Предисловие к первому изданию
Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды – основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность, столь характерная особенность советского здравоохранения.
Научная профилактика в педиатрии своими корнями уходит в далекую историю народной медицины. В России с древних времен детей приучали к холоду, к физическому труду. Народная мудрость усматривала в этом главный, а может быть, и единственный по тем временам источник здоровья. Русские врачи XVIII века – Н.М.Амбодик, С.Г. Зыбелин, А. И. Полунин уже тогда отмечали необходимость использования природных факторов для укрепления здоровья детского организма. Выдающиеся детские врачи – Н.Ф. Филатов, А. А. Кисель, Н.П. Гундобин, Г. Н. Сперанский видели в закаливании детского организма неисчерпаемый источник здоровья детей. Ещё в 1910 году Г. Н. Сперанский публикует первую в России книгу о закаливании детей. В наши дни наряду со специфической профилактикой, различными противоэпидемическими мероприятиями, предупреждающими возникновение инфекционных заболеваний, не меньшее значение имеет неспецифическая профилактика, которая способствует увеличению сопротивляемости организма ребенка к средовым факторам. Высокий уровень неспецифической профилактики немыслим без правильного режима дня, рационального вскармливания ребенка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.
Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И. Р. Тарханов. Существенный вклад в проблему адаптации человека внесли: французский физиолог Клод Бернар, канадский исследователь Г. Селье и видный советский физиолог академик П. К. Анохин. К. Бернаром разработаны общие представления о гомеостазе организма. Г. Селье показал значение гормонов гипофиза и коры надпочечников в адаптации организма к чрезвычайным воздействиям внешней среды. П. К. Анохин раскрыл механизмы саморегуляции функциональных систем, обеспечивающих поддержание оптимального для организма уровня температуры тела.
Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились: Е. Г. Леви-Гориневской, Г. Н. Сперанским, Е.Д. Заблудовской, И. К. Талановой, 3. С. Уваровой, Р. Г. Сорочек, В. П. Спириной, Г. П. Юрко и др. Крупнейшие педиатры страны: М.Я. Студеникин, Г. Н. Сердюковская, Н.С. Кисель, В. А. Таболин, Е.Ч. Новикова, Ю.Е. Ведбтищев являются активными сторонниками закаливания детей.
Настоящая книга ставит своей целью помочь детским врачам в проведении закаливающих мероприятий для детей раннего и дошкольного возраста. В книге в сжатом виде представлены физиологические механизмы закаливания детей. Основная часть книги посвящена практическим рекомендациям в проведении закаливания. Наряду со сложившимися формами закаливания, разработанными Г.Н. Сперанским, Е.Д. Заблудовской, 3.С. Уваровой, В. П. Спириной, Р. Г. Сорочек, Г. П. Юрко, в нее вошли и новые методы, ранее не освещавшиеся в медицинской литературе.
Чл. – кор. АМН СССР проф. К. В. Судаков