Вы здесь

Законодательство об арбитраже (третейском разбирательстве) в странах СНГ. Закон Республики Беларусь «О третейских судах»[4] (А. И. Зайцев, 2017)

Закон Республики Беларусь «О третейских судах»[4]

Настоящим Законом определяются порядок создания (образования) и деятельности третейских судов (за исключением международных арбитражных (третейских) судов), требования, предъявляемые к третейскому соглашению, порядок третейского разбирательства и исполнения решений третейских судов, а также регулируются иные вопросы, связанные с деятельностью этих судов.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие третейского суда

Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (далее – третейский суд для разрешения конкретного спора).


Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о третейском суде

Законодательство Республики Беларусь о третейском суде основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.


Статья 3. Постоянно действующий третейский суд

Постоянно действующий третейский суд является некоммерческой организацией либо обособленным подразделением (подразделением) юридического лица.

Государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут образовывать третейские суды.

Для создания и деятельности постоянно действующего третейского суда учредители (один из учредителей по соглашению между ними) в случае, когда постоянно действующий третейский суд создается в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо в случае, когда постоянно действующий третейский суд создается в качестве обособленного подразделения (подразделения) этого юридического лица, должны утвердить регламент постоянно действующего третейского суда, которым определяются порядок его деятельности, правила третейского разбирательства, список третейских судей, содержащий сведения о третейских судьях (дата рождения, образование, специальность, последнее место работы, общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, круг вопросов, в сфере которых специализируется третейский судья).

Регламент постоянно действующего третейского суда должен соответствовать типовому регламенту постоянно действующего третейского суда, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.

Постоянно действующий третейский суд, созданный в качестве некоммерческой организации, действует на основании утвержденного его учредителями устава, который должен содержать помимо сведений, установленных законодательными актами Республики Беларусь, сведения о структуре и компетенции органов управления постоянно действующего третейского суда, порядке образования и использования его имущества.

Постоянно действующий третейский суд, созданный в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, действует на основании положения, утвержденного руководителем юридического лица.

Постоянно действующие третейские суды, созданные в качестве некоммерческих организаций, подлежат государственной регистрации. Постоянно действующие третейские суды, созданные в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, подлежат постановке на учет. Решения постоянно действующего третейского суда, не зарегистрированного или не поставленного на учет в порядке, установленном настоящим Законом, не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.


Статья 4. Третейский суд для разрешения конкретного спора

Третейский суд для разрешения конкретного спора образуется сторонами третейского соглашения и прекращает свою деятельность с окончанием третейского разбирательства по этому спору.

Порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора определяется третейским соглашением с учетом положений настоящего Закона.


Статья 5. Принципы деятельности третейского суда

Деятельность третейского суда основывается на принципах:

• законности, означающей, что при разрешении споров третейские судьи руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь;

• независимости, означающей, что при разрешении споров третейские судьи независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них;

• состязательности и равенства сторон, означающих, что стороны в третейском разбирательстве наделены равными правами и обязанностями;

• автономии воли сторон, означающей, что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору;

• конфиденциальности, означающей, что участники третейского разбирательства не вправе без согласия сторон разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства;

• соблюдения права сторон на юридическую помощь;

• содействия сторонам в достижении ими мирового соглашения на любой стадии третейского разбирательства;

• обязательности для сторон решений третейского суда, означающей, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда;

• окончательности принятых третейским судом решений, означающей, что они не могут быть обжалованы в рамках третейского разбирательства;

• возмездности деятельности третейских судей, означающей, что за свою деятельность по разрешению спора третейские судьи имеют право получить вознаграждение. Деятельность третейских судей не является предпринимательской.


Статья 6. Государственная регистрация, постановка на учет постоянно действующего третейского суда. Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда

Государственная регистрация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Постановка на учет постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, осуществляется главным управлением юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета по месту нахождения юридического лица (далее – соответствующее главное управление юстиции).

Для государственной регистрации постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, в Министерство юстиции Республики Беларусь представляются:

• заявление о государственной регистрации, подписанное учредителями (одним из учредителей по соглашению между ними);

• устав постоянно действующего третейского суда в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);

регламент постоянно действующего третейского суда;

• оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

• соглашение учредителей постоянно действующего третейского суда, предусматривающее право подписи заявления о государственной регистрации одним из них.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, в месячный срок со дня их внесения в Министерство юстиции Республики Беларусь представляются:

• заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, подписанное учредителями (одним из учредителей по соглашению между ними);

• изменения и (или) дополнения, внесенные в устав постоянно действующего третейского суда, в двух экземплярах, оформленные в виде приложения к уставу постоянно действующего третейского суда либо его новой редакции, без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате. doc или. rtf);

• оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования постоянно действующего третейского суда;

• оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

• соглашение учредителей постоянно действующего третейского суда, предусматривающее право подписи заявления о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, одним из них.

Для постановки на учет постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, в соответствующее главное управление юстиции представляются:

• заявление о постановке на учет, подписанное руководителем юридического лица;

• положение о постоянно действующем третейском суде;

• регламент постоянно действующего третейского суда;

• оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации, постановки на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, Министерство юстиции Республики Беларусь, соответствующее главное управление юстиции принимают одно из следующих решений:

• о государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда;

• об отказе в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда.

Государственная регистрация, постановка на учет постоянно действующего третейского суда, государственная регистрация изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, осуществляются в десятидневный срок со дня подачи в Министерство юстиции Республики Беларусь, соответствующее главное управление юстиции надлежащим образом оформленных документов, указанных в частях второй-четвертой настоящей статьи. Зарегистрированному или поставленному на учет постоянно действующему третейскому суду выдается свидетельство о государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, форма которого утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Государственная регистрация, постановка на учет постоянно действующего третейского суда, государственная регистрация изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, могут быть приостановлены на срок до одного месяца в случае наличия устранимых недостатков в оформлении документов, представленных для государственной регистрации, постановки на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда. При устранении в течение установленного срока нарушений, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, постановки на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, рассмотрение представленных документов осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.

Решения об отказе в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, принимаются в случае:

• несоответствия представленных документов требованиям законодательства Республики Беларусь;

• нарушения установленного порядка создания постоянно действующего третейского суда.

Министерство юстиции Республики Беларусь, соответствующее главное управление юстиции в пятидневный срок со дня принятия решения о приостановлении государственной регистрации или постановки на учет постоянно действующего третейского суда либо об отказе в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда в письменной форме сообщают о принятом решении соответственно учредителям (учредителю) постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, руководителю юридического лица, в котором создан постоянно действующий третейский суд в качестве обособленного подразделения (подразделения) этого юридического лица.

Решения Министерства юстиции Республики Беларусь, соответствующего главного управления юстиции об отказе в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав постоянно действующего третейского суда, могут быть обжалованы в месячный срок со дня их получения соответственно в Верховный Суд Республики Беларусь, областной (Минский городской) суд.

Запись о государственной регистрации постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, вносится в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерством юстиции Республики Беларусь в день принятия решения о государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Учет постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, ведется в журналах учета постоянно действующих третейских судов по форме, утверждаемой Министерством юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции Республики Беларусь в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах», в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.


Статья 7. Ликвидация (прекращение деятельности) постоянно действующего третейского суда

Ликвидация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, осуществляется по решению учредителей или уполномоченного уставом органа управления постоянно действующего третейского суда либо суда, входящего в судебную систему Республики Беларусь (далее – суд), в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом и иным законодательством Республики Беларусь.

При ликвидации постоянно действующего третейского суда по решению учредителей или органа управления постоянно действующего третейского суда в Министерство юстиции Республики Беларусь представляются:

• заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;

• решение о ликвидации.

На основании документов, указанных в абзацах втором и третьем части второй настоящей статьи, Министерство юстиции Республики Беларусь:

• в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов вносит сведения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что постоянно действующий третейский суд находится в процессе ликвидации;

• не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление о начале процедуры ликвидации постоянно действующего третейского суда налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению). Указанные органы (организации) представляют в Министерство юстиции Республики Беларусь документы, предусмотренные абзацем третьим части пятой настоящей статьи, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

После утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь:

• печати постоянно действующего третейского суда либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

• ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный учредителями или органом управления постоянно действующего третейского суда, принявшими решение о ликвидации;

• оригиналы устава постоянно действующего третейского суда и свидетельства о его государственной регистрации или заявление об их утрате с приложением сведений о публикации объявлений об их утрате;

• копию публикации в печатном средстве массовой информации о ликвидации постоянно действующего третейского суда, порядке и сроках заявления требований его кредиторами.

Министерство юстиции Республики Беларусь вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него постоянно действующего третейского суда при наличии в совокупности следующих условий:

• ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации документы, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи;

• органами (организациями), указанными в абзаце третьем части третьей настоящей статьи, не представлены справки о наличии (отсутствии) задолженности перед бюджетом, в том числе по платежам, взимаемым таможенными органами, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация о наличии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, и со дня направления Министерством юстиции Республики Беларусь уведомления о начале процедуры ликвидации постоянно действующего третейского суда прошло не менее тридцати пяти рабочих дней либо представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности и информация об отсутствии обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;

• соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов постоянно действующего третейского суда, в том числе по личному составу.

При наличии у постоянно действующего третейского суда непогашенной задолженности, обязательств перед органами (организациями), указанными в абзаце третьем части третьей настоящей статьи, а также при несдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, исключение постоянно действующего третейского суда из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится только после представления документов, подтверждающих погашение такой задолженности и выполнение обязательств перед соответствующим архивом, прекращение обязательств перед таможенными органами.

Ликвидация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Постоянно действующий третейский суд, созданный в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, прекращает свою деятельность по решению руководителя юридического лица, в котором постоянно действующий третейский суд был создан в качестве обособленного подразделения (подразделения) этого юридического лица.

Юридическое лицо, в котором постоянно действующий третейский суд был создан в качестве обособленного подразделения (подразделения) этого юридического лица, при прекращении деятельности такого суда в месячный срок направляет в соответствующее главное управление юстиции заявление о снятии с учета постоянно действующего третейского суда с приложением копии решения о прекращении его деятельности. На основании указанных документов соответствующим главным управлением юстиции в журналах учета постоянно действующих третейских судов производится запись о снятии с учета постоянно действующего третейского суда.


Статья 8. Реестр третейских судей и постоянно действующих третейских судов

Сведения о третейских судьях, а также постоянно действующих третейских судах подлежат включению в Реестр третейских судей и постоянно действующих третейских судов (далее – Реестр третейских судов), ведение которого осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Порядок ведения Реестра третейских судов определяется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Реестр третейских судов формируется на основании сведений Министерства юстиции Республики Беларусь о государственной регистрации, ликвидации постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, письменной информации соответствующих главных управлений юстиции о постановке на учет, снятии с учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, письменных уведомлений постоянно действующих третейских судов об изменении сведений о третейских судьях, включенных в список третейских судей, а также письменных уведомлений о физических лицах, избранных третейскими судьями третейских судов для разрешения конкретного спора.

Письменные уведомления постоянно действующих третейских судов об изменении сведений о третейских судьях, включенных в список третейских судей, направляются в Министерство юстиции Республики Беларусь не позднее десяти дней со дня внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в регламент постоянно действующего третейского суда.

Письменные уведомления о физических лицах, избранных третейскими судьями третейских судов для разрешения конкретного спора, должны содержать сведения о таких физических лицах (фамилия, собственное имя и отчество, дата рождения, образование, специальность, последнее место работы, общий трудовой стаж, стаж работы по специальности), а также сведения о заключенном третейском соглашении, времени и месте третейского разбирательства. Письменное уведомление направляется в Министерство юстиции Республики Беларусь физическим лицом, избранным третейским судьей третейского суда для разрешения конкретного спора (председателем состава этого суда в случае коллегиального разрешения спора), не позднее трех дней до начала третейского разбирательства.

При несоблюдении требований, установленных частью пятой настоящей статьи, решения третейского суда для разрешения конкретного спора не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.

ГЛАВА 2. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Статья 9. Понятие и форма третейского соглашения

Третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, или в виде третейской оговорки – отдельного положения, содержащегося в договоре.

Третейское соглашение считается заключенным, если оно содержится в документе, подписанном сторонами третейского соглашения, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон, включая направление искового заявления и ответ на него, в которых соответственно одна сторона предлагает разрешить спор в третейском суде, а другая не возражает против этого.

Ссылка в договоре на документ, содержащий третейскую оговорку, является третейским соглашением при условии, что этот договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает такую оговорку частью заключенного договора.


Статья 10. Субъекты третейского соглашения

Субъектами третейского соглашения могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица.

Государственные органы, в том числе органы местного самоуправления, не могут быть субъектами третейского соглашения.

В случае перемены сторон в обязательстве по договору, содержащему третейскую оговорку, указанная оговорка не распространяется на новую сторону обязательства.

Полномочия представителя стороны на заключение третейского соглашения должны быть специально оговорены в доверенности.


Статья 11. Содержание третейского соглашения. Изменение и (или) дополнение, прекращение третейского соглашения

Третейское соглашение должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, подлежат разрешению в третейском суде, а также наименование постоянно действующего третейского суда, которому спор будет передан для разрешения, либо порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора.

В третейском соглашении могут содержаться сведения о количестве третейских судей, месте, языке третейского разбирательства и иные сведения, предусмотренные настоящим Законом.

При передаче спора в третейский суд для разрешения конкретного спора стороны в третейском соглашении также должны указать сведения о третейском судье (судьях), порядок его (их) избрания, в том числе путем использования списка третейских судей одного или нескольких постоянно действующих третейских судов.

По соглашению сторон в третейское соглашение могут быть внесены изменения и (или) дополнения, а также третейское соглашение может быть прекращено. Односторонний отказ от третейского соглашения не допускается.


Статья 12. Недействительность третейского соглашения

При несоблюдении требований, предусмотренных статьями 9–11 настоящего Закона, третейское соглашение считается недействительным.

ГЛАВА 3. ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЬИ. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 13. Требования, предъявляемые к третейским судьям

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет должен иметь председатель состава третейского суда, а другие третейские судьи должны иметь любое высшее образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет.

Третейским судьей не может быть физическое лицо:

• являющееся государственным служащим, в том числе осуществляющее полномочия судьи в суде;

• признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

• имеющее судимость;

• полномочия которого в качестве судьи суда, прокурорского работника, сотрудника органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов государственной безопасности, пограничной службы, работника органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговых, таможенных органов, иного государственного служащего, нотариуса, адвоката были прекращены в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, по основаниям, связанным с совершением проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью, – в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Дополнительные требования, предъявляемые к третейским судьям, могут определяться регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 13.12.2011 г. № 325-3, 01.01.2015 г. № 232-3, 05.01.2016 г. № 355-3.)


Статья 14. Состав третейского суда. Количество третейских судей

Формирование состава постоянно действующего третейского суда производится в порядке, установленном настоящим Законом и регламентом постоянно действующего третейского суда, а третейского суда для разрешения конкретного спора – в соответствии с настоящим Законом и третейским соглашением.

Количество третейских судей для разрешения спора определяется регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением и должно быть нечетным. Если в регламенте постоянно действующего третейского суда, третейском соглашении не определено количество третейских судей, избираются (назначаются) три третейских судьи.

Формирование состава третейского суда для третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде производится путем избрания третейских судей сторонами, а если стороны не избрали третейских судей – путем назначения третейских судей председателем постоянно действующего третейского суда.

Формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится путем избрания третейских судей сторонами. При этом, если стороны не договорились об ином, формирование состава такого суда производится в следующем порядке:

• при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью. Если одной из сторон не избран третейский судья в течение пяти дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение пяти дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, этот спор может быть передан на рассмотрение суда;

• если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение пяти дней не избирают третейского судью, этот спор может быть передан на рассмотрение суда.


Статья 15. Отвод, самоотвод третейского судьи

Отвод третейскому судье может быть заявлен в случае:

• несоблюдения требований, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона;

• наличия прямой или косвенной личной заинтересованности судьи в исходе третейского разбирательства;

• наличия иных обстоятельств, вызывающих сомнение в объективности и беспристрастности судьи.

В случае обращения к какому-либо физическому лицу в целях его возможного избрания (назначения) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, являющихся основанием для его отвода.

В случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для отвода, возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен без промедления сообщить об этом сторонам и заявить самоотвод.

Сторона может заявить отвод третейскому судье в случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для его отвода, стали известны этой стороне после избрания (назначения) отводимого третейского судьи.

Письменное мотивированное заявление об отводе третейского судьи должно быть подано стороной в течение пяти дней со дня, когда ей стали известны обстоятельства, являющиеся основанием для отвода третейского судьи.

Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона не согласна с отводом третейского судьи, вопрос об отводе третейского судьи при коллегиальном разрешении спора разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в десятидневный срок со дня получения письменного мотивированного заявления стороны. Вопрос об отводе третейского судьи, разрешающего спор единолично, решается этим же третейским судьей, если иное не предусмотрено регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.


Статья 16. Прекращение полномочий третейского судьи

Полномочия третейского судьи прекращаются:

• после принятия решения третейского суда по конкретному делу. В случаях, предусмотренных статьями 38-40 настоящего Закона, полномочия третейского судьи возобновляются, а затем прекращаются после совершения действий, предусмотренных этими статьями;

• в связи с отводом, самоотводом третейского судьи;

• в случае неспособности третейского судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени исполнять обязанности третейского судьи;

• в случае смерти третейского судьи.

В регламенте постоянно действующего третейского суда, третейском соглашении могут быть установлены дополнительные основания для прекращения полномочий третейского судьи.


Статья 17. Замена третейского судьи

В случае прекращения полномочий третейского судьи до принятия решения третейского суда по конкретному делу другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) третейского судьи, подлежащего замене.

ГЛАВА 4. ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Статья 18. Понятие и правила третейского разбирательства

Третейское разбирательство – процесс разрешения спора, который осуществляется третейским судом при наличии третейского соглашения о передаче спора этому третейскому суду.

Правила третейского разбирательства определяются настоящим Законом, а также регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением, которые не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Республики Беларусь.

Третейское разбирательство в третейском суде для разрешения конкретного спора осуществляется в соответствии с правилами, установленными регламентом постоянно действующего третейского суда, при условии, что в третейском соглашении содержится указание об обязательности для сторон регламента конкретного постоянно действующего третейского суда.


Статья 19. Споры, разрешаемые третейским судом

Третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является такой третейский суд, а также споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.


Статья 20. Язык третейского разбирательства

Третейское разбирательство ведется на белорусском или русском языке, если стороны не договорились об ином.

Сторона, представляющая документы и иные материалы не на языке третейского разбирательства, обеспечивает их перевод на язык третейского разбирательства.


Статья 21. Место третейского разбирательства

Место третейского разбирательства определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон, если стороны не договорились об ином.

В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны могут по своему усмотрению договориться о месте третейского разбирательства.


Статья 22. Стороны третейского разбирательства и их права

Сторонами третейского разбирательства являются истец и ответчик.

Истцом является физическое или юридическое лицо, заключившее третейское соглашение и предъявившее в третейский суд иск в защиту своих прав и законных интересов.

Ответчиком является физическое или юридическое лицо, заключившее третейское соглашение, к которому в третейском суде предъявлен иск.

Стороны третейского разбирательства имеют право:

• знакомиться с документами и иными материалами третейского разбирательства, делать выписки из них и снимать копии;

• представлять доказательства;

• заявлять отвод третейским судьям;

• задавать вопросы другим участникам третейского разбирательства, давать устные и письменные объяснения;

• представлять свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе третейского разбирательства;

• заявлять ходатайства, возражать против ходатайств и доводов другой стороны;

• знакомиться с протоколом заседания третейского суда и представлять по нему письменные замечания;

• ходатайствовать перед судом о принудительном исполнении решения третейского суда;

• обжаловать решение третейского суда в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

• иные права, предусмотренные настоящим Законом, регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.


Статья 23. Разъяснение третейским судом сторонам, другим участникам третейского разбирательства их прав и обязанностей

Третейский суд разъясняет сторонам, другим участникам третейского разбирательства их права и обязанности, связанные с участием в третейском разбирательстве, а также предупреждает о последствиях ненадлежащего осуществления прав, отказа от их осуществления либо неисполнения или ненадлежащего исполнения соответствующих обязанностей.


Статья 24. Подача искового заявления. Форма и содержание искового заявления

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме подается в третейский суд, указанный в третейском соглашении.

В исковом заявлении должны быть указаны:

• дата подачи искового заявления;

• наименование и место нахождения юридических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства, фамилия, собственное имя, отчество, место жительства (место пребывания) физических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства, а также банковские реквизиты сторон (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

• сведения о заключенном третейском соглашении;

• требования истца;

• обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

• доказательства, подтверждающие требования истца;

• цена иска, если иск подлежит оценке;

• перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

Регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления.

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. К исковому заявлению, подписанному представителем истца, должен быть приложен документ, подтверждающий его полномочия.

В ходе третейского разбирательства истец вправе изменить или дополнить свои исковые требования.


Статья 25. Принятие решения о компетенции третейского суда

Третейский суд, приняв исковое заявление, в течение пяти дней направляет копию искового заявления ответчику, убеждается в наличии и действительности третейского соглашения, изучает представленные истцом документы и иные материалы, самостоятельно с учетом положений настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь принимает решение о наличии или об отсутствии у него компетенции на разрешение конкретного спора.

Третейский суд вправе отложить на срок до семи дней рассмотрение вопроса относительно наличия у него соответствующей компетенции.

При принятии решения о наличии у третейского суда компетенции на разрешение конкретного спора третейским судом выносится определение в соответствии с частью первой статьи 26 настоящего Закона.

При принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции на разрешение конкретного спора третейским судом выносится определение об отказе в разрешении спора, копии которого направляются сторонам. При этом истцу возвращаются его исковое заявление и приложенные к нему документы и иные материалы.


Статья 26. Возбуждение третейского разбирательства. Срок третейского разбирательства

Третейский суд, приняв решение о наличии у него компетенции на разрешение конкретного спора, выносит определение о возбуждении третейского разбирательства, извещает стороны о времени и месте третейского разбирательства, предлагает ответчику представить письменный отзыв на исковое заявление.

Третейское разбирательство должно быть осуществлено в течение трех месяцев со дня вынесения третейским судом определения о возбуждении третейского разбирательства, если более длительный срок в пределах одного года не предусмотрен третейским соглашением.


Статья 27. Возвращение искового заявления

Третейский суд возвращает истцу исковое заявление и приложенные к нему документы и иные материалы в случае, если:

• между сторонами отсутствует третейское соглашение или установлена его недействительность;

• в исковом заявлении непосредственно затрагиваются права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения;

• исковое заявление подано в третейский суд, не предусмотренный третейским соглашением;

• исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание;

• истцом подано заявление об отзыве из третейского суда искового заявления;

• в производстве этого же или иного третейского суда, суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

• в иных случаях, предусмотренных регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.

Возвращение третейским судом искового заявления не препятствует после устранения обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, повторному обращению истца в третейский суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.


Статья 28. Отзыв на исковое заявление

Ответчик вправе представить письменный отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои разъяснения по существу заявленных против него требований, а также возражения против иска.

Письменный отзыв на исковое заявление направляется истцу и в третейский суд в порядке и срок, предусмотренные регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.

Если регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением срок представления письменного отзыва на исковое заявление не определен, этот отзыв представляется до первого заседания третейского суда.

В ходе третейского разбирательства ответчик вправе изменить или дополнить возражения против иска.


Статья 29. Предъявление встречного иска и зачет встречных требований

Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованием истца и встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением.

Встречный иск может быть предъявлен в ходе третейского разбирательства до принятия решения третейским судом, если сторонами не согласован иной срок для предъявления встречного иска.

Встречный иск предъявляется с учетом требований, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона.

Истец вправе представить возражения против встречного иска в порядке и срок, предусмотренные регламентом постоянно действующего третейского суда, третейским соглашением.

Ответчик вправе потребовать зачета встречного требования в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь, если стороны не договорились об ином.


Статья 30. Принятие мер по обеспечению иска

Заявление (ходатайство) об обеспечении иска, рассматриваемого третейским судом, подается стороной в суд по месту третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты меры по обеспечению иска. Подача в суд заявления (ходатайства) об обеспечении иска осуществляется с учетом общих правил о подведомственности, установленных соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.

К заявлению (ходатайству) об обеспечении иска прилагается определение третейского суда о возбуждении третейского разбирательства.

Обращение стороны в суд с заявлением (ходатайством) об обеспечении иска и принятие судом мер по его обеспечению не могут рассматриваться как несовместимые с третейским соглашением или как отказ от такого соглашения.

Определение суда об обеспечении иска, рассматриваемого третейским судом, может быть отменено судом, вынесшим это определение, по заявлению (ходатайству) одной из сторон. Решение третейского суда об отказе в удовлетворении исковых требований является основанием для отмены судом принятых мер по обеспечению иска.

Рассмотрение судом заявления (ходатайства) об обеспечении иска или вопроса об отмене обеспечения иска и вынесение им определений об обеспечении иска, или об отказе в обеспечении иска, или об отмене обеспечения иска, или об отказе в отмене обеспечения иска осуществляются в порядке, установленном соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.


Статья 31. Представление и исследование доказательств

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Третейский суд обязан непосредственно исследовать все имеющиеся по делу доказательства.

Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

Доказательствами являются сведения, полученные в порядке, установленном соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь, на основании которых третейский суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.


Статья 32. Участие сторон в заседании третейского суда

Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения в заседании третейского суда своей позиции и защиты своих прав и законных интересов.

Полномочия представителей сторон должны быть оформлены с соблюдением требований, предусмотренных соответственно гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь.

Извещение о времени и месте третейского разбирательства должно быть направлено сторонам не позднее десяти дней до заседания третейского суда, если стороны не договорились об ином.

Если стороны не договорились об ином, дело рассматривается в закрытом заседании третейского суда.

Копии всех документов и иных материалов, которые представляются третейскому суду одной из сторон в заседании третейского суда, должны быть переданы третейским судом другой стороне по ее ходатайству, если стороны не договорились об ином. Экспертные заключения, на которых третейский суд основывает свое решение, должны быть переданы третейским судом сторонам.


Статья 33. Последствия непредставления сторонами документов и иных материалов, а также неявки сторон

Непредставление сторонами документов и иных материалов, а также неявка в заседание третейского суда сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте третейского разбирательства, не являются препятствием для третейского разбирательства, если причина непредставления документов и иных материалов или неявки сторон в заседание третейского суда признана им неуважительной.

Непредставление ответчиком письменного отзыва на исковое заявление не может рассматриваться как признание им исковых требований и служить препятствием к разрешению спора в третейском суде.


Статья 34. Назначение и проведение экспертизы

Третейский суд по ходатайству сторон (одной из сторон) может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления документов и иных материалов, необходимых для проведения экспертизы.

Средства, необходимые для проведения экспертизы в третейском суде, вносятся предварительно сторонами (одной из сторон), заявившими ходатайство о ее проведении, путем выплаты (перечисления) их эксперту (экспертам).

Эксперт (эксперты), а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определяются третейским судом с учетом мнения сторон.

Экспертное заключение представляется экспертом (экспертами) в письменной форме.

Эксперт (эксперты) при условии, что об этом просит одна из сторон либо третейский суд посчитает это необходимым, должен после представления экспертного заключения принять участие в заседании третейского суда, на котором сторонам и третейским судьям предоставляется возможность задавать эксперту (экспертам) вопросы, связанные с проведением экспертизы и представленным экспертным заключением.


Статья 35. Протокол заседания третейского суда. Замечания на протокол. Звуко- или видеозапись третейского разбирательства

Если стороны не договорились об ином, в заседании третейского суда ведется протокол. Лицо, ведущее протокол, определяется третейским судом.

Протокол подписывается третейскими судьями с учетом положений части третьей статьи 37 настоящего Закона не позднее трех дней со дня окончания заседания третейского суда, а по сложным делам – в течение более длительного срока, но не позднее десяти дней со дня окончания заседания третейского суда.

Стороны третейского разбирательства вправе знакомиться с протоколом и в течение трех дней со дня его подписания могут подать письменные замечания на этот протокол с указанием на допущенные в нем неправильности и неполноту.

Замечания на протокол рассматриваются третейским судом в пятидневный срок со дня их подачи. В случае согласия с замечаниями третейский суд выносит определение о приобщении их к протоколу.

В случае несогласия с замечаниями на протокол третейский суд выносит определение об их отклонении.

Замечания на протокол и определение третейского суда об их отклонении приобщаются к протоколу.

При отсутствии возражений сторон в постоянно действующем третейском суде ведется звуко- или видеозапись третейского разбирательства, которая вместе с протоколом приобщается к материалам дела.

Конец ознакомительного фрагмента.