует России такую модель хозяйствования (такие правила экономической игры), в результате которой из страны на Запад ежегодно перекачивается различных ценностей на несколько сот миллиардов долларов. Кроме того, созданы условия для продажи по бросовым ценам иностранцам львиной доли достояния страны. В частности, с 1992 по 1995 год было приватизировано около 2/3 основных фондов народного хозяйства. За них государство получило всего около 8 млрд долларов. При этом многие наиболее лакомые куски собственности оказались у иностранцев. Если рублевую стоимость приватизированного имущества пересчитать в долларах по паритету покупательной способности двух валют, то получится сумма порядка 1,5 трлн долларов.
Перечисление фактов вопиющего ограбления России под видом радикальных монетаристских реформ можно было бы продолжать и продолжать, но и сказанного достаточно для вывода о том, что отечественный либерал в случае его трансформации в крайний тип прозападного реформатора становится предателем своей собственной страны.
По ходу наших рассуждений прочертим вертикальную линию. На ее верх поставим тип держиморды. Внизу изобразим прозападного либерала реформатора. Проведем в середине вертикальной линии горизонтальную, образовав крест. По мере приближения к его центру тип держиморды преобразуется, словно в сказке о гадком утенке, в тип просвещенного патриота. Аналогичным образом при движении в направлении центра креста тип ультра западника преобразуется в тип конструктивного реформатора, служащего уже не заокеанским интересам, а своей родине.
На левом конце горизонтальной линии изобразим тип фанатичного революционера, который считает, что человек ,своим разумом способен сконструировать наилучший и единственный тип личности и самый совершенный вариант устройства общества, после чего методом насилия возможно претворение сконструированной схемы в жизнь. Так случилось в 1917 году.
По мере продвижения к центру креста, тип фанатичного революционера преобразуется в разумного реформатора, осознающего возможности и границы сферы человеческой активности, различающего ситуации, в которых человеку нужно положиться на себя и в которых следует уповать на провидение.
Правый конец горизонтальной линии отдадим социальному типу обывателя – самого обычного человека, который в крайней точке своего падения практически полностью атомизируется, стремится в одних ситуациях просто выжить, а в других – комфортабельно обустроить жизнь своей семьи. Когда подавляющее большинство населения страны сконцентрировано на правом конце горизонтальной линии, народ превращается в толпу и уже почти не оказывает влияния на определение курса развития страны. Тогда этот курс формируют люди, занимающие место на трех других концах социального креста. Однако по мере продвижения большинства населения страны от конца горизонтальной линии креста к его центру социальный тип обывателя преобразуется в социальный тип гражданина; соответственно, население преображается в народ, становясь уже не только объектом истории, но и ее субъектом.
Общество распято и страдает на социальном кресте в той мере, в какой в нем доминируют люди, принадлежащие к полюсам этого креста. Общество возрождается, освобождаясь от распятия на кресте, в той мере, в какой в нем начинает преобладать тип людей, символизируемый серединой креста. Соответственно такому преобладанию, каждый из четырех крайних социальных типов преобразуется в направлении своего духовного возрождения.
Если люди, находящиеся на всех четырех концах социального креста, пребывают во вражде друг к другу, то люди, приближающиеся к середине этого креста, не только находятся в социальном мире, но и взаимно дополняют, усиливают друг друга. Социальный тип человека, символизируемый серединой креста, характеризуется объединением в себе всех, тех четырех положительных начал общества, которые, откалываясь в свое «самостийное» крайнее существование, превращаются в начала отрицательные и разрушительные, в начала, оторванные от других начал, призванных взаимодополнять друг друга.
Центральный социальный тип, как это ни парадоксально на первый взгляд, укрепился в личностях весьма значительного числа россиян. Однако до сих пор роль этого типа в определении политико-экономического курса страны и в СМИ крайне незначительна. Причина в том, что люди этого типа, сравнительно быстро сформировавшегося в России в последнее время, практически начисто лишены оргструкгур, финансовой поддержки, материальной базы, доступа к СМИ. В результате люди этого типа на внешнем плане изолированы друг от друга, не являя собою (пока!) особого социального слоя. Они атомизированы, а потому растворены среди людей, пребывающих на правом полюсе социального креста. Однако в случае объединения людей центрального типа они не только займут принадлежащую им по праву середину креста, но и «перемагнитят» большую часть населения страны, пребывающую на правом конце, что обеспечит его пробуждение и значительное перемещение к центру.
Образование сообществ людей центрального социального типа может и должно начаться в виде цепной реакции. В одном случае начало такой реакции может положить возникновение «критической массы» таких людей, объединившихся в достаточно влиятельную группу, имеющую доступ к материальным и финансовым ресурсам, а также к СМИ. В другом случае дальнейшая деградация общества вызовет столь мощный пресс страдания, что под его тяжестью люди центрального социального типа станут быстро находить друг друга, объединять свои усилия и тем самым сверхбыстрыми темпами сколачивать организационный капитал, который, будучи наиважнейшим, потянет за собой капитал материальный и денежный, а также силовой. Вполне вероятно сочетание обоих охарактеризованных выше вариантов. Что дает нам основание сделать столь оптимистический прогноз социального возрождения России? Вера? Интуиция? Здравый смысл и трезвый анализ?
Ответим: все, вместе взятое. Не касаясь таких деликатных моментов, как вера и интуиция, очертим лишь результаты трезвого анализа.
Когда на жизнь отдельного человека или целого народа оказывается мощное давление, угрожающее самому его существованию, возникает колоссальный всплеск жизненной активности, направленной сначала на выживание, а потом и на достойную жизнь.
Не будет преувеличением сказать, что радикальные реформаторы поставили население России на грань выживания. Ошибочно думать, что люди не сопротивляются нависшей над ними угрозе, что они потеряли волю к жизни и безропотно сходят с лица планеты. Сопротивляются, борются! И еще как! Чего только стоит сопротивление в сфере производства, науки, образования, культуры. Если бы методы российской шокотерапии были внедрены в экономику любой западной страны, включая и США, то полный экономический крах наступил бы в течение всего нескольких месяцев, производство бы полностью остановилось. Там никто не стал бы работать за зарплату, сниженную в 5-10 раз! В России же производство хоть и резко упало, но все еще живет целых десять лет. Реальное финансирование сферы образования сократилось в 8 раз, науки – в 20 раз по отношению к 1990 году. И тем не менее российские наука и образование до сих пор превосходят своих конкурентов в любой стране Запада, кроме США, продолжая конкурировать с ними по ключевым направлениям научных исследований.
Россияне до сих пор, будучи социально атомизированы в своей массе, пытаются выжить в одиночку. Из-за этого в обществе пока еще не было достаточно серьезных и соответствующих масштабам страны протестов против прозападного курса реформ, что и создает иллюзию смирения россиян с гибелью еврей страны.
Недалеко то время, когда в России тем или иным путем образуется достаточная критическая масса личностей, осознавших необходимость объединения усилий для выживания. Первыми такую необходимость осознали люди, стоящие за гранью закона, с чем и связано разрастание организованной преступности в последние годы. Однако и люди доброй воли неизбежно станут объединяться. Стоит лишь однажды возникнуть достаточно мощному объединению такого рода, как оно породит цепную реакцию, которая и будет означать начало возрождения российского общества.
Лакмусовой бумажкой этого возрождения станет жесткое требование народа к власти, заключающееся в безусловном служении его интересам. В такой ситуации люди, вошедшие во власть, либо должны будут служить народу, либо они будут практически немедленно сброшены с властного олимпа. Само осознание этой ситуации явится весьма сильнодействующим средством, ограничивающим произвол властей. В известной мере подобная трансформация уже стала происходить с действующей властью, постепенно меняющей курс развития страны.
Изживание иллюзий – это условие, предпосылка обнаружения подлинного пути. И Россия такой предпосылкой уже обладает!
Говоря о собственном пути России, попытаемся очертить его особые вехи, которые при желании могут быть структурированы в цельную систему. Прежде всего начнем с проблемы духовного возрождения народа. В последнее время стало модно конструировать идею, которая могла бы вдохновить и объединить российское общество. Подобные конструкторские притязания заведомо бесплодны. Идея духовного предназначения России живет в глубине народной души, она изначально присутствует в духовной сфере. Поэтому ее бессмысленно конструировать. Общество может ее лишь осознать в меру своего развития и осуществить в меру сил и возможностей, с учетом времени, места и обстоятельств. Одна и та же идея, извечная для Руси, может представляться в самых разных видах и формах на протяжении истории. Можно определить те или иные виды и формы ее проявления, можно даже заниматься социальным конструированием по поводу осуществления данной идеи на том или ином этапе истории, но определить саму идею нельзя, поскольку она выходит за рамки логических конструкций и конкретных форм проявления. Идею духовного предназначения России можно воспринимать только духовно, сердцем, ибо духовное воспринимается только духовным. И лишь поэт, поднимаясь до уровня духовной экзальтации, способен духовно созерцать идею России, помогая другим людям подняться на соответствующий уровень духовного сопереживания.
Если невозможно говорить о самой идее России, то не только можно, но и необходимо анализировать российское общественное сознание, его свойства, тенденции и динамику развития, искать пути, методы и форму его преобразования.
Все жители нашей страны движимы самыми разнообразными интересами. Одни сознают свои интересы более-менее отчетливо, другими движут бессознательные мотивы. Но при всем разнообразии жизненных интересов огромной страны, в социально-политическом и экономическом плане существуют два диаметрально противоположных жизненных интереса. Это интерес тех, для кого Россия – наша страна и интерес тех, для кого она – эта страна.
Вторых явное меньшинство. Но именно они определили "курс реформ", предтечей которых явилась так называемая перестройка и которые затягивают нашу страну в пучину разрухи.
Конец ознакомительного фрагмента.